Технология обеспечения успеха школьников в учении
статья по математике на тему
Современная школа требует от учителя повышения его профессионализма, в частности, в выборе форм организации деятельности, учащихся на уроке.
Традиционное предпочтение учителем фронтальной и индивидуальной форм привело в известной степени к деформации отношений не только между учителем и учеником, но и между самими учениками. Эти формы обучения почти исключали общение ребят в процессе работы, что не могло не отразиться на их интересе к учебе.
Во фронтальной работе, как правило, не могут достаточно выявиться ни признание класса, ни осуждение; учащиеся не имеют возможности делиться возникшими проблемами, оказать при необходимости взаимную помощь. Сказанное еще в большей степени относится к индивидуальной форме обучения. Поэтому перед учителем встает задача – поиск более гибких форм организации учебы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_obespecheniya_uspeha_shkolnikov_v_uchenii.doc | 147 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология обеспечения успеха школьников в учении
Раздел: Преподавание математики
Современная школа требует от учителя повышения его профессионализма, в частности, в выборе форм организации деятельности, учащихся на уроке.
Традиционное предпочтение учителем фронтальной и индивидуальной форм привело в известной степени к деформации отношений не только между учителем и учеником, но и между самими учениками. Эти формы обучения почти исключали общение ребят в процессе работы, что не могло не отразиться на их интересе к учебе.
Во фронтальной работе, как правило, не могут достаточно выявиться ни признание класса, ни осуждение; учащиеся не имеют возможности делиться возникшими проблемами, оказать при необходимости взаимную помощь. Сказанное еще в большей степени относится к индивидуальной форме обучения. Поэтому перед учителем встает задача – поиск более гибких форм организации учебы.
Математика объективно является одной из самых сложных школьных дисциплин и вызывает трудности у многих школьников. В то же время в каждом классе имеется некоторое число учащихся с выраженными способностями к этому предмету. Разрыв в возможности восприятия курса учащимися, находящимися на двух "полюсах", весьма велик. Поэтому задача учителя состоит в том, чтобы включить каждого ученика в деятельность, обеспечивающую формирование и развитие познавательных потребностей – познавательные мотивы. Этому процессу способствует осознание учеником цели предстоящей деятельности. Цепочка, по которой происходит этот процесс, выглядит так: потребность–мотив–цель–действие–самоанализ собственной деятельности.
При этом учитель:
– переходит с позиций носителя знаний (дающего знания) в позицию организатора собственной познавательной деятельности учащихся, т.е. учитель поддерживает познавательную деятельность ученика;
– мотивирует познавательную деятельность ученика на уроке за счет коммуникации, взаимопонимания и добивается либо интереса, либо устойчивого положительного отношения к предмету;
– организует творческие и самостоятельные работы на уроке;
– использует коллективные способы обучения, включает всех учащихся в коллективную деятельность, организует взаимопомощь;
– организует работу ученика с учебником или с источником знаний;
– организует помощь в деятельности ученику, проявляет внимание к его деятельности, что подчеркивает ее значимость;
– создает ситуацию успеха, т. е. разрабатывает такое задание и такую методику, при которой ученик обязательно справится с работой;
– создает обстановку, располагающую ученика к деятельности, вызывающей положительные эмоции;
– организует гуманную систему взаимоотношений учитель–ученик, ученик–учитель при сочетании требовательности и уважения к личности, положительных эмоций в общении;
– организует самоанализ собственной деятельности ученика и ее самооценку.
Без осознания и оценки результата деятельности и самой деятельности, выявления ошибок и их причин деятельность не обеспечит требуемый уровень достижения цели.
Учение – это деятельность самоуправляемая, и вне этой позиции оно осуществляться не может. Именно этот момент требует обучения ученика умениям оценивать и анализировать свою деятельность, ее результаты и себя в этой деятельности.
