"Использование опорных конспектов"
материал по математике на тему

Абитова Румия Загфяровна

в  выступлении представлен материал "Использование опорных конспектов при изучении учебной дисциплины "Математика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_opornyh_konspektov.docx257.49 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Гимназия пгт Богатые Сабы»

 Сабинского муниципального района Республики Татарстан

https://edu.tatar.ru/upload/organization/1761.jpg

Использование опорных конспектов

при изучении учебной дисциплины

«Математика:

алгебра и начала математического анализа; геометрия»

Выступление   Ганиевой А.С., Абитовой Р.З. на секционном   заседании учителей математики  

 

 Богатые Сабы, 2017

           Сегодня  остро стоит проблема повышения качества образования, которое в значительной степени определяется подготовленностью педагога к каждому занятию. Совершенствование технологий обучения, поиск и применение новых форм учебно-методического обеспечения учебного процесса является одной из важнейших составляющих  развития  школы с учетом современных требований к качеству подготовки педагогов. Среди различных приемов решения проблемы качества учебно-методической деятельности педагога можно выделить разработку и использование опорного конспекта. Методика разработки и применения опорного конспекта впервые предложена педагогом-новатором В. Ф. Шаталовым. Опорный сигнал по Шаталову — это «ассоциативный символ, который заменяет некое смысловое значение; он способен мгновенно восстановить в памяти известную и ранее понятую информацию». Под опорным конспектом понимается «системный набор опорных сигналов, структурно связанных между собой и представляющих собой наглядную конструкцию, замещающую систему значений, понятий, идей как взаимосвязанных элементов» .

В.Ф. Шаталов рекомендует следующие этапы построения опорного конспекта:

1. Внимательно изучив текст, выделить основной материал.

2. Сократив  основной материал , преобразовать   их в опорные сигналы в виде отдельных слов, определенных знаков, рисунков, графиков.

3. Объединить сигналы в блоки, особым образом выделив блоки контурами и графически отобразив связи между ними,  используя различные шрифты и  цвета и т. д. .

Опорные сигналы должны быть максимально оригинальны, уникальны, не повторять друг друга. Основными требованиями к составлению опорного конспекта, по мнению В.Ф. Шаталова, являются:

  • лаконичность –  должно быть представлено лишь самое основное в этой теме, изложенное с помощью символов, схем, формул, ассоциаций;
  • структурность –   материал излагается цельными блокам, структура их расположения должна быть удобной и для запоминания, и для воспроизведения, и для проверки;
  • унификация –   использование условных знаков - символов для обозначения ключевых или часто повторяющихся слов;
  • автономность блоков -  все блоки должны иметь между собой логическую связь;
  • использование привычных ассоциаций и стереотипов;
  • непохожесть;
  • простота.

Однако, по мнению многих педагогов, «опорный конспект совсем не обязательно должен выглядеть именно так, как у В. Ф. Шаталова».  Варианты использования опорного конспекта определяются самим преподавателем, уровнем подготовки учащихся.

Опорный конспект может быть представлен в одной из следующих форм -опорный конспект в виде таблицы, опорный конспект в виде схемы, тезисный план, развернутый план, цитатный план, конспект – карта памяти.

Главная цель использования опорных конспектов – более простое запоминание большого объема теоретического материала за счет его структурирования и визуализации с помощью условных обозначений, блок схем, рисунков.

На слайдах презентации вы видите

ПРИМЕРЫ ОПОРНЫХ КОНСПЕКТОВ ПО ДИСЦИЛИНЕ «МАТЕМАТИКА: АЛГЕБРА И НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА; ГЕОМЕТРИЯ»

1. Опорный сигнал по теме «Целые и рациональные числа. Действительные числа».

2. Опорный сигнал по теме «Рациональные уравнения, неравенства и системы, приемы их решения».

3.Опорный конспект в виде таблицы по теме «Иррациональные уравнения, неравенства и системы, приемы их решения».

ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО

ЕГО РЕШЕНИЕ

4. Опорный конспект – карта памяти по теме «Многогранники и круглые тела»

5.Опорный сигнал по теме «Призма».

Таким образом, согласно методике Шаталова, опорный конспект позволяет ученику:

  • глубже разобраться в изучаемом материале, выделив вопросы, связанные с отдельным положением конспекта, и с помощью учителя до конца понять данный материал;
  • легче запомнить изучаемый материал;
  • используя опорный конспект при ответе, грамотно, точно изложить материал;
  • приводить в систему полученные знания, особенно при повторении.

Опорный конспект помогает учителю:

  • наглядно представить весь изучаемый материал ученикам класса;
  • сконцентрировать внимание на отдельных, наиболее трудных местах изучаемого материала;
  • многократно повторять изучаемый материал;
  • быстро, без больших временных и энергетических затрат, проверить, как ученик понял и запомнил изученный материал;
  • привлечь к контролю знаний родителей. Даже не зная и не особенно понимая, что учит их ребенок, они, проверив опорный конспект, могут увидеть, готов он к уроку или нет, особенно если ученик им расскажет материал по конспекту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Из опыта работы с использованием опорных конспектов»

«Из опыта работы с использованием  опорных конспектов»             Основные принципы составления опорного конспекта:*лаконичность...

Использование опорных конспектов на уроках русского языка

Пример использования опорных конспектов по фонетике, деепричастию на уроках русского языка в 5-7 классах...

Использование опорных конспектов, схем на уроках русского языка и литературы

Данный материал повысит интерес к изучаемому материалу на уроках русского языка и литературы....

Инновационные технологии в преподавании истории. Использование опорных конспектов.

Использование инновационных технологий способствует выведению изучения истории  на личностно-смысловой уровень. Современный человек должен постоянно проявлять исследовательскую, поисковую ак...

Использование опорных конспектов в начальном курсе физической географии

Формы, методы использования, практическое значение опорных конспектов....

Использование опорных конспектов на уроках литературы

Наиболее распространёнными и активно применяемые в настоящее время учителями русского языка и литературы из существующих форм наглядности являются опорные конспекты. В использовании их  важно отм...

Использование опорных конспектов на уроках географии в 11 классе.

Опорные конспекты к урокам географии в 11 классе....