рабочая программа элективного курса "Реальная математика"
рабочая программа по математике (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 г. АК-ДОВУРАКА
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ____________/С.Н.Кудерек/ « 30» августа 2016 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор школы: _________/У.Ч. Хомушку/ Приказ №130 от «30 » августа 2016 г. |
Рабочая программа
элективного курса
«Реальная математика»
для 11 класса
на 2016-2017 учебный год
Учитель: _Кужугет Изольда Юрьевна_______________________________
Рассмотрено на заседании ШМО учителей математики, физики и информатики Протокол № 1 от «29» августа_ 2016 г. | Руководитель ШМО учителей математики, физики и информатики: _________________/Ч.В. Хомушку/ |
2016 г.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 11 классов и реализуется на основе следующих документов:
Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года №1089;
БУП-2004, утвержденного приказом Минобразования РФ №1312 от 09.03.2004 г.;
РБУП образовательных учреждений Республики Тыва реализующих программы общего образования, утвержденный приказом МОиН РТ 29 августа 2012 года №953/д-1;
Учебного плана МБОУ СОШ №3 г. Ак-Довурака на 2016-2017 учебный год, утвержденного приказом директора №130 от 30 августа 2016 г.;
Данный курс рассчитан на 34 часа, предполагает чёткое изложение теории вопроса, решение типовых задач. В программе приводится примерное распределение учебного времени. Разнообразный дидактический материал даёт возможность отбирать дополнительные задания для учащихся разной степени подготовки: уровень сложности задач варьируется от простых до конкурсных и олимпиадных. Все занятия направлены на развитие интереса школьников к предмету, на расширение представлений об изученном материале, на решение новых и интересных задач.
Математика в наши дни проникает во все сферы жизни. Овладение практически любой профессией требует тех или иных знаний по математике. Особое значение в этом смысле имеет умение смоделировать математически определённые реальные ситуации. Применение на практике различных задач, связанных с окружающей нас жизнью, позволяет создавать такие учебные ситуации, которые требуют от учащегося умения смоделировать математически определённые физические, химические, экономические процессы и явления, составить план действия (алгоритм) в решении реальной проблемы. Кроме того, практика последних лет говорит о необходимости формирования умений решения задач различных типов ещё и в связи с включением их в содержание ЕГЭ.
Значительная часть учащихся испытывает серьёзные затруднения при решении текстовых задач. В большей степени это связано с недостаточной сформированностью у учащихся умения составлять план действий, алгоритм решения конкретной задачи, культурой моделирования явлений и процессов. Большинство учащихся решают такие задачи лишь на репродуктивном уровне. Задачи же на концентрацию практически не рассматриваются в школьном курсе математики, хотя включены в содержание ЕГЭ.
Ученик с первых дней занятий в школе встречается с задачей, связанной с окружающей жизнью. Сначала и до конца обучения в школе математическая задача неизменно помогает ученику вырабатывать правильные математические понятия, глубже выяснять различные стороны взаимосвязей в окружающей его жизни, дает возможность применять изучаемые теоретические положения. В тоже время решение задач способствует развитию логического мышления.
Особенности текста задачи могут определить ход мыслительного процесса при ее решении. Решение задач занимает в математическом образовании огромное место. Умение решать задачи является одним из основных показателей уровня математического развития, глубины освоения учебного материала.
Предлагаемый элективный курс «Реальная математика» демонстрирует учащимся применение математического аппарата к решению повседневных бытовых проблем каждого человека, вопросов рыночной экономики и задач технологии производства. Данный элективный курс ориентирует учащихся на обучение по естественно-научному, социально-экономическому и техническому профилю. Познавательный материал курса будет способствовать формированию устойчивого интереса учащихся к процессу и содержанию деятельности, а также познавательной и социальной активности.
Задачи занимают важное место в школьном курсе математики. Их решение способствует экономическому образованию обучающихся, развитию логического мышления, сообразительности и наблюдательности.
