Рабочая программа учебного предмета «Математика». 6 класс
рабочая программа по математике (6 класс) на тему
Рабочая программа ориентирована на преподавание по учебнику «Математика 6» под редакцией С.М. Никольского серии «МГУ-школе», Москва «Просвещение», 2016.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika_6_2_2017.doc | 325.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Дубровская №1 средняя общеобразовательная школа
имени генерал-майора Никитина Ивана Семеновича
РАССМОТРЕНО Руководитель МО учителей математики __________________Е.В.Клочкова Протокол № _1____ от «_25___»__августа_________2016г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МБОУ Дубровской №1 СОШ им. генерал-майора Никитина И.С. _______________И.Н. Глушанкова «____»____________________2015г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Дубровской №1 СОШ им. генерал-майора Никитина И.С. ___________С.А. Филимоненков Приказ №____ ___ от «__29__»__августа________2016г. |
Рабочая программа
учебного предмета «Математика».
6 класс
Учитель:
Бородина Елена Анатольевна, учитель математики
МБОУ Дубровской №1 СОШ им.генерал-майора Никитина И.С
Принята к реализации педагогическим советом
МБОУ Дубровской № 1СОШ
им.генерал-майора Никитина И. С.
Протокол № 1 от 29.08.2016г.
пгт.Дубровка
2016-2017 учебный год
Сведения об основных нормативных документах, с учетом которых разработана рабочая программа
Рабочая программа учебного предмета «Математика» (далее – Рабочая программа) разработана для обучающихся 6 класса общеобразовательной школы с учетом:
- федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 года №1644, от 31 декабря 2015 года №1577);
- Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08 апреля 2015 года №1/15) с изменениями (протокол от 28 октября 2015 года №3/15).
- примерной программы основного общего образования по математике. (Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5-9 классы, М.: Просвещение, 2011).
Сведения об авторской программе
Рабочая программа учебного предмета «Математика» разработана на основе авторской программы по математике С.М. Никольского, М.К.Потапова, Н.Н.Решетникова, А.В.Шевкина. «Математика»
Математика. Сборник рабочих программ. 5-6классы: учебное пособие для учителей общеобразовательных организаций/[ сост.Т.А.Бурмистрова ].-5-е изд.- М.: Просвещение, 2016
Сведения об используемом учебнике
Рабочая программа ориентирована на преподавание по учебнику «Математика 6» под редакцией С.М. Никольского серии «МГУ-школе», Москва «Просвещение», 2016.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Математика» входит в образовательную область «Математика и информатика». Учебный план для общеобразовательных организаций в 2016-2017 учебном году отводит на изучение учебного предмета «Математика» 5 часов в неделю/175 часов в год.
Из части, формируемой участниками образовательных отношений на изучение учебного предмета «Математика» отводится 1час в неделю/35 часов в год. Поэтому на изучение учебного предмета «Математика» в 6 классе в 2016-2017 учебном году отводится 6 часов в неделю/210 часов в год.
Количество часов, отводимых на освоение Рабочей программы учебного предмета «Математика», соответствует учебному плану образовательной организации на учебный год (6 часов в неделю, 210 часов в год).
Предусмотрено 9 контрольных работ.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
1. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
3. Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. Сформированность ответственного отношения к учению.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.
7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни.
Метапредметные результаты:
Метапредметные результаты, включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Межпредметные понятия
Условием формирования межпредметных понятий, например таких как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтезявляется овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности. Будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов.
