РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ НА УРОКАХ ХИМИИ
статья по химии на тему
Самостоятельная работа является важной и неотъемлемой частью любого урока, так как она заставляет работать мысль, прочнее и глубже усваивать изучаемый материал. Самостоятельные работы должны быть разнообразны, их продолжительность оптимальна для данного класса. По мнению К.Д. Ушинского: “ …дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и односторонностью”.
Активизация мыслительной деятельности учащихся должна осуществляться учителем на каждом уроке у каждого учащегося. Это достигается путем использования самостоятельных заданий различного характера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.85 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ НА УРОКАХ ХИМИИ
МЕДВЕДЕВА ОЛЬГА ВАЛЕРИЕВНА
МБОУ «Икрянинская средняя общеобразовательная школа»
www.olenka.1984.2007@yandex.ru
Каждое вновь полученное знание оказывает определенное влияние на развитие мышления учащихся. В свою очередь характер умственного развития определяет уровень усвоения знаний. Поэтому наряду с вооружением учащихся системой научных знаний одной из основных задач обучения является развитие мышления и активизация мыслительной деятельности учащихся в процессе овладения ими знаний по химии.
Что же такое мышление?
Мышление – творческий, познавательный процесс, отражающий отношения мира, предметов и явлений, законы объективного мира. Организация самостоятельной работы на уроке – очень ответственная и сложная работа для каждого учителя. Учитель должен научить учащегося самостоятельно овладевать знаниями, систематизировать полученные знания, формировать свое мировоззрение, и главное, научить применять полученные знания в практической деятельности. Самостоятельная работа является важной и неотъемлемой частью любого урока, так как она заставляет работать мысль, прочнее и глубже усваивать изучаемый материал. Самостоятельные работы должны быть разнообразны, их продолжительность оптимальна для данного класса. По мнению К.Д. Ушинского: “ …дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и односторонностью”. [1]
Активизация мыслительной деятельности учащихся должна осуществляться учителем на каждом уроке у каждого учащегося. Это достигается путем использования самостоятельных заданий различного характера.[2]
1) Например, по мере накопления знаний о веществах возможны разные способы их классификации: простые и сложные вещества; вещества, относящиеся к разным классам; электролиты и неэлектролиты; окислители и восстановители; растворимые и нерастворимые воде вещества и т.д.
Установите признак классификации веществ и определите, какой объект является лишним в ряду:
СаО, Na2O, SO2, BaO.
2) Использование творческих заданий.
Творческие задания – это наиболее трудные познавательные задания, для выполнения которых необходимы система химических знаний, умений и опыт эвристической деятельности. Творческими могут быть задания в форме химических задач, дидактических игр и т.д. К ним относят многие химические загадки, позволяющие сделать процесс обучения более интересным и продуктивным.
а) На вес аурум.
(на вес золота)
б) Верная любовь ни в огне не горит, ни в H2O не тонет.
(Верная любовь ни в огне не горит, ни в воде не тонет)
в) Куй феррум – пока горячо.
(Куй железо – пока горячо)
г) Белый, как карбонат кальция.
(Белый как мел).
3) Использование химических диктантов.
Химический диктант – метод, который относится к письменной форме контроля знаний учащихся. При проведении химических диктантов активизируется мыслительная деятельность учащихся, самопроизвольно запоминаются специальные сведения по предмету. Химический диктант несет дополнительные сведения к изучаемой теме, помогает понять применение химических знаний в производстве, медицине, быту. Он подтверждает связь науки с жизнью, осуществляет межпредметные связи, развивает кругозор, широту и научность взглядов, усиливает мотивацию к изучению предмета.
Вставьте пропущенное слово «атом» или «молекула»:
а) химический элемент – это вид … ;
б) …простых веществ образованы … одного химического элемента;
в) …воды образованы….водорода и …..кислорода.
Диктанты вызывают большой интерес учащихся. Они оказались особенно полезными при обобщении и систематизации пройденного материала, а также для первичного закрепления знаний учащихся.
4) Применение тестов интеллекта.
