Презентация. Элементы математической логики
презентация к уроку по математике на тему

Ирина Александровна Кочеткова

Презентация является хорошим дополнением к лекционному материалу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon elementy_matematicheskoy_logiki.ppt989.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Элементы математической логики Преподаватель: Кочеткова Ирина Александровна

Слайд 2

Термин " логика " происходит от древнегреческого logos, означающего "слово, мысль, понятие, рассуждение, закон".

Слайд 3

Основатели математической логики: – греческий философ Аристотеля ( 384–322 гг. до н.э.); – немецкий математик Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646–1716); – швейцарский математик Леонард Эйлер (1707–1783); – чешский математик Бернард Больцано (1781–1848); – английский учёный Джордж Буль (1815–1864); – немецкий математик Эрнест Шредер (1841–1902); – американский математик и инженер Клод Шеннон (1916–2001) и др.

Слайд 4

Математическая логика – это наука о средствах и методах математических доказательств.

Слайд 5

Алгебра логики применима к любым переменным, которые могут принимать только два значения (0 или 1). Например, к состоянию контактов: включено-выключено или напряжению (или току): есть-нет, которыми представляется информация в ЭВМ.

Слайд 6

На практике множество элементарных логических операций является обязательной частью набора инструкций всех современных микропроцессоров и соответственно входит в языки программирования. Это является одним из важнейших практических приложений методов математической логики.

Слайд 7

СВОЙСТВА ОПЕРАЦИЙ ОБЪЕДИНЕНИЯ И ПЕРЕСЕЧЕНИЯ Коммутативность: А  B = B  А , А  B = B  А. Ассоциативность: (А  B )  С = А  ( B  С) , (А  B )  С = А  ( B  С). Дистрибутивность: (А  B )  С = (А  С)  ( B  С ) , (А  B )  С = (А  С)  ( B  С ).

Слайд 8

Высказывание – это утверждение о чем-либо, которое может быть либо истинным, либо ложным.

Слайд 9

Примеры высказываний: 1. Новгород стоит на Волхове. 2. Париж – столица Англии. 3. Карась не рыба. 4. Число 6 делится на 2 и на 3. 5. Если юноша окончил среднюю школу, то он получает аттестат зрелости.

Слайд 10

Истинные и ложные высказывания "Все учащиеся русской школы программистов умеют говорить по-русски". 2. "Основные предметы, преподаваемые в школе программистов – это, конечно, живопись и чистописание".

Слайд 11

Повелительные, вопросительные, восклицательные и бессмысленные предложения не являются высказываниями «Уходя, гасите свет!» «Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое!» «Который час?» - «Привет нашим спортсменам!»

Слайд 12

Высказывание, представляющее собой одно утверждение принято называть простым . Сложное высказывание получается путем объединения простых высказываний, связанных – союзами И, ИЛИ и частицей НЕ.

Слайд 13

Логическая функция – это функция, устанавливающая соответствие между одним или несколькими высказываниями, которые называются аргументами функции, и высказыванием, которое называется значением функции.

Слайд 14

Булевой функцией y=f(x 1 ,x 2 ,…,x n ) от п переменных x 1 ,x 2 ,...,x n называется любая функция, в которой аргументы и функция могут принимать значение либо 0 либо 1, т.е. булева функция это правило, по которому произвольному набору нулей и единиц x 1 ,x 2 ,...,x n ставится в соответствие значение 0 или 1.

Слайд 15

Отрицание (инверсия) . Говорят, что имея суждение А , можно образовать новое суждение, которое читается как « не А » или « неверно, что А ». Запись ¬А , А 1 0 0 1 Пример. Высказывание А : Сегодня по расписанию будут занятия по математике. Высказывание : Сегодня по расписанию не будет занятий по математике или неверно, что сегодня по расписанию будут занятия по математике. Высказывание : Неверно, что сегодня по расписанию не будет занятий по математике.

Слайд 16

Конъюнкция – это логическое произведение. Обозначение: А & В ( АВ, А /\ В ) . Читается так “А и В“. А В А /\ В 1 1 1 1 0 0 0 1 0 0 0 0 Пример. Высказывание А: 8 делится на 2. Высказывание В: 8 делится на 4. Высказывание А /\ В: 8 делится на 2 и 8 делится на 4.

Слайд 17

Дизъюнкция – это логическое сложение. Обозначение: А \/ В, ( А + В ). Читается так: “ А или В ”. А В А \/ В 1 1 1 1 0 1 0 1 1 0 0 0 Пример. Высказывание А: Москва – столица России. Высказывание В: Киев – столица России. Высказывание А \/ В: Москва – столица России или Киев – столица России.

Слайд 18

Неравнозначность (исключающее, разделительное «или») Обозначается А В и читается «либо А, либо В», «или А, или В». А В А В 1 1 0 1 0 1 0 1 1 0 0 0 Пример. Высказывание А: юноша – школьник. Высказывание В: юноша – студент. Высказывание А В: юноша или школьник, или студент.

Слайд 19

Импликация – это логическое следование . Импликация двух высказываний А и В соответствует союзу «ЕСЛИ…ТО», т.е. «если А, то В». Читается как «из А следует В». Обозначение . А В 1 1 1 1 0 0 0 1 1 0 0 1 Пример. Высказывание А: Москва – столица России. Высказывание В: Москва – столица США. Высказывание А В ложно, т.к. высказывание А истинно, а высказывание В ложно.

Слайд 20

Эквивалентность (двойная импликация) – это функция тождества. Обозначается символом А В (А ~ В, А В) и читается «А тогда и только тогда, когда В» или «А эквивалентно В» или «для того, чтобы А необходимо и достаточно, чтобы В». А В А В 1 1 1 1 0 0 0 1 0 0 0 1 Пример. Высказывание А: четырехугольник – параллелограмм. Высказывание В: в четырехугольнике противолежащие стороны попарно параллельны. Высказывание А эквивалентно высказыванию В (А В) и читается так: Для того, чтобы четырехугольник был параллелограммом, необходимо и достаточно, чтобы в четырехугольнике противолежащие стороны были попарно параллельны.

Слайд 21

Даны простые высказывания: А: Максимов – хороший программист; В: Он побеждает на олимпиадах. Составить сложные высказывания с помощью: – конъюнкции; – нестрогой дизъюнкции ; – строгой дизъюнкции; – импликации; – эквивалентности.

Слайд 22

С помощью алгебры логики над высказываниями можно выполнять следующие операции: из заданной совокупности элементарных высказываний строить различные сложные высказывания; 2) сложные высказывания представлять в виде цепочки элементарных высказываний; 3) упрощать ложные высказывания с помощью равносильных формул; 4) проверять (доказывать) истинность или ложность цепочек сложных высказываний.

Слайд 23

Порядок выполнения операций указывается скобками, которые можно опускать, придерживаясь следующего порядка действий: конъюнкция выполняется раньше, чем все остальные операции; дизъюнкция – раньше, чем импликация и эквивалентность ; если над формулой стоит знак отрицания , то скобки тоже опускаются.

Слайд 24

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Слайд 25

Пример. Записать логической цепочкой следующее сложное высказывание: «Если спортсмен интенсивно тренируется и при этом принимает запрещенные стимуляторы, то он достигает высоких спортивных результатов либо попадается на допинге». Решение. Данное сложное высказывание состоит из следующих простых: А – спортсмен интенсивно тренируется; В – спортсмен принимает запрещенные стимуляторы; С – спортсмен достигает высоких спортивных результатов; D – спортсмен попадается на допинге. (А /\ В) (С D ).

Слайд 26

Переведем на язык алгебры логики следующее высказывание: 1. «Я поеду в Москву, и если встречу там друзей, то мы интересно проведем время». Введем следующие простые высказывания: М – «я поеду в Москву»; В – «встречу там друзей»; И – интересно проведем время». 2. «Если я поеду в Москву и встречу там друзей, то мы интересно проведем время».

Слайд 27

3. «Если будет солнечная погода, то ребята пойдут в лес, а если будет пасмурная погода, то ребята пойдут в кино». Введем следующие простые высказывания: С – «солнечная погода»; Р – «ребята пойдут в лес»; К – «ребята пойдут в кино».

Слайд 28

Если у меня будет свободное время и я сдам экзамены по педагогике и психологии, то я поеду отдыхать в Крым или на Кавказ .

Слайд 30

Если ребенок вырастил розу для того, чтобы любоваться ее красотой, если единственным вознаграждением за труд стало наслаждение красотой и творение этой красоты для счастья и радости другого человека, – он не способен на зло, подлость, цинизм, бессердечность» (В. А. Сухомлинский).

Слайд 31

Если ребенок вырастил розу для того, чтобы любоваться ее красотой, если единственным вознаграждением за труд стало наслаждение красотой и творение этой красоты для счастья и радости другого человека, – он не способен на зло, подлость, цинизм, бессердечность» (В. А. Сухомлинский).

Слайд 32

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задачник "Элементы математической логики"

Подборка заданий по теме "Математическая логика"...

Рабочая программа для математического курса "Элементы математической логики"

Рабочая программа для курса "Элементы математической логики" составлена на основе программы общеобразовательных учреждений, рекомендовано Департаментом образовательных прграмм и стандартов образования...

Элементы математической логики

Курс «Элементы математической логики» предназначен для учащихся 9 класса. Этот курс призван повысить культуру мышления учащихся, подготовить их к сознательному и глубокому усвоению математических дисц...

Элементы математической логики. Логические операции. Конструирование логических выражений с использованием отношений и логических операций

При обучении в школе важное значение имеет предмет "Информатика и ИКТ».  Один из разделов теоретического курса – логика – рассматривает законы и правила логического мышления, которые являют...

Рабочая программа учебной дисциплины "Элементы математической логики"

Рабочая программа учебного курса – документ, предназначенный для реализации требований к минимуму содержания и уровню подготовки обучающегося по предмету учебного плана образовательного учреждения. Р...

Рабочая программа учебной дисциплины "Элементы математической логики"

Рабочая программа "Элементы математической логики предназначена для специальности 230111 "Компьютерные сети" и расчитана на 96 часов аудиторной нагрузки...

Элективный курс "Элементы математической логики"

Курс разработан для учащихся 10-11 классов в тем, чтобы развить тему "Основы логики и логические функции", которая изучается в основной школе частями и не всегда воспринимается учащимися как единая те...