Методическая разработка урока математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей".
план-конспект урока (5 класс) по теме
Урок в технологии деятельностного метода. 5 класс. УМК Виленкин Н. Я.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka.doc | 157 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
урока математики в технологии деятельностного метода
Тема урока: Сложение и вычитание десятичных дробей
Класс 5
Автор УМК Виленкин Н. Я.
Тип урока: урок «открытия» знания
Цель и задачи урока Деятельностная: формирование умения самостоятельно строить и применять новые знания. Содержательная: построение алгоритма сложения и вычитания десятичных дробей и формирование первичного умения его применения. | |||
Дидактический материал к уроку Карточка для самостоятельной работы «Вертушка», карточка-эталон для самопроверки самостоятельной работы, карточка самооценки, таблица для устного теста «Светофор», алгоритм записи десятичных дробей, алгоритм сложения натуральных чисел, алгоритм сложения смешанных чисел, алгоритм сложения десятичных дробей. | |||
Этапы урока | Действия учителя (типичные фразы диалога) | Действия учеников (предполагаемые) | Результат взаимодействия |
I. Мотивация к учебной деятельности | Добрый день. Начинаем наш урок. С каким настроением вы приступаете к работе? - Какой деятельностью мы занимаемся на уроке? - Из каких частей состоит учебная деятельность? - Но прежде чем выяснить, чего мы не знаем, что необходимо сделать? | Учащиеся дают ответ с помощью сигнальных карточек красной , желтой , зеленой. - Учебной. -Надо выяснить, чего мы не знаем и самостоятельно найти выход из затруднения. -Выяснить, что нам известно. | Включение учащихся в учебную деятельность |
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии | - В какой большой теме мы с вами сейчас работаем? - Вспомните план, по которому идет изучение любой темы? - Что из перечисленного мы уже изучили? - К какому шагу приступим на этом уроке? - С какого действия начнем? - Сформулируйте тему урока. (Тема записывается в тетради и на доске). - Ребята, а почему вообще возникла потребность в десятичных дробях? Чем не угодили обыкновенные дроби? -Чем? - Повторим алгоритм записи десятичных дробей. - А еще? . - Подумайте, какие алгоритмы надо повторить, чтобы затем сконструировать новый способ действий. Организует работу по выполнению задания «Светофор». Таблица с заданием начерчена на доске . Алгоритм сложения смешанных чисел и натуральных чисел прикрепляется на доску. - Можно ли утверждать, что значения выражений будут одинаковы? 8,07+4,5 и 7 + 4 3,12+4,37 и 3 + 4 - Выполните сложение и запишите ответ десятичной дробью 3,12+4,37= - Так каким образом можно сложить десятичные дроби? - Итак, что мы повторили? - Какой следующий шаг? -Выполнить сложение 2,27+7,2654, на выполнение задания дается 15 секунд. -Время вышло. У кого нет ответа? - Как выполняли задание? -Что же не получилось? -У кого есть ответ? Как выполняли задание? Ответы фиксируются на доске, их может быть несколько. -Какая сложилась ситуация? (Кто-то не получил ответа. У тех, кто выполнил сложение получились разные ответы. Предложенных вами новых способов действий нет на доске и в наших конспектах, мы их никогда не записывали.) | -Десятичные дроби. -1. Определение 2. Свойства, 3. Сравнение 4. Арифметические действия. -Определение, свойства и сравнение десятичных дробей. -Будем изучать арифметические действия с дробями. -Конечно, со сложения. Формулируют тему урока «Сложение десятичных дробей» -Десятичные дроби очень похожи на натуральные числа. -Записью. Один ученик у доски собирает “мозаику” из частей алгоритма записи десятичных дробей. -Многие действия с десятичными дробями, например округление или сравнение, выполняются почти так же, как и с натуральными числами. - Алгоритм сложения натуральных чисел и алгоритм сложения обыкновенных дробей. Ученики выполняют задание “Светофор” с помощью сигнальных карточек Устно проговариваются алгоритмы сложения натуральных чисел и смешанных чисел. -Нет, т.к. целые части дробей совпадают, а дробные – нет. -Да, в этих суммах слагаемые одинаковы, но различаются записью. Решают пример 3,12+4,37= 3 + 4=7=7,49). -Заменить их соответствующими обыкновенными дробями или смешанными числами. Выполнить сложение по известным алгоритмам. -Алгоритмы десятичной записи, алгоритмы сложения натуральных и смешанных чисел. -Пробное действие. Решают пример. Учащиеся поднимают руки. -Переходили к смешанным числам. -Не успели выполнить сложение. Алгоритм громоздкий, не хватило времени. Учащиеся рассказывают свой способ действий. Это может быть даже сложение столбиком. | Осознание потребности к построению нового способа действий. |
