Применение ЦОР в работе учителя
методическая разработка по математике (9 класс) на тему
Методическая разработка о некоторых аспектах применения ЦОР в работе учителя математики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Применение ЦОР | 409.87 КБ |
Предварительный просмотр:
I. АКТУАЛЬНОСТЬ
В условиях реализации ФГОС второго поколения одним из требований к качеству образования является ИКТ - компетентность учителя и учащихся. В этой связи актуальным становится вопрос об использовании различных видов цифровых образовательных ресурсов в практике учителя. Особое значение ЦОР в том, что они позволяют оптимизировать процесс выработки у учащихся познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.
II. ЦЕЛЬ
Описать методические рекомендации по применению некоторых видов ЦОР в практике учителя.
III. КОНТИНГЕНТ
Учителя.
IV. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ РЕСУРСОВ
1. Текстовые и графические материалы:
1) Материалы из лекций Шитовой Виктории Александровны, к.п.н., доцента, зав. кафедрой методики ДО и НОТ МГОУ
2. Используемые Интернет-ресурсы:
http://www.edu.ru/db/portal/sites/res_page.htm
http://vos2.mgou.ru/
3. Электронные образовательные ресурсы и т.д.:
1) Материалы из презентаций Шитовой Виктории Александровны, к.п.н., доцента, зав. кафедрой методики ДО и НОТ МГОУ.
2) Презентация «Преобразование графиков».
3) Презентация «Закрепление. Четность, свойства».
4) Презентация «Тесты. Периодичность, монотонность».
5) Кроссворд Excel «Свойства функций».
6) Пример составления теста Excel «Свойства функций»
V. ОПИСАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПРОЕКТА
1. Использование готовых ресурсов сети Интернет в работе учителя.
1) Для развития собственной профессиональной компетентности учителя.
В педагогической деятельности учитель может пользоваться готовыми коллекциями образовательных ресурсов, размещенными на различных сайтах.
http://www.edu.ru/db/portal/sites/res_page.htm
Кроме того, существуют сетевые профессиональные сообщества педагогов, где можно поделиться своим опытом, изучить опыт коллег, разместить свои наработки. Ссылки на некоторые из них приведены ниже.
http://www.uchportal.ru/, http://www.openclass.ru/, http://www.it-n.ru/, http://zavuch.info/, и др.
Для педагогического творчества существуют в сети Интернет сайты, организующие различные конкурсы для учителей и детей.
http://www.future4you.ru, http://www.moi-universitet.ru , http://eidos.ru, и другие.
2) Для формирования универсальных учебных действий учащихся.
Готовые образовательные ресурсы сети Интернет можно использовать и непосредственно в образовательном процессе. Примером тому может служить организация работы учащихся с интернет - источниками методом веб-квест.
Веб-квест – это вид проекта с ориентацией на развитие познавательной, исследовательской деятельности учащихся, на котором основная часть информации добывается через ресурсы Интернет. Квест дает учащимся возможность эффективно использовать информацию, найденную в сети.
Приведем краткое описание примера составления веб-квеста по теме «Основные свойства функций».
Изучив такие свойства функций, как монотонность, периодичность, четность, перед учащимися ставится проблема применения этих свойств. Выделяются две основные линии: применение в математике для исследования функций и построения графиков, а также в других областях знания (например, в физике гармонических колебаний). Среди учащихся выделяется две группы, которые и будут вести исследование в этих направлениях. Можно организовать игровую форму. Лаборатории математиков и физиков. Детям даются конкретные роли, список возможных ресурсов. Например, исследование на четность, на возрастание, на периодичность, на экстремальность (инженеры по специальностям). Группы занимаются поиском информации, ее переработкой, составлением отчета для решения проблемы, обсуждением деталей, способов презентации на уроке. Создают собственные образовательные продукты. Например, составляют схему исследования функции, приводят примеры графиков гармонических колебаний в различных физических процессах (маятник), создают презентации, таблицы, схемы. Затем в классе проходит семинар, на котором обсуждается различные точки зрения, версии, иллюстрируется вся проделанная работа, делаются выводы, оценивается вклад каждого участника квеста. Организовать семинар можно тоже в игровой форме с учетом возрастных особенностей детей.
