2.3. Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования
Программа воспитания и социализации обучающихся при получении среднего общего образования МБОУ «Средняя школа № 1» (далее - Программа) построена на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, образование, традиционные религии России, искусство, природа, человечество, и направлена на воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу своей страны как свою личную, осознающего ответственность за ее настоящее и будущее, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации, подготовленного к жизненному самоопределению.
Программа обеспечивает:
- достижение выпускниками личностных результатов освоения основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта;
- формирование уклада школьной жизни на основе базовых национальных ценностей российского общества, учитывающего историко-культурную и этническую специфику
региона, в котором находится образовательная организация, а также потребности и
индивидуальные социальные инициативы обучающихся, особенности их социального
взаимодействия вне школы, характера профессиональных предпочтений.
Программа содержит:
- цель и задачи духовно-нравственного развития, воспитания, социализации обучающихся при получении среднего общего образования;
- основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития, воспитания и социализации;
- содержание, виды деятельности и формы занятий с обучающимися по каждому из направлений духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся;
- модель организации работы по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации обучающихся;
- описание форм и методов организации социально значимой деятельности обучающихся;
- описание основных технологий взаимодействия и сотрудничества субъектов воспитательного процесса и социальных институтов;
- описание методов и форм профессиональной ориентации в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
- описание форм и методов формирования у обучающихся экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни, включая мероприятия по обучению правилам безопасного поведения на дорогах;
- описание форм и методов повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся;
- планируемые результаты по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации обучающихся, их профессиональной ориентации, формированию безопасного, здорового и экологически целесообразного образа жизни, антикоррупционного мировоззрения;
- критерии и показатели эффективности деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность по обеспечению воспитания и социализации обучающихся.
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы среднего общего образования являются содержательной и критериальной основой для разработки программы.
Программа разработана с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей обучающихся школы, условий для развития и самореализации обучающихся, для формирования здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни обучающихся, реализуемых через урочную и внеурочную деятельность.
2.3.1. Цель и задачи духовно-нравственного развития, воспитания,
социализации обучающихся
Целью духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся
является воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу своей страны как свою личную, осознающего ответственность за ее настоящее и будущее, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации, подготовленного к жизненному самоопределению. Важным аспектом духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся является подготовка обучающегося к реализации своего потенциала в условиях современного общества.
Задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся:
- освоение обучающимися ценностно-нормативного и деятельностно-практического аспекта отношений человека с человеком, патриота с Родиной, гражданина с правовым государством и гражданским обществом, человека с природой, с искусством и т. д.;
- вовлечение обучающегося в процессы самопознания, самопонимания, содействие обучающимся в соотнесении представлений о собственных возможностях, интересах, ограничениях с запросами и требованиями окружающих людей, общества, государства;
- помощь в личностном самоопределении, проектировании индивидуальных образовательных траекторий и образа будущей профессиональной деятельности, поддержка деятельности обучающегося по саморазвитию;
- овладение обучающимся социальными, регулятивными и коммуникативными компетенциями, обеспечивающими им индивидуальную успешность в общении с окружающими, результативность в социальных практиках, процессе сотрудничества со сверстниками, старшими и младшими.
Ценностными основами являются базовые национальные ценности российского общества, такие, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, образование, традиционные религии России, искусство, природа, человечество.
2.3.2. Основные направления и ценностные основы
духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся
Направление | Ценностные основы |
Формирование российской гражданской идентичности, гуманизма, гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека и гражданина. | - любовь к Родине, своему народу, своему краю, служение Отечеству
- правовое государство, демократическое государство, социальное государство, гражданское общество
- закон и правопорядок, социальная компетентность, ответственность за судьбу своей страны, социальная самоидентификация
- поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества
- социальная солидарность, многообразие и уважение культур и народов
|
Формирование основ самообразования, саморазвития и самовоспитания, способности к самостоятельной, ответственной деятельности | - самосовершенствование, самореализация, самоуважение, самооценка, саморазвитие, самовоспитание, самостоятельность, ответственность
- роль человека в обществе
- значение общения для жизни человека, развития личности, успешной учебы
- правила эффективного, бесконфликтного, безопасного общения в классе, школе, семье, со сверстниками, старшими и младшими
- значимость ответственного отношения к слову как к поступку, действию
|
Формирование экологического мышления, воспитание экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни | - жизнь во всех ее проявлениях
- экологическая безопасность, экологическая грамотность
- экологическая культура
- экологически здоровый и безопасный образ жизни
- физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально-психологическое, духовное здоровье
- стремление к здоровому образу жизни
|
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к труду, подготовка к сознательному выбору профессии | - научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира
- нравственный смысл учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности
- уважение к труду и людям труда
- нравственный смысл труда, творчество и созидание
- целеустремленность и настойчивость, бережливость
- выбор профессии
|
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ художественной культуры | - красота, гармония, духовный мир человека
- самовыражение личности в творчестве и искусстве
- эстетическое развитие личности, художественная культура, духовная культура
|
Формирование ответственного отношения к созданию семьи и навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста | - семья, любовь, дружба, взаимоуважение, взаимодействие
- гендерная культура, взаимопомощь, забота о младших и старших
|
Формирование мировоззрения, нравственного и толерантного поведения в поликультурном мире, основанного на общечеловеческих ценностях и диалоге культур | - нравственный выбор
- жизнь и смысл жизни
- справедливость, милосердие, честь, достоинство
- духовно-нравственное развитие личности
|
2.3.3. Содержание, виды деятельности и формы занятий с обучающимися
В МБОУ СШ № 1 духовно-нравственное развитие и воспитание осуществляются по нескольким направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другим, раскрывает каждую обозначенную в Стандарте сторону духовно-нравственного развития личности гражданина России и основано на определенной системе базовых ценностей, усвоение обучающимися которых оно должно обеспечивать.