III. Выявление места и причины затруднения | - Итак, какое задание надо было выполнить? - Вам это удалось? - Значит возникло затруднение? - В каком месте оно возникло? - В чем причина затруднения? - Сформулируйте цель урока. - Чтобы достичь этой цели, какую задачу поставим перед собой? (Цель и задача вывешиваются на доску). | - Сложить десятичные дроби. -Нет. У нас нет согласованного ответа. -Да. (Ответы могут быть различными.) (Сложение с помощью алгоритма сложения смешанных чисел занимает много времени. Мы выполнили сложение, но не можем обосновать свои действия). -Нет удобного алгоритма сложения десятичных дробей. -Научиться быстро складывать десятичные дроби. -Вывести удобный алгоритм сложения десятичных дробей. | Принятие цели урока. |
IV. Построение проекта выхода из затруднения | -Итак, в начале урока мы выяснили связь десятичных дробей с натуральными числами и обыкновенными дробями. Алгоритм сложения смешанных чисел мы уже использовали. Что еще можно попробовать? - Но не забудьте, что десятичные дроби – это числа с целой и дробной частью, как смешанные числа. - Каким будет план ваших действий? | -Обратиться к натуральным числам. Позаимствовать у них способ сложения “в столбик”. -Будем использовать сложение “в столбик”, с учетом алгоритма сложения смешанных чисел. | Принятие плана выхода из затруднения. |
V. Реализация построенного проекта | Организует работу в парах по реализации созданного плана. План реализуется на задании пробного действия. Результаты работы групп вывешиваются на доске. Анализируются результаты. После подробного анализа на доске останутся только верные варианты, неверные снимаются. - Почему в этой записи у вас запятая расположена под запятой? - Если в конце числа 2,27 нули не приписаны, задать вопрос: С чем складываются цифры 7 и 4 в числе 7,2654 ? - Что это нам дает? - Сформулируйте алгоритм сложения десятичных дробей. Алгоритм сложения десятичных дробей фиксируется на доске. - Какую задачу мы поставили перед собой на уроке? -Вам удалось с ней справиться? -Запишите в тетрадь выполненное задание. - Как вы думаете, поможет вам новый алгоритм достичь цели сегодняшнего урока? -Каков наш следующий шаг? - В паре со своим соседом проговорите созданный алгоритм. | Пары работают фломастером на белых альбомных листах. -Это связь со смешанными числами. Целая часть складывается с целой, а дробная – с дробной. - Добавим нули в конце числа 2,27 -Мы уравниваем количество разрядов в обоих числах. Приписывание нулей в конце дробной части не меняет десятичную дробь. Формулируют алгоритм. - Создать удобный алгоритм сложения десятичных дробей. -Да Записывают в тетрадь. -Да. -Закрепить алгоритм, потренироваться. | Восприятие алгоритма сложения десятичных дробей. |
VI. Первичное закрепление во внешней речи | - Выполните действия: а) 4,3 + 6,5 ; б) 17,43+2,47 ; в)343, 004+4,31 | Ученики по очереди у доски с проговариванием алгоритма. | Усвоение алгоритма сложения десятичных дробей |
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | - Можете ли вы теперь уверенно сказать, что научились складывать десятичные дроби? Организует самостоятельную работу “Вертушка”. Учащимся на карточках раздаются задания четырех вариантов. Выполнив задания, ученики меняются карточками по кругу. В результате у всех выполнено по 4 примера. Раздает карточки-эталоны каждому ученику | -Нет, нам надо выполнить самостоятельную работу и проверить себя. Выполняют самостоятельную работу. Выполняют самопроверку по эталону. Если допущена ошибка, то отмечается шаг алгоритма, в котором она допущена. | Применение алгоритма сложения в типовых условиях. |
VIII. Включение в систему знаний и повторение | - Ребята, а какое действие неразрывно связано со сложением? - Как вы думаете, сильно ли будут отличаться друг от друга алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей? - Что нужно изменить в алгоритме сложения, чтобы получить алгоритм вычитания? - Проверьте правильность своего предположения на примере пробного действия. 8,4374-3,17 - Сформулируйте общий (уточненный) алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей. | -Вычитание. Это обратные действия. -Нет. -Слово сложить заменить словом вычесть. Выполняют задание Формулируют алгоритм. | Использование нового содержания для определения дальнейших действий с десятичными дробями |
IX. Рефлексия учебной деятельности | - Выполнили вы сегодня условия учебной деятельности? - Какую цель ставили перед собой на уроке? - Смогли ли ее достичь? - Выполнили ли основную задачу урока? - Какой алгоритм еще удалось получить? - Что более всего понравилось на уроке? - Оцените свою деятельность на уроке с помощью карточки самооценки . Выставляет оценки. (Если ученик поставил все плюсы или есть один плюс-минус, то это оценка 5. 4 ставится, если нет минусов и плюс-минус встречается больше одного раза. Оценка 3 на уроке не ставится.) - Напиши, над чем тебе надо еще поработать дома и на следующем уроке. - Оцените свое настроение на сегодняшнем уроке. (Оценка происходит с помощью цветных карточек ). - Молодцы. Вы хорошо поработали на уроке. Урок окончен. | Ученики отвечают на вопросы фронтально. Оценивают свою деятельность с помощью карточки самооценки. Пишут в тетради. Учащиеся вывешивают карточки на доску | Получение учащимися информации о реальных результатах. Оценка собственной деятельности, соотнесение цели и результатов деятельности |
Дидактический материал к уроку.
