Конспект урока по теме "Сочетания без повторений"
план-конспект урока по математике (6 класс) на тему

Полетаева Лариса Никитична

Предварительный просмотр:

Спецкурс «Развитие комбинаторно-логического мышления»

Тема занятия: Сочетания без повторений.

Авторы:

Учителя   математики  МБОУ г. Иркутска СОШ №14 с углубленным изучением отдельных предметов

 Полетаева Лариса Никитична

Ведениктова Светлана Павловна

Класс: 6.

Предмет: математика.

Тип урока: Формирование понятия.

Цель: Формирование понятия «сочетания без повторений»

     формирование действия решать задачи с помощью сочетаний.

Задачи:

  1. Формировать навыки нахождения возможных комбинаций, составленных из чисел, слов, предметов.
  2. Учить отбирать метод решения комбинаторной задачи по её содержанию.
  3. Формировать операции умственной деятельности: анализ, синтез, классификация, способность наблюдать и делать вывод, выделять существенные признаки.
  4. Способствовать формированию познавательного интереса к предмету, ответственность за качество и результат выполняемой работы.

Оборудование урока:

  1. Раздаточный материал (рабочая тетрадь ученика, основа ориентировочных действий, лист с задачами и домашней работой).
  2. Мультимедиа для презентации.

Ход урока.

  1. Подготовительный этап

Цель: актуализация опорных знаний, умений, навыков

Здравствуйте ребята!

О, сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг!

- Предлагаю для разминки разгадать ребусы. Приложение 1. Презентация «ребусы».

Разгадывают ребусы.

- А сейчас традиционно заслушаем проект по теме «Графы». Приложение 2. Презентация «Графы» автор ученица класса.

Ученик защищает проект, остальные слушают; после задают вопросы, обсуждают, высказывают свое мнение.

- решите, пожалуйста, следующие задачи:

Задача 1. Сколько трехзначных чисел можно составить из цифр 1, 2, 3 (цифры не повторяются)?

- какие способы вы знаете для решения этой задачи?

Дерево вариантов, по правилу произведения. 1 ученик у доски, остальные  в своих картах решают первым способом.

http://900igr.net/up/datas/139988/012.jpg

6 чисел : 147,174,417,471,714,741.

 Затем второй ученик у доски, остальные в своих картах решают вторым способом:

1 цифра числа любая из трех

2 цифра числа любая из двух оставшихся

3 цифра числа одна оставшаяся

 3*2*1=6

- как называется запись 3! Чему равно 5!

 Задача 2. Сколько нечетных 4-хзначных чисел можно составить из цифр 0,1,2,3,4?

 У доски и на месте решают, объясняя решение:

 1 цифра числа- любая из 5, кроме 0, {4 варианта};

2 цифра числа - любая из 5, {5 вариантов};

3 цифра числа - любая из 5, {5 вариантов};

4 цифра числа- 1, 3 т.к. число нечетное {2 варианта};

4*5*5*2=200 чисел.

  1. Мотивационный этап

 Цель: возбуждение интереса к изучаемому понятию «сочетания без повторений».

Задача 3. Сколькими способами можно составить букет из 3 цветов, если в нашем распоряжении 5 цветов: хризантема, роза, тюльпан, лилия, ирис?

- каким способом будем решать задачу?

 Перебором.

- хорошо, попробуйте каждый самостоятельно, но сначала установите {хризантема, роза, лилия} и {роза, лилия, хризантема} – это один и тот же букет или нет?

Учащиеся пробуют самостоятельно перечислить все комбинации. Учитель ходит по классу, смотрит решения каждого.

 Учащиеся испытывают затруднения, путаются, сбиваются.

 Затем вызывает 5 учеников по очереди к доске записывать перебор, каждый начинает только с  одного из 5 цветов, вычеркивая повторения.

1 ученик: начинает с хризантемы хрт, хрл, хри, хтр, хтл, хти, хли, хлт, хлр, хил, хит, хир

2 ученик: начинает с розы рхт, рхл, рхи, ртх, ртл, рти,рли, рлт, рлх, рил, рит, рих

3 ученик: начинает с тюльпана тхр, тхи, тхл, трх, трл, три, тли, тлр, тлх, тил, тир, тих

4 ученик: начинает с лилии лхр, лхт, лхи, лрх, лрт, лри, лти, лтр, лтх, лит, лир, лих

5 ученик: начинает с ириса илт, илр, илх, итл, итр, итх, ирх, ирл, ирт, ихр, ихт, ихл

Ответ: хрт, хрл, хри, хтл, хти, хли, ртл, рти, рли, тли. Итого 10 букетов.

