Разработка урока в 5 классе по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей"
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему
Приводится технологическая карта урока, дополнительный материал к уроку и презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_5_slozh_i_vych_des_drob.doc | 89 КБ |
prilozheniya_k_uroku.doc | 118 КБ |
prezentatsiya_k_uroku.ppt | 1.25 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: | Математика | |
Класс: | 5а | |
Учитель: | Вафина Дильшат Зиннуровна – учитель первой кв. категории МБОУ «Кутлу-Букашская СОШ» | |
Базовый учебник: | Математика. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ И.И. Зубаревой, А.Г. Мордковича 2015 г. | |
Тема урока: | Сложение и вычитание десятичных дробей | |
Тип урока: | Учебное занятие обобщения и систематизации знаний и способов деятельности | |
Цель урока: | Организовать деятельность учащихся по обобщению, систематизации знаний и способов деятельности при решении задач «на движение по реке», способствовать воспитанию умений работать самостоятельно и коллективно, формировать математическую компетентность учащихся | |
Задачи урока: | Образовательные | Уметь решать задачи «на движение по реке», формировать умение применять алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей при выполнении различных заданий |
Развивающие | Развивать умение анализировать, делать выводы, развивать устную речь | |
Воспитательные | Воспитывать умение высказывать свою точку зрения, слушать других, принимать участие в диалоге, формировать способности к позитивному сотрудничеству | |
Планируемые результаты: | УУД | Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, умеют ясно, чётко излагать свои мысли в устной и письменной речи |
Познавательные: выбирают и формируют познавательную цель, выражают смысл ситуации с помощью различных примеров, делают предположение об информации, необходимой для решения задачи | ||
Регулятивные: самостоятельно формулируют познавательную цель и строят свои действия в соответствии с ней, умеют анализировать, делать выводы, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности | ||
Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, умеют слушать и вступать в диалог, строить в паре продуктивное взаимодействие | ||
Основные понятия, изучаемые на уроке: | Скорость по течению реки, скорость против течения реки | |
Методы: |
| |
Формы работы обучающихся: | Фронтальная, парная, индивидуальная. | |
Межпредметные связи: | Подготовка к изучению алгебры и физики | |
Организация деятельности обучающихся на уроке: |
| |
Необходимое учебное оборудование: | Компьютер, проектор, экран, учебники по математике, раздаточный материал (карточки с заданием), электронная презентация, выполненная в программе Power Point, ЦОРы, листы самооценивания |
Организационная структура урока
№ этапа | Этап урока | Время | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты | Оценка результата деятельности ученика | ЭОР |
1. | Организационный | 2 мин | Создание благоприятного психологического настроя на работу | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. У каждого из вас на столах лежат листы самооценивания. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончанию решения каждой задачи, вы должны оценить свою работу: "+" - справился с задачей без затруднений, "±" - справился с задачей, но возникали сложности, "-" - не справился с задачей. | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, слушают учителя | Личностные: мотивация учения Регулятивные: организация своей учебной деятельности Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Готовы к сотрудничеству, внимательны, собраны | Слайд1 |
2. | Актуализация знаний | 5мин | Отработка навыков устного быстрого счёта, повторение решения задач на движение, фиксирование индивидуальных затруднений | Мотивирует учащихся на получение знаний. Организует устную работу, подводит к целям и теме урока. | Слушают учителя. Отвечают на вопросы учителя, делают выводы, формулируют тему и цель урока | Личностные: самоопределение Познавательные: структурирование собственных знаний Регулятивные: ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем, определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата Коммуникативные: проявление активности во взаимодействии для решения познавательных задач, уметь использовать речь для регуляции своего действия | Участие в устной работе, понимание необходимости совершенствования умения быстрого счёта, знаний зависимости пути от скорости и времени | |
Устная работа Угадай знак действия | Считают устно, проверяют правильность выполнения, отвечают на вопросы учителя. | Слайд 2 | ||||||
Формулирует задание: «Рассказать правило сложения десятичных дробей» «Рассказать правило вычитания десятичных дробей» | Выполняют задание учителя | |||||||
Формулирует задание: Составьте текст задачи, используя рисунок. Какие вопросы можно поставить к задаче, чтобы в решении было сложение и вычитание десятичных дробей? | Составляют задачи по рисунку. Отвечают на поставленный вопрос | Слайд 3 | ||||||
