Использование опорных конспектов в начальном курсе физической географии
статья по географии (6 класс) по теме
Формы, методы использования, практическое значение опорных конспектов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Иова Ольга Николаевна
учитель географии
БОУ г. Омска «Лицей №92»
Использование опорных конспектов
в начальном курсе физической географии
Содержание географических знаний по начальному курсу физической географии отмечается конкретностью изученных явлений и объектов. При изучении тем «Литосфера», «Гидросфера», «Атмосфера» учащимся трудно представить изучаемые в этих темах явления и процессы, так как мышление подростков находиться на стадии перехода от конкретного к абстрактному. Поэтому опорные конспекты являются средством представления изучаемого материала на уроке, а также средством формирования логического мышления школьников, развития УУД.
В составе основных видов универсальных учебных действий, выделяются четыре блока:
1) личностные;
2) регулятивные (включающий также действия саморегуляции);
3) познавательные;
4) коммуникативные.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Виды коммуникативных универсальных учебных действий:
1) планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способа взаимодействия;
2) постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
3) разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
4) управление поведения партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
5) умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
6) владение монологической и диалогической формами речи.
Овладение языком, грамотной речью – необходимое условие формирования социально активной личности, т.к. развитие коммуникативных навыков общения зависит от умения правильно говорить, а это даётся не каждому. Хорошо владея грамотной речью, учащийся лучше овладевает школьными предметами.
Практическое значение ОК состоит в развитии мышления, памяти, речи, познавательного интереса, способности выражать мысли, но еще достаточно быстро принимаются учащимися и экономят урочное время для дальнейшего развития практических умений и навыков. На уроке географии возможно применение различных опорных конспектов (см. таблицу)
Таблица №1
Классификация опорных конспектов
№ п/п | Виды опорных конспектов | Идея построения | Значение |
1 | ФРЕЙМ | Наглядная основа конкретного содержания (каркас) | Позволяет самостоятельно выделять главное, близкие темы |
2 | БЛОК-СХЕМА | Состоит из алгоритмических последовательных частей взаимосвязанных между собой | Изучение, представление причинно – следственных связей |
3 | ТАБЛИЧНО – МАТРИЧНАЯ ОПОРА | Представляется в незавершенном виде | Взаимосвязь и соподчинение понятий |
4 | СИНТЕТИЧЕСКИЙ ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ | Графическое обобщение материала, состоит из небольшого количества (7+2) крупных единиц информации_ | Выделяются главные мысли раздела, а условные знаки наполняют опору содержанием |
(классификация автора)
Формы работы по опорным конспектам могут быть различными:
-объяснение по готовому конспекту;
- представление учащимся основы (каркаса) конкретного содержания для дальнейшего запоминания;
- применение таблично – матричных опор в незавершенном виде;
- эвристическое постижение нового материала в появляющемся конспекте;
- использование ОК при дифференцированном обучении;
- групповая работа;
- поэтапное закрепление изученной части;
- хоровое проговаривание;
- парный контроль;
- «щадящая» форма закрепления;
- самостоятельная расшифровка ЛОС (индивидуально и в группе).
Метод использования опорных конспектов дает следующие положительные результаты:
- Составление ОК и работа с ними способствует формированию умения самостоятельно работать с источниками знаний;
- ОК дают возможность учащимся сразу увидеть объект с его свойствами и связями, отсюда и более быстрый темп восприятия всех теоретических положений;
- Важным свойством предлагаемой методики является её «подвижность»;
- У обучающихся появляется достаточно времени для работы с контурными картами, атласом, изучением номенклатуры;
- Опыт работы показывает, что обучение по ОК развивает монологическую речь, раскрывает творческий потенциал учеников, способствует развитию УУД.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/08/picture-76415-1644331481.jpg)
Адаптивная программа для детей с легкой умственной отсталостью предмета ««Начальный курс физической географии» и «География России»; для 6-7 классов
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов: Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл./ Под редакци...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/05/picture-124851-1352138507.jpg)
Использование опорных конспектов на уроках географии в 11 классе.
Опорные конспекты к урокам географии в 11 классе....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/21/picture-551672-1419179607.jpg)
Использование опорных схем и рисунков на уроках географии и биологии
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯС ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПОРНЫХ СХЕМ И РИСУНКОВНА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ, БИОЛОГИИ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/06/picture-335458-1383723215.jpg)
Рабочая программа учебного предмета "Начальный курс физической географии." 6 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Рабочая программа по учебному предмету «Начальный курс физической географии» составлена на основании«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.5-9 классы» Допущенной Мини...
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/17/picture-649315-1437093882.jpg)
Использование опорных конспектов на уроках географии.
Методика опор - перспективный метод развития логического мышления,памяти,вырабатывает навыки анализа, раскрывает творческий потенциали индивидуальные способности учеников....
Использование опорных конспектов на уроках географии.
Статья "Использование опорных конспектов на уроках географии"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/02/picture-1183170-1572699150.jpg)
«Использование опорных конспектов на уроке географии»
География как учебный предмет состоит из множества взаимосвязанных природных и экономических представлений, понятий, законов, закономерностей, изучение и усвоение которых трудно осуществить без нагляд...