Использование ИКТ технологий в профессиональной деятельности педагога.
статья по математике на тему

Дружникова Наталья Яковлевна

Использование ИКТ технологий в профессиональной деятельности педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon druzhnikovanya.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование ИКТ технологий в профессиональной деятельности.

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности.  И все чаще звучит утверждение, что важной частью этих процессов является компьютеризация образования. Причем компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.

На сегодняшний день, как выявлено во многих исследованиях, дети знакомы в основном с игровыми компьютерными программами, используют компьютерную технику для развлечении. При этом познавательные, в частности образовательные, мотивы работы с компьютером стоят далеко не на первом  месте.

В последние годы термины  «компьютерные технологии»  и «информационные технологии»  часто выступают синонимами, так как все информационные технологии в настоящее время так или иначе связаны с применением компьютера. Однако, термин «информационные технологии» намного шире и включает в себя «компьютерные технологии» в качестве составляющей.

Сам термин “информация” (от латинского information – разъяснение, представление) давно и широко используется в науке и обыденной жизни.

“Информация – сообщение, уменьшающее неопределенность в той области, к которой оно относится”. Таким образом, говорить об информации можно только в том случае, когда ее наличие дает такие знания о каком-то объекте, которых до ее появления у пользователя не было.

Следовательно, на самом деле информационная технология – это не только технология, предполагающая использование в образовательном процессе компьютера.  По сути дела, любой процесс, связанный с переработкой информации, может называться информационной технологией, однако, в данном случае, мы под информационной технологией понимаем совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).

Цели использования информационных технологий:

1. Развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества через: - развитие конструктивного, алгоритмического мышления, благодаря особенностям общения с компьютером; - развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности; - формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации (при использовании табличных процессоров, баз данных).

2. Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества: - подготовка обучаемых средствами информационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности

3. Мотивация учебно-воспитательного процесса: - повышение качества и эффективности процесса обучения за счет реализации возможностей информационных технологий; - выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности.

Какие возможности дают ИКТ?

        Каково влияние использования информационно-коммуникационных технологий на ученика?

  • ИКТ способствует повышению познавательного интереса к предмету;
  • ИКТ содействует росту успеваемости учащихся по предмету;
  • ИКТ позволяет учащимся проявить себя в новой роли;
  • ИКТ формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;
  • ИКТ способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика.

Каково влияние использования информационно-коммуникационных технологий на учителя? ИКТ дают:

  • экономию времени на уроке;
  • глубину погружения в материал;
  • повышенную мотивацию обучения;
  • интегративный подход в обучении;
  • возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов;
  • возможность формирования коммуникативной компетенции учащихся, т.к. ученики становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, на этапе формирования структуры урока;
  • привлечение разных видов деятельности, рассчитанных на активную позицию учеников, получивших достаточный уровень знаний по предмету, чтобы самостоятельно мыслить, спорить, рассуждать, научившихся учиться, самостоятельно добывать необходимую информацию.

Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения:
при объяснении (введении) нового материала;
при закреплении изученного материала.
при повторении пройденного материала.
при контроле знаний, умений и навыков.

Формы использования ИКТ на уроках.

  1. Использование готовых электронных продуктов
  2. Использование мультимедийных презентаций
  3. Использование ресурсов сети Интернет
  4. Использование ИКТ в сочетании с методом проектов
  5. ИКТ в сочетании с модульным обучением (МО)

Действительно,  благодаря таким возможностям, использование ИКТ позволяет сделать урок динамичнее, интереснее, эффективнее.

Но воспользоваться этими возможностями в полной  мере не представляется пока возможным по причине хотя бы слабой оснащенности школ.

Поэтому я остановлюсь на только на втором пункте, как на самом доступном.

Использование мультимедийных презентаций.

Позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся.
На этапе объяснения нового материала используются мультимедийные презентации, выполненные в приложении PowerPoint. Научные исследования показали, что люди усваивают 20% услышанного и 30%  увиденного, но запоминают  50%  того, что слышали и видели одновременно. Визуальная насыщенность учебного материала делает урок ярким, убедительным. сочетание устного лекционного материала с демонстрацией слайд-шоу позволяет концентрировать визуальное внимание учащихся на особо значимых моментах учебного материала.
При закреплении изученного материала.
На данном этапе урока реализуется обучающий тип деятельности: отрабатываются программы, целью которых является обучение учащихся решению задач. Программы могут содержать задачи различного уровня сложности, а также подсказки, алгоритмы и справочные материалы. 
При повторении пройденного материала. 
На данном этапе урока реализуется закрепляющий тип деятельности: используются программы, презентации, целью которых является закрепление знаний и умений учащихся.

При контроле знаний, умений и навыков.
При контроле используются тесты. Возможны две формы организации тестов, которые условно можно назвать “выбери ответ из предлагаемых вариантов” и “напиши правильный ответ”. Организация теста по принципу “выбери ответ из предлагаемых” обеспечивает быстроту прохождения теста, так как не требует от учащегося особых навыков работы на компьютере. Для выдачи ответа достаточно нажать клавишу с номером правильного ответа, выбрав его среди предложенных.
Если
презентация станет основой урока, его "скелетом", то необходимо выделить этапы урока, четко выстроив логику рассуждения от постановки цели к выводу. В соответствии с этапами урока определяем содержание текстового и мультимедийного материала (схемы, таблицы, тексты, иллюстрации, аудио- и видео- фрагменты). И только после этого создаем слайды, в соответствии с планом урока, в программе Power Point. Для большей наглядности можно ввести настройки демонстрации презентации

Презентация позволяет упорядочить наглядный материал. На большом экране можно иллюстрацию показать фрагментами, выделив главное, увеличив отдельные части, ввести анимацию, цвет. Иллюстрацию можно сопроводить текстом, показать ее на фоне музыки. Ребенок не только видит и воспринимает, он переживает эмоции. Л.С. Выготский, основоположник развивающего обучения, писал:

«Компьютер позволяет учителю расширить возможности обычной лекции, демонстрировать учащимся красочные чертежи и проводить построения “в реальном времени”, для пояснения использовать звук и анимацию, быстрые ссылки на ранее изученный материал. Это позволит эффективно провести объяснение нового материала, сформировать верные представления об изучаемом объекте, провести работу по развитию речи и мышления учащихся.»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет об использовании информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в деятельности преподавателя-организатора ОБЖ - один из важных показателей для аттестации на категорию....

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Цель: проанализировать возможности использования ИКТ в работе преподавателя математики...

Профессиональный стандарт педагога и требования к профессиональной деятельности педагога

Выстувление на педсовете о тредованиях к профессиональной дечтельности педагога....

Использование информационно-коммуникационных технологий и электронных (цифровых) образовательных ресурсов в профессиональной деятельности педагога-психолога.

quot;Использование информационно-коммуникационных технологий и электронных (цифровых) образовательных ресурсов в профессиональной деятельности педагога-психолога".21 век  называют веко...

Информационные технологии в профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования

В современном обществе информационные технологии играют все более важную роль в различных сферах деятельности, включая образование. Особенно в профессиональной деятельности педагогов дополнитель...

3D-ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА В РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ И ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ В СИСТЕМЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья посвящена анализу применения 3D-технологий и элементов  музейной педагогики в системе внеурочной деятельности. Раскрываются возможности данных технологий как средств реализации задач форми...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования использование информационных технологий в образовательной деятельности»

laquo;Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования использование информационных технологий в образовательной деятельности»...