Обобщение опыта работы. Применение информационно-компьютерных технологий как эффективное средство коррекционно-развивающей работы учителя надомного обучения
статья на тему
В данное время происходит переосмысление коррекционно-развивающей работы в свете новых федеральных государственных требований. Поэтому внедрение компьютерных технологий в образование – логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом. И если школа активно движется вперед, внедряя все новые и новые технологии и методы использования компьютерных средств, то на дому учителя применять инновации, как правило, не спешат, или не могут в силу ряда обстоятельств. К таким обстоятельствам можно отнести:
- отсутствие необходимых материально - технических условий;
- недостаток информационной культуры и компьютерной грамотности;
- отсутствие методики использования информационно - коммуникативных технологий в образовательном процессе на дому и др.
Исходя из вышесказанного, с целью повышения эффективности коррекционно-образовательного процесса обучения на дому было принято решение повсеместно применять новейшие технологии в работе учителей-надомников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Применение информационно-компьютерных технологий как эффективное средство коррекционно-развивающей работы учителя надомного обучения
Хныкина Светлана Николаевна
Школьные образовательные учреждения решают комплекс социально значимых задач, в том числе, направленных на создание условий для интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество, формирование у них адекватных способов взаимодействия с окружающими. При этом основной целью коррекционного воспитания является создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка, формирование позитивных личностных качеств. Коррекционное образование призвано обеспечить основной фундамент не только развития, но и создать максимально благоприятные условия для формирования здорового и гармонично физически развитого ребенка.
Анализируя ситуацию, которая сложилась сегодня в системе воспитания и обучения детей, стало заметным увеличение количества детей, имеющих отклонения в речевом и интеллектуальном развитии. Адекватные методы, организационные формы работы с детьми, имеющими речевые и психические расстройства, целенаправленное воздействие на детей способствуют преодолению имеющихся у детей недостатков развития.
В данное время происходит переосмысление коррекционно-развивающей работы в свете новых федеральных государственных требований. Поэтому внедрение компьютерных технологий в образование – логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом. И если школа активно движется вперед, внедряя все новые и новые технологии и методы использования компьютерных средств, то на дому учителя применять инновации, как правило, не спешат, или не могут в силу ряда обстоятельств. К таким обстоятельствам можно отнести:
- отсутствие необходимых материально - технических условий;
- недостаток информационной культуры и компьютерной грамотности;
- отсутствие методики использования информационно - коммуникативных технологий в образовательном процессе на дому и др.
Исходя из вышесказанного, с целью повышения эффективности коррекционно-образовательного процесса обучения на дому было принято решение повсеместно применять новейшие технологии в работе учителей-надомников.
Целевая установка данного решения: апробировать инновационные методы коррекции, которые позволили бы активизировать познавательную и речевую деятельность воспитанников в процессе коррекционно-развивающей деятельности. Особенностью данной программы является то, что мультимедийные презентации и компьютерные игры не выделяются в отдельный вид деятельности, а являются частью коррекционно развивающего занятия и используются с целью: - формирования мотивации к занятиям;
- получения и усвоение новых знаний; - систематизации и классификации полученных знаний;
- развития восприятия, памяти, внимания, мышления, творческих способностей; - расширение словарного запаса детей;
- формирования звуковой культуры речи.
Комплексно – тематическое планирование построено на основе интеграции различных видов детской деятельности с включением компьютерных технологий. Содержание программы построено таким образом, что способствует не только преодолению незрелости познавательно-речевой сферы детей, но и их социальной адаптации к окружающей действительности, формированию познавательных интересов, развитию творческого воображения. Основная идея внедрения данной разработки в работу заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными средствами развития ребенка для формирования психических процессов, ведущих сфер личности, развития творческих способностей. Это новый подход к использованию ИКТ в работе с «особыми» детьми, который позволяет сохранить целостность и уникальность отечественного школьного образования.
