Рабочая программа кружка «Расширение практического содержания базового курса алгебры и геометрии»
рабочая программа по математике (9 класс) на тему

Рабочая программа кружка "Расширение практического содержания базового курса алгебры и геометрии" в 9 классе направлена на подготовку обучающихся к экзамену по математике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Программа кружка по математике.127 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДАШКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА»

СОГЛАСОВАНО                                                                                                              УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по ВР                                                                                         Директор

______________ Воробьева О.Н.                                               ______________ В.Д. Маланин

«____»______________ 2017 г.                                                  «____»______________ 2017 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА

«Расширение практического содержания базового курса

 алгебры и геометрии»

на 2017-2018 учебный год

Руководитель кружка

Исупова Ирина Александровна

Серпуховский муниципальный район

п. Большевик

Пояснительная записка

В настоящее время актуальной стала проблема подготовки обучающихся к новой форме аттестации – ОГЭ и ЕГЭ. Экзамен по математике в форме ОГЭ является наиболее востребованным. Сдача экзамена по математике за курс основной школы в форме ОГЭ является одним из направлений модернизации школьного образования на современном этапе. С 2003-2004 учебного года начат эксперимент по созданию системы предпрофильной подготовки учащихся основной школы, которая, в частности, предполагает изучение школьниками предметных курсов по выбору. С 2005-2006 учебного года государственная итоговая аттестация (ГИА) по математике за курс основной школы проводится в новой форме, которая, несмотря на очевидную связь с ЕГЭ, обладает некоторыми особенностями. С учетом целей обучения в основной школе контрольно-измерительные материалы экзамена в новой форме проверяют сформированность комплекса умений, связанных с информационно-коммуникативной деятельностью, с получением, анализом, а также применением эмпирических знаний.

Программа кружка «Расширение практического содержания базового курса алгебры и геометрии», ориентирована на приобретение определенного опыта решения задач различных типов, позволяет ученику получить дополнительную подготовку для сдачи экзамена по математике за курс основной школы. Особенность принятого подхода кружка «Расширение практического содержания базового курса алгебры и геометрии» состоит в том, что для занятий по математике предлагаются небольшие фрагменты, рассчитанные на 2-3 урока, относящиеся к различным разделам школьной математики.

Каждое занятие, а также все они в целом направлены на то, чтобы развить интерес школьников к предмету, познакомить их с новыми идеями и методами, расширить представление об изучаемом в основном курсе материале.

Этот курс предлагает учащимся знакомство с математикой как с общекультурной ценностью, выработкой понимания ими того, что математика является инструментом познания окружающего мира и самого себя.

Если в изучении предметов естественнонаучного цикла очень важное место занимает эксперимент и именно в процессе эксперимента и обсуждения его организации и результатов формируются и развиваются интересы ученика к данному предмету, то в математике эквивалентом эксперимента является решение задач. Собственно весь курс математики может быть построен и, как правило, строится на решении различных по степени важности и трудности задач.

Экзаменационная работа по математике в новой форме (ОГЭ) состоит из двух частей. Первая часть предполагает проверку уровня обязательной подготовки обучающихся (владение понятиями, знание свойств и алгоритмов, решение стандартных задач). Вторая часть имеет вид традиционной контрольной работы и состоит из пяти заданий. Эта часть работы направлена на дифференцированную проверку повышенного уровня математической подготовки обучающихся: владение формально-оперативным аппаратом, интеграция знаний из различных тем школьного курса, исследовательские навыки.

      Структура экзаменационной работы и организация проведения экзамена отличаются от традиционной системы аттестации, поэтому и подготовка к экзамену должна быть другой. Данный курс имеет основное назначение – введение открытой, объективной независимой процедуры оценивания учебных достижений обучающихся, результаты которой будут способствовать осознанному выбору дальнейшего пути получения образования; развивает мышление и исследовательские знания обучающихся; формирует базу общих универсальных приемов и подходов к решению заданий соответствующих типов. Экзаменационные материалы реализуют современные подходы к построению измерителей, они обеспечивают более широкие по сравнению с действующим экзаменом дифференцирующие возможности, ориентированы на сегодняшние требования к уровню подготовки обучающихся.

Содержание кружка направлено на подготовку учащихся к сдаче экзамена по математике в форме ОГЭ. Основной особенностью этого курса является отработка заданий по всем разделам курса математики основной школы: арифметике, алгебре, статистике и теории вероятностей, геометрии.

