УРОК ПО ТЕМЕ «РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЕ СВОЙСТВО УМНОЖЕНИЯ»
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему
УРОК ПО ТЕМЕ «РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЕ СВОЙСТВО УМНОЖЕНИЯ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_raspredelitelnoe_svoystvo.docx | 29.62 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК ПО ТЕМЕ «РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЕ СВОЙСТВО УМНОЖЕНИЯ»
Дидактические цели:
- познакомить учащихся с распределительным свойством умножения;
- научить записывать и формулировать распределительное свойство умножения;
- научить применять распределительное свойство для упрощения выражений.
Планируемые результаты:
- Предметные
- уметь применять распределительное свойство умножения при упрощении числовых выражений;
- уметь применять распределительное свойство умножения при устных вычислениях.
- Личностные универсальные учебные действия:
- уметь вести диалог на основе равноправных отношений;
- уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
- развивать навыки самостоятельной работы, ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию;
- уметь контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
- формировать устойчивый познавательный интерес.
- Регулятивные учебные действия:
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- высказывать свое предположение;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
- Коммуникативные учебные действия:
- уметь оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
- осуществлять сотрудничество с одноклассниками и учителем;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
- Познавательные учебные действия:
- уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного);
- добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке);
- уметь использовать модели для решения задач.
ХОД УРОКА.
- Организационный момент.
Добрый день, ребята!
Друзья мои, я очень рада
Войти в приветливый наш класс,
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего настроения. Садитесь. С каким настроением вы пришли на урок математики? ( Смайлики)
Я очень рада, что у всех у вас хорошее настроение.
Я знаю, каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок,
Возьмем же ручки и мелок
И вместе сотворим урок!
У вас на парте лежит материал к уроку. Посмотрите, какой это материал?
- Устная работа.
Новые знания нам будет трудно осваивать без умения быстро и верно считать. Поэтому, как всегда начнем урок с устного счета.
- Работаем с картой урока. Под номером 1 – графический диктант
Да ____
Нет
- 1 · 812 = 812 й
Произведение единицы и восьмисот двенадцати равно восьмистам двенадцати.
- 78 · 0 = 78 в
Произведение семидесяти восьми и нуля равно семидесяти восьми.
- 100 · 61 = 6100 в
Произведение ста и шестидесяти одного равно шести тысячам ста.
- 48 · 2 · 5 = 4800 т
Первый множитель 48 второй множитель 2 третий множитель 5 произведение 4800
- 10 · 32 = 320 о
Произведение десяти и тридцати двух равно тремстам двадцати.
- 25 · 63 · 4 = 6300 а
Первый множитель 25 второй множитель 63 третий множитель 4 произведение 6300
- 73 · 1 = 1 с
Произведение семидесяти трех и единицы равно единице
- 32 · 2 · 25 = 1600 с
Первый множитель 32 второй множитель 2 третий множитель 25 произведение 1600
____ ____ ___ ___ ___
Поменялись картами, взяли карандаш в руки и проверили, поставили баллы. ( как ставить вы знаете)
- Второе задание. Расположите числа в порядке возрастания. Ребята, если вы правильно расположили числа, то у вас получилось слово.
Какое слово получилось: СВОЙСТВА.
Молодцы! Не забывайте оценивать себя в технологических картах.
? Какие свойства умножения вы применяли при вычислении значений выражений в графическом диктанте? (Переместительное свойство умножения, сочетательное свойство умножения, свойство нуля при умножении и свойство единицы при умножения)
Ребята, на уроке Мальвина предложила Буратино и Пьеро найти произведение чисел: сорока двух и двадцати пяти 42 · 25 и произведение чисел тридцати восьми и двадцати пяти 38 · 25.
Буратино сразу начал выполнять умножение столбиком, а Пьеро задумался и посчитал устно, затратив времени меньше, чем Буратино. Оба выполнили решение верно.
? Ребята, как вы думаете, как Пьеро выполнил умножение устно?
