кружок ВЫПИЛИВАНИЯ и ВЫЖИГАНИЯ 1-11 класс
рабочая программа по технологии (5 класс) по теме
календарно-тематическое планирование кружка выжигания и выпиливания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
кружок выпиливания и выжигания | 150 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Рышковская средняя общеобразовательная школа Железногорского района Курской области»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка «Художественная обработка древесины»
на 2012-13 учебный год
учителя
Сандугея В.Л.
Класс :1-11
2012г
МКОУ «Рышковская средняя общеобразовательная школа Железногорского района Курской области»
Рассмотрена на заседании школьного МО учителей естественно-математического цикла. Протокол от 29.08.2012г №1 | Принята на заседании педагогического совета. Протокол от 30 августа 2012г №11 | Введена в действие приказом директора школы от 01 сентября 2012г № 50 Директор школы ____________Г.И.Таринова |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка «Художественная обработка древесины»
на 2012-13 учебный год
учителя Сандугея Владимира Леонидовича
Класс :1-11
2012г
Пояснительная записка.
Школьное образование призвано обеспечить функциональную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Главной целью школьного и дополнительного образования является развитие ребенка как компетентной творческой личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смысла жизнедеятельности. Технология интеллектуальной деятельности - учебный курс, который раскрывает основные методы, приемы и способы умственного труда человека в процессе его творческой, познавательной и научно-исследовательской работы и направлен на формирование личностных интеллектуальных качеств и использование врожденных творческих возможностей каждого учащегося. Актуальность программы заключается в преемственности развития творческой активности учащихся в процессе технологической подготовке в школе и в системе дополнительного образования. Вызвана постоянно растущей ролью информации в жизни человека на современном этапе, сталкиваясь с которой неподготовленный человек не в состоянии правильно ее обработать и использовать в своей профессиональной деятельности. Огромный поток научной, технической и другой информации требует от современного человека высокой мыслительной культуры; навыков точной и быстрой ориентации в научных теориях, экономических и технических проектах; умений грамотно вычленить и рационально решить любую теоретическую или практическую проблему.
В основу данной программы заложено духовно-нравственное и художественно-эстетическое воспитание среднего школьного возраста через знакомство с историей народных промыслов по художественной обработке древесины. Образовательная программа актуальна, поскольку современная ситуация в стране предъявляет системе дополнительного образования детей социальный заказ на формирование творческой, целостной самодостаточной личности, обладающей широким кругозором, запасом необходимых ценностных ориентиров, без которых невозможно органичное существование человека в окружающем мире. Данная программа рассчитана на один год обучения на обучающихся 1-11 классов и ориентирована на обеспечение условий для конкретного творческого труда, одного из видов народного искусства - "художественная обработка древесины".
Предусматривает групповые и индивидуальные занятия. Особое место уделяется отработки практических навыков и умений полученных на уроках технологии. В процессе занятий уделяется особое внимание вопросам Т.Б.
Целью обучения по курсу "Художественная обработка древесины" является - формирование и закрепление знаний, первоначальных умений и навыков, полученных на уроках технологии, а также обеспечение развития творческой личности подростка.
Обучение предполагает решение следующих задач:
- Расширить и углубить знания по истории и роли народного творчества, декоративно-прикладного искусства Курского края
- По программе кружковой деятельности, способствовать развитию творческой активности учащихся;
- Реализовать навыки и умения по выполнению творческих проектов;
Содержание теоретического обучения предусматривает: ознакомление воспитанников с основами материаловедения для художественных работ, с художественной обработкой материалов, основами композиции, народными промыслами, с новыми формами проектной деятельности; В процессе занятий воспитанники знакомятся с литературой и иллюстративным материалом, раскрывающими историю художественных промыслов, творчества народных мастеров. Некоторые занятия, целесообразно провести в историко-краеведческом музее г.Железногорск и предприятии «Артель».