- Посмотрите, сколько места и сколько времени  заняло решение этой задачи! Только представьте, а если бы было 35 цветов, и нужно было бы составлять букеты по 5 цветов?!

Тогда весь день, наверное, ушел бы на подсчеты!

  1. Ориентировочный этап

Цель: введение определения понятия.

 - Это настоящая проблема, мы испытали трудности и неудобства в решении таких задач. Но, ведь должен же быть какой-то способ, который позволит решать такие задачи быстрее?! В комбинаторике есть такое понятие как «Сочетание из n элементов по m в каждом » и формула.

 - Сочетания подразделяются на 2 вида:

1. сочетания без повторений;

2. сочетания с повторениями;

- Разомнёмся (физкультминутка).

Мы хлопаем в ладоши, хлоп, хлоп
хлопки над головой
Мы топаем ногами, топ, топ
высоко поднимаем колени
Качаем головой
головой вперед назад подвигать
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем
руки поднять, опустить
Мы низко приседаем и прямо мы встаем
присесть и подпрыгнуть
Руки вниз, на бочок.
Разжимаем- в кулачок
Руки вверх и в кулачок
Разжимаем на бочок
На носочки поднимайся
Приседай и выпрямляйся
Ноги вместе. ноги врозь.

 - Сегодня мы познакомимся с понятием «сочетания без повторений»

 Приложение 3. Презентация «сочетания»

- Сочетаниями без повторений из n элементов по m в каждом, называются такие соединения, которые отличаются друг от друга хотя бы одним элементом.

- Как распознать?

- В  сочетаниях без повторений не имеет значение порядок расположения элементов в той или иной группе.

- Количество сочетаний из n по m, обозначается

- Формула

- Вернемся к нашей задаче про букет!

  1. Этап обучения применению понятия сочетания.

Цель: показать непосредственное применение понятия с использованием ранее изученных понятий.

Задача 4.  Сколькими способами можно составить команду по бегу из 4-х человек, если имеются 7 бегунов?  

- Решение:

Основное множество n=7 (всего участников)

Соединение m=4 (команда из 4 человек)

 {Ваня, Петя,  Коля, Рома} = {Петя, Коля, Рома, Ваня}

Одно и то же => порядок не важен => сочетание из 7 по 4.

        

Ориентировочная основа действий для решения задач:

Основное множество

n=

Соединение

m=

Одно и тоже?

Порядок важен?

Задача 5.  Имеются 6 различных соков. Сколько разных коктейлей можно получить, если для каждого берутся четыре  сока?

Задача 6.  На окружности отмечены 10 точек. Сколько разных треугольников с вершинами в этих точках можно получить?

Задача 7.  В чемпионате страны по футболу (высшая лига) участвуют 18 команд, причем каждые две команды встречаются между собой 2 раза. Сколько матчей играется в течение сезона?

Домашнее задание.

  1. Сколькими способами можно выбрать 5 делегатов из состава конференции на которой присутствуют 15 человек?
  2. У бармена есть 6 сортов зеленого чая. Для проведения чайной церемонии требуется подать зеленый чай ровно 3 различных сортов. Сколькими способами бармен может выполнить заказ?
  3. Сколькими способами можно выбрать гласную и согласную буквы из слова «конверт»?

Рефлексия.

- Ребята! Вы сегодня очень хорошо потрудились! Молодцы!

- Сегодня на уроке:

  • Я узнал….
  • Я научился…
  • Я понял…

До свидания!


Приложения

Сочетания с повторениями и без повторений

Сочетаниями без повторений из n элементов по m в каждом, называются такие соединения, которые отличаются друг от друга хотя бы одним элементом.

Задача 1:Сколькими способами можно составить букет из 3 цветов, если в вашем распоряжении 5 цветов: хризантема, роза, тюльпан, лилия, ирис?

Решение:

Основное множество n=5 (всего цветов)

Соединение m=3 (букет из трех цветов)  {Р,И,Т}={Т,Р,И}

Одно и то же => порядок не важен => сочетание из 5 по з.

