Внеклассное мероприятие по математике в 5-6 классах «Исторические страницы математики»
методическая разработка по математике (5, 6 класс) на тему
Внеклассное мероприятие по математике в 5-6 классах «Исторические страницы математики»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vnekl_mer_istoricheskie_str.doc | 85.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Роженцовская СШ
Шарангского района Нижегородской области
Внеклассное мероприятие по математике
в 5-6 классах
«Исторические страницы математики»
подготовила
учитель математики
Желонкина Анна Вадимовна
с. Роженцово
2015
Цели мероприятия:
- дополнение знаний учащихся по математике;
- развитие логического мышления, внимания, сообразительности, памяти;
- воспитание чувства ответственности в принятии решения; умения работать в группах.
В игре участвуют две команды по 7 человек, остальные учащиеся являются зрителями.
Ход мероприятия:
Вступительное слово ведущего.
Дорогие ребята, начинаем нашу необычную встречу. Сегодня мы с вами поговорим о математике, будем решать интересные шуточные задачи, узнаем интересные эпизоды из жизни великих математиков, и постараемся определить самых эрудированных в математике учеников.
Отборочный тур (тот, кто правильно ответит на вопрос, становится членом одной из команд).
- Что такое абак? (счеты)
- Наименьшее двузначное число? (10)
- Наибольшее натуральное число? (нет)
- Вдоль забора поставили 10 столбов через каждые 2 метра. Какова длина забора? (18 м)
- Семь человек обменялись фотографиями. Сколько было роздано фотографий? (42)
- Шоколадка стоит 10 р. И ещё половину шоколадки. Сколько стоит шоколадка? (20 р.)
- Бежала тройка лошадей. Каждая пробежала 5км. Сколько км проехал ямщик? (5 км)
- Крышка стола имеет 4 угла. Один из них отпилили. Сколько углов стало? (5)
- Наука о числах, их свойствах и действиях над ними. (Арифметика)
- Сколько пьес во «Временах года» П. Чайковского? (12)
Команды собраны и вас ждут встречи и испытания.
1тур.
Наш первый гость древнегреческий ученый Пифагор Самосский. Пифагор считал, что «Всё есть число». Согласно его философскому мировоззрению числа управляют не только мерой и весом, но также всеми явлениями, происходящими в природе, и являются сущностью гармонии, царствующей в мире, душой космоса. Первые четыре числа – 1, 2, 3, 4 – означали: огонь, землю, воду и воздух. Сумма этих чисел –10– изображало весь мир. Он разделил числа на четные и нечетные, простые и сложные.
«Когда математические задачи решаются легко, это служит наилучшим доказательством того, что силы, которые математика должна была развить, уже развились» - сказал ученый Юнг Д. Вот мы сейчас, и проверим, развилась ли эта сила у вас, ребята. Вам предстоит решить задачи в стихах.
- На птичьем дворе гусей дети кормили, целыми семьями их выводили. Всего было 5 гусиных семей, в каждой семье по 12 детей. Папа и мама, бабушка с дедом. Сколько гусей собрались за обедом? (70)
- Зайцы по лесу бежали, волчьи следы по дороге считали. Стая большая волков здесь прошла, каждая лапа в снегу их видна. Оставили волки 120 следов. Сколько, скажите, здесь было волков? (30)
2тур.
Известный учёный Архимед. Используя свои знания по геометрии, Архимед построил огромные зеркала и с их помощью сжёг римские корабли. Знаменитый закон Архимеда гласит: тело, погружённое в жидкость, теряет в весе столько, сколько весит вытесненная жидкость. Жил Архимед в небольшом городе Сиракузы на острове Сицилия. Он изобрёл много военных машин того времени и погиб в 212 г. до н.э.
Предлагаю вам ряд вопросов на быстроту ответа. В этих задачах простота и ясность.
Вопросы 1команде:
- Наименьшее, натуральное число. (1)
- Как найти неизвестный делитель?
- Может ли при делении получиться ноль? (Да)
- Сколько раз в году встаёт солнце? (365)
- У прямоугольника отрезали один угол. Сколько углов осталось? (5)
- Прибор для измерения углов? (Транспортир)
- Как называется результат сложения? (Сумма)
- Может ли быть в треугольнике два тупых угла? (Нет)
- Почему в поезде стоп-кран красного цвета, а в самолёте синего? (В самолете нет стоп-крана)
- На двух руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50)
Вопросы 2 команде:
- Назовите формулу площади прямоугольника со сторонами а и в.