Перед многими учениками стоит проблема общения ученик–учитель. Им трудно бывает задать вопрос, попросить объяснить снова из-за индивидуальных особенностей личности. У одноклассников проще спросить непонятное, получить консультацию и попросить объяснить. Значит, надо организовать работу так, чтобы в нужный момент на помощь мог прийти одноклассник, чтобы можно было спросить, выяснить, и при этом не было страшно получить неудовлетворительную оценку. Этому способствует групповая форма работы. Класс разбивается на несколько групп по 4 человека. Дети в группы организованы с разным уровнем развития: средний–низкий, высокий–средний. В группе назначается старший, который помогает учителю в организации работы, проставляет оценки. Все группы получают задания. Задания выполняют все в группе, при этом идет обсуждение, опрос друг друга, решение задачи различными способами с последующим обсуждением и т.д. Каждый участвует в работе, вносит свой посильный вклад; сильный объясняет слабому, каждый поднимается на ступеньку выше. Затем группа должна защитить перед классом свое решение. Выслушав все группы или часть групп, учащиеся приходят к общему выводу.
Таким образом, абсолютно все ученики все полезное время потратили на достижение главной цели урока. Учитель направляет работу, частично помогает, корректирует.
Создаются благоприятные условия для:
– понимания ученика и уважения к ученику (ученик чувствует себя значимым и полезным, с ним совещаются, разговаривают);
– помощи со стороны учащихся и учителя при необходимости (помощь незаметная, грамотная, посильная);
– для того, чтобы ученик в конце урока получил удовлетворительную оценку за свой труд.
При этом при групповой работе труд ученика оценивается двумя видами оценки: самооценка, оценка группы. Ученик сам себе выставляет оценку за работу на каком-то этапе урока, критерий самооценки предлагает учитель. Оценка группы выставляется после обсуждения членами группы вклада каждого ученика при изучении какого-нибудь вопроса.
Рассмотрим пример урока по алгебре в 11-м классе.
Тема урока: "Решение иррациональных уравнений".
Тип урока: урок закрепления изученного.
Цели:
1) Образовательные.
Формирование программных знаний и умений при переходе от продуктивного на творческий уровень с учетом дифференцированного подхода.
2) Воспитательные.
Воспитание внимания, аккуратности, четкости записи, умения работать в группе и самостоятельно, оказать помощь товарищу, умения провести самооценку и оценить деятельность товарищей в группе.
3) Развивающие.
а) Развитие памяти и речи на языке предмета.
б) Развитие умения преодолевать трудности при решении иррациональных уравнений.
в) Развитие познавательного интереса, умения переносить знания в новые условия, решать уравнения наиболее рациональным способом.
Ход урока.
I. Сообщение темы, цели и задач урока, мотивация учения.
II. Проверка домашнего задания, уточнение направлений актуализации изученного материала.
III. Воспроизведение изученного материала и его применение в стандартных условиях.
IV. Перенос приобретенных знаний и их первичное применение в измененных условиях с целью формирования умений.
V. Подведение итогов урока.
VI. Постановка домашнего задания.
В начале урока класс делится на группы по 4-5 человек. В каждой группе назначается старший. Группа состоит из детей с разным уровнем подготовки по предмету. Каждая группа получает карточку для выставления оценок за каждый этап урока:
Ф.И.О. | Самооценка | Оценка группы | ||||||
| Домашнее задание | "Поле чудес" | Решение уравнений | ИТОГ | Домашнее задание | "Поле чудес" | Решение уравнений | ИТОГ |
1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
|
|
|
4. |
|
|
|
|
|
|
|
|
5. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Сообщаются критерии оценки домашнего задания: "5" – все сделано верно, "4" – есть неточности или обращались за помощью к товарищу, "3" – допущены ошибки, "2" – нет вообще задания.
На доске подготовлено домашнее задание:
(№ 148б, 149б из учебника "Алгебра и начала анализа" для 10-11 классов средней школы /Под ред. А. Н. Колмогорова. – М.: Просвещение, 1993). Решение уравнений записано на доске, рассмотрены все способы решения.
После проверки домашнего задания ученики заполняют карточку оценок, раздел "Домашнее задание".
Следующий этап урока – программируемая дидактическая игра "Поле чудес". Суть игры состоит в следующем. Каждой группе выдана карточка с уравнениями. Ответам уравнений сопоставлены буквы, в совокупности образующие зашифрованное слово. Из слов составляется поговорка или пословица. Сообщаются критерии оценок:
"5" – выполнил два уравнения самостоятельно или одно уравнение и активно помогал товарищам,
"4" – решил только одно уравнение,
"3" – допустил ошибку в решении, но исправил с помощью товарищей,
"2" – не участвовал в работе.
