Рабочая программа по элективному курсу «Формирование навыков исследовательской деятельности учащихся при решении уравнений с параметрами» 10-11 класс
календарно-тематическое планирование по математике (11 класс) на тему
Рабочая программа по элективному курсу 10-11 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_10-11_klassy.doc | 533.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по элективному курсу
«Формирование навыков исследовательской деятельности учащихся при решении уравнений с параметрами»
10-11 класс
2015-2016 учебный год
Учебно-тематическое планирование
по элективному курсу «Формирование навыков исследовательской деятельности учащихся при решении уравнений с параметрами»
Класс 10, 11
Учитель Шакирова Т.Р.
Количество часов
Всего 10 класс - 34 часа, в неделю 1 час
11 класс - 34 часа, в неделю 1 час
Плановых тестов 10 класс -2, 11 класс - 2
Литература
Для ученика:
- Евсеева А.И., Уравнения с параметрами /А.И. Евсеева // Математика в школе. – 2003.- №7., - с. 22-28.
- Ерина Т.М., Линейные и квадратные уравнения с параметром /
Т.М. Ерина // Математика для школьников. – 2004. - №2. – с. 17-28.
- Шабунин М.И., Уравнения и системы уравнений с параметрами / М.И. Шабунин // Математика в школе – 2003. -№7. с. 10-14.
- Максютин А.А., Математика -10/ А.А. Максютин.-Самара:, 2002
Для учителя:
1. Горнштейн, П. И.Задачи с параметрами/ П. И Горнштейн, В. Б. Полонский, М. С. Якир.-Москва- Харьков: «Илекса», 1998. – 327 с.
2. Епифанова Т.Н., Графические методы решения задач с параметрами / Т.Н. Епифанова // Математика в школе. – 2003. - №2. – с. 17-20.
3. Моденов, В.П. Задачи с параметрами/ В.П.Моденов.-Москва: «Экзамен»,2006.-288с.
4. Шахмейстер, А.Х. Задачи с параметрами в ЕГЭ / А.Х. Шахмейстер. – С-Петербург, Москва: «ЧеРо - на - Неве», 2004, 224с.
Поянительная записка
Изучение элективного курса в профильном классе направлено на достижение следующих целей:
- усвоить, углубить и расширить знания диагностических и прогностических методов, приёмов и подходов к решению задач с параметрами;
- продолжить работу по интеллектуальному и творческому развитию учащихся, формированию уровня абстрактного и логического мышления;
- открыть перспективные возможности усвоения курса математики в высших учебных заведениях.
Достижение поставленных целей возможно через решение задач с параметрами, что позволяет решать следующие основные задачи:
- обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений при решении задач с параметрами;
- формирование интеллектуальных умений, умений и навыков самостоятельной математической деятельности, определённых государственными стандартами программы курса;
- обеспечение прочной математической подготовки для сдачи ЕГЭ и изучения содержания математического образования в технических вузах страны.
Формы контроля.
Результатом учебной деятельности учащихся профильных классов является групповая исследовательская работа по темам: «Иррациональные задачи с параметрами», «Графически-иллюстративный метод решения рациональных уравнений с параметрами в системе (х; а)», «Применение производной при анализе и решении физических задач с параметрами».
Требования к знаниям и умениям:
в результате изучения курса учащиеся должны уметь:
- решать линейные и квадратные уравнения с параметром:
- решать иррациональные, логарифмические, показательные, тригонометрические уравнения с параметром как аналитически, так и графически;
- применять аппарат алгебры и математического анализа для решения прикладных задач.
Аналитические и графические приёмы решения задач с параметрами.
Модернизация общеобразовательной школы предполагает «ориентацию образования не только на усвоения обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей…». В обязательный минимум содержания программы по алгебре профильного уровня входит решение и исследование уравнений, неравенств и систем с параметрами.