- Как найти неизвестное делимое?
- Может ли при умножении получиться ноль? (Да)
- Как называется результат вычитания? (Разность)
- Чему равен 1пуд? (16 кг)
- Назовите самое маленькое двузначное число. (10)
- На дереве сидело 6 птиц. Охотник выстрелил и сбил одну птицу. Сколько птиц осталось на дереве? (Ни одной)
- Найдите четверть от ста. (25)
- Назовите прибор для построения окружности? (Циркуль)
- Сколько лет спал Илья Муромец? (33)
3 тур. «Принцесса науки» - Софья Васильевна Ковалевская (1850-1891)
«Мой долг служить науке». (Небольшой доклад одного из учеников 1 команды). Русский математик, писательница, первая русская женщина – профессор. Основные научные труды посвящены математическому анализу, механике и астрономии. Продолжила исследование Лапласа о структуре колец Сатурна.
Вот задача не из легких.
Вычитай, дели и множь.
Плюсы ставь, а так же скобки.
Первым к финишу придёшь!
5 5 5 5 =3
5 5 5 5 =4
5 5 5 5 =5
Командам даётся время для решения поставленной задачи. В это время проводится игра со зрителями (шутка).
Я докажу, что в течение целого года вам почти некогда учиться в школе. В году 365 дней. Из них 52 воскресенья и, по крайне мере, 10 других дней отдыха, поэтому отпадает 62 дня. Летние и зимние каникулы продолжаются не менее 100 дней. Следовательно, уже 162 дня. Ночью в школу не ходят, а ночи составляют половину года, следовательно, ещё 182 дня отпадает. Остаётся 20 дней, но ведь не весь день продолжаются занятия в школе, а не более четверти дня, поэтому ещё 15 дней отпадает. Остаётся всего-навсего 5 дней. Многому ли тут можно выучиться?
4тур.
Николай Иванович Лобачевский(1792-1856). (Выступление представителя 2 команды). В 15 лет, после окончания гимназии, поступил в Казанский университет. В 22 года начал преподавать в университете: читал лекции по математике, физике, астрономии, заведовал обсерваторией, возглавлял библиотеку. В 24 года ему присвоено звание профессора математики.
Конкурс « Кто самый внимательный»
Часто знает и дошкольник, что такое треугольник,
А уж вам то, как не знать.
Но совсем другое дело, быстро, точно и умело
Треугольники считать.
Например, в фигуре этой, сколько разных,
Рассмотри. Всё внимательно исследуй,
И по краю, и внутри.
Игра с болельщиками.
Расскажу я вам рассказ
В полтора десятка фраз
Лишь скажу я слово три
Приз немедленно бери.
Однажды щуку мы поймали
Распотрошили, а внутри
Рыбёшек мелких увидали,
И не одну, а целых….две.
Мечтает мальчик закалённый
Стать олимпийским чемпионом.
Смотри, на старте не хитри,
А жди команду: раз, два… марш.
Когда стихи запомнить хочешь,
Их не зубри до поздней ночи,
А про себя, их повтори
Разок, другой, но лучше… пять.
Недавно поезд на вокзале
Мне три часа пришлось прождать.
Ну что ж, друзья, вы приз не взяли,
Когда была возможность взять.
5 тур. Леонард Эйлер. Он обладал феноменальной памятью, умел работать всюду, при любых условиях. Имел 13 детей, причём мог писать свои работы, держа одного из них на коленях, а остальные при этом играли рядом. Парижская академия 12 раз награждала его премией. Умер он на 77- м году жизни. Перенапряжение привело к болезни, в результате которой он ослеп на правый глаз. Будучи слепым, он продолжал работать, благодаря своей памяти, расчёты держал в уме, а писали его работы сыновья и ученики. За несколько минут до смерти он набросал вычисления орбиты недавно открытой планеты Уран.
Конкурс «Собираемся на урок математики»
Каждая команда за одну минуту должна придумать названия предметов, необходимых ученику на уроке математики. Называют предметы по очереди, начиная с команды, имеющей меньшее количество баллов. Балл получает команда, последней назвавшая предмет.