Теоретический материал усваивается в сочетании с упражнениями и практическими работами, в процессе которых воспитанники создают собственные композиции художественных изделий в традициях местных промыслов, готовят творческие проекты. Теоретическое и практическое обучение воспитанников проводится одновременно, при некотором опережающем изучении теоретического материала. Каждое практическое занятие начинается с инструктажей (вводного, текущего и заключительного), направленных на правильное и безопасное выполнение работ, бережное отношение к инструменту, оборудованию, а также экономному расходованию материалов, эффективному использованию времени занятий. В процессе практического обучения воспитанники осваивают виды художественной обработки материалов в технике, свойственной конкретному художественному народному промыслу или производству, и изготавливают художественные изделия с учётом местных традиций. Творческий процесс по созданию резных изделий носит не только воспитывающий, но и обучающий характер, позволяет воспитанникам в ходе подготовки режущего инструмента, подготовки материалов, практического изготовления изделий приобрести общие трудовые и специальные трудовые умения и навыки в области художественно- технической деятельности. Весь процесс обучения носит творческий воспитательный характер, определённую художественную ценность и высокое качество исполнения, отвечает функциональным и эстетическим требованиям, является общественно полезным. Для усиления профессиональной направленности обучения воспитанники знакомятся с разными специальностями.
В программе уделяется особое внимание формированию у воспитанников общей культуры труда. Она рассчитана на овладение графической грамотой при выполнении рабочих чертежей и в процессе создания изделий, эскизов и их декора. Программа предусматривает расширение знаний по физическим, технологическим свойствам древесины, процессам её обработки, инструментам и приспособлениям. Программа ставит своей целью - развитие творческой активности воспитанников, развивать "чувство материала", его художественных и технологических возможностей. Она нацелена на формирование художественного вкуса, чувства прекрасного, эстетического идеала, творческих начал в личности. Программа предусматривает приобщение воспитанников к процессу создания резных изделий, попытки изменения и улучшения условий той среды в которой они живут, учатся и отдыхают; привлечение самих воспитанников к активной деятельности по созданию и сохранению прекрасного. Программой предусмотрено изучение и исследование свойств древесины. Изучение устройства, принципа работы приборов: электровыжигателя, электролобзика, электрорубанка, и других инструментов, что имеет большое значение для формирования знаний воспитанников о материалах, принципах действия и устройствах машин. Программа ориентирована на обеспечение дифференцированного подхода к слабым и наиболее подготовленным воспитанникам, на изучение и усвоение материала всеми воспитанниками не ниже требований программы.
Структура программы предусматривает использование следующих разделов, школьного курса, образовательной области "Технология":
- материаловедение;
- технология обработки древесины;
- художественная обработка древесины;
- элементы машиноведения;
- графика;
- техническое творчество;
- введение в художественное конструирование.
Учебный материал программы распределён с учётом возрастных особенностей обучающихся. В программе предложена система самопроверки знаний обучающимися и контроля знаний - учителем технологии.
Предусмотрены различные формы организации усвоения знаний обучающимися. Для чего в работе используются:
- учебники, справочники;
- дидактический материал;
- дополнительная литература;
компьютерный класс.
На всех занятиях осуществляется неукоснительный контроль за соблюдением санитарно - гигиенических требований, правил безопасности труда. Содержание программы предусматривает подведение воспитанников к осознанному выбору одной из рабочих профессий по профилю - "Художественная обработка древесины". По завершению изучения данной программы обучающиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.
Должны знать:
- принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности;
- основные понятия графики, графического изображения (чертёж, эскиз, технический рисунок);
- физико-механические, технологические, энергетические, экологические свойства материалов;
- способы разметки по шаблону и чертежу;
- принцип подбора столярного инструмента - по назначению, по виду деятельности, по свойствам материалов;
- назначение и устройство станков и электрооборудования (электровыжигателя, электродрели, сверлильного станка, электролобзика, электрофрезера);
- иметь понятие о конструировании и моделировании;
- способы отделки древесины - грунтовка, шлифование, окраска, лакирование, полирование;
- основные сведения о видах художественной обработки дерева на территории родного края, их характерные особенности;
- историю возникновения и развития местного промысла по художественной обработке дерева, его роль в экономике края;
- основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;
- основные приёмы выжигания, типовые композиции и их выполнение на различных видах изделий;
- технологический процесс изготовления изделий и декорирование их выжиганием;
- разные виды резьбы и их особенности;
- способы экономного расходования материалов, электроэнергии, бережного обращения с инструментами, оборудованием и приспособлениями;
- правила безопасности труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и внутреннего распорядка в процессе выполнения работ.
