I . Организ-ационный этап
| Здравствуйте, ребята! Прежде, чем перейти к уроку математики, я, как ваш классный руководитель, хочу напомнить, что 2 четверть самая короткая. Поэтому старайтесь по всем предметам, работайте в полную силу. Может кто-то знает, сколько учебных дней осталось до конца этой четверти? (Ответы учащихся) Сейчас мы проверим ваши предположения. Для этого выполним задание. (Задание на доске) Найдите значение выражения и узнаете, сколько учебных дней осталось до конца II четверти 43+24-(5-2)3-3.(32+2)= Ребята, сможете найти значение выражения? Почему? (Ответы учащихся) Что же нам сегодня необходимо узнать? Чему научиться? (Ответы учащихся)
|
Слушают учителя. Отвечают на вопросы
Выявляют причину затруднения Под руководством учителя ставят цели урока. Выражают свои мысли в устной форме. |
II. Откры-тие и первичное усвоение новых знаний | Чтобы решить поставленные задачи, сначала поработаем в группах (1 ряд – 1 группа, 2 ряд – 2 группа). На карточках написано задание: «Догадайтесь, как получаются числа в следующих равенствах». У каждой группы свои равенства. Может быть, вам помогут равенства на экране: СЛАЙД 1 22=4 32=9 (Дети работают в группах. По мере готовности результаты записывают на доске.) 23=2 .2 .2=8 33=3 .3 .3=27 24=2 .2 .2 .2=16 34=3 .3 .3 .3=81 Сделаем вывод, что показывает число, записанное сверху? (Ответы учащихся) Такие выражения (учитель обводит их) называются степенью числа. Это и есть тема нашего урока. (Записываем тему в тетрадь и на доске) Степень числа Ребята, чтобы грамотно говорить, мы должны правильно называть и само выражение и каждое число в нем. Посмотрите на экран. Здесь пропущены некоторые слова. СЛАЙД 2
Заполнить пробелы вам поможет текст учебника на стр.98. (Ответы учащихся. На слайде появляются надписи) Как вы думаете, почему такие названия? (Ответы учащихся) Перенесите полученную схему в тетрадь. (Учащиеся выполняют запись в тетради) Прочитайте степень, назовите основание и показатель степени. СЛАЙД 2 (нажатие мыши) 57 310 m6 10n am Заполните следующие пробелы. СЛАЙД 3 n.n=n2 -называют ____ числа n n.n.n=n3 - называют ____ числа n (Ответы учащихся. На слайде появляются надписи) Перенесите в тетрадь. (Учащиеся выполняют запись в тетради)
С какими геометрическими фигурами ассоциируются слова квадрат и куб? Изобразите эти фигуры на доске (интерактивной) (Открываем Mimio. Учащиеся чертят квадрат и куб)
Обозначим длину стороны квадрата а. Что можно вычислить для квадрата, используя квадрат числа? (Ответы учащихся. Пишем рядом с квадратом) S=a2 Что можно вычислить для куба, используя куб числа? (Ответы учащихся. Пишем рядом с кубом) V=a3 Физкультминутка Продолжим работу. (На доске открываются 2 столбика) - Найдите сходства и различия:
2+2+2+2+2+2= 2 .2 . 2 .2 . 2 .2 = 3+3+3+3= 3 .3 .3 .3= 7+7+7= 7.7.7= 9+9+9= 9.9.9= 2. В 1 столбике запишите на доске (в тетрадях не надо) другим способом и вычислите. 3.Записать короче и вычислить (на доске и в тетрадях). Вывод: СЛАЙД 6. Можно ли поставить знак «=» между выражениями: a.3 и a3 ? (Ответы учащихся) Что показывает каждое из них? (Ответы учащихся) Вернемся к примерам 73 и 93. Можно ли найти значения данных степеней быстрее? (Ответы учащихся – использовать таблицы)
СЛАЙД 4 n | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | n2 | 1 | 4 | 9 | 16 | 25 | 36 | 49 | 64 | 81 | 100 |
n | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | n3 | 1 | 8 | 27 | 64 | 125 | 216 | 343 | 512 | 729 | 1000 |
Как ими пользоваться? (Ответы учащихся) (Открываем Word. Заполнить таблицы путем перетаскивания верных ответов в нужные ячейки)
Ребята, мы узнали, как найти значение степени. Сможем ли теперь вычислить, сколько осталось учебных дней до каникул? (Ответы учащихся) Посмотрим, что сказано в учебнике о порядке действий в примерах, содержащих степень. (Ответы учащихся) Теперь, проводим вычисления (учитель у доски, дети в тетрадях) 43+24-(5-2)3-3.(32+2)= 64+16-33-3.(9+2)=64+16-27-33=20 учебных дней осталось до конца четверти |
Анализируют предложенные задания, ищут способ решения. Дети высказывают свои мнения. Учатся внимательно слушать товарища, с уважением принимать его точку зрения Принимают решение на основе переговоров в группах. Выделяют главное, делают вывод.
Записывают тему в тетрадь
Находят в учебнике нужную информацию.
Размышляют, высказывают свои предположения. Переносят полученную схему в тетрадь. Читают степень, называя основание и показатель
Находят в учебнике нужную информацию.
