Духовно-нравственное воспитание средствами математического образования.
учебно-методический материал по математике на тему

Васина Ирина Васильевна

ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Духовно - нравственное воспитание личности средствами математического образования

                                                

        

                                                           Выполнена:                                                            Васиной Ириной Васильевной,

                                                            учителем физики и математики                                                           высшей квалификационной категории

                                                           МКОУ «СОШ  №1» г.Изобильного

Ставропольского края

                                                       

                                                                                                       

СОДЕРЖАНИЕ


    Введение  …………………………………………………………..

1. Духовно - нравственное воспитание как ключевое требование ФГОС  нового поколения ………………………………………


2. Личность педагога в духовно-нравственном

воспитании детей  ………………………………………………


3. Роль математики в духовно-нравственном

 воспитании детей  ………………………………………………


    Заключение  ……………………………………………………….

     Литература  ………………………………………………………..


2

2


5

6

10
11



«С малых лет человек начинает постигать смысл прекрасного с любви к матери, к близким, к природе, к земле, в нем рождаются любовь к Родине, чувства гражданской солидарности и братства. Человек у человека учится добру».

                                       Чингиз Айтматов

     Введение.

Духовно-нравственное воспитание — один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями и претворение в практическое действие и поведение высших духовных ценностей.

    В системе образования по духовно – нравственным воспитанием понимают целенаправленный процесс   взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формирование гармоничной личности, на развитие её ценностно-смысловой сферы, посредством сообщения ей духовно-нравственных и базовых национальных ценностей. Под «духовно-нравственными ценностями» понимаются основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины

       Применительно к духовно-нравственному воспитанию выделяют следующие высшие духовные ценности:

  1. индивидуально-личностные (жизнь человека, права ребёнка, честь, достоинство);
  2. семейные (отчий дом, родители, семейный лад, родословная семьи, её традиции);
  3. национальные (образ жизни, поведения, общения; Родина, святыни страны, национальная геральдика, родной язык, родная земля, народная культура, единство нации);
  4. общечеловеческие (биосфера как среда обитания человека, экологическая культура, мировая наука и культура, мир на Земле и так далее).

Цель моей работы – показать, что на уроках математики можно успешно реализовать направление  духовно-нравственного воспитания.

   

1. Духовно - нравственное воспитание как ключевое требование ФГОС  нового поколения.

 В проекте Федерального государственного стандарта общего образования духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом "Об образовании". "Основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся".

     Согласно требованиям ФГОС в структуре основной образовательной программы в дополнении к фундаментальному ядру содержания образования, базисному учебному плану, примерным программам по отдельным учебным предметам и другим разделам предусматривается концепция духовно-нравственного воспитания школьников и примерная программа воспитания и социализации обучающихся.

Стандарт устанавливает, что программа воспитания и социализации должна быть направлена на духовно-нравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к национальным российским ценностям, ценностям своей этнической, конфессиональной и/или культурной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России.

Воспитание и социализация, согласно Стандарту, концепции и примерной программе, должны быть интегрированы во все виды деятельности школьника: учебную, внеучебную, внешкольную, семейную, общественно-полезную, они, в первую очередь, формируют уклад школьной жизни. В процессы духовно-нравственного развития учащегося необходимо включать все субъекты воспитания и социализации детей и молодежи: семью, институты государства и гражданского общества, традиционные российские религиозные организации, учреждения дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ.

В основе организации учебно-воспитательного процесса лежит национальный воспитательный идеал, понимаемый как высшая цель образования, высоконравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций.

Содержание воспитательного идеала определяют два важнейших источника.