Должны уметь:
- рационально организовывать рабочее место. Соблюдать правила Техники безопасности;
- уметь читать и выполнять чертежи, эскизы, технические рисунки;
- определять породу и пороки древесины по её внешнему виду;
- производить разметку заготовки по шаблону и чертежу;
- применять столярный инструмент по назначению. Производить его наладку;
- использовать станочное оборудование в процессе изготовления изделия;
- выполнять простейшие столярные операции;
- производить отделку столярных изделий с учётом дизайна;
- выполнять простейшие расчёты стоимости изделия;
- выполнять и защищать творческие проекты;
- выполнять элементы и мотивы орнаментов в технике выжигания, различных видов резьбы;
- проектировать простые изделия в традициях местного промысла и изготавливать их;
- самостоятельно разрабатывать композиции для выжигания, резьбы и выполнять их;
- затачивать и править необходимый инструмент для резьбы;
- бережно обращаться с оборудованием, приспособлениями и инструментами;
- экономно расходовать материалы и электроэнергию;
Должны освоить, отработать и закрепить следующие навыки:
- владения основными ручными инструментами по обработке, выжиганию, резьбе и мозаике по дереву;
- выполнения операции выпиливания и резьбы;
- владения основными элементами графической грамотности;
- выполнения плоскостной разметки;
- разработки и составление композиции для выжигания,
- выполнение декорирования изделий – выжиганием и выпиливанием;
Формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная;
- коллективная (бригадная).
Тематический план
работы кружка «Художественная обработка древесины»
№ п/п | Темы | Количество часов |
Теория | Практика | Всего |
Выпиливание лобзиком | 16 | 20 | 36 |
1. | Охрана труда, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий. | 2 | 2 |
2. | Основы материаловедения. | 2 | 2 |
3. | Виды резьбы по дереву. | 2 | 2 |
4. | Выпиливание лобзиком как разновидность оформления изделия. | 1 | 1 | 2 |
5. | Материалы, инструменты и приспособления. | 1 | 1 | 2 |
6. | Технические приёмы выпиливания орнамента. | 1 | 3 | 4 |
7. | Сборочные и отделочные работы. | 1 | 1 | 2 |
8. | Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком. | 1 | 1 | 2 |
9. | Работа над конструкцией изделия. | 1 | 3 | 4 |
10. | Построение орнамента. | 1 | 3 | 4 |
11. | Конструирование различных изделий. | 1 | 1 | 2 |
12. | Техника выполнения различных изделий. | 1 | 3 | 4 |
13. | Отделка изделия. | 1 | 1 | 2 |
14. | Изготовление изделия. | 1 | 1 | 2 |
Художественное выжигание | 7 | 17 | 36 |
1. | Декорирование изделий выжиганием. | 1 | 3 | 4 |
2. | Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию. | 1 | 1 | 2 |
3. | Основы композиции. | 1 | 1 | 2 |
4. | Подготовка инструмента к работе. | 1 | 1 | 2 |
5. | Технология декорирования художественных изделий выжиганием. | 1 | 1 | 2 |
6. | Основные приёмы выжигания. | 1 | 3 | 4 |
7. | Техника выполнения приёмов выжигания | 4 | 4 |
8. | Отделка изделия. | 1 | 3 | 4 |
9. | Изготовление изделий и декорирование их выжиганием. | 12 | 12 |
Календарно – тематическое планирование занятий
№ п/п. | Тема раздела | Запланировано часов | Основные вопросы рассматриваемые на занятии | Формы и методы работы, виды контроля |
Выпиливание лобзиком 36 часов |
1. | Вводное занятие Охрана труда при производстве художественных изделий. | 2 | Правила: - поведения и техника безопасности; - пожарной и электробезопасности; - задачи на год | Инструктирование. Беседа. |
2. | Основы материаловедения. | 2 | Древесина: - основные свойства и пороки; - характеристика пород; - фанера, шпон, нетрадиционные и отделочные материалы, клеи. | Беседа. Практическая работа: «Знакомство с породами и свойствами древесины, отделочными материалами». |
3. | Виды резьбы по дереву. | 2 | - народные художественные традиции; - виды и особенности резьбы; - источники орнаментальных узоров. | Беседа. Демонстрации. |
4. | Выпиливание лобзиком – разновидность оформления изделия. | 2 | - Особенности работы лобзиком; - источники и особенности узоров для выпиливания. | Беседа. Демонстрации. Практическая работа. |
