Рабочая программа учебного курса "Реальная математика"
рабочая программа по математике (6 класс) на тему

Грекова Татьяна Алексеевна

Курс “Реальная математика” рассчитан на обучающихся 5-6 классов чтобы расширить и углубить их знания, качественно подготовить к ВПР и в дальнейшем ОГЭ в 9 классе, повысить познавательный интерес к предмету. Программа курса  поможет открыть для обучающихся новые методы решения задач. Познавательный материал курса будет способствовать формированию функциональной грамотности – умению воспринимать и анализировать информацию. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл realnaya_matematika.docx573.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Лапшихинская средняя школа»

Рассмотрено на заседании ШМО учителей предметов естественно-математического цикла

Рук. ШМО___________Т.А.Грекова

Протокол №1 от 28.08.2017г

Согласовано

зам. директора по УВР

__________Т.П.Шмаргунова

________________________

Утверждаю

директор школы

    ____________Т.А.Замятина

Приказ №____от________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО КУРСА «РЕАЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»

6 класс

Разработчик: Грекова Татьяна Алексеевна

учитель математики

высшая квалификационная категория

2017-18  год

Пояснительная записка

Курс “Реальная математика” рассчитан на обучающихся 5-6 классов чтобы расширить и углубить их знания, качественно подготовить к ВПР и в дальнейшем ОГЭ в 9 классе, повысить познавательный интерес к предмету. Программа курса  поможет открыть для обучающихся новые методы решения задач. Познавательный материал курса будет способствовать формированию функциональной грамотности – умению воспринимать и анализировать информацию. Материал программы тесно связан с различными сторонами нашей жизни, а также с другими учебными предметами. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

           Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

           Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.

           Содержание занятий курса представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия курса  должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

           Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.  Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

   Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы  желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов. При разработке курса по математике учитывалась программа по данному предмету.

Цель  курса:

  • Углубление  представления об использовании сведений из математики в повседневной жизни через решение практических задач

Таким образом, математические знания и умения рассматриваются не как самоцель, а как способ развития личности школьника, обеспечения его математической компетентности, способности понимать роль математики в окружающем его мире.

Задачи курса:

  • развитие математических способностей;
  • формирование у обучающихся умений и навыков по решению практикоориентированных задач;
  • развитие логического и творческого мышления;
  • повышение математической культуры ученика.

Формы занятий:

  • практикумы по решению задач;
  • исследовательская деятельность;
  • проектная деятельность;
  • итоговый контроль – зачетная работа.

Курс рассчитан на 35 часов.

Планируемые результаты

После изучения курса учащиеся должны:

  • знать особенности методики решения задач, использовать при решении различные способы;
  • уметь применять полученные математические знания при решении задач;

Занятия по курсу должны помочь учащимся:

  • усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
  • помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
  • формировать творческое мышление;
  • способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

  1. КИМы ОГЭ, ВПР
  2. Интернет ресурсы

Литература

  1. Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики. Пособие для учащихся 5-6 классов. – М.: Просвещение, 1989.
  2. Гаврилова Т.Д. Занимательная математика 5-11 классы. – Волгоград: «Учитель», 2006.
  3. Кнурова И.И., Уединов А.Б., Хачатурова О.Ф., Чулков П.В. Дидактические материалы по математике.5 класс. – М.: «Издат-школа ХХI век», 2005.
  4. Норманн Уиллис. Занимательные логические задачи. – М.: АСТ: Астрель, 2005.
  5. Перельман Я.И. Занимательная арифметика. – М.: «Издательство Русанова», 1994.
  6. Фарков А.В. Математические кружки в школе. 5-8 классы. - М.: Айрис-пресс, 2007.
  7. Шейнина О.С., Соловьева Г.М. Математика. Занятия школьного кружка. 5-6 классы. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2007.  
  8. Малышкина С. Ю., Орлова Л.В.Комплекс задач и упражнений. Талица, 2012.






Тематическое планирование

Содержание учебного материала

Количество часов

Введение

1

Основы логического и алгоритмического мышления.

1

Задачи, связывающие три величины

2

Сюжетные задачи

2

Задачи на проценты

3

Задачи на покупки

2

Задачи на части. Кулинария и домоводство.

2

Задачи с практическим содержанием. Оплата коммунальных услуг.