Первый — Закон "Об образовании". В ст. 14, п. 1—2 сформулированы национальные задачи, решение которых должно обеспечивать содержание образования: самоопределение личности, создание условий для ее самореализации; укрепление и совершенствование правового государства; адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира; интеграция личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общества и нацеленного на совершенствование этого общества; формирование духовно-нравственной личности; воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

Второй источник — отечественный педагогический опыт во всей его исторической полноте. Национальный воспитательный идеал имеет конкретно-исторический характер и соответствует условиям определенной эпохи. В средневековой Руси воспитательный идеал был укоренен в религии и представлен для православных христиан, прежде всего, в образе Христа. Православная церковь направляла и объединяла деятельность семьи, народа и даже государства в общем пространстве религиозного, духовно-нравственного воспитания. Православная вера была одним из важных факторов, обеспечивающих духовное единство народа. Чтобы удерживать страну, территория которой постоянно расширялась, нужна была общая система нравственных ориентиров, ценностей и смыслов жизни, таких как честь, верность, соборность, самоотверженность, служение, любовь. Православие объединяло русских (ими считались все принявшие православие, а не только великороссы) людей в единый народ. Именно поэтому защита русской земли приравнивалась к защите православия и наоборот, что и породило такой компонент самосознания, как образ Святой Православной Руси. В начале XVIII в. Россия стала империей, сила которой заключалась в централизации и концентрации государственной власти в руках правящего монарха. Государство возвышается над церковью, формулируется новый воспитательный идеал — "человек государственный, слуга царю и отечеству".

      В сфере общественных отношений духовно-нравственное развитие должно обеспечить:

  • сформированность идентичности гражданина России на основе принятия учащимися национальных духовных традиций, базовых национальных ценностей, нравственных приоритетов и моральных норм;
  • готовность граждан солидарно противостоять глобальным вызовам современной эпохи; развитие патриотизма и гражданской солидарности;
  • укрепление целостности российского народа, поддержание межэтнического мира и согласия;
  • повышение роли институтов гражданского общества, традиционных российских религиозных организаций в воспитании и социализации детей и молодежи;
  • укрепление доверия к другим людям, институтам гражданского общества;
  • сформированность отношения к семье как к основе российского общества;
  • приобщение к ценностям и традициям российской семьи;
  • бережное отношение к жизни человека, продолжение рода;
  • законопослушание и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок;
  • преемственность (духовную, культурную, социальную) поколений.

В сфере государственных отношений духовно-нравственное воспитание должно обеспечить:

  • укрепление и совершенствование правового государства;
  • повышение доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных организаций;
  • повышение эффективности государственной власти в процессах модернизации страны;
  • укрепление национальной безопасности.

2. Личности педагога в духовно-нравственном воспитании детей.

Реализация задачи духовно-нравственного воспитания на порядок сложнее и ответственнее, чем передача предметных знаний и возможна при особом состоянии души учителя, определяющемся ясностью его духовного зрения. Важное значение для формирования духовно-нравственного воспитания школьников имеет фактор жизненной и профессиональной активности самого учителя, т.к. воспитанник фиксирует прежде всего то, что ярче всего проявляется в личности наставника.

Личностная позиция учителя, его отношение к происходящим в обществе и государстве изменениям, его отношение к своей профессии, детям, которых он учит, к своему внутреннему состоянию. Все эти параметры отражаются не только на качестве учебного процесса, но и, в конечном итоге, на развитие личности учащихся.

Завтрашний день развития общества во многом определяет мировоззрение педагога, его духовно-нравственное развитие. Педагог не только должен обладать знаниями в области духовно-нравственного воспитания, но и выступать «образцом для подражания». Нравственность педагога, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам – все это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного воспитания и привития духовно-нравственных ценностей подрастающему поколению. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведению.

Духовно-нравственная культура учителя – это сложное интегративное качество, сочетающее в себе высокий уровень мотивационно-ценностных и морально-нравственных отношений к педагогической деятельности, профессионально-этическую воспитанность и уровень усвоения нравственного опыта и различных сторон духовной жизни общества. Она находит свое отражение в духовных потребностях учителя, стремлении к расширению их сферы и формированию новых запросов, в нравственных поступках, адекватных усвоенным нравственным нормам, принципам, духовным идеалам.

Духовно-нравственная культура учителя заключается также в его умениях организации и управления педагогическим процессом на основах гуманности и добра, где каждый ребенок чувствует себя комфортно и имеет необходимые условия для развития и реализации своих задатков и способностей.

