РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ НА УРОКАХ ХИМИИ
статья по химии на тему
Самостоятельная работа является важной и неотъемлемой частью любого урока, так как она заставляет работать мысль, прочнее и глубже усваивать изучаемый материал. Самостоятельные работы должны быть разнообразны, их продолжительность оптимальна для данного класса. По мнению К.Д. Ушинского: “ …дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и односторонностью”.
Активизация мыслительной деятельности учащихся должна осуществляться учителем на каждом уроке у каждого учащегося. Это достигается путем использования самостоятельных заданий различного характера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
medvedeva.docx | 21.85 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ НА УРОКАХ ХИМИИ
МЕДВЕДЕВА ОЛЬГА ВАЛЕРИЕВНА
МБОУ «Икрянинская средняя общеобразовательная школа»
www.olenka.1984.2007@yandex.ru
Каждое вновь полученное знание оказывает определенное влияние на развитие мышления учащихся. В свою очередь характер умственного развития определяет уровень усвоения знаний. Поэтому наряду с вооружением учащихся системой научных знаний одной из основных задач обучения является развитие мышления и активизация мыслительной деятельности учащихся в процессе овладения ими знаний по химии.
Что же такое мышление?
Мышление – творческий, познавательный процесс, отражающий отношения мира, предметов и явлений, законы объективного мира. Организация самостоятельной работы на уроке – очень ответственная и сложная работа для каждого учителя. Учитель должен научить учащегося самостоятельно овладевать знаниями, систематизировать полученные знания, формировать свое мировоззрение, и главное, научить применять полученные знания в практической деятельности. Самостоятельная работа является важной и неотъемлемой частью любого урока, так как она заставляет работать мысль, прочнее и глубже усваивать изучаемый материал. Самостоятельные работы должны быть разнообразны, их продолжительность оптимальна для данного класса. По мнению К.Д. Ушинского: “ …дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и односторонностью”. [1]
Активизация мыслительной деятельности учащихся должна осуществляться учителем на каждом уроке у каждого учащегося. Это достигается путем использования самостоятельных заданий различного характера.[2]
1) Например, по мере накопления знаний о веществах возможны разные способы их классификации: простые и сложные вещества; вещества, относящиеся к разным классам; электролиты и неэлектролиты; окислители и восстановители; растворимые и нерастворимые воде вещества и т.д.
Установите признак классификации веществ и определите, какой объект является лишним в ряду:
СаО, Na2O, SO2, BaO.
2) Использование творческих заданий.
Творческие задания – это наиболее трудные познавательные задания, для выполнения которых необходимы система химических знаний, умений и опыт эвристической деятельности. Творческими могут быть задания в форме химических задач, дидактических игр и т.д. К ним относят многие химические загадки, позволяющие сделать процесс обучения более интересным и продуктивным.
а) На вес аурум.
(на вес золота)
б) Верная любовь ни в огне не горит, ни в H2O не тонет.
(Верная любовь ни в огне не горит, ни в воде не тонет)
в) Куй феррум – пока горячо.
(Куй железо – пока горячо)
г) Белый, как карбонат кальция.
(Белый как мел).
3) Использование химических диктантов.
Химический диктант – метод, который относится к письменной форме контроля знаний учащихся. При проведении химических диктантов активизируется мыслительная деятельность учащихся, самопроизвольно запоминаются специальные сведения по предмету. Химический диктант несет дополнительные сведения к изучаемой теме, помогает понять применение химических знаний в производстве, медицине, быту. Он подтверждает связь науки с жизнью, осуществляет межпредметные связи, развивает кругозор, широту и научность взглядов, усиливает мотивацию к изучению предмета.
Вставьте пропущенное слово «атом» или «молекула»:
а) химический элемент – это вид … ;
б) …простых веществ образованы … одного химического элемента;
в) …воды образованы….водорода и …..кислорода.
Диктанты вызывают большой интерес учащихся. Они оказались особенно полезными при обобщении и систематизации пройденного материала, а также для первичного закрепления знаний учащихся.