Задача 2 Сколькими способами можно составить команду по бегу из 4-х человек, если имеются 7 бегунов?

Основное множество

n=

Соединение

m=

Одно и тоже?

Порядок важен?

Задача 3 Имеются 6 различных соков. Сколько разных коктейлей можно получить, если для каждого берутся четыре  сока?

Основное множество

n=

Соединение

m=

Одно и тоже?

Порядок важен?

Задача 4 На окружности отмечены 10 точек. Сколько разных треугольников с вершинами в этих точках можно получить?

Основное множество

n=

Соединение

m=

Одно и тоже?

Порядок важен?

Задача 5 В чемпионате страны по футболу (высшая лига) участвуют 18 команд, причем каждые две команды встречаются между собой 2 раза. Сколько матчей играется в течение сезона?

Основное множество

n=

Соединение

m=

Одно и тоже?

Порядок важен?


Домашнее задание

  1. Сколькими способами можно выбрать 5 делегатов из состава конференции на которой присутствуют 15 человек?
  2. У бармена есть 6 сортов зеленого чая. Для проведения чайной церемонии требуется подать зеленый чай ровно 3 различных сортов. Сколькими способами бармен может выполнить заказ?
  3. Сколькими способами можно выбрать гласную и согласную буквы из слова «конверт»?

Домашнее задание

  1. Сколькими способами можно выбрать 5 делегатов из состава конференции на которой присутствуют 15 человек?
  2. У бармена есть 6 сортов зеленого чая. Для проведения чайной церемонии требуется подать зеленый чай ровно 3 различных сортов. Сколькими способами бармен может выполнить заказ?
  3. Сколькими способами можно выбрать гласную и согласную буквы из слова «конверт»?

Домашнее задание

  1. Сколькими способами можно выбрать 5 делегатов из состава конференции на которой присутствуют 15 человек?
  2. У бармена есть 6 сортов зеленого чая. Для проведения чайной церемонии требуется подать зеленый чай ровно 3 различных сортов. Сколькими способами бармен может выполнить заказ?
  3. Сколькими способами можно выбрать гласную и согласную буквы из слова «конверт»?

Домашнее задание

  1. Сколькими способами можно выбрать 5 делегатов из состава конференции на которой присутствуют 15 человек?
  2. У бармена есть 6 сортов зеленого чая. Для проведения чайной церемонии требуется подать зеленый чай ровно 3 различных сортов. Сколькими способами бармен может выполнить заказ?
  3. Сколькими способами можно выбрать гласную и согласную буквы из слова «конверт»?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Математические ребусы -2 Занимательная математика

Слайд 2

Правила: 1. Если в начале слова стоит , то первую букву убираем (если две , то убирается две первых буквы и т.д.) , ,, 2. Аналогично делаем, если стоит в конце слова. , 3. Если картинка перевёрнута, то слово читается наоборот. 4. Если возле картинки стоят цифры, то читаем только те буквы, которые стоят под этими номерами. 5. Если возле картинки зачёркнута буква (или буквы), то она (они) не читается. 6. Если возле картинки находятся буквы, между которыми стоит знак равенства, то делаем замену букв.

Слайд 3

Некоторые способы прочтения: С е - « В с е » или « е в с » ос н - «на н ос» или «ос на н » или «под ос н » или « н под ос» ом л - «за л ом » или « ом за л» или «перед ом л» или «л перед ом » Желаю удачи!

Слайд 4

У 2 Ребус №1 Ответ Пол у круг

Слайд 5

АН+ТИ Ребус №2 Ответ С ан ти метр 100 см

Слайд 6

Ребус №4 Ответ Парал леле пипед ( ле ) 2 , шют=л , т=д

Слайд 7

Ребус №8 Ответ тре угол ь ник И=Е 3 , , , ь

Слайд 8

Ребус №9 Ответ у равне ни е О=Е , , , Е = У

Слайд 9

Ребус №10 Ответ пер и метр и ,

Слайд 10

Ребус №12 Ответ ло ма на я , М А Я ,


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учебно-исследовательский проект ТЕОРИЯ ГРАФОВ Автор: Терехова Анастасия Вячеславовна ученица 6«А» класса Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Иркутска средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов № 14 Руководитель проекта: Полетаева Лариса Никитична учитель математики высшей категории Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Иркутска средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов № 14