Алгоритм записи десятичных чисел
Уравнять, если необходимо, число цифр в числителе с числом нулей в знаменателе.
Записать числитель дробной части.
Поставить запятую, отделяющую целую часть от дробной части.
Записать целую часть (она может быть равна нулю).
Таблица для устного теста «Светофор»
Выполните сложение | Красный | Желтый | Зеленый |
3257+143 | 4687 | 3300 | 3400 |
19,64 |
Цель урока
ЦЕЛЬ: научиться быстро складывать десятичные дроби.
ЗАДАЧА: вывести удобный алгоритм сложения десятичных дробей
Алгоритм сложения смешанных чисел.
- Привести дробные части к наименьшему общему знаменателю.
- Выполнить отдельно сложение целых частей и сложение дробных частей.
- Если дробная часть суммы окажется неправильной дробью, то выделить целую часть и прибавить ее к целой части суммы.
- Если необходимо, сократить дробную часть.
Алгоритм сложения десятичных дробей
1. Записать дроби в столбик так, чтобы запятая была под запятой.
2. Уравнять число знаков после запятой.
3. Выполнить сложение, не обращая внимания на запятую.
4. Поставить в ответе запятую строго под запятой в данных дробях.
Самостоятельная работа «Вертушка»
В – 1 Сложи десятичные дроби 6,5 + 3,25 | В – 2 Сложи десятичные дроби 12,07 + 5,03 | В – 3 Сложи десятичные дроби 264,1 + 5,12 | В – 4 Сложи десятичные дроби 7,32 + 73,2 |
А5 Алгоритм сложения (вычитания) десятичных дробей
1. Записать дроби в столбик так, чтобы запятая была под запятой.
2. Уравнять число знаков после запятой.
3. Выполнить сложение (вычитание), не обращая внимания на запятую.
4. Поставить в ответе запятую строго под запятой в данных дробях.
Эталон для самопроверки Самостоятельной работыВ-1 6,5 + 3,25 В-2 13,07+5,03 В-3 254,1+5,12 В-4 7,32+73,2
Уравнять количество цифр после запятой
7,50 + 3,25 -------- 264,10+5,12 7,32+83,20
Записать числа в столбик по разрядам, так, чтобы запятая была под запятой.
Выполнить действия, как с натуральными числами
В результате поставить запятую под запятой
6,50 13,07 254,10 83,20
+ + + +
0,75 5,03 5,12 7,32
______ _____ ______ ______
7,25 18,10 259,22 90,52
Карточка самооценки
Этап урока | Оценка (+ -) |
1. Светофор | |
2. Конструирование алгоритма сложения десятичных дробей | |
3. Выполнение упражнений по образцу | |
4. Вертушка |
«+» - все верно
«» - допущена ошибка
«-» - больше половины заданий выполнено неверно.
Фамилия и имя __________________________________________________
Оценка ___________________ Над чем еще надо поработать?____________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме "Сложение и вычитание обыкновенных дробей"
Предлагается сценарий урока, технологическая карта, план- конспект урока, презентация, приложение....
Разработка урока математики в 5 классе "Умножение десятичных дробей"
Данную разработку можно использовать на уроках математики в 5 -м классе ....
Авторская методическая разработка урока по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей» с использованием краеведческого материала. (5 класс)
С понятием десятичной дроби в школе мы знакомимся в 5 классе. Однако, материал данной темы изложен очень сухо и многим учащимся кажется «нудным» и «скучноватым». Проблема повышения и сохранения ...
Разработка урока по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей"
Урок обобщения и систематизации по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей"...
Урок математики - 5 класс "Сложение, вычитание десятичных дробей"
Разработка урока (технологическая карта, презентация) "Сложение, вычитание десятичных дробей" - урок закрепления знаний.Математика 5 класс: Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И....
Методическая разработка урока по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей».
Цели урока:образовательная (создать условия для применения алгоритма сложения и вычитания десятичных дробей); развивающая (создать условия для развития мыслительных операций: наблюдения, ср...
Методическая разработка урока. 5 класс "Сложение и вычитание десятичных дробей"
Данная методическая разработка предназначена для проведения урока в 5 класс на тему "Сложение и вычитание десятичных дробей", с целью отработки вычислительных навыков. Данный урок составлен ...