Разработка открытого урока по математике "Сложение и вычитание чисел с разными знаками"
план-конспект урока по математике (6 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 376.38 КБ |
![]() | 1.19 МБ |
![]() | 13.71 КБ |
![]() | 523.71 КБ |
![]() | 19.78 КБ |
![]() | 10.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: "Сложение чисел с разными знаками"
Класс: 6
Дата: 20.02.2017
Ход урока
1.Организационный момент
Вступительное слово учителя:
Здравствуйте ребята. Я рада видеть вас на уроке. Мы продолжаем с вами работать над положительными и отрицательными числами. Сегодня нам с вами предстоит вывести новое правило, ведь «Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому.» Дьёрдь Пойа. Но для этого необходим определенный багаж знаний.
Ребята, чтобы нам легко работалось на уроке, давайте дадим себе установку. Повторяйте за мной: Я хороший, Я всё знаю, Я всё умею, Я буду стараться, У меня всё получится.
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность, создать условия для возникновения внутренней готовности включения в деятельность
Организация учебного процесса
Сейчас я вам буду говорить правила, а вы слушайте внимательно. Если я скажу правило верно, то вы поднимаете зеленую карточку, если же ошибусь – красную.
Игра «Молчанка» (использование сигнальных карточек)
1 Два числа, отличающиеся друг от друга только знаками, называются противоположными числами +
2 Для каждого числа есть два противоположных ему числа -
3 Модуль числа 0 равен 0 +
4 Модуль числа -2 равен 2 +
5 Модуль числа может быть отрицательным -
6 Противоположные числа имеют разные модули -
7 Из дух отрицательных чисел больше то, модуль которого меньше +
8 Нуль меньше любого отрицательного числа -
9 Нуль меньше положительного числа +
10 Если к любому числу прибавить нуль, то число не изменится +
Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме.
Познавательные: Уметь ориентироваться в своей системе знаний.
2 Актуализация знаний. (1 слайд)
Разбейте числа, которые вы видите на слайде на группы.
(Положительные, отрицательные., ноль;
дробные, целые.)
А что вы уже умеете делать с положительными и отрицательными числами.
(Сравнивать, находить модуль, складывать)
Даны числа: -15; -2; -17; -9
8; -16; -26; 28
3,2; -1,9; -3,9; 0
а) назовите модуль каждого числа;
б) назовите в каждой строчке число, модуль которого больше;
в) назовите в каждой строчке знак числа, модуль которого больше.
Вычислить, подтверждая действие правилом ( 2 слайд)
-15+ (-23) =-38 -41+(-32) =-73 -2,6+(-8,7) =-11,3 0+(-12,3)=-12,3
(Складывают отрицательные числа, проговаривают правило)
-6 + 8 ; 10 +(- 14); -8 +11
-456+ 287
Удобно складывать числа -456 и 287 по координатной прямой?
(Складывают с помощью координатной прямой, правило проговорить не могут, последний пример выполнить не могут. Сделают вывод, что с помощью координатной прямой не все числа удобно складывать)
Как же нам быть в подобных случаях?
Найти правило, которое нам поможет.
Попробуйте сформулировать тему нашего урока?( Сложение чисел с разными знаками) 3 слайд
Правильно!
Откройте тетради и запишите тему урока «Сложение чисел с разными знаками»
Чем мы будем заниматься на уроке?( Научимся складывать числа с разными знаками)
Значит, какую цель вы определите для себя на данном уроке?
Научиться складывать числа с разными знаками.
Чтобы осуществить цель какие мы должны выполнить задачи?
-Вывести правило сложения чисел с разными знаками;
А еще какая задача, получим правило что еще должны сделать?
Использовать при решении заданий.
Для чего нам складывать числа с разными знаками?
Приведите примеры где с такими числами мы встречаемся в жизни?