Упражнения на коррекцию вторичных отклонений у детей с ЗПР подбираются в соответствии с изучаемыми лексическими темами. Такой подход позволяет заниматься развитием ВПФ, межанализаторных связей, мелкой моторики системно, продвигаясь от простого к сложному, дополнительно развивая при этом лексико-грамматический строй речи. С помощью графического редактора на каждую лексическую тему созданы различные по сложности упражнения на развитие зрительного восприятия, внимания (зашумленные изображения, «Кто спрятался на картинке?», «Найди отличия», «Найди недостающую часть», «Где чья тень?»), памяти («Чего не стало?, «Что изменилось?»), наглядно-действенного и словесно-логического мышления (аналогии, исключения, сериация и т.д.). Сюда же включаются упражнения на развитие слуховой памяти, конструктивного праксиса, мелкой моторики и графо-моторных навыков, привязанных к изучаемой теме. С целью профилактики переутомления и снятия мышечного напряжения подобраны мультимедийные музыкальные физминутки.
Применение информационно-компьютерных технологий в условиях работы на дому для детей с ОВЗ имеет свои особенности. Так, например, материал подбирается разной степени сложности. Конкретному ребенку всегда можно предложить именно то, что в данный момент соответствует его возможностям и задачам обучения. С помощью простых действий во время занятия на компьютере имеется возможность изменить меру трудности, характер задания, учитывая адекватные возможностям самого «сложного» ребенка. Делаются «видимым» проблемы в развитии ребенка, трудно обнаруживаемые в традиционном обучении. Поэтому возможно трансформировать выявленные проблемы в специальные задачи обучения. Имеется возможность формировать у ребенка процесс осмысливания увиденного и услышанного путем многократного повтора. Многие методики, успешно использовавшиеся ранее, теперь положены на компьютерную основу и получили как бы второе развитие. С точки зрения специалиста, это возможность посмотреть на свою работу с новых позиций, переосмыслить методические приемы, обогатить знания и умения, которыми он владеет.
Практика показала, что при условии систематического использования информационно-компьютерных технологий в сочетании с традиционными методами обучения, эффективность коррекционно-развивающей работы значительно повышается.
Наряду с этим, появились реальные возможности для качественной индивидуализации обучения детей, значительно возросла эмоциональная заинтересованность детей в занятиях. Такое построение обучения не только намного облегчает труд учителя надомного обучения, но и позволят добиться значительно лучших и более устойчивых результатов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме: " Зачётная система как одно из условий оптимизации процесса обучения в вечерней школе"
Презентация обобщения опыта работы по теме: "Зачётная система как одно из условий оптимизации процесса обучения в вечерней школе"...
Обобщение опыта работы "Применение технологии проектного обучения на уроках истории и во внеурочное время"
В концепции модернизации российского образования сформулирована основная задача общеобразовательной школы – «формировать целостную систему универсальных знаний, навыков а также опыт самостоятельной де...
Обобщение опыта работы по теме: "Создание условий для эффективного овладения знаниями в классе фортепиано"
Я собрала интересный материал, обобщение опыта работы педагога дополнительного образования детей в классе фортепиано....
Обобщение опыта работы по методической теме «Технология проблемного обучения на уроках математики»
Проблема: Внедрение проблемного обучения в образовательный процесс средней школы. Условия возникновения проблемы: Федеральные государственные стандарты предусматривают совершенно иной подхо...
Обобщение опыта работы "Применение ИКТ на уроках математики"
Общеобразовательное учреждение призвано готовить детей, которые будут жить в информационном обществе. Одной из приоритетных задач образования является создание эффективной системы информа...
Обобщение опыта работы учителя-логопеда на тему "Исследование эффективности применения информационно- коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда по коррекции оптической дисграфии у учащихся младшего школьного возраста с системным недоразвитие
Исследование эффективности применения информационно- коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда по коррекции оптической дисграфии у учащихся младшего школьного возраста с сис...