Деление десятичной дроби на десятичную дробь - конспект урока
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему

Бочкарева Татьяна Дмитриевна

конспект урока по УМК И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_konspekt_1.docx198.22 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока

Тема: Деление десятичной дроби на десятичную дробь.

Класс: 5.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения: использование ТСО .

Учебная литература: Математика. 5 кл.: Учеб.для общеобразоват. учреждений.

           3-е изд. ,дораб. и исправ.- М.: Мнемозина,2004.-270 с.: ил.

Оборудование: книга, доска, мел, компьютер, мультимедийный компьютер.

Форма обучения: урок-беседа.

Цели:

Образовательная:

- ввести правило деления на десятичную дробь;

-формировать умение делить десятичную дробь на десятичную дробь;

Воспитательная:

           - формировать правильную осанку;

          - побуждение к чистописанию;

Развивающая:

         - развивать внимательность на уроке.

Структура:

этапа

Время

Действия учителя

Действия учащихся

Комментарии

1

830 - 832

Здравствуйте, садитесь.

Садятся.

Орг. момент.

2

832 - 837

Это пункты 2,3,4.

Сегодня мы изучим новую тему, но для начала вспомним, что мы прошли совсем недавно?

Правильно, деление десятичной дроби на натуральное число.

Расскажите мне алгоритм деления десятичной дроби на натуральное число.

Теперь мне нужны 2 ученика, чтобы они выполнили 2 задания.

Ребята, посмотрите, правильно ли  выполнено деление в двух примерах?

Спасибо, садитесь.

-степень числа

-среднее арифметическое

-деление десятичное дроби на натуральное число.

1) Делим столбиком как и натуральные числа.

2) Когда заканчивается деление целой части, то в частном ставим запятую.

3) Если целая часть меньше делителя, то в частном ставим 0.

4,856 : 8 = 0,607

146,54 : 34 =

Да.

Садятся.

Опрос (актуализация знаний).

Рассказывает 1 ученик, если есть недочеты, то остальные поправляют.

Работа у доски. Примеры на слайде.

3

Откройте тетради, запишите число. Тема: деление десятичной дроби на десятичную дробь.

Записывают.

Тема на слайде.

4

Скажите, что произойдет с частным, если делимое и делитель уменьшить или увеличить в одинаковое количество раз?

Возьмем дробь 2/3.

Если я знаменатель умножу на 100, то что будет с числителем? При этом новая дробь должна быть равной исходной.

Правильно.

Запишем 2/3 в строчку:

2 : 3=. Умножим делимое и делитель на 100, получим:

(2 * 100) : (3 * 100)=200 : 300=200/300. Теперь мы разделим и числитель и знаменатель на 100. И получим исходную дробь 2/3. Это говорит о том, что  при умножении или делении числителя и знаменателя на одинаковое количество раз частное не меняется.

Частное не измениться.

Числитель надо умножить на 100.

Пример на слайде.

Может оказаться так, что данное объяснение некоторые ученики не поймут: «частное не меняется» .

5

837 - 852

Это пункты 5,6.

Возьмем 3 примера:

1,44 : 0,06;

13,41 : 4,5;

0,00025 : 1,25.

Что нам надо сделать?

На сколько надо умножить делимое и делитель, чтобы у нас получилось деление на натурально число?

Какие примеры получились после преобразования?

И что мы видим?

Правильно.

Чтобы не делать лишних вычислений, достаточно всего лишь перенести запятую вправо и в делимом и в делителе на столько знаков, чтобы у нас получилось деление на натуральное число.

Разберем  3 наших примера , а вы их запишите.

Для начала запишем в строчку:

1,44 : 0,06 =

Переносим запятые вправо  на 2 знака, чтобы получилось деление на натуральное число, и получим:

= 144 : 6 =

Далее деление столбиком:

= 24

Итак, запишем в строчку:

13,41 : 4,5 =

Переносим запятые на 1 знак вправо и получим:

= 134,1 : 45 =

Далее делим столбиком:

= 2,98

И третий пример:

0,00025 : 1,25 =

Переносим  запятые на 2 знака вправо и получим:

= 0,025 : 125 =

Далее делим столбиком:

= 0,0002

Привести  к делению на натуральное число.

100

10

100

144 : 6

134,1 : 45

0,025 : 125

Запятая переместилась вправо на столько знаков, сколько нам надо было, чтобы получилось деление на натуральное число.

Слушают.

Записывают.

Записывают , как правильно оформлять решение примеров.

Объяснение новой темы.

Данный этап последовательно показывается на слайде.

Подробная запись на слайде.

Каждый пример на отдельном слайде с анимацией (перенос запятой).

6

А теперь откройте учебник на странице 217 и прочтем правило.

Кто слушал меня внимательно? Что я не сказала?

Верно.

Например:

  1. 0,25 : 0,00125 =

= 25000 : 125;

  1. 0,9 : 0,03=

= 90 : 3.

Запишите пожалуйста примеры.

Деление на десятичную дробь  заменяется делением на натуральное число. Для этого нужно и в делимом, и в делителе перенести запятую на столько знаков вправо, сколько их содержится после запятой в делителе, а затем выполнить деление на натуральное число.  Если в делимом не хватает знаков, то справа приписывают  нули.