Приводят примеры.. ( Баланс телефона, долг и прибыль и т.д…)
Если вы четко понимаете, чем вы должны будете заниматься на уроке, поставьте в лист самооценки 2 балла, если вы в чем - то сомневаетесь, поставьте 1 балл, если не поняли цели и задач урока – 0.
3. Планирование действий по достижению цели. Фронтальная работа
Ребята, как легче справиться с какой-то проблемой в одиночку или сообща?
- Сообща
Какими качествами должен обладать ваш товарищ, с которым вам захотелось бы поработать над решением проблемы?
-Перечисляют качества
как достичь цели, что для этого будем делать?
- Предлагают варианты
Продолжаем оценивать себя согласно критериям, указанным в листе самооценки.
А сейчас чтобы достичь нашей цели приступим к первой задаче, попробуем вывести правило в ходе исследовательской работы.
Почему она называется исседовательская, что мы в ней будем делать??
Исследовать что-то чтобы открыть правило сложение чисел с разными знаками.
Прочитайте цель практической работы.
Читают: выполните лабораторно - практическую работу в парах, попробуйте сформулировать правило сложения чисел с разными знаками.
Читают первое задание
Читают второе задание
Читают третье задание
Время пошло, у вас должно получиться 4 примера!!!
Правило записываем в исследовательской работе.
Итак время вышло, пожалуйста выйдите к доске и запишите решение 4 примеров из третьего задания.
Проверяем и справляем если нужно.
Давайте проанализируем, какие числа складывали?
Одно положительное, другое отрицательное.
Какой ответ может быть?
И положительный и отрицательный.
Как определяли знак при сложении?
Нужно посмотреть какое больше?
Как определить число?
Из модуля большего вычесть модуль меньшего
Какое правило мы получили?
Правило, давайте сравним его с учебником!
Так ли мы вывели?
Да.
Итак первую задачу урока выполнили?
Да.
Что нужно сделать чтоб ко второй задаче перейти?
Выучить правило!
Работаем в парах. Проговорите правило поставьте баллы в лист самооценки.
Сформулируйте правило!
Выучили мы правило?
Можно переходить к применению правила?
Физкульт минутка
Все выстраиваются у доски учитель задает вопросы
- как сложить 2 отрицательных числа?
-какие числа называются целыми?
- какие числа называются противоположными?
- модуль -7?
- модуль 0?
- температура была -2 градуса повысилась на 3?
- может ли модуль какого- нибудь числа быть отрицательным числом?
- что больше 0 или -7?
- что больше -7 или -1?
5. Первичное осмысление и закрепление знаний. ( 4 слайд)
Давайте вернемся к примеру -456+ 287 Какой результат? Сформулируйте правило.
5 слайд
Ребята, один учащийся решал примеры и попросил меня проверить, все ли верно он сделал? Вы поможете мне это сделать? Поработайте в парах. Выберите, кто будет выступать от группы.
На слайде.
-12+5=7 34+(-49)=-15 -11+18=7
47+(-35)=8 -53+19=-35 -41+32=-9
Анализируем находим ошибки
6. Закрепление полученных знаний.
Работа по учебнику: выполнить № 1066( а-к) у доски и в тетрадях.
Учащиеся по одному решают проговаривают правило.
Самостоятельная работа с взаимопроверкой
1 вариант | 2 вариант |
1) -3,5+8,1= 2) -7,5+22,8= 3) -379+948= 4) - 0,87 +0,66= 5) -5+(- 2 6) 7) - 2 | 1) - 3,5+7,5= 2) - 7,5+ 21,8= 3) - 349+848= 4) - 0,86+0,55= 5) - 6+( - 3 6) 7) - 3 |
Ответы:
1 вариант | 2 вариант |
1) 4,6 2) 15,3 3) 569 4) - 0,21 5) - 7 6) 7) - 1,5 ( - 1 | 1) 4 2) 14,3 3) 499 4) - 0,31 5) - 9 6) 7) - 2,5 ( -2 |
7. Рефлексия. В течении всего урока вы заполняли лист самооценки, посчитайте количество баллов и выставьте себе оценку за понимание урока Послушаем вашу оценку, а остальные сравнивают свою оценку с оценкой одноклассника. Постарайтесь объяснить свое оценивание.