2

Основы пространственного воображения

1

Вычисление расстояния, построение и измерение на местности

2

Нахождение площади фигуры, изображенной на клетчатой бумаге

3

Вычисление периметра и площади  геометрических фигур и их изображение

2

Прямоугольный параллелепипед, куб

1

Вычисление площади поверхности и объема геометрических тел и их изображение

2

Статистика и вероятность.

1

Классические вероятности

1

Работа с таблицами, схемами, графиками, диаграммами

2

Подсчёт по формулам

2

Решение «трудных» задач

1

Итоговая работа

1

Обобщающий урок

1

Календарно – тематическое планирование

№ урока

Дата проведения

Содержание учебного материала

Количество часов

Форма

контроля

1

Введение

1

-

2

Основы логического и алгоритмического мышления.

1

-

3-4

Задачи, связывающие три величины

2

индивидуальная

5-6

Сюжетные задачи

2

индивидуальная

7-9

Задачи на проценты

3

индивидуальная

10-11

Задачи на покупки

2

индивидуальная

12-13

Задачи на части. Кулинария и домоводство.

2

индивидуальная

14-15

Задачи с практическим содержанием. Оплата коммунальных услуг.

2

групповая

16

Основы пространственного воображения

1

-

17-18

Вычисление расстояния, построение и измерение на местности

2

групповая

19-21

Нахождение площади фигуры, изображенной на клетчатой бумаге

3

индивидуальная

22-23

Вычисление периметра и площади  геометрических фигур и их изображение

2

групповая

24

Прямоугольный параллелепипед, куб

1

-

25-26

Вычисление площади поверхности и объема геометрических тел и их изображение

2

групповая

27

Статистика и вероятность.

1

-

28

Классические вероятности

1

индивидуальная

29-30

Работа с таблицами, схемами, графиками, диаграммами

2

групповая

31-32

Подсчёт по формулам

2

индивидуальная

33

Решение «трудных» задач

1

-

34

Итоговая работа

1

индивидуальная

35

Обобщающий урок

1

-


Основное содержание (примерные типы задач):

Основы логического и алгоритмического мышления.

1.Дина приехала в Челябинск во вторник и планирует пробыть там до воскресенья. Она хочет встретиться с подругой, посетить концерт любимой музыкальной группы, сходить в музей и сходить в театр, причём каждому из этих дел она хочет посвятить отдельный день, концерт её любимой группы проводится только в четверг, музей работает со среды по субботу, спектакли в театре идут в среду и пятницу, подруга свободна в четверг и пятницу. В какой день Дина будет встречаться с подругой?

2. Рассмотри рисунок и установи закономерность. Сколько признаков меняется при переходе от одной фигуры к другой?

https://math4-vpr.sdamgia.ru/get_file?id=399

 

Задачи, связывающие три величины.

1.Для перевозки груза потребовалось 24 машины грузоподъёмностью 7,5 т. Сколько нужно машин грузоподъёмностью 4,5 т, чтобы перевезти тот же груз?

2. Отрезок на местности длиной 3 км изображён на карте отрезком 6 см. Какова на карте длина отрезка, изображающего отрезок 10 км?

3. Некоторое расстояние велосипедист проезжает за 1,5 ч со скоростью 20 км/ч. За сколько минут проедет то же расстояние автомобилист, если будет ехать со скоростью 80 км/ч?

Сюжетные задачи

1.Какое наименьшее количество роз надо добавить к 186 уже имеющимся розам, чтобы получившееся количество цветов можно было полностью разложить по букетам по 7 роз в каждом?

2. Группа туристов, состоящая из 85 человек, разместилась в четырёхместных купе. Сколько свободных мест в том купе, которое не занято полностью?

3. В пачке 500 листов бумаги формата А4. За неделю в офисе расходуется 1200 листов. Какое наименьшее количество пачек бумаги нужно купить в офис на 4 недели?

Задачи на проценты

1.Стоимость проезда в пригородном электропоезде составляет 198 рублей. Школьникам предоставляется скидка 50%. Сколько рублей стоит проезд группы из 4 взрослых и 12 школьников?

2. Чашка, которая стоила 90 рублей, продаётся с 10%-й скидкой. При покупке 10 таких чашек покупатель отдал кассиру 1000 рублей. Сколько рублей сдачи он должен получить?

Задачи на покупки

1. В магазине продается несколько видов творога в различных упаковках и по различной цене. Какова наименьшая цена за килограмм творога среди данных в таблице видов?

 

Упаковка

Цена за упаковку

200 г

52 руб.

250 г

62 руб.

