Конспект урока "Перевод чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную, шестнадцатиричную системы счисления и обратно"
план-конспект урока по информатике и икт (10 класс) на тему
Данный конпект может использоваться при изучении темы "Системы счисления" с таршей школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 204 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по теме «Перевод чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную, шестнадцатеричную системы счисления и обратно».
Цели урока:
- познакомить учащихся с алгоритмом перевода чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную, шестнадцатеричную системы счисления и обратно;
- научить учащихся осуществлять перевод чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную, шестнадцатеричную системы счисления и обратно.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый.
Этапы урока:
1.Организационно-психологический этап (1 мин).
2.Воспроизведение опорных знаний учащихся (3 мин).
3.Актуализация знаний (7 мин).
4.Введение новых знаний (10 мин).
5. Воспроизведение и овладение учащимися способами деятельности (5 мин).
6.Физкультминутка (3 мин).
7.Оперирование знаниями в новой ситуации (7 мин).
8.Подведение итогов урока. Постановка домашнего задания (2 мин).
Ход урока:
1.Организационно-психологический этап урока.
2. Воспроизведение опорных знаний учащихся.
Учитель: Ребята, с помощью шифра замены закодировано ключевое понятие урока. Раскодируйте данное понятие?
Закодированный текст: Рпийхпооъё тйтуёнъ тцйтмёойа.
Учащиеся: Позиционные системы счисления.
Учитель: Что такое позиционная система счисления?
Учащиеся: Позиционная система счисления – это система, в которой величина цифры зависит от позиции в записи числа.
Учитель: Какие системы относятся к позиционным?
Учащиеся: К позиционным системам счисления относятся двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления.
Учитель: Ребята, какие вы знаете алгоритмы перевода чисел в позиционных системах счисления?
Учащиеся: Перевод чисел из десятичной системы счисления в любую другую позиционную систему счисления, перевод в десятичную систему счисления.
3.Актуализация знаний.
Учитель: Ребята, я предлагаю вам решить задачу демонстрационного варианта ЕГЭ 2013г.
Дано А=9D16, В=2378. Какое из чисел С, записанных в двоичной системе счисления, отвечает условию А<С<В?
- 100110102 2) 100111102 3) 100111112 4) 110111112
Учитель: Как вы будете решать данную задачу?
Учащиеся: Числа А и В переведем в десятичную систему счисления, далее в двоичную и сравним.
Учитель: Давайте попробуем решить задачу таким методом. Переведем число А в десятичную систему счисления, а затем в двоичную систему. (ученик переводит число у доски)
Учитель: Ребята, давайте остальные числа переведем с помощью калькулятора. На выполнение этого задания вам отводится 3 минуты. (учащиеся рассаживаются за компьютеры, с помощью инженерного калькулятора переводят остальные числа, обсуждается результат)
Учитель: Если бы при переводе чисел из одной системы счисления в другую, мы не использовали калькулятор, то на решение данной задачи затратили бы много времени. Данный способ решения задачи является верным, но не рациональным.
Существует более простой способ перевода чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную, шестнадцатеричную систему счисления и обратно. Сегодня на уроке мы познакомимся с данным способом.
Тема нашего урока: «Перевод чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную, шестнадцатеричную системы счисления и обратно». (учащиеся записывают тему в тетрадь)
4.Введение новых знаний.
Учитель: Переведем двоичное число 1011001,100 в восьмеричную систему счисления.
Для этого необходимо разбить двоичное число на триады: целая часть разбивается справа налево, а дробная часть — слева направо. В целую часть дописываем недостающее число нулей. Каждую триаду преобразуем в восьмеричную цифру в соответствии с таблицей (приложение 1).
Триада 001 соответствует восьмеричному числу 1, триада 011 — 3, триада 001 — 1, триада 100 — 4.
Таким образом получили число 131,4 в восьмеричной системе счисления.
Учитель: Ребята, почему при переводе из двоичной системы счисления в восьмеричную, мы двоичное число разбиваем на триады?
