Формирование проектной деятельности учащихся на уроках математики
статья по математике на тему

Формирование проектной деятельности учащихся на уроках математики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_deyatelnost_.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

     Формирование проектной деятельности учащихся на уроках математики.

     Метод проектов – это совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему или задачу в результате самостоятельных действий учащихся. Проектная технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных и творческих методов. В настоящее время в образовательную деятельность школ вводят новые педагогические технологии, используют активные методы обучения, в том числе и метод проектов. Это происходит потому, что обычная школа, в которой ученик выступает объектом обучения, теряет свою актуальность. На ее место приходит другая школа, в которой обучающиеся могут проявить свои таланты и индивидуальность, научиться выбирать и принимать решения.                                                                                                    В соответствии с требованиями новой программы образования главной задачей школы является подготовка образованной, творческой личности, способной к непрерывному развитию и самообразованию. Это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования, в том числе использование наряду с традиционными методами и метод проектов. Формирование проектной деятельности обучающихся необходимо для вооружения их универсальным умением решения различных проблем, в том числе и образовательных. В современной педагогике проектная деятельность должна использоваться не вместо классно – урочной системы обучения, а как компонент системы образования, как на уроке, так и во внеурочной деятельности.

      Метод учебного проекта способствует развитию самостоятельности ученика, всех сфер его личности, обеспечивает индивидуальность обучающегося в образовательном процессе, следовательно, проектное обучение может рассматриваться как средство активизации познавательной деятельности обучающихся, средство повышения качества образовательного процесса. Таким образом, сегодня метод проектов понимается не только как один из способов организации взаимосвязанной деятельности учителя и обучающихся, но и как целостная «педагогическая технология», которая:

а) предполагает возможность диагностического анализа, планирования и проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов;

б) включает в себя обоснованную систему приемов и форм деятельности учителя и обучающихся на различных этапах реализации учебного проекта, сформулированные критерии оценки результатов этой деятельности;

в) применяется при изучении разных школьных предметов в образовательных учреждениях различного типа.

       Метод проектов я рассматриваю как специальную форму организации познавательной деятельности, который позволяет мне строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности. Введение элементов проектной деятельности и ее развитие позволяют мне уйти от однообразия образовательной среды и монотонности учебного процесса; создают условия для смены видов работы. Учитывая, что метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, реализующуюся в течение определённого отрезка времени. При выполнении проекта учащиеся решают поставленную проблему, учатся применять знания из различных областей науки, техники. Результаты выполненных проектов являются следующими: если это теоретическая проблема, то конкретное её решение, если практическая – конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, и т.д.). Проекты “Старинные меры” в 5-м классе, “Человек и координаты” в 6-м классе, “Теорема Пифагора” в 8-м классе, Проекты “Ремонт в нашем классе”, посвящённый решению задач на вычисление площадей плоских фигур, “Математика и здоровье ”, разработанный при изучении темы “Проценты” носят  практическую значимость. Ценным в подобной работе является сам процесс: сбор и систематизация информации, попытка самостоятельно разобраться в незнакомом вопросе, учащиеся выступают активными участками процесса обучения, а не пассивными статистами. Данные проекты не только формируют знания школьников, но и работают на профориентацию обучающихся. За годы работы с проектами я увидела преимущества этой технологии:

  • проекты позволяют ученику быть успешным;
  • высокая мотивация;
  • связь полученных знаний с реальной жизнью;
  • лучшая закреплённость знаний;
  • воспитание настойчивости в достижении цели.

При этом у учащихся формируются компетентности решения проблем, коммуникативная и информационная компетентности.

