Интегрированный курс для 8 класса «Исторические события глазами математиков»
учебно-методический материал по алгебре (8 класс) на тему
Математика и история – две неразрывные области науки.
Математика, в отличие от большинства других преподаваемых в школе дисциплин имеет предметом своего изучения не непосредственно вещи, составляющие окружающий нас внешний мир, а количественные отношения и пространственные формы, свойственные этим вещам. Этой особенностью математической науки в первую очередь объясняются те хорошо известные методические трудности, которые неизбежно встают перед преподавателем математики и которых почти не знают преподаватели других наук: перед учителем математики стоит нелегкая задача - преодолеть в сознании учеников возникающее со стихийной неизбежностью представление о «сухости», формальном характере, оторванности этой науки от жизни и практики.
Этой же особенностью математической науки в значительной мере объясняется и специфика задач, встающих перед учителем математики, который хочет использовать преподавание своей науки в воспитательных и образовательных целях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный курс для 8 класса
«Исторические события глазами математиков»
Математика и история – две неразрывные области науки.
Математика, в отличие от большинства других преподаваемых в школе дисциплин имеет предметом своего изучения не непосредственно вещи, составляющие окружающий нас внешний мир, а количественные отношения и пространственные формы, свойственные этим вещам. Этой особенностью математической науки в первую очередь объясняются те хорошо известные методические трудности, которые неизбежно встают перед преподавателем математики и которых почти не знают преподаватели других наук: перед учителем математики стоит нелегкая задача - преодолеть в сознании учеников возникающее со стихийной неизбежностью представление о «сухости», формальном характере, оторванности этой науки от жизни и практики.
Этой же особенностью математической науки в значительной мере объясняется и специфика задач, встающих перед учителем математики, который хочет использовать преподавание своей науки в воспитательных и образовательных целях.
Пояснительная записка
Курс «История и математика. События и цифры» представляет собой элективный курс, интегрированный на основе областей знаний: история и математика.
Обратиться к историческому материалу на уроках математики меня, безусловно, подвигло моё давнее увлечение историей в целом и историей математики в частности.
Естественным в данной ситуации я считаю и огромный интерес детей к данной проблеме. Уроки с привлечением исторического материала никого не оставляют равнодушными: ни тех, для кого логика - «наука первая…из всех», ни тех, для кого важна эмоциональная окраска получаемых знаний.
Особое место об обучении математике занимают задачи, в основу которых положен исторический материал, разнохарактерные письменные источники, например, старинные задачи, сказки, свидетельства античных авторов.
Меняются школьные программы, учебники и методики обучения, взгляды учёных на отдельные исторические явления и целые эпохи. Но исторические документы обладают непреходящей ценностью. Общеизвестно, что науки не только граничат друг с другом, но и взаимно обуславливают и дополняют друг друга.
Математика и история-две неразрывные области знания.
Сведения из истории, исторические задачи сближают эти два школьных предмета. История обогащает математику гуманитарным и эстетическим содержанием, развивает образное мышление учеников. Математика, развивающая логическое и системное мышление, в свою очередь занимает достойное место в истории, помогая лучше её понять.
Как, решая проблему формирования интереса учеников к учению, использовать возможности двух школьных предметов? Сведения из истории математики, задачи исторического характера, софизмы-лишь немногие «точки соприкосновения» этих, казалось бы, далёких, но достаточно близких наук.
Цели изучения курса
- повышение уровня грамотности, расширение знаний, кругозора, увеличение интеллектуального ресурса учащихся;
- развитие навыков мышления, принятия решений;
- развитие способности к межличностному взаимодействию - коммуникативным умениям и навыкам, способности и разрешению конфликтных ситуаций.
Программа курса предполагает поэтапное развитие исследовательской культуры обучающихся, введение общих и частных методов научного познания, обозначая перед детьми поисково – исследовательские задачи, стимулирует учеников к актуализации их жизненного опыта.
Курс рассчитан на 30 часов в 8 классе.