Направление | Содержание деятельности | Виды деятельности | Формы занятий |
Формирование российской гражданской идентичности, гуманизма, гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека и гражданина | - система знаний об основах правового и гражданского поведения
- создание условий для формирования культуры, проявлений гражданской позиции, патриотизма
- изучение биографий выдающихся граждан своей страны - патриотов и борцов за Отечество
- организация встреч с патриотами своей страны
- сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения обучающихся
- сотрудничество с социумом и общественными организациями по развитию патриотизма и гражданской позиции обучающихся
- обучение школьников социальному взаимодействию, информирование обучающихся о способах решения задач социальной деятельности, пробное решение задач в рамках отдельных социальных проектов
- демонстрация вариативности социальных ситуаций, ситуаций выбора и необходимости планирования собственной деятельности
- освоение основ нравственно- правового выбора
| - общественно-полезная
- учебно-исследовательская
- проектная
- познавательная
- информационно-познавательная
- художественно-творческая
- социальная
- учебная
- спортивно-оздоровительная
- эколого-направленная
- профессиональное самоопределение
- практическая (прикладная)
- инновационная
- аналитическая
- интеллектуальная
| - тематические классные часы
- встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка
- посещение музеев боевой и трудовой славы
- встречи с ветеранами войны и труда, войнами – ветеранами афганской и чеченской войн
- социально-значимые и благотворительные проекты и акции
- праздники, конкурсы, фестивали
- КТД
- конкурсы, викторины по правовой и патриотической тематики
- походы, праздники, часы общения
- предметные недели по истории и праву, психологии
- благотворительные акции
- шефство над ветеранами войны и труда (встречи с ветеранами, чествование ветеранов, подготовка сувениров и подарков)
- конкурсы чтецов, сочинений, презентаций, видеороликов
- освещение СМИ
- сюжетно – ролевые игры гражданского и историко – патриотического содержания
- краеведческая работа
|
Формирование основ самообразования, саморазвития и самовоспитания, способности к самостоятельной, ответственной деятельности | - анализ ценностных оснований самообразования, саморазвития, самовоспитания
- разностороннее развитие нравственного мышления, привлечение возможностей социума для формирования нравственной культуры обучающихся, ответственности за свои поступки
- понятие о нравственном выборе намерений, действий и поступков
- личная программа самовоспитания
- нормы и правила поведения в обществе, социальные роли человека
- изучение нравственного климата в классе, школе
- позитивная самооценка, самоуважение
- конструктивные способы самореализации
- создание условий для проявления обучающимися нравственных качеств
- позитивный социальный опыт, образцы поведения подростков и молодёжи в
современном мире поощрение обучающихся, совершающих нравственные поступки, создание условий для совершения нравственного выбора | - общественно-полезная
- учебно-исследовательская
- проектная
- познавательная
- информационно-познавательная
- художественно-творческая
- социальная
- учебная
- спортивно-оздоровительная
- эколого-направленная
- профессиональное самоопределение
- практическая (прикладная)
- инновационная
- аналитическая
- интеллектуальная
| - тематические классные часы
- тренинги нравственного самосовершенствования
- ролевые игры
- уроки
- исследовательские работы
- неделя психологии
- диагностики, самодиагностика
- индивидуальные консультации
- интеллектуальные и творческие конкурсы, проекты
- социально-значимые проекты и акции
- праздники, конкурсы, фестивали
- КТД
- индивидуальные образовательные маршруты
- дискуссии
- просмотр и обсуждение актуальных фильмов, театральных спектаклей, постановка обучающимися спектаклей в школьном театре, разыгрывание ситуаций для решения моральных дилемм и осуществления нравственного выбора и иные разновидности занятий
|
Формирование экологического мышления, воспитание экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни | - формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни, физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно – оздоровительной деятельностью
- развитие культуры безопасной жизнедеятельности
- профилактика наркотической и алкогольной зависимостей, табакокурения и других вредных привычек
- формирование бережного и ответственного отношения к физическому здоровью, как собственному, так и других людей, умения оказывать первую помощь
- развитие культуры здорового питания
- понимание взаимной связи здоровья, экологического качества окружающей среды и экологической культуры человека
- формирование способности прогнозировать последствия деятельности человека в природе, оценивать влияние природных и антропогенных факторов риска на здоровье человека
- опыт самооценки личного вклада в ресурсосбережение, сохранение качества окружающей среды, биоразнообразия, экологическую безопасность
- знание основ законодательства в области защиты здоровья и экологического качества окружающей среды и выполнение его требований
- овладение способами социального взаимодействия по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды, устойчивого развития территории, экологического здоровьесберегающего просвещения населения
- профессиональная ориентация с учётом представлений о вкладе разных профессий в решение проблем экологии, здоровья, устойчивого развития общества