2. Использование презентаций в работе учителя.
Одним из видов ЦОР, используемых учителем в своей работе, могут быть презентации. Их можно применять на различных этапах урока. Основным преимуществом презентаций является возможность наглядного представления материала.
1. При объяснении учителем нового материала презентация помогает детям лучше запомнить его, сформировать в сознании графические образы объектов, проиллюстрировать их свойства.
Приведем пример использование презентации с применением анимационных эффектов при вводном повторении и объяснении нового по теме «Преобразования графиков функций».
2. При закреплении материла тоже можно использовать преимущества презентаций, например, в виде кроссвордов, для иллюстрации конкретных примеров, свойств объектов, и т.д.
3. При организации контроля можно применять презентации в виде наглядных тестов.
3. Использование таблиц Excel в работе учителя.
При работе на этапе закрепления изученного материала и на этапе контроля наряду с презентациями можно использовать таблицы Excel, например, для составления тех же кроссвордов и тестов.
Небольшие примеры такого использования можно увидеть тут.
Кроссворд.
Тест.
Убедительная просьба. После просмотра закрывать файлы без сохранения изменений. Спасибо.
4. Использование персонального сайта в работе учителя.
Персональный профессиональный сайт учителя может оказать неоценимую услугу педагогам в их деятельности, как один из видов ЦОР.
Я думаю, что сайтов должно быть два. Один, в основном, должен быть предназначен для коллег и для продвинутых учеников старших классов, особенно, для тех, кто собирается поступать в педагогические учебные заведения. На этом сайте можно выложить свои наработки по предмету, методические материалы, пообщаться с коллегами, изучить их опыт, узнать о передовых современных образовательных технологиях и т.д.
Другой сайт предназначен сугубо для учеников. Особенно он будет полезен для тех, кто пропустил занятия в школе, кто не очень хорошо понимает предмет и, наоборот, кто находится на высоком уровне и хочет углубить свои знания и расширить их. Фактически, организуется индивидуальная работа с каждым, кто зашел на страничку. Можно на таком сайте размещать лекции по текущим темам школьного курса, домашние задания, задания для слабоуспевающих, теорию и набор задач для подготовки к экзаменам, ссылки на полезные ресурсы сети Интернет, интересные факты из истории математики, занимательные задачи. Можно организовать консультации, обсуждение результатов контрольных, диагностических, тренировочных работ, на что в классе далеко не всегда хватает времени. Возможно, в отдельной рубрике вести воспитательную работу. Давать инструкции по режиму дня, по выполнению домашних заданий, по пропаганде здорового образа жизни и другое.
Значимость персонального сайта учителя может состоять и в стимулировании у детей интереса к предмету, и в развитии у них универсальных учебных действий, связанных с ИКТ-компетентностью, и в дифференцированном подходе в образовательном процессе.
Мой персональный сайт учителя для коллег, конечно, далек от совершенства. Это моя первая «проба пера». С ним можно ознакомиться по адресу http://tsirkul5.narod.ru
Сайт для учеников находится еще в разработке по причине смены конструктора сайтов после ликвидации сервиса «Народ». Надеюсь, в скором будущем он появится в более приглядном виде по адресу http://intelson.a5.ru
Прошу прощения за доставленные неудобства.
5. Использование некоторых прикладных ЦОР в работе учителя.
Описанными выше ресурсами, конечно, не исчерпывается список возможностей по применению ЦОР в образовательном процессе. Например, отдельного внимания заслуживают интерактивные доски, которые все больше поставляются в школы, и другое.
