Консультация для педагогов "Развитие математических способностей дошкольников посредством дидактических игр" (из опыта работы).
консультация

Консультация для педагогов "Развитие математических способностей дошкольников посредством дидактических игр" (из опыта работы).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_iz_opyta_raboty.docx24.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Ручеёк» р.п. Башмаково

Консультация для воспитателей

Тема: «Развитие математических способностей дошкольников  посредством дидактической игры» (из опыта работы)

Подготовила:

воспитатель высшей

квалификационной категории

Тугушева Лидия Васильевна

Группа: старшая коррекционная

р.п. Башмаково

                                                                  «Игра – это самое серьезное дело.

                                                         В игре развивается перед детьми мир,

                                                    творческие способности личности.

         Без игры нет и не может быть полноценного,

                                                                   умственного развития. Игра – это огромное

светлое окно, через которое в духовный мир

                                                           ребенка вливается жизненный поток

представлений,

                                 понятий об окружающем мире.  

        Игра – это игра зажигающая огонёк пытливости

 и любознательности».  

В.А. Сухомлинский.  

                                                                       

Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. Дошкольное образовательное учреждение в соответствии с ФГОС является первой образовательной ступенью для развития дошкольников.  Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Математика занимает большое место в системе дошкольного образования. Она развивает гибкость мышления, учит детей логическому мышлению. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

     Моя тема самообразования: «Развитие сенсорных способностей детей посредством дидактических игр». По ней я начала работать с детьми первой младшей группы. Потом, работая с детьми средней группы, продолжила развивать свою тему самообразования в соответствии с возрастными особенностями детей. Изучив литературу по формированию у дошкольников элементарных математических представлений, учитывая, что игровая деятельность является ведущей для детей дошкольного возраста, пришла к выводу, что максимального эффекта при ФЭМП можно добиться, используя в своей работе дидактические игры, занимательные упражнения. Для определения эффективности своей работы провожу педагогическую диагностику формирования элементарных математических представлений у детей посредством дидактических игр. Основная цель, которой: выявить сформированность  усвоенного материала в образовательной деятельности в формировании элементарных математических представлений у дошкольников. Проанализировав результаты диагностики, я выявила, что у детей не достаточно развит уровень усвоения знаний элементарных математических представлений. Я пришла к выводу,  чтобы дети лучше усваивали программный материал, нужно сделать так, чтобы материал был интересен, доступен детям. А для повышения уровня знаний детей нужно больше использовать  дидактические игры, упражнения, ребусы с элементами обучения, игры - головоломки. Дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой воспитанники глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир. Они позволяют расширять знания дошкольников, закреплять их представления о количестве, величине, геометрических фигурах, учат ориентироваться в пространстве и во времени.

Работая по данной теме, я определила для себя следующие задачи:

- формировать  у дошкольников интерес к математике в дошкольном возрасте;

- приобщать дошкольников к предмету в игровой  и занимательной форме;

- оформить картотеку дидактических игр, математических занимательных задач, считалочек, пословиц и поговорок, физкультминуток математического содержания, загадок. 

Одним из условий успешной реализации программы по формированию элементарных математических представлений является организация предметно – пространственной, развивающей  среды в возрастных группах.С целью стимулирования интеллектуального развития детей мною был оборудован  центр занимательной математики, состоящий из развивающих и занимательных игр, там расположен игровой занимательный материал,  игры-головоломки,  дидактические игры. Образовательно - воспитательный процесс по формированию элементарных математических представлений дошкольников выстраиваю с учётом  возрастных особенности детей; материал подбираю, чтобы был доступным и отвечал уровню развития и подготовленности детей; чтобы формировалось представление детей о математике в различных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру. НОД начинается с проведения игрового момента, проблемной ситуации. Всё это вызывает большой интерес у детей и организовывает дошкольников на познавательную деятельность. В своей педагогической работе я использую различные развивающие игры. Например, игра - головоломка «Колумбово яйцо»,  формирует у детей умение анализировать сложные формы и воссоздавать их из частей на основе восприятия и сформированного представления; развивает пространственные представления детей, конструктивное мышление, логику, воображение, сообразительность; развивать мелкую моторику, для подготовки детей к школе; воспитывает терпение и усидчивость. 

Игра – головоломка «Танграмм», развивает сенсорные способности у детей, пространственное представление, образное и логическое мышление, воображение, смекалку и сообразительность; формирует привычку к умственному труду;

воспитывает навыки контроля и самоконтроля в процессе умственной деятельности.

В дидактической игре «Покормим белочек», дети учатся сравнивать размеры грибочков и белочек, делают выводы самостоятельно и выкладывают раздаточный материал в соответствии с заданием: покормить маленьких белочек маленькими грибочками, больших белочек - большими грибочками.

Игра с геометрическими фигурами: «Заштопай одежду», способствует у детей развитию цветовой гаммы, величины и формы предмета.

Дидактическая игра: « Найди предметы  в группе такой же формы как у меня», формирует у детей способность сравнивать и находить похожие предметы в повседневной жизни.

Игры – путешествие во времени использую для знакомства детей с днями недели, названиями месяцев, их последовательностью, например: дидактическая игра «Когда это бывает?», «Какое время года наступит потом?» В своей работе использую  здоровьесберегающие технологии: физкультминутки математического содержания, психогимнастики, пальчиковые гимнастики в соответствии с математической тематикой, гимнастику для глаз.

Создала картотеку считалок: « Раз, два, три, четыре, пять, Вышел зайчик погулять. Что нам делать, как нам быть? Нужно заиньку ловить. Снова будем мы считать: раз, два, три, четыре, пять»;

загадок: «Нет углов у меня, и похож на блюдце я. На тарелку и на крышку, на кольцо, на колесо. Кто же я такой, друзья, назовите вы меня! (Круг);

пословиц: «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь»;

физкультминуток математического содержания: «Раз, два, три, четыре, пять, Все умеем мы считать. Отдыхать умеем тоже. Руки за спину положим. Голову поднимем выше. И легко – легко подышим. Подтянитесь на носочках столько раз, сколько пальцев на руке у вас», пальчиковых игр («1,2,3,4,5 Будем пальчики считать. Вот квадрат, а вот кружок, треугольничек и ромб, а еще прямоугольник, их не трудно сосчитать, их по счету ровно пять...»).

Знакомство с миром геометрических фигур провожу с помощью развивающих игр. Эти игры можно использовать как при проведении непрерывной образовательной деятельности так и в свободной деятельности. Это такие игры, как: «Форма и цвет», «Геометрическое лото». Эти игры развивают у детей произвольное внимание, память, закрепляют название цвета и форму геометрических фигур. Задания преподношу в игровой форме, что делает усвоение материала детьми более эффективным и успешным

Дидактические игры, такие как: «Подбери по цвету», «Кто первый назовет, чего не стало?», «Гусеница», «Бабочки и цветы» и многие другие использую в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления. В своей работе часто использую игры со счетными палочками. Дети учатся выкладывать цифры из счётных палочек, геометрические фигуры, узоры по образцу, по памяти.

Для закрепления понятия «величина» использую серию картинок «Назови животных, от большого до самого маленького, и от самого маленького до самого большого. Ввожу игры с народными игрушками – матрешками, в конструкции этой игрушки заложен принцип учета величины. Большое разнообразие дидактических игр, упражнений, используемых в НОД и в свободное время, помогает детям усвоить программный материал. Каждая игра, повторенная несколько раз, может быть проведена детьми самостоятельно.

В средней группе обучаю детей, одновременно играя с ними, стремясь вовлечь всех детей, постепенно подводя их к умению следить за действиями и словами товарищей. В этом возрасте подбираю такие игры, в процессе которых дети должны вспомнить и закрепить определенные понятия. Задача дидактических игр заключается в упорядочении, обобщении, группировке впечатлений, уточнении представлений, в различении и усвоении названий форм, цвета, величины, пространственных отношений, звуков.