- осознание единства и взаимовлияния различных видов здоровья человека: физического (сила, ловкость, выносливость), физиологического (работоспособность, устойчивость к заболеваниям), психического (умственная работоспособность, эмоциональное благополучие), социально-психологического (способность справиться со стрессом, качество отношений с окружающими людьми); репродуктивное (забота о своём здоровье как будущего родителя); духовного (иерархия ценностей); их зависимости от экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни человека
| - общественно-полезная
- учебно-исследовательская
- проектная
- познавательная
- информационно-познавательная
- художественно-творческая
- социальная
- учебная
- спортивно-оздоровительная
- эколого-направленная
- профессиональное самоопределение
- практическая (прикладная)
- инновационная
- аналитическая
- интеллектуальная
| - экологические акции
- десанты
- субботники, социльно-значимые акции
- беседы, лекции, тематические вечера, праздники
- экскурсии, походы
- встречи с экспертами (психологами, врачами, людьми, получившими общественное признание)
- массовые общественно – спортивные мероприятия
- участие в общественно – массовых движениях, школьных и внешкольных организациях (спортивные секции, творческие клубы и объединения по интересам, сетевые сообщества, экологические организации)
- предметные недели: ЗОЖ, психологии, экологии
- спортивные акции, праздники
- игровые и тренинговые программы в системе взаимодействия школы и медицинских учреждений
- встречи со спортсменами, тренерами, представителями профессий
|
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к труду, подготовка к сознательному выбору профессии | - осознание нравственных основ образования
- осознание важности непрерывного образования и самообразования в течение всей жизни
- осознание нравственной природы труда, его роли в жизни человека и общества, в создании материальных, социальных и культурных благ
- знание и уважение трудовых традиций своей семьи, трудовых подвигов старших поколений
- формирование позитивного отношения к учебной и учебно-трудовой деятельности, общественно полезным делам, умение осознанно проявлять инициативу и дисциплинированность, выполнять работы по графику и в срок, следовать разработанному плану, отвечать за качество и осознавать возможные риски
- формирование умения планировать трудовую деятельность, рационально использовать время, информацию и материальные ресурсы, соблюдать порядок на рабочем месте, осуществлять коллективную работу, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов
- бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам; поддержание чистоты и порядка в классе и школе; готовность содействовать в благоустройстве школы и её ближайшего окружения
- общее знакомство с трудовым законодательством
- информирование обучающихся об особенностях различных сфер профессиональной деятельности
- ознакомление с предприятиями, организациями профессионального образования, центрами профориентационной работы
- готовность к профессиональному выбору (умение ориентироваться на рынке труда, в мире профессий, в системе профессионального образования, соотносить свои интересы и возможности с профессиональной перспективой, получать дополнительные знания и умения, необходимые для профильного или профессионального образования)
| - общественно-полезная
- учебно-исследовательская
- проектная
- познавательная
- информационно-познавательная
- художественно-творческая
- социальная
- учебная
- спортивно-оздоровительная
- эколого-направленная
- профессиональное самоопределение
- практическая (прикладная)
- инновационная
- аналитическая
- интеллектуальная
| - встречи с представителями различных профессий, с интересными людьми, мастерам своего дела
- тематические классные часы
- экскурсии на предприятия в фирмы и организации
- ярмарка профессий
- дни открытых дверей
- консультативная помощь в профессиональной ориентации
- профориентационное тестирование и консультирование
- формирование информационных банков – с использованием интерактивных форм, имитационных моделей, социальных тренажеров, деловых игр
- общественно – значимые акции по благоустройству школы, ее территории
- участие обучающихся в деятельности производственных, творческих объединений, благотворительных организаций
- сюжетно – ролевые экономические игры
|
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ художественной культуры | - формирование основ эстетического восприятия мира, представлений о многообразии мировой культуры
- формирование представления об эстетических идеалах и художественных ценностях культур народов России
- знакомство с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами
- знакомство с местными мастерами прикладного искусства
- изучение творчества писателей, поэтов, художников родного края и их вклад в историю России
- развитие творческих наклонностей и способностей
| - общественно-полезная
- учебно-исследовательская
- проектная
- познавательная
- информационно-познавательная
- художественно-творческая
- социальная
- учебная
- спортивно-оздоровительная
- эколого-направленная
- профессиональное самоопределение
- практическая (прикладная)
- инновационная
- аналитическая
- интеллектуальная
| - встречи с представителями творческих профессий
- походы в музеи, на выставки, в театры
- тематические выставки
- экскурсии на художественные производства, к памятникам
- зодчества и на объекты современной архитектуры, ландшафтного дизайна и парковых ансамблей, знакомство с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках, по репродукциям, учебным фильмам
|