3. | Создание проблемной ситуации | 3 мин | Обсуждение ситуации, порождающей проблему появления понятия | Организует обсуждение: «Как будет плыть плот по течению реки?» «Отличается ли скорость движущегося тела по течению реки от скорости движения против течения реки?» «Как отличается?» | Отвечают на вопросы учителя | Познавательные: анализируя выполнения заданий извлекают необходимую информацию для отработки навыков решения задач Регулятивные: в ситуации затруднения регулируют ход мыслей Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументируют свое мнение | Понимают, что на уроке необходимо вспомнить математическое понятие «скорость по течению реки» и «скорость против течения реки», участвуют в диалоге, выводят правило нахождения скоростей | |
4. | Формулирование проблемы: тема и цель урока | 3 мин | Обсуждение необходимости повторения понятия | Выводит на формулировку тему и цель урока. Четко проговаривает тему и цель урока | Приводят примеры нахождения скорости по течению реки и скорости против течения, выходят на необходимость формулирования правила | Познавательные: анализируя и сравнивая приводимые примеры, извлекают необходимую информацию для дальнейшей деятельности, формулируют тему, цель Регулятивные: в ситуации затруднения регулируют ход мыслей Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументируют свое мнение | Понимают, что математическое понятие необходимо, участвуют в диалоге, учатся приводить примеры, записывают тему урока | Слайд 4 |
5. | Применение знаний при решении задач | 10 мин | Формирование навыка применения нахождения скорости по течению реки и скорости против течения реки при решении задач | Организует работу над решением задач с последующей проверкой ответов и алгоритма рассуждений: | Решают задачи, работают в паре, заполняют листы самооценивания | Личностные: самоопределяются, осознают ответственность за работу пары Познавательные: самостоятельно планируют свою деятельность, применяют способы решения, прогнозируют результат, выстраивают логическую цепь рассуждений Регулятивные: проявляют познавательную инициативу Коммуникативные: планируют сотрудничество с одноклассниками и учителем, учитывают мнение в паре, координируют свои действия | Проговаривают правила нахождения скорости движения по течению реки и против течения реки, сложения и вычитания десятичных дробей; на конкретных примерах учатся их применять | |
Формулирует задание: 1. Выполнить устно. Собственная скорость лодки 18 км/ч. Скорость течения реки 2 км/ч. Какова скорость лодки по течению? Какова скорость лодки против течения? На сколько км/ч скорость лодки по течению больше её скорости против течения? | Выполняют задание учителя, учатся применять правила нахождения скоростей | Слайд 5 | ||||||
Формулирует задание: 2. Решить задачу Собственная скорость катера (скорость в стоячей воде) равна 21,6 км/ч, а скорость течения реки 4,7 км/ч. Найдите скорость катера по течению и против течения. | Работают с учебником, решают задачу самостоятельно с последующей проверкой | Слайд 6 | ||||||
Даёт задание №1295 | Решают примеры на сложение и вычитание десятичных дробей, заполняют листы самооценивания | |||||||
6. | Физкультминутка | 3 мин | Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. | |||||
7. | Самостоятельная работа по закреплению изученного ранее | 12 мин | Обеспечение усвоения алгоритма решения задач «на движение по реке», выявление качества и уровня усвоения знаний, а также причин выявленных ошибок. | Учитель предлагает выполнить самостоятельную работу. | Учатся применять знания в процессе индивидуальной работы | Личностные: стараются следовать в поведении моральным нормам Познавательные: самостоятельно выполняют действия по алгоритму Регулятивные: проявляют познавательную инициативу, контролируют свои действия Коммуникативные: осознают применяемый алгоритм с достаточной полнотой | Решают задачу «на движение по реке», отрабатывают алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей при решении уравнений и задачи | Слайд 7 |
8. | Работа с учебником | 4 мин | Повышение интереса к предмету, мотивации в обучении | Предлагает выполнить примеры по учебнику | Работа в группе | Личностные: мотивация учения Познавательные: формирование интереса к изучению предмета. | Выполняют сложение и вычитание десятичных дробей удобным способом работая в группе. | |
9. | Подведение итогов урока, рефлексия | 2 мин | Обеспечение осознания учащимися своей учебной деятельности на уроке | Организует обсуждение: Какова была тема урока? Какую задачу ставили? Каким способом решали поставленную задачу? Предлагает учащимся оценить свою успешность на уроке по схеме: На уроке
| Проводят самооценку результатов своей деятельности и деятельности всего класса, сдают листы самооценивания | Личностные: проводят самооценку, учатся адекватно принимать причины успеха (неуспеха) Познавательные: проводят рефлексию способов и условий своих действий Коммуникативные: планируют сотрудничество, используют критерии для обоснования своих суждений | Слайд 8 | |
10. | Домашнее задание | 1 мин | Обсуждение домашнего задания | Даёт домашнее задание | Записывают домашнее задание в дневники | Слайд 9 |
Предварительный просмотр:
Лист самооценивания
"5" - справился с задачей без затруднений,
"3" - справился с задачей, но возникали сложности,
"-" - не справился с задачей.