300 г

75 руб.

200 г

85 руб.

 2. Бабушка купила 9 мотков шерсти белого и красного цвета. За красные мотки она заплатила 320 руб., а за белые 400 руб. Сколько белых и красных мотков по отдельности купила бабушка, если все мотки стоили одинаково?

3. Спортивный магазин проводит акцию: «Любая футболка по цене 300 рублей. При покупке двух футболок — скидка на вторую 60%». Сколько рублей придётся заплатить за покупку двух футболок?

Задачи на части. Кулинария и домоводство.

1.Для приготовления фарша взяли говядину и свинину в отношении 7:13. Какой процент в фарше составляет свинина?

2. Яблочный пирог. Тесто: мука – 3 части, сахарный песок – 2 части, сливочное масло – 2 части, яйца – 1 часть. Начинка: яблоки – 4 части, сахарный песок – 1часть. Какова общая масса продуктов необходима для пирога, если масса всей начинки – 120 грамм?

3. Для овощного рогу нужно 3 части моркови, 1 часть лука и 4 части картофеля. Сколько картофеля надо взять, чтобы подготовить для рогу 600 г овощей?

Задачи с практическим содержанием. Оплата коммунальных услуг.

1.Решено стены учебной комнаты покрасить краской. Высота комнаты – 2,5 м, длина 8 м, ширина 6 м. Дверь имеет размеры: высота – 2 м, ширина – 0,9м. Найти стоимость работ, если действует сезонная скидка 10%. Стоимость приведена в таблице:

Цена в руб. за 1м2

от 1 до

от 21 до

свыше до

свыше

70

65

60

55

2. 1 киловатт-час электроэнергии стоит 1 рубль 80 копеек. Счетчик электроэнергии 1 ноября показывал 12 625 киловатт-часов, а 1 декабря показывал 12 802 киловатт-часа. Сколько рублей нужно заплатить за электроэнергию за ноябрь?

Основы пространственного воображения

1.Брусок, изображённый на данном ниже рисунке, собран из трёх деталей. Каждая деталь состоит из четырёх кубиков и окрашена в свой цвет. Нарисуй изображение белой детали.

https://math4-vpr.sdamgia.ru/get_file?id=250

2. Игральный кубик лежит на листе бумаги в клетку так, как показано на рисунке. (У игрального кубика сумма числа точек на противоположных гранях равна 7. Это означает, например, что напротив грани с 3-мя точками находится грань с 4-мя точками.) Кубик прокатили по маршруту, указанному стрелочками, записывая каждый раз, сколько точек оказывается сверху. Чему равна сумма всех четырёх чисел, полученных при этом?

https://math4-vpr.sdamgia.ru/get_file?id=418

Вычисление расстояния, построение и измерение на местности

1.На плане одного из районов города клетками изображены кварталы, каждый из которых имеет форму квадрата со стороной 150 м. Ширина всех улиц в этом районе — 25 м. Найдите длину пути от точки А до точки В, изображенных на плане.

 https://math5-vpr.sdamgia.ru/get_file?id=820

2. На рисунке изображён план участка, вокруг которого нужно построить забор. Какова должна быть длина забора (в м)?

 https://math5-vpr.sdamgia.ru/get_file?id=2504

Нахождение площади фигуры, изображенной на клетчатой бумаге

1.Найдите площадь треугольника, изображенного на клетчатой бумаге с размером клетки 1 см * 1 см (см. рис.). Ответ дайте в квадратных сантиметрах.

Вычисление периметра и площади  геометрических фигур и их изображение

1.На рисунке изображен план земельного участка. Найдите периметр земельного участка. Ответ дайте в метрах.

 

https://math5-vpr.sdamgia.ru/get_file?id=2507

 2. На рисунке изображён огород. На каждый ар (100 м2) нужно 4 кг удобрений. Сколько удобрения потребуется на данный участок?

 

https://math5-vpr.sdamgia.ru/get_file?id=2616

 

Прямоугольный параллелепипед, куб

1.Прозрачную коробку заполняют кубиками с ребром, равным 1 см. Сколько кубиков войдёт в коробку?

 

2. Из одинаковых кубиков сложили фигуру, а затем положили на неё сверху еще две такие же фигуры (рисунок 1). После этого сверху вытащили ровно один кубик (рисунок 2). 
Из скольких кубиков состоит фигура, изображенная на рисунке 2?

Вычисление площади поверхности и объема геометрических тел и их изображение

1.В какую из двух коробок, изображённых на рисунке, поместится больше кубиков с ребром, равным 6 см?

2. Сколько понадобится краски, чтобы покрасить поверхность бруса, изображённого на рисунке, если для покраски 1 дм2 поверхности нужно 2 г краски?

Классические вероятности

1.На экзамене 25 билетов, Сергей не выучил 3 из них. Найдите вероятность того, что ему попадётся выученный билет.

2. На тарелке 12 пирожков: 5 с мясом, 4 с капустой и 3 с вишней. Наташа наугад выбирает один пирожок. Найдите вероятность того, что он окажется с вишней.

Работа с таблицами, схемами, графиками, диаграммами

1. В таблице приведены цены на пирожные в трёх кондитерских (в рублях). Используя эти данные, ответьте на вопрос. В какой кондитерской пирожное «Корзинка» самое дорогое?

 

Название 
пирожного

Цена в рублях в кондитерской

«Сладкая жизнь»

«Наслаждение»

«Домашняя»

«Эклер»

15

13

11

«Картошка»

20

21

25

«Корзинка»

32

35

29

«Ромовая баба»

14

10

13

 

2. Используя диаграмму, ответьте на вопрос. Сколько детей родилось в марте?

https://math5-vpr.sdamgia.ru/get_file?id=774

3. На диаграмме показана средняя температура воздуха в Минске за каждый месяц 2003 года. По горизонтали указываются месяцы, по вертикали — средняя температура в градусах Цельсия. Используя диаграмму, ответьте на вопрос. Какая самая высокая температура была летом?

https://math5-vpr.sdamgia.ru/get_file?id=781

 Подсчёт по формулам

1.В фирме «Эх, прокачу!» стоимость поездки на такси (в рублях) рассчитывается по формуле C=150+11*(t-5), где t— длительность поездки, выраженная в минутах . Пользуясь этой формулой, рассчитайте стоимость 8-минутной поездки.

2. В фирме «Чистая вода» стоимость (в рублях) колодца из железобетонных колец рассчитывается по формуле С=6500+4000*n , где n  — число колец, установленных при рытье колодца. Пользуясь этой формулой, рассчитайте стоимость колодца из 11 колец.

Решение «трудных» задач

1.После строительства дома осталось некоторое количество плиток. Их можно использовать для выкладывания прямоугольной площадки на участке рядом с домом. Если укладывать в ряд по 10 плиток, то для квадратной площадки плиток не хватает. При укладывании по 8 плиток в ряд остается один неполный ряд, а при укладывании по 9 — тоже остается неполный ряд, в котором на 6 плиток меньше, чем в неполном ряду при укладывании по 8. Сколько всего плиток осталось после строительства дома?

2. Из некоторого числа вычли сумму его цифр, из полученного числа вычли сумму его цифр и т. д. После одиннадцатого вычитания впервые получили 0. Каким могло быть первое число?

3. В классе 25 учащихся. Из них 20 занимаются английским языком, 17 увлекаются плаванием, 14 посещают математический кружок. Докажите, что в классе найдётся хотя бы один ученик, который занимается английским языком, увлекается плаванием и посещает математический кружок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета «Математика» 10-11 класс (базовый уровень). Разработана Галимовой Н.В., учителем математики

Рабочая программа учебного предмета «Математика» 10-11 класс (базовый уровень). Разработана  Галимовой Н.В.,  учителем математики...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА» РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ №1 (5-6 КЛАССЫ) ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ НА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

Учебная рабочая программа по математике для 5-6 классов составлена на основе концепции федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС  ООО) с учетом п...

Рабочая программа учебного предмета « Математика» 5 класс, основное общее образование (ФГОС), на 2015-2016 учебный год

Рабочая программа разработана на основе образовательной программы основного общего образования МБОУ «Гимназия№3» с  учетом УМК авторов Н.Я. Виленкина, В.И. Жохова и др. по математике для 5 классо...

Рабочая программа учебного предмета МАТЕМАТИКА (индивидуальное обучение) для 6 класса на 2015-2016 учебный год

Рабочая программа  составлена  в соответствии с Федеральным законом №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012, Основной образовательной программой основного общего образо...

Рабочая программа учебного предмета Математика (индивидуальное обучение) для 5 класса на 2015-2016 учебный год

Рабочая программа  составлена  в соответствии с Федеральным законом №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012, Основной образовательной программой основного общего образо...