 С родителями воспитанников провожу индивидуальные беседы, о том, чтобы знания и умения, полученные детьми в детском саду – родители закрепляли дома. Использую разные формы работы с родителями:

-общие и групповые родительские собрания;

-консультации, например, «Дидактическая игра в жизни дошкольников». «Развитие математических способностей детей посредством дидактических игр»;

-изготовление дидактических игр совместно с родителями;

-участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;

-совместное создание предметно-развивающей среды;

-анкетирование «В какие игры любят играть ваши дети?

          Итак, использование дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста способствует развитию познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников, что является одним из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом.

 Творческие задания для педагогов.

Вопросы 1 команде.

1.Во время НОД по формированию элементарных математических представлений решается ряд программных задач. Какие это задачи?

(Образовательные – чему ребенка будем учить.

Развивающие – что развивать, закреплять.

Воспитательные – что воспитывать у детей.

Речевые – работа над активным и пассивным словарём, именно в математическом плане).

2. Дедка,  бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка вытянули репку. Сколько глаз её увидело? (Двенадцать.)

3. Света положила в чай три ложки сахара и выпила один стакан. Оля использовала четыре ложки сахара и выпила два стакана. У кого чай был слаще? (У Светы, так как в стакане у неё три ложки, а у Оли по две ложки сахара.)

4. Мама связала своим детям три  шарфа (каждому по одному шарфу) и три варежки. Сколько ей осталось связать варежек? (Три варежки, так у нее было трое детей.)

Вопросы 2 команде.

1. Какие два вида наглядного материала используются в детском саду?

(Демонстрационный, наглядный)

Задачки.

2. Одно яблоко разделили поровну между 2 девочками, а второе – поровну между 4 мальчиками. Кто из детей получил большую часть?

3. В 12 ч. ночи  шёл снег.  Может ли быть  через несколько дней  в это же время солнечная погода?

4. Ленту разрезали на шести местах. Сколько частей получилось? (Семь частей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Игровые упражнения и практические задания по формированию и коррекции лексики, грамматики, связной речи у дошкольников с речевыми нарушениями" из опыта работы.

Основной целью предложенного практического материала  является разработка комплекса игрогвых упражнений, по 42 лексическим темам...

Развитие слоговой структуры слова дошкольников, посредством дидактических игр.

В представленном материале учитель - логопед описывает, какие бывают нарушения слоговой структуры слова и пути коррекции с помощью дидактических игр....

Доклад на тему «Формирование компетентностных умений на уроках биологии посредством использования ИКТ» (из опыта работы)

Сегодня перед школой стоят задачи по формированию компетентной личности. Школа должна обеспечить учащихся компетентностными умениями, знаниями, т.е. такими, которые помогут будущему молодому человеку ...

Статья "Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством образовательной деятельности" (из опыта работы по предмету «Азбука общения»)

Статья "Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством образовательной деятельности" основывается на опыте моей работы с дошкольниками старшего возраста по предмету «Азбука общения». Вы...

Решение проблемных задач как условие развития математических способностей дошкольников

Следует отметить, что в настоящее время имеется большое разнообразие развивающих методик, обучающих чтению, письму и счету, но, как правило, они направлены на развитие одной из составляющих общей грам...

Консультация для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников посредством формирования экологической культуры"

Воспитывая у дошкольников сочувствие и сострадание к окружающей природе, мы тем самым ненавязчиво учим любить окружающий мир, Родину, болеть душой за родной дом, семью, народ....

«Формы и методы работы по формированию и развитию математических представлений у обучающихся с ТМНР» (из опыта работы)

Презентация к выступлению на школьном методическом объединении учителей, реализующих II вариант учебного планаНа выступлении были продемонстрированы дидактические игры, различные пособия по каждо...