Учитель: Попробуйте сами сформулировать алгоритм перевода числа 157 из восьмеричной системы счисления в двоичную.
Учитель: Попробуйте сформулировать алгоритм перевода чисел из двоичной системы счисления в шестнадцатеричную систему счисления.
Учащиеся: Двоичное число разбивается на тетрады: целую часть – справа налево, дробную часть – слева направо. В целую часть дописываем недостающее число нулей. Каждую тетраду преобразуем в шестнадцатеричную цифру в соответствующей таблице.
Учитель: Почему при переводе из двоичной системы счисления в шестнадцатеричную, мы двоичное число разбиваем на тетрады?
Учитель: Переведите двоичное число 1011101,1000 в шестнадцатеричную систему счисления.
Учащиеся: 1011101,10002 = 5D,816
Учитель: Переведите число 5С16 в двоичную систему счисления.
Учащиеся: 5С16 =10111002
5. Воспроизведение знаний и овладение учащимися способами деятельности.
Учитель: Ребята, давайте вернемся к решению задачи, прозвучавшей в начале урока. Как теперь вы будите решать данную задачу?
Учащиеся: С помощью перевода чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную, шестнадцатеричную систему счисления и обратно:
А=9D16=100111012
B=2378=100111012
100111012
C=100111102
Ответ 2
6. Оперирование знаниями в новой ситуации.
Самостоятельная работа:
1.Дано: х=1F416, y=7018, . Какое из чисел Z, записанных в двоичной системе счисления, удовлетворяет неравенству ?
1) 1111110012 2) 1111001112 3) 1101111002 4) 1101101112
2. Даны 4 числа, они записаны с использованием различных систем счисления. Укажите среди этих чисел то, в двоичной записи которого содержится ровно 5 единиц. Если таких чисел несколько, укажите наибольшее из них.
1) 1510 2) 778 3) 3458 4) FA16
3.Даны 4 целых числа, записанные в двоичной системе:
10001011, 10111000, 10011011, 10110100.
Сколько среди них чисел, больших, чем А416 +208?
7. Подведение итогов урока. Постановка домашнего задания.
Домашнее задание:
1.Какое из чисел является наименьшим?
1) E616 2) 3478 3) 111001012 4) 232
2.Какое из чисел является наибольшим?
1) 9B16 2) 2348 3) 100110102 4) 153
3.Вычислите сумму чисел x и y, при x=A616,y=758. Результат представьте в двоичной системе счисления.
4.Чему равна разность чисел 10116 и 1101112?
Результат представьте в восьмеричной системе счисления.
5.Чему равно произведение чисел 138 и 516?
1) 678 2) Е216 3) 658 4) 1000012
Решения всех зданий должны быть записаны в тетради.
Приложение 1
Таблица перевода чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную, шестнадцатеричную системы счисления и обратно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Сложение и вычитание одноразрядных чисел в двоичной системе счисления"
К уроку в 10 классе...
Конспект урока "Перевод чисел из двоичной системы счисления и десятичную"
В данном конспекте предуслотрены новые требования ФГОС, используется презентация, для демонстрации решения примеров, в конце урока проводится интересная викторина (с межпредметными связями)...
Конспект урока "Перевод чисел из двоичной системы счисления в десятичную"
Представлен конспект урока с применением системно-деятельностного подхода...
Конспект урока на тему: "Двоичная система счисления"
Конспект урока на тему: "Двоичная система счисления"...
Перевод чисел из двоичной системы счисления в десятичную
Цель: сформировать у обучающихся навыки и умения переводить числа из двоичной системы счисления в десятичную.Задачи:Образовательные: • закрепить алгоритм перевода чисел из двоичной системы в...
Перевод чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную, шестнадцатеричную
Цели урока:Предметные: сформировать у учащихся навыки и умения перевода чисел из двоичнойсистемысчисленияввосьмеричнуюи шестнадцатеричную системы счисления и обратно;метапредметные— умение ...
Технологическая карта урока информатики. 8 класс Тема урока: "Перевод чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно"
Технологическая карта урока информатики....