Приемы устного счета на уроках математики.
методическая разработка по алгебре
Приемы устного счета на уроках математики.
Устные упражнения – неотъемлемая часть урока математики. Устной работе уделяется большое внимание в 1-6-х классах, значительно меньше – в основной школе, и часто игнорируется в старших классах. Однако, основные ее цели остаются актуальными и в 10 – 11-х классах:
- Подготовка учащихся к работе на уроке, к восприятию нового материала;
- Более сознательное неформальное усвоение предмета;
- Систематическое повторение пройденного;
- Проверка знаний, умений и навыков учащихся;
- Развитие внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности, инициативы учащихся;
- Формирование интереса к предмету;
- Активизация учебной деятельности на уроке;
- Способствовать развитию пространственных представлений на уроках геометрии.
Кроме того, во время устной работы можно задействовать большое количество учеников, что позволяет значительно оживить урок, сделать его более динамичным и эмоциональным.
Рассмотрим некоторые приемы и формы устных упражнений на уроках математики.
- Умножение двузначных чисел, близких к 100
Умножение можно выполнить устно, если применить правило умножения двучлена на двучлен.
(100-а)(100-в)= 100[(100-a)-в] + aв
86х97:
а=100-86=14 в=100-97=3
86х97=100((100-14)-3)+14х3=8300+42=8342
Вычислить: 96х98 97х79 98х82 94х88 92х75 78х99
- Умножение двузначных чисел, у которых число десятков одинаковое, а сумма единиц равна 10
Чтобы умножить два двузначных числа, у которых число десятков одинаковое, а сумма единиц равна 10, нужно число десятков а умножить на следующее за ним число а+1 и к произведению приписать произведение единиц.
(10а + в)(10а + с) = 100а(а + 1) + вс
97х93 = (9х10)х100 + 21 = 9021
Вычислить: 81х89 91х99 82х88 92х98 83х87 93х97 84х86 94х96 85х85 95х9
- Возведение в квадрат натурального числа, оканчивающегося цифрой 5
Чтобы возвести в квадрат натуральное число, оканчивающееся цифрой 5, нужно число десятков умножить на следующее за ним число и к произведению приписать 25.
(10п + 5) = 100п(п + 1) + 25
35 = 100х3х4 + 25 115 = 100х11х12 + 25
Очень нравятся учащимся задания в занимательной форме. Выполнение заданий позволяет расширить кругозор, пополнить лексический запас новыми терминами, получить дополнительную информацию об окружающем мире.
Задание 1.
Расшифруйте фамилию математика, который впервые использовал термин функция. Для этого в квадратиках впишите букву, соответствующую графику заданной функции.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
В оставшийся квадратик впишите букву Ц.
- У=х
- У=-х
- У=2х
- У=-2х
- У=2
- У=1/2х
(ЛЕЙБНИЦ)
Задание 2.
Найдите в кружках значения числовых выражений, записанных в овалах.
Соедините их линиями.
Задание 3.
Решите уравнения:
- Висла. Х + 0,5 = 2х + ½
- Сена. Х + 0,5 = х + ½
- Темза. |x| + 5 = 3
- Париж. 3х + (х – 2) = 2(2х – 1)
- Лондон. -5(х + 4) + 11х = 6(х – 3)
Выясните, какие из заданных уравнений являются равносильными. Что объединяет географические названия, связанные с каждой парой равносильных уравнений? Для оставшегося названия укажите соответствующий город.
Висла | Сена | Темза |
|
|
|
Если задача учителя состоит в том, чтобы за короткий промежуток времени определить , что учащимися усвоено хорошо, а что из изученного ранее требует дополнительной проработки, то можно использовать еще одну форму устной работы – цепочка. Учитель диктует действия, а ученики записывают ответы в столбик. Важно выяснить, в каком месте стали испытывать затруднения и прекратили участвовать в общем устном счете большинство учащихся. Начинается работа с более легких заданий.