Обучающиеся усовершенствуют приобретённые на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
Обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Регулятивные УУД
- Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
- анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
- идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
- выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
- ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
- обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
- Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
- определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
- обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
- определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
- выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
- выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
- составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
- определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
- описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
- планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
- Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
- определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
- систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
- отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
- оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
- находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
- работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
- устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
- сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
- определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
- анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
- свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
- оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
- обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
- фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
- Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
- наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
- соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
- принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
- самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
- ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
- демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
- Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
- подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
- выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
- выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- выделять явление из общего ряда других явлений;
- определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
- строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
- строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
- излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
- самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
- вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
- выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
- делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
- Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
- обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
- определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
- создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
- строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
- создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
- преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
- переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
- строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
- строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
- анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
- Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
- находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
- устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
- резюмировать главную идею текста;
10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
- определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
- осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
- формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
- соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
- определять возможные роли в совместной деятельности;
- играть определенную роль в совместной деятельности;
- принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
- определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
- корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
- критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
- предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
- выделять общую точку зрения в дискуссии;
- договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
- организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
- устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
- определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
- отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
- представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
- соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
- высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
- принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
- использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
- использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
- делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
- Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
- целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
- выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
- выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
- использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
- использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
- создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Предметные результаты:
Выпускник научится в 5-6 классах (для использования в повседневной жизни и обеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом уровне)
- Оперировать на базовом уровне[1] понятиями: множество, элемент множества, подмножество, принадлежность;
- задавать множества перечислением их элементов;
- находить пересечение, объединение, подмножество в простейших ситуациях.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
- распознавать логически некорректные высказывания.
Числа
- Оперировать на базовом уровне понятиями: натуральное число, целое число, обыкновенная дробь, десятичная дробь, смешанное число, рациональное число;
- использовать свойства чисел и правила действий с рациональными числами при выполнении вычислений;
- использовать признаки делимости на 2, 5, 3, 9, 10 при выполнении вычислений и решении несложных задач;
- выполнять округление рациональных чисел в соответствии с правилами;
- сравнивать рациональные числа.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
- оценивать результаты вычислений при решении практических задач;
- выполнять сравнение чисел в реальных ситуациях;
- составлять числовые выражения при решении практических задач и задач из других учебных предметов.
Статистика и теория вероятностей
- Представлять данные в виде таблиц, диаграмм,
- читать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы.
Текстовые задачи
- Решать несложные сюжетные задачи разных типов на все арифметические действия;
- строить модель условия задачи (в виде таблицы, схемы, рисунка), в которой даны значения двух из трех взаимосвязанных величин, с целью поиска решения задачи;
- осуществлять способ поиска решения задачи, в котором рассуждение строится от условия к требованию или от требования к условию;
- составлять план решения задачи;
- выделять этапы решения задачи;
- интерпретировать вычислительные результаты в задаче, исследовать полученное решение задачи;
- знать различие скоростей объекта в стоячей воде, против течения и по течению реки;
- решать задачи на нахождение части числа и числа по его части;
- решать задачи разных типов (на работу, на покупки, на движение), связывающих три величины, выделять эти величины и отношения между ними;
- находить процент от числа, число по проценту от него, находить процентное отношение двух чисел, находить процентное снижение или процентное повышение величины;
- решать несложные логические задачи методом рассуждений.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
- выдвигать гипотезы о возможных предельных значениях искомых величин в задаче (делать прикидку)
Наглядная геометрия
Геометрические фигуры
- Оперировать на базовом уровне понятиями: фигура, точка, отрезок, прямая, луч, ломаная, угол, многоугольник, треугольник и четырехугольник, прямоугольник и квадрат, окружность и круг, прямоугольный параллелепипед, куб, шар. Изображать изучаемые фигуры от руки и с помощью линейки и циркуля.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
- решать практические задачи с применением простейших свойств фигур.
Измерения и вычисления
- выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью инструментов для измерений длин и углов;
- вычислять площади прямоугольников.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
- вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, площади прямоугольников;
- выполнять простейшие построения и измерения на местности, необходимые в реальной жизни.
История математики
- описывать отдельные выдающиеся результаты, полученные в ходе развития математики как науки;
- знать примеры математических открытий и их авторов, в связи с отечественной и всемирной историей.
Выпускник получит возможность научиться в 5-6 классах (для обеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом и углубленном уровнях)
Элементы теории множеств и математической логики
- Оперировать[2] понятиями: множество, характеристики множества, элемент множества, пустое, конечное и бесконечное множество, подмножество, принадлежность,
- определять принадлежность элемента множеству, объединению и пересечению множеств; задавать множество с помощью перечисления элементов, словесного описания.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
- распознавать логически некорректные высказывания;
- строить цепочки умозаключений на основе использования правил логики.