Какую цель мы поставили в начале урока?
Достигли ли вы цели?
Ребята, если вы хорошо усвоили тему урока, достигли цели урока, поднимите зеленую сигнальную карту, Если остались непонятными какие-то моменты -желтую сигнальную карту, вообще не усвоили тему, красную сигнальную карту.
8. Домашнее задание. (Слайд 8)
Вы можете записать домашнее задание на выбор не менее двух номеров:
П.33 выучить правило.
№1081(а-е), 1083(а,б), задача 1085 и по желанию найти в интернете когда и кем были придуманы отрицательные числа.
Дополнительное задание.
А сейчас ребята назовите по одному математическому термину от пары связанному с нашим уроком.
Ученики называют: модуль, число, минус, плюс......
Сейчас мы создадим математическое облако терминов
Приложение 1 Лист самооценки.
№ п/п | Деятельность учащегося | Критерии самооценки | Самооценка |
1 | Формулировка темы урока, цели и задач урока | Ясам смог определить тему, цель и задачиурока-2 балла. Я смог определить только тему урока 1 балл. Я не смог определить тему, цель и задачи урока - 0 баллов. | |
2 | Что я буду делать для достижения цели. | Я сам определил, как достичь цели урока 1балл. Я не смог определить, как достичь цели урока – 0 баллов. | |
3 | Выполнение лабораторно - практической работы в паре. | Участвовал в работе группы – 1 балл. Не участвовал в работе группы – 0 балл. | |
4 | Работа в группе по закреплению правила . Проверка правильности решения примеров | Участвовал в работе группы – 1 балл. Не участвовал в работе группы – 0 балл. | |
5 | Выполнение № 1066 | Сделал все примеры сам 2 балла. Сделал больше половины сам – 1 балл Сделал меньше половины сам- 0 баллов. | |
6 | Выполнение самостоятельной работы | Получил оценку «5» - 3 балла Оценка «4» - 2 балла Оценка «3» - 1 балла Оценка «2» -0 баллов |
Поставьте себе оценку за понимание урока:
если вы набрали 8-10 баллов - «5»
5 – 7 баллов – «4»
3 – 4 баллов – «3»
Приложение 2.
Лабораторно-практическая работа в парах
Цель: Вывести правило сложения чисел с разными знаками, работая в парах.
Ход работы:
1 задание: С помощью термометра выполните сложение чисел: Заполните таблицу:
Пример | Сравнить | Знак суммы |
- 4 + 3 = | |-4| |3| |
|
6 + (-3) = | |6| |-3| |
|
- 4 + 7 = | |-4| |7| |
|
8 + (-5) = | |-5| |8| |
|
- 6 + 2 = | |-6| |2| |
|
Обратите внимание на знак ответов.
2 задание сделайте вывод: при сложении чисел с разными знаками какой знак может получиться?___________________________
С каким из знаков слагаемых совпадает знак ответа?_____________
Что можно сказать о модуле этого слагаемого по сравнению с модулем другого слагаемого?____________________
Сделайте вывод: при сложении чисел с разными знаками, получается знак числа, модуль которого_____________________
Обратите внимание на модуль ответа. Как он связан с модулями слагаемых?
Сделайте вывод: при сложении чисел с разными знаками модуль ответа равен __________________________________________________.
3 задание. Основываясь на полученных выводах ,не используя термометр и координатную прямую, сложите числа:
36 +(-33)=
-92 + 12=
15 + (-18)=
-44 +56=
Попробуйте сформулировать правило сложения чисел с разными знаками: Чтобы сложить два числа с разными знаками надо:
1) из ________ модуля слагаемых ________ ________ ;
2) поставить перед полученным числом ________ того слагаемого, ________ которого ________ .