Переносят полученную схему в тетрадь.
Учащиеся чертят квадрат и куб
Вспоминают формулу площади квадрата. Знакомятся с формулой объём фигуры.
Выполняют упражнения для глаз.
Ребята рассматривают примеры. Находят сходство и различия.
Дети заменяют сложение умножением и находят значения выражений.
Учащиеся записывают значения произведений в виде степени. Сравнивают примеры. Делают вывод.
Догадываются о работе по таблицам для ускорения счета.
Объясняют, как пользоваться таблицами.
Заполняют таблицы путем перетаскивания верных ответов в нужные ячейки
Приходят к выводу, что не знают о порядке действий в примерах со степенями. Находят ответ в учебнике.
Следят за объяснением учителя. Пишут в тетрадях. |
III. Первич-ная проверка понима-ния | Продолжаем работать со степенью. Сейчас, чтобы вам самим понять насколько хорошо каждый из вас усвоил тему урока, мы поработаем самостоятельно. Задание на доске. Причем, если кто-то что-то не понял, поднимайте руку. Я подойду и объясню. - Представьте в виде степени произведение:
а) 12.12.12.12 б) х.х.х.х.х.х.х в) (5-y) (5-y) (5-y) г) (с+7) (с+7) 2. Запишите в виде произведения и вычислите, если это возможно: а) 25 б) 63 в) а4 г) (n-1)5 Еще раз проверьте свои результаты. (Выражения с ответами на экране) СЛАЙД 5 №1 а) 12.12.12.12=124 б) х.х.х.х.х.х.х=х7 в) (5-y) (5-y) (5-y)= (5-y)3 г) (с+7) (с+7)= (с+7)2 №2 а) 25=2.2.2.2.2=32 б) 63=6.6.6=216 в) а4=а.а.а.а г) (n-1)5=(n-1)(n-1)(n-1)(n-1)(n-1) (Учащиеся сверяют свои записи с ответами на экране) |
Самостоятельно анализируют пути решения задачи. Выполняют задания в тетради.
Проверяют правильность выполнения, используя ответы на слайде. Исправляют ошибки. |
| Ребята, как вы думаете, для чего людям нужны степени? (Ответы учащихся) Убедиться в это (или подскажет ответ) нам поможет легенда об изобретении шахмат. (Музыка. Слайды. Учитель читает текст) СЛАЙД 6 (КАРТИНКИ К ТЕКСТУ) Шахматная игра была придумана в Индии. Когда индийский царь Шерам познакомился с ней, она ему очень понравилась. Царь приказал позвать изобретателя, чтобы лично наградить его. Изобретатель — его звали Сета — явился к трону повелителя. Это был скромно одетый ученый, получавший средства к жизни от своих учеников. Царь сказал: «Я достаточно богат, чтобы хорошо наградить тебя. Назови награду и ты получишь ее. - Повелитель,— сказал Сета,— прикажи выдать мне за первую клетку шахматной доски одно пшеничное зерно. За вторую клетку прикажи выдать два зерна, за третью — четыре, за четвертую — 8, за пятую— 16, за шестую — 32... Царь удивился и даже возмутился, что мудрец просит так мало. И сказал: - Ты получишь свои зерна за все клетки доски, согласно твоему желанию: за каждую вдвое больше против предыдущей. Ступай! Мои слуги вынесут тебе мешок с пшеницей. Придворные математики принялись считать, сколько же зерен пшеницы запросил мудрец у царя. Как выдумаете, ребята, не слишком ли скромное вознаграждение попросил изобретатель? Давайте поможем придворным математикам и выясним, сколько зерен приходится на последнюю клетку шахматной доски. (Учитель раздает детям шаблоны досок. Работа в парах) (Ответы учащихся) Итак, у нас получилось 263. А значение этой степени, ребята, равно 9 223 372 036 854 775 808. Давайте прочитаем это число. СЛАЙД 6 263=9 223 372 036 854 775 808 1-й класс единицы 2-й класс тысячи 3-й класс миллионы 4-й класс миллиарды 5-й класс триллионы 6-й класс квадриллионы 7-й класс квинтиллионы 8-й класс секстиллионы 9-й класс септиллионы Так для чего же нам нужны степени? (Ответы учащихся) Верно, для компактной и удобной записи больших чисел. Вам интересно, что же сказали придворные математики царю? Мудрецы считали весь день и всю ночь, и наутро доложили повелителю: — Не в твоей власти, повелитель, исполнять подобные желания. Во всех амбарах твоих нет такого числа зерен, какое потребовал Сета. Нет его и в житницах целого царства. Не найдется такого числа зерен и на всем пространстве Земли. А если бы тебе удалось засеять пшеницей площадь всей поверхности Земли, считая и моря, и океаны, и горы, и пустыни, и Арктику с Антарктикой, и получить хороший урожай, то, пожалуй, лет за пять ты бы смог рассчитаться с просителем. | Дети высказывают свои мнения. Учатся внимательно слушать товарища, с уважением принимать его точку зрения. Слушают учителя.
Работают в парах. Высказывают свои предположения. Учатся приходить к единому мнению, доказывать свою точку зрения. Учатся читать очень большие числа.
Отвечают на вопросы. Слушают учителя.
|