5. | Материалы, инструменты и приспособления. | 2 | - Основные свойства материалов; - характеристики инструмента и приспособлений. | Беседа. Практическая работа «Знакомство с видами материалов и инструментом». |
6. | Технические приёмы выпиливания орнамента. | 4 | - Подготовка материалов, рисунков; - перевод рисунка на заготовку; - приёмы выпиливания; - способы соединения деталей. | Практическая работа «Подготовка материалов. Приёмы выпиливания. Способы соединения деталей». |
7. | Сборочные и отделочные работы. | 2 | -Облицовывание шпоном; - циклевание и шливование; - устранение дефектов; - сборка изделия; - прозрачная отделка. | Практическая работа «Сборка и отделка изделий». |
8. | Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком. | 2 | - Конструкция, форма изделия; - фурнитура; - виды орнамента применяемые в работах лобзиком. | Беседа. (призентация) |
9. | Работа над конструкцией изделия. | 4 | - Основные принципы композиции; - форма и конструкция изделия; - работа над проектом; - фурнитура, её изготовление, установка. | Практическая работа: «Построение композиции. Разработка формы. Изготовление и установка. |
10. | Построение орнамента | 4 | - Назначение и виды орнамента; - симметрия; - орнаментальные розетты и полосы; - сетчатый орнамент. | Практическая работа: «Важнейшие средства и приёмы композиции орнамента». |
11. | Конструирование различных изделий. | 2 | - Плоские, объёмные изделия; - изделия округлой формы; - изделия со сложным орнаментом. | Практическая работа: |
12. | Техника выполнения различных конструкций изделий. | 4 | - Плоские изделия; - объёмные изделия. | Практическая работа: |
13. | Отделка изделия | 2 | - Отделочные материалы; - нетрадиционные материалы; - облицовывание шпоном; - циклевание и шлифование; - устранение дефектов; - прозрачная отделка. | Практическая работа: «Отделка изделия». |
14. | Изготовление изделия по выбору учащихся | 2 | Практическая работа: |
Художественное выжигание 36 часов |
1. | Вводное занятие. | 0,5 | Правила: - поведения и техники безопасности; - пожарной и электробезопасности при производстве художественных изделий из дерева. | Инструктирование. Беседа. |
2 | Основы материаловедения для художественных работ из дерева | 0,5 | - Основные свойства и пороки древесины; - отделочные материалы; - нетрадиционные материалы. | Беседа. Практическая работа: «Знакомство с породами и свойствами древесины, отделочными материалами». |
3/1. | Декорирование художественных изделий выжиганием. | 3 | - Подготовка материалов; - перевод рисунка; - приёмы выжигания. | Практическая работа: «Подготовка материалов. Приёмы выжигания». |
4/2. | Инструменты, приспособления для выполнения работ. | 2 | - Инструменты и приспособления для выжигания. | Практическая работа: «Подготовка инструмента». |
5/3. | Основы композиции. | 2 | - Основные принципы композиции; - форма и конструкция изделия. | Беседа Практическая работа: «Построение композиции. Разработка формы». |
6/4 | Подготовка инструмента к работе. | 2 | - Основные требования к инструменту; - уход за инструментом. | Практическая работа. |
7/5. | Технология декорирования художественных изделий выжиганием. | 2 | - Подготовка материалов; - перевод рисунка; - приёмы выжигания; - способы соединения деталей; - сборка изделия; - устранение дефектов; - прозрачная отделка. | Практическая работа: «Подготовка материалов. Приёмы выжигания. Способы соединения деталей. Сборка и отделка изделий». |
8/6. | Основные приёмы выжигания. | 4 | - Освоение приёмов выжигания. | Практическая работа. |
9/7. | Техника выполнения выжигания различных изделий. | 4 | - Совершенствование приёмов выжигания. | Практическая работа. |
10/8. | Отделка изделия. | 4 | - Отделочные материалы; - нетрадиционные материалы; - устранение дефектов; - прозрачная отделка. | Практическая работа: «Отделка изделий». |
11/9. | Изготовление художественного изделия и декорирование его выжиганием. | 12 | - Форма и конструкция изделия; - назначение и виды орнамента; - симметрия; - изделия со сложным орнаментом. | Практическая работа: «Изготовление изделия». |
Учебно-методические средства обучения
1. Абросимова А.А., Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Художественная резьба по дереву, кости и рогу.- М.: Высшая школа, 1978.
