Семейный фотоальбом (урок-повторение уравнении)
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему

Ельтемерова Елена Михайловна

Необычный урок-повторение темы "Уравнения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semeynye_tsennosti.pptx1.74 МБ
Файл urok.docx27.61 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Прозвенел опять звонок Начинается урок Будем мы писать, считать, уравнения решать. На уроке работай старательно, И успех тебя ждет обязательно.

Слайд 3

1) Группа живущих вместе родственников (муж и жена, родители с детьми). 2) Единство, объединение людей, сплочённых общими интересами

Слайд 4

«Семейный фотоальбом»

Слайд 5

Абу Абдаллах (или Абу Джафар ) Мухаммад ибн Муса ал Хорезьми – среднеазиатский математик, астроном, исто- рик , географ - один из крупнейших ученых средневековья.

Слайд 7

Абу Абдаллах (или Абу Джафар ) Мухаммад ибн Муса ал Хорезьми – среднеазиатский математик, астроном, исто- рик , географ - один из крупнейших ученых средневековья.

Слайд 8

(1264-х)+121=602 4 y + y =4250 (2 x +15)-25=124 Реши уравнения и найди года жизни ученого

Слайд 9

Франсуа Виет (1540-1603) —французский математик, положивший начало алгебре как науке о преобразовании выражений, о решении уравнений в общем виде, создатель буквенного исчисления.

Слайд 10

Задача: Находясь на государственной службе, Ф. Виет оставался ученым. Он прославился тем, что сумел расшифровать код перехваченной переписки короля Испании с его представителями в Нидерландах, благодаря чему король Франции был полностью в курсе действий своих противников. Код был сложным, сами придворные ученые пытались расшифровать его и разделились на 2 группы. Количество вычисленных символов одной группы, которым руководил Ф.Виет было в 2 раза меньше, чем количество символов другой группы. А вместе у них получилось1800 символов. Под руководством Виеты группа смогла расшифровать код. Решите задачу и скажите сколько символов было в коде найденном Виетой ?

Слайд 11

«Я приложил все свое рвение, усердие и уменье, чтобы найти правило для решения кубических уравнений, и, благодаря благосклонной судьбе, мне удалось это сделать за 8 дней до срока» Николо Тарталья Никколо Тарталья (1499 – 13 декабря 1557) – итальянский математик, инженер сооружений , геодезист, имя которого неразрывно связано с разработкой способа решения кубических уравнений.

Слайд 12

Джерола́мо Карда́но 1501-1576 итальянский математик, инженер, философ, медик и астролог . В его честь названы открытые формулы решения кубического уравнения ( Кардано был их первым публикатором), карданов подвес и карданный вал.

Слайд 13

Физкультминутка Дружно с вами мы считали и про числа рассуждали, А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли. На счет раз кулак сожмем, на счет два в локтях сожмем. На счет три — прижмем к плечам, на 4 — к небесам Хорошо прогнулись, и друг другу улыбнулись Про пятерку не забудем — добрыми всегда мы будем. На счет шесть прошу всех сесть. Числа, я, и вы, друзья, вместе дружная 7-я.

Слайд 14

Лестница успеха Проанализируйте свою работу на уроке и поставьте себя на одну из ступенек лестницы успеха На уроке все было понятно, успел выполнить все задания, доволен своей работой, работой в группе. Урок в целом удался. Цель урока достигнута. Большая часть нового материала понятна, выполнил почти все задания, работа не доставила особых проблем. Затрудняюсь в 1-2-х моментах. Есть к чему стремиться Многое на уроке было непонятно, с большинством заданий не справился, не доволен своей работой, работа была затруднительной. Необходима дополнительная консультация. Впереди много работы .

Слайд 15

Домашнее задание § 14,15 (? п осле параграфа) №639 ( ж,з,и,к,л,м ).

Слайд 16

Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

Цель урока:обобщить имеющиеся знания учащихся при решении уравнений и задач и проверить уровень усвоения материала.

Задачи урока:

  • Образовательные: повторение, обобщение и систематизация пройденного материала, контроль усвоения знаний, умений и навыков по решению уравнений.
  • Развивающие: развитие интереса к предмету, повышение познавательной активности учащихся на уроках математики; развитие кругозора в области истории математики; развитие логического мышления, речи, памяти.
  • Воспитательные: воспитание активности, умения общаться, аккуратности, самостоятельности и взаимопомощи.

Учебно-методическое обеспечение:  Учебник математики 5-й класс, авторы: Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С.И. Шварцбурд.

Время реализации урока: 40 минут.

Авторский медиапродукт:

  • среда – MicrosoftOfficePowerPoint (наглядная презентация учебного материала),
  • среда – Microsoft Office Excel (тест).

Необходимое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки.

План проведения урока:

Этапы урока

Временная реализация (мин)

1. Организационный момент

2

2. Подготовка к теме урока

5

3.Историческая справка. Повторение.