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуализация знаний Устная работа: 1. Вычислить: - 15 + (- 23); - 41 + (-32) - 2,6 + (- 8,7); 0 + (-12,3) 2. С помощью координатной прямой: 6 + 8; 10 + (- 14); - 8 + 11; - 456 + 287
Сложение чисел с разными знаками
Актуализация знаний Устная работа: 1. Вычислить: - 15 + (- 23); - 41 + (-32) - 2,6 + (- 8,7); 0 + (-12,3) 2. С помощью координатной прямой: 6 + 8; 10 + (- 14); - 8 + 11; - 456 + 287
-12+5=7 34+(-49)=-15 -11+18=7 47+(-35)=8 -53+19=-35 -41+32=-9 Проверь!
Проверь 7 баллов – «5» 5-6 баллов – «4» 3-4 балла – «3»
Предварительный просмотр:
Самоанализ урока
Подготовила Захаренко Н.А.
Дата: 28. 02.16
Урок проводился в 6 классе с использованием элементов ФГОС.
Тема урока: Сложение чисел с разными знаками.
Тип урока: изучение нового материала.
Урок работает на последующие уроки, так как тема «Сложение чисел с разными знаками» тесно связана со следующими темами шестого класса и последующих классах. Знания этих тем проверяются на основном государственном экзамене, используются в разных областях человеческой жизни.
Цель урока: формирование навыка сложения отрицательных чисел и чисел с разными знаками.
Задачи урока: сформировать навыки сложения чисел с разными знаками.
Образовательные задачи урока (формирование познавательных УУД):
- познакомить учащихся с правилом сложения отрицательных чисел
- тренировать способность к использованию выведенного алгоритма;
- организовать деятельность учащихся по приобретению необходимых умений и навыков;
- повторить и закрепить ;
Воспитательные задачи урока (формирование коммуникативных и личностных УУД):
- содействовать развитию познавательного интереса учащихся к предмету;
- прививать учащимся навыки организации самостоятельной работы;
- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.
Развивающие задачи урока: (формирование регулятивных УУД)
- развивать умения учащихся анализировать, делать выводы, определять взаимосвязь и логическую последовательность мыслей;
- развивать умения слушать и исправлять речь своих товарищей;
тренировать способность к рефлексии собственной деятельности и деятельности своих товарищей.
Формы работы учащихся: Фронтальная, в парах, групповая, индивидуальная
Оборудование: компьютер, раздаточный материал для лабораторно- практической работы, для групповой работы.
На этапе «Организационный» была проведена проверка учителем готовности класса к уроку, организация внимания на слова французского философа, повторялась установка на рабочий лад.
Л: умение выделять нравственный аспект поведения
Р: способность к рефлексии собственной деятельности и деятельности товарищей.
К: осознанное и произвольное построение речевого высказывания.
П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания.
На этапе «Актуализация знаний» проводилась фронтальная работа, предлагалось учащимся ответить на поставленные вопросы, на устном счете повторялся материал по теме «Положительные и отрицательные числа». После проведения проверки результатов, учащимся предлагалось выдвинуть предположение о теме и целях урока.
Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме.
Познавательные: Уметь ориентироваться в своей системе знаний.
Л: развитие мотивов учебной деятельности.
Р: целеполагание.
К: слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания. П: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Выделять существенную информацию, выдвигать гипотезы и осуществлять актуализацию личного жизненного опыта.
На этапе «Планирование действий по достижению цели» была проведена беседа о качествах учащихся, необходимых для достижения цели, о способах достижения цели.
Л: принятие социальной роли обучающегося, смысла образования.
Р:составление плана и последовательности действий, прогнозирование результата и уровня усвоения материала.
К: умение слушать собеседника, дополнять и уточнять высказанные мнения.
П: умение осознанно строить речевое высказывание.