2. Абросимова А.А., Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Художественная резьба подереву. - М.: Высшая школа, 1998.
3. Афанасьев А.Ф. Домовая резьба.- М.: Культура и традиции, 1999.
4. Афанасьев А.Ф. Домовая резьба ( альбом орнаментов).- М.:Народное творчество, 2001.
5. Боровков Е.Е., Легорнев С.Ф., Черепашенцев Б.А. Технологический справочник учителя. - М.: Просвещение, 1992.
6. Бородулин В.А. Художественная обработка дерева. - М.: Просвещение, 1988.
7. Буриков В.Г., Власов В.Н. Домовая резьба. - М.: Нива России, 1993.
8. Деменьтьев С.В. Резьба по дереву. - М.: Издательский дом МСП, 2000.
9. Козловский А.Л. Клеи и склеивание. - М.: Знание, 1976.
10. Крейдлин Л.Н. Столярные работы. - М.: Высшая школа, 1986.
11. Паламошнов Ю.М. Резьба по дереву (спецкурс). - Екатеренбург, 1995.
12. Рихвк Э.В. Обработка древесины в школьных мастерских. - М.: Просвещение, 1984.
13. Работа с деревом. /Сост. Белов Н.В./. - Минск.: Современная литература, 1999.
14. Работа по дереву. /Сост. Рыженко Н.В., Яценко В.А./. - М.: АСТВ Гамма - СА, 1998.
15. Резьба по дереву. /Сост.Мольнар А.А./.- М.: Спектр сезам - маркетинг, 1997.
16. Сафроненко В.М. Чарующая красота древесины (советы домашнему умельцу), - Минск.: Полымя, 2000.
17. Семенцов А.Ю. Резьба по дереву. - Минск.: Современное слово, 1998.
18. Семенцов А.Ю. Резьба по дереву (новые идеи старого ремесла). - Минск.: Современное слово, 2000.
19. Семенцов А.Ю. Резьба по дереву. - Минск.: Современное слово, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка детского творчества "Умелые руки" (выпиливание и выжигание).
Методическая разработка предназначена для учителей технологии (технический труд), проводящих внеклассную работу по предмету в 5 - 8-ых классах общеобразовательной школы....
Театральный кружок по английскому языку для начальных классов
Прием драматизации - эффективное средство обучения иностранному языку. У учащихся развиваются коммуникативная, творческая, культурная, социальная компетенции. Обращение к эмоционально-чувственн...
Рабочая программа к факультативному курсу "Выпиливание и выжигание"
Пояснительная записка к программе факультативного курса «Выпиливание и выжигание»....
Использование ИКТ на уроках технологии Выпиливание и выжигание – виды художественной обработки древесины обработки древесины
Обобщающий урок по теме "Выпиливание и выжигание - выды художественной обработки древесины" с презентацией. На уроке предусмотренны различные виды проверки усвоения данной темы: кроссворд, тест,...
Программа внеурочной деятельности "Художественное выпиливание и выжигание"
Предназначена для учащихся 5-х классов....
Рабочая программа кружка "Выпиливание и выжигание"
Данная программа ориентирована на обеспечение условий для конкретного творческого труда, одного из видов народного искусства - "художественная обработка древесины".Цель - формирование знаний...
Отделка изделий: выпиливание лобзиком, выжигание, зачистка и лакирование
Презентация на тему: Отделка изделий: выпиливание лобзиком, выжигание, зачистка и лакирование....