Кружок «Расширение практического содержания базового курса алгебры и геометрии» рассчитан на 35 часов для работы с учащимися 9 классов. Курс предусматривает повторное рассмотрение теоретического материала по математике, поэтому имеет большое общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления, намечает и использует целый ряд межпредметных связей и направлен в первую очередь на устранение «пробелов» в базовой составляющей математики систематизацию знаний по основным разделам школьной программы.

Цель данного кружка: подготовить обучающихся к сдаче экзамена по математике в форме ОГЭ в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами; оказание индивидуальной и систематической помощи девятикласснику при повторении курса математики и подготовке к экзаменам.

Задачи кружка:

  • дать ученику возможность проанализировать свои способности;
  • помочь ученику выбрать профиль в дальнейшем обучении в средней школе.
  • Повторить, обобщить и углубить знания по алгебре и геометрии за курс основной общеобразовательной школы;
  • Расширить знания по отдельным темам курса «Алгебра 5-9 » и «Геометрия 7-9» ;
  • Выработать умение пользоваться контрольно-измерительными материалами.

Функции кружка:

  • ориентация на совершенствование навыков познавательной, организационной деятельности;
  • компенсация недостатков в обучении математике.

Методы и формы обучения

Методы и формы обучения определяются требованиями профилизации обучения, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные приоритеты методики изучения элективного курса:

  • обучение через опыт и сотрудничество;
  • учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся;
  • интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, тренинги, вне занятий - метод проектов);
  • личностно-деятельностный подход (большее внимание к личности учащегося, а не целям учителя, равноправное их взаимодействие).

Для работы с учащимися безусловно применимы такие формы работы, как лекция и семинар. Помимо этих традиционных форм рекомендуется использовать также дискуссии, выступления с докладами, содержащими отчет о выполнении индивидуального или группового домашнего задания или с содокладами, дополняющими лекцию учителя. Возможны различные формы творческой работы учащихся, как например, «защита решения», отчет по результатам «поисковой» работы на страницах книг, журналов, сайтов  в Интернете по указанной теме. Таким образом, данный элективный курс не исключает возможности проектной деятельности учащихся во внеурочное время. Итогом такой деятельности могут быть творческие работы: стихотворения, рисунки и т.д.

Предлагаемый курс является развитием системы ранее приобретенных программных

знаний, его цель - создать целостное представление о теме и значительно расширить спектр задач, посильных для учащихся. Все свойства, входящие в элективный курс, и их доказательства не вызовут трудности у учащихся, т.к. не содержат громоздких выкладок, а каждое предыдущее готовит последующее. При направляющей роли учителя школьники могут самостоятельно сформулировать новые для них свойства и даже доказать их. Все должно располагать к самостоятельному поиску и повышать интерес к изучению предмета. Представляя учащимся возможность осмыслить свойства и их доказательства, учитель развивает геометрическую интуицию, без которой немыслимо творчество. "Интуиция гения более надежна, чем дедуктивное доказательство посредственности" (Клейн).

Организация на занятиях должна несколько отличаться от урочной: ученику необходимо давать время на размышление, учить рассуждать. В курсе заложена возможность дифференцированного обучения.

Таким образом, программа применима для различных групп школьников, в том числе, не имеющих хорошей подготовки. В этом случае, учитель может сузить требования и предложить в качестве домашних заданий создание творческих работ, при этом у детей развивается интуитивно-ассоциативное мышление, что несомненно, поможет им при выполнении заданий ГИА.

Основная функция учителя в данном курсе состоит в «сопровождении» учащегося в его познавательной деятельности, коррекции ранее полученных учащимися ЗУН.

Ожидаемый результат

учащийся должен

знать/понимать:

  • существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
  • как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
  • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
  • значение математики как науки;
  • значение математики в повседневной жизни, а также как прикладного инструмента в

будущей профессиональной деятельности

уметь:

  • решать задания, по типу приближенных к заданиям государственной итоговой аттестации (базовую часть)

иметь опыт (в терминах компетентностей):

  • работы в группе, как на занятиях, так и вне,
  • работы с информацией, в том числе и получаемой посредством Интернет

Методические        рекомендации        по        реализации        программы.

Основным дидактическим средством для предлагаемого курса являются тексты рассматриваемых типов задач, которые могут быть выбраны из разнообразных сборников, различных вариантов ЕГЭ или составлены самим учителем.

Курс обеспечен раздаточным материалом, подготовленным на основе прилагаемого ниже списка литературы.