Слайд 2

Если вы любите решать задачи на смекалку, логические, олимпиадного типа или головоломки, то наверное, не раз составляли таблицы, изображали объекты точками, соединяли их отрезками или стрелками, подмечали закономерности у полученных рисунков, выполняли над точками или отрезками операции, не похожие на арифметические, то есть вам приходилось строить математический аппарат специально для решения задачи. А это значит, что вы открывали для себя начала теории графов. В математике существует класс задач, которые наиболее просто и понятно решаются с применением теории графов. Это замечательные математические объекты, применяя которые можно решать математические и логические задачи, а также упрощать условия задач.

Слайд 3

Объект исследования: Математические графы. Предмет исследования: Графы, как способ решения целого ряда задач практической направленности. Цель моей работы: Выяснить, что такое теория графов, и как применить ее при решении математических задач. Задачи: познакомиться с историей возникновения теории графов; научиться применять теорию графов при решении задач; создать задачи и решить их с помощью теории графов. Основные методы исследования: 1. Теоретический: анализ источников информации. 2. Эмпирический: создать задачи и решить их с помощью теории графов.

Слайд 4

Математические графы с дворянским титулом "граф" связывает общее происхождение от лат. слова "графио" - пишу. Впервые основы теории графов появились в работе члена Петербургской академии наук, выдающегося математика Леонардо Эйлера, где он описывал решение головоломок и математических развлекательных задач. В 1736 году задача о семи мостах заинтересовала Леонарда Эйлера. Он смог найти правило, пользуясь которым легко определить, можно ли пройти по всем мостам, не проходя дважды ни по одному из них. Среди них знаменитая задача о Кенигсбергских мостах. Философ Иммануил Кант, гуляя по городу Кенигсбергу (сейчас этот город называется Калининград), поставил задачу: можно ли пройти по всем семи мостам и при этом вернуться в исходную точку так, чтобы по каждому мосту пройти только один раз. История возникновения теории графов

Слайд 5

Если, внимательно рассмотреть географическую карту, можно заметить, что есть еще один – граф, состоящий из границ между странами (областями, районами). В 1852 году английский студент Френсис Гутри раскрашивал карту Великобритании. Каждое графство он выделял цветом. Выбор красок у него был невелик, и приходилось их использовать повторно. Гутри старался, чтобы два графства, имеющие общий участок границы, были окрашены в разные цвета. Это заставило его задуматься о том, какого наименьшего числа красок достаточно для раскрашивания любой карты. Гутри считал, что четырех красок всегда хватит, но доказать это не мог. Первые решения данной задачи появились в 1879 году. Доказательство опубликовал Альфред Кемпе- британский математик, а год спустя Питер Тэт - шотландский математик и физик.

Слайд 6

Существует задача о трех домах и трех колодцах. Имеется три дома и три колодца, каким-то образом расположенные на плоскости. Возможно ли провести от каждого дома к каждому колодцу тропинку так, чтобы тропинки не пересекались. Эта задача была решена польским математиком Куратовским в 1930 году. В 1859 г. английский математик Уильям Гамильтон выпустил в продажу головоломку. Она представляла собой деревянный додекаэдр(12-гранник), в вершинах которого вбиты гвоздики. Каждая из 20 вершин была помечена названием одного из крупных городов мира – Дели, Брюссель и т.д. Требовалось найти замкнутый путь, проходящий по ребрам додекаэдра и позволяющий побывать в каждой его вершине по одному разу. Путь следовало отмечать с помощью шнура, зацепляя его за гвоздики. В 1975 году преподавателем архитектуры Будапешта Эрне Рубиком для развития пространственного воображения у студентов изобрел головоломку Кубик Рубика. Решить все эти задачи или доказать, что они не имеют решений возможно с помощью теории графов!

