Теорема Виетта
план-конспект урока по математике (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока: Теорема Виета Информация об учителе Соловьева Татьяна Николаевна, учитель математики ВКК МБОУ СОШ п. Горин, Солнечный район, Хабаровский край УМК: Алгебра -учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений авторы Ю. Н, Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова; Под ред. С. А. Теляковского. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2007. Учебник по геометрии для 7-9 классов авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев Москва «Просвещение» 2010. Программы общеобразовательных учреждений «математика» 7-9 классы М-Просвещение 2009 год, составитель Т.А. Бурмистрова, авторы Ю. Н, Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова
Вид урока: Урок новых знаний
Цель изучения
- Существенно расширить круг знаний о квадратных уравнениях;
- ввести понятие приведенного квадратного уравнения;
- привлечь внимание учащихся к изучаемому материалу применением исторического материала;
- формирование коммуникативных навыков.
- Осуществление межпредметной связи математики с географией, географией, историей.
Цели урока:
- обучающая: обобщить прежние умения и навыки, познакомить с новыми приемами решения квадратных уравнений раскрытие связей между корнями квадратного уравнения и его коэффициентами (теорема Виета); формирование способа конструирования квадратных уравнений по заданным корням (обратная теорема Виета); рассмотреть различные задания на применение теоремы Виета.
- развивающая: способствовать выработке у школьников умения обобщать изучаемые факты, формулировать выводы; развивать исследовательские навыки и самостоятельность путем составления ими уравнений; обобщить прежние умения и навыки, познакомить с новыми приемами решения квадратных уравнений, научить преодолевать трудности, настраиваться на успех в любом деле; формировать навыки сотрудничества.
воспитывающая: воспитывать культуру общения, умение слышать и слушать, доказывать свою точку зрения.
Прогнозируемый результат:
- Знать прием решения квадратных уравнений с помощью теоремы Виета
- Уметь различать приведенные квадратные уравнения, применять формулу нахождения корней приведенного квадратного уравнения .
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Форма организации деятельности: групповая. Учебное пространство разделено на 4 зоны по числу групп.
Этапы урока:
- Организационный момент 1мин
- Словарная работа 4 мин
- Проверка домашнего задания 7 мин
- Открытие новых знаний 10 мин
- Физкультурная пауза 1мин
- Закрепление новых знаний 10мин
- Тестовая самостоятельная работа 10 мин
- Рефлексия урока 2 мин
- Домашнее задание 1 мин
- Организационный момент. Слово учителя. Добрый день, ребята. Я рада вас видеть. О квадратных уравнениях можно говорить много. Это одна из интереснейших тем в алгебре, но есть такая страна – Франция, которая родила известных всему миру людей.
Слайд 1
Слайд 2
Один из них Блез Паскаль, математик, физик, литератор, философ. Ему принадлежит изречение: «Величие человека в его способности мыслить». Он столько сделал для Франции, что был увековечен на денежной купюре 500 франков. Можно согласиться со словами ученого, что величие человека в его способности мыслить, а мыслить и думать человек должен правильно.
- Словарный диктант. Проверим ваше знание математических терминов, проведем словарную работу, а рядом из этих слов составьте словосочетания. (Учащиеся в течение 5 минут работают, сдают учителю; результаты проверяются капитанами групп после урока по слайду самопроверки). Проверьте, правильно ли вы написали термины и словосочетания. Это и будет ваша первая оценка в листе самооценки. Слайд 3
- Проверка домашнего задания. В № 550 нужно было найти корни уравнения и указать их приближенное значение с точностью до 0,01 (воспользоваться микрокалькулятором). Мое дополнительное задание, сколько целых чисел между корнями уравнений.
№ 552. При каких Х верно равенство. Мое дополнительное задание, найти
Слайд 4 Слайд 5
Произведение корней уравнения
№ 578. Решить уравнение (на доске ).
Мое задание, найти сумму и разность корней уравнения с помощью числовой прямой. Результаты выполнения домашнего задания занести в лист самопроверки.
Слайд 6
Был еще один известный француз, который любил заниматься алгеброй. Его так и называют «отец алгебры». Он в удовольствие занимался алгеброй и практикой вывел свою знаменитую терему.
- Изучение нового материала.
Самостоятельная работа. Реши уравнения и сделай вывод. (Работа в группах). Капитаны отметят работу каждого в листе самопроверки
После выполнения работы данные заносятся в таблицу. Для быстрого выполнения работы можно распределить каждому уравнение. Сопоставляют свои результаты с результатами на слайде.
Кто что заметил? (учащиеся выдвигают свои предположения, что видна закономерность, сумма корней равна второму коэффициенту с противоположным знаком, а произведение равно свободному члену).
Опытным путём мы получили теорему. Первым эту закономерность тоже опытным путем вывел Франсуа Виет.
Но чтобы пользоваться теоремой, ее нужно доказать. Давайте попробуем. (Ученица у доски доказывает теорему, подготовив доказательство в качестве индивидуального домашнего задания).
- Закрепление новых знаний и применение.
Применить теорему Виета, установить, есть ли корни, найти их, не решая его.
Как узнать, имеет ли уравнение корни? (Ответ: найти дискриминант).
Устная работа.
Ребята выходят к доску и находят корни по теореме Виета.
Слайд7, слайд 8
Слайд 9
Немного отдохнем, проведя физминутку для глаз.
Проведем аналогию.
Слайд 10
У приведенного квадратного уравнения сумма корней равна второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком, а произведение равно свободному члену. А если у нас обычное уравнение, полное, как найти сумму и произведение корней? (Предполагаемый ответ: Чтобы сумму найти нужно –-b разделить на а, чтобы произведение найти, нужно свободный член разделить на а).
К доске приглашается девочка, чтобы решить уравнения по теореме Виета. Она его решает, получает корни.
А бывает так, что работая на компьютере, вы нечаянно сотрете только что сделанное. Как восстановить?
Учитель стирает решение, оставляя корни. Ученица по обратной теореме Виета восстанавливает уравнения.
- Работа по учебнику. С.128 прочитать теорему, обратную теореме Виета.
- Тестовая самостоятельная работа
1) Один из корней данного уравнения равен 4, определите второй корень уравнения. (Сл.10)
1 вариант. 2 вариант
х2 + pх + 12 = 0 х2 + pх - 12 = 0
Варианты ответов: а) – 3; б) 8; в) 3; г) – 8.
2) Один из корней данного уравнения равен 2, определите второй корень уравнения. (Сл.11)
1 вариант. 2 вариант
х2 - 8х + q = 0 х2 + 8х + q = 0
Варианты ответов: а) 10; б) - 10; в) 6; г) – 6.
3) Определите знаки корней данного квадратного уравнения, если таковые имеются. (Сл.12)
1 вариант. 2 вариант
х2 + 3х + 1 = 0 х2 - 3х – 1= 0
Варианты ответов: а) корней нет;
б) оба коря отрицательные;
в) оба корня положительные;
г) корни разных знаков.
4) Корнями данного приведенного квадратного уравнения являются два числа (Сл.13)
1 вариант. 2 вариант
х2 + 5х – 6 = 0 х2 – 5х – 6 = 0
Варианты ответов: а) – 3 и 2; б) 3 и - 2; в) 6 и – 1; г) – 6 и 1.
5) Корнями данного квадратного уравнения являются два числа (Сл.14)
1 вариант. 2 вариант
2х2 – 6х + 4 = 0 2х2 + 6х + 4 = 0
Варианты ответов: а) 1 и 2; б) 4 и – 1; в) – 4 и 1; г) – 1 и – 2.
Ключ к тесту: (Сл.12)
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 вариант | в | в | б | г | а |
2 вариант | а | б | г | в | г |
Слайд 11
- Итог урока. Так для чего нужна теорема Виета? (учащиеся отвечают).
- Рефлексия. Заполнение листа самооценки. Получение отметки за урок.
- Домашнее задание. № 580-б, 581-б, 582-б, 584-б. На пятёрку № 588, 595. Повторение № 596-б.
Урок окончен. До новых встреч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - Решение задач по геометрии 9 кл. "Площадь треугольника. Теорема синусов. Теорема косинусов."
Решение задач предусматривает умение применять знания в стандартных условиях или при небольших отклонениях от них. Так же рассматриваются задачи, в которых требуется уметь применять знания в усложненн...
Урок геометриии в 9 классе по теме «Теорема косинусов. Следствия из теоремы косинусов»
Целью урока является изучение теоремы косинусов и её следствий, формирование у учащихся навыков решения задач по данной те...
Геометрия 8 класс. Теорема, обратная теореме Пифогора
Конспект урока по геометрии в 8 классе на тему: "Теорема, обратная теореме Пифагора"...
Теорема Эйлера и правильные многогранники. Применение теоремы Эйлера к решению задач.
Контингент: 10 классЦель:Изучить классификацию правильных многогранников и их свойстваПроанализировать связь геометрии, теории чисел и алгебрыПрименять теорему Эйлера к решению задачРазвить представле...
Презентация к уроку математики в 8 классе по теме "Теорема ВИЕТТА"
В начале урока с помощью вопросов повторяется изученный материал Далее решение трёх уравнений и нахождение произведения и суммы корней. Историческая справка о Виетт. Формулировка теоремы и ей обратной...
Решение квадратных уравнений общего вида на основе теоремы, обратной теореме Виета
В данной публикации рассматривается метод быстрого решения квадратных уравнений общего вида. Дан алгоритм решения и метод краткости рассуждений. - Наличие своих технологических "находок"....
Урок алгебры "Теорема Виетта"
Урок алгебры для 8 класса по теме "Теоремма Виетта"...