15

4. Физкультминутка

3

5. Тест, выполненный в среде MicrosoftOfficeExcel ,решение уравнении на местах

10

7. Физкультминутка

2

8. Подведение итогов урока

2

9. Домашнее задание

1

Ход урока

  1. Организационный момент

Прозвенел опять звонок

Начинается урок

Будем мы писать, считать, уравнения решать.

На уроке работай старательно, и успех тебя ждет обязательно.

Раздать оценочные листы учета знаний, листы с рефлексией.

II Подготовка к теме урока

Здравствуйте ребята и уважаемые гости. Перед вами на экране слайд с картинками, что вы перед собой видите? Обучающиеся называют (семья, дети, традиции). Давайте подумаем, что же их объединяет или какие ассоциации у вас возникают. Да, мы сегодня наш урок не простой он посвящен семье и семейным ценностям.

Что такое семья? Кто может ответить на этот вопрос?

Почти все мы выросли в семьях, хотя и не всегда – в полных. Казалось бы, все должны знать, что это такое – семья. Но оказывается, что, на самом деле, почти никто из современных не знает, что такое на самом деле семья.

Словарь русского языка пишет об этом

1)Группа живущих вместе родственников (муж и жена, родители с детьми).

2) Единство, объединение людей, сплочённых общими интересами 

Мы рассмотрим сегодня второе понятие.  

У каждого человека свои традиции и ценности. У кого-то это посещение родственников, у кого-то подарки, у кого-то сохранение старых вещей и фотоальбомов. У каждого свои семейные ценности – для математики – это наследие которое оставили великие ученные, традиции математических решении. Поэтому наш урок будет называть «семейный фотоальбом». Что мы проходили на прошлом уроке? Решали задачи с помощью уравнении. Кто знает откуда появились уравнения?

IIIИсторическая справка. Повторение.

Открываем первый лист нашего фотоальбома:

Абу Абдаллах (или Абу Джафар) Мухаммад ибн Муса ал Хорезми (783–850) – среднеазиатский математикастрономисторикгеограф один из крупнейших ученых средневековья.

В сочинении «Краткая книга об исчислении алгебры и алмукабалы» ученый представляет шесть основных типов уравнений и предлагает способы их решения. Пользуясь его термином «ал-джабр» в латинской транскрипции, европейские ученые  и стали определять созданную им науку о решении квадратных и линейных уравнений, со временем трансформировавшуюся в современную алгебру.

Теперь давайте откроем тетради, запишем число и классная работа.

На слайде рассказали об ученом, о его достижениях, но чего-то не хватает, посмотрите на слайд, и скажите о чем я не проговорила? Правильно о годах жизни ученого, решив уравнения мы с вами найдем эти числа.

(1264-х)+121=602

4y+y=4250

(2*x+15)-25=124

Простые уравнения мы с вами рассматривали в начальном классе и повторяли в 5 классе, учились решать новые виды уравнения. Аль-Хорезми большую часть жизни посвятил решению уравнении, у него были и последователи, те кто решал уравнения уже более сложные (второй и третьей степени). Открываем следующий лист фотоальбома:

«Все математики знали, что под алгеброй и алмукабалой... скрыты несравненные сокровища, но не умели их найти. Задачи, которые они считали наиболее трудными, совершенно легко решаются десятками с помощью нашего искусства...»

Франсуа Виет (1540-1603) — французский математик. Замечательный французский математик, положивший начало алгебре как науке о преобразовании выражений, о решении уравнений в общем виде, создатель буквенного исчисления.

Виет первым стал обозначать буквами не только неизвестные, но и данные величины. Тем самым ему удалось внедрить в науку великую мысль о возможности выполнять алгебраические преобразования над символами, то есть ввести понятие математической формулы. Этим он внес решающий вклад в создание буквенной алгебры, чем завершил развитие математики эпохи Возрождения и подготовил почву для появления результатов Пьера ФермаРене ДекартаИсаака Ньютона.

Кроме этого мы с вами познакомимся в 8 классе с теоремой Виета, которая нам поможет решать уравнения 2 степени.

Задача: Находясь на государственной службе, Ф. Виет оставался ученым. Он прославился тем, что сумел расшифровать код перехваченной переписки короля Испании с его представителями в Нидерландах, благодаря чему король Франции был полностью в курсе действий своих противников. Код был сложным, сами придворные ученые пытались расшифровать его и разделились на 2 группы в одной из них был сам ученный: количество символов одной группы было больше в 2раза, чем количество символов другой группы. А вместе у них получилось1800. Под руководством Виеты группа смогла расшифровать код. Решите задачу и скажите сколько символов было в коде найденном Виетой?

Решим эту задачу в тетради.

Код содержал до 600 различных знаков, которые периодически менялись. Испанцы не могли поверить, что его расшифровали, и обвинили французского короля в связях с нечистой силой.

Перелистнем этот лист прошлого и увидим здесь двух друзей, а может и врагов.