      Таким образом, метод проектов органически сочетается с проблемно-поисковым методом. Сначала я хочу обосновать выбор младшего возраста для организации проектной деятельности, а затем тему своего проекта “Любимый район в задачах” по созданию сборника задач для 5 класса. Каждому человеку в повседневной жизни приходится постоянно выполнять оценочные действия и навыки устного счета, действий с натуральными числами необходимы всем. Вот почему при обучении детей математике большое внимание необходимо уделять работе с числом, формирование у школьников вычислительных навыков и умения решать несложные практические задачи, требующие элементарных познаний в математике. Однако, как показывает практика, решение текстовых задач вызывает затруднения у многих учащихся. Как решать задачи, чтобы научиться этому? Конечно, чем больше решаешь задач, тем большего результата добиваешься. Это правильно. Но эти проблемы более успешно можно решать в процессе обучения школьников составлению задач, в том числе авторских задач на основе интересующего детей.  Авторские задачи позволяют обратиться ко многим проблемам: принадлежности к региональной общности, любви и уважению к родному городу, чувству гордости за него. В ходе решения таких задач учащиеся получают дополнительные сведения о развитии экономики города, его истории, о том, что город делает для подрастающего поколения, тем самым учитывая региональный компонент в содержании образования, который является обязательной составляющей государственного образовательного стандарта. Для ребенка очень важно быть не только в роли ученика, но и в роли автора пусть даже одной единственной задачи, для которой он ищет сюжет и содержание, интересные прежде всего ему самому. Для нас же важно, что придумывая собственную задачу, ученик глубже вникает в ее математическую суть, анализирует и сравнивает известные типы задач и пополняет свой математический опыт. Особый интерес у ребят вызывает составление задач на материале краеведения. Строилась работа над проектом следующим образом.

Мотивация к применению знаний.

Текстовых задач, содержащих краеведческий материал, который бы позволял детям познавать историю своего города средствами математики, нет. Поэтому представляется целесообразным создание таких задач самими детьми.  Работа над проектом включает несколько этапов.

I этап. Знакомство учащихся с проектной деятельностью.

II этап. Знакомство учащихся с памяткой “Как составить задачи на краеведческом материале”.

III этап. Сбор фактических данных о Елецком районе для составления задачи.

IV этап. Процесс составления задачи.

V этап. Оформление задач в печатном (рукописном) виде с иллюстрациями или в виде презентаций.

VI этап. Проверка и оценка авторских задач.

VII этап. Создание диска “Любимый район в задачах” из презентаций учащихся.

Класс разделился на 5 групп. Каждая группа выбрала из предложенных 6-ти тем одну. Эти темы звучали так:

– Из истории района(1 гр.)

– Памятники и знаменитые дома (2 гр.)

–Район в цифрах и фактах (3 гр.)

– Достопримечательности нашего района(4 гр.)

– Природа в нашем районе(5 гр.)

На следующем этапе я познакомила детей с памяткой “Как составить задачу на краеведческом материале”.

Памятка.

1) Сбор фактических данных.

Каждую задачу необходимо сопроводить исторической справкой, содержащей цифровые данные (их можно искать в периодической печати, исторических справочниках, Интернете и др. источниках).

2) Процесс составления задачи.

Из исторической справки надо выбрать математическое содержание и тип задачи. Задача должна решаться средствами арифметики или с помощью уравнения и относиться к одной из следующих тем:

– Действия с натуральными числами.

– Единицы измерения длины, площади.

– Нахождение числа по его части.

– Проценты.

3) Формулировка условия задачи.

Надо, чтобы задача была интересной, понятной и звучала корректно с точки зрения как математики, так и краеведения.

Как работать над формулировкой задачи:

а) выписать из исторической справки все числовые данные и установить зависимости между числами или выяснить, во сколько раз (на сколько) одно число отличается от другого;

б) составить условие задачи в виде схемы, сформулировать условие и вопрос задачи;

в) решить задачу выбранным методом или составить кроссворд с терминами по данной теме или получить ответ, выполнив следующие действия…

4) Правильное оформление задачи.

Требования:

– наличие исторической справки;

– корректность формулировки условия;

– наличие подробного решения;

– подготовка слайдов с иллюстрациями, соответствующими историческим фактам, на основе которых составлена задача.

Из опыта работы.

Учебный проект по математике по теме “Любимый район в задачах” (5-й класс)

Цель проекта:

  • обучение школьников составлению и решению текстовых задач;
  • усиление взаимосвязи математики с другими дисциплинами, прежде всего с историей;
  • составление сборника задач о своем городе;
  • демонстрация значимости математических знаний в практической деятельности.

Общая характеристика проекта

Тип проекта: практико-ориентированный.