3. Роль математики в духовно-нравственном воспитании детей

Нашу страну постигли кризисы - и политические, и экономические, и нравственные, которые имеют своей основой распад личности человека. Эти кризисы породили бездуховность, удалённость от духовных истоков, привели к обострению многих нравственных проблем. Кризис постиг и нашу образовательную систему. Поэтому формирование ценностных ориентаций школьников, т. е. внесение в предметное обучение аспекта духовно-нравственного воспитания, приобретает сегодня очень важное значение. Недостаточно быть просто хорошим специалистом по математике, наряду с этим учитель должен быть воспитателем, т.к. педагогические знания и умения не функционируют полноценно, если учитель не участвует в воспитательном процессе.

 Воспитывать учащихся в духе гражданственности и патриотизма, выявлять природные задатки, развивать творческий потенциал каждого ученика, привлекать учащихся к работе по возрождению, сохранению и приумножению культурных ценностей, накопленных поколениями, развивать способности к объективной самооценке и саморегуляции в поведении, чувство собственного достоинства, способности к социальной адаптации – вот задачи, решение которых способствует решению проблемы духовно-нравственного воспитания школьников.

     Я преподаю математику, стараюсь быть для своих учеников авторитетом, и в чисто человеческом плане, и через свой учебный предмет.      Математика является не просто областью знаний, но прежде всего существенным элементом общей культуры, языком научного восприятия мира. Я считаю, что математика может оказать на ребёнка огромное воспитательное воздействие. Реализация воспитательных возможностей урока математики происходит через отбор содержания материала, через структуру урока, организацию общения. Под понятие нравственного воспитания  можно составить различные уроки на тему «Вредные привычки» с заданиями на проценты или с дробями, «Урок-спорт» с заданиями по данной теме, связанные с известными именами спортсменов, датами, событиями. Формирование гражданских качеств личности посредством решения задач, содержащих историко-краеведческую и экологическую информацию.

 Математическая наука неизбежно воспитывает в человеке целый ряд черт, имеющих яркую моральную окраску и способных в дальнейшем стать важнейшими моментами в его нравственном облике. Ни один школьный предмет не может конкурировать с возможностями математики в воспитании мыслящей личности, в формировании таких качеств, как собранность и систематичность.  Математика учит строить и оптимизировать деятельность, вырабатывать и принимать решения, проверять действия, исправлять ошибки, различать аргументированные и бездоказательные утверждения, а значит, видеть манипуляцию и хотя бы отчасти противостоять ей. Вообще, владение математикой - это тяжелый труд, и далеко не все готовы тратить силы, для того, чтобы это сделать.

Духовно- нравственное воспитание учащихся на уроках математики можно реализовывать через:

1. Специфику математических заданий, определяющих четко поставленную цель, желаемого и требуемого результата каждого математического задания.
      Во-первых, решение задач требует от учащихся добросовестную и серьезную работу над приобретением и укреплением знаний, что приводит к систематическому напряжению умственных усилий, настойчивости в преодолении трудностей. При этом у учащегося воспитываются соответственные черты характера: трудолюбие, усидчивость, упорство в преследовании намеченной цели, умение не останавливаться перед трудностями и не паниковать при неудачах.
   Во-вторых, это присущий в значительном большинстве случаев творческий характер математических заданий. Т.к. решение сложного математического задания, как правило, предполагает изобретение специально ведущего к поставленной цели рассуждения и тем самым становится творческим актом.

        2. Воспитание патриотизма при изучении математики.
Формировать у школьников любовь к своей стране можно несколькими путями. Один из них — показ того, что многих передовых отечественных ученых отличало замечательное качество — преданность Отчизне, стремление развить науку своей Родины, поднять ее престиж на более высокий уровень. Учитель математики  на своих уроках должен использовать исторический материал, привлекая учащихся. Обычные тренировочные задания связываю с рассказом о тех великих испытаниях, которые прошел наш народ, защищая свою Родину. С помощью обыкновенных дробей, ребята узнают дневной рацион ленинградцев одна восьмая буханки хлеба «восьмушка», которая весит 125 грамм.  

          Примеры задач с историческим содержанием:

1. Что больше: 1/24 или 1/16? Представьте, что этими дробями выражаются доли хлебного пайка. В каком пайке больше хлеба?

2.  На завершающем этапе  Московской битвы Советская Армия нанесла противнику тяжелое поражение: из строя были выведены 16 дивизий и 1 бригада. 1 дивизия состоит из 17000 человек, а 1бригада из 3000 человек. Сколько живой силы было потеряно противником?