4) Применение тестов интеллекта.
Сочетание тестовых заданий разных видов (тестов дополнения, выборочного, сличения) позволяет не только развивать умственные и мыслительные умения учащихся, но и не терять интереса к предмету.
1. Символ химического элемента натрия:
1) Ca 2) Na 3) Ba 4) S
2. Название химического элемента Ag:
1) серебро 3) золото
2) бром 4) цинк
3. Латинское название химического элемента Fe:
1) Phosphorus 3) Ferrum
2) Aurum 4) Chlorum
4. Русское название химического элемента Cuprum:
1) фосфор 3) магний
2) медь 4) алюминий
5. Символ химического элемента кальция:
1) K 2) C 3) Si 4) Ca
6. Соотнесите:
Название химического элемента
А) фосфор В) барий
Б) калий Г) кремний
Символ химического элемента
1) S 4) N
2) P 5) Ba
3) Si 6) K
5) Использование межпредметных связей.
При изучении химии прослеживаются межпредметные связи с предметами естественно – математического цикла. Однако внесение литературных отрывков, загадок или стихов в современный урок химии придаёт изучаемому материалу особую привлекательность и развивает интерес учащихся.[3] Использование литературных загадок развивает логическое мышление учащихся, а так же способствует их эвристической деятельности на уроке:
Я в периодической системе
Живу на третьем этаже.
Хоть группа у меня седьмая,
Но применяюсь я везде.
Кислоты, соли есть повсюду,
Даже в воде встречаюсь я.
Я очень – очень счастлив буду,
Коль назовёте вы меня. (хлор)
Применение описанных приемов придаёт уроку химии особую загадочность и является одним из способов развития интереса к химии как к науке, а также способствует развитию мыслительной деятельности учащихся.
Литература
- Зуева М.В. Развитие учащихся при обучении химии: пособие для учителей / М. В. Зуева.– М.: Просвещение, 1978.– 190 с.
- Козлова Е.Г. Давайте поиграем. (Развитие творческого мышления учащихся)// Химия в школе. –1998. – №5. – С. 44-46
- Комиссарова С.В. Если интересно, то будет результат// Химия в школе. –1988. – №1. – С. 49-54
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активизация мыслительной деятельности учащихся через различные формы работы на уроках математики.
Теоретической основой моего опыта служит дидактическая теория Ю.К Бабанского: «Теория оптимизации учебно-воспитательного процесса». Оптимизация процесса обучения предполагает создание необходимых усло...
Развитие познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках химии с использованием ИКТ
По моему мнению, современный урок должен быть интересным, познавательным, обязан учитывать интересы учащихся, оставлять некоторую недосказанность и побуждать к творчеству, чтобы реб...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЧТЕНИЯ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Никитина Светлана Юрьевна учитель начальных классов МБОУ СОШ № 75 (филиал)
Ученые отмечают, что в наше быстро меняющееся время, с которым связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит увеличение объёма знаний человека в структуре мышления. Но...
Статья "Активизация мыслительной деятельности учащихся через организацию самостоятельной работы на уроках математики"
Обучение математике способствует умственному развитию, в процессе которого у учащихся вырабатываются умения обобщать и конкретизировать, систематизировать и классифицировать, проводить анализ. Формиру...
Повышение качества знаний через развитие мыслительной деятельности обучающихся на уроках технологии( ДОКЛАД)
Выступление на МО...
«Активизация познавательной деятельности обучающихся через систему использования ИКТ на уроках истории»
Развитие научно-технической базы современных образовательных учреждений, изменение интересов современных обучающихся, увлекающихся компьютерными технологиями, вынуждают преподавателя искать все новые ...
"Развитие учебно-познавательной деятельности учащихся через организацию самостоятельной работы на уроках информатики
Стремительное развитие информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) открывает новые перспективы в сфере образования. Важнейшей задачей системы образования является применение методов обучения, о...