Виды деятельности: творческий, информационный, прикладной.

Применяемые умения:

– проектные (организационные, информационные, поисковые, коммуникативные, презентационные, оценочные);

– предметные (математические).

База выполнения: школьная.

Формы обучения: групповая и индивидуальная .

Продолжительность выполнения: средней продолжительности – два месяца.

Средства обучения: печатные, наглядные, компьютерные презентации.

План реализации проекта “Любимый район в задачах”

Этапы работы

Содержание этапа

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1. Организация деятельности

 

 

 

 

Погружение в проект

Проблема.

Обращение учителя математики. к учащимся 5 класса с просьбой о составлении задач о своем районе

Так как задач о нашем районе нигде нет, то решили составить задачи сами.

Цель работы: создание сборника задач для учащихся 5 класса о Елецком районе.

Задача: каждому ученику придумать и решить задачу на материале о нашем районе.

Создание проектных групп

Коллективное обсуждение плана дальнейшей работы.

Виды деятельности: информационный, творческий, прикладной.

Рассказывает о том, что такое проект и метод проектов.

Помогает в постановке проблемы: создание сборника задач для учащихся 5 класса о Елецком районе.

Помогает в выдвижении задач.

Оказывает помощь в формировании групп, выборе ответственных в каждой группе.

Обращает внимание на важность предстоящей работы.

 

 

 

 

 

 

Планирование

Сбор фактических данных (каждую задачу необходимо сопроводить исторической справкой).

Источники информации: электронные справочники, периодическая печать (районные газеты, журналы), Интернет и др. источники информации.

Способ представления конечного результата.

Критерии оценки результатов работы:

– наличие ист.справки;

– корректность формулировки задачи;

– наличие подробного решения;

– подготовка трех слайдов с иллюстрациями.

Каждая группа выбирает тему, по которой будет составлять задачи:

– Из истории района (1 группа)

– Памятники и знаменитые дома нашего города (2 группа)

–Елецкий район в цифрах и фактах (3 группа)

– Достопримечательности нашего посёлка (4 группа)

– Природа нашего района и посёлка (5 группа)

Срок выполнения работы – 2 месяца.

Выбор способов представления конечного результата деятельности: электронная презентация составленной задачи.

Знакомит учащихся с памяткой “Как составить задачу на краеведческом материале” Необходимая консультативная и организационная помощи (совет по выбору темы для задачи каждому ребенку)

2. Осуществление деятельности

 

 

Поиск информации

За недостающей информацией обратиться в школьный музей, районную администрацию, Дом школьников, в районную детскую библиотеку, в школьную библиотеку.

Поиск, отбор и изучение необходимой информации в предложенных источниках, самостоятельное фотографирование некоторых объектов.

Помогает в текущей поисковой, аналитической и практической работе (по просьбе). Дает дополнительные задания, когда у учащихся возникает в этом необходимость.

Наблюдает, советует.

 

Обобщение результатов и выводов

Анализ полученной информации, формулирование выводов

Анализируют информацию, формулируют условия задачи.

Из исторической справки выбирают математической содержание и тип задачи. Задача должна решаться средствами арифметики или с помощью уравнения и относиться к одной из следующих тем:

– Действия с натуральными числами.

– Единицы измерения длины, площади.

– Нахождение числа по его части.

Оформляют задачу, ее решение, готовят материалы для защиты проекта и его презентации.

Ненавязчиво контролирует. Оказывает консультативную и методическую помощь по теме “Как работать над формулировкой задачи”. Консультирует в подготовке презентации.

3. Представление результатов и их оценка

 

Презентация

Открытый отчет участников проекта о проделанной работе

Общий анализ работы в группе делают все ответственные в каждой группе.

Каждый участник проекта индивидуально защищает свою задачу с мультимедийной демонстрацией:

1) иллюстрация к задаче;
2) историческая справка;
3) формулировка задачи;
4) подробное решение задачи сдает на отдельном листке.

Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника.

 

Оценка процесса и результатов работы

Оценка конечного результата коллективной деятельности.

Анализ достижения поставленной цели.

Рефлексия.