Слайд 7

Схема графа, состоящая из «изолированных» вершин, называется нулевым графом Граф – это набор точек, каждые из которых соединены линиями. Точки – называются вершинами, а соединяющие их линии ребрами. Графы, в которых не построены все возможные ребра, называются неполными графами Графы, в которых построены все возможные ребра, называются полными графами Количество рёбер, выходящих из вершины графа, называется степенью вершины. Вершина графа, имеющая нечётную степень, называется нечетной, а чётную степень – чётной. Основные понятия теории графов

Слайд 8

Маршрутом в графе называется последовательность рёбер, в которой соседние рёбра имеют общую вершину. Первая вершина называется нача­лом маршрута, последняя — концом. Путём (или цепью) в графе называется маршрут, в котором нет повто­ряющихся рёбер. Если в пути нет повторяющихся вершин, его называют простым путём. Длина маршрута равна количеству рёбер в порядке их про­хождения. Расстоянием между вершинами в графе называют длину крат­чайшего пути от одной вершины до другой. Цикл — это путь, у которого совпадают начало и конец. Если в цик­ле все вершины разные, его называют простым циклом. Если в цикле все рёбра разные, то такой цикл называется эйлеровым. Маршрут, содержа­щий все рёбра или все вершины графа, называется обходом графа. Граф-путь с 6 вершинами Цикл графа 1, 2, 5, 4, 3, 1

Слайд 9

Виды графов Связный граф – это граф, между любой парой которого существует хотя бы один путь. Несвязный граф – это граф, в котором существует хотя бы одна пара вершин, между которыми нет пути. Такие вершины называются несвязными. Например, на показанном графе несвязными вершинами является G и любая другая вершина данного графа. Если в связном графе после удаления ребра граф превратится в несвяз­ный, такое ребро называют мостом. На рисунке граф с 6 мостами выделены красным.

Слайд 10

Граф, который можно нарисовать, не отрывая карандаша от бумаги, называется эйлеровым. Если все вершины графа четные, то можно не отрывая карандаш от бумаги («одним росчерком»), проводя по каждому ребру только один раз, начертить этот граф. Движение можно начать с любой вершины и закончить его в той же вершине. Граф, имеющий всего две нечетные вершины, можно начертить, не отрывая карандаш от бумаги, при этом движение нужно начать с одной из этих нечетных вершин и закончить во второй из них. Граф, имеющий более двух нечетных вершин, невозможно начертить «одним росчерком». Граф является эйлеровым тогда и только тогда, когда он связан и имеет не более двух нечетных вершин.

Слайд 11

Особым видом графа является дерево. Деревом называется любой связный граф, не имеющий циклов. В дереве нельзя вернуться в исходную вершину, двигаясь по рёбрам и проходя по одному ребру не более одного раза. В дереве любые две вершины соединены ровно одним путём. В дереве есть вершина, из которой выходит только одно ребро. Такая вершина называется висячей. При удалении любого ребра из дерева граф становится несвяз­ным. Плоским графом называют такой граф, который можно нарисовать на плоскости так, чтобы его рёбра не пересекались нигде, кроме вершин. Ориентированный граф — это граф, рёбрам которого присвоено направление, т.е. нанесены стрелочки. Направленные рёбра именуются также дугами, а в некоторых источниках и просто рёбрами. Неориентированный граф — это граф, в котором все ребра являются неупорядоченными парами вершин, т.е. возможно прохождение из вершины в вершину в обоих направлениях.

Слайд 12

Известные задачи, решаемые с помощью графов Если применить теорию графов к задачам, описанным в начале моей работы, то их решение становится очевидным. Задача о Кенигсбергских мостах Предположим, что мосты – ребра, а части города – вершины графа. В получившемся графе четыре нечётные вершины (то есть все), следовательно, невозможно пройти по всем мостам, не проходя ни по одному из них дважды.

Слайд 13

Задача о четырех красках Рассмотрим для произвольной карты следующий граф: его вершины – столицы государств, а ребрами связаны те из них, чьи государства имеют общий участок границы. В каждой области карты берется по точке- вершине графа, дугами соединяются те точки, для которых области имеют общую границу- участок линии, но не точку. Далее, если раскрасить вершины графа так, чтобы соединенные ребром вершины были раскрашены по разному, то, раскрасив соответствующие области карты в цвета этих вершин, мы получим раскраску карты, в которой любые две области, имеющие границы- участки линий, но не точки, окрашены в разные цвета.