Элементарная математика в ограниченном контексте «задачи с параметрами» представляет собой весьма широкое поле для полноценной математической деятельности, конечно более широкое, чем многочисленные и зачастую вполне алгоритмические задачи на вычисление корней квадратных уравнений, решение дробно-рациональных неравенств методом интервалов. Решение уравнений с параметрами, применение производной к исследованию функций, содержащей параметры, открывают перед учащимися значительное число эвристических приёмов общего характера, ценных для математического развития личности. Иными словами «задачи с параметрами» обладают диагностической ценностью, т.к. с помощью их можно проверить решение основных разделов математики, уровень математического и логического мышления, первоначальные навыки исследовательской деятельности и перспективные возможности успешного овладения курса математики в высших учебных заведениях. Трудно рассчитывать на то, что учащиеся, подготовка которых не содержала «параметрическую терапию»,смогут успешно справиться с подобными задачами конкурсных экзаменов и экзаменов по ЕГЭ (разделы В и С). Поэтому очевидно, что к решению этих задач необходимо готовить учащихся. Это позволяет сделать Элективный курс «Уравнения с параметрами» для профильных классов (математика профильный предмет) необходимым. Предлагаемый курс рассчитан на 10-11 классы, содержит 34 часа в каждом классе. Он ориентирует школьников на достаточно высокий уровень общематематической подготовки и способствует приобретению прочных математических знаний для успешного овладения профессиями, связанными с математическими вычислениями и умениями логического умозаключения.
Учебно-тематическое планирование 10 класс.
№ | Наименование тем курса | Кол-во часов | Формы обучения | Знания, умения, навыки по теме |
Аналитические решения основных типов задач | 13 | Знать, понимать определение уравнения, содержащего параметры; принципы решения линейного, дробно-рационального, квадратного уравнения, содержащего параметр, алгебраическим методом; методику решения уравнения. Уметь Применять методы и приёмы решения линейных, квадратных, тригонометрических уравнений при отыскании корней уравнений в зависимости от параметра; Методы разложения в задачах с параметрами. | ||
1 | Необходимые условия в задачах с параметрами. | 1 | Комбин. | |
2 | Решение линейных уравнений. | 1 | Комбин. | |
3 | Параметр и теорема Виета. | 1 | Комбин. | |
4 | Параметр и поиск решения рациональных уравнений. Виета. | 1 | Комбин. | |
5 | Параметр и поиск решения дробно-рациональных уравнений. | 1 | Комбин. | |
6 | Квадратный трехчлен. | 1 | Комбин. | |
7 | Расположение корней квадратного трехчлена. | 1 | Комбин. | |
8 | Решение уравнений, содержащих модуль. | 1 | Комбин. | |
9-10 | Параметр и поиск решения тригонометрических уравнений. | 1 | Комбин. | |
11 | Метод разложения в задачах с параметрами. | 1 | Комбин. | |
12-13 | Контроль по теме «Аналитический способ решения задач» | 2 | Контроль знаний | |
Квадратичная функция у=ах2 + bх +с, где а≠0 | 10 | Знать, понимать алгоритм построения графика квадратичной функции у = ах2 + bх + с; этапы исследования графика и квадратичной функции; теорема Виета; методы решения уравнений, сводящихся к составлению квадратного уравнения. Уметь строить графики квадратичной функции с использованием свойств этой функции; строить «каркас»квадратичной функции, содержащей параметры; применять теорему Виета для исследования квадратичной функции. | ||
14 | «Каркас» квадратичной функции, исследование знаков дискриминанта и старшего коэффициента при построении «каркаса» квадратичной функции, содержащей параметры, определение вершины параболы. | 1 | Комбин. | |
15 | Корни квадратичной функции, содержащей параметры. Теорема Виета в исследовании функции. | 1 | Комбин. | |
16-17 | Расположение корней квадратичной функции относительно данных точек. | 2 | Комбин. | |