Оценивают индивидуальный вклад каждого члена группы в реализацию проекта, в целом группы.

Анализ достигнутых результатов, причин успехов и неудач.

Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта.

Проводит рефлексию.

Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей, учитывает их оценки.

Примеры задач

Из истории нашего района

№1 Елецкая земля по праву считается самой древней в Липецкой области, на которой появились первые поселения. Территорию нынешнего Елецкого района в древние времена составляли Воргольское и Елецкое удельные княжества, в которых имелось три города: Воргол, Елец и Талецк. Днем рождения Елецкого района официально считается 10 июля 1928 года. Сколько лет исполнилось  нашему району в этом году?

№2  Елецкий район находится в центре Липецкой области. Район граничит с севера с Краснинским районом, на востоке - с Задонским районом, на юге и юго-западе с Долгоруковским  районом, на западе - с Измалковским районом, на северо-западе - со Становлянским  районом. Какова  протяженность с севера на юг, если с запада на восток - 55 км, что больше на 8 км.

Район в цифрах и фактах

№3  Площадь района составляет 117712 гектар, в т.ч. сельхозугодий 85 тыс. га. Леса в районе занимают 5234 га, лесополосы 3392 га. Сколько га земли осталось?

№4  В районе 1005 детей в возрасте от 1 до 6 лет посещают детские сады, это 52 % численности детей этого возраста. Сколько всего детей данного возраста?

№5 Обучающиеся нашего класса живут в д.Казинка рядом с полем в 600 га. Три части поля занято рожью, две части пшеницей, одна часть овсом. Сколько га занято под каждой культурой? Верно ли, что рожью занято 50 %?

Памятники и знаменитые дома

№6  6 мая 2015г. в Ельце в районе старой объездной трассы М-4 «Дон», на возвышенности, носящей название «Казинская гора» состоялась закладка первого камня в основание военно-мемориального комплекса "Знамя Победы", посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, и в честь начала Елецкой наступательной операции.

Высота фигур – 2, 5 м. на постаменте высотой 4,0 м. плюс знамя — 2,0 м. Вся композиция расположена на возвышении в виде усеченного конуса высотой 1,5 м. Какова общая высота памятника?

 

№7  4 декабря 2015 года состоялось торжественное мероприятие открытия военно-мемориального комплекса "Знамя Победы", посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне и Елецкой наступательной операции с 6 по 16 декабря 1941 года возле д.Казинка Лавского сельсовета Елецкого района.  К обелиску памяти дети собрали пять букетов из 60 цветов. Сколько надо принести таких же цветов, чтобы собрать 10 таких же букетов?

       

     Большинство составленных задач решается с помощью арифметики, так как объем изученного пока материала не позволяет сделать большего. Менее успешные в математике ученики брали подходящую задачу и меняли числовые данные и формулировку, что разрешалось, так как и при такой несложной работе достигается усвоение методов решения текстовых задач. Далее дети старались правильно оформить задачу в соответствии с требованиями. Важным моментом любого учебного проекта является оценивание работы учащихся. Процесс составления задач очень сложен, поэтому оценки все получили хорошие и отличные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность учащихся на уроках математики.

Полноценная познавательная деятельность школьников выступает главным условием развития у них инициативы, активной жизненной позиции, находчивости и умения самостоятельно пополнять свои знания, о...

Курсовая работа по теме "Формирование творческой деятельности учащихся на уроках математики"

Педсовет . выступление по теме "Формирование творческой деятельности учащихся на уроках математики"...

Проектная деятельность учащихся на уроках математики

Описание этапов работы над проектом в 5 классе....

Проектная деятельность учащихся на уроках математики и во внеурочное время по ФГОС

В основу стандарта положены новые принципы его построения. Образовательный стандарт, являющийся отражением социального заказа, рассматривается разработчиками проекта как общественный договор, согласую...

Методическая разработка "Проектная деятельность учащихся на уроках математики и во внеурочное время"

Единственный путь, ведущий к знаниям - это деятельность... Бернард Шоу...

Проектная деятельность учащихся на уроках математики.

Метод проектов – это способы организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определённого результата. Метод проектов ориентирован на интерес, на творческую самореализацию развив...