3.   Конструкторы в годы войны создали немало первоклассной техники, среди них – истребитель «ЯК-3» (А.Яковлев). Максимальная скорость «ЯК-3» 720 км/ч., а немецкого истребителя «Мессершмитт Bf.109» на 120 км/ч. меньше скорости «ЯК-3» и на 30км/ч больше скорости другого истребителя Фокке-Вульф FW-190. Найти скорость немецкого истребителя и сравнить их со скоростью «ЯК-3».

4. Во время Великой Отечественной войны погибло примерно 20 млн. советских граждан. Это составляет 40% от общего количества погибших во время второй мировой войны. Сколько человек погибло во время второй мировой войны?

5. Московский Кремль ХI в. Занимал 1,5 га. Площадь Кремля, построенного при Юрии Долгоруком, была на 7,5 га больше. Вычислите площадь нового Кремля.

       Нельзя не признать, что знакомство с историей математики позволяет оживить и углубить преподавание самой математики, насытить курс красочными историческими фактами, представить основные понятия и законы не догматически, а в их развитии, представить в последовательной форме эволюцию основных математических воззрений, описать процесс формирования основных понятий и концепций математики.

       Знакомство с биографиями великих учёных математиков оказывает огромную роль в воспитании учащихся. Какими они были? В какое время они жили? Когда и как увлеклись наукой? Какие открытия совершили? Ответы на эти вопросы учащиеся получают не в готовом виде, а в результате выполнения различных заданий, записанных в необычной форме. Например, на устном счете в 5 классе я предлагаю детям такое задание: Решив уравнения, поставив в соответствие числу букву, вы прочитаете фамилию известного русского ученого18 века.

  1. Х*1,4 = 98                
  2. 19,2:Х = 1,6
  3. Х:35 = 2,8
  4. 10,5:Х = 3,5
  5. Х:3,6 = 25
  6. 8,1*Х = 243

                                                                                                                                       

         

    Затем предлагаю учащимся небольшую историческую справку (Леонард Эйлер родился в Германии в 1707 г. В 20 лет прибывает в Петербург и начинает работать в Петербургской Академии наук. Эйлер обладал исключительной работоспособностью. Например, в 1735 г. Академия получила задание произвести сложнейшие вычислительные работы. На выполнение этого задания академики потребовали несколько месяцев, Эйлер же выполнил эту работу за 3 дня. Подсчитано, что для переписки  трудов Эйлера при ежедневной 8-часовой работе потребовалось бы 50 лет.)

            Работа над такими заданиями позволяет формировать математические знания и навыки и дает возможность воспитывать у школьников любознательность, чувство национальной  гордости, патриотизм, а учителю – создавать положительный эмоциональный фон на уроке.

3. Внеклассную работу по предмету математики
Проведение математических олимпиад, которые способствуют развитию таких ценных качеств личности, как настойчивость, целеустремленность, самостоятельность, трудолюбие.

 Проведение тематических вечеров, конкурсов, праздников, встреч с представителями различных профессий, решение соответствующих задач, благодаря которым формируется интерес к предмету, показывается роль и связь данных предметов с другими отраслями науки и производства – все это способствует духовно-нравственному воспитанию школьников.

На внеклассных мероприятиях. В школе ежегодно проводится декада физики и математики. Во время декады устраиваются смотры-конкурсы газет, плакатов, ребусов, шарад, оформляется аллея ученых, проводятся занимательные переменки. В каждых классах проводятся различные мероприятия: интеллектуальная игры, занимательная игры, регаты
интеллектуальные марафоны.

В процессе подготовки к этой декаде, в процессе проведения всех занимательных мероприятий учащимися приобретаются и совершенствуются навыки работы с книгой, умения рационально организовывать и планировать свою деятельность, развиваются творческие способности, воспитываются такие чувства как коллективизм и взаимопомощь.

Учитель математики на своих уроках и на внеклассных мероприятиях должен стремимся, прежде всего совершенствовать методическое приемы, инновационные технологии, позволяющие повысить качество обучения и воспитания учащихся, побуждать интерес к знаниям, воспитывать у учащихся духовно-нравственные ценности.

