Мастер-класс "Использование современных технологий на уроках повторения в 11 классе по теме "Логарифмы и логарифмические уравнения"
методическая разработка по алгебре (11 класс) по теме
Обобщение и систематизация изученного материала по теме "Логарифмы и логарифмические уравнения " в 11 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мастер-класс "Использование современных технологий на уроках повторения в 11 классе | 697 КБ |
Предварительный просмотр:
МАСТЕР – КЛАСС
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ПОВТОРЕНИЯ В 11 КЛАССЕ
по теме: «ЛОГАРИФМЫ И ЛОГИРИФМИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ».
ЦЕЛЬ УРОКА: Обобщить и систематизировать изученный материал по теме: « Логарифмы. Логарифмические уравнения. Показать методические приёмы решения логарифмов и логарифмических уравнений через систему знаний учащихся 11 класса.
ЗАДАЧИ УРОКА:
- Создать условия для повторения, закрепления и углубления знаний свойств логарифма, при выполнении заданий, связанных с преобразованием логарифмических выражений, при отработке основных методов решения логарифмических уравнений, для развития логического мышления при подборе метода решения.
- Способствовать развитию познавательных и исследовательских умений учащихся, повышению культуры общения.
- Способствовать развитию у учащихся навыков взаимоконтроля и самоконтроля знаний.
ХОД УРОКА:
В своей педагогической деятельности использую технологию обучения математики на основе решения задач и технологию системы эффективных уроков. Особое внимание уделяю организации начала урока. Удачно выбранный вид деятельности в начале урока настраивает на плодотворную работу. Творческие, причем посильные задания наиболее цепко держат внимание ребят, включают их в урок, обеспечивают положительную мотивацию.
Французский писатель Анатоль Франс ( 1844-1924) заметил: « Что учиться можно только весело…Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом».
Последуем совету писателя: будем на уроке активны, внимательны, будем « поглощать» знания с большим желанием, ведь они скоро нам понадобятся для успешной сдачи экзамена.
Перед нами стоит задача: повторить логарифмы, свойства логарифмов и решение логарифмических уравнений.
З а д а н и е 1.
Разминка. « Морской бой»
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
А | |||||||||
B | |||||||||
C | |||||||||
D | |||||||||
E | |||||||||
F | |||||||||
G |
ОТВЕТ:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
A | 2 | 3 | 3 | 5 | 2 | 3 | 2 | 4 | 2 |
B | 1,5 | 1,5 |
|
| 2 |
|
| 2 |
|
C |
| 7 |
|
| 3 |
|
|
|
|
D | 1 | 250 | 1 | 1 | 63 | 0,2 | 0,25 | 0,5 | 8 |
E | -2 | -1 | -3 | 3 | -3 | 3 | 5 | 8 | 9 |
F | -2 | -4 | -4 | -2 | -3 | -5 | 2 | -1 |
|
G | 2 | 0 | 0 | 0 | 9 | 125 | 3 | 0,5 | 0,04 |
В это время на доске за крыльями два ученика исправляют ошибки в формулах:
1) 1)
2) 2)
3) 3)
4) 4)
5) 5)
Проверка всей работы учащимися с комментарием ошибок.
Вопрос учителя: Какие этапы существуют в решении логарифмических уравнений?
Ответы учащихся:
Решение уравнений, как правило, осуществляется в 3 этапа:
а) Технический. На этом этапе осуществляют преобразования по схеме (1)(2) (3) (4) … и находят корни последнего ( самого простого) уравнения указанной цепочки.
б) Анализ решения. Анализируя проведенные преобразования, отвечаем на вопрос, все ли они были равносильными.
в) Проверка. Если анализ показывает, что некоторые преобразования могли привести к уравнению – следствию, то обязательна проверка всех найденных корней.
Вопрос учителя: Какие основные методы решения логарифмических уравнений вы знаете?
- Функционально графический
- Метод потенцирования
- Метод введения новой переменной
- Метод логарифмирования
- Метод решения уравнения по определению логарифма.
- Метод разложения на множители.
Вопрос учителя: Назовите методы решения, которые целесообразно использовать для следующих уравнений:
1)
2)
3)
4)
5)
6)
- Потенцирования
- Функционально – графический
- Введения новой переменной
- По определению логарифма
- Логарифмирования
- Разложение на множители.
Вопрос учителя:
-При использовании метода логарифмирования в чем необходимо убедиться перед решением?
- в том, что левая и правая части уравнения положительны.
Вопрос учителя:
- Объясните какие рассуждения необходимо провести при решении уравнения 2).
- у = lg x – возрастающая функция, у = 11 – х – убывающая, значит, графики этих монотонных функций будут иметь одну точку пересечения. Подбором находим, что х = 10.
Вопрос учителя:
- Что необходимо знать для проведения преобразования логарифмических уравнений ?
* Определение логарифма
* Свойства логарифмов
* Формулу перехода от одного основания логарифма на другое.
Учитывая сказанное, решите устно:
а)
.
б)
в)
Работа в тетрадях и на доске письменно на три группы. По одному человеку у доски.
Решить уравнения:
1) 1) 1)
пост.к.
Вопрос учителя: Как в этих уравнениях проверить корни в этих уравнениях ?
Решая следующие уравнения, учащиеся выбирают целесообразные методы решения.
2) 2) 2)
ОДЗ: x > 0 x > 0.
3) 3) 3)
Т.к. ОДЗ: х > 0, то убеждаемся в том, что обе части уравнения положительны.
Важнейшим элементом решения логарифмических уравнений является нахождение ОДЗ или проверка корней.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ: Важно отметить следующее: существуют несколько методических подходов к решению логарифмических уравнений.
- Сначала найти ОДЗ уравнения для чего решить систему неравенств , затем решить уравнение и сделать проверку корней по ОДЗ.
- Не находить ОДЗ, а сразу решать уравнение . Найденные корни проверить непосредственно подстановкой в исходное уравнение.
НЕДОСТАТКИ:
1го способа: нахождение ОДЗ может быть весьма затруднительным, отвлекающим от основной работы – решения уравнения. А ведь уравнение может и не иметь корни.
2го способа: Рискуем «нарваться» на проверку «плохих» корней.
Можно предложить 3й подход, который учитывает недостатки 1го и 2го:
а) Решить уравнение .
б) Если уравнение имеет корни – сделать проверку, составив систему неравенств .
в) Не решать систему, а проверить найденные корни уравнения подстановкой в неравенства системы.
РЕЗЕРВ: ЛОГАРИФМИЧЕСКАЯ « КОМЕДИЯ 2 > 3»
В чем ошибка этого доказательства ?
.
ЗАДАНИЕ НА ДОМ:
1)
2)
3)
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ ДЛЯ УСТНОГО СЧЕТА:
« МОРСКОЙ БОЙ»
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
А | |||||||||
B | |||||||||
C | |||||||||
D | |||||||||
E | |||||||||
F | |||||||||
G |
ОТВЕТ:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
A | 2 | 3 | 3 | 5 | 2 | 3 | 4 | 4 | 2 |
B | 1,5 | 1,5 |
|
|
|
|
| 2 |
|
C |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
D | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0,5 | 2 | 5 | 8 |
E | -2 | -1 | -3 | 3 | -3 | 3 | 5 | 8 | 9 |
F | -2 | -4 | -4 | -2 | -3 | -5 | 2 | -1 |
|
G | 2 | 0 | 0 | 0 | 9 | 125 | 3 | 0,5 | 0,04 |
Разминка. « Морской бой»
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
А | |||||||||
B | |||||||||
C | |||||||||
D | |||||||||
E | |||||||||
F | |||||||||
G |
ОТВЕТ:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
A | 2 | 3 | 3 | 5 | 2 | 3 | 2 | 4 | 2 |
B | 1,5 | 1,5 |
|
| 2 |
|
| 2 |
|
C |
| 7 |
|
| 3 |
|
|
|
|
D | 1 | 250 | 1 | 1 | 63 | 0,2 | 0,25 | 0,5 | 8 |
E | -2 | -1 | -3 | 3 | -3 | 3 | 5 | 8 | 9 |
F | -2 | -4 | -4 | -2 | -3 | -5 | 2 | -1 |
|
G | 2 | 0 | 0 | 0 | 9 | 125 | 3 | 0,5 | 0,04 |
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ЛОГАРИФМИЧЕСКИХ УРАВНЕНИЙ.
а) Технический. На этом этапе осуществляют преобразования по схеме (1)(2) (3) (4) … и находят корни последнего ( самого простого) уравнения указанной цепочки.
б) Анализ решения. Анализируя проведенные преобразования, отвечаем на вопрос, все ли они были равносильными.
в) Проверка. Если анализ показывает, что некоторые преобразования могли привести к уравнению – следствию, то обязательна проверка всех найденных корней.
НЕСКОЛЬКО МЕТОДИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К РЕШЕНИЮ ЛОГАРИФМИЧЕСКИХ УРАВНЕНИЙ.
- Сначала найти ОДЗ уравнения для чего решить систему неравенств , затем решить уравнение и сделать проверку корней по ОДЗ.
- Не находить ОДЗ, а сразу решать уравнение . Найденные корни проверить непосредственно подстановкой в исходное уравнение.
НЕДОСТАТКИ:
1го способа: Нахождение ОДЗ может быть весьма затруднительным, отвлекающим от основной работы – решения уравнения. А ведь уравнение может и не иметь корни.
2го способа: Рискуем «нарваться» на проверку «плохих» корней.
Можно предложить 3й подход, который учитывает недостатки 1го и 2го:
а) Решить уравнение .
б) Если уравнение имеет корни – сделать проверку, составив систему неравенств .
в) Не решать систему, а проверить найденные корни уравнения подстановкой в неравенства системы.
РЕШИТЕ УРАВНЕНИЯ
1) 1)
1)
2) 2)
2)
3) 3) 3)
Назовите методы решения, которые целесообразно использовать для следующих уравнений:
1)
2)
3)
4)
5)
6)
РЕШИТЕ УСТНО:
а)
б)
в)
РЕШЕНИЕ УСТНЫХ УРАВНЕНИЙ:
а) .
б)
в)
ЛОГАРИФМИЧЕСКАЯ « К О М Е Д И Я 2 > 3 »
2 > 3
В чём ошибка этого доказательства ?
2 < 3.
ЗАДАНИЕ НА ДОМ:
1)
2)
3)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - семинар в 11 классе "Решение показательных и логарифмических уравнений с модулем"
Данный урок - семинар рекомендуется для работы в профильном классе, а также материал этого занятия можно использовать на факультативном занятии. Здесь предложен конспект урока, презентация, разадаточн...
Урок-практикум с применением НРК "Практическое применение логарифмических уравнений"
Не секрет, что сейчас, в большинстве случаев, преподавание математики сводится к отработке умения и навыков решения задач, встречающихся в ЕГЭ, но не все учащиеся видят в этом заинтересованность в пре...
Конспект урока по алгебре и началам анализа в 11 классе по теме:"Решение логарифмических уравнений"
В конспекте рассматриваются основные понятия по заданной теме: определение и свойства логарифмов и логарифмической функции, правила вычисления логарифмов, способы решения логарифмиче...
Конспект урока алгебры в 11 классе по теме "Решение логарифмических уравнений"
Урок обобщения и систематизации знанийЦель: Повторить и развить методы решения логарифмических уравнений.Задачи: Формирование универсальных учебных действий...
Презентация к уроку алгебры в 10 классе по теме " «Решение логарифмических уравнений и неравенств – поиск ошибок»"
Презентация к уроку алгебры в 10 классе по теме " Решение логарифмических уравнений и неравенств - поиск ошибок"...
Урок алгебры в 11 классе "Решение показательных и логарифмических уравнений"
Презентация предназначена для проведения урока по алгебре (11 класс).Урок адресован:- учителям математики, работающим в выпускных классах, которым нужно не просто закрепить тему, но и подготовит...
Повторение 11 класс Решение показательных и логарифмических уравнений и неравенств
Рассматривается материал повторения решения показательных и логарифмических уравнений и неравенств...