Для более эффективной работы учащихся целесообразно в качестве дидактических средств использовать плакаты с опорными конспектами или медиа-ресурсы.

Основные методические особенности курса:

  1. Подготовка по тематическому принципу, соблюдая «правила спирали»  от простых типов заданий первой части до заданий со звездочкой второй части;
  2. Работа с тематическими тестами, выстроенными в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного вытекает другое, т.е. правильно решенное предыдущее задание готовит понимание смысла следующего; выполненный сегодня тест готовит к пониманию и правильному выполнению завтрашнего и т. д.;
  3. Работа с тренировочными тестами в режиме «теста скорости»;
  4. Работа с тренировочными тестами в режиме максимальной нагрузки, как по содержанию, так и по времени для всех школьников в равной мере;
  5. Максимальное использование наличного запаса знаний, применяя различные «хитрости» и «правдоподобные рассуждения», для получения ответа простым и быстрым способом.

 Контроль и система оценивания

Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения обучающимися самостоятельных, практических и лабораторных работ.  Присутствует как качественная, так и количественная оценка деятельности.
Качественная оценка базируется на анализе уровня мотивации обучающихся, их общественном поведении, самостоятельности в организации учебного труда, а так же оценке уровня адаптации к предложенной жизненной ситуации (сдачи экзамена по алгебре в форме малого ЕГЭ).
Количественная оценка предназначена для снабжения обучающихся объективной информацией об овладении ими учебным материалом и производится по пятибалльной системе.
Итоговый контроль реализуется в двух формах: традиционного зачёта и тестирования.

Структура курса

Включенный в программу материал предполагает повторение  следующих разделов алгебры:

  • Выражения и их преобразования.
  • Уравнения и системы уравнений.
  • Неравенства.
  • Координаты и графики.
  • Функции.
  • Арифметическая и геометрическая прогрессии.
  • Текстовые задачи.
  • Элементы комбинаторики и теории вероятностей.

геометрии:

  • Треугольники
  • Четырехугольники
  • Окружность

Такие темы, как «Уравнения и неравенства с модулем», «Уравнения и неравенства с параметром» будут рассматриваться лишь с отдельными учащимися.

Содержание программы

Тема 1.  Проценты (3 часа). Применение процентов при решении задач  о распродажах, тарифах, штрафах и голосовании. Представленные задачи могут быть решены различными способами.

Тема 2.  Числа и выражения. Преобразование выражений ( 3 часа). Свойства степени с натуральным и целым показателями. Свойства арифметического квадратного корня. Стандартный вид числа. Формулы сокращённого умножения. Приёмы разложения на множители. Выражение переменной из формулы. Нахождение значений переменной.

Тема 3.  Треугольники ( 3 часа).  Признаки равенства треугольников. Подобие треугольников. Теорема Пифагора. Решение прямоугольных треугольников.

Тема 4.  Уравнения (2 часа).  Способы решения различных уравнений (линейных, квадратных и сводимых к ним, дробнорациональных и уравнений высших степеней).

Тема 5. Системы уравнений (2 часа). Различные методы решения систем уравнений (графический, метод подстановки, метод сложения). Применение специальных приёмов при решении систем уравнений.                                                                                                                                                                               

Тема 6. Неравенства(2 часа). Способы решения различных неравенств (числовых, линейных, квадратных). Метод интервалов. Область определения выражения. Системы неравенств.

Тема 7. Четырехугольники (3 часа). Параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства и признаки. Трапеция, средняя линия трапеции; равнобедренная трапеция.

Тема 8. Функции (3 часа). Функции, их свойства и графики (линейная, обратно-пропорциональная, квадратичная и др.) «Считывание» свойств функции по её графику. Анализирование графиков, описывающих зависимость между величинами. Установление соответствия между графиком функции и её аналитическим заданием.

Тема 9. Текстовые задачи (4 часа). Задачи на проценты. Задачи на «движение», на «концентрацию», на «смеси и сплавы», на «работу». Задачи геометрического содержания.

Тема 10.    Окружность (2 часа) . Окружность. Центр, радиус, диаметр, хорда, дуга. Центральный, вписанный угол. Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная и секущая к окружности. Окружность, вписанная в треугольник и окружность, описанная около треугольника.

Тема 11. Арифметическая и геометрическая прогрессии (2 часа). Определение арифметической и геометрической прогрессий. Рекуррентная формула. Формула n-го члена. Характеристическое свойство. Сумма n первых членов. Комбинированные задачи.

