"Использование опорных конспектов"
материал по математике на тему
в выступлении представлен материал "Использование опорных конспектов при изучении учебной дисциплины "Математика"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_opornyh_konspektov.docx | 257.49 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Гимназия пгт Богатые Сабы»
Сабинского муниципального района Республики Татарстан
Использование опорных конспектов
при изучении учебной дисциплины
«Математика:
алгебра и начала математического анализа; геометрия»
Выступление Ганиевой А.С., Абитовой Р.З. на секционном заседании учителей математики
Богатые Сабы, 2017
Сегодня остро стоит проблема повышения качества образования, которое в значительной степени определяется подготовленностью педагога к каждому занятию. Совершенствование технологий обучения, поиск и применение новых форм учебно-методического обеспечения учебного процесса является одной из важнейших составляющих развития школы с учетом современных требований к качеству подготовки педагогов. Среди различных приемов решения проблемы качества учебно-методической деятельности педагога можно выделить разработку и использование опорного конспекта. Методика разработки и применения опорного конспекта впервые предложена педагогом-новатором В. Ф. Шаталовым. Опорный сигнал по Шаталову — это «ассоциативный символ, который заменяет некое смысловое значение; он способен мгновенно восстановить в памяти известную и ранее понятую информацию». Под опорным конспектом понимается «системный набор опорных сигналов, структурно связанных между собой и представляющих собой наглядную конструкцию, замещающую систему значений, понятий, идей как взаимосвязанных элементов» .
В.Ф. Шаталов рекомендует следующие этапы построения опорного конспекта:
1. Внимательно изучив текст, выделить основной материал.
2. Сократив основной материал , преобразовать их в опорные сигналы в виде отдельных слов, определенных знаков, рисунков, графиков.
3. Объединить сигналы в блоки, особым образом выделив блоки контурами и графически отобразив связи между ними, используя различные шрифты и цвета и т. д. .
Опорные сигналы должны быть максимально оригинальны, уникальны, не повторять друг друга. Основными требованиями к составлению опорного конспекта, по мнению В.Ф. Шаталова, являются:
- лаконичность – должно быть представлено лишь самое основное в этой теме, изложенное с помощью символов, схем, формул, ассоциаций;
- структурность – материал излагается цельными блокам, структура их расположения должна быть удобной и для запоминания, и для воспроизведения, и для проверки;
- унификация – использование условных знаков - символов для обозначения ключевых или часто повторяющихся слов;
- автономность блоков - все блоки должны иметь между собой логическую связь;
- использование привычных ассоциаций и стереотипов;
- непохожесть;
- простота.
Однако, по мнению многих педагогов, «опорный конспект совсем не обязательно должен выглядеть именно так, как у В. Ф. Шаталова». Варианты использования опорного конспекта определяются самим преподавателем, уровнем подготовки учащихся.
Опорный конспект может быть представлен в одной из следующих форм -опорный конспект в виде таблицы, опорный конспект в виде схемы, тезисный план, развернутый план, цитатный план, конспект – карта памяти.
Главная цель использования опорных конспектов – более простое запоминание большого объема теоретического материала за счет его структурирования и визуализации с помощью условных обозначений, блок схем, рисунков.
На слайдах презентации вы видите
ПРИМЕРЫ ОПОРНЫХ КОНСПЕКТОВ ПО ДИСЦИЛИНЕ «МАТЕМАТИКА: АЛГЕБРА И НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА; ГЕОМЕТРИЯ»
1. Опорный сигнал по теме «Целые и рациональные числа. Действительные числа».
2. Опорный сигнал по теме «Рациональные уравнения, неравенства и системы, приемы их решения».
3.Опорный конспект в виде таблицы по теме «Иррациональные уравнения, неравенства и системы, приемы их решения».
ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО | ЕГО РЕШЕНИЕ |
4. Опорный конспект – карта памяти по теме «Многогранники и круглые тела»
5.Опорный сигнал по теме «Призма».
Таким образом, согласно методике Шаталова, опорный конспект позволяет ученику:
- глубже разобраться в изучаемом материале, выделив вопросы, связанные с отдельным положением конспекта, и с помощью учителя до конца понять данный материал;
- легче запомнить изучаемый материал;
- используя опорный конспект при ответе, грамотно, точно изложить материал;
- приводить в систему полученные знания, особенно при повторении.
Опорный конспект помогает учителю:
- наглядно представить весь изучаемый материал ученикам класса;
- сконцентрировать внимание на отдельных, наиболее трудных местах изучаемого материала;
- многократно повторять изучаемый материал;
- быстро, без больших временных и энергетических затрат, проверить, как ученик понял и запомнил изученный материал;
- привлечь к контролю знаний родителей. Даже не зная и не особенно понимая, что учит их ребенок, они, проверив опорный конспект, могут увидеть, готов он к уроку или нет, особенно если ученик им расскажет материал по конспекту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Из опыта работы с использованием опорных конспектов»
«Из опыта работы с использованием опорных конспектов» Основные принципы составления опорного конспекта:*лаконичность...
Использование опорных конспектов на уроках русского языка
Пример использования опорных конспектов по фонетике, деепричастию на уроках русского языка в 5-7 классах...
Использование опорных конспектов, схем на уроках русского языка и литературы
Данный материал повысит интерес к изучаемому материалу на уроках русского языка и литературы....
Инновационные технологии в преподавании истории. Использование опорных конспектов.
Использование инновационных технологий способствует выведению изучения истории на личностно-смысловой уровень. Современный человек должен постоянно проявлять исследовательскую, поисковую ак...
Использование опорных конспектов в начальном курсе физической географии
Формы, методы использования, практическое значение опорных конспектов....
Использование опорных конспектов на уроках литературы
Наиболее распространёнными и активно применяемые в настоящее время учителями русского языка и литературы из существующих форм наглядности являются опорные конспекты. В использовании их важно отм...
Использование опорных конспектов на уроках географии в 11 классе.
Опорные конспекты к урокам географии в 11 классе....