Значимость умения самостоятельно решать текстовые задачи не снижается с течением времени, несмотря на все достижения научно-технического прогресса, так как мы с ними сталкиваемся на уроках математики, химии, физики. Мы решаем задачи на смеси, бизнесмены часто решают задачи на проценты, о делении доходов и т.д. А знание наиболее простых формул упрощает их решение в этом и состоит актуальность нашей работы. В заданиях по ЕГЭ предлагаются задачи, решения которых требует составления уравнения, неравенства, а также их систем. На рассмотрение и отработку таких задач уходит много времени, поэтому разработанная программа-тренажер, позволит учащимся научиться быстро и правильно решать задачи.
Цели программы:
1. Расширение и углубление знаний о способах решения и средствах моделирования явлений и процессов, описанных в задачах.
2. Развитие логического мышления учащихся, их алгоритмической культуры и математической интуиции.
3. Развитие устойчивого интереса к предмету, приобщая к окружающей нас жизни.
4. Способствовать интеллектуальному развитию учащихся, формированию качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе и решения практических проблем.
Задачи программы:
1. Расширение знаний о методах и способах решения математических задач, окружающей нас жизни.
2. Формирование умения моделировать реальные ситуации.
3. Развитие исследовательской и познавательной деятельности учащихся.
4.Предоставить ученику возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету, определить готовность ученика осваивать выбранный предмет на повышенном уровне.
Таким образом, содержание курса охватывает все основные типы текстовых задач. Кроме того, содержание программы предполагает возможность работы со школьниками с разными учебными возможностями за счёт подбора разноуровневых задач. Для успешного усвоения содержания элективного курса необходимо опираться на знания учащихся по изученному ранее материалу:
Математика. Рациональные уравнения. Системы рациональных уравнений. Проценты.
Физика. Равномерное движение. Работа.
Химия. Концентрация вещества. Количество вещества.
Экономика. Цена. Стоимость.
При успешной реализации задач курса учащиеся должны знать:
1.Основные способы решения задач на составление уравнений.
2.Основные способы моделирования реальных ситуаций при решении задач различных типов.
При успешной реализации задач курса учащиеся должны уметь:
1.Работать с текстами задачи, определять её тип.
2.Составлять план решения задачи.
3.Решать задачи разного уровня (включая творческие задания) на составление уравнений.
4.Моделировать реальные ситуации, описываемые в задачах на составление уравнений.
Основные формы и методы работы:
1.Лекции (сообщение теоретического материала)
2.Семинары (уроки интересных задач)
3.Разработка проектов
4.Защита проектов
5.Решение исследовательских задач
6.Решение расчетно-экспериментальных задач
7.Работа в группах
8.Работа в парах
9.Индивидуальная работа
Психологическое обеспечение программы:
- создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях,
- применение индивидуальных, групповых и массовых форм обучения
- сравнение сегодняшних достижений учащегося с его собственными вчерашними,
- создание образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребёнка и сохранению его индивидуальности.
Предполагаемый результат:
Формирование устойчивого интереса к предмету, участие в школьном конкурсе защиты проектов, школьной олимпиаде, умение решать нестандартные задачи нестандартными методами, подбор и составление задач реальной математики.
При успешной реализации задач курса учащиеся должны знать:
1.Основные способы решения задач на составление уравнений;
2. Основные способы моделирования реальных ситуаций при решении задач различных типов;
При успешной реализации задач курса учащиеся должны уметь:
1.Работать с текстом задачи, определять её тип.
2.Составлять план решения задачи.
3.Решать задачи разного уровня (включая творческие задания) на составление уравнений.
4.Моделировать реальные ситуации, описываемые в задачах на составление уравнений.
5.Применять рациональные приёмы вычисления при решении примеров с большими числами;
6.Применять различные математические приёмы при решении практических задач (распродажа, тарифы, штрафы, голосование, смеси, сплавы, растворы, банковские операции, численность населения, миграция, и т.д.);
7. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Содержание программы.
Часть I (13 часов). Разные задачи на составление уравнений.
1. Задачи на движение. Понятия равномерного прямолинейного и равноускоренногодвижения. Основные формулы, необходимые для решения задач на равномерноепрямолинейное движение и равноускоренное движение. Задачи на движение по реке.
2. Задачи на работу и производительность.
3. Задачи на проценты. Банковские задачи. Основная формула процентов. Средний процент изменения величины. Общий процент изменения величины.
Часть II (5 часов). Задачи на смеси и сплавы.