Формирование ответственного отношения к созданию семьи и навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста | - воспитание ответственного отношения к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни
- создание условий для общения со сверстниками, детьми младшего возраста и взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и социально-значимой видах деятельности
- учет культурных и социальных потребностей семей обучающихся
- представление и защита интересов детей и их семей
- профилактика асоциального, девиантного поведения учащихся через работу Совета по профилактике правонарушений несовершеннолетних и защите их прав
- социально-педагогическое сопровождение и поддержка семейного воспитания через реализацию школьных программ
| - общественно-полезная
- учебно-исследовательская
- проектная
- познавательная
- информационно-познавательная
- художественно-творческая
- социальная
- учебная
- спортивно-оздоровительная
- эколого-направленная
- профессиональное самоопределение
- практическая (прикладная)
- инновационная
- аналитическая
- интеллектуальная
| - тематические классные часы, тренинги
- тематические родительские собрания
- родительские конференции
- дни здоровья
- День матери
- День семьи
- день открытых дверей
- индивидуальные консультации
- совместные с родителями праздники, концерты, фестивали
- социально-значимые акции, школьные проекты
- исследовательские работы
- диагностика типов семей с целью выявления семей, нуждающихся в адресной помощи и поддержке
- патронаж семей
|
Формирование мировоззрения, нравственного и толерантного поведения в поликультурном мире, основанного на общечеловеческих ценностях и диалоге культур | - формирование нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей, осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку
- формирование толерантного сознания и поведения в поликультурном мире
- формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения
- формирование способности к сопереживанию
- и формирование позитивного
- отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам
- формирование нравственного сознания и
- поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия)
- формирование компетенции сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста и взрослыми в образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности, взаимоотношений в семье
| - общественно-полезная
- учебно-исследовательская
- проектная
- познавательная
- информационно-познавательная
- художественно-творческая
- социальная
- учебная
- спортивно-оздоровительная
- эколого-направленная
- профессиональное самоопределение
- практическая (прикладная)
- инновационная
- аналитическая
- интеллектуальная
| - тематические классные часы
- тренинги нравственного самосовершенствования
- ролевые игры
- участие в ученическом самоуправлении, волонтерском движении, общественной деятельности
- социальные проекты и акции
|
2.3.4. Модель организации работы по духовно-нравственному развитию,
воспитанию и социализации обучающихся
Деятельность школы представлена в виде организационной модели духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся и осуществляется:
- на основе базовых национальных ценностей российского общества;
- при формировании уклада жизни школы;
- в процессе урочной и внеурочной деятельности;
- в рамках сетевой формы реализации образовательных программ с учетом историко-культурной и этнической специфики региона;
- с созданием специальных условий для различных категорий обучающихся (в том числе с ограниченными возможностями здоровья и детей - инвалидов, а также одаренных детей)
Определяющим способом деятельности по духовно – нравственному развитию, воспитанию и социализации является формирование уклада школьной жизни:
- обеспечивающего создание социальной среды развития обучающихся;
- включающего урочную и внеурочную деятельность;
- основанного на системе базовых национальных ценностей российского общества;
- учитывающего историко – культурную специфику региона, потребности обучающихся и их родителей (законных представителей).
В формировании уклада жизни школы определяющую роль призвана играть общность участников образовательных отношений: обучающихся, ученических коллективов, педагогического коллектива школы, администрации, учредителя школы, родительского сообщества, общественности.
Важным элементом формирования уклада школьной жизни являются коллективные обсуждения, дискуссии, позволяющие точно определить специфику ценностных и целевых ориентиров школы, элементов коллективной жизнедеятельности, обеспечивающих реализацию ценностей и целей.
Особенностями воспитательного процесса в школе являются:
1. Единство воспитания в трех сферах: в процессе обучения, во внеурочной и социально-значимой деятельности
2. Индивидуализация, личностно-ориентированное воспитание
3. Реализация культурологического и системно-деятельностного подхода
4. Активное включение детей в общественно и личностно-значимую деятельность
5. Сотрудничество детей и взрослых на основе взаимопонимания и общения
6. Открытая система, имеет множество связей и отношений с окружающей социальной средой.
2.3.5. Описание форм и методов организации социально значимой деятельности обучающихся
Организация социально значимой деятельности обучающихся осуществляется в рамках их участия:
- в общественных объединениях, где происходит содействие реализации и развитию лидерского и творческого потенциала детей;
- в работе органов ученического самоуправления школы (Совет учащихся) и актива класса;
- социально значимых познавательных, творческих, культурных, краеведческих, спортивных и благотворительных проектах, в волонтерском движении.
Развитие опыта общественной деятельности обучающихся осуществляется в процессе участия в преобразовании среды школы и социальной среды города путем разработки и реализации школьниками социальных проектов и программ.
Методы | Формы |
- определение обучающимися своей позиции в школе и в городе;
- определение границ среды как объекта социально значимой деятельности обучающихся (школьная среда, среда микрорайона, социальная среда города);
- определение значимых лиц – источников информации и общественных экспертов (педагогических работников школы, родителей, представителей различных организаций и общественности и др.);
- разработка форм и организационная подготовка непосредственных и виртуальных интервью и консультаций;
- проведение непосредственных интервью и консультаций с общественными экспертами о существующих социальных проблемах;
- обработка собранной информации, анализ и рефлексия, формулирование обучающимися дебютных идей иразработка социальных инициатив (общественная актуальность проблем, степень соответствия интересам обучающихся, наличие ресурсов, готовность к социальному действию);
- разработка, публичная общественная экспертиза социальных проектов, определение очередности в реализации социальных проектов и программ;
- организация сбора пожертвований для ресурсного обеспечения социальных проектов и программ;
- планирование и контроль за исполнением совместных действий обучающихся по реализации социального проекта;
- завершение реализации социального проекта, публичная презентация результатов (в том числе в СМИ, в сети Интернет), анализ и рефлексия совместных действий
| - деятельность в органах ученического самоуправления на уровне школы и класса;
- деятельность в проектной команде (по социальному и культурному проектированию) на школы;
- подготовка и проведение социальных опросов по различным темам и для различных аудиторий по заказу организаций и отдельных лиц;
- участие в работе пресс-центра школы, сотрудничество с муниципальными и районными СМИ;
- участие в подготовке и проведении внеурочных мероприятий (тематических вечеров, диспутов, предметных недель, выставок и пр.);
- участие в социальных акциях (школьных и внешкольных), в рейдах, трудовых десантах, экспедициях, походах;
- организация и участие в благотворительных программах и акциях на различном уровне, участие в волонтерском движении;
- участие в шефской деятельности над обучающимися младших классов;
- участие в проектах образовательных и общественных организаций
|
2.3.6. Описание основных технологий взаимодействия и сотрудничества субъектов воспитательного процесса и социальных институтов
Организация социальной деятельности обучающихся 10-11 классов исходит из того, что социальные ожидания подростков связаны с успешностью, признанием со стороны семьи и сверстников, состоятельностью и самостоятельностью в реализации собственных замыслов. Целенаправленная социальная деятельность обучающихся обеспечена сформированной социальной средой школы и укладом школьной жизни.
Технологии | Социальные партнеры |
- социальное проектирование – создание условий для социальных проб личности. Предполагает: связь с жизнью, развитие социальной активности детей, развитие умения адаптироваться к действительности, умение общаться, сотрудничать с людьми в различных видах деятельности;
- информационно – коммуникационные технологии – система методов, процессов и программно – технических средств для сбора, обработки, хранения, распространения и использования информации;
- благотворительные акции – оказание помощи (безвозмездной или на льготных условиях) тем, кто в этом нуждается. Основной чертой является добровольный выбор вида, времени и места, а также содержания (целевой) помощи;
- КТД- социальное творчество, направленное на служение людям, Родине, это творчество саморазвития личности;
- педагогическое консультирование - консультирование лиц, заинтересованных в разрешении социально-педагогических проблем
- здоровьесберегающие - система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития
| - Родительская общественность
- ГАУ ЯО Центр патриотического воспитания
- Ярославский городской молодежный центр (МУ СОПиМ)
- МОУ ДО Ярославский Детский морской центр им. Адмирала Ушакова Ф.Ф.
- ГАУК ЯО «Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник»
- Библиотеки
- Музей истории города Ярославля
- Музей боевой славы города Ярославля
- Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны
- Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
- Ярославское музыкальное училище (колледж им. Л.В. Собинова)
- «Эйнштейн-Центр. Школа увлекательных наук»
- ОО города Ярославля
- МОУ ДО Культурно образовательный центр «Лад»
- МОУ ДО детско-экологический центр «Родник»
- Приют для бездомных животных «Ковчег», «ЯрКот», «Вита»
- МОУ ДО ЯЮЦ «Радуга»
- МОУ ДО ЦВР «Глория»
- ГАОУ ДО ЯО «Центр детей и юношества»
- ООО «Ярославль Вторма»
- ГУЗ ЯО Детская поликлиника № 1
- ФОКи города Ярославля
- Ярославская областная клиническая наркологическая больница (отдел работы с несовершеннолетними)
- МУ СШОР № 2
- Детско-юношеский центр «Ярославич»
- МУ ЦФКиС «Медведь»
- Спортивные объединения и школьные клубы района и города
- Российский государственный академический театр драмы им. Федора Волкова
- Ярославская государственная филармония
- Ярославский государственный театр юного зрителя
- Ярославский художественный музей
- ГАУК ЯО «Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник»
- Музей зарубежного искусства
- Музей истории города Ярославля
- Культурно-просветительский центр им. В.В. Терешковой
- Творческие коллективы города (хоровая капелла «Ярославия», «Струны Руси», «Серпантин», «Чарочка» и др.)
- Учреждения культуры
- Управление по молодежной политике мэрии г.Ярославля;
- МОУ ДО ЯГЦВР
- МУ ДО Ярославский городской Дворец пионеров
- Ярославская детская общественная организация «Молодой Ярославль»
- ЯООО РСМ
- Дворец Молодежи г.Ярославля
- Городской координационный совет школьников
- Городской выездной сбор актива обучающихся муниципальных образовательных учреждений «Я- АС»
- Волонтерский корпус г. Ярославля
- ГУ ЯО Центр профессиональной ориентации и психологической поддержки Ресурс
- ОМВД России по Ленинскому городскому району Ярославля
- Прокуратура Ленинского района
- Пожарная часть № 12 г.Ярославля
- ОДН и ЗП территориальной администрации Ленинского района г. Ярославля
- МУ ГЦ ППМС
- Органы опеки и попечительства г. Ярославля
- ГОУ ЯО «Центр помощи детям»
- Росгвардия
|
2.3.7. Описание методов и форм профессиональной ориентации в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Методами профессиональной ориентации обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность являются следующие.
Метод | Формы |
Метод профконсультирования обучающихся — организация коммуникации относительно позиционирования обучающегося в профессионально-трудовой области | - Профессиональное информирование: индивидуальные беседы, проф. реклама, пропаганда
- Профессиональное консультирование: справочно – информационное, диагностическое, медицинское, формирующее
- Информирование о способах получения желаемого образования, требованиях профессии к человеку, оплате труда
- Игровые консультационные методики
|
Метод исследования обучающимся профессионально-трудовой области и себя как потенциального участника этих отношений (активное познание)
| - Профессиональная диагностика
- Психологическая поддержка
- Профессиональное консультирование
- Индивидуальные беседы
- Игровые консультационные методики
|
Метод предъявления обучающемуся сведений о профессиях, специфике труда и т.д. (реактивное познание)
| - «Ярмарка профессий» предполагает публичную презентацию различных профессиональных занятий с целью актуализировать, расширить, уточнить, закрепить у школьников представления о профессиях в форме, имитирующей ярмарочное гуляние
- Профориентационные экскурсии на предприятия (посещение производства, музея)
- Виртуальная экскурсия по производствам, образовательным организациям
- Дни открытых дверей на базе организаций профессионального образования и организаций высшего образования
|
Метод публичной демонстрации самим обучающимся своих профессиональных планов, предпочтений, либо способностей в той или иной сфере
| - Предметные недели
- Конкурсы профессионального мастерства
- Дни открытых дверей на базе организаций профессионального образования и организаций высшего образования
- Профориентационные экскурсиина предприятия
|
Метод моделирования условий труда и имитации обучающимся решения производственных задач | - Профориентационная консультация
- Деловые игры
- Олимпиады по предметам
|
2.3.8. Описание форм и методов формирования у обучающихся экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни, включая мероприятия по обучению правилам безопасного поведения на дорогах
Культура безопасности жизнедеятельности, экологическая культура, физическая культура и культура здоровья входят в понятие культуры устойчивого развития, т.е. способности человека к повышению качества своей жизни в создаваемой им благоприятной окружающей среде.
Методы | Формы | Мероприятия по обучению правилам безопасного поведения на дорогах
|
- Рациональной организации урочной и внеурочной деятельности предусматривают объединение участников образовательных отношений в практиках общественно-профессиональной экспертизы образовательной среды отдельного ученического класса, где роль координатора призван сыграть классный руководитель
- Организации физкультурно – оздоровительной работы предполагают формирование групп школьников на основе их интересов в сфере физической культуры и спорта (спортивные клубы и секции), организацию тренировок в клубах и секциях, проведение регулярных оздоровительных процедур и периодических акций, подготовку и проведение спортивных соревнований
- Профилактической работы предусматривают выявление обучающихся, вызывающих наибольшее опасение; выявление источников опасений – групп и лиц, объектов и т.д., разработку и реализацию комплекса адресных мер; использование возможностей профильных организаций – медицинских, правоохранительных, социальных и др.
- Просветительской и методической работы с участниками образовательных отношений рассчитаны на большие, не расчлененные на устойчивые учебные группы
| - Исследование, обмен мнениями учащихся о здоровье человека, биологических основах деятельности организма, различных оздоровительных системах и системах физических упражнений для поддержания здоровья, традициях физического воспитания и здоровьесбережения в культуре народов России и других стран, диспуты, туристические походы, экскурсии, спортивные конкурсы
- спартакиада, спортивная эстафета, спортивный праздник, оздоровительные процедуры, акции, туристические походы, Дни здоровья, конкурсы, мониторинг здоровья, подготовка и проведение сдачи нормативов ВФСК ГТО
- Профилактические беседы, лекции, консультации, рефераты, презентации, проекты, индивидуальные консультации, привлечение специалистов для проведения профилактической работы
- Лекции, беседы, диспуты, выступления в средствах массовой информации, экскурсионные программы, концерты, выставки, использование информационных ресурсов сети Интернет
| - Групповые исследовательские проекты, оценка безопасности традиционных маршрутов, которыми обучающиеся идет в школу, разработка рекомендаций для родителей, учащихся, полиции по прокладке безопасных маршрутов
- Участие в районных, городских тематических мероприятиях
- Ток-шоу, диспуты, беседы, встречи с участием представителей инспекторов полиции, ответственных за безопасность дорожного движения, проведение социологических опросов, съемка видеосюжетов по теме безопасного поведения на дорогах
- Участие в акциях: «Пристегните ремни», «Внимание – дети!»
- Подготовка и проведение тематических уроков безопасности, сценических постановок с обучающимися младших классов с последующим обсуждением
- Компьютерное тестирование по правилам дорожного движения
- Проведение контрольных срезов знаний правил безопасного поведения на улицах и дорогах, преподаваемых в рамках учебных дисциплин (ОБЖ)
- Практические занятия «ПДД в части велосипедистов»
- Конкурс памяток «Школьнику -пешеходу (зима)», «Школьнику - пешеходу (весна)»
- Месячники безопасности дорожного движения
|
2.3.10. Описание форм и методов повышения педагогической культуры родителей (законных представителей обучающихся)
Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся осуществляется с учетом многообразия их позиций и социальных ролей:
- как источника родительского запроса к школе на физическое, социально-психологическое, академическое (в сфере обучения) благополучие ребенка; эксперта результатов деятельности образовательной организации;
- как обладателя и распорядителя ресурсов для воспитания и социализации;
- как непосредственного воспитателя (в рамках школьного и семейного воспитания).
Методы | Формы |
- Вовлечение родителей в управление образовательной деятельностью, решение проблем, возникающих в жизни образовательной организации; участие в решении и анализе проблем, принятии решений и даже их реализации в той или иной форме
- Переговоры педагогов с родителями с учетом недопустимости директивного навязывания родителям обучающихся взглядов, оценок, помощи в воспитании их детей; использование педагогами по отношению к родителям методов требования и убеждения как исключительно крайней меры
- Консультирование педагогическими работниками родителей (только в случае вербализованного запроса со стороны родителей)
- Содействие в формулировании родительского запроса образовательной организации, в определении родителями объема собственных ресурсов, которые они готовы передавать и использовать в реализации цели и задач воспитания и социализации
| - Родительское собрание. При этом используются различные современные способы коммуникации (электронная почта, СМС-сообщения, мобильная связь и т.д.)
- Родительские конференции
- Публичный отчет, День открытых дверей
- Участие в управлении ОУ: Управляющий совет, служба медиации - представление и защита интересов детей и их семей в правоохранительных органах, органах опеки и попечительства
- Лекция (подробно раскрывающая суть проблемы воспитания). Главное – анализ явлений, ситуаций.
- Практикум – выработка у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций.
- Открытые уроки – ознакомление родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя.
- Индивидуальные тематические консультации – обмен информацией, дающей реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, его проблемах.
- Индивидуальные психолого – педагогические консультации с привлечением специалистов (психолога, социального педагога, специалистов МУ ГЦ ППМС
- Планирование (учет особых интересов семей, получение у родителей информации об их специальных знаниях и умениях и использование их в организации в образовательной деятельности, при ее планировании, получение у родителей информации об их ожиданиях в отношении ребенка и использование этой информации для выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка, отражение ее в рабочих программах, перспективных, календарных планах), организация образовательного процесса, оценка результата, освоение детьми основной общеобразовательной программы (участие в диагностике)
- Социально-педагогическое сопровождение и поддержка семейного воспитания через реализацию школьных программ
- Неформальное взаимодействие: электронная почта, электронный дневник, гостевая книга, интернет-форум, вебинар, видеоконференция, онлайн-диагностика, онлайн-консультация, дистанционное просвещение, социальные сети
- Тренинги, практикумы, тематические вечера
- Физкультурно-спортивные мероприятия
- Совместные творческие проекты и акции
- Музыкальные праздники, тематические вечера
- Организация каникулярного времени и досуга детей
- Экскурсии, игровые семейные конкурсы, викторины, фотовыставки
- Праздники
|
2.3.10. Планируемые результаты по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации обучающихся, их профессиональной ориентации, формированию безопасного, здорового экологически целесообразного образа жизни
К планируемым результатам духовно – нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, их профессиональной ориентации, формирования безопасного, здорового и экологически целесообразного образа жизни относятся личностные результаты, представленные в п.1.2.1.ООП СОО.
Направление | Планируемый результат |
Формирование российской гражданской идентичности, гуманизма, гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека и гражданина. | - Сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее мононационального народа России, уважение к государственным символам (гербу, флагу, гимну)
- Сформированность гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, сознательно принимающего традиционные, национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности
- Сформированность готовности к служению Отечеству, его защите
|
Формирование основ самообразования, саморазвития и самовоспитания, способности к самостоятельной, ответственной деятельности | - Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности
- Сформированность нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей
- Сформированность готовности и способности к образованию, в том числе самообразованию на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельностью
|
Формирование экологического мышления, воспитание экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни | - Принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курение, употребление алкоголя, наркотиков
- Установка на бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как к собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь
- Сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности
|
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к труду, подготовка к сознательному выбору профессии | - Осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов, отношение к профессиональной деятельности как возможности участия решения личных, общественных, государственных, общенациональных проблем
|
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ художественной культуры | - Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а так же различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире
|
Формирование ответственного отношения к созданию семьи и навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста | - Сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видов деятельности
- Ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни
|
Формирование мировоззрения, нравственного и толерантного поведения в поликультурном мире, основанного на общечеловеческих ценностях и диалоге культур | - Сформированность толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения
- Проявление эстетического отношения к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, порта, общественных отношений
|
2.3.11. Критерии и показатели эффективности деятельности образовательного учреждения по обеспечению воспитания и социализации обучающихся
В целях оценки эффективности реализации образовательным учреждением Программы духовно-нравственного развития, воспитания и социализации учащихся используются следующие критерии и показатели:
Критерии | Показатели |
Уровень мотивации школьников | Вовлеченность обучающихся в подготовку и проведение мероприятий. Количество мероприятий |
Уровень воспитанности учащихся по различным компетенциям | Мера соответствия учащегося запланированному воспитательному результату |
Вовлеченность школьников в олимпиадное движение | Количество: - вовлеченных; - победителей олимпиад различного уровня; - педагогов, подготовивших победителей |
Развитие интеллектуального и творческого потенциалов школьников | - количество учащихся, вовлеченных в исследовательскую деятельность; - количество научно – исследовательских мероприятий; |
Вовлеченность школьников в конкурсы и фестивали | Количество: - вовлеченных учащихся в конкурсы; - победителей конкурсов; - педагогов, подготовивших победителей |
Динамика развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучения. Вовлеченность учащихся в спортивно – оздоровительные секции | Количество вовлеченных в разработку и реализацию социальных проектов, экологических и трудовых акций. Вовлеченность обучающихся в подготовку и проведение спортивных мероприятий. Количество спортивных мероприятий. Количество вовлеченных учащихся в спортивно – оздоровительные секции |
Вовлеченность учащихся в деятельность школьных СМИ | Количество вовлеченных учащихся |
Динамика социальной, психолого – педагогической и нравственной атмосферы в школе | Количество учащихся с доминантой компетентных коммуникативных реакций над зависимыми и агрессивными. Коэффициент сплоченности, взаимности, удовлетворенности отношениями |
Социально – психологическая адаптированность | Эмоциональный комфорт |
Удовлетворенность учащихся образовательным и воспитательным процессами | Коэффициент удовлетворенности |
Динамика детско – родительских отношений и степени включенности родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процессы | Количество детско – родительских мероприятий. Количество родителей, присутствующих на мероприятиях |
Компоненты диагностики воспитательного процесса:
1. Изучение воспитанности школьников, интегративным показателем которой выступает направленность личности, выражающаяся во взглядах, убеждениях, ценностных ориентациях ребенка.
- Методика М.И. Рожкова «Изучение социализированности личности учащегося»
- Методика М.И. Рожкова «Диагностика уровня творческой активности учащихся»
- Методика Н.П. Капустина «Изучение уровня воспитанности учащихся»
- Методика Л.В. Байбородовой «Изучение мотивов участия школьников в деятельности»
- Методика Е.Н. Степанова «Определение общественной активности учащихся»
- Методика Р.В. Овчаровой «Выявление коммуникативных склонностей учащихся»
2. Диагностика уровня развития коллектива и сложившихся в нем эмоционально-
психологических и деловых отношений.
- Методика А.М. Лутошкина «Какой у нас коллектив?»
- Социометрия
- Методика Е.Н. Степанова «Мы – коллектив? Мы – коллектив… Мы коллектив!»
- Методика Е.Н. Степанова «Ты и твой класс»
- Методика О.В. Лишина "Выявление мотивов участия учащихся в делах классного и общешкольного коллектива"
3. Исследование организационных аспектов воспитательной деятельности, направленное на определение наиболее эффективных педагогических средств и установление малорезультативных и отрицательных воздействий, на выявление причин, снижающих эффективность воспитательного взаимодействия, и путей, способствующих развитию процесса воспитания.
- Методика А.А. Андреева «Удовлетворенность учащихся школьной жизнью»
- Методика Е.Н. Степанова «Удовлетворенность родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения»
- Методика Л.М. Фридмана «Наши отношения»
- Методика Е.Н.Степанова «Изучение удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении».