Методическое пособие "Приемы повышения мотивации школьников к учению"
методическая разработка

Мотивация к обучения естественна для любого человека: овладение новыми знаниями и умениями приводит к всплеску гормонов счастья. Это хорошо видно на совсем маленьких детях, которые искренне радуются любому своему достижению.   Однако, нередко сегодня мотивация к учебе исчезает у детей, не успев появиться, и первоклассник, приходя в школу, уже ненавидит все, связанное с процессом обучения.Особенность изучения иностранного языка состоит в том, что многое приходится зубрить и заучивать. Это сложно, утомительно и точно не способствует повышению мотивации к изучению предмета. Как помочь детям с клиповым мышлением легче усваивать материал, заинтересовать предметом? Цель сборника – рассмотреть современные приемы, методы и технологии, способствующие достижению наилучших результатов в учебе. Сборник - результат работы группы учителей. Он содержит много примеров использования различных приемов создания мотивации на уроках иностранного языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методический сборник543.07 КБ

Предварительный просмотр:

Приемы  повышения мотивации школьников к учению

 

Приемы повышения мотивации школьников к учению

Составители: Ильина Н.А., учитель английского языка высшей квалификационной категории

Мартынюк Л.И, учитель английского языка высшей квалификационной категории

Соболева Е.А., учитель английского языка высшей квалификационной категории

Научный руководитель: Смолеусова Т.В., кандидат педагогических наук, профессор кафедры начального образвания

Методическое сопровождение: Сергеева Л.В., заместитель директора по НМР МБОУ Гимназии № 5

Новосибирск 2019г

Введение

«Мы такими не были…» - эта мысль нередко посещает любого учителя, когда он смотрит на своих учеников. И это совершенно не удивительно. Современные дети действительно другие. Они живут в мире, перегруженном информацией, мире Интернета, мобильных телефонов и социальных сетей, высоких технологий, навязчивой рекламы и ежедневных легкодоступных развлечений. Их мозг работает по-другому. Современных детей трудно заинтересовать и почти невозможно удивить. Им сложно сосредоточиться и долго удерживать внимание на статичных объектах. Клиповое мышление – реалия, с которой приходится сталкиваться всем учителям. Современные дети не любят читать, при этом много знают и умеют. Но в то же время не понимают, чего хотят. Мотивация к обучения естественна для любого человека: овладение новыми знаниями и умениями приводит к всплеску гормонов счастья. Это хорошо видно на совсем маленьких детях, которые искренне радуются любому своему достижению.   Однако, нередко сегодня мотивация к учебе исчезает у детей, не успев появиться, и первоклассник, приходя в школу, уже ненавидит все, связанное с процессом обучения.

Особенность изучения иностранного языка состоит в том, что многое приходится зубрить и заучивать. Это сложно, утомительно и точно не способствует повышению мотивации к изучению предмета. Как помочь детям с клиповым мышлением легче усваивать материал, заинтересовать предметом? Цель сборника – рассмотреть современные приемы, методы и технологии, способствующие достижению наилучших результатов в учебе.

        

Классификация приемов повышения учебной мотивации О.С. Гребенюка

 

Учебное средство или учебный метод, используемый для реализации приема

Учебные приемы

1. Содержание учебного материала

  • показ новизны содержания;
  • обновление и углубление уже усвоенных знаний;
  • раскрытие практической и научной значимости знаний и осваиваемых способов деятельности;
  • межпредметные,  внутрипредметные и  межцикловые  связи;
  • занимательность изучаемого материала;
  • историзм, показ достижений современной науки

2. Интерактивные методы и методы проблемного обучения

 

  • разъяснение целей деятельности;
  • организация работы с источниками;
  • использование занимательных и игровых форм занятий;
  • усиление аргументации, доведение ее до драматизма, конфликта, борьбы мнений

 3. Наглядные, технические и дидактические средства обучения

  • применение карточек с дозированной помощью, с образцами решения задач;
  • использование компьютерных учебных пособий;
  • постановка заданий к наглядной информации;
  • повторная подача информации в виде опорных сигналов;
  • управление самостоятельной работой учащихся

4. Педагогическое общение учителя и учащихся,  общение учащихся между собой

  • оценочные обращения учителя (опосредованная оценка, замечание, отрицание, согласие, одобрение);
  • поощрение (похвала, подбадривание);
  • создание ситуации успеха;
  • оказание учителем  своевременной помощи;
  • стимулирование педагогом постановки вопросов самими учащимися, поддержка их начинаний

5. Внутриколлективные отношения в классе

  • организация коллективной работы по планированию и выполнению совместной деятельности;
  • проведение коллективного обсуждения итогов работы;
  • использование заданий по взаимоконтролю и взаимопомощи учащихся;
  • применение сочетания различных форм совместной работы;
  • общественная оценка действий учащихся


Наш опыт работы показывает, что использование интерактивных приемов и активных методов обучения на уроке иностранного языка снимает нервное напряжение у школьников, позволяет менять формы деятельности на уроке, учит работать с большим объемом информации, работать в группе, прислушиваться к мнению других учащихся.  Это дает возможность повысить качество подачи материала и эффективность его усвоения и самое главное, сформировать внутреннюю мотивацию у школьников к изучению иностранного языка, которая обладает наибольшей побудительной силой к учению. Наиболее удачными методами и приемами считаем следующие:

  1. Приём «Послушать – сговориться – обсудить».

Данный приём интерактивного обучения способствует активному усвоению знаний, вовлекает в предметную работу учеников с любыми уровнями подготовки. Пример: На уроке при изучении темы «Животные» ученикам предлагается подумать и написать 3 слова, относящихся данной теме. Затем показать соседу по парте, из 6 слов отобрать 3 и огласить их классу через 1,5 минуты. После того, как учитель напишет на доске все слова, предложенные парами, начинается отбор пяти слов среди них. При этом с каждым словом в ходе дискуссии составляется предложение, обычно сложное с модельными грамматическими конструкциями. Таким образом, за несколько минут проделана работа, на которую часто не хватает времени на уроке.

  1. Приём «Толстый и тонкий вопрос»

Это прием из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса. Стратегия позволяет формировать умение формулировать вопросы; умение соотносить понятия. Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ. Толстый вопрос предполагает ответ развернутый. После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов. Пример: По теме урока «Дикие животные» можно предложить детям задать толстый и тонкий вопрос. Тонкий вопрос. What animal do you like? Толстый вопрос. What is your favourite animal and why?

  1. Приём  «Телеграмма»

Это приём актуализации субъективного опыта в виде очень краткой записи. Пример: Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться). Написать в телеграмме пожелание автору прочитанного на уроке личного письма, автору рассказа, написать пожелание себе с точки зрения изученного на уроке  

  1. Приём  «Цветок»

Цветок состоит из 6 лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса.

Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: «What? When? Where? How? ».

 Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: «You mean that…?», «As far as I understand you …?». Целью этих вопросов является предоставление учащемуся возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал.

 Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Why?» и направлены на установление причинно-следственных связей, рассуждение обучающегося.

 Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу «бы», элементы условности, предположения, прогноза: « What would do if...», « What will be if...?»,

Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. « What is the difference in your and his/her day off ?», « How do you like his/her flat?» и т.д.  

Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: «How would you solve the problem of pollution?».

  1. Приём «Коробка»

Прием рефлексии используется чаще всего на уроках после изучения большого раздела. Суть - зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. Коробка перемещается от одного ученика к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать «пропускаю ход». Пример: Now I can…; Now I know how to…

  1. Приём  “Паутина”

Прием для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных понятий изучаемого материала; создания краткой характеристики изучаемого материала. Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого материала по определенным схемам, таблицам, наброскам. Пример: при изучении темы «Свободное время» (составляется схема возможных хобби, досуговой деятельностью во время каждого сезона, для определенного возраста)

  1. Приём “ТРИ АШЫПКИ”

Игра «Три ашыпки» используется для активизации внимания учеников, развития критического мышления. На этапе контроля усвоения грамматического материала учитель рассказывает правило, намеренно делая три ошибки. Задача детей – поднимать руку каждый раз, когда они слышат ошибку. Можно попросить рассказывать правило кого-то из учеников. Также этот метод отлично работает во время проверки пересказов (ведь не секрет – детям не слишком нравится слушать скучные пересказы своих одноклассников, а так пересказ превращается в увлекательную игру).

На основе анализа  научной литературы, интернет-ресурсов, статей педагогов-новаторов, опроса коллег по проблеме учебной мотивации на уроках английского языка мы обнаружили огромное количество приемов формирования мотивации на уроках английского языка, часть которых удалось применить на уроках английского языка в мае-декабре 2018 года.

                        


Приемы повышения мотивации при обучении чтению на уроках английского языка

Снятие трудностей

соотнесение слова и его перевода (используя различные виды словарей. В том числе электронный)

 

определение смысла слова на основе знания значения его корня

определение существительных, которые могут сочетаться с данными прилагательными / глаголами и др.

