"Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями".
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему
Технологическая карта урока математики в 5 классе на тему "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_k_uroku_matematiki_v_5_klasse_mahanovoy_t.a.docx | 178.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока математики в 5 классе
Составила: учитель математики I квалификационной категории
МБОУ «Макуловская СОШ» Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан
Маханова Татьяна Александровна
Тема урока: Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
Цели урока:
Обучающая: изучение правил сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями; решение примеров и текстовых задач на сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
Развивающая: развитие логического мышления учащихся, речи учащихся: умения делать выводы, формулировать выводы как правила, используя математическую терминологию.
Воспитательная: воспитывать аккуратность записи обыкновенных дробей; умения тактично выслушивать ответы одноклассников, при необходимости – оказывать помощь.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, беседа.
Методы обучения: словесный, наглядно - иллюстративный, практический.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: умение складывать и вычитать дроби с одинаковым
знаменателем; умение решать текстовые задачи на сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями; умение использовать математическую терминологию при
записи и выполнении арифметического действия (сложения и вычитания).
Метапредметные:
Регулятивные УУД: целеполагание, включая постановку новых целей. Преобразование практической задачи в познавательную.
Адекватное оценивание правильности выполнения действий и внесение необходимых корректив в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации.
Познавательные УУД: проведение наблюдения и эксперимента под руководством учителя. Передача содержания в сжатом или развёрнутом виде.
Коммуникативные УУД: выработка и доказательство своей точки зрения; умение уважительно относиться к мнению других. Осуществление взаимоконтроля и умения оказывать необходимую взаимопомощь.
Личностные: постановка своих отдельных ближайших целей саморазвития, проявление познавательного интереса к изучению предмета, умение дать адекватную оценку своей учебной деятельности. Проявление положительного отношения к урокам математики, широкого интереса к способам решения новых учебных задач.
Учебник: Математика 5: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – 34-е изд., стереотипное – М.: Мнемозина, 2015.
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Организационный этап. Цель: напомнить требования к ученику с позиций учебной деятельности, настроить учащихся на работу. | 1. Приветствует учащихся, организует взаимопроверку (в парах) принадлежностей к уроку, фиксирует общую готовность класса к уроку. 2. Предлагает учащимся из трёх лежащих у каждого ученика смайликов, выбрать один в соответствии с настроением и самочувствием: «мне радостно, я готов к уроку», «я спокоен, я буду слушать урок», «я испуган, мне плохо». 3. Учитель фиксирует настроение класса в целом и предлагает обсудить вопрос о необходимости продолжить изучение дробных чисел. Вопрос: приведите примеры, опишите жизненные ситуации и объясните, почему необходимо иметь знания о дробных числах? | 1. Просматривают друг у друга принадлежности к уроку: учебник, тетрадь, дневник, ручка, карандаш, линейка, циркуль. 2. Учащиеся выбирают смайлик, по возможности комментируя выбор. 3. Ученики дают ответы на вопрос, приводят примеры жизненных ситуаций, дают развёрнутые объяснения. | РУУД: ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; КУУД: осуществлять взаимный контроль; вести переговоры в паре; формулировать собственное мнение; уметь слушать и анализировать ответы других учащихся. |
2. Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности учащихся. Цель: создать условия для формирования внутренней потребности учеников включится в учебную деятельность, постановка цели и задач урока. | 1. «Мы убедились, что знания о дробных числах нам очень необходимы, поэтому предлагаю вспомнить уже известные нам факты о них. Продолжим работу в тетради. Откройте тетради, запишите дату, вид работы и внимательно послушайте задание». 2. Задание 1. Сделайте рисунки, которые могут объяснить значение дробей: Покажите и объясните свои рисунки соседу по парте. Объясните, что означает знаменатель дроби, что означает числитель дроби. (Несколько работ учитель выбирает для обсуждения со всем классом. При этом, добивается чётких, осознанных и грамотных ответов). | 1. Учащиеся выполняют указание учителя. 2. Учащиеся выполняют действия, предложенные учителем, ведут диалог с соседом по парте, отвечая на поставленные вопросы, включаются в обсуждение выполнения задания со всем классом. | РУУД: адекватно, самостоятельно оценивать правильность выполнения действий; и при необходимости вносить коррективы для получения правильного результата. ПУУД: создавать схемы, рисунки решения задачи; строить логическое рассуждение – объяснение своего действия. КУУД: осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль; вести диалог; уметь выслушивать ответы других. |