Здесь хотелось бы остановиться на прикладных ресурсах для учителя математики. Описать их подробно в рамках данного проекта не представляется возможным, поэтому ограничимся перечислением некоторых из них. Примеры их применения можно увидеть на сайте http://tsirkul5.narod.ru
УМК «Живая математика» позволяет интерактивно работать с различными объектами, особенно в геометрии. Можно перемещать, вращать фигуры, изменять их конфигурацию, размеры, вид, одновременно вычисляя автоматически величины их углов и длины сторон.
MathType_6 обладает большими возможностями для написания специальных математических символов.
Texas Instruments Derive v6.0 решает почти все. Обладает тем недостатком, что выдает только ответы. Кроме того, не решает задачи с параметром (проверено). А в остальном – неплохое подспорье учителю.
ADTester2.88.4 позволяет достаточно легко и качественно составлять тесты разных видов.
Система дистанционного обучения Moodle (учебная оболочка ВОСМГОУ) позволяет учителю составлять и проводить свои собственные дистанционные курсы с полностью законченным образовательным процессом. http://vos2.mgou.ru/
Хотелось бы также отметить программное обеспечение, созданное самими учениками под руководством учителя. Это обучающие тренажеры по некоторым темам. Процесс их создания и применения достаточно длительный и трудоемкий, но очень интересный и творческий. Конечно, делать это можно, если учитель сам знаком с алгоритмизацией и программированиям и у него есть дети, которые владеют хотя бы одним языком для составления компьютерных программ. Ознакомиться с некоторыми такими ресурсами можно по адресу http://tsirkul5.narod.ru
Список ЦОР очень велик…
VI. ОБОБЩЕННЫЙ ВЫВОД
Использование ЦОР в учебном процессе, а также в процессе развития ИКТ - компетентности учителя имеет большое значение. Применять электронные ресурсы можно на уроках в блоке мотивации учащихся к изучению нового материала, при объяснении новой темы, при закреплении изученного, при отработке навыков решения задач, при организации контроля знаний. Можно формировать с помощью ЦОР умение находить информацию, перерабатывать ее и усваивать. Кроме того, можно развивать коммуникативные качества учеников при организации работы в группах с использованием цифровых ресурсов. Во внеурочной деятельности несложно организовать с помощью ЦОР работу над домашним заданием, над проектной и исследовательской деятельностью детей, над созданием ими собственных образовательных продуктов. Это будет способствовать формированию у них не только познавательных и коммуникативных, но и регулятивных и личностных универсальных учебных действий. Цифровые ресурсы прочно входят в различные сферы жизнедеятельности человека. И сфера образования не является исключением.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья « Применение ФГОС в работе учителя иностранного языка».
Статья освещает вопросы внедрения требований ФГОС в работу учителя английского языка. Согласно целям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования...
"Применение современных образовательных технологий." Из опыта работы учителя русского языка и литературы Чернышевой Н.Л.
Описание опыта работы по теме "Применение современных образовательных технологий"...
Применение проектной деятельности в работе учителя биологии.
Обобщение опыта работы....
Применение информационно –коммуникативных технологий в работе учителя-логопеда
Описывается применение ИКТ в различных видах деятельности учителя-логопеда речевой группы....
Обобщение опыта работы. Применение информационно-компьютерных технологий как эффективное средство коррекционно-развивающей работы учителя надомного обучения
В данное время происходит переосмысление коррекционно-развивающей работы в свете новых федеральных государственных требований. Поэтому внедрение компьютерных технологий в образование – логичный ...
«Применение музыкотерапии в логопедической работе, как одного из методов инновационного подхода в работе с детьми с ОВЗ». Из опыта работы учителя-логопеда
Инновационное развитие современной наукиxviii всероссийская научно-практическая конференцияЯнварские педагогические чтенияМузыкотерапия – метод психотерапии и Арт-терапии (лечение музыкой),...
Обобщение опыта работы учителя-логопеда на тему "Исследование эффективности применения информационно- коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда по коррекции оптической дисграфии у учащихся младшего школьного возраста с системным недоразвитие
Исследование эффективности применения информационно- коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда по коррекции оптической дисграфии у учащихся младшего школьного возраста с сис...