Числа
- Оперировать понятиями: натуральное число, множество натуральных чисел, целое число, множество целых чисел, обыкновенная дробь, десятичная дробь, смешанное число, рациональное число, множество рациональных чисел, геометрическая интерпретация натуральных, целых, рациональных;
- понимать и объяснять смысл позиционной записи натурального числа;
- выполнять вычисления, в том числе с использованием приемов рациональных вычислений, обосновывать алгоритмы выполнения действий;
- использовать признаки делимости на 2, 4, 8, 5, 3, 6, 9, 10, 11, суммы и произведения чисел при выполнении вычислений и решении задач, обосновывать признаки делимости;
- выполнять округление рациональных чисел с заданной точностью;
- упорядочивать числа, записанные в виде обыкновенных и десятичных дробей;
- находить НОД и НОК чисел и использовать их при решении зада;.
- оперировать понятием модуль числа, геометрическая интерпретация модуля числа.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
- применять правила приближенных вычислений при решении практических задач и решении задач других учебных предметов;
- выполнять сравнение результатов вычислений при решении практических задач, в том числе приближенных вычислений;
- составлять числовые выражения и оценивать их значения при решении практических задач и задач из других учебных предметов.
Уравнения и неравенства
- Оперировать понятиями: равенство, числовое равенство, уравнение, корень уравнения, решение уравнения, числовое неравенство.
Статистика и теория вероятностей
- Оперировать понятиями: столбчатые и круговые диаграммы, таблицы данных, среднее арифметическое,
- извлекать, информацию, представленную в таблицах, на диаграммах;
- составлять таблицы, строить диаграммы на основе данных.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
- извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию, представленную в таблицах и на диаграммах, отражающую свойства и характеристики реальных процессов и явлений.
Текстовые задачи
- Решать простые и сложные задачи разных типов, а также задачи повышенной трудности;
- использовать разные краткие записи как модели текстов сложных задач для построения поисковой схемы и решения задач;
- знать и применять оба способа поиска решения задач (от требования к условию и от условия к требованию);
- моделировать рассуждения при поиске решения задач с помощью граф-схемы;
- выделять этапы решения задачи и содержание каждого этапа;
- интерпретировать вычислительные результаты в задаче, исследовать полученное решение задачи;
- анализировать всевозможные ситуации взаимного расположения двух объектов и изменение их характеристик при совместном движении (скорость, время, расстояние) при решении задач на движение двух объектов как в одном, так и в противоположных направлениях;
- исследовать всевозможные ситуации при решении задач на движение по реке, рассматривать разные системы отсчета;
- решать разнообразные задачи «на части»,
- решать и обосновывать свое решение задач (выделять математическую основу) на нахождение части числа и числа по его части на основе конкретного смысла дроби;
- осознавать и объяснять идентичность задач разных типов, связывающих три величины (на работу, на покупки, на движение); выделять эти величины и отношения между ними, применять их при решении задач, конструировать собственные задачи указанных типов.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
- выделять при решении задач характеристики рассматриваемой в задаче ситуации, отличные от реальных (те, от которых абстрагировались), конструировать новые ситуации с учетом этих характеристик, в частности, при решении задач на концентрации, учитывать плотность вещества;
- решать и конструировать задачи на основе рассмотрения реальных ситуаций, в которых не требуется точный вычислительный результат;
- решать задачи на движение по реке, рассматривая разные системы отсчета.
Наглядная геометрия
Геометрические фигуры
- Извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах;
- изображать изучаемые фигуры от руки и с помощью компьютерных инструментов.
Измерения и вычисления
- выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью инструментов для измерений длин и углов;
- вычислять площади прямоугольников, квадратов, объемы прямоугольных параллелепипедов, кубов.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
- вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, площади участков прямоугольной формы, объемы комнат;
- выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни;
- оценивать размеры реальных объектов окружающего мира.
История математики
- Характеризовать вклад выдающихся математиков в развитие математики и иных научных областей.
Содержание учебного предмета
Отношение двух чисел. Проценты- 31 ч
Отношение двух чисел. Зависимости между величинами: скорость, время, расстояние; производительность, время, работа; цена, количество, стоимость.
Масштаб на плане и карте. Пропорции. Свойства пропорций, применение пропорций и отношений при решении задач.
Понятие процента. Вычисление процентов от числа и числа по известному проценту, выражение отношения в процентах. Решение несложных практических задач с процентами.
Круговые диаграммы.
Основные методы решения текстовых задач: перебор вариантов.
