Методическая разработка урока математики в 6 классе «Отрицательные числа их изображение на координатной прямой»
план-конспект урока по математике (6 класс)
Методическая разработка урока математики в 6 классе относится к главе 3 «Отрицательные числа». Урок «Отрицательные числа их изображение на координатной прямой» - это первый из четырех уроков данной темы.
Отрицательные числа вводятся на основе симметрии на координатной прямой.
На уроке продолжена работа по формированию:
· понятий центральная симметрия, множества, натуральные и дробные числа;
· умения выполнять арифметические действия с обыкновенными и десятичными дробями;
· умения работать с координатной прямой, строить на ней точки с соответствующими заданными координатами, находить координаты точки отмеченной на координатной прямой;
· умения находить необходимую информацию в различных источниках (текст учебника, сообщение одноклассников, рассказ учителя, иллюстрации, чертежи, Интернет) и представлять её в рзличной форме( словесной, табличной, графичиской, символической), обрабатывать, хранить и передавать информацию;
· умения анализировать различные математические понятия, проводить сравнение, определять в них общее и различия, систематизировать знания о числах.
Данный урок имеет большое воспитательное значение, так как способствует формированию научного мирровозрения и воспитанию отношения к математике, как к части общечеловечечской культуры, играющей особую роль в общечеловеческом развитии.
Основная технология обучения, применяемая на уроке это технология развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК) (статья «Принципы конструирования урока в формате ФГОС общего образования», Матвеева Татьяна Евгеньевна, кандидат педагогических наук, г. С.-Петербург)
Технология развития информационно-интеллектуальной компетентности представляет собой поэтапную организацию освоения учебной информации. Это – инновационная педагогическая технология работы с информацией, раскрывает общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, предполагающие освоение учителем и учеником методов эффективной работы с учебной информацией и является инструментом, обеспечивающим продуктивный и практически значимый учебный процесс
Преимущества технологии:
• стимулирование учащихся к изучению учебного предмета.
• преодоление возможных затруднений и создание ситуации успеха.
• комплексное освоение материала для применения в практической деятельности.
• формирование метапредметных, личностных и предметных умений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта | 36.11 КБ |
Презентация к уроку | 1.48 МБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока математики в 6 классе
«Отрицательные числа их изображение
на координатной прямой»
Башаримова Мария Юрьевна,
МКОУ ШР «СОШ № 4»,
учитель математики
г. Шелехов
2016 год
Пояснительная записка
Методическая разработка урока математики в 6 классе относится к главе 3 «Отрицательные числа». Урок «Отрицательные числа их изображение на координатной прямой» - это первый из четырех уроков данной темы.
Отрицательные числа вводятся на основе симметрии на координатной прямой.
На уроке продолжена работа по формированию:
- понятий центральная симметрия, множества, натуральные и дробные числа;
- умения выполнять арифметические действия с обыкновенными и десятичными дробями;
- умения работать с координатной прямой, строить на ней точки с соответствующими заданными координатами, находить координаты точки отмеченной на координатной прямой;
- умения находить необходимую информацию в различных источниках (текст учебника, сообщение одноклассников, рассказ учителя, иллюстрации, чертежи, Интернет) и представлять её в рзличной форме( словесной, табличной, графичиской, символической), обрабатывать, хранить и передавать информацию;
- умения анализировать различные математические понятия, проводить сравнение, определять в них общее и различия, систематизировать знания о числах.
Данный урок имеет большое воспитательное значение, так как способствует формированию научного мирровозрения и воспитанию отношения к математике, как к части общечеловечечской культуры, играющей особую роль в общечеловеческом развитии.
Основная технология обучения, применяемая на уроке это технология развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК) (статья «Принципы конструирования урока в формате ФГОС общего образования», Матвеева Татьяна Евгеньевна, кандидат педагогических наук, г. С.-Петербург)
Технология развития информационно-интеллектуальной компетентности представляет собой поэтапную организацию освоения учебной информации. Это – инновационная педагогическая технология работы с информацией, раскрывает общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, предполагающие освоение учителем и учеником методов эффективной работы с учебной информацией и является инструментом, обеспечивающим продуктивный и практически значимый учебный процесс
Преимущества технологии:
- стимулирование учащихся к изучению учебного предмета.
- преодоление возможных затруднений и создание ситуации успеха.
- комплексное освоение материала для применения в практической деятельности.
- формирование метапредметных, личностных и предметных умений.
Сценарий урока (технологическая карта урока)
Тема урока: Отрицательные числа их изображение на координатной прямой (1 урок) | |||
Цели урока: для учителя – расширить представления учащихся о числе путем введения отрицательных чисел; обучающие – формирование понятия положительного, отрицательного, неположительного, неотрицательного чисел, координатной прямой, уметь отмечать числа на координатной прямой, ; развивающие – способствовать развитию познавательной активности детей, логического мышления, умения сравнивать, рассуждать, делать выводы; воспитывать доброжелательное отношение к коллективу и окружающим; включить новые знания в общую систему знаний для интеллектуального развития личности ребенка на уроке; развивать математическую культуру речи и письма; интерес к предмету. воспитательные – воспитывать доброжелательное отношение к коллективу и окружающим; дисциплинарные навыки; интерес к предмету. для учащихся – знать какие числа являются отрицательными(множество отрицательных чисел); уметь их записывать, читать, отмечать на координатной прямой; уметь работать фронтально в больших группах; научиться публично выступать. Планируемые результаты (УУД) Предметные результаты – научится приводить примеры использования в окружающем мире положительных и отрицательных чисел (температура, выигрыш-проигрыш, выше-ниже уровня моря и т. п.), определять положительные, отрицательные числа, множество отрицательных чисел; Личностные – логически мыслить; ясно, точно, грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи; Регулятивные – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; Познавательные – самостоятельное создание алгоритма деятельности при решении проблемы; умение выделять главное, существенное; ориентация в возможностях информационного поиска; умение осознанно строить речевое высказывание; Коммуникативные – готовность к сотрудничеству с одноклассниками, коллективной работе. | |||
Тип и вид урока - урок усвоение новых знаний Формы работы: - фронтальная -самостоятельная Методы обучения: - репродуктивный (рассказ учителя, сообщение ученика); - частично-поисковый (работа с текстом учебника, печатной рабочей тетрадью); - творческий (применение положительных и отрицательных чисел); - наглядный (мультимедийная презентация); - практический (заполнение таблицы). | |||
Основные термины и понятия – отрицательные, положительные числа, координатная прямая. | |||
Перечень оборудования для учителя и учащихся: - мультимедийная презентация «Отрицательные числа их изображение на координатной прямой»; ранее просмотренная и скорректированная самостоятельная работа учащегося - мультимедийная презентация и сообщение по теме «История возникновения отрицательных чисел»; - рабочая тетрадь | |||
Учебник: Г. К. Муравин, О.В. Муравина, Математика. 6 класс: – М.: Дрофа, 2014 | |||
Организационная структура урока
| |||
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия на уроке |
Мотивация к учебной деятельности 1 минута | Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку | Настрой на начало урока, самоконтроль готовности к уроку | Фронтальная беседа |
Актуализация знаний 3 минуты
| Мотивационно значимое «ситуативное» практико-ориентированное задание, связанное с изучаемой темой «Термометр» Рефлексия Что дало каждому из вас участие в такой работе? | Фронтальная беседа о термометре и о положительной и отрицательной температуре (координатная прямая, симметрия) Рефлексия Участвуя в обсуждении и ответах, я …. | Фронтальная работа (слайды мультимедийной презентации), метод «Аргумент» формирует умение обосновывать, доказывать, делать вывод;
|
Постановка цели задачи урока
3 минуты | Как вы думаете, какая тема урока? Что мы будем изучать сегодня на уроке? Цель урока? Уточняет шаги, тип урока цель. Организует работу
| Отвечают на вопросы учителя. Проговаривают тип урока и называют шаги учебной деятельности. Записывают тему урока в тетрадь. | Фронтальная беседа с привлечение наглядности (слайды мультимедийной презентации), метод «Планус» формирует умение составлять план |
Изучение нового материала 5 минут
| Беседа по вопросам: Где расположены отрицательные числа по отношению к нулю? Где положительные числа? А ноль? Ниже нуля это значит меньше или больше нуля? Какие числа называются Определение: Числа меньшие нуля называют отрицательными. Числа большие нуля называют положительными. Число нуль не относится ни к положительным, ни к отрицательным числам. Запишите определения в тетрадь. Как отличить отрицательные и положительные числа? | Ответы: Ниже Выше Меньше Больше Нуль ни положительное и ни отрицательное Записывают определение в тетрадь Ответы: Знак + Знак - | Фронтальная беседа (слайды мультимедийной презентации) |
Самостоятельная работа с самопроверкой (сигнальные карты) 4 минуты | Снимите показания термометров и запишите себе в тетрадь | Записывают ответы в тетрадь. Проверка с помощью сигнальных карточек (да - зеленый, нет - красный) | Фронтальный опрос (слайды мультимедийной презентации) |
Первичное осмысление и закрепление Работа с учебником, в тетрадях, в печатных тетрадях. 6 минут 7 минут | Выполнение №384, 385, № 89 (рабочая тетрадь)
Оценим работу | Записывают в тетрадь, обсуждают (комментирование) 1 учащийся выполняет номер №385 (на доске), чтобы остальные учащиеся не видели, затем проверяем и оцениваем его работу всем классом. | Организация деятельности учащихся по освоению учебной информации на уровне «понимания»; работа в тетрадях (слайды мультимедийной презентации), фронтальная, индивидуальная работасигнальные карты для проверки. |
№386 (90) | Заполняют таблицу, выходят к доске и на термометре иллюстрируют свои ответы (термометр изображен на доске, или на макете термометра, или с помощью электронного учебника) | Организация деятельности учащихся по освоению учебной информации на уровне «умения»; заполнение таблицы метод «Структур» направлен на осмысление информации путем выделения главного, установления последовательности и взаимосвязей внутри текста | |
5 минут | Где мы применяем положительные и отрицательные числа? Направляет и организует работу учащихся. Вспомните предметы, которые вы изучаете. Демонстрация слайдов как визуальная поддержка выступления | Ответы: -температура; -ниже уровня моря и выше уровня моря, -дальнозоркость и близорукость, -шкала времени | метод «Аргумент» формирует умение обосновывать, доказывать, делать вывод; фронтальная беседа. |
Домашнее задание 1 минуты | Правила, №385. Дополнительно по желанию найти информацию об истории возникновения отрицательных чисел | Запись домашнего задания в дневники | Фронтальная, индивидуальная работа |
Итоги урока. Рефлексия 5 минуты
| Вопрос: Что мы узнали сегодня на уроке? Как изучали новую тему, каким способом? Какая организационная проблема стояла перед классом, как её решили? Игра «Оцени свое настроение» | Ответ: Кроме положительных чисел существуют отрицательные числа Ответ: Большой объем информации. Выбирали главное. Таблица на доске (все ученики). Один из учеников сообщает свое настроение «у меня хорошее настроение на 4 бала», а сосед по парте записывает в таблице число +4. Так заполняется вся таблица. | Фронтальная беседа, организация деятельности учащихся по предъявлению результата освоения учебной информации данного блока. Индивидуальная работа, фронтальная беседа. В игровой форме формируется умение записывать положительные и отрицательные числа и проводится диагностика настроения учащихся |
Выводы и методические рекомендации
по практическим результатам проведенного урока
Данный урок был проведен 15 декабря 2014 в 6Г классе, по опережающему введению ФГОС ООО. Класс «сильный», учащиеся класса - это учащиеся с высоким уровнем учебной мотивации. Темп работы на уроке высокий, все учащиеся включены в деятельность. Организация работы учащихся с сигнальными картами проводится практически на всех уроках, поэтому на данном уроке не было потери времени. Учащиеся умеют работать, как фронтально, так и самостоятельно. Стимулируется интерес школьников к изучению темы посредством выполнения ситуативных заданий, направленных на выявление тех знаний и умений, которые необходимы для его решения в рамках данной темы.
Результат: осознание школьником потребности ее освоения и постановка личностно значимой цели деятельности.
Использование на данном уроке иллюстраций обязательно для реализации поставленной цели при изучении конкретной темы (мультимедийной презентации). Привлечение учащихся к подготовке урока, создает положительный настрой, развивает самостоятельность, способствует развитию коммуникативных навыков. Каждый блок урока представляет цикл (горизонтальная система) пошагового выполнения учебных заданий на «знание», «понимание», «умение», которые формулируются с учетом критериев логико-информационной корректности. Последовательное выполнение этих заданий создает условия для освоения информации и формирования умения с ней работать.
Список литературы
для учителей
- Муравин Г.К., Муравина О.В. Математика. 6 класс. Дрофа М.-2014
- Муравин Г.К., Муравина О.В. Методические рекомендации к учебнику Г. К. Муравина и др. «Математика.6 класс» Дрофа М.-2013
- Муравин Г.К., Муравина О.В. Дидактические материалы. Математика 5-6. Дрофа М.-2013
- Муравин Г.К., Муравина О.В. Рабочая тетрадь к учебнику Г. К. Муравина и др. «Математика.6 класс» в двух частях Дрофа М.-2014
- Г.К.Муравин, О.В. Муравина Программа курса математики для 5-11 классов общеобразовательных учреждений. Допущено Министерством образования РФ
- Виленкин Н.Я. и др.Математика 6 класс.Мнеозина М.-2012
для учащихся
- Рабочая тетрадь к учебнику Г. К. Муравина и др. «Математика.6 класс» в двух частях,2014
- Муравин Г.К., Муравина О.В. Математика. 6 класс. Дрофа М.-2014
- Муравин Г.К., Муравина О.В. Дидактические материалы. Математика 5-6 Дрофа М.-2013
Перечень электронных ресурсов
1. Электронное приложение к учебнику Г. К. Муравин, О.В. Муравина (интернет ресурс) Математика. 6 класс.
2. http://wikipedia.ru - История возникновения математических знаков
3. http://nsportal.ru – Социальная сеть работников образования
4. http://orenipk/ru/kp/distant/ped/tech.htm
5. Мультимедиа презентация «Отрицательные числа и их изображение на координатной прямой» (приложение 1)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Отрицательные числа и их изображение на координатной прямой 5 класс Математика Учитель: М.Ю. Башаримова г. Шелехов , 2015 МКОУ ШР «СОШ № 4»
Числа меньшие нуля называют отрицательными. -2; -0,3;-18;-12,5 Числа большие нуля называют положительными. 3; 2,4;+19;23;+1,2 Число нуль не относится ни к положительным, ни к отрицательным числам .
0 0 20 20 10 10 10 10 20 20 30 30 30 30 40 40 40 40 50 50 20 C тепла + 20 C о о 6 0 6 0 50 50 1) Снимите показания приборов
0 0 20 20 10 10 10 10 20 20 30 30 30 30 40 40 40 40 50 50 1 0 C мороза - 1 0 C о о 6 0 6 0 50 50 2)
0 0 20 20 10 10 10 10 20 20 30 30 30 30 40 40 40 40 50 50 4 0 C тепла + 4 0 C о о 6 0 6 0 50 50 3)
0 0 20 20 10 10 10 10 20 20 30 30 30 30 40 40 40 40 50 50 3 0 C мороза - 3 0 C о о 6 0 6 0 50 50 4)
0 0 20 20 10 10 10 10 20 20 30 30 30 30 40 40 40 40 50 50 0 C о 6 0 6 0 50 50 5)
2. Снимите показания приборов: -32 25 19 6) 7) 8)
№384
№385 0 20 40 60 -20 -21 36,6 35
Где мы применяем положительные и отрицательные числа?
Шкала времени … Млн. лет до н.э. … XIV век до н.э. XIV век н.э. … XVI век н.э. … XX век н.э. … До нашей эры ( - ) Наша эра ( + )
Три состояния воды ( - ) ( + )
Медицина: близорукость и дальнозоркость
Высота и глубина + 0 -
Домашнее задание: правила , №385. Дополнительно по желанию: найти информацию об истории возникновения отрицательных чисел
Оцени свое настроение Хорошее настроение: +5,+4,+3,+2,+1 Плохое настроение: -5,-4,-3,-2,-1
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока математики 5 класса
отработка навыков сложения и вычитания десятичных дробей, углубление полученных знаний и навыков при решении примеров и задач;развитие логического мышления, математической речи, умения обобщать и срав...
Технологическая карта к уроку математики. 6 класс. Тема "Сложение с помощью координатной прямой"
Технологическая карта к уроку математики.6 класс.Тема " Сложение с помощью координатной прямой". Урок "открытия" новых знаний....
Технологическая карта к уроку математики. 6 класс. Тема "Сложение с помощью координатной прямой"
Технологическая карта к уроку математики.6 класс.Тема " Сложение с помощью координатной прямой". Урок "открытия" новых знаний....
Методическая разработка урока математики 5 класс в системе ФГОС
Методическая разработка урока математики 5 класс в системе ФГОС...
Методическая разработка урока математики 5 класс "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями"
Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС ООО на основе учебника математики для 5 класса для общеобразовательных учреждений под редакцией Г.В. Дорофеева, И.Ф. ШарыгинаТип урока: Урок изучения ...
Методическая разработка урока математики 5 класс "Умножение десятичных дробей на натуральные числа"
Конспект урока по математике в 5 классе соответствует программе образовательных учреждений. Тип урока: изучение новой темы. На уроке используетс ядидактические методы обучения: проблемно- поисковый, м...
Методическая разработка урока математики 6 класс по теме: «Положительные и отрицательные числа. Координатная прямая»
Тема: «Положительные и отрицательные числа. Координатная прямая» ...