Устная работа. | |
Правило сложения и вычитания десятичных дробей | |
Составить задачу по рисунку | |
Решение задачи устно | |
Работа по учебнику | |
Самостоятельная работа. |
Самостоятельная работа
I вариант
- Собственная скорость теплохода 38,4 км/ч. Скорость течения 2,8 км/ч. Найдите скорость теплохода против течения и по течению.
- Решите уравнения:
а) 6,7 – х = 2,8;
б) х + 6,25 = 8.78
II вариант
- Собственная скорость теплохода 34,8 км/ч. Скорость течения 2,6 км/ч. Найдите скорость теплохода против течения и по течению.
- Решите уравнения:
а) у – 2,7 = 3,4;
б) х + 16,54 = 24,87
Самостоятельная работа
I вариант
- Собственная скорость теплохода 38,4 км/ч. Скорость течения 2,8 км/ч. Найдите скорость теплохода против течения и по течению.
- Решите уравнения:
а) 6,7 – х = 2,8;
б) х + 6,25 = 8.78
II вариант
- Собственная скорость теплохода 34,8 км/ч. Скорость течения 2,6 км/ч. Найдите скорость теплохода против течения и по течению.
- Решите уравнения:
а) у – 2,7 = 3,4;
б) х + 16,54 = 24,87
.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1) 2) 3) 4) 8,1 + 1,1 = 9,2 34 - 0,5 = 33,5 45 - 0,5 = 44,5 55 + 0,1 = 55,1 Угадай знак действия 5) 44,2 - 0,2 = 44
Сложение и вычитание десятичных дробей при решении задач «на движение по реке»
Собственная скорость лодки 18 км/ч. Скорость течения реки 2 км/ч. Какова скорость лодки по течению? Какова скорость лодки против течения? На сколько км/ч скорость лодки по течению больше её скорости против течения?
Собственная скорость катера (скорость в стоячей воде) равна 21,6 км/ч, а скорость течения реки 4,7 км/ч. Найдите скорость катера по течению и против течения.
Собственная скорость теплохода Скорость течения Скорость теплохода по течению Скорость теплохода против течения Собственная скорость теплохода v км/ч. Скорость течения реки m км/ч. Заполните таблицу: v m v + m v - m
Самостоятельная работа Собственная скорость теплохода 38,4 км/ч. Скорость течения 2,8 км/ч. Найдите скорость теплохода против течения и по течению. Решите уравнения: а) 6,7 – х = 2,8; б) х + 6,25 = 8,78 Собственная скорость теплохода 34,8 км/ч. Скорость течения 2,6 км/ч. Найдите скорость теплохода против течения и по течению. Решите уравнения: а) у – 2,7 = 3,4; б) х + 16,54 = 24,87.
5 2 + 1 8 = 7 3 + 1 0 8 = 4 0 8 4 2 + 1 7 = 2 1 2 7 3 6 - 3 3 6 = 4 6 3 - 2 7 = 6 0 3 5 7 - 4 = 1 7 , , , , , , , , , , , , Расставь запятые так, чтобы равенство было верным
Было трудно … Было интересно … Я научился … Меня удивило … У меня……………настроение
п.42, правила; № 718,724, Придумать задачу на движение по реке
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей"
Этот урок я проводила в 5 классе. Была проведена предварительная работа с ребятами по оформлению кабинета, проведена самостоятельная работа, результатом которой стало определение учеников в вагоны "ку...
Методическая разработка урока математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей".
Урок в технологии деятельностного метода. 5 класс. УМК Виленкин Н. Я....
Урок математики в 5 классе. Тема: «Сложение и вычитание десятичных дробей. Разложение десятичных дробей по разрядам»
Конспект урока. Особое внимание уделяется работе с текстом....
Методическая разработка урока математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей"
Сложение и вычитание десятичных дробейСоздание условий для прочного усвоения учебного материала по теме урока; ознакомление учащихся с правилами сложения вычитания десятичных дробейУрок «освоени...
разработка урока с элементами театрализации "Сложение и вычитание десятичных дробей"
Объяснение нового материала используя театрализованное представление....
Методическая разработка и презентация к уроку математики по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей» в 5 классе
Урок проводится в 5 классе после изучения темы «Десятичные дроби». Замысел данного урока связан с тем, что действия с десятичными дробями одна из значимых тем в разделе математики 5 класса. Тип урока:...
Конспект урока, технологическая карта урока и презентация урока математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" в 5 классе по учебнику Виленкина Математика -5
В рамках школьного фестиваля уроков по системно-деятельностному подходу я провела урок с презентацией по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей". На уроке были использованы базовые листы контрол...