Положительные и отрицательные числа (целые числа) - 39 ч
Изображение чисел на числовой (координатной) прямой. Сравнение чисел. Модуль числа, геометрическая интерпретация модуля числа. Действия с положительными и отрицательными числами. Множество целых чисел. Центральная симметрия. Изображение симметричных фигур. Логические задачи. Задачи на все арифметические действия.
Появление нуля и отрицательных чисел в математике древности. Роль Диофанта. Почему ,
Рациональные числа - 45 часов
Понятие о рациональном числе. Первичное представление о множестве рациональных чисел. Действия с рациональными числами. Осевая симметрия. Изображение симметричных фигур. Решение текстовых задач. Уравнения. Алгебраические выражения.
Десятичные дроби - 43 часа
Целая и дробная части десятичной дроби. Преобразование десятичных дробей в обыкновенные. Сравнение десятичных дробей. Сложение и вычитание десятичных дробей. Округление десятичных дробей. Умножение и деление десятичных дробей. Проценты. Вычисление процентов от числа и числа по известному проценту. Зеркальная симметрия. Изображение симметричных фигур. Решение текстовых задач.
Обыкновенные и десятичные дроби - 30 часов
Преобразование обыкновенных дробей в десятичные дроби. Конечные и бесконечные десятичные дроби. Длина отрезка. Единицы измерения длины. Построение отрезка заданной длины. Окружность, круг. Изображение чисел на числовой (координатной) прямой. Столбчатые диаграммы. Изображение диаграмм по числовым данным. Наглядные представления о фигурах на плоскости. Решение текстовых задач.
Итоговое повторение курса математики 5-6 класса - 22 часа
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Номер урока | Дата | Наименование разделов, тем отдельных уроков | Кол-во часов | |
по плану | факти-чески | |||
Глава 1. Отношения, пропорции, проценты | 31 | |||
1-2 | 1-2.09 | Отношение чисел и величин. | 2 | |
3-4 | 5-6.09 | Масштаб. | 2 | |
5-6 | 6-7.09 | Деление числа в данном отношении. | 2 | |
7 | 8.09 | Деление числа в данном отношении. Решение задач. | 1 | |
8 | 9.09 | Пропорции. | 1 | |
9 | 12.09 | Пропорции. Члены пропорции. | 1 | |
10-11 | 13-13.09 | Пропорции. Основное свойство пропорции. | 2 | |
12 | 14.09 | Прямая и обратная пропорциональность. | 1 | |
13 | 15.09 | Прямая и обратная пропорциональность . Прямая пропорциональность. | 1 | |
14 | 16.09 | Прямая и обратная пропорциональность. Обратная пропорциональность. | 1 | |
15 | 19.09 | Прямая и обратная пропорциональность. Решение задач. | 1 | |
16 | 20.09 | Контрольная работа № 1 | 1 | |
17 | 20.0 | Понятие о проценте. | 1 | |
18 | 21.09 | Понятие о проценте. Нахождение процентов от величины. | 1 | |
19 | 22.09 | Понятие о проценте. Нахождение величины по ее процентам. | 1 | |
20 | 23.09 | Задачи на проценты. Выражения отношения в процентах. | 1 | |
21 -22 | 26-27.09 | Задачи на проценты. | 2 | |
23 | 27.09 | Круговые диаграммы. | 1 | |
24 | 28.09 | Круговые диаграммы. Представление данных в виде диаграмм. | 2 | |
25-26 | 29-30.09 | Задачи на перебор всех возможных вариантов. | 2 | |
27-28 | 3-4.10 | Вероятность события. | 2 | |
29 | 4.10 | Исторические сведения. | 1 | |
30 | 5.10 | Занимательные задачи. | 1 | |
31 | 6.10 | Контрольная работа № 2 | 1 | |
|
| Глава 2.Целые числа | 39 | |
32-33 | 7-10.10 | Отрицательные целые числа. Множество целых чисел. | 2 | |
34 | 11.10 | Противоположные числа. | 1 | |
35 | 11.10 | Модуль числа. | 1 | |
36-37 | 12-13.10 | Сравнение целых чисел. | 2 | |
38 | 14.10 | Сложение целых чисел. | 1 | |
39-40 | 17-18.10 | Сложение целых чисел. Сложение чисел одинаковых знаков. | 2 | |