«Я приложил все свое рвение, усердие и уменье, чтобы найти правило для решения кубических уравнений, и, благодаря благосклонной судьбе, мне удалось это сделать за 8 дней до срока» Николо Тарталья 

Никколо Фонтана Тарталья (14991557) — итальянский математик.По словам Тартальи, он самостоятельно открыл общий алгоритм решения кубических уравнений, несколько ранее найденный Сципиономдель Ферро. В 1539 годуТарталья передал описание этого метода Дж. Кардано, который поклялся не публиковать его без разрешения Тартальи. Несмотря на обещание, в 1545 году Кардано опубликовал этот алгоритм в работе «Великое искусство», и по этой причине он вошёл в историю математики как «формула Кардано».Джерола́мо (Джироламо, Иероним) Карда́но 1501-1576Рим) — итальянский математикинженерфилософмедик и астролог. В его честь названы открытые Сципиономдель Ферро формулы решения кубического уравнения (Кардано был их первым публикатором), карданов подвес и карданный вал.

На этом мы закроем наш альбом, хотя он имеет очень много страниц, эти 3 листа, это только начало изучении уравнении, еще есть уйма математиков, которые занимались данным вопросом. Повторив, тему я вас прошу выполнить тест на компьютере

IVФизкультминутка

Дружно с вами мы считали и про числа рассуждали,

А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли.

На счет раз кулак сожмем, на счет два в локтях сожмем.

На счет три — прижмем к плечам, на 4 — к небесам

Хорошо прогнулись, и друг другу улыбнулись

Про пятерку не забудем — добрыми всегда мы будем.

На счет шесть прошу всех сесть.

Числа, я, и вы, друзья, вместе дружная 7-я.

V. Тест, выполненный в среде MicrosoftOfficeExcel

Ученики садятся за компьютеры и выполняют тест по теме «Уравнение» в среде MicrosoftOfficeExcel. Сначала крайние ряды у вас за компьютерным столом есть оценочный лист. Решите уравнения и запишите свою фамилию и количество баллов которые вы заработали. На решение у вас 5 минут.

Вторая половина класса пока открывает учебники и решаем уравнения стр. 97 №647

VII. Подведение итогов урока

Ученики выставляют баллы в оценочные листы.

Рефлексия.

– Как вы считаете, кто из вас работал в полную силу своих возможностей, чувствовал себя уверенно?
– А кто из вас работал хорошо, но не полную силу, испытывал чувство неуверенности, боязни, что отвечу неправильно?
– А у кого из вас не было желания работать, то есть сегодня не ваш день?
– А сейчас я попрошу вас заполнить листы с рефлексией.

X. Домашнее задание

Домашнее задание §14,15 (? после параграфа) №639 (ж,з,и,к,л,м).

Список использованной литературы:

  1. Гусева И. Л., Пушкин С. А., Рыбакова Н. В. Тестовые материалы для оценки качества обучения. Математика. 5 класс, М: Интеллект-центр, 2012.
  2. Ерина Т. М. Рабочая тетрадь  по математике к учебнику Н. Я. Виленкина и др. «Математика. 5 класс», М.: Экзамен, 2013.
  3. Попов М. А. Дидактические материалы к учебнику Н. Я. Виленкина и др. «Математика. 5 класс», М.: Экзамен, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Использование современных технологий на уроках повторения в 11 классе по теме "Логарифмы и логарифмические уравнения"

Обобщение и систематизация изученного материала по теме "Логарифмы и логарифмические уравнения " в 11 классе....

Обобщающий урок - повторение в 9 классе по теме "Решение уравнений" с использованием презентации.

Цель урока: создание условий для представления учащимися целостной картины темы "Решение уравнений".Задачи: Повторить виды уравнений и способы их решения, способствовать восполнению существующих пробе...

Открытый урок по алгебре и началам в 10 классе « ЕГЭ на «5»!» (Интерактивные технологии с применением ИКТ, обобщающий урок повторения по теме «Тригонометрические преобразования, уравнения и неравенства»)

Задача урока: Развивая, обучать и воспитывать.Обучающая цель: Привести в систему знания, полученные по данной теме, тем самым подготовить учащихся к сдаче выпускного и вступительного экзамена по матем...

Решение уравнений (урок повторения и закрепления)

Тема: Решение уравнений (урок повторения и закрепления) Цели урока:  образовательные: закрепить умение решать линейные уравнения и задачи, решаемые с     помощью уравнений...

"Семейный фотоальбом"

Конспект классного часа"Семейный фотоальбом" для 6 класса. Направлен на воспитание добрых качеств у обучающихся, воспитанников, умения дружить и бережно относиться друг к другу; воспитывать ...

УРОК-ПОВТОРЕНИЕ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОГЭ Повторение и обобщение методов решения линейных и квадратных уравнений.

Повторение и обобщение методов решения линейных и квадратных уравнений....

Конспект урока по математике 6 класс. Дистанционное обучение. Тема урока «Повторение темы: «Неравенства с модулями. Решение уравнений»».

Методическая разработка урока математики  для учащихся 6 класса по теме: « Повторение темы: «Неравенства с модулями. Решение уравнений». Составлена в соответствии с программой д...