Игра со зрителями. Ребята я вам сейчас докажу, что вы не умеете считать до десяти. Итак, слушайте внимательно. Однажды я ехала на автобусе и решила посчитать пассажиров, их было 5, на первой остановке вошло еще 3, на следующей остановке вышли 2, а зашли 3, на следующей остановке вышли 4, и никто не вошел, а потом на остановке гражданин один вошел с целой кучею обновок. Сколько было остановок? (Ребята чаще всего считают пассажиров)
6тур. Михаил Васильевич Ломоносов. Выдающийся русский ученый-энциклопедист, просветитель, поэт, основатель Московского университета. В его честь назван минерал ломоносовит.
Конкурс «Без слов»
Командам предлагается с помощью мимики и жестов показать пословицы и поговорки, содержащие числа.
Два медведя в одной берлоге не уживаются.
Где больше двух, там говорят вслух.
За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Семеро одного не ждут.
Первый блин всегда комом.
Игра со зрителями.
Среди следующих слов: мамус, сочли, шкока, нусим исключи лишнее.
Ответ: шкока (кошка).
Вот закончилась игра
Результат узнать пора.
Кто же лучше всех трудился,
И в турнире отличился?
Итог игры, награждение
Оценочный лист конкурсной программы
«Математический калейдоскоп»
№ п/п | Название конкурса | Название команды | |
Треугольник | Квадрат | ||
1. | «Задачи в стихах» (5 баллов) |
|
|
2. | «Вопросы для команды» (1 балл за ответ) |
|
|
3. | «Магия цифр» (1 балл за пример) |
|
|
4. | «Кто самый внимательный» (5 баллов) |
|
|
5. | «Собираемся на урок математики» (1балл) |
|
|
6. | «Без слов» (3 балла за 1 пантомиму) |
|
|
ИТОГО |
|
|
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
- Беленкова Е.Ю., Лебединцева Е.А. Математика 6 класс Т-1. Задания для обучения и развития учащихся. Москва “ Интеллект-Центр”, 2007
- Предметные недели в школе. Математика/Сост. Л.В.Гончарова.- Волгоград: Учитель, 2004.
- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок – 2008/2009» DVD Диск 1. «Первое сентября» festival.1september.ru
Николай Иванович Лобачевский
(1792-1856)
Пифагор Самосский
(570 – 495 гг)
Леонард Эйлер(1707 - 1783)
Михаил Васильевич Ломоносов
(1711-1765)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация внеклассного мероприятия для 10-11 классов - Игра-викторина по физике,математике,информатике.
Презентация внеклассного мероприятия для 10-11 классов - Игра-викторина по физике,математике,информатике....
Внеклассное мероприятие для учащихся 5 - 9 классов «Путешествие по стране «МАТЕМАТИКА»».
Данное мероприятие можно провести как заключительный урок, а можно как соревнование между классами. Учитель разбивает всех участников на 4 команды, в каждую входят учащиеся с 5 по 9 класс....
Интегрированный курс для 8 класса «Исторические события глазами математиков»
Математика и история – две неразрывные области науки.Математика, в отличие от большинства других преподаваемых в школе дисциплин имеет предметом своего изучения не непосредственно вещи, составля...
Внеклассное мероприятие по математике для 5-6 классов «За страницами учебника математики»
Цель внеклассного мероприятия: развитие познавательной активности учащихся.Задачи:образовательные:• расширить круг знаний учащихся;• способствовать выявлению знаний и умений у учащихся в нестандартных...
Сценарий внеклассного мероприятия по литературе «По своим и чужим литературным страницам» для учащихся 9 класса.
Описание: предлагается сценарий мероприятия «По своим и чужим литературным страницам», который можно использовать для внеклассной работы по литературе (например, во время проведения месячни...
внеклассное мероприятие для 2-5 классов «Необычное путешествие по страницам «Книги о природе Кузбасса» Леонида Соловьёва»
Занятие включает в себя несколько элементов тесно взаимосвязанных между собой: ознакомление учащихся с учреждениями культуры города Ле-нинска- Кузнецкого, уточнение и расширение знаний о животном мире...
Внеклассное мероприятие «За страницами учебника математики» или «Курение языком математики»
Внеклассное мероприятие «За страницами учебника математики» или «Курение языком математики». 6 класс....