? Как вы думаете, что помогло Пьеро? ( Какие - то новые свойства умножения)
Посмотрите, ребята, на доске и у вас в карточке – информаторе записаны не все свойства умножения. Вот, наверное, Пьеро и применил эти свойства, выполняя умножение.
Значит, цель нашего урока какая?
- Цель нашего урока – узнать эти свойства умножения и научиться считать также быстро, как Пьеро.
Итак, ребята, открываем тетради, записываем сегодняшнюю дату и классная работа. (записываем дату 12.11.14 и классная работа)
Тему урока мы сформулируем немного позже и какая будет тема, вы мне скажите сами.
- Новый материал
А девизом к уроку я хочу предложить вам взять слова древнегреческого математика Фалеса Милетского.
- Что есть больше всего на свете?
- Пространство.
- Что быстрее всего?
- Ум.
- Что мудрее всего?
- Время.
- Что приятнее всего?
- Достичь желаемого.
Я желаю вам достичь своей цели.
Помогут вам в пути ваши знания и смекалка. Нужно работать дружно, уметь слушать друг друга, выбирать правильный ответ.
Сейчас я предлагаю вам поработать с технологической картой, задание под номером 3: вычислить общее количество шариков двумя способами.
Работаем в паре.
1 способ. ( 8 + 7) · 4 = 15 · 4 = 60 (Ученик у доски показывает способ)
2 способ. 8 · 4 + 7 ·4 = 32 + 28 = 60
Ребята, вы в первом и втором случае, что значения полученных выражений равны, значит и сами выражения равны
Составим равенство: ( 8 + 7) · 4 = 8 · 4 + 7 ·4 ( ученик у доски составляет равенство)
Подумайте и сформулируйте правило, как можно умножить сумму на число?
Для того, чтобы умножить сумму на число, можно умножить на это число каждое слагаемое и сложить получившиеся произведения.
Хорошо. Молодцы!
Ребята, а кто сможет записать это правило в буквенном виде.
(a + b) · c = a· c + b · c
А какое свойство умножения выражает это правило, вы найдете в учебнике.
Открывайте учебник страница 85 и найдите в пункте 14 название этого свойства.
? Как же называется это свойство?
- Это свойство называется распределительным свойством умножения относительно сложения.
Давайте запишем его в вашу карточку – информатор.
Записывают. А я открываю свойство на доске.
Ребята, назовите тему нашего урока.
Тема урока: Распределительное свойство умножения.
Запишите тему урока в тетрадь.
Ребята, а теперь расскажите, как же Пьеро нашел значение произведения сорока двух и двадцати пяти?
Один ученик работает у доски, остальные работают в тетрадях.
42 · 25 = (40 + 2) · 25 = 40 · 25 + 2 · 25 = 1000 + 50 = 1050
? Как же умножить сумму двух чисел на число.
(Для того, чтобы умножить сумму на число, можно умножить на это число каждое слагаемое и сложить получившиеся произведения.)
Ребята, подумайте, как вычислить произведение тридцати восьми и двадцати пяти рациональным способом?
Один ученик работает у доски, остальные работают в тетрадях.
38 · 25 = (40 – 2) · 25 = 40 · 25 – 2 · 25 = 1000 – 50 = 950.
Ребята, подумайте и сформулируйте, как умножить разность чисел на число?
Для того, чтобы умножить разность на число, можно умножить на это число уменьшаемое и вычитаемое и из первого произведения вычесть второе.
Хорошо. Молодцы!
Ребята, запишите это свойство в своих карточках- информаторах с помощью букв.
a· c - b · c = (a - b) · c
Посмотрите, ребята, мы с вами открыли еще два свойства умножения: распределительное свойство умножения относительно сложения и распределительное свойство умножения относительно вычитания.
- Физминутка
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Быстро, быстро поморгали,
Посмотрели влево, вправо, вверх и вниз
Глазки заново закрыли, отдохнули и открыли.
Продолжаем наш урок.
- Работа с учебником.
? Ребята, а как вы думаете, для чего нам необходимо знать распределительное свойство умножения?
- Чтобы легче, более рациональным путем вычислять значение выражения.
Правильно.
Работаем с учебником номер 559 (в, г, д, е)
Работаем в тетрадях самостоятельно.
в) 6 · 52 = 6 · (50 + 2) = 6·50 + 6·2 = 300 + 12 = 312
г) 198 · 4 = (200 – 2) · 4 = 200·4 -2·4 = 800 – 8 = 792
д) 202 · 3 = (200 + 2) · 3 = 200·3 + 2·3 = 600 + 6 = 606
е) 397 · 5 = (400 – 3) · 5 = 400·5 - 3·5 = 2000 – 15 = 1985
Проверяем через документ камеру две тетради.
Ребята, не забудьте оценить себя в технологической карте.
Ребята, к нам обращается Буратино с просьбой помочь ему найти значение выражения
135 · 12 + 135 · 8 рациональным способом
(суммы произведений ста тридцати пяти и двенадцати и ста тридцати пяти и восьми)
Он не знает как выполнить задание. Поможем Буратино?
- Поможем.
Справимся с ним?
-Справимся.
Работаем в технологической карте.
135·12 + 135·8 = 135·(12 + 8) =135·20 = 2700. Документ камера
(? Можно ли для вычисления данного выражения применить распределительное свойство умножения?)
Ребята, сделайте вывод
Вывод: Для выполнения этого задания удобно в равенстве, выражающем распределительное свойство умножения, поменять левую и правую часть местами.
На доске свойства на листах поменять местами( один ученик).
a· c + b · c = (a + b) · c
a· c - b · c = (a - b) · c
(Если останется время, то номер 560 (б) комментированное письмо
202·87 - 102·87 = (202 – 102)·87 = 100·87 = 8700
- Тест
Ребята, пришло время проверить себя. Выполним тест.
Тест
Найти значение выражение удобным способом:
- 83 · 7
- 581 2) 500 3) 539
- 5 · 599
- 3005 2) 2995 3) 3000
- 74 · 3 + 36 ·3
1) 3005 2) 2995 3) 3000
- 140 · 6 - 40 ·6
1) 606 2) 600 3) 300
- 34 · 5 + 66 ·5
1) 500 2) 495 3) 505
7. Итог урока.
- Какая цель была в начале урока?
(узнать эти свойства умножения и научиться считать также быстро)
(Если есть время, проговорить еще раз эти свойства название)
- Достигли цели? (Достигли)
8. Рефлексия.
Ребята, а теперь сами оцените свою работу на уроке в своих технологических картах.
Кто набрал 15 - 16 баллов , тот поработал отлично
13 – 14 баллов, тот поработал хорошо
И домашнее задание вам будет в соответствии с вашими набранными баллами, оно записано в технологической карте.
Поднимите смайлики.
Я рада, что у вас у все хорошее настроение.
Спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку математики для 6 класса по теме "Распределительное свойство умножения"
Презентация к уроку математики для 6 класса по теме "Распределительное свойство умножения"...
План-конспект урока математики для 6 класса по теме "Распределительное свойство умножения"
План-конспект урока математики для 6 класса по теме "Распределительное свойство умножения"....
Презентация к уроку по теме "Распределительное свойство умножения" 5 класс
Презентация к уроку по теме "Распределительное свойство умножения" 5 класс...
Разработка урока математики по теме: "Распределительное свойство умножения", 5 класс
Данный урок является уроком изучения новой темы и основной акцент делается на формирование основных понятий и их закрепление в ходе выполнения упражнений. Использование ИК...
Конспект урока по теме "Распределительное свойство умножения" 6 класс
Тема урока: Распределительное свойство умножения.Тип урока: Систематизация знаний.Цели: закрепить знаний учащихся при умножении дробей, нахождения дроби от числа и применении распределительного ...
урок обощения по теме "Распределительное свойство умножения", 6кл
конспект урока...
Урок математики в 5 классе на тему "Распределительное свойство умножения"
Презентация к уроку...