чтение ряда слов и вычленение тех, которые относятся к теме текста

«снежный ком» с целью запоминания лексики по теме текста

«корзина идей» по теме

Этап антиципации

определение тематики текста, перечня проблем, ключевых слов по первой строчки текста

определение тематики текста, перечня проблем, ключевых слов по иллюстрациям

определение тематики текста, перечня проблем, ключевых слов по новой лексике на странице в рамочке

определение тематики текста, перечня проблем, ключевых слов при прочтении вопросов к тексту

определение тематики текста, перечня проблем, ключевых слов при анализе схем и таблиц к тексту

использование ассоциаций, связанных с именем автора, периодом в литературе, жанром текста

Текстовой этап

определение главной мысли текста, запись на доске, запись на карточках, в тетради

написание определения к слову

ранжирование предоставляемой в тексте информации по степени значимости

ответы на вопросы

создание заголовка или рисунка к абзацу

соотнесение заголовка и параграфа, слова и иллюстрации

задания на множественный выбор

восстановление текста (перепутаны абзацы, пропущено слово, отсутствует концовка, начало)

поиск конкретной информации в тексте (заполняем таблицу)

поиск запрашиваемых фонетических / лексических / грамматических явлений с использованием определенной лексики

определение значения слова по контексту (голосуем)

определение оптимального варианта перевода слова / фразы / предложения (голосуем за самый интересный вариант)

составление монолога / диалога, текстов разной стилевой принадлежности из разрозненных частей, с применением лексики по определенной теме, по картинке.

Послетекстовой этап

прогнозирование дальнейшего развития событий

обоснование своего мнения относительно главной идеи текста

характеристика героев, места действия, элементов сюжета и др.

определение тех выражений из предоставленного списка, с которыми бы не согласился автор

составление плана, тезисов по тексту

пересказ текста от разных лиц, с опорой на план, на ключевые слова

написание аннотации, рецензии к тексту

создание новой концовки текста, вариантов его названия

отбор пословиц, соответствующих тексту

написание собственного текста по образцу

составление схем, таблиц, анкет по тексту

задание «верно / неверно»

 

Приемы повышения мотивации при обучении аудированию

 

Снятие трудностей

1

соотнесение слова и его перевода

2

соотнесение слова и его дефиниции

3

написание определения к слову

4

определение смысла слова на основе знания значения его корня

5

определение существительных, которые могут сочетаться с данными прилагательными / глаголами и др.

6

прослушивание ряда слов и вычленение тех, которые относятся к теме текста

7

«снежный ком» с целью запоминания лексики по теме текста

8

«мозговой штурм» по теме

9

составление лексико-семантической карты по теме

Этап антиципации

10

определение тематики текста, перечня проблем, ключевых слов по заголовку

11

определение тематики текста, перечня проблем, ключевых слов по иллюстрациям

12

определение тематики текста, перечня проблем, ключевых слов по новой лексике

13

определение тематики текста, перечня проблем, ключевых слов при просмотре текста

14

определение тематики текста, перечня проблем, ключевых слов при прочтении вопросов к тексту

15

определение тематики текста, перечня проблем, ключевых слов при анализе схем и таблиц к тексту

16

использование ассоциаций, связанных с именем автора

Текстовой этап

17

определение главной мысли текста

18

ранжирование предоставляемой в тексте информации по степени значимости

19

ответы на вопросы

20

создание заголовка к абзацу

21

соотнесение заголовка и параграфа

22

задания на множественный выбор

23

восстановление текста

24

поиск конкретной информации в тексте

25

поиск запрашиваемых фонетических / лексических / грамматических явлений

26

определение значения слова по контексту

27

определение оптимального варианта перевода слова / фразы / предложения

Послетекстовой этап

28

прогнозирование дальнейшего развития событий

29

обоснование своего мнения относительно главной идеи текста

30

характеристика героев, места действия, элементов сюжета и др.

31

определение тех выражений из предоставленного списка, с которыми бы не согласился автор

32

составление плана, тезисов по тексту

33

пересказ текста от разных лиц, с опорой на план, на ключевые слова

34

написание аннотации, рецензии к тексту

35

создание новой концовки текста, вариантов его названия

36

отбор пословиц, соответствующих тексту

37

написание собственного текста по образцу

38

составление схем, таблиц, анкет по тексту

39

задание «верно / неверно»

 

Приемы повышения мотивации при обучении устной речи

 

Монологическая речь

1

высказывание своего мнения по изучаемой теме

2

описание иллюстрации с опорой на ключевые слова, план, тезисы

3

«снежный ком»

4

«сломанный телефон»

5

пересказ текста от лица одного из героев

6

составление рассказа по ключевым словам, иллюстративному материалу

7

устное сообщение, доклад по теме

8

ораторское выступление (критическое, агитационное и т.д.)