1. Основные понятия, необходимые для решения задач: массовая(объемная) концентрация вещества, процентное содержание вещества. Решение задач, связанные с определением массовой (объемной)концентрацией вещества.
2. Решение задач, связанных с определением процентного содержания вещества.
3. Решение сложных задач на смеси и сплавы.
Часть III (10 часов). Задачи по статистике и теории вероятности.
- Статистика. Группировка информации. Табличное представление информации. Графическое представление информации. Числовые характеристики данных измерений.
- Теория вероятностей. Классическое определение вероятности. Вероятность противоположного события. Вероятность суммы несовместных событий.
Часть IV(3 часа). Работа с диаграммами, графиками.
- Работа с диаграммами.
- Работа с графиками.
Календарно -тематический план элективного курса:
«Реальная математика»
№ занятия | Содержание учебного материала | Кол-во часов | Вид занятий | Дата проведения |
Часть I | I. Разные задачи на составление уравнений | 13 | ||
1 | Задачи на проценты | 1 | Лекция с необходимым минимумом задач. | |
2 3 | Задачи с экономическим содержанием. Формула сложных процентов. | 2 | Практикум по решению задач. | |
4 | Практикум по решению задач. | 1 | Практикум по решению задач. | |
5 | Задачи на работу. | 1 | Лекция с необходимым минимумом задач. | |
6 7 | Практикум по решению задач. | 2 | Практикумы. | |
8 | Зачёт по теме «Задачи на работу» | 1 | Урок - зачет | |
9 | Задачи на движение | 1 | Лекция с необходимым минимумом задач. | |
10 | Движение по течению и против течения. | 1 | Практикумы с элементами дидактической игры. | |
11 | Равномерное и равноускоренное движение по прямой. | 1 | Беседа. Групповая работа. Практикум. | |
12 | Графический способ решения задач на движение. | 1 | Практическая работа. | |
13 | Творческий отчет по теме «Задачи на движение». | 1 | Контроль знаний. | |
Часть II | Задачи на сплавы, смеси, растворы. | 5 | ||
14 | Задачи на сплавы, смеси, растворы. | 1 | Комбинированное занятие. | |
15 16 17 | Практикум по решению задач. | 3 | Практикум по решению задач. | |
18 | Зачёт по теме «Задачи на сплавы, смеси, растворы» | 1 | Урок - зачет | |
Часть III | Задачи по статистике и теории вероятности. | 10 | ||
19 20 | Статистика | 2 | Лекция с необходимым минимумом задач. | |
21 22 23 | Практикум по решению задач. | 3 | Практикумы. | |
24 25 | Теория вероятности. | 2 | Лекция с необходимым минимумом задач. | |
26 27 28 | Практикум по решению задач. | 3 | Практикумы. | |
Часть IV | Работа с диаграммами, графики. | 3 | ||
29 | Работа с диаграммами. | 1 | Комбинированное занятие. | |
30 | Работа с графиками | 1 | Практикум по решению задач. | |
31 | Практикум по решению задач. | 1 | Практикум по решению задач. | |
Часть V 32 33 | Творческая работа подбор и составление задач реальной математики для учащихся 7-8 классов. | 2 | Частично – поисковая деятельность. | |
34 | Итоговое занятие. | 1 | Математический калейдоскоп. |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№ п/п | Наименование раздела, наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество на 25 учащихся | % обеспеченности |
Иллюстрации (плакаты) | Базовый уровень | ||
1. | Комплект таблиц « Функции и графики» | 1х10 | 100% |
Средства ИКТ | |||
Средства икт (цифровые образовательные ресурсы (цор) | |||
2. | Операционная система Windows XP | 1 | 100% |
Цор ( инструменты общепедагогические) | |||
3 | Microsoft Offis 2007 | 1 | 100% |
4 | Adobe Reader | 1 | 100% |
5 | KMPlayer | 1 | 100% |
Цор (инструменты специализированные) | |||
Диск «Математика. Справочник для школьника» | 1 | 100% | |
Диск «Алгебра 10-11» | 1 | 100% | |
Электронный учебник (диск) «Уроки алгебры 10-11 класс Кирилла и Мефодия» | 1 | 100% | |
Информационные источники ( специализированные) | |||
http://urokimatematiki.ru | |||
http://intergu.ru/ | |||
http://karmanform.ucoz.ru | |||
http://polyakova.ucoz.ru/ | |||
http://le-savchen.ucoz.ru/ | |||
http://www.it-n.ru/ | |||
http://www.openclass.ru/ | |||
Учебно-лабораторное оборудование | |||
Мультимедийный компьютер | 1 | 100% | |
Мультимедиапроектор | 1 | 100% | |
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц | 1 | 100% | |
Комплект инструментов классных: линейка, транспортир, угольник (300, 600), угольник (450, 450), циркуль | 1 | 100% |
Литература.
- Н.Я. Виленкин, Л.Н. Виленкин, Г.С. Сурвилло. и др. Алгебра 8 класс: учебное пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики. М.: Просвещение, 2012.
- И.С. Петраков. Математика для любознательных: книга для учащихся 8-11 классов. М.: Просвещение, 2000.
- Г.И.Глейзер. История математики в школе. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1981.
- А.Г. Мордкович. Алгебра 9кл. Задачник для общеобразовательных учреждений.М.:Мнемозина, 2010.
- Л.В. Кузнецова, С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович и др. ГИА алгебра. Сборник заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе. М.: Просвещение, 2014.
- А.В. Семенов, А.С. Трепалин, И.В. Ященко, П.И. Захаров. ЕГЭ 2012 математика. М.: Интеллект – Центр, 2012.
- И.В. Ященко, С.А. Шестаков, А.С. Трепалин, А.В. Семенов, П.И. Захаров. Математика ЕГЭ 11 класс 2012: типовые тестовые задания. М.: Экзамен, 2012.
- Л.Д. Лаппо, М.А. Попов. Математика ЕГЭ 11 класс: практикум. М.: Экзамен, 2014.
- М.А. Иванов. Математика без репетитора. 800 задач с ответами и решениями для абитуриентов. Учебное пособие.-М.: издательский центр «Вентана- Граф»,2012г.
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
1.Читать и понимать графики реальной зависимости;
2.Отвечать на вопросы практической направленности;
3.Составлять математические модели к задачам и работать с ними;
4.Применять рациональные приёмы вычисления при решении примеров с большими числами;
5.Применять различные математические приёмы при решении практических задач (распродажа, тарифы, штрафы, голосование, смеси, сплавы, растворы, банковские операции, численность населения, миграции и т.д.);
6.Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Предполагаемый результат:
Формирование устойчивого интереса к предмету, участие в школьном конкурсе защиты проектов, школьной олимпиаде, умение решать нестандартные задачи нестандартными методами, подбор и составление задач реальной математики для учащихся 11 классов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса "Математика в экономике"
Актуальность элективного курса «Математика в экономике» состоит в том, что он дополняет и развивает школьный курс математики, а так же является информационной поддержкой выбранного...
рабочая программа элективный курс математика-9
В курсе планиметрии встречаются задачи, связанные с «разрезанием фигуры на части и перекладыванием этих частей» при вычислении площадей многоугольников. В основе этого метода лежит понятие рав...
Рабочая программа элективного курса "Математика в жизни человека"
Описание место учебного предмета в учебном планеНа изучение элективного курса «Математика в жизни человека» в 9 классе выделено по 0,5 часа в неделю (17 часов за год).\Пояснительная запискаМатематика ...
рабочая программа элективного курса математики в 11 классе
рабочая программа...
Рабочая программа элективного курса «Математика в твоей профессии»
Курс рассчитан на 34 часа для 9 классов предпрофильной подготовки. Концепция модернизации российского образования предусматривает создание системы специализированной подготовки (профильного обуч...
Рабочая программа Элективный курс «Математика: избранные вопросы» 11 класс
Программа данного элективного курса ориентирована на рассмотрение избранных вопросов математики, как углубляющих школьный курс, так и значительно расширяющий рамки школьной программы. Рабочая программ...
Рабочая программа элективного курса " Математика для каждого"
Рабочая программа данного элективного курса расчитана на 34 часа в год, один урок в неделю. Она предназначена для учащихся девятого класса. Состоит из трёх модулей по одиннадцать часов в каждом....