3. Постановка проблемной ситуации и её решение. Цель: создать проблемную ситуацию и обсудить с учащимися пути её решения, настроить учащихся на изучение нового материала. | 1. Задание 2. С помощью рисунков последовательно показать процесс, описываемый в задаче: а) торт на именинах разделили на 8 равных кусков; б) гости съели сначала торта; в) затем ещё торта. Вопросы: какая часть торта была съедена в течение всего праздника? Какая часть торта осталась не съеденой? «Ребята, а если бы не было рисунка, мы могли бы ответить на вопрос задачи»? Если «да», то подумайте как? ПРОБЛЕМА!!! 2)Далее учитель организует беседу так, чтобы учащиеся пришли к выводу о необходимости изучения новых действий с обыкновенными дробями: сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями. Помогает учащимся сформулировать тему урока и поставить цели. | 1. Учащиеся выполняют рисунки или «от руки» или пользуясь инструментами: линейкой, циркулем, карандашом. Процесс последовательного рисования может выглядеть примерно так: а) б) в) 2) Учащиеся участвуют в обсуждении поставленного вопроса и приходят к выводу о необходимости изучения правил сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями. Формулируют тему урока, записывают её в тетрадь и формулируют цель урока. | РУУД: целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную. ПУУД: создавать схемы и рисунки решения задачи; проводить наблюдение под руководством учителя; строить логическое рассуждение. КУУД: использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей. |
4. Первичное усвоение новых знаний. Цель: изучить новый материал – новые действия с дробями. | В ходе обсуждения проблемы на классной доске последовательно появляются соответствующие записи: Учитель организует обсуждение проблемы, помогает проанализировать рисунки и сделать учащимся вывод о правилах сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями. При этом требует от учащихся чётких, грамотных и полных ответов. Далее просит подумать учащихся о том, как можно записать выведенные правила в буквенной форме. | Учащиеся анализируют рисунки, анализируют записи на доске и с помощью учителя выводят и формулируют правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями. Далее записывают выведенные правила в буквенной форме: | РУУД: принимать решение в ходе обсуждения проблемы. ПУУД: строить логическое рассуждение, включая установление причинно-следственных связей; делать выводы и строить умозаключения. КУУД: использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей; уметь выслушивать ответы других. |
5. Самопроверка по эталону. Цель: убедиться в правильности сделанных выводов. | Учитель организует работу с учебником. Просит открыть стр. 155, найти и причитать формулировки правил сложения и вычитания дробей, а так же буквенную запись правил. Чтение правил из учебника организуется «вслух». | Учащиеся выполняют указание и убеждаются в правильности сделанных ими выводов о сложении и вычитании дробей с одинаковыми знаменателями. | РУУД: адекватно, самостоятельно оценивать правильность выполнения действий; ПУУД: находить в тексте требуемую информацию; ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста. |
6. Физкультминутка. | Объявляет паузу. | Организуют физкультминутку органами самоуправления класса. | |
7. Первичная проверка понимания и закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель: убедится в понимании учащимися изученных правил; в умении выполнять арифметические действия по изученным правилам; организовать усвоение учениками нового материала с проговариванием во внешней речи. | 1. «Ребята, хотите ли вы убедиться в том, что сможете правильно решить любой пример и любую задачу на новые изученные сегодня правила?» 2. Учитель предлагает выполнить следующие задания: №1011(устно). При этом просит учащихся объяснить полученный ответ вслух, применяя инструмент математических правил. №1017(с комментарием). Один из учеников показывает запись на доске. 3. «Давайте поговорим о практическом применении изученных правил». В ходе маленькой беседы – вывод о необходимости умения решать текстовые задачи на сложение и вычитание дробей. 