Сочетание тестовых заданий разных видов (тестов дополнения, выборочного, сличения) позволяет не только развивать умственные и мыслительные умения учащихся, но и не терять интереса к предмету.
1. Символ химического элемента натрия:
1) Ca 2) Na 3) Ba 4) S
2. Название химического элемента Ag:
1) серебро 3) золото
2) бром 4) цинк
3. Латинское название химического элемента Fe:
1) Phosphorus 3) Ferrum
2) Aurum 4) Chlorum
4. Русское название химического элемента Cuprum:
1) фосфор 3) магний
2) медь 4) алюминий
5. Символ химического элемента кальция:
1) K 2) C 3) Si 4) Ca
6. Соотнесите:
Название химического элемента
А) фосфор В) барий
Б) калий Г) кремний
Символ химического элемента
1) S 4) N
2) P 5) Ba
3) Si 6) K
5) Использование межпредметных связей.
При изучении химии прослеживаются межпредметные связи с предметами естественно – математического цикла. Однако внесение литературных отрывков, загадок или стихов в современный урок химии придаёт изучаемому материалу особую привлекательность и развивает интерес учащихся.[3] Использование литературных загадок развивает логическое мышление учащихся, а так же способствует их эвристической деятельности на уроке:
Я в периодической системе
Живу на третьем этаже.
Хоть группа у меня седьмая,
Но применяюсь я везде.
Кислоты, соли есть повсюду,
Даже в воде встречаюсь я.
Я очень – очень счастлив буду,
Коль назовёте вы меня. (хлор)
Применение описанных приемов придаёт уроку химии особую загадочность и является одним из способов развития интереса к химии как к науке, а также способствует развитию мыслительной деятельности учащихся.
Литература
- Зуева М.В. Развитие учащихся при обучении химии: пособие для учителей / М. В. Зуева.– М.: Просвещение, 1978.– 190 с.
- Козлова Е.Г. Давайте поиграем. (Развитие творческого мышления учащихся)// Химия в школе. –1998. – №5. – С. 44-46
- Комиссарова С.В. Если интересно, то будет результат// Химия в школе. –1988. – №1. – С. 49-54
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активизация мыслительной деятельности учащихся через различные формы работы на уроках математики.
Теоретической основой моего опыта служит дидактическая теория Ю.К Бабанского: «Теория оптимизации учебно-воспитательного процесса». Оптимизация процесса обучения предполагает создание необходимых усло...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/26/picture-326734-1382772132.jpg)
Развитие познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках химии с использованием ИКТ
По моему мнению, современный урок должен быть интересным, познавательным, обязан учитывать интересы учащихся, оставлять некоторую недосказанность и побуждать к творчеству, чтобы реб...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЧТЕНИЯ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Никитина Светлана Юрьевна учитель начальных классов МБОУ СОШ № 75 (филиал)
Ученые отмечают, что в наше быстро меняющееся время, с которым связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит увеличение объёма знаний человека в структуре мышления. Но...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/02/picture-256191-1385995767.jpg)
Статья "Активизация мыслительной деятельности учащихся через организацию самостоятельной работы на уроках математики"
Обучение математике способствует умственному развитию, в процессе которого у учащихся вырабатываются умения обобщать и конкретизировать, систематизировать и классифицировать, проводить анализ. Формиру...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/02/picture-1159475-1567447210.jpg)
Повышение качества знаний через развитие мыслительной деятельности обучающихся на уроках технологии( ДОКЛАД)
Выступление на МО...
«Активизация познавательной деятельности обучающихся через систему использования ИКТ на уроках истории»
Развитие научно-технической базы современных образовательных учреждений, изменение интересов современных обучающихся, увлекающихся компьютерными технологиями, вынуждают преподавателя искать все новые ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/10/picture-1211878-1583861481.jpg)
"Развитие учебно-познавательной деятельности учащихся через организацию самостоятельной работы на уроках информатики
Стремительное развитие информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) открывает новые перспективы в сфере образования. Важнейшей задачей системы образования является применение методов обучения, о...