Задание, которое диктует учитель
| Запись в тетрадях учащихся |
325 | 325 |
Увеличить на 10 | 335 |
Округлить до десятков | 340 |
Отнять количество десятков | 306 |
Записать ближайшее следующее число, кратное 4 | 308 |
Найти 25% | 77 |
Записать остаток от деления на 9 | 5 |
Увеличить на 50% | 7,5 |
Прибавить третью часть | 10 |
Это 25% ответа | 40 |
Очень полезно использовать таблицы чисел. Например, в 5-6-х классах таблицу , связывающую обыкновенные и десятичные дроби и проценты. Таблица составляется на уроке, а затем к ней можно обращаться в процессе занятий, добиваясь ее запоминания, опираясь на логику взаимосвязей между дробями и процентами.
1/10 | 1/8 | 1/5 | 2/5 | 3/5 | 4/5 | 1/4 | 3/4 | 1/2 | 1 |
0,1 | 0,125 | 0,2 | 0,4 | 0,6 | 0,8 | 0,25 | 0,75 | 0,5 | 1 |
10% | 12,5% | 20% | 40% | 60% | 80% | 25% | 75% | 50% | 100% |
В 7 классе составляется таблица степеней. Столбцы степеней с основаниями 4, 8, 9 оставляются пустыми, так как каждое из этих оснований можно представить в виде степени с простыми основаниями: 2, 3.
Часты ошибки, связанные с нарушением порядка действий. Профилактикой таких ошибок является умение определять последнее выполняемое действие в выражении и называть выражение в соответствии с этим действием. Например: 22+5а2 ; (2 + 5а)2
Одной из форм устной работы на уроках может служить кросснамбер (один из видов числовых ребусов). В кросснамберах предметом отгадывания являются математические задачи. Разгадывание кросснамберов предлагается учащимся для проверки усвоения ими знаний по определенной теме. В разгадывании присутствует элемент игры, а это снимает психическое напряжение, которым, как правило, сопровождается проверочная работа.
По горизонтали
а) Площадь квадрата, периметр которого 36 см.
в) Самое маленькое четырехзначное число, в записи которого все цифры различны.
д) Наибольшее двузначное число.
е) 3/5 часа, выраженные в минутах.
По вертикали
а) Число (а) по горизонтали, уменьшенное на единицу.
б) Дюжина.
в) Делимое при известном неполном частном 16, делителе 12, остатке 6.
г) Корень уравнения 9408 : х = 517 – 489.
| а | б |
| ||||
| в |
|
| г |
| ||
д |
|
| е |
| |||
|
|
|
|
| |||
Существует много разных способов и приемов устных вычислений. Устный счет необходимо проводить на каждом уроке. Серьезно подходить к подбору заданий. Уменьшится количество технических и вычислительных ошибок, скорость выполнения заданий будет расти и у ребят появится большая симпатия к математике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Устный счет на уроках математики в 5-6 классах
Одна из основных задач школьного курса математики - формирование у учащихся сознательных и прочных вычислительных навыков. Основа вычислительной культуры закладывается в первые 5-6 лет обучения....
Доклад на тему "Устный счет на уроках математики"
Математика является одной из важнейших наук на земле и именно с ней человек встречается каждый день. Счет в уме является самым древним и простым способом вычисления. Знание упрощенных приемов ус...
ТЕХНОЛОГИИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРИЕМОВ УСТНОГО СЧЕТА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Приемы быстрого счета....
Приемы устного счета на уроках математики
Устные вычисления в 5-6 классе как этап урока....
Статья. Приемы устного счета на уроках математики.
Применение устного на уроках математики в 5-6 классах....
Приемы и методы устного счета на уроках математики.
В данной статье предлагаются различные приемы и методы устного счета на уроках математики в начальной школе и в 5-6 классах....
Приемы устного счета на уроках математики в 5 - 6 классах
Математика является одной из важнейших наук на земле и именно с ней человек встречается каждый день в своей жизни. Счет в уме является самым древним и простым способом вычисления. Знание упрощенных пр...