Примерный тематический план
Тема занятия | Основные вопросы темы | Кол-во | |
Раздел I. Европа в XIX веке. | |||
1.Индустриальная революция | |||
Функции и их графики. | Достижения и проблемы: паровые машины, железные дороги, пароходы, конвертер, мартен, автомобили, дороги, мосты, развитие воздухоплавания: Монгольфье, планёры, аэростаты, дирижабли, аэропланы; новые источники энергии, средства связи | 2ч | |
Уравнения и системы уравнений. | 2ч | ||
2 Материальная культура | |||
Решение задач составлением уравнений и систем уравнений | Фотография, пишущая машинка, водоснабжение, лампы, мода | 3ч | |
3. Развитие науки | |||
Числовые дроби и дроби, содержащие переменные. Решение задач составлением уравнений | Работы Фарадея, Максвелла, Рентгена, Резерфорда, Бора, Кюри, Дарвина, Пастера, Коха | 3ч | |
4. Литература | |||
Пропорции. Золотое сечение. Математика в произведениях писателей. Проценты. | Романтизм, реализм, натурализм. Бальзак, Гейне, Байрон, Гюго, Диккенс, Золя | 2ч | |
5. Искусство | |||
Многоугольники. Золотое сечение. Круглые тела Формулы (дальность горизонта, радиус земного шара). Объем. | Гойя, Жерико, Делакруа, Домье, Курбе, Милле, Мане, Моне, Ренуар, Роден, Сезанн, Ван Гог, Шуберт, Верди, Шопен, Дебюсси Кино Архитектура | 2ч | |
Раздел II. Россия в XIX веке. | |||
6 – 8. Развитие науки. | |||
Биология: Двигубский, Дядьковский. Медицина: Пирогов. Геология. Математика: Остроградский, Лобачевский, Чебышев. Физика: Петров, Якоби, Ленц, Шиллинг, Столетов, Попов, Якоби. Химия: Кирхгоф, Гесс, Соболевский, Любарский, Зинин, Бутлеров. География: Крузенштерн, Лисянский, Беллинсгаузен, Лазарев, Невельской, Путятин | 3ч | ||
9. Русская архитектура, скульптура, живопись XIX века. | |||
Площади плоских фигур, абсолютная и относительная погрешность, приближенные значения. Действия над приближенными значениями. Решение задач составлением уравнений. | Романтизм. Модерн. Неоклассицизм. Архитектура периода эклектики. Живопись эпохи “передвижников”. | 5ч | |
10. Театр, музыка, печать и книгоиздательское дело. | |||
Оценка значений выражений. Решение неравенств с одной переменной. | Драматический театр в столицах и провинции. Русская музыка. Печать и книгоиздательское дело | 3ч | |
11. Сельское хозяйство после отмены крепостного права | |||
Решение задач с помощью квадратных уравнений | 3ч | ||
12 Итоговое занятие | Защита рефератов: | 2ч | |
Итого | 30 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/26/picture-12804-1516968847.jpg)
Ключи к экологии глазами математики
Цель курса: Дать представление о практическом применении математики в окружающем мире. Экология Сибири...
Детские книги глазами математика. Задачи по математике 5 класс
Внеклассная работа по математике 5 класс.Материал представляет собой презентацию, в которую включены задачи по математике, встречающиеся в известных литературных произведениях детских авторов, и решен...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/02/picture-871988-1483378555.jpg)
Статья "Дети с синдромом Дауна глазами математика"
Данная статья опубликована в книге "Особенный" ребенок в образовательном пространстве города (создание оптимальных условий для комплексного сопровождения ребенка с синдромом Дауна") в рамках Меж...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/08/picture-846866-1478632437.jpg)
Внеклассное мероприятие по математике в 5-6 классах «Исторические страницы математики»
Внеклассное мероприятие по математике в 5-6 классах «Исторические страницы математики»...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/08/picture-1099049-1546961729.jpg)
УУД глазами...математика, химика...
Хочется всем, кто начинает работать по новым стандартам,пожелать терпения, творчестваи достижения хороших результатов!...
![](/sites/default/files/pictures/2021/07/25/picture-1340479-1627216965.jpg)
Образовательное событие по математике «Школа моей мечты» (решение проектных задач).
Методическая разработка образовательного события по математике «Школа моей мечты» (решение проектных задач). Цель события: составить сметную документацию на о...
Дополнительная общеразвивающая программа «Мир вокруг нас - глазами математика»
Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. Математику можно отнести к всеобщим наукам. Устойчивый интерес...