Слайд 14

Задача о трех домах и трех колодцах Если проложить 8 тропинок, то 9 никак не проложить, чтобы она не пересеклась. Решая задачу с помощью теоремы Эйлера, получили противоречие, которое показало, что ответ в задаче отрицателен: нельзя провести непересекающиеся дорожки от каждого домика к каждому колодцу. Предположим, что эти 9 тропинок можно проложить. Обозначим домики точками Д1, Д2, Д3, колодцы - точками К1, К2, К3. Каждую точку-дом соединим с каждой точкой-колодцем. Как видно, нам удалось провести только восемь тропинок, а девятая должна пересечься хотя бы с одной. Дело в том, что по мере проведения тропинок из двух домиков, будет получаться некоторый замкнутый контур, внутри которого будет стоять один из колодцев, при этом третий домик будет находиться снаружи от этого контура. Для того чтобы соединить этот домик с колодцем, обязательно потребуется пересечь новой тропинкой одну из уже проложенных. Полученное доказывает, что ответ в задаче о 3-х колодцах отрицателен.

Слайд 15

Создание и решение задач с помощью теории графов Графы используются в самых разных областях науки и жизни. Каждому школьнику, решившему связать свою будущую профессию с математикой необходимо овладеть этим методом. Используя дополнительную литературу и интернет ресурсы, мною были придуманы задачи, решаемые с помощью теории графов. Итак, «Решаем задачи с помощью графов»! Задача «Иркутские мосты» В центральной части нашего родного города Иркутск построены плотина ГЭС и 8 мостов: Академический ("Новейший") Глазковский ("Старый") Иннокентьевский ("Новый") Иркутный (мост через реку Иркут) Мост через реку Ушаковка по ул.Урожайной Мост через реку Ушаковка по ул.Рабочая Мост через реку Ушаковка по ул.Фридриха Энгельса Ушаковский мост (предместье Рабочее) Вопросы: Возможно ли пройти по всем 8 мостам, включая плотину ГЭС так, чтобы по каждому мосту и плотине пройти только один раз. Можно ли пройти по всем 8 мостам, включая плотину ГЭС и при этом вернуться в исходную точку так, чтобы по каждому мосту и плотине пройти только один раз.

Слайд 16

A D C Решение: B При решении данной задачи необходимо построить граф, где мосты буду ребра, а части города- вершины графа ( A , B , C , D ). Граф является эйлеровым. В получившемся графе 2 нечётные вершины ( B , C ) и 2 четные вершины ( A , D ). Граф, имеющий всего две нечетные вершины, можно начертить, не отрывая карандаш от бумаги, при этом движение нужно начать с одной из этих нечетных вершин и закончить во второй из них. Если все вершины графа четные, то можно не отрывая карандаш от бумаги («одним росчерком»), проводя по каждому ребру только один раз, начертить этот граф. Движение можно начать с любой вершины и закончить его в той же вершине. Ответ на вопрос B : Так как в данном графе не все четные вершины, следовательно, невозможно пройти по всем мостам и вернуться в исходную точку так, чтобы пройти только один раз по каждому мосту и плотине, не проходя ни по одному из них дважды. Ответ на вопрос А: Начиная свой путь из нечетной вершины B графа можно закончить свой путь в нечетной вершине C и наоборот. Следовательно, возможно пройти по всем 8 мостам, включая плотину ГЭС так, чтобы по каждому мосту и плотине пройти только один раз.

Слайд 17

Задача о красках Рассмотрим карту Иркутской области. Иркутская область состоит из 33 районов: Вопрос: Возможно ли раскрасить Иркутскую область по районам, используя только четыре краски ( ), чтобы при этом любые две вершины, которые соединены ребром, были разного цвета.

Слайд 18

Решение: При решении данной задачи необходимо построить на плоскости граф, чтобы его рёбра не пересекались нигде, кроме вершин, т.е. плоский граф. Для построения графа необходимо в каждом районе карты взять по точке- вершине графа и дугами соединить те точки, для которых районы имеют общую границу- участок линии, но не точку.

Слайд 19

После построения графа, раскрасить вершины графа, чтобы соединенные ребром вершины были раскрашены в разные цвета. Раскрасив районы карты в цвета этих вершин, мы получим раскраску карты, в которой любые две области, имеющие границы- участки линий, но не точки, окрашены в разные цвета. Ответ: Да, возможно раскрасить Иркутскую область по районам, используя только четыре краски ( ), чтобы при этом любые две вершины, которые соединены ребром, были разного цвета.