На игру отводится 15 минут.
Ниже представлены карточки для игры "Поле чудес", в которых зашифрована пословица "Друг лучше старый, а платье новое":
После подведения итогов игры и выставления оценок переходим к следующему этапу урока: "Решение иррациональных уравнений путем дополнения его до квадратных и заменой переменных". На доске подробно разбирается решение уравнения вида
Далее на закрепление классу предлагаются два уравнения: для тех, кто хорошо усвоил алгоритм
и для тех, кто недостаточно уверен в своих силах:
Через некоторое время на доску с помощью кодоскопа проецируются решения обоих уравнений. Учащиеся проверяют и оценивают свою работу. Оценки записываются в карточку. Затем подводятся итоги урока: набранные баллы суммируются и выставляется итоговая оценка, критерии: 14-15 баллов – "5", 11-13 баллов – "4", 8-10 баллов – "3", 7 и меньше баллов – "2". Задается домашнее задание с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
Рассмотрим пример урока по алгебре в 8-м классе.
Тема урока: "Решение квадратных уравнений".
Тип урока: урок закрепления изученного.
Цели:
1) Образовательные.
Формирование программных знаний и умений при переходе от продуктивного на творческий уровень с учётом дифференцируемого подхода.
2) Воспитательные.
Воспитание внимания, аккуратности, чёткости записи, умения работать в группе и самостоятельно, оказывать помощь товарищу, умение провести самооценку и оценить деятельность товарищей в группе.
3) Развивающие:
а) Развитие памяти и речи на языке предмета.
б) Развитие умения преодолевать трудности при решении квадратных уравнений и заданий, связанных с использованием квадратных уравнений.
в) Развитие познавательного интереса, умения переносить знания в новые условия, решать уравнения наиболее рациональным способом.
Ход урока:
I. Сообщение темы урока, цели, задач урока.
II. Проверка домашнего задания, уточнение направлений актуализации изученного материала.
III. Отработка применения прямой и обратной теорем Виета (проверка результатов через кодограмму).
IV. Отработка приёмов решения квадратных уравнений и заданий, содержащих квадратные уравнения (математическое лото). Проверка результатов через получение народной поговорки.
V. Подведение итогов урока.
VI. Постановка домашнего задания.
Критерий оценки этапов урока:
"5" – решил верно своё задание и помог товарищу;
"4" – решил только своё задание;
"3" – обращался за помощью или решал с ошибками;
"2" – всё решил неверно и ни у кого помощи не просил.
Итог урока:
1) вычислить набранные баллы и оценить свою деятельность на уроке, критерии: 14-15 баллов – "5", 11-13 баллов – "4", 8-10 баллов – "3", 7 и меньше баллов – "2";
2) отметить активных участников урока.
Карточка для записи оценок группы:
| Самооценка | Оценка группы | ||||||
Фамилия, имя | I этап Домашнее задание | II этап Решение приведенных квадратных уравнений | III этап Решение уравнений "Математическое лото" | ИТОГ | I этап Домашнее задание | II этап Решение приведенных квадратных уравнений | III этап Решение уравнений "Математическое лото" | ИТОГ |
1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
|
|
|
4. |
|
|
|
|
|
|
|
|
5. |
|
|
|
|
|
|
|
|
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРЕМЫ ВИЕТА
Каждой группе учащихся выдаются две карточки с заданиями и ответами:
1 | x2 + 5x – 24 = 0 |
|
2 | x2 – 7x + 12 = 0 |
|
3 | x2 + 5x + 4 = 0 |
|
4 | x2 – x – 20 = 0 |
|
5 | x2 – 7x + 10 = 0 |
|
6 | x2 – 5x – 14 = 0 |
|
7 | x2 + 7x – 8 = 0 |
|
8 | x2 + 3x – 4 = 0 |
|
9 | x2 – 2x – 3 = 0 |
|
10 | x2 – 5x – 6 = 0 |
|
11 | x2 + 7x + 12 = 0 |
|
12 | x2 – 8x + 12 = 0 |
|
13 | x2 + 5x – 14 = 0 |
|
14 | x2 + 14x – 32 = 0 |
|
15 | x2 + 5x – 6 = 0 |
|
–8; 1 | 5; 2 | –7; 2 | –4; –1 | –1; 3 |
2; 6 | –4; 1 | –1; 6 | –2; 7 | –4; –3 |
–4; 5 | –16; 2 | –8; 3 | –6; 1 | 3; 4 |
За ограниченное время учащиеся должны заполнить пустые ячейки первой таблицы значениями корней из второй таблицы, используя только теорему Виета. В итоге первая таблица должна выглядеть так:
1 | x2 + 5x - 24 = 0 | -8; 3 |
2 | x2 - 7x + 12 = 0 | 3; 4 |
3 | x2 + 5x + 4 = 0 | -4; -1 |
4 | x2 - x - 20 = 0 | -4; 5 |
5 | x2 - 7x + 10 = 0 | 5; 2 |
6 | x2 - 5x – 14 = 0 | -2; 7 |
7 | x2 + 7x - 8 = 0 | -8; 1 |
8 | x2 + 3x - 4 = 0 | -4; 1 |
9 | x2 - 2x - 3 = 0 | -1; 3 |
10 | x2 - 5x – 6 = 0 | -1; 6 |
11 | x2 + 7x + 12 = 0 | -4; -3 |
12 | x2 - 8x + 12 = 0 | 2; 6 |
13 | x2 + 5x - 14 = 0 | -7; 2 |
14 | x2 + 14x - 32 = 0 | -16; 2 |
15 | x2 + 5x - 6 = 0 | -6; 1 |
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ЛОТО
Решите уравнения:
1. 7x2 + 9x + 2 = 0.
2. 5x2 - 8x + 3 = 0.
3. 5x2 - 8x - 4 = 0.
4. 6x2 - 7x + 1 = 0.
5. x2 + 2x - 15 = 0.
6. x2 - 6x - 16 = 0.
7. x2 - 7x - 8 = 0.
8. x2 - 8x + 7 = 0.
9. 9x2 - 6x - 1 = 0.
10. - x2 + 7x - 10 = 0.
11. - x2 + 2x + 8 = 0.
12. 3x2 + 8x - 3 = 0.
13. 2x2 + 3x- 2 = 0.
14. 2x2 - 9x + 4 = 0.
15. 3x2 + 7x - 6 = 0.
16. x2 – 5x - 1 = 0.
17. x2 + 3x + 1 = 0.
18. 2x2 - 7x + 3 = 0.
19. 3x2 + 5x - 2 = 0.
20. 5x2 - 7x + 2 = 0.
21. 2x2 + 3x - 5 = 0.
22. 2x2 + x - 3 = 0.
23. x3 - 5x2 + 6x = 0.
24. 3x2 + 8x - 9 = 0.
25. - 3x2 + 2x + 16 = 0.
26. - 6x2 + 10x + 4 = 0.
27. 2x2 + 5x - 12 = 0.
28. 10x2 - 3x - 1 = 0.
29. 10 + 3x - x2 = 0.
30. 3 - 5x - 2x2 = 0.
31. Запишите сумму корней: 5x2 - 3x - 1 = 0.
32. Запишите произведение корней: 4x2 + x - 8 = 0.
33. Вычислите дискриминант: 3x2 + 3x - 4 = 0.
34. Запишите сумму корней: 9x2 + x + 1 = 0.
35. Запишите произведение корней: 4x2 - 5x - 4 = 0.
36. Вычислите дискриминант: 2x2 - x - 15 = 0.
37. Запишите количество корней: 9x2 - 6x + 1 = 0.
38. Запишите сумму корней: 8x2 - 16x + 1 = 0.
39. Запишите количество корней: - 2x2 + 3x + 5 = 0.
40. Вычислите дискриминант: - 2x2 + 6x - 1 = 0.
41. Вычислите дискриминант: 5x2 + 2x + 1 = 0.
42. Запишите произведение корней: x2 - 5x + 6 = 0.
43. Запишите сумму корней: 5x2 - 10x = 0.
44. Является ли число 3 корнем: 9 - 6x + x2 = 0?
45. Является ли число 5 корнем: 4 - 4x - 5x2 = 0?
46. Запишите свободный член: 9x2 - 6x = 0.
47. Запишите второй коэффициент: x2 - 1 = 0.
48. Запишите первый коэффициент: 1 - 9x2 = 0.
49. Запишите количество корней: x2 - 16 = 0.
50. x1 = 4, найдите x2: 2x2 - 9x + 4 = 0.
51. Один корень равен 1, найдите b: x2 - bx = 0.
52. x1 = 5, найдите с: 2x2 – 4x - с = 0.
53. x1 = - 2, найдите b: 3x2 + bx - 2 = 0.
54. x1 = 4, найдите a: ax2 - 10x +8=0.
55. Укажите знаки корней: 3x2 – 4x + 1 = 0.
56. Укажите знаки корней: 9x2 + l0x +1=0.
57. Укажите знаки корней: 6x2 + 5x - 1 = 0.
58. Укажите количество корней: 7x2 + x - 6 = 0.
59. Запишите меньший корень: 9 - x2 = 0.
60. Запишите меньший корень: x2 - 16x = 0.
Из этих заданий учащиеся выбирают номера в соответствии с карточками лото:
1 | 6 | 31 |
33 | 46 | 44 |
2 | 7 | 32 |
36 | 47 | 45 |
3 | 8 | 34 | 40 |
48 | 52 | 49 | 39 |
4 | 10 | 38 |
41 | 59 | 53 |
9 | 11 | 42 |
43 | 60 | 54 |
Ответы к математическому лото:
-1; | Б |
-2; 8 | Е |
x1 + x2 = 0,6 | С |
D = 57 | Е |
c = 0 | Д |
"да" | А |
0,6; 1 | Д |
-1; 8 | О |
x1·x2 = -2 | Р |
D = 121 | О |
b = 0 | Г |
"нет" | У |
-0,4; 2 | К |
1; 7 | О |
x1 + x2 = | Р |
D = 28 | О |
a = -9 | Т |
c = 30 | А |
"два корня" | Е |
"два корня" | Т |
; 1 | А |
2; 5 | П |
x1 + x2 = | Е |
D = -16 | С |
x = -3 | Н |
b = 5 | Я |
Р | |
-2; 4 | А |
x1·x2 = 6 | Б |
x1 + x2 = 2 | О |
x = 0 | Т |
2 | У |
Работа выполнена правильно, если в результате группой получено слово из поговорки.
При подготовке к урокам были учтены основные программные требования, образовательные стандарты, индивидуальные особенности детей всех уровней развития: низкого, среднего, высокого. Регулярное использование этого метода позволяет добиться 100%-го уровня успеваемости и 80-85% качества знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Качественное и количественное определение витамина С в продуктах и оценка обеспеченности рациона школьника и студента витамином С
Исследование проводилось в течение двух лет, закончилось в 2009 году. Сырова Алена Владимировна проводила исследование во Владимирском государственном гуманитарном университете....
Химическая мнемоника как способ повышения мотивации школьников к учению
Каждый учитель заинтересован в повышении мотивации школьников к учению, формировании их логического мышления, интеллектуальных ресурсов личности. Одно из условий успешного развития учащихся – хорошая ...
Методика анализа отношения школьников к учению (Л. Балабкина)
МЕТОДИКА АНАЛИЗА ОТНОШЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ К УЧЕНИЮ(Л. Балабкина)...
«МОТИВАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ К УЧЕНИЮ»
Тема «Мотивация школьников к учению» широка и многообразна, она включает в себя множество других тем, в которых переплетаются воспитание и искусство, обучение и осмысление места искусства в жизни дете...
«Мотивация школьников к учению» (на материале английского языка)
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением ...
Методическое пособие "Приемы повышения мотивации школьников к учению"
Мотивация к обучения естественна для любого человека: овладение новыми знаниями и умениями приводит к всплеску гормонов счастья. Это хорошо видно на совсем маленьких детях, которые искренне радуются л...
Мотивация младших школьников к учению
Мотивация...