18-19 | Решение уравнений, приводящих к исследованию квадратичной функции. | 2 | Комбин. | |
2021 | Метод интервалов в задачах с параметрами. | 2 | Комбин. | |
22 | Тригонометрических уравнений, сводящихся к исследованию расположения корней квадратичной функции. | 1 | Комбин. | |
23 | Тест по теме «Квадратичная функция у = ах2 + bх + с». | 1 | Контроль знаний | |
Применение производной | 11 | Знать, понимать теоретические обоснования геометрического и физического смысла производной; нахождение точек экстремума и экстремумов функции; алгоритм отыскания промежутков монотонности функции. Уметь применять теоретические обоснования применения производной к исследованию функции; исследовать полученную функцию ранее изученными методами. | ||
24 | Геометрический смысл производной в задачах с параметрами. | 1 | Комбин. | |
25 | Физический смысл производной. | 1 | Комбин. | |
2627 | Касательная к кривой. | Комбин. | ||
28 | Отыскание стационарных (критических) точек при исследовании функции, содержащей параметры. | 1 | Комбин. | |
29 | Возрастание и убывание функции, содержащей параметры. | 1 | Комбин. | |
30-31 | Текстовые задачи на нахождение наибольшего и наименьшего значения функции, содержащей параметры. | 2 | Комбин. | |
32 | Применение производной. | 1 | Комбин. | |
3334 | Контрольная работа по теме «Применение произв.» | 2 | Контроль знаний |
Учебно-тематическое планирование 11 класс.
№ | Наименование тем курса | Кол-во часов | Формы обучения | Знания, умения, навыки по теме |
Графические приёмы. | 7 | Знать, понимать
у = f (|х-хо|) + уо;
Уметь
| ||
1-2 | Построение графического образа на координатной плоскости в системе (х; у). | 2 | Комбин. | |
3-4 | Построение графического образа на координатной плоскости в системе (х; а). | 2 | Комбин. | |
5-6 | Отыскание решений уравнений с помощью наглядно-графической интерпретации. | 2 | Комбин. | |
7 | Контрольная работа по теме «Графические приёмы». | 1 | Контроль знаний | |
Свойства функции в задачах с параметрами | 6 | Знать, понимать
Уметь
| ||
8 | Задачи с параметрами на отыскание Е(у) | 1 | Комбин. | |
9-10 | Нахождение наибольшего и наименьшего значения функции. | 2 | Комбин. | |
11 | Монотонность и обратимость функции в задачах с параметрами. | 1 | Комбин. | |
12 | Четность, периодичность в задачах с параметрами. | 1 | Комбин. | |
13 | Нахождение D(y) в задачах с параметрами. | 1 | Комбин. | |
Аналитические решения основных типов задач | 14 | Знать, понимать
Уметь
| ||
14-15 | Параметр и поиск решения иррациональных уравнений | 2 | Комбин. | |
16-19 | Параметр и поиск решения показательных уравнений. | 4 | Комбин. | |
20-22 | Параметр и поиск решений логарифмических уравнений. | 3 | Комбин. | |
23-24 | Параметр как равноправная переменная. | 2 | Комбин. | |
25-26 | Разные приёмы (введение новой переменной, использование свойств функции, «ветвление»). | 2 | Комбин. | |
27 | Контроль по теме «Аналитическое решение основных задач». | 1 | Контроль знаний | |
Методы поиска необходимых условий. | 7 | Уметь
| ||
28-29 | Исследование симметрии аналитических выражений. | 2 | Комбин. | |
30 | Отыскание «выгодной» точки. | 1 | Комбин. | |
31-32 | Разные приемы. | 2 | Комбин. | |
33-34 | Семинарские занятия по заслушиванию исследовательских работ учащихся по предложенным темам. | 2 | Контроль знаний |
Ожидаемый результат
Главная задача, которую должны усвоить учащиеся, что уравнение с параметром – это семейство уравнений, определяемых параметром. Отсюда вытекает способ решения уравнения с параметром: в зависимости от структуры уравнения выделяются подмножества, множества допустимых значений параметра и для каждого такого подмножества находится соответствующее множество корней уравнения. Этот смысл доводится до сознания учащихся путем рассмотрения конкретных примеров уравнений и неравенств с параметрами.
10 класс
ИТОГОВЫЙ ТЕСТ
Вариант I.
- Решите уравнение k(x - 4) + 2 ( х + 1) = 1 относительно х.
а) при k=-2 корней нет; при k =-2 ;
б) при k -2 корней нет; при k=-2 ;
в) при k=-2 корней нет; при k =-2 и k =0,25 .
- Решите уравнение 2а( а - 2)х = а2 – 5а+6 относительно х
а) при а=2 х R ; при а=0 корней нет; при а 0 и а 2 ;
б) при а=2 х R ; при а=0 корней нет; при а 0 и а 2 ;
в) при а=2 х R ; при а=0 корней нет; при а 0 и а 2 .
- При каких значениях b уравнение 1+2х – bx = 4+х имеет отрицательное решение. а) b<1 ; б) b>1 ; в) b=1
- При каких значениях а парабола у = ах2 – 2х +25 касается оси х?
а) а=25 ; б) а=0 и а = 0,04 ; в) а=0,04.
- При каких значениях k уравнение (k - 2)x2 = (4 – 2k)x+3 = 0 имеет единственное решение?
- а) k=-5, k= -2 ; б) k=5 ; в) k=5, k= 2 .
- Решите относительно х уравнение
а)при b +1, b ; при b= реш.нет; при b=±1 нет смысла;
б)при b ; при b= реш.нет; при b=±1 нет смысла;
в)при b= ; при b=±1 нет смысла.
- Решите уравнение cos (3x +1 ) = b для всех значений параметра.
а) при |b| ≤ 1 х = ; при |b| > 1 реш.нет;
б) при |b| ≤ 1 и b=0 х = ; при |b| > 1 реш.нет;
в) при |b| > 1 х = ; при |b| < 1 реш.нет;
- Найдите все действительные значения параметра а, при которых уравнение cos2 x + asin x =2 a -7.
а) a ( 2 ; 6 ) ; б) а ( 2 ; 4 ] ; в) а [ 2 ; 6 ].
- При каких значениях а уравнение cos6 x + sin6 x = a имеет корни?
а) a [ 0,25; 0,5 ] ; б) а [ 0,25 ; 1 ] ; в) а [ - 0,25; 1 ].
- При каких значениях параметра с уравнение имеет 2 корня?
а) с ( - ∞ ; -1,5√3)U(1.5√3; + ∞); б) при с = ±1,5√3; в) с ( - ∞ ; -1,5√3)
10 класс
ИТОГОВЫЙ ТЕСТ
Вариант II.
Решите уравнение 2х( а+1)= 3а(х+1)+7 относительно х.
а) при а=-2 корней нет; при а -2 ;
б) при а -2 корней нет; при а=-2 ;
в) при а -2 и а - корней нет; при а=-2 .
- Решите уравнение (а 2 - 81)х = а2 + 7а - 18 относительно х
а) при а=-9 х R ; при а=9 корней нет; при а -9 и а 9 ;
б) при а=9 х R ; при а=-9 корней нет; при а -9 и а 9 ;
в) при а= -9 х R ; при а=9 корней нет; при а -9 ;
- При каких значениях b уравнение 2+4х-bx=3+х имеет отрицательное решение?
а) b<3 ; б) b<2 ; в) b>3
- При каких значениях k уравнение kx2 – (k - 7)x + 9 =0 имеет два равных положительных корня?
а) k=49, k= 1 ; б) k=1 ; в) k=49 .
- При каких значениях а уравнение ax2 - 6x+а = 0 имеет два различных корня?
а) а ( - 3 ; 0)U(0; 3 ); б) при а ( - 3 ; 3) ; в) с ( - ∞ ; - 3)U ( 3 ; +∞)
- Решите относительно х уравнение
а)при а 1,а 2,25, а -0,4, ; а=2,25, а=-0,4,реш.нет; при а=1 нет смысла;
б) при а 2,25, а -0,4, ; а=2,25, а=-0,4,реш.нет; при а=1 нет смысла;
в) при а 1, а -0,4, ; а=-0,4,реш.нет; при а=1 нет смысла.