4. Предлагает организовать решение текстовых задач следующим образом: несколько человек (5-6) самостоятельно решают у доски индивидуальную задачу, оставшиеся самостоятельно решают свою задачу в тетради. По окончании работы (она не займёт много времени) каждый ученик по очереди читает задачу и объясняет решение перед классом, класс следит за правильностью решения, правильностью записей и соглашается или опровергает ответ. Для работы на этом этапе можно использовать задания: Базовый уровень: №1005, 1006, 1007, 1008, 1009. Повышенный уровень: №1014, 1015. Задачи №1014 и 1015 предлагается решить разными способами (хотя бы двумя). | 1. Дают ответ, предположительно утвердительный. 2. Выполняют предложенное учителем. Возможно, задают вопросы типа: как сложить дроби с разными знаменателями? (учитель должен дать корректный ответ). Ведут записи в тетради. Объясняют правилами свои решения. 3. Участвуют в беседе, делают выводы о необходимости научится решать текстовые задачи на сложение и вычитание дробей. 4. Изъявляют желание решить задачу у доски, выполняют решение, объясняют решение, анализируют решение других учащихся, делают выводы о правильности решения другими учащимися, при необходимости предлагают свои способы решения. | РУУД: адекватно, самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить соответствующие коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации; ПУУД: строить логическое рассуждение, включая установление причинно-следственных связей; делать выводы и строить умозаключения; ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов; КУУД: использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей; уметь выслушивать ответы других. |
8. Рефлексия и подведение итогов урока. Цель: организовать рефлексию, подвести итоги урока, сделать выводы о получении новых знаний и умений. | Организует рефлексию следующим образом. «В начале урока каждый из вас выбрал смайлик. Я предлагаю ещё раз выбрать один из предложенных смайликов в соответствии с вашим настроением и самочувствием после проделанной вами работы на уроке». Как правило, учащиеся выбирают смайлик с улыбкой. Если даже выбрали другой смайлик, учитель просит объяснить, почему и подводит итог урока. Учитель: «Ребята, объясните свой выбор: понятен ли был изученный материал, каким новым действиям вы научились, необходимы ли они, что не понравилось на уроке, что вам было наиболее интересно, готовы ли вы выполнить самостоятельно домашнее задание?» | Учащиеся выбирают смайлик, отвечают на вопросы учителя, высказывают своё мнение об уроке и делают вывод о своих достижениях, а может и о проблемах. Высказывают свою готовность к самостоятельному выполнению домашней работы. | РУУД: оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности. ПУУД: контроль и оценка процессов результата деятельности, адекватное понимание причин успеха и неуспеха. КУУД: аргументация своего мнения. |
9. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении. Цель: настроить учащихся на самостоятельный учебный труд дома. | Домашнее задание: п.26, 1 группа: №1041(а,б,в,г); №1039; 1018(а,в). 2 группа: №1041(д,е,ж,з); №1043, 1044(представить два способа решения). | Учащиеся записывают задание в дневник, задают при необходимости вопросы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»
Тема урока «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»Предмет - математикаКласс- 6 классАвтор - Саубанова Лилия Неловна учитель математики и информатикиОбразовательное ...
Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями /презентация/
Цели урока: закрепить правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями,развивать математическую речь, внимание, память;воспитывать аккуратность, интерес к предмету, активность, усидчиво...
Урок по математике "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"
Цель урока: научить складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями...
Открытый урок "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями" для 5 классов
Цели урока:обучающие:закрепить знания и умения учащихся применять правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями при решении примеров, уравнений и задач;воспитывающие:форм...
Учебный проект по теме "Обыкновенные дроби (сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями)"
Реализация учебного проекта "Обыкновенные дроби" способствует повышению интереса учащихся к математике и расширению их знаний об истории возникновения дробей. Большое внимание уделяется работе учащихс...
урок-игра "Дроби.Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями."
конспект урока в 5 классе по учебнику Виленкина Н.Я. "Математика 5"...
Математика. 5 класс. Тема: "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями". Выражения дробей. Презентация. К учебнику Н. Виленкина.
Презентация для интерактивной доски для 5 класса на тему Сложения и Вычитания дробей. Сделано с помощью программы OpenOffice....