Тема 12. Уравнения и неравенства с модулем (2 часа). Модуль числа, его геометрический смысл, основные свойства модуля. Уравнения и неравенства, содержащие знак модуля и способы их решения. Линейные и квадратные уравнения и неравенства с параметром, способы их решения.

Тема 13. Элементы комбинаторики и теории вероятностей (2 часа). Решение задач на нахождение статистических характеристик, работа со статистической информацией, решение комбинаторных задач, задач на нахождение вероятности случайного события.

Тема 14. Обобщающее повторение (4 часа). Решение задач из контрольно-измерительных материалов для ГИА (полный текст).

Календарно-тематическое планирование

Плановые сроки/ скорректированные сроки

Тема

Количество часов

1

Проценты

1ч.

2

Проценты

1ч.

3

Проценты

1ч.

4

Числа и выражения. Преобразование выражений

1ч.

5

Числа и выражения. Преобразование выражений

1ч.

6

Числа и выражения. Преобразование выражений

1ч.

7

Треугольники

1ч.

8

Треугольники

1ч.

9

Треугольники

1ч.

10

 Уравнения.

1ч.

11

Уравнения.

1ч.

12

Системы уравнений

1ч.

13

Системы уравнений

1ч.

14

Неравенства.

1ч.

15

Неравенства.

1ч.

16

Четырехугольники

1ч.

17

Четырехугольники

1ч.

18

Четырехугольники

1ч.

19

Функции

1ч.

20

Функции

1ч.

21

Функции

1ч.

22

Текстовые задачи.

1ч.

23

Текстовые задачи.

1ч.

24

Текстовые задачи.

1ч.

25

Текстовые задачи.

1ч.

26

Окружность

1ч.

27

Окружность

1ч.

28

Арифметическая и геометрическая прогрессии

1ч.

29

Арифметическая и геометрическая прогрессии

1ч.

30

Уравнения и неравенства с модулем и параметром

1ч.

31

Уравнения и неравенства с модулем и параметром

1ч.

32

Элементы комбинаторики и теории вероятностей

1ч.

33

Элементы комбинаторики и теории вероятностей

1ч.

34

Обобщающее повторение

1ч.

35

Обобщающее повторение

1ч.

36

Обобщающее повторение

1ч.

37

Обобщающее повторение

1ч.

Список используемой литературы:

1) ГИА-2018. Математика: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов / Под ред. А.Л. Семенова, И.В. Ященко. – М.: Издательство «Национальное образование», 2017.

– (ГИА-2018. ФИПИ-школе)

2)ГИА-2017: Экзамен в новой форме : Математика : 9-й класс : Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме / авт.-сост. Е.А. Бунимович, Л.В. Кузнецова, Л.О. Рослова и др. — Москва: АСТ : Астрель, 2017. — (Федеральный институт педагогических измерений).

3)ГИА-2017: Математика: 20 типовых вариантов заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации / авт.-сост. Л.О. Рослова, Л.В. Кузнецова, С.А. Шестаков, И.В. Ященко. — Москва: АСТ : Астрель, 2017. — (Федеральный институт педагогических измерений).

4)В. В Кочагин, М. Н. Кочагина «ГИА 2013. Сборник заданий» изд. «Эксмо» 2012г.

5)В. В Кочагин, М. Н. Кочагина «ГИА 2013. Тематические тренировочные заданияя » изд. «Эксмо» 2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка по геометрии в 9 классе

Внеурочная деятельность по предмету представлена углубленным материалом по геометрии...

рабочая программа кружка по математике Наглядная геометрия

Наглядная геометрия рабочая программа...

Рабочая программа кружка «Юный журналист» для обучающихся 8 класса (базовый уровень)

Данная программа  дает общее представление, как сделать наши издания приемлемыми с точки зрения полиграфических требований, а значит и более привлекательными на вид. В данной программе собран мат...

Рабочая программа кружка "Наглядная геометрия" 5-6 классы.2017-2018 у.г.

Рабочая программа кружка "Наглядная геометрия"  5-6 классы на 2017-2018 у.г. КТП 34 часа....

Рабочая программа кружка "Практическая биология" ("Точка роста"), 6 класс

Рабочая программа кружка "Практическая биология" (с использованием оборудования "Точка роста"), 6 класс...

Рабочая программа кружка "Практическая биология"

Рабочая программа кружка "Практическая биология"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Практическая математика» для 6 - 9 классов

Рабочая программа кружка «Практическая математика» для обучающихся 6 - 9 классов разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 12.2012  г. № 273-ФЗ «Об образовании в Ро...