9

ролевые игры

10

проведение «аукциона знаний»

Диалогическая речь

11

«Опросник». Каждый учащийся имеет свой вопрос по теме урока, который он должен задать всем присутствующим. Дети ходят по классу и спрашивают друг друга. Далее ответы анализируются и отражаются в устном сообщении.

12

запрос недостающей информации

13

разыгрывание диалога по ролям с использованием жестикуляции, мимики, интонации

14

активизации использования эмоционально-окрашенных выражений взаимодействия и личностно-ориентированных вопросов

Полилогическая речь

15

дискуссия, усиление аргументации, доведение ее до драматизма, конфликта, борьбы мнений

16

пресс-конференция

17

круглый стол

18

постановка спектаклей

19

реализация сказочного сюжета в рамках урока

20

проведение КВН

 

Приемы повышения мотивации при обучении письму и письменной речи

 

Графика и орфография

1

ведение словарей с синонимами, антонимами

2

запись рифмованных слов

3

группировка слов на основе фонемных соответствий

4

вставка пропущенных букв в слова

5

«незаконченное» слово

6

нахождение ошибок в словах, предложениях, тексте

7

соединение разронненых частей слова, фразы, предложения

8

кроссворд

9

загадки

10

цветное лото

11

техника синквейна

12

списывание с дополнительным заданием

13

тренировочный диктант по словам, фразам, предложениям  (материал демонстрируется на слайде, учащиеся запоминают его, далее пишут по памяти или под диктовку учителя, затем слайд показывают вновь и дети проверяют себя сами)

Письменная речь

14

завершение фразы, предложения, текста

15

составление ответов к вопросам

16

составление вопросов к ответам

17

сжатие предложения, текста

18

расширение предложения текста

19

запись плана-конспекта ответа

20

трансформация диалога в монолог и монолога в диалог

21

составление анкеты, автобиографии, резюме, заявления о приеме на работу

22

написание личного или официального письма, поздравительной открытки, рецензии, аннотации, доклада

23

написание эссе, сочинения, записки


Приемы, которые можно использовать на разных этапах урока

Приемы повышения учебной мотивации в рамках начального этапа урока

 

организационный момент

1

определение темы урока учащимися на основе ключевых слов, фраз, речевой ситуации, стихотворения, пословицы

2

«Да-нетка» [А. Гин, 2004]. Учащиеся задают учителю вопросы для определения темы урока, на которые он отвечает «да / нет»

3

организация коллективной работы по планированию и выполнению совместной деятельности

4

Удивляй! Отсроченная отгадка [А. Гин, 2004]. В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом

5

Фантастическая добавка [А. Гин, 2004]. Необходимо дополнить реальную ситуацию фантастикой.Можно переносить учебную ситуацию на фантастическую планету и т.д.

«речевая зарядка»

6

Интеллектуальная разминка [А. Гин, 2004]. Таблички с понятиями и терминами вывешиваются на доске или демонстрируются на экране и ребятам задаются вопросы.

7

в данном случае может быть использован любой прием, соответствующий цели речевой зарядки (проговаривание диалога, фонетическая игра и т.д.

 

Приемы повышения учебной мотивации при введении нового материала

 

учебные приемы, основанные на содержании учебного материала

1

показ новизны содержания

2

обновление и углубление уже усвоенных знаний

3

раскрытие практической и научной значимости знаний и осваиваемых способов деятельности

4

учет межпредметных,  внутрипредметных и  межцикловых  связей

5

прием апперцепции, т.е. связи знаний с интересами учащихся

6

историзм, показ достижений современной науки

приемы семантизации новой лексики

7

определение значения слова через его дефиницию, синонимы, антонимы

8

определение значения слова посредством реализации принципа наглядности (картинки, карточки)

9

определение значения слова посредством контекста

10

определение значения слова посредством языковой догадки

11

определение значения слова при демонстрации жестов, действий

12

разработка семантического поля изучаемой темы

приемы, основанные на структурировании, упорядочивании

излагаемого материала

13

подробное резюмирование учителем каждого отдельного законченного этапа изложения

14

сопровождение обобщенных выводов учителя приведением конкретных примеров

15

предъявление учащимся готового плана в ходе изложения

16

предъявление учащимся переформулированных вопросов, текстов заданий, облегчающих понимание их смысла

17

намек-подсказка, содержащая готовую информацию

приемы, основанные на проблемном характере изложения материала

18

контрдоводы учителя предполагаемому оппоненту в процессе изложения

19

предъявление учащимся преднамеренно нарушенной логики изложения, доказательства и анализ учителем полученных при этом результатов

20

обсуждение учителем возможных последствий, сделанных из неверных предположений

21

членение излагаемого учителем материала на развивающиеся смысловые моменты

22

установка учителя на мысленное решение учениками логического задания, выдвинутого в ходе изложения

23

включение учащихся в аргументацию выдвинутой учителем гипотезы

24

наводящие вопросы учащимся, помогающие выбору правильных путей решения задачи, одновременно указывающие на различные подходы к ней

25

задание учащимся на выдвижение очередного шага рассуждения в логике, заданной учителем

26

задание с избыточными данными

27

задание учащимся на сущностное описание какого-либо явления без использования инструкций

 

Игровые приемы учебной работы при отработке, тренировке, повторении, систематизации, обобщении  изучаемого материала

 

Игры на развитие памяти и внимания

1

Ход игры: учитель на короткое время показывает детям какой – либо предмет, затем убрав его, просит кого – либо описать его на английском языке по памяти, называя его цвет и размеры.

2

Ход игры: двое учеников выходят к доске, на которой в беспорядке написаны числа. Учитель называет определенное число, ученики должны быстро показать указкой и повторить числительное.

3

Ход игры: учитель называет английское слово, ученики должны придумать слово, начинающееся на последнюю букву предложенного слова.

4

Ход игры: учитель в воздухе “пишет” простые слова. Ученики “читают” и записывают их в тетради. Выигрывает тот, кто справился с заданием лучше других

5

Ход игры: ученик показывает перед классом какое – либо движение (имитирует танец, ходьбу, написание буквы и т.д.), ученики должны назвать глагол на английском языке, обозначающий это движение

Игры на развитие мышления

6

Ход игры: на доске пишутся несколько слов, нужно назвать лишнее

7

Ход игры: учитель читает несколько раз небольшой связный текст, основанный на знакомом материале. Ученики слушают и делают небольшие рисунки. Затем по рисункам воспроизводят текст. Выигрывает тот, кто сделает это лучше всех

8

Ход игры: дается ряд признаков, нужно подобрать какое – либо слово (или несколько слов), обладающее данными признаками.

Данная игра может быть проведена и в обратном порядке (от предмета к признаку)

9

Ход игры: учитель предъявляет несколько картинок. Ученик должен установить последовательность событий, изображенных на них, разложить их в логическом порядке и составить по каждой картинке предложение, попытаться составить небольшой рассказ

10

Ход игры: из нескольких карточек, на которых написаны отдельные буквы, слоги, слова, знаки препинания, нужно сложить законченное по смыслу предложение и назвать его.

11

Ход игры: учитель задумывает какой – либо предмет (по определенной теме) и просит детей отгадать, что он задумал, задавая по пять вопросов.

Игры на развитие звукового и буквенного анализа слов, двигательных функций руки, пространственной ориентировки

12

Ход игры ученики слушают учителя, объясняющего написание буквы, и стараются изобразить ее в своих тетрадях по образцу.

13

Ход игры: ведущий шепчет сидящему с краю на ухо слово на английском языке. Следующий игрок шепчет это слово своему соседу и т.д. Игра ведется на две команды.

14

Ход игры: учитель предъявляет набор букв и картинку с изображением какого – нибудь предмета. Ученики должны выбрать те буквы, которые необходимы для составления слова, обозначающего предмет на картинке, и записать его.

15

Ход игры: ученики должны найти в нижнем ряду звук, соответствующей букве в верхнем ряду и соединить их линией

16

Ход игры: учитель произносит по-английски слово, затем делается короткая пауза. Ученики должны в это время сосчитать, сколько в слове звуков (букв) и по хлопку сообщить ответ.

орфографические игры

17

Алфавит

18

Пчелиные соты.  Класс делится на две – три команды. В зависимости от числа команд на доске два или три раза пишется какое – нибудь длинное слово  Представители команд по очереди подбегают к доске и пишут слова, начинающие с букв, составляющих слово exercise, по вертикали

19

Лестница. Участники игры выстраивают на классной доске «лестницу» из слов. Каждое слово должно начинаться с последней буквы предыдущего

20

Поменяй букву.  На доске пишутся два слова с одинаковым количеством букв. Задача учеников – превратить кратчайшим путем одно слово в другое, изменяя каждый раз только одну букву

21

Лесенка. Учитель пишет на доске короткое слово. Следующее написанное под ним слово должно быть длиннее на одну букву. При этом в каждом последующем слове разрешается заменять любые буквы, кроме первой

22

Придумай слово.  Выбирается буква, которой отводится точное по счету место в слове. Например, «The letter «i» is the second in the words». Ученики по очереди пишут на доске слова, где буква «i» стоит второй по счету

23

Анаграммы. В игре используются слова, при изменении порядка букв в которых получается новое слово. Играющие получают от учителя карточку с такими словами.

24

Добавь согласны.  Учитель пишет на доске гласные буквы. Добавив недостающие согласные, ученики получают слово. Выигрывает ученик, написавший последнее слово ряда

25

Наборщик.   Учитель пишет на доске слово, например «representative». Учащиеся составляют новые слова из букв данного слова. Слова учащихся записываются на доске. Выигрывает предложивший последнее слово

26

Две первые буквы. Учитель просит учащихся придумать слова, у которых первые две буквы одинаковы с написанным на доске слогом.

грамматические игры

27

«По цепочке. Ученики по цепочке продолжают сказанное предыдущим человеком, тем самым составляя рассказ. Необходимо повторить концовку последнего говорящего и добавить свое

28

«Бременские музыканты». Ход игры: двум командам играющих предлагается серия картинок «Бременские музыканты», на которых изображены герои известной сказки. Играющие находят такие картинки и говорят, в чем  состоят их различия, употребляя предлоги

29

Дворец. Ход игры: командам предлагаются картинки, иллюстрирующие какую – либо сказку, где нарисованы дворец, персонажи, по-разному расположенные относительно дворца и друг друга.

30

Снежный ком Ход игры: участникам игры предлагается, например, такое задание: Расскажите, над какими объектами может пролетать самолет (город, деревня, лес, река и пр. Каждый ученик составляет предложения, повторяя то, что было сказано до него, и добавляя новое слово.

31

Домино Ход игры: участникам игры предлагаются карточки, на которых написаны незаконченные предложения типа «Hamlet» is written by…… или Furniture is made by……, на других карточках – фамилии писателей или названия профессий. Играющие находят окончания своих предложений, соединяя карточки, как это делается при игре в домино

ролевые игры

32

«Обучение Незнайки» (учащийся в роли учителя)

33

«Магазин». На прилавке «магазина» разложены различные предметы одежды, которую можно купить. Учащиеся заходят в «магазин» и покупают то, что им нужно

34

«Разговор по телефону». Игра проводится в группах из трех человек. Каждый ученик получает карточку с ролевым заданием

35

 «Друзья». Задание первому партнеру: вы - барон Мюнхгаузен. Вы всем интересуетесь. Задание второму партнеру: вы- ближайший друг барона. Вы во всем подражаете ему.(упражнение в имитации)

36

«Помогите мне найти». Задание первому партнеру: вы потеряли свою книгу и спрашивайте, где она, используя грамматическую структуру «there is a ..».

Задание второму партнеру: вы даете подсказки

37

«Первый визит в Лондон». Задание первому партнеру: Скажите, чтобы вы хотели увидеть в Лондоне в первую очередь?

Задание второму партнеру: Скажите, что вам хотелось бы посетить в Лондоне нечто другое.

38

«Приглашение на экскурсию». Задание первому партнеру: Вы предлагаете своему другу отправиться на экскурсию. Задание второму партнеру: Примите приглашение вашего друга

39

«В Москве». Задание первому партнеру: Вы в Москве впервые и не знаете, с чего начать осмотр достопримечательностей столицы. Выразите нерешительность.

Задание второму партнеру: Уточните детали, чтобы дать вашему другу совет.

40

«У кассы». Задание первому партнеру: Вы - пассажир. Попросите в соответствующей кассе нужные Вам билеты.

Задание второму партнеру: Вы - кассир. Выясните у диспетчера, есть ли билеты.

41

«Реклама». Работа проводится в парах. Учитель просит ребят встать в два ряда лицом друг к другу. В одном ряду- работники книжных магазинов, в другом- покупатели.

42

«Читательская конференция» по теме «Библиотека».

Участники конференции задают друг другу вопросы о писателях, книгах, журналах и газетах, обмениваются репликами.

 


Приемы развития учебной мотивации при контроле за овладением материала

 

устный опрос

1

Щадящий опрос  Формула: учитель проводит тренировочный опрос, сам не выслушивая ответы учеников.

Класс разбивается на две группы по рядам-вариантам. Учитель  задает вопрос. На него отвечает первая группа. Затем на этот  же вопрос отвечает учитель или сильный ученик. Учащиеся второй группы, прослушав ответ учителя, сравнивают его с ответом товарища и выставляют ему оценку или просто «+» или «-».

2

Взаимо-опрос Формула: ученики опрашивают друг друга по базовым вопросам

3

Опрос по цепочке Формула: рассказ одного учащегося прерывается в любом месте и передается другому жестом учителя, и так несколько раз до завершения ответа

4

Тихий опрос  Формула: беседа с одним или несколькими учениками происходит полушепотом, в то время  как класс занят другим делом.

письменный опрос

5

индивидуальный контроль

6

групповой контроль

диктант

7

слуховой диктант

8

предупредительный диктант

9

зрительный тренировочный диктант по словам, фразам, предложениям с самопроверкой

10

объяснительный диктант

11

парный диктант с взаимопроверкой

тестирование

12

задания закрытого, запрограммированного типа:

13

задания дополнения

14

свободного изложения

15

задания открытого типа со свободными ответами

взаимооценка

16

«Светофор»  При опросе учащиеся поднимают «светофор» красной или зеленой стороной к учителю.

17

общественная оценка знаний, умений и навыков учащегося в рамках данной темы

 

Приемы развития учебной мотивации в рамках завершающего этапа урока

 

разъяснение домашнего задания

1

Совместное обсуждение  домашнего задания

2

Три уровня домашнего задания

3

Идеальное задание  Учитель предлагает школьникам выполнить дома работу по их собственному выбору и пониманию.

подведение итогов урока, рефлексия

4

проведение коллективного обсуждения итогов работы

5

общественная оценка действий каждого учащегося, взаимооценка

6

Идеальный опрос Вопрос: кто сегодня чувствует себя готовым на «5» (ученики поднимают руки) на «4», на «3»?

7

Опрос-итог

8

«Самооценка»   Учащимся предлагается оценить свою работу на уроке.

Технология «Эдьютейнмент» - актуальные способы повышения мотивации для современных детей

Технология Эдьютейнмент (название образовано от сочетания слов education (образование) и entertainment (развлечение) предполагает сочетание обучения и реализации творческого потенциала учащихся, развлечения. Она не противоречит традиционной методике, а помогает реализовать системно-деятельностный, личностно-ориентированный и коммуникативный подходы.

Задание по технологии «Эдьютейнмент» должно соответствовать трем педагогическим принципам: связь теории с практикой, последовательность и доступность.

•Для достижения принципа связи теории с практикой рекомендуется изучение практико-ориентированных тем, обеспечение диалогичности общения. Проблемно-поисковые и исследовательские задания являются действенным средством связи теории с практикой. Теоретические проблемы могут быть дополнены примерами из действительности.

Принцип последовательности требует, чтобы знание доводилось до уровня системности, поэтому следует возвращаться к изученному материалу и на его основе изучать новые темы.

Принцип доступности предполагает, что сложность заданий соответствует возрасту, навыкам и умениям учащихся. Представление материала должно проходить от простого к более сложному.

Ученики всех возрастов любят играть в интерактивные игры, такие как «Кто хочет стать миллионером», «Скачки», «Найди пару», «Классификация»,  «Хронологическая линейка», «Викторина» и т.п. Легко создавать разнообразные игры помогают приложения http://learningapps.org и https://kahoot.com. Лексические игры, созданные в этих приложениях, помогают формировать орфографические навыки, расширять лексический запас учащихся. Приложение kahoot позволяет проводить соревнования между учащимися с использованием их собственных смартфонов. Кроме того, приложения содержат большой банк готовых игр и заданий. Составлять различные кроссворды от простых до сложных можно с помощью приложения «Фабрика кроссвордов». Это способствует расширению словарного запаса, умения давать определения словам на английском языке.

Многие наверняка сталкивались с проблемой, что некоторые дети не любят высказывать мысли вслух, им легче написать, чем сказать. Реализоваться ученикам-интровертам, а также всем творческим и активным школьникам помогает программа www.voki.com. Это программа для создания мини-анимации, которая не требует специальных знаний и опыта в мультипликации. Каждый ребенок может почувствовать себя режиссером-аниматором. Voki-персонажи – так называемые «живые головы».  Дети сами создают персонажей, выбирают сцену, пишут монолог, подбирают  музыкальное сопровождение. А в классе можно посмотреть готовый продукт и обсудить его. Это увлекательно и стимулирует не только развитие творческих способностей учащихся и повышение мотивации к изучению языка, но и развивает критическое и системное мышление, учит анализировать, высказывать свою точку зрения, уважая при этом мнения других, способствует формированию коммуникативной компетенции. Кроме того, дети с большим энтузиазмом высказывают свое мнение, если вопрос задан не учителем, а забавным персонажем, говорящим, кстати, на хорошем английском языке. В программе существуют несколько вариантов акцентов и диалектов, которые можно выбрать при озвучивании персонажа.

Web-квесты – один из самых увлекательных и любимых учениками приемов. Они могут быть долгосрочными и мгновенными. Второй вариант прекрасно подходит для проведения игр и соревнований. Класс делится на команды, каждая из команд должна иметь минимум один смартфон с выходом в Интернет. Дается ряд вопросов по изучаемой теме, задача команд как можно быстрее найти ответы в Интернете, записать на листе бумаги (при этом роли в команде делятся). Далее ответы проверяются и выявляется победитель. Долгосрочные web-квесты помогают реализовать исследовательский потенциал учащихся и стимулируют развитие коммуникативных умений. Как это работает? В рамках коммуникативной темы учитель формулирует 4–6 микротем (чем интереснее и оригинальнее темы, тем лучше). Ученики самостоятельно решают, с какой темой они будут работать в течение недели. Задача – найти в Интернете интересные факты по своей теме и записать их в тетрадь или на карточках. На уроке дети объединяются в группы по своим микротемам, обсуждают найденную информацию и докладывают самое интересное классу. Остальные ученики могут задавать группе вопросы. Чтобы проверить, все ли внимательно слушали, выступающая группа должна задать три вопроса по содержанию своего доклада.

Изученная литература

  • Гин А.А. Приемы педагогической техники: Пособие для учителя – 6-е изд., М.: Вита-Пресс, 2004. – 112 с.11.
  • Гребенюк О.С. Педагогика индивидуальности. – Калининград: Калининградский ун-т, 1995. – 94 с.
  • Дьяконова О.О.  Понятие «Эдьютейнмент» в зарубежной и отечественной педагогике. Сибирский педагогический журнал, 2012, № 6
  • Журавлев Д. Мотивация и проблемы в обучении // Народное образование. – 2002. – № 9. – С. 123–130.
  • Заир-Бек С.И. Критическое мышление. Критическое мышление: технология развития. [Текст]  – СПб: Альянс-Дельта, 2003.- 156 с.
  • Казанская Г.В. Педагогическая психология. – СПб.: Питер, 2003. – 323 с.
  • Кобзева Н.А. Edutainment как современная технология обучения. Ярославский педагогический вестник. 2012 –№ 4 –Том II (Психолого-педагогические науки)
  • Лукьянова М. Учебная мотивация как показатель качества образования  // Народное образование. –  2001. – № 8. –  С. 77–89.
  • Методы и приемы актуализации субъектного опыта учащихся на уроках литературы. Панова Т.С.[Электронный ресурс]-Российский общественный портал
  • Приемы технологии РКМЧП. Информационный банк современного учителя [Электронный ресурс]
  • Смолеусова Т.В. «Этапы, методы и способы решения задачи» - Начальная  школа, №12. 2003г.
  • Смолеусова Т.В. Состояние профессиональной готовности учителей начальной школы к внедрению инноваций// Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2012. Т. 7. № 3. С. 5-17.
  • Смолеусова Т.В. Время  методических  инноваций // Начальная школа. 2014. № 2. С. 78 - 83.
  • Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. – М.: Просвещение, 2003. – 239
  • Ф. Стронин – «Обучающие игры на уроке английского языка»[Текст] : пособие для учителя - 2-е изд. - М. : Просвещение, 1984. - 112 с
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. / М-во образования и науки РФ – М.: Просвещение, 2011. – 33 с.
  • Электронное периодическое издание «Эффективные образовательные технологии». [Электронный ресурс] Выпуск      2008 г. Главный редактор, д.п.н. профессор Гузеев В.В


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение мотивации школьников на уроках истории и обществознания

Тема мотивации очень актуальна сейчас, т. к. одна из проблем, стоящих перед современной школой, - снижение мотивации. В планах второго стандарта образования введение обязательного предмета, непосредст...

Повышение мотивации школьников к изучению художественного произведения на уроке литературы.

Сидорова Ольга Юрьевна  МОУ СОШ№ 31Повышение мотивации  школьников к изучению художественного произведения на уроке литературы.Повышение  мотивации школьников к предмету «ли...

Методическая проблема«Пути повышения мотивации школьников в овладении русским языком».

Методическая проблема«Пути  повышения мотивации школьников в овладении русским языком»....

Химическая мнемоника как способ повышения мотивации школьников к учению

Каждый учитель заинтересован в повышении мотивации школьников к учению, формировании их логического мышления, интеллектуальных ресурсов личности. Одно из условий успешного развития учащихся – хорошая ...

«МОТИВАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ К УЧЕНИЮ»

Тема «Мотивация школьников к учению» широка и многообразна, она включает в себя множество других тем, в которых переплетаются воспитание и искусство, обучение и осмысление места искусства в жизни дете...

«Мотивация школьников к учению» (на материале английского языка)

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением ...