Выбор сюжета математических задач, или задачи «про нас» (из опыта работы)
методическая разработка по математике (5, 6 класс) на тему

Дроботова Александра Вячеславовна

В статье описан специальный коррекционный прием работы со слабовидящими детьми. Его суть в использовании на уроках математики задач, героями которых являются сами ученики. Этот прием позволяет сформировать устойчивый интерес к предмету, облегчает запоминание методов решения задач, развивает способность к аналитической деятельности, развивает слуховое внимание и память, снижает зрительную нагрузку. Его применение может оказаться полезным и в массовой школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon drobotova_2017_zadachi_pro_nas_3.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

А. В. Дроботова

Учитель математики ГКОУ СКОШИ №2

ВЫБОР СЮЖЕТА МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ,

ИЛИ

ЗАДАЧИ «ПРО НАС»

(Из опыта работы)

Консультант методист

Е.Б.Матц

Цель данной работы рассказать   о специальном коррекционном приёме работы, основанном на общем педагогическом дидактическом принципе сознательности и активности.  Наряду со специальными приёмами организации обучения предмету этот приём обеспечивает доступность учебной информации для детей с нарушениями зрения.

Его суть заключается в выборе сюжетов дополнительных задач для уроков математики. Надеюсь, что этот способ покажется коллегам интересным и достойным применения, особенно учитывая недостатки аналитической деятельности у детей с нарушением зрения.

Часто на уроке учитель сталкивается с характерной ситуацией, когда ему необходимо отработать с учениками решение задач определённого типа, а учебник содержит всего одну-две подходящие задачи.

В этом случае ему невольно приходится выбирать между

  • их поиском в дидактических материалах,
  • самостоятельным составлением таких задач.

Педагогическая практика показывает, что применение на уроке метода упражнения может быть гораздо более эффективным в том случае, если он организован, как творческая или сюжетно-ролевая игра.

Поэтому составляя эти задачи, я опираюсь на неизменный интерес детей к историям, которые учитель «импровизирует» специально для конкретных учеников, являющихся героями этих задач.

Применение на уроках подобных «импровизированных» задач по своей сути становится активным педагогическим приёмом обучения. Его применение вызвано необходимостью вызвать у учащихся желание работать самостоятельно, творчески.

Акцент в обучении школьников необходимо делать на активизацию их умственной и практической деятельности, на усвоение и применение знаний. Л.С. Выготский в своих исследованиях убедительно показал, что обучение лишь тогда идет впереди развития, ведет его за собой, когда активизирует умственную и практическую деятельность учащихся, перед которыми в процессе обучения ставятся сложные проблемы.

 Поскольку эта форма работы значительно оживляет учебную деятельность, работа бывает гораздо эффективнее, чем просто решение задач из учебника. 

Причин тому несколько:

  • детям нравится решать задачи и примеры, которые учитель сочиняет на уроке специально для них, все ученики с интересом ждут следующей задачи «про нас»,
  • такие задачи помогают удерживать внимание всего класса, особенно в конце урока,
  • заинтересованный сюжетом, ученик легче усваивает необходимые приёмы решения, лучше запоминает способ решения таких задач,
  • эти задачи помогают формировать устойчивый интерес к предмету.

Несомненно, что использование подобного педагогического приёма создаёт оптимальные эргономические условия на уроке, и в значительной степени помогает детям с нарушением зрения сформировать адекватные математические представления и понятия.

Больше всего детям нравится решать задачи, персонажами которых являются они сами и их одноклассники.

Основой для содержания таких задач становятся   повседневная жизнь и быт школьников, как говорят о них сами дети — это «задачи про нас». 

Такие задачи может и должен составлять каждый учитель, заинтересованный в повышении качества обучения своих воспитанников, поскольку они «вносят элемент осознанного творческого поиска» (Б. К. Тупоногов).

Похожий приём работы широко применял великий русский педагог-просветитель XIX века, учитель математики Сергей Александрович Рачинский.

В качестве сюжетов для задач можно использовать любые бытовые моменты урока, например:

– именно на этот урок ученики забыли принести транспортиры, требуется определить процент таких «забывчивых» учеников в классе,

– определить, какая часть математиков, изображенных на портретах, находящихся на стенах класса, жила в Древней Греции?

– Накануне урока состоялись две поездки учеников средней школы: одна часть учеников поехала на олимпиаду, другая часть - на экскурсию, третья часть учеников осталась в школе.  Требуется определить, какая часть осталась в школе?

Составляя задачу о конкретном ученике, учитель может использовать в сюжете задачи известные ему увлечения и привычки ребёнка. Разумеется, учителю следует быть очень деликатным и корректным: подчёркивая сильные стороны ученика, стараться не задеть его самолюбие. Занятие спортом, победа в соревнованиях, выступление на концерте, увлечение живописью, чтение хороших книг, просмотр шедевров мирового кинематографа, прогулки в лесу и т.д. – всё это может послужить сюжетом для задачи.

В нашем классе принят такой приём работы: именно тот ученик, кто является персонажем задачи, решает её у доски. Задачу решает её герой!  

Такие задачи можно использовать на уроке в качестве дополнительного задания. В этом случае они могут послужить хорошим стимулом для качественной работы на уроке: ученики быстро справляются с запланированными для урока «обычными» заданиями для того, чтобы в оставшееся время решать задачи «про нас». Часто ученики предлагают свои собственные злободневные сюжеты для таких задач.

Можно отвести решению задач «про нас» и основную часть урока. Если урок посвящён отработке решения задач, то в этом случае можно решить одну задачу из учебника, а остальные задачи могут быть «про нас». 

Однако не стоит использовать приём решения таких задач слишком часто, чтобы он не утратил своей притягательности для учеников.

Использование подобных задач при изучении математики в школе значительно повышает мотивацию учеников к обучению, создаёт хороший рабочий настрой на уроке. Чем меньше возраст детей, тем эффективнее предложенный приём

Ученикам можно дать задание самостоятельно придумать задачу по предложенному образцу. Этот методический приём помогает стимулировать развитие   логического мышления у детей с нарушением зрения, поскольку предполагает:

  • проведение учениками предварительного анализа структуры предложенной задачи,
  • конструирование по заданному шаблону новой задачи со своим сюжетом.

Важно, что в конце урока, когда не только внимание учеников ослаблено, но и зрение утомлено, ученики воспринимают условия задач «про нас» на слух. Это способствует как снятию зрительного утомления, так и развитию слухового внимания и памяти, немаловажных коррекционных факторов при обучении слабовидящих детей.

В качестве примера я привожу несколько задач, предназначенных для отработки темы «Дроби» в 5 классе.

Разумеется, приём составления и импровизации математических задач «про нас» можно использовать и при работе с другими темами.

Задачи на дроби

Задача 1

Омар участвовал в соревнованиях по дзюдо. Он проиграл только 1/5 часть от всех схваток, 3/10 схваток окончились вничью, в остальных схватках Омар одержал победу. Какая часть схваток закончилась победой Омара?

Задача 2

У Димы много DVD-дисков с фильмами. 7/18 фильмов составляют боевики, 1/2 фильмов в стиле фэнтези, остальные представляют собой диски с мультфильмами. Какую часть в коллекции Димы составляют диски с мультфильмами?

Задача 3

Даша любит гулять в лесу. На путь от дома до леса ушло 3/14 от времени всей прогулки. Когда прошло еще 5/14 времени, отвёденного на прогулку, Даша дощла до пруда и увидела белочку. Какая часть времени прошла после этого момента до возвращения Даши домой? (не забудьте сократить результат!)

Задача 4

У Рината выдался удивительный день. Когда он утром поехал в школу, по дороге ему встречались машины только трёх марок: «БМВ», «Феррари» и «Лада-Калина». Причём 2/9 машин составили «БМВ», а 2/3 – «Лада-Калина». Какую часть от всех машин составили «Феррари»?

Задача 5

Вчера Герман аккуратно выполнил всё домашнее задание. Причём 1/4 всего времени он потратил на английский язык, 1/2 времени – на математику, а в оставшееся время он выполнял домашнее задание по истории. Какую часть времени Герман потратил на выполнение домашнего задания по истории?

Задача 6

Матвея вчера весь день хвалили учителя. Половину всех похвал Матвей услышал от Алины Владимировны, 1/6 – от Александры Вячеславовны, а остальные похвалы были от Наталии Львовны. Какая часть добрых слов была сказана Наталией Львовной?

Задача 7

Лёва решил на уроке больше всех задач. При этом 2/5 из них он решил устно, при решении 3/10 задач воспользовался черновиком, а решение остальных задач оформил в тетради. Какую часть от общего количества решённых Лёвой задач составили записанные в тетради?

Задача 8

Саша прочитал за лето много хороших книг. 2/9 прочитанных книг составила фантастика, 1/3 – книги на военную тематику, а остальные книги приключенческие. Какую часть прочитанных книг составили приключения?

Последняя задача, представленная здесь, обо мне самой, так как ученики попросили составить задачу и про учителя.

Задача 9

У Александры Вячеславовны в кабинете стоят папки с раздаточными материалами для 5, 6 и 9 классов. Из них 3/8 материалов предназначено для 6 класса, а 1/4 – для 9 класса. Какая часть материалов предназначена для 5 класса?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока " Экспериментальное решение задач по неорганической химии с использованием виртуальной лаборатории в 11 классе" (из опыта работы)

Урок-исследование.Преимущества решения практических задач по химии с использованием виртуальной лаборатории  перед традиционным лабораторным методом состоит в том,что данный способ позволяет учащ...

Технология обучения решению геометрических задач (из опыта работы).

   Предложенный материал по геометрии является фундаментальным, продуманным, глубоким опорным материалом! Он направлен на обеспечение усвоения геометрических понятий, закономерностей,...

Из опыта работы по теме "Решение текстовых задач".

Методическая цель: Развивать инициативу и способность самостоятельно мыслить. Составлена памятка по изучению условия задачи....

Роль преподавателя – фасилитатора в организации эффективного взаимодействия детей при работе над учебной задачей (из опыта работы учителя технологии)

Опыт учителя технологии по использованию метода фасилитации для облегчению понимания, восприятия учениками поставленной задачи...

Консультация для педагогов "Развитие математических способностей дошкольников посредством дидактических игр" (из опыта работы).

Консультация для педагогов "Развитие математических способностей дошкольников посредством дидактических игр" (из опыта работы)....

«Формы и методы работы по формированию и развитию математических представлений у обучающихся с ТМНР» (из опыта работы)

Презентация к выступлению на школьном методическом объединении учителей, реализующих II вариант учебного планаНа выступлении были продемонстрированы дидактические игры, различные пособия по каждо...

НЕКОТОРЫЕ ПРИЕМЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ НА ВЫЧИСЛЕНИЕ ПЛОЩАДЕЙ МНОГОУГОЛЬНИКОВ. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ.

В данной статье представлены несколько типов задач на вычисление площади многоугольника, нахождение отношения площадей. Задачи разного уровня сложности. Данная статья будет полезна как начинающему учи...