41-42 | 18-19.10 | Сложение целых чисел. Сложение чисел разных знаков. | 2 | |
43 | 20.10 | Законы сложения целых чисел . Переместительный закон сложения. | 1 | |
44 | 21.10 | Законы сложения целых чисел . Сочетательный закон сложения. | 1 | |
45 | 24.10 | Разность целых чисел. | 1 | |
46-47 | 25-25.10 | Разность целых чисел .Замена разности целых чисел – суммой. | 2 | |
48 | 26.10 | Разность целых чисел. | 1 | |
49-50 | 27-28.10 | Произведение целых чисел. | 2 | |
51 | 31.10 | Произведение целых чисел. Степень числа. | 1 | |
52-53 | 1-1.11 | Частное целых чисел. | 2 | |
54 | 2.11 | Частное целых чисел. Деление на нуль. | 1 | |
55 | 10.11 | Распределительный закон. | 1 | |
56 | 11.11 | Распределительный закон .Вынесение общего множителя за скобки. | 1 | |
57-58 | 14-15.11 | Раскрытие скобок и заключение в скобки. | 2 | |
59-60 | 1 5-16.11 | Действия с суммами нескольких слагаемых. | 2 | |
61 | 17.11 | Представление целых чисел на координатной прямой. Координатная ось. | 1 | |
62 | 18.11 | Представление целых чисел на координатной прямой. | 1 | |
63 | 21.11 | Контрольная работа № 3 | 1 | |
64-65 | 22-22. 11 | Фигуры на плоскости , симметричные относительно точки. | 2 | |
66-67 | 23-24.11 | Занимательные задачи. | 2 | |
68-69 | 25-28.11 | Занимательные задачи. Задачи с отрицательными числами. | 2 | |
70 | 29.11 | Занимательные задачи. Задачи с положительными числами. | 1 | |
|
| Глава 3.Рациональные числа. | 45 | |
71 | 29.11 | Отрицательные дроби. | 1 | |
72 | 30.11 | Отрицательные дроби. Противоположные числа. | 1 | |
73 | 1.12 | Рациональные числа. | 1 | |
74 | 2.12 | Рациональные числа. Сокращение дроби. | 1 | |
75 | 5.12 | Сравнение рациональных чисел. | 1 | |
76-77 | 6-6.12 | Сравнение рациональных чисел. Правило сравнения. | 2 | |
78 | 7.12 | Сложение и вычитание дробей. | 1 | |
79-80 | 8-9.12 | Сложение и вычитание дробей. Сложение дробей. | 2 | |
81-82 | 12-13.12 | Сложение и вычитание дробей. Вычитание дробей. | 2 | |
83 | 13.12 | Умножение и деление дробей. | 1 | |
84 | 14.12 | Умножение и деление дробей .Умножение дробей. | 1 | |
85-86 | 15-16.12 | Умножение и деление дробей .Деление дробей | 2 | |
87-88 | 19-20.12 | Законы сложения и умножения. | 2 | |
89 | 20.12 | Контрольная работа № 4 | 1 | |
90 | 21.12 | Смешанные дроби произвольного знака. | 1 | |
91 -92 | 22-23.12 | Смешанные дроби произвольного знака. Сложение смешанных дробей. | 1 | |
93-94 | 26-27.12 | Смешанные дроби произвольного знака. Вычитание смешанных дробей. | 1 | |
95-96 | 27.12 28.12 | Изображение рациональных чисел на координатной оси. | 1 | |
97 | 29.12 | Изображение рациональных чисел на координатной оси. Среднее арифметическое. | 1 | |
98-99 | 12-13.01 | Уравнения. | 1 | |
100-101 | 16- 17.01 | Уравнения. Корень уравнения. | 2 | |
102-103 | 17-18.01 |
| Решение задач с помощью уравнений. | 2 |
104-105 | 19-20.01 |
| Решение задач с помощью уравнений. | 2 |
106 | 23.01 |
| Контрольная работа № 5 « Уравнения» | 1 |
107-108 | 24-24.01 |
| Буквенные выражения. | 2 |
109 | 25.01 |
| Фигуры на плоскости ,симметричные относительно прямой. Ось симметрии. | 1 |
110-111 | 26-27.01 | Фигуры на плоскости ,симметричные относительно прямой | 2 | |
112 | 30.01 | Исторические сведения. | 1 | |
113-114 | 31-31.01 | Занимательные задачи. | 2 | |
115 | 1.02 | Занимательные задачи .Старинные задачи. | 1 | |
|
| Глава.4 Десятичные дроби | 43 | |
116-117 | 2-3.02 | Понятие положительной десятичной дроби. | 2 | |
118-119 | 6-7.02 | Сравнение положительных десятичных дробей. | 2 | |
120-121 | 7-8.02 | Сложение и вычитание положительных десятичных дробей. | 2 | |
122 | 9.02 | Сложение и вычитание положительных десятичных дробей. Сложение. | 1 | |
123 | 10.02 | Сложение и вычитание положительных десятичных дробей. Вычитание. | 1 | |
124-125 | 13-14.02 | Перенос запятой в положительной десятичной дроби. | 2 | |
126-127 | 14-15.02 | Умножение положительных десятичных дробей. | 2 | |
128-129 | 16-17.02 | . Умножение положительных десятичных дробей. Правило умножения. | 2 | |
130-131 | 20-21.02 | Деление положительных десятичных дробей. | 2 | |
132-133 | 21-22.02 | Деление положительных десятичных дробей. Правило деления. | 2 | |
134 | 24.02 | Контрольная работа № 6 «Арифметические действия с положительными десятичными дробями» | 1 | |
135 | 27.02 | Десятичные дроби и проценты. | 1 | |
136-137 | 28-28.02 |
| Десятичные дроби и проценты .Нахождение процентов от числа. | 2 |
138 | 1.03 |
| Десятичные дроби и проценты. | 1 |
139-140 | 2-3.03 |
| Сложные задачи на проценты. | 2 |
141-142 | 6-7.03 |
| Десятичные дроби произвольного знака. | 2 |
143 | 7.03 |
| Приближение десятичных дробей. | 1 |
144 | 9.03. |
| Приближение десятичных дробей. Приближение с избытком. | 1 |
145 | 10.03 |
| Приближение десятичных дробей. Приближение с недостатком. | 1 |
146 | 13.03 | Приближение суммы, разности, произведения и частного двух чисел. | 1 | |
147 | 14.03 | Приближение суммы, разности, произведения и частного двух чисел. Приближение суммы, разности. | 1 | |
148 | 14.03 | Приближение суммы, разности, произведения и частного двух чисел. Приближение произведения и частного двух чисел. | 1 | |
149 | 15.03 | Контрольная работа № 7 «Десятичные дроби и проценты» | 1 | |
150 | 16.03 | Вычисления с помощью калькулятора. | 1 | |
151-152 | 17-20.03 | Процентные расчеты с помощью калькулятора. | 2 | |
153-154 | 21-21.03 | Фигуры в пространстве ,симметричные относительно плоскости. | 2 | |
155 | 22.03 | Исторические сведения. | 1 | |
156 | 23.03 | Занимательные задачи. | 1 | |
157-158 | 3-4.04 | Занимательные задачи. Занимательные задачи на проценты. | 2 | |
|
| Глава 5. Обыкновенные и десятичные дроби. | 30 | |
159-160 | 4-5.04 | Разложение положительной обыкновенной дроби в конечную десятичную. | 2 | |
161-162 | 6-7.04 | Периодические десятичные дроби. | 2 | |
163 | 10.04 | Периодичность десятичного разложения обыкновенной дроби. | 1 | |
164-165 | 11-11.04 | Непериодические десятичные дроби. | 2 | |
166 | 12.04 | Действительные числа. | 1 | |
167 | 13.04 | Длина отрезка .Единицы длины отрезка. | 1 | |
168-169 | 14-17.04 | Длина отрезка. | 2 | |
170-171 | 18-18.04 | Длина окружности .Площадь круга. | 2 | |
172 | 19.04 | Длина окружности .Площадь круга. Единицы площади. | 1 | |
173 | 20.04 | Координатная ось. | 1 | |
174-175 | 21-21.04 | Координатная ось. Координата точки. | 2 | |
176-177 | 24-25.04 | Декартова система координат на плоскости. Координаты точки. | 2 | |
178 | 25.04 | Декартова система координат на плоскости. Определение координаты точки. | 1 | |
179 | 26.04 | Столбчатые диаграммы и графики. | 1 | |
180-181 | 27-28.04 | Столбчатые диаграммы и графики. Представление данных виде диаграмм. | 2 | |
182 | 2.05 | Контрольная работа №8 «Обыкновенные и десятичные дроби» | 1 | |
183 | 2.05 | Задачи на составление фигур. | 1 | |
184 | 3.05 | Задачи на разрезание фигур. | 1 | |
185 | 4.05 | Исторические сведения. | 1 | |
186-187 | 5-8.05 | Занимательные задачи. | 2 | |
188 | 10.05 | Занимательные задачи. Серединный перпендикуляр. | 1 | |
|
| Повторение | 22 | |
189 | 11-11.05 | Числовые выражения | 1 | |
190 | 12.05 | Решение текстовых задач с помощью умножения и деления. | 1 | |
191 | 15.05 | Представление натуральных чисел на координатном луче. | 1 | |
192 -193 | 16-16.05 | Задачи на движение. Решение текстовых задач арифметическим способом. Сложные задачи на движение по реке. | 2 | |
194 | 17.05 | НОД | 1 | |
195 | 17.05 | НОК | 1 | |
196 | 18.05 | Площадь прямоугольника. | 1 | |
197 | 18.05 | Арифметические действия с обыкновенными дробями. Сложение. Вычитание | 1 | |
198 | 19.05 | Арифметические действия с обыкновенными дробями. Умножение . Деление. | 1 | |
199 | 22.05 | Арифметические действия с обыкновенными дробями Сложение и вычитание смешанных дробей дробей. | 1 | |
200 | 22.05 | Арифметические действия с обыкновенными дробями. Умножение и деление смешанных дробей дробей. | 1 | |
201 | 23.05 | Пропорции. Основное свойство пропорции. | 1 | |
202 | 23.05 | Задачи на проценты. | 1 | |
203 | 24.05 | Сложение и вычитание целых чисел. | 1 | |
204 | 25.05 | Раскрытие скобок и заключение в скобки. | 1 | |
205 | 26.05 | Сложение и вычитание рациональных чисел. | 1 | |
206 | 26.05 | Умножение и деление рациональных чисел. | 1 | |
207 | 29.05 | Сложение и вычитание положительных десятичных дробей. | 1 | |
208 | 30.05 | Умножение и деление положительных десятичных дробей. | 1 | |
209 | 30.05 | Итоговая контрольная работа № 9. | 1 | |
210 | 31.05 | Промежуточная аттестация. | 1 |
[1] Здесь и далее – распознавать конкретные примеры общих понятий по характерным признакам, выполнять действия в соответствии с определением и простейшими свойствами понятий, конкретизировать примерами общие понятия.
[2] Здесь и далее – знать определение понятия, уметь пояснять его смысл, уметь использовать понятие и его свойства при проведении рассуждений, доказательств, решении задач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА» РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ №1 (5-6 КЛАССЫ) ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ НА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
Учебная рабочая программа по математике для 5-6 классов составлена на основе концепции федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) с учетом п...
Рабочая программа учебного предмета « Математика» 5 класс, основное общее образование (ФГОС), на 2015-2016 учебный год
Рабочая программа разработана на основе образовательной программы основного общего образования МБОУ «Гимназия№3» с учетом УМК авторов Н.Я. Виленкина, В.И. Жохова и др. по математике для 5 классо...
Рабочая программа учебного предмета МАТЕМАТИКА (индивидуальное обучение) для 6 класса на 2015-2016 учебный год
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012, Основной образовательной программой основного общего образо...
Рабочая программа учебного предмета Математика (индивидуальное обучение) для 5 класса на 2015-2016 учебный год
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012, Основной образовательной программой основного общего образо...
Рабочая программа учебного предмета «Математика» 8 класс базовый уровень на 2014 / 2015 учебный год. (Домашнее обучение )
Пояснительная запискаРабочая программа учебного курса математики для 8 класса составлена на основе примерной программы основного общего образования по математике, федерального компонента государственн...
Рабочая программа учебного предмета математика УМК «Виленкин Н.Я «Математика 6 класс» _6_ класс, базовый уровень
Рабочая программа учебного предмета УМК «Виленкин Н.Я «Математика 6 класс»...
Рабочая программа учебного предмета «Математика» Класс 7
Рабочая программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (учебный предмет «Математика» 7 класс )...