Слайд 20

Лариса Никитична Бояркин Кавзюлина Миша Галя Захаров Лупачев Паша Виталий Кириллов Камека Миша Алена Чернигов Ярыгина Андрей Лера Васюнин Егор Прудников Саша Поберей Дворецкий Алена Андрей Дагбаева Курюмов Юля Сева Казанчикова Цацукевич Катя Данил Терехова Одинец Настя Иван Горюнова Кашенец Диана Лев Рогова Воронько Таня Никита Ващенко Горбунов Наташа Виталий Алексеев Абдуллаев Денис Руслан Елисеева Кузьмин Саша Кирилл Верхотурова Хартуев Элли Костя Воробьева Латышев Даша Егор Граф- дерево Класс 6 А (кабинет № 305) доска Задача «Урок математики» Во время урока математики ученики выполнили контрольную работу. Лариса Никитична попросила всех учеников класса сдать тетради по контрольным работам, не вставая со своих мест. Построить граф передачи тетрадей по контрольным работам. Решение: При решении данной задачи был построен граф дерево, в котором 33 вершины и 32 ребра, т.е. число вершин на одну больше числа ребер.

Слайд 21

Татьяна Александровна Бояркин Кавзюлина Миша Галя Захаров Лупачев Паша Виталий Кириллов Камека Миша Алена Чернигов Ярыгина Андрей Лера Васюнин Егор Прудников Саша Поберей Дворецкий Алена Андрей Дагбаева Курюмов Юля Сева Казанчикова Цацукевич Катя Данил Терехова Одинец Настя Иван Горюнова Кашенец Диана Лев Рогова Воронько Таня Никита Ващенко Горбунов Наташа Виталий Алексеев Абдуллаев Денис Руслан Елисеева Кузьмин Саша Кирилл Верхотурова Хартуев Элли Костя Воробьева Латышев Даша Егор 1 2 4 3 Путь передачи записки- неполный граф доска Путь Татьяны Александровны- ориентированный граф Задача «Урок русского языка» Класс 6 А (кабинет № 209) Во время урока русского языка ученица Воробьева Даша передала записку ученице Камека Алене. Вопрос: Возможно ли составить маршрут (граф), чтобы записка дошла до Камека Алены. При условиях, что нельзя передавать записку по диагонали, и чтобы граф не пересекался с маршрутом (графом) учительницы Татьяны Александровны. Решение: Ответ: Невозможно составить маршрут (граф), чтобы записка дошла до Камека Алены.

Слайд 22

Задача о рукопожатиях друзей Одинец Иван, Бояркин Миша, Захаров Паша, Хартуев Костя и Цацукевич Данил при встрече в школе обменялись рукопожатиями (каждый пожал руку каждому по одному разу). Вопрос: Сколько всего рукопожатий было сделано? Решение : В данном случае применяется построение полного графа. Одинец Иван Бояркин Миша Хартуев Костя Захаров Паша Цацукевич Данил Ответ: Всего 10 рукопожатий было сделано.

Слайд 23

Заключение Цель моей работы достигнута. Задачи, поставленные в работе, выполнены: - изучила научную литературу по теме исследования; - научилась применять теорию графов при решении задач; - создала задачи и решила их с помощью теории графов. В результате работы над проектом «Теория графов» я узнала, что решение многих математических задач упрощается, если удается использовать графы. Представление данных в виде графа придает им наглядность. Многие доказательства также упрощаются, приобретают убедительность, если воспользоваться графами. С большим интересом я не только решала задачи различной степени сложности, но и попробовала себя в их составлении. Кроме того, закончив свой проект, я сама научилась собирать кубик Рубика, используя теорию графов и комбинаторику, и могу помочь тем, кто еще не овладел алгоритмом сборки, но очень хочет научиться собирать кубик Рубика. Я думаю мой учебно-исследовательский проект можно считать небольшим пособием для изучения «теории графов» непосредственно на уроках математики, так как в нем затронуты основные понятия «теории графов». К сожалению, объём моей работы не даёт возможность рассмотреть другие задачи применения «теории графов», но еще есть над чем работать и в дальнейшем я продолжу изучение данной темы.