На этапе «Изучение нового материала» учащимся была предложена лабораторно-практическая работа в парах, по результатам которой учащиеся
формулировали правило, работали по учебнику, сравнивали со своей формулировкой, придумывали и разбирали свои примеры. Проговаривали свои предположения, выслушивали варианты одноклассников, делали выводы, применяли полученные знания на практике.
Л: независимость и критичность мышления; развитие навыков сотрудничества.
Р: Контроль правильности ответов информации по учебнику, выработка собственного отношения к изученному материалу обучающихся. Коррекция.
П:Поиск и выделение необходимой информации.
К:Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания. Смысловое чтение
При переходе на следующий этап была проведена физминутка (подвижное повторение правил).
На этапе «Первичное осмысление и закрепление знаний» была организована работа по составлению алгоритма сложения чисел с разными знаками. Предлагалось решить проблемный пример, который не смогли решить в начале урока.
Л:смыслообразование.
Р: тренировать способность к рефлексии собственной деятельности и деятельности своих товарищей.
К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.
П: способность к использованию выведенного алгоритма;
На этапе «Закрепление изученного материала» учащиеся отрабатывали навыки сложения чисел с разными знаками. Работали у доски, проговаривали правила.
После этого была проведена самостоятельная работа с последующей проверкой в группах. Все ученики активно принимали участие в своих группах. Были и небольшие проблемки в некоторых группах.
Л:уважительное отношение к ошибкам одноклассников, независимость и критичность мышления.
Р: осуществляют самоконтроль процесса выполнения задания, оценивают предложенные варианты решений. Коррекция.
П: сравнивать и обобщать факты, строить логически обоснованное рассуждение, использовать доказательную математическую речь.
К:Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания.
На этапе «Творческое применение знаний» класс также работал в группах, искали различные способы решения примеров, осуществляли взаимоконтроль процесса выполнения задания, оценивали предложенные варианты высказываний, выбирали наиболее точный.
На этапе «Подведение итога урока» ученики оценивали свою деятельность на уроке и всего класса. Все ученики получили отметки.
Л: независимость и критичность мышления;
Р: принимать и сохранять учебную цель и задачу, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, планировать будущую деятельность
П: анализировать степень усвоения нового материала
К:выслушивают одноклассников, озвучивают своё мнение.
На этапе «Домашнее задание» предоставлялся выбор разноуровневых заданий с использованием учебника и дополнительных источников информации. Была предложена творческая работа по поиску информации в интернете.
Л.принятие социальной роли обучающегося
Р. Адекватно осуществляют самооценку.
П. Осуществляют актуализацию полученных знаний в соответствии с уровнем усвоения
Шестиклассники были активны в течении всего урока, постоянно вовлечены в процесс познания.
Все поставленные мною цели и задачи урока были реализованы.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/09/picture-65719.jpg)
Урок. Сложение и вычитание чисел с разными знаками.
Сложение и вычитание чисел с разными знаками. 6 класс....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/11/picture-360740-1420982919.jpg)
Открытый урок математики для 6 класса по теме: " Сложение и вычитание чисел с разными знаками"
Данный открытый урок был разработан для передачи опыта на 5 межшкольной научной сессии " Развитие образовательной среды" в марте 2015 года. Это урок открытия новых знаний и первичного закрепления...
открытый урок-презентация на тему "Сложение и вычитание чисел с разными знаками"
данный материал содержит план- коспект урока и презентацию....
открытый урок-презентация на тему "Сложение и вычитание чисел с разными знаками"
данный материал содержит план- коспект урока и презентацию....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/01/picture-422510-1422819800.jpg)
Разработка урока по теме "Сложение и вычитание чисел с разными знаками"
Разработка урока по теме "Сложение и вычитание чисел с разными знаками"...
Открытый урок "Сложение и вычитание чисел с разными знаками" (6 класс)
конспект открытого урока на закрепление знаний по сложению и вычитанию целых чисел....
- Мне нравится (1)