Двоичная система счисления.
материал по математике (5 класс) на тему
Кружковое занятие по математике в 5 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dvoichnaya_sistema_schisleniya_v_doc.doc | 224 КБ |
Предварительный просмотр:
Двоичная система счисления.
(кружковое занятие по математике в 5 классе)
Основная цель занятия: Познакомить учащихся с записью чисел в двоичной системе счисления. Научить выполнять действия сложения, вычитания, умножения и деления чисел, записанных в двоичной системе счисления. Научить переводу чисел, записанных в двоичной системе счисления в десятичную запись и обратно. Отметить преимущества и недостатки двоичной системы счисления.
Изучение двоичной системы счисления я обычно начинаю со стихотворения про «странную» девочку:
Ей было тысяча сто лет,
Она в сто первый класс ходила,
В портфеле по сто книг носила, -
Всё это правда, а не бред.
Когда, пыля десятком ног,
Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато стоногий.
Она ловила каждый звук
Своими десятью ушами,
И десять загорелых рук
Портфель и поводок держали.
И десять тёмно-синих глаз
Рассматривали мир привычно...
Но станет всё совсем обычным,
Когда поймёте мой рассказ.
Эти стихи вызывают живой интерес у детей, и это самое главное, так как далее обучение идёт в форме непринуждённой беседы. Учащиеся предполагают, что в этом случае используется какой-то другой способ записи чисел. Мы говорим о том, что системой счисления называют способ наименования и записи чисел. Вспоминаем, что, как правило, мы пользуемся десятичной системой счисления, в которой используются цифры: 123456789 (10 цифр) и, что особенно важно, значение каждой цифры в этой системе определяется не только ею самой, но и местом (позицией), которое она занимает в записи числа. Поэтому эта система называется позиционной десятичной системой счисления. Для позиционной системы характерно разбиение числа на разряды. Например, запись 735 означает, что число состоит из 5 единиц, 3 десятков и 7 сотен. Единица каждого следующего разряда в 10 раз превосходит единицу предыдущего разряда. Число 10 называется основанием системы счисления, поэтому система называется десятичной.
Вспоминаем (об этом говорилось на уроках математики в 5 классе), как представить число, записанное в десятичной системе счисления, в виде суммы разрядных единиц. Например: 2379 = 2*100043*100+7*10+9 = 2*103+3*102+7*10+9
Кроме десятичной системы счисления существуют позиционные системы счисления с любым другим натуральным основанием (кроме 1). В Древнем Вавилоне применялась шестидесятеричная система счисления. Эта система поныне находит применение при измерении времени: час мы делим на 60 минут, а минуту на 60 секунд. В некоторых африканских племенах и в Древнем Китае употреблялась пятеричная система счисления, (по количеству пальцев на руке), а в Центральной Америке двадцатеричная система счисления (по количеству пальцев на руках и ногах).
В последнее время широкое распространение получила двоичная система счисления. В этой системе используются только две цифры 0 и 1. Далее записываем в двоичной системе первые полтора десятка чисел.
В двоичной | В десятичной | В двоичной | В десятичной |
1 | 1 | 1010 | 10 |
10 | 2 | 1011 | 11 |
11 | 3 | 1100 | 12 |
100 | 4 | 1101 | 13 |
101 | 5 | 1110 | 14 |
110 | 6 | 1111 | 15 |
111 | 7 | 10000 | 16 |
1000 | 8 | 10001 | 17 |
1001 | 9 | 10010 | 18 |
Необходимо подчеркнуть, что эта система, как и десятичная, тоже позиционная, но основанием системы является число 2, поэтому единица каждого следующего (левее стоящего) разряда в 2 раза превосходит единицу предыдущего разряда.
Задание: Разложить по разрядам следующие числа, записанные в двоичной системе, найти соответствующую запись этого числа в десятичной системе счисления:
- ;
- .
Далее переходим к изучению действий над числами, записанными в двоичной системе счисления. Сообщаю, что для этого надо выучить таблицы сложения и умножения в двоичной системе счисления. Большого восторга это, естественно, не вызывает. Изображаем эти таблицы:
Таблица сложения:
+ | 0 | 1 |
0 | 0 | 1 |
1 | 1 | 10 |
Таблица умножения:
0 | 1 | |
0 | 0 | 0 |
1 | 0 | 1 |
Дети с удивлением обнаруживают, что учить ничего не надо, таблицы краткие и очевидные.
Задание. Выполнить действия:
Тем ученикам, которые быстро справились с заданием, можно предложить перевести исходные числа и результат в десятичную систему счисления и убедиться, что посчитали верно.
Осталось решить ещё одну задачу - освоить перевод из десятичной системы в двоичную. В том случае, если число не очень большое, намекнуть ребятам, что можно использовать путь обратный переводу двоичного числа в десятичное. А именно, представить десятичное число в виде суммы чисел, которые являются степенями числа 2, начиная с большего. Например:
Задание: перевести в двоичную систему следующие десятичные числа: 319; 741; 1035.
Подводя итоги занятия и отмечая достоинства и недостатки двоичной системы счисления, обратить внимание ребят на удобство счёта в этой системе, а также на то, что запись числа в двоичной системе гораздо длиннее, чем в десятичной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Системы счисления. Основные понятия. Двоичная система счисления
Мультимедийная презентация содержит основные понятия по теме "Системы счисленя". Двоичная система счисления представлена в презентации по следующей схеме: основание, узловые и алгоритмические числа, п...
Урок по теме «Системы счисления. Двоичная система счисления» предназначен для изучения в 9 классах.
Урок по теме «Системы счисления. Двоичная система счисления» предназначен для изучения в 9 классах.На уроке раскрывается понятие «Системы счисления», рассматриваются примеры систем счисления, а также ...
Конспект урока "Перевод чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную, шестнадцатиричную системы счисления и обратно"
Данный конпект может использоваться при изучении темы "Системы счисления" с таршей школе....
Системы счисления. Двоичная система счисления.
Цели урока:1. Ввести понятие «Система счисления (СС)». Научиться переводить целые числа из десятичной СС в двоичную СС и обратно.2. Развить логическое м...
Урок-игра по информатике и ИКТ в 8 классе по теме: «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»
Урок-игра по информатике и ИКТ в 8 классе по теме: «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»...
«Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»
систематизировать знания учащихся по теме «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»...
Конспект урока (технологическая карта) по информатике для 8 класса "Общие сведения о системах счисления. Двоичная система счисления"
Ф.И.О. учителя: Дейнега Марина АнатольевнаКласс: 8 (для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку психического развития)Предмет: Информатика и ИКТТема: Математические основы ин...