Если в делимом не хватает знаков, то справа приписывают  нули.

Записывают.

Работа  с учебником.

Правило читает один ученик.

Проверка внимательности.

Учитель записывает примеры на доске, показывая перенос запятой.

7

858 – 908

Это пункты 7,8,9.

Выполним № 823, устно. Проговариваем, первый пример я проговорю.

  1. Одна целая пять десятых делим на ноль целых три десятых равно. Переносим запятую и в делимом и в делителе на 1 знак вправо и получим: 15 : 3= 5.

Следующий пожалуйста.

  1. 4,2 : 0,06 = 420 : 6 = 70 (2 знака вправо);
  2. 0,35 : 0,5 = 3,5 : 5 = 0,7 (1 знак вправо);
  3. 9 : 4,5 = 90 : 45 = 2 (1 знак вправо);
  4. 0,072 : 0,1 = 0,72 : 1 = 0,72 1 знак вправо);
  5. 1,634 : 0,0001 = 16340 : 1 = 16340( 4 знака вправо).

Первичное закрепление. Дети по очереди , по примеру учителя , проговаривают примеры.

8

№ 827. Письменно.

  1. 0,75 : 0,15 = 75 : 15 = 3

(Карандашом показывают перенос запятой .);

  1. 1,836 : 0,204 =  

= 1836 : 204 =

= 9;

  1. 7,05 : 1,5 = 70,5 : 15 =

= 4,7;

  1. 12,4 : 0,031 = 124000 : 31 =

= 4000.

По очереди 4 ученика у доски. Остальные решают в тетради. Учитель ходит по классу и смотрит Правильность выполнения задания, правильность записи решения.

9

908 - 910

Откройте дневники, запишите домашнее задание:

С.217(уч. пр.), с.216(ч),

№824, №825, №828.

Записывают.

Домашнее задание на слайде.

10

910 - 915

А теперь расскажите мне, что вы сегодня узнали?

А как делят такие дроби?

Спасибо за внимание. Все были молодцы. Благодарю за урок, хорошего дня.

Как делят десятичную дробь на десятичную дробь.

  1. Сначала записываем пример в строчку;
  2. Перекидываем запятые вправо и в делимом и в делителе на столько знаков, чтобы получилось деление на натуральное число;
  3. Делим столбиком;
  4. Записываем ответ.

11

Решение домашней работы:

№824

  1. 6 : 0,8 = 60 : 8 = 7,5
  2. 160 : 0,016 = 160000 : 16 = 10000
  3. 32 : 1,28 = 3200 : 128 = 25
  4. 24 : 6,25 = 2400 : 625 = 3,84.

№825

  1. 1 : 0,5 = 10 : 5 = 2
  2. 19 : 0,0608 = 190000 : 608 = 312,5
  3. 4 : 0,025 = 4000 : 25 = 160
  4. 8,932 : 2,9 = 89,32 : 29 = 3,08

№828

  1. 0,2091 : 4,1 = 2,091 : 41 = 0,051
  2. 519,536 : 15,2 = 5195,36 : 152 = 3418
  3. 3,5 : 0,4 = 35 : 4 = 8,75
  4. 3,76 : 0,4 = 37,6 : 4 = 9,4

Все решения  записываются подробно. !!!!! обязательно выполнение деления в столбик.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

Зачетный открытый урок в 5 «М» классе

на тему «Деление десятичной дроби на десятичную дробь»

Студентка  4 курса гр. 597 ма:

                                                                                               Бочкарева Татьяна

                                                                                               Проверила учитель:

ГидиятоваФлюраДимухаметовна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: "Деление обыкновенных дробей". Математика 6 класс. Конспект урока.

Методическая разработка: "Деление обыкновенных дробей". Математика 6 класс. Конспект урока...

Действия с десятичными дробями. Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей на двузначное число. План-конспект урока по математике для 9 класса VIII вида

Цель: учить выполнять элементарные расчеты платежей за коммунальные услуги, используя арифметические задачи    практического содержания по теме.Задачи:Образовательная: тренировать, учит...

Урок математики в 5 классе по теме "Деление десятичной дроби на десятичную дробь"

Целью урока является открытие алгоритма деления на десятичную дробь и применение его при решении учебных задач.Для проведения урока необходимо иметь мультимедийный проектор, компьютер и экран.Учитель ...

Учебно-методическая разработка урока математики на тему "Деление десятичной дроби на десятичную дробь" (для учащихся 6-го класса).

Урок математики "Деление десятичной дроби на десятичную дробь" может быть использован учителями в качестве учебно-методического материала при подготовке к уроку....

Урок"Деление десятичной дроби на десятичную дробь"

Урок открытия новых знаний. В  основе урока  лежит системно-деятельностный подход. Формы и методы работы на уроке разнообразны....

Презентация к уроку "Деление десятичной дроби на десятичную дробь"

Презентация создана для сопровождение урока "Деление десятичной дроби на десятичную дробь". Она способстует лучшему усвоению материала, позволяет провести работу на уроке интересно....