Слайд 24

Список литературы БерезинаЛ.Ю. Графы и их применение: Пособие для учителей. –М.: Просвещение, 1979. -143с. С ил. Гуровиц В.М., Ховрина В.В. Графы. –М.: МЦНМО, 2008 Мельников О.И. Теория графов в занимательных задачах. Изд.3-е, испр. и доп. –М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009 Харари Ф. Теория графов. Перевод с английского В.П.Козырева. Под редакцией Г.П.Гаврилова. –М.: Мир, 1973 Источники информации https://ru.wikipedia.org/wiki/ http://dic.academic.ru/ http://irkipedia.ru/node/2105/talk http://www.turkey-visit.com/map/russia/irkutsk-map.asp

Слайд 25

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Комбинаторные задачи: Сочетания без повторений Учителя математики: Полетаева Л.Н. Ведениктова С.П. МБОУ СОШ №14

Слайд 2

2 Сочетаниями без повторений из n элементов по m в каждом, называются такие соединения, которые отличаются друг от друга хотя бы одним элементом. Как распознать? В сочетаниях без повторений не имеет значение порядок расположения элементов в той или иной группе. Запомни и выучи!!!

Слайд 3

3 Обозначение: Количество сочетаний из n по m , обозначается и вычисляется по формуле:

Слайд 4

Задача 1: Сколькими способами можно составить букет из 3 цветов, если в вашем распоряжении 5 цветов: хризантема, роза, тюльпан, лилия, ирис? 10 Решение: Основное множество n =5 (всего цветов) Соединение m =3 (букет из трех цветов) Одно и то же Порядок не важен Сочетание из 5 по 3

Слайд 5

5 Задача 2: Сколькими способами можно составить команду по бегу из 4-х человек, если имеются 7 бегунов? Основное множество Соединение Одно и тоже? Порядок важен? n = 7 m = 4 да нет

Слайд 6

Имеются 6 различных соков. Сколько разных коктейлей можно получить, если для каждого берутся четыре сока? 1 5 Задача 3:

Слайд 7

Задача 4: На окружности отмечены 10 точек. Сколько разных треугольников с вершинами в этих точках можно получить? 1 2 0

Слайд 8

8 Но, так как каждая команда играет между собой 2 раза, то ответ в задаче : Задача 5: 306 В чемпионате страны по футболу (высшая лига) участвуют 18 команд, причем каждые две команды встречаются между собой 2 раза. Сколько матчей играется в течение сезона? 153

Слайд 9

9 Но, так как каждая команда играет между собой 2 раза, то ответ в задаче : Задача 5: 306 В чемпионате страны по футболу (высшая лига) участвуют 18 команд, причем каждые две команды встречаются между собой 2 раза. Сколько матчей играется в течение сезона? 153

Слайд 10

10 - Сегодня на занятии: Молодцы! Я узнал…. Я научился… Я понял…

Слайд 11

11 Сколькими способами можно выбрать 5 делегатов из состава конференции на которой присутствуют 15 человек? У бармена есть 6 сортов зеленого чая. Для проведения чайной церемонии требуется подать зеленый чай ровно 3 различных сортов. Сколькими способами бармен может выполнить заказ? Сколькими способами можно выбрать гласную и согласную буквы из слова «конверт»? Домашнее задание:

Слайд 12

До новых встреч с занимательными задачами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по теме "Волейбол.Повторение техники передач мяча двумя руками сверху,снизу

План конспект сдвоенного урока (пары) в МГКБИТ по волейболу в 2012/13 для специальности "экономика и бухгалтерский учет" второго года обучения.В конце представлен небольшой фото отчет....

Конспект урока-викторины по теме: «Повторение и обобщение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация»

Цели и задачи: Образовательные: закрепить и обобщить знания о синтаксисе и умения расставлять знаки препинания при обращениях, однородных членах предложения, вводных словах, сравнительных оборотах.Раз...

Конспект урока по теме: "Лексика. Повторение". 5 класс

Урок-повторение в 5 классе по теме: "Лексика"...

План-конспект урока в 7 классе "Повторение и обобщение знаний по теме "Тип Членистоногие"

План коспект урока с применением технологии обучения в сотрудничестве с использованием УМК Пасечника В.В.Тип урока: урок обобщающего повторения с применением: тестового контроля, игровой технолог...

Конспект урока в 9 классе. Повторение. Неравенство.

Подготовка к ГИА, повторение материала по квадратным неравенствам....

Конспект урока "Имя числительное. Итоговое повторение. 9 класс"

Урок "Имя числительное. Итоговое повторение. 9 класс"...