Формирование и развитие навыков исследовательской деятельности учащихся на уроках химии и во внеурочной деятельности
статья по химии (8, 9, 10, 11 класс)
Для активизации деятельности учащихся на уроке при обучении химии в течение последних десяти лет я работаю над проблемой развития интеллектуальных способностей учащихся через усвоение алгоритма научного исследования и формирование опыта выполнения исследовательской работы. Мной разработаны темы проектов-исследований для учащихся 8-11 классов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Киселева Н.Г., учитель химии МАОУ «Средняя школа №5», г.Когалым
«ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ХИМИИ
И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ»
Пути реализации опыта
Для активизации деятельности учащихся на уроке при обучении химии в течение последних десяти лет я работаю над проблемой развития интеллектуальных способностей учащихся через усвоение алгоритма научного исследования и формирование опыта выполнения исследовательской работы и применяю следующие формы реализации опыта:
- вовлечение каждого учащегося в активную познавательную деятельность;
- выступление на школьных, городских, региональных конференциях;
- использование презентационной работы как результат проектной и исследовательской деятельности;
- работа в группах: обучение алгоритму научного исследования;
- исследование на уровне городской лаборатории.
Новизна данной работы определяется тем, что:
- составлена Программа развития навыков научного исследования;
- представлены дидактические разработки по выполнению практических работ в домашних условиях;
- систематизированы по классам и темам исследовательские проекты, которые для достижения цели решают следующие дидактические задачи:
- формируют мотивы реферативно-исследовательской деятельности;
- обучают алгоритму научного исследования;
- формируют опыт выполнения исследовательского проекта;
- обеспечивают участие школьников в различных формах представления исследовательских работ;
- организуют педагогическую поддержку исследовательской деятельности и изобретательского уровня разработок учащихся.
Условия для развития познавательной активности ученика.
Считаю необходимым и создаю условия для развития естественной познавательной активности ребенка и его самореализации через накопление индивидуального опыта. Пришла к выводу, что на начальных этапах обучения новому предмету необходимо использовать исследовательскую деятельность в домашних условиях (поскольку мало практических работ на уроке, а желание у детей заниматься практической химией - огромно). У каждого ученика есть возможность провести исследование дома на кухне под руководством учителя (это очень актуально на севере, где из-за большого количества актированных дней приходится уплотнять материал). На своих уроках большое внимание уделяю проблемному методу обучения (организация исследовательской и проектной деятельности). Это один из эффективных методов обучения школьников, позволяющих рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных жизненных проблем в совместной деятельности школьников. Продолжением практических занятий в классе является разработанный мной практикум домашнего эксперимента, который является дополнительным материалом к учебно-методическому комплексу по химии для учащихся 8-11 классов. Каждая работа имеет подробную инструкцию для самостоятельного проведения исследования в домашних условиях. Выполнение работ поможет школьникам приобрести начальные навыки проведения химического исследования - эксперимента, углубить знания о строении и свойствах веществ, правильно понять и применить химические законы. Работы предназначены как для учащихся общеобразовательных классов, так и для классов профильной направленности.
Помимо выполнения домашнего практикума в основном в 8-9 классах, для формирования определенных умений и навыков исследовательского характера, мной разработаны темы проектов-исследований для учащихся 8-11 классов.
Таким образом, развитие исследовательских способностей школьников проходит в системе проведения лабораторных и практических работ на уроке и в домашних условиях, и работ исследовательского характера во внеурочное время (элективные курсы, научно-практические конференции).
Исследовательская деятельность учащихся – деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановка проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.
Особенности исследовательской деятельности
В отличие от олимпиад исследовательская деятельность учащихся имеет ряд важных особенностей:
- Исследовательской деятельностью могут успешно заниматься не только отличники (а может быть, даже и совсем не они): ученик выбирает тему, вызывающую у него наибольший интерес, и с увлечением тратит на нее свое свободное время.
- Исследовательскую деятельность можно организовать на трех уровнях: школьном, учебно-исследовательском и научно-исследовательском.
школьный уровень позволяет привлечь достаточное количество учащихся, но тематика при этом довольно простая (отвечающая интересам автора работы), а работа представляет собой просто поиск информации по первоисточникам;
учебно-исследовательский уровень обязательно требует помимо умения работать с первоисточниками также проведения экспериментов, накопления данных для построения таблиц, графиков, диаграмм;
научно-исследовательский уровень требует не только практической значимости выбранной темы, но и новизны в ее разработке, т.е. своих логических умозаключений, собственных предложений по проведению эксперимента, трактовке его результатов и т.п.
Знания, которые учащиеся получают на основе исследовательской деятельности, они применяют в различных химических конкурсах, на олимпиадах, конференциях, связывают их с выбором будущей профессии. Ежегодно поступают в высшие и средние специальные учебные заведения, где профилирующим предметом является «Химия»
Применение исследовательского подхода в обучении способствует формированию интереса к науке, расширяет кругозор, активизирует творческую деятельность и развивает навыки научного исследования.
Формы организации исследовательской деятельности.
- Домашние практические работы
Такая форма исследования требует хорошо продуманной структуры, обозначенной цели, актуальности предмета исследования для учащихся, продуманного метода, результатов. Пусть небольшое исследование, но оно имеет структуру, приближенную к научному исследованию. Для проведения эксперимента необходимо обозначить задачи исследования, определить метод исследования, источники информации, выдвинуть гипотезу, определить пути решения, обсудить полученные результаты.
Отчет по исследовательской работе выполняется по плану:
- Название темы работы. Название должно отражать содержание работы. Дата, место проведения, Ф.И. автора.
- Цель работы и ее задачи.
- Методика работы. Результаты работы зависят от числа проведенных опытов, наблюдение, их обработки. Какими способами велись наблюдения, сколько их было проведено, с какими веществами.
- Результаты и их обсуждение. Одно и то же задание могут получить несколько учеников. Поэтому необходимо обсудить результаты опытов, наблюдений. Сравнить отчеты.
Методика проведения исследования:
- Подготовительный этап.
- Знакомство с объектом исследования. Ученик получает карточку-задание.
- Ознакомление с техникой безопасности. Инструкция выдается на каждую работу.
- Проведение исследования.
- Темы исследовательских работ, связанные с домашним практикумом (фрагмент)
№ | Название работы | Тема урочного планирования |
8 класс | ||
1. | Полезна химия или вредна | Предмет химии. Вещества. |
2. | Химия – наука о веществах | Свойства веществ |
3. | Химические превращения | Физические и химические явления |
4. | Изготовление модели атома | Строение атома |
5. | Очистка веществ | Чистые вещества и смеси |
6. | Выращивание кристаллов соли | Строение вещества |
7. | Индикаторы | Кислоты. Реакция нейтрализации |
9 класс | ||
1. | Ржавление металлов | Коррозия. Способы борьбы |
2. | Свойства алюминия | Алюминий и его соединения |
3. | Получение углекислого газа | Оксиды углерода |
4. | Получение силикагеля | 1. Соединения кремния. 2. Адсорбция |
5. | Качественная реакция на соль сероводородной кислоты | Сероводород |
6. | Строение пламени | Кислород. Оксиды. Горение |
7. | Жирные пятна и мыльные растворы | Жиры. Мыла |
10 класс | ||
1. | Определение витамина С в некоторых продуктах | Витамины |
11 класс | ||
1. | Исследование реакции среды растворов | Гидролиз |
- Тематика научно-исследовательских работ 8-11 класс (фрагмент)
№ | Тема исследования, цель, задачи | Кл. |
1. | «Удивительный мир индикаторов» Цель: показать возможность использования отдельных частей растений (экстракты некоторых растений) для определения кислот и щелочей (реакции среды). | 8 |
2. | «Период алхимии» Цель: познакомиться с важным этапом развития химии Задачи: как можно больше узнать об истории древней науки химии, разузнать про мифы и легенды этого периода, рассмотреть двойственное значение в истории химии периода алхимии, доказать, что алхимия – это один из главных этапов в процессе прогрессивного развития общества. | 8 |
3. | «Сотворение мира атомов» Цель: совершить экскурс в историю атомистики. Задачи: рассмотреть, что мир состоит из атомов (высказывания из глубокой древности) – атомистическая теория древних философов; определить распределение элементов в природе, во Вселенной; рассмотреть предположение современной науки о том, откуда берутся химические элементы (сущность ядерных реакций). | 8 |
4. | «Влияние «кислотных дождей» на организм человека и его окружающую среду» Цель: Выяснить, какой вред приносят кислотные дожди и как они влияют на окружающую среду, на организм человека. Изучить состояние данной проблемы и найти пути ее решения. | 8 |
5. | «Воздух – неисчерпаемое сырье» Цель: исследовать мир земной атмосферы – воздух, рассмотреть состав, многочисленные области практического применения воздуха в технике и промышленности. | 9 |
6. | «Газированные напитки в жизни подростков» Цель: рассмотреть историю возникновения газированных напитков, технологию их производства и влияние на организм человека, провести школьный социологический опрос и анализ некоторых свойств газированных напитков (содержание диоксида углерода, масса сухого вещества, рН) | 9 |
7. | «ДДТ: история с окончанием» Цель: проследить значение ДДТ в с/х и в здравоохранении и перечислить заслуги препарата; последствия применения ДДТ и других инсектицидов | 9 |
8. | «Влияние табака на живые организмы» Задачи: 1.Изучить состав табачного дыма. 2.Выявить отношение к курению учащихся 9-11 классов нашей школы. 3.Провести химические анализы на обнаружение фенолов, непредельных соединений. 4.Показать влияние табачного дыма на живые организмы. | 10 |
9. | «Как определить качество меда» Цель: убедиться в практической значимости химических знаний и обучиться отдельным приемам исследовательской работы. Определение показателей качества меда. | 10 |
10. | «Изучение влияния антропогенных факторов на живой организм» Цель: использовать химический эксперимент в решении экологических задач: влияние катионов тяжелых металлов и фенола на активность ферментов. | 9-10 |
11. | «Исследование жевательной резинки» Цель: исследовать продукт пищевой промышленности – полимер – резину Задачи: используя методики определения составных частей резины, провести опыты. | 10 |
12. | «Причины возникновения алкоголизма и меры профилактики» Цель: рассмотреть меры по профилактике и социально-психологической помощи нуждающимся. Задачи: 1. Провести теоретико-методологический анализ литературы по проблеме алкоголизма. 2. Провести экспериментальное исследование по выявлению причин, влияющих на возникновение алкоголизма. 3. Рассмотреть системный подход к профилактике алкоголизма. | 10 |
13. | «Водородный показатель в нашей жизни» Цель: определение водородного показателя различных растворов. Задачи: 1. определить кислотность среды различных растворов; 2. выявить взаимосвязь влияния окружающей среды на водородный показатель растворов веществ и наоборот, влияние кислотности растворов на окружающую среду; 3. изучить учебную и дополнительную литературу для получения информации о водородном показателе; 4. изучить методику проведения опытов и разработать свою технологию определения водородного показателя некоторых растворов; 5. сделать соответствующие выводы. | 11 |
При оценке исследовательской работы использую следующие общие критерии оценивания научно-исследовательской работы
- Убедительность автора в обосновании выбора темы
- Убедительность в определении актуальности темы
- Правильно поставленные и соотнесенные друг с другом цель и задачи
- Научность изложение материала
- Выявление дискуссионных моментов в исследовании
- Глубина понимания проблемы
- Обоснованность выбора методов исследования
- Четкость структуры работы
- Умение делать взвешенные умозаключения и выводы по проблеме
- Четкость и уместность в использовании понятийного аппарата
- Выявление нерешенных проблем и наличие путей их решения
- Полнота и разнообразие использованной литературы
- Существенность приложений
- Культура оформления представленных материалов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках химии и во внеурочное время
Материал подготовлен в рамках конференции "Актуальные проблемы химического образования в Пензенской области", прошедшей 7 декабря 2011 г....
Отчёт о работе над собственным методическим исследованием «Проектно – исследовательская деятельность учащихся на уроках химии и во внеурочной деятельности»
Работа опубликована в школьном методическом сборнике за 2012-13 учебный год...
Исследовательская деятельность учащихся на уроках химии и во внеурочное время как один из способов активизации творческого потенциала личности
Целью опыта является сформировать у учащихся навыки исследовательской деятельности, умения самостоятельно, творчески осваивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры, кот...
Формирование учебно - исследовательской деятельности учащихся на уроках химии и во внеурочное время
Учебно-исследовательская работа на уроках химии и во внеурочное время, в процессе которой идет воспитание творческой личности, способной самостоятельно приобретать знания и умения, свободно применять ...
Развитие исследовательской деятельности учащихся на уроках химии и во внеурочное время
Как организовать процесс обучения так, чтобы учащиеся воспринимали химию как нужную и востребованную жизнью науку, как часть мировой культуры, необходимую каждому образованному человеку для формирован...
Исследовательская деятельность учащихся на уроках химии и во внеурочной деятельности
Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках химии и во внеурочной деятельности...
Развитие навыков исследовательской деятельности учащихся на уроках химии.
Исследовательские умения — это система интеллектуальных, практических умений, необходимых для самостоятельного выполнения исследования. Исследование может проводиться с целью получения новых зна...