7. Решите уравнение 3 cos x = 4b + 1 для всех значений параметра.
а) при b ( -1; 0,5 ) х = ± arcos ; при b (-∞;-1]U[0,5;+∞) реш.нет;
б) при b [ -1; 0,5 ] х = ± arcos ; при b (-∞;-1)U(0,5;+∞) реш.нет;
в) b (-∞;-1]U[0,5;+∞) х = ± arcos ; b ( -1; 0,5 ) при реш.нет;
- Найдите все действительные значения параметра а, при которых уравнение sin2 x – 3sin x + a =0.
а) a [ -4; 2 ] ; б) а ( -4 ; 2) ; в) а [ - 4; 2 ).
9. При каких значениях а уравнение cos4 x + sin4 x = a имеет корни?
а) a [ 0,5; 1 ] ; б) а [ -1 ; 0,5 ] ; в) а [ - 0,5; 1 ).
10.При каких значениях параметра с уравнение имеет 2 корня?
а) с ( - ∞ ; -1,5√3)U(1.5√3; + ∞); б) при с = ±1,5√3; в) с ( - ∞ ; -1,5√3)
11 класс
ИТОГОВЫЙ ТЕСТ
Вариант I.
- При каких значениях параметра а уравнение имеет решение ?
а) а≥ 2/3 ; б) а≥ 2/3 √6 ; в) а≤ 2/3 √6
2. При каких значениях а уравнение имеет 2 корня?
а) а≥ 0 ; б) ни при каких ; в) а≥ 1
- Решите уравнение
а) при а ≤ 0 х R ; при а > 0, а 1 х = 2; при а = 1 не имеет смысла.
б) при а > 0 х R ; при а = 1 х = 2; при а ≤ 0 не имеет смысла.
в) при а = 1 х R ; при а > 0, а 1 х = 2; при а ≤ 0 не имеет смысла.
- При каких значениях параметра уравнение 4х – а2 х+1 – 3а2 + 4а = 0 имеет единственное решение?
а) 2; б) 1 ; в) -1.
5. Решите уравнение log a x 2 + 2 log a ( x + 2) = 1.
а) при а ≤ 1 х = 0,5( 2+ ) ; при а =100 х = 1.
б) при а > 100 реш. нет; при 1<a<100 х = 0,5( 2+ ); при а =100 х = 1;
при а ≤ 1 не имеет смысла .
в) при а > 100 реш.нет ; при 1<a<100 х = 0,5( 2+ ) ;
при а ≤ 1 не имеет смысла .
6. Найдите все значения параметра, для которых данное уравнение имеет только один корень 1+ log 2 (ax) = 2 log 2 (1 - x)
а) а > 0, а = 2 ; б) а > 0, а = - 2 ; в) а < 0, а = - 2 .
- Решите уравнение а > 0, а 1
а) а ; ; б) а2 ; - ; в ) а2 ;
11 класс
ИТОГОВЫЙ ТЕСТ
Вариант II.
1. При каких значениях параметра а уравнение имеет решение
а) а≥ 3 ; б) а=4 ; в) а≥ 0
- При каких значениях а уравнение имеет 2 корня?
а) –0,25≤а≤ 0 ; б) –0,25<а≤ 0 ; в) –0,25<а< 0
3. Решите уравнение
а) при а ≤ 0 х R ; при а > 0, х = 1; при а = 1 не имеет смысла.
б) при а = 1 х R ; при а > 0, а 1 х = 1; при а ≤ 0 не имеет смысла.
в) при а > 0х R ; при а = 1 , х = 1; при а ≤ 0 не имеет смысла.
- При каких значениях параметра уравнение а( 2 х + 2-х ) = 5 имеет единственное решение?
а) -2,5; 2,5 ; б) 2; 2,5 ; в) –2,5.
- Решите уравнение 3 lg (x – а) - 10 lg ( x - а)+1 = 0.
а) х = а + 1000, х = а + 3√10 ;
б) х = а - 3√10 , х = а –1000 ;
в) х = а - 3√10 , х = а + 1000 .
6. Найдите все значения параметра, для которых данное уравнение имеет
только один корень
а) 4 ; б) -4 ; в) - 2 .
7. Решите уравнение а > 0, а 1
а) -1 ; а ; б) 1 ; - а; в ) 1 ; а
Упражнение: Квадратные уравнения с параметром
Тест 1 | ||||||||
| ||||||||
Ответы: | ||||||||
Решите тест и выберите ответ: | ||||||||
| ||||||||
Тест 2 | ||||||||
| ||||||||
Ответы: | ||||||||
Решите тест и выберите ответ: | ||||||||
| ||||||||
Тест 3 | ||||||||
| ||||||||
Ответы: | ||||||||
Решите тест и выберите ответ: | ||||||||
| ||||||||
Тест 4 | ||||||||
| ||||||||
Ответы: | ||||||||
Решите тест и выберите ответ: | ||||||||
|
Упражнение: Тригонометрические функции с параметром
Тест 1 | ||||||||
Ответы: | ||||||||
Решите тест и выберите ответ: | ||||||||
| ||||||||
Тест 2 | ||||||||
| ||||||||
Ответы: | ||||||||
Решите тест и выберите ответ: | ||||||||
| ||||||||
Тест 3 | ||||||||
| ||||||||
Ответы: | ||||||||
Решите тест и выберите ответ: | ||||||||
| ||||||||
Тест 4 | ||||||||
| ||||||||
Ответы: | ||||||||
Решите тест и выберите ответ: | ||||||||
|
Упражнение: Тесты повышенной трудности
Тест 1 | |||||
| |||||
Ответы: | |||||
Решите тест и выберите ответ: | |||||
|
Тест 2 | |||||
| |||||
Ответы: | |||||
Решите тест и выберите ответ: | |||||
|
Тест 3 | |||||
| |||||
Ответы: | |||||
Решите тест и выберите ответ: | |||||
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа. Математика (элективный курс). "Нестандартные методы решения уравнений" 10 класс
рабочая программа содержит календарно- тематическое планирование...
Рабочая программа по элективному курсу 10-11 класс "Задачи с параметрами"
Преподавание элективного курса «Задачи с параметрами» ориентировано на использование учебно-методического комплекта, в который входит:1. «Задачи с параметрами». /П.И....
Организация учащихся к учебно-исследовательской деятельности по теме «Решение уравнений в целых числах»
Актуальность исследования:В школьном курсе математики диофантовы уравнения практически не изучаются, эта тема затрагивается вскользь в восьмом классе, хотя задачи, основанные на решении уравнени...
рабочая программа по элективному курсу "Уравнения и неравенства с параметрами" для учащихся 10-11 классов
Рабочая программа составлена на основе авторской программы А.Х.Шахмейстера-4 изд.-М.:издательство МЦНМО. КТП составлено из расчета 34 часа за один учебный год....
Обобщение педагогического опыта по теме: «Формирование навыков исследовательской деятельности учащихся на уроках технологии методом проекта»
Формирование исследовательской деятельности на уроке технологии методом проекта...
Формирование и развитие навыков исследовательской деятельности учащихся на уроках химии и во внеурочной деятельности
Для активизации деятельности учащихся на уроке при обучении химии в течение последних десяти лет я работаю над проблемой развития интеллектуальных способностей учащихся через усвоение алгоритма научно...
Статья "Формирование навыков исследовательской деятельности у учащихся при изучеии истории в рамках внедрения ФГОС"
Статья "Формирование навыков исследовательской деятельности у учащихся при изучеии истории в рамках внедрения ФГОС"...