    4.  Повышение квалификации педагогов по вопросам их профессиональной деятельности в сфере духовно-нравственного воспитании.

Важное значение для формирования духовно-нравственного воспитания школьников имеет фактор жизненной и профессиональной активности самого учителя, т.к. воспитанник фиксирует прежде всего то, что ярче всего проявляется в личности наставника.

 Задача повышения качества образования ставит перед учителем выработку новых эффективных средств и форм работы на уроках. Одно из таких форм занятий в старших классах является работа с группами учащихся. На уроках учащиеся разбиваются на группы. Затем каждая группа выполняет либо практическую работу, либо решение определенных задач. В конце такого урока подводятся итоги. Такие уроки несут не только обучающую, сколько воспитывающую функцию. Уроки учат ребят сотрудничать, преодолевать конфликты, напряженность в отношениях между ними в процессе решения общей задачи. Взаимопомощь располагает к тому, что слабые подтягиваются, сильные помогают, ответственность за результаты становится общей.

       Заключение

Используя описанные приёмы на своих уроках, я достигла определённых результатов:

  • Воспитание у детей гордости за великих соотечественников и за свою страну, воспитание патриотизма.
  • Воспитание интереса к истории своей малой Родины.
  • Формирование у детей здорового образа жизни.
  • Повышение интереса учащихся  к математическим наукам.
  • Использование учениками и учителем информационных технологий.

            В заключении хотелось бы отметить, что прежде чем воспитывать на уроке математике духовно-нравственную личность, нужно для начала заинтересовать самим предметом, чтобы его изучали не с одной лишь целью сдать ЕГЭ, а чтобы их интерес к предмету был настолько велик, чтобы они сами могли бы делать различные научные открытия в этой области, а следовательно прославлять свою страну и быть патриотом своей Родины. Хочется процитировать слова А.В. Луначарского: «новые поколения воспринимают опыт старых, они стоят на плечах старых, воспринимают все ценное, приобретенное многими тысячами поколений, но воспринимают вместе с тем и предрассудки, и болезни, и пороки - всю грязь, всю муть и зловоние. Где-то нужно поставить фильтр, где-то нужно поставить сетку, которая пропускала бы все ценное, весь могучий поток со всеми его навыками и приобретениями, а муть, грязь и зловоние не пропускала бы. Этим фильтром может быть только школа.  Педагог - это тот человек, который должен передать новому поколению все ценные накопления веков и не передать предрассудков, пороков и болезней».

Литература:

1. Закон РФ "Об образовании", [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.assessor.ru/zakon/273-fz-zakon-ob-obrazovanii-2013/12/

2. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ipk74.ru/files/projects/fgos/fgos1.pdf

3. Википедия, энциклопедия. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/

4. Высказывание А.В.Луначарского, [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ariosto.ru/a-v-lunacharskij-4.html

5. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А., статья «Духовно-нравственное воспитание российских школьников», [Электронный ресурс]. – Режим  доступа:

 http://lomonholding.ru/articles/detail/?catalogue_id=12&item_id=1525  

6. Леднев В.С. Духовно-нравственная культура в образовании человека / В.С. Леднев // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2002. – № 6.

7. Педагогика/ Под  ред. Ю.К. Бабанского. – М.: Просвещение, 1983.

8. Ушинский К.Д. «О нравственном элементе в воспитании» // Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 11-ти тт. Т. 2. Педагогические статьи. 1857–1861 гг. М.Л., 1948. С. 425

9. Якунина, И. В. Духовно - нравственное воспитание подрастающего поколения / И. В. Якунина // Дополнительное образование и воспитание. - 2011.-№ 1. с. 14 - 19.

10. Pandia. Энциклопедия знаний, «Духовно-нравственное воспитание на уроках математики,  [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pandia.ru/text/79/090/7295.php


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...

Духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся на ступени общего образования

Сообщение к конференции "Актуальные вопросы повышения качества учебно-воспитательного процесса в условиях модернизации образования"...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального государственного образовательного ст...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования....

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования. «Радуга» 8-9 классы (III ступень)

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования. «Радуга» 8-9 классы (III ступень)...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования...