3D-ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА В РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ И ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ В СИСТЕМЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья (10 класс)
Статья посвящена анализу применения 3D-технологий и элементов музейной педагогики в системе внеурочной деятельности. Раскрываются возможности данных технологий как средств реализации задач формирования технологических и общекультурных компетентностей на примере организации проектной деятельности обучающихся по теме: «IТ-технологии как средство сохранения этнографических экспонатов ЯНАО».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
3D-ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА В РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ И ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ В СИСТЕМЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. Статья посвящена анализу применения 3D-технологий и элементов музейной педагогики в системе внеурочной деятельности. Раскрываются возможности данных технологий как средств реализации задач формирования технологических и общекультурных компетентностей на примере организации проектной деятельности обучающихся по теме: «IТ-технологии как средство сохранения этнографических экспонатов ЯНАО».
Ключевые слова. 3D-технологии, музейная педагогика, внеурочная деятельность, технологическая и общекультурная компетентности.
Высокие современные технологии с каждым днём проникают всё глубже в повседневную жизнь отдельного человека и общества в целом. Интерактивные, мобильные, мультимедийные, 3D-технологии образовали Digital мир с новейшими видами коммуникаций. Для детей нашего времени цифровая среда стала привычной и «родной».
Моделирование объектов методом послойного наплавления было открыто в 1980-х, в 1995 году стали использоваться понятия «3D-принтер», «3D-печать».
3D-печать является мощным образовательным инструментом, который способен привить ученику привычку не только использовать готовую информацию, но и творить самому. А для этого необходима вереница знаний в моделировании, программировании, математике, физике. Это является двумя основными «выгодами», которые получает образование от использования 3D-технологий.
Однако, наш опыт показал, что представленная технология является успешной в реализации задач не только формирования технологических, но и общекультурных компетентностей, формируемых преимущественно в рамках гуманитарных дисциплин, в частности музейного образования.
Первой проектной работой такого плана в МАОУ СОШ №8 стало создание учащимся 11 класса трёхмерной модели музейных экспонатов ЯНАО для сохранения артефактов в программе SOLIDWORKS.
Проект выполнял Глущенко Валерий в рамках внеурочной деятельности.
Образовательная практика «IT-SCHOOL - Лабытнанги» с 2017 года является одним из кластеров федеральной инновационной площадки «Интеллектуальный центр «Маленькое Сколково».
Основная идея практики - это выстроенная структура образовательной среды по развитию технического творчества, повышению уровня компетенций по русскому и английскому языкам.
В интеллектуальном центре школы дети осваивают приёмы конструирования, моделирования, робототехники.
Практика основана на следующих принципах: 1) Принцип инженерного опережающего образования. 2) Метапредметный характер образования. 3) Принцип преемственности и непрерывности.
Основа образовательной практики - проектная самостоятельная деятельность ребят.
Тема проекта и его основная идея возникли у школьника после экскурсии в городской краеведческий музей на выставку «Предметы-помощники коми-зырян, первых поселенцев Лабытнанги». Это предметы начала ХХ в., которые экспонировались впервые. Коллекцию составляют деревянные маслобойка и ковши, ведерко и корытце, скалка; деревянные прялки, веретено, стиральная доска; инструменты для выделки шкур – скребки, доски; пяла для плетения рыболовных сетей, поплавок из берёсты и другие.
Экспонатам много лет, время безжалостно к свидетелям прошлого. Именно поэтому необходимо бережно и внимательно относиться к историческим артефактам. Актуальность работы заключается в том, что используя современные технологии, можно создать прототипы экспонатов, распечатать их и изучать, тем самым привлекая ребят к изучению историю с применением современных гаджетов.
В работе была выдвинута гипотеза о том, что использование во внеурочной деятельности прототипов трехмерных изображений различных исторических эпох повысит уровень метапредметных компетенций обучающих.
В соответствии с этим были определены задачи работы:
- Изучить вредные влияния на музейные экспонаты.
- Изучить основы работы на 3D принтере.
- Изучить основы работы в среде SOLIDWORKS.
- Внести экспонаты в программу SOLIDWORKS.
- Распечатать прототипы.
- Создать каталог STL файла для печати прототипов.
- Сформировать экспозицию из созданных 3-D моделей.
- Выявить уровень интереса в использовании IT-технологий во внеурочной деятельности для обработки информации, в том числе этнографической.
Работа по оцифровке музейных экспонатов была начата с обработки орнаментов народов Севера.
Объекты были смоделированы в программе SOLIDWORKS. Это программа, которая позволяет создавать 3D-модели различной сложности от простых болтиков до полнофункциональной модели ракеты.
Трехмерное моделирование существенно превосходит по преимуществам линейное проектирование. Программа SolidWorks позволяет увидеть будущее изделие в объёме с разных сторон и придать ему реалистичности отображения в соответствии с избранным материалом для пробной оценки дизайна.
Процесс построения трёхмерной модели основан на формировании объёмных геометрических элементов и выполнении разных операций между ними. Такой принцип в определённой степени напоминает конструктор «LEGO». Модель создается из шаблонных элементов (блоков), она подлежит редактированию путем добавления/удаления данных блоков или посредством изменения их характерных параметров. SOLIDWORKS позволяет работать в объемном виртуальном пространстве, благодаря чему происходит приближение компьютерной модели к облику будущего изделия.
«Погружение» в элементы музейной педагогики осуществлялось через экскурсии, самостоятельное оформление экспозиции, теоретический анализ существующих 3-D моделей экспонатов.
Проект получил положительную оценку специалистов. Глущенко Валерий стал дипломантом II степени муниципального этапа конкурса научно-исследовательских работ и творческих проектов «Ступень в будущее» и лауреатом I степени Всероссийского проекта «Созидание и творчество. Осенний конкурс» 2018-2019 год.
Для школьника значимо, что музей этнографической культуры народов Севера, функционирующий в рамках реализации проекта «Муниципальная региональная площадка «Этнокультурный центр «Яляко» (муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» г. Лабытнанги), заинтересован в результатах его работы и готов принять в дар новые экспонаты, выполненные на основе 3-D технологий.
Таким образом, в школе был получен опыт формирования технологических и общекультурных компетентностей учащихся в системе внеурочной деятельности посредством интеграции естественно-математического и гуманитарного подходов к образованию.
Список использованных источников
- Научная и учебно-методическая литература
Гайсина С.В. Робототехника, 3D-моделирование и прототипирование. Реализация современных направлений в дополнительном образовании : Метод. пособие. - СПБ: КАРО, 2017. - 208 с.
Канесса Э., К. Фонда, Марко З. Доступная 3D печать для науки, образования и устойчивого развития. - МЦТФ, 2013,
Огановская Е.Ю. Робототехника. 3D-моделирование и прототипирование на уроках и во внеурочной деятельности: Метод. пособие. - СПБ:КАРО, 2017. - 256 с.
Строганов Р. 3D печать. Коротко и максимально ясно . - LittleTinyH Books, 2016
- Интернет-ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/31/picture-746814-1454269580.jpg)
Актуальные вопросы профессиональной деятельности педагога в условиях реализации федеральных образовательных государственных стандартов (ФГОС)
Педагоги не могут успешно кого-то учить,если в это же время усердно не учатся сами.Али АпшеронПояснительная запискаВ современных преобразованиях в России образование становится важнейшим ресурсом соци...
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/07/picture-938230-1502099710.jpg)
Сообщение на МО. Новые требования к профессиональной компетентности педагогов в современных условиях
Приоритетной целью современного российского образования становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя, а полноценное форм...
Формирование экологической компетентности учащихся в результате реализации творческого интегрированного проекта "Капля жизни" на занятиях по внеурочной деятельности в системе требований ФГОС.
Проект направлен на реализацию инновационной образовательной программы по формированию экологической компетентности учащихся. На современном этапе развития цивилизации стало совершенно о...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/08/picture-57325-1538989353.jpg)
Формирование исследовательских навыков обучающихся через организацию системы внеурочной деятельности по математике
Исследовательская деятельность в школе является одним из основных и наиболее перспективных способов активизации познавательного интереса учащихся. Благодаря правильной организации исследований процесс...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/13/picture-1047771-1676280891.jpg)
«Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в системе логопедической работы».
Учебно-познавательная деятельность человека с особыми образовательными потребностями не всегда возможна и эффективна при использовании традиционных, применяемых в обу...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/02/picture-121465-1538467460.jpg)
Современные педагогические технологии как необходимое условие эффективности образовательного процесса в деятельности педагога. технологии современной инфомационно-образовательной среды в условиях реализации ФГОС О УО (ИН)
Педагогическая технология» - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемог...