Методическое пособие "Приемы повышения мотивации школьников к учению"
методическая разработка
Мотивация к обучения естественна для любого человека: овладение новыми знаниями и умениями приводит к всплеску гормонов счастья. Это хорошо видно на совсем маленьких детях, которые искренне радуются любому своему достижению. Однако, нередко сегодня мотивация к учебе исчезает у детей, не успев появиться, и первоклассник, приходя в школу, уже ненавидит все, связанное с процессом обучения.Особенность изучения иностранного языка состоит в том, что многое приходится зубрить и заучивать. Это сложно, утомительно и точно не способствует повышению мотивации к изучению предмета. Как помочь детям с клиповым мышлением легче усваивать материал, заинтересовать предметом? Цель сборника – рассмотреть современные приемы, методы и технологии, способствующие достижению наилучших результатов в учебе. Сборник - результат работы группы учителей. Он содержит много примеров использования различных приемов создания мотивации на уроках иностранного языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методический сборник | 543.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Приемы повышения мотивации школьников к учению
Приемы повышения мотивации школьников к учению
Составители: Ильина Н.А., учитель английского языка высшей квалификационной категории
Мартынюк Л.И, учитель английского языка высшей квалификационной категории
Соболева Е.А., учитель английского языка высшей квалификационной категории
Научный руководитель: Смолеусова Т.В., кандидат педагогических наук, профессор кафедры начального образвания
Методическое сопровождение: Сергеева Л.В., заместитель директора по НМР МБОУ Гимназии № 5
Новосибирск 2019г
Введение
«Мы такими не были…» - эта мысль нередко посещает любого учителя, когда он смотрит на своих учеников. И это совершенно не удивительно. Современные дети действительно другие. Они живут в мире, перегруженном информацией, мире Интернета, мобильных телефонов и социальных сетей, высоких технологий, навязчивой рекламы и ежедневных легкодоступных развлечений. Их мозг работает по-другому. Современных детей трудно заинтересовать и почти невозможно удивить. Им сложно сосредоточиться и долго удерживать внимание на статичных объектах. Клиповое мышление – реалия, с которой приходится сталкиваться всем учителям. Современные дети не любят читать, при этом много знают и умеют. Но в то же время не понимают, чего хотят. Мотивация к обучения естественна для любого человека: овладение новыми знаниями и умениями приводит к всплеску гормонов счастья. Это хорошо видно на совсем маленьких детях, которые искренне радуются любому своему достижению. Однако, нередко сегодня мотивация к учебе исчезает у детей, не успев появиться, и первоклассник, приходя в школу, уже ненавидит все, связанное с процессом обучения.
Особенность изучения иностранного языка состоит в том, что многое приходится зубрить и заучивать. Это сложно, утомительно и точно не способствует повышению мотивации к изучению предмета. Как помочь детям с клиповым мышлением легче усваивать материал, заинтересовать предметом? Цель сборника – рассмотреть современные приемы, методы и технологии, способствующие достижению наилучших результатов в учебе.
Классификация приемов повышения учебной мотивации О.С. Гребенюка
Учебное средство или учебный метод, используемый для реализации приема | Учебные приемы |
1. Содержание учебного материала |
|
2. Интерактивные методы и методы проблемного обучения
|
|
3. Наглядные, технические и дидактические средства обучения |
|
4. Педагогическое общение учителя и учащихся, общение учащихся между собой |
|
5. Внутриколлективные отношения в классе |
|
Наш опыт работы показывает, что использование интерактивных приемов и активных методов обучения на уроке иностранного языка снимает нервное напряжение у школьников, позволяет менять формы деятельности на уроке, учит работать с большим объемом информации, работать в группе, прислушиваться к мнению других учащихся. Это дает возможность повысить качество подачи материала и эффективность его усвоения и самое главное, сформировать внутреннюю мотивацию у школьников к изучению иностранного языка, которая обладает наибольшей побудительной силой к учению. Наиболее удачными методами и приемами считаем следующие:
- Приём «Послушать – сговориться – обсудить».
Данный приём интерактивного обучения способствует активному усвоению знаний, вовлекает в предметную работу учеников с любыми уровнями подготовки. Пример: На уроке при изучении темы «Животные» ученикам предлагается подумать и написать 3 слова, относящихся данной теме. Затем показать соседу по парте, из 6 слов отобрать 3 и огласить их классу через 1,5 минуты. После того, как учитель напишет на доске все слова, предложенные парами, начинается отбор пяти слов среди них. При этом с каждым словом в ходе дискуссии составляется предложение, обычно сложное с модельными грамматическими конструкциями. Таким образом, за несколько минут проделана работа, на которую часто не хватает времени на уроке.
- Приём «Толстый и тонкий вопрос»
Это прием из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса. Стратегия позволяет формировать умение формулировать вопросы; умение соотносить понятия. Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ. Толстый вопрос предполагает ответ развернутый. После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов. Пример: По теме урока «Дикие животные» можно предложить детям задать толстый и тонкий вопрос. Тонкий вопрос. What animal do you like? Толстый вопрос. What is your favourite animal and why?
- Приём «Телеграмма»
Это приём актуализации субъективного опыта в виде очень краткой записи. Пример: Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться). Написать в телеграмме пожелание автору прочитанного на уроке личного письма, автору рассказа, написать пожелание себе с точки зрения изученного на уроке
- Приём «Цветок»
Цветок состоит из 6 лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса.
Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: «What? When? Where? How? ».
Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: «You mean that…?», «As far as I understand you …?». Целью этих вопросов является предоставление учащемуся возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал.
Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Why?» и направлены на установление причинно-следственных связей, рассуждение обучающегося.
Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу «бы», элементы условности, предположения, прогноза: « What would do if...», « What will be if...?»,
Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. « What is the difference in your and his/her day off ?», « How do you like his/her flat?» и т.д.
Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: «How would you solve the problem of pollution?».
- Приём «Коробка»
Прием рефлексии используется чаще всего на уроках после изучения большого раздела. Суть - зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. Коробка перемещается от одного ученика к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать «пропускаю ход». Пример: Now I can…; Now I know how to…
- Приём “Паутина”
Прием для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных понятий изучаемого материала; создания краткой характеристики изучаемого материала. Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого материала по определенным схемам, таблицам, наброскам. Пример: при изучении темы «Свободное время» (составляется схема возможных хобби, досуговой деятельностью во время каждого сезона, для определенного возраста)
- Приём “ТРИ АШЫПКИ”
Игра «Три ашыпки» используется для активизации внимания учеников, развития критического мышления. На этапе контроля усвоения грамматического материала учитель рассказывает правило, намеренно делая три ошибки. Задача детей – поднимать руку каждый раз, когда они слышат ошибку. Можно попросить рассказывать правило кого-то из учеников. Также этот метод отлично работает во время проверки пересказов (ведь не секрет – детям не слишком нравится слушать скучные пересказы своих одноклассников, а так пересказ превращается в увлекательную игру).
На основе анализа научной литературы, интернет-ресурсов, статей педагогов-новаторов, опроса коллег по проблеме учебной мотивации на уроках английского языка мы обнаружили огромное количество приемов формирования мотивации на уроках английского языка, часть которых удалось применить на уроках английского языка в мае-декабре 2018 года.
Приемы повышения мотивации при обучении чтению на уроках английского языка
Снятие трудностей | соотнесение слова и его перевода (используя различные виды словарей. В том числе электронный) |
| определение смысла слова на основе знания значения его корня |
определение существительных, которые могут сочетаться с данными прилагательными / глаголами и др. | |
чтение ряда слов и вычленение тех, которые относятся к теме текста | |
«снежный ком» с целью запоминания лексики по теме текста | |
«корзина идей» по теме | |
Этап антиципации | определение тематики текста, перечня проблем, ключевых слов по первой строчки текста |
определение тематики текста, перечня проблем, ключевых слов по иллюстрациям | |
определение тематики текста, перечня проблем, ключевых слов по новой лексике на странице в рамочке | |
определение тематики текста, перечня проблем, ключевых слов при прочтении вопросов к тексту | |
определение тематики текста, перечня проблем, ключевых слов при анализе схем и таблиц к тексту | |
использование ассоциаций, связанных с именем автора, периодом в литературе, жанром текста | |
Текстовой этап | определение главной мысли текста, запись на доске, запись на карточках, в тетради |
написание определения к слову | |
ранжирование предоставляемой в тексте информации по степени значимости | |
ответы на вопросы | |
создание заголовка или рисунка к абзацу | |
соотнесение заголовка и параграфа, слова и иллюстрации | |
задания на множественный выбор | |
восстановление текста (перепутаны абзацы, пропущено слово, отсутствует концовка, начало) | |
поиск конкретной информации в тексте (заполняем таблицу) | |
поиск запрашиваемых фонетических / лексических / грамматических явлений с использованием определенной лексики | |
определение значения слова по контексту (голосуем) | |
определение оптимального варианта перевода слова / фразы / предложения (голосуем за самый интересный вариант) | |
составление монолога / диалога, текстов разной стилевой принадлежности из разрозненных частей, с применением лексики по определенной теме, по картинке. | |
Послетекстовой этап | прогнозирование дальнейшего развития событий |
обоснование своего мнения относительно главной идеи текста | |
характеристика героев, места действия, элементов сюжета и др. | |
определение тех выражений из предоставленного списка, с которыми бы не согласился автор | |
составление плана, тезисов по тексту | |
пересказ текста от разных лиц, с опорой на план, на ключевые слова | |
написание аннотации, рецензии к тексту | |
создание новой концовки текста, вариантов его названия | |
отбор пословиц, соответствующих тексту | |
написание собственного текста по образцу | |
составление схем, таблиц, анкет по тексту | |
задание «верно / неверно» |
Приемы повышения мотивации при обучении аудированию
Снятие трудностей | 1 | соотнесение слова и его перевода |
2 | соотнесение слова и его дефиниции | |
3 | написание определения к слову | |
4 | определение смысла слова на основе знания значения его корня | |
5 | определение существительных, которые могут сочетаться с данными прилагательными / глаголами и др. | |
6 | прослушивание ряда слов и вычленение тех, которые относятся к теме текста | |
7 | «снежный ком» с целью запоминания лексики по теме текста | |
8 | «мозговой штурм» по теме | |
9 | составление лексико-семантической карты по теме | |
Этап антиципации | 10 | определение тематики текста, перечня проблем, ключевых слов по заголовку |
11 | определение тематики текста, перечня проблем, ключевых слов по иллюстрациям | |
12 | определение тематики текста, перечня проблем, ключевых слов по новой лексике | |
13 | определение тематики текста, перечня проблем, ключевых слов при просмотре текста | |
14 | определение тематики текста, перечня проблем, ключевых слов при прочтении вопросов к тексту | |
15 | определение тематики текста, перечня проблем, ключевых слов при анализе схем и таблиц к тексту | |
16 | использование ассоциаций, связанных с именем автора | |
Текстовой этап | 17 | определение главной мысли текста |
18 | ранжирование предоставляемой в тексте информации по степени значимости | |
19 | ответы на вопросы | |
20 | создание заголовка к абзацу | |
21 | соотнесение заголовка и параграфа | |
22 | задания на множественный выбор | |
23 | восстановление текста | |
24 | поиск конкретной информации в тексте | |
25 | поиск запрашиваемых фонетических / лексических / грамматических явлений | |
26 | определение значения слова по контексту | |
27 | определение оптимального варианта перевода слова / фразы / предложения | |
Послетекстовой этап | 28 | прогнозирование дальнейшего развития событий |
29 | обоснование своего мнения относительно главной идеи текста | |
30 | характеристика героев, места действия, элементов сюжета и др. | |
31 | определение тех выражений из предоставленного списка, с которыми бы не согласился автор | |
32 | составление плана, тезисов по тексту | |
33 | пересказ текста от разных лиц, с опорой на план, на ключевые слова | |
34 | написание аннотации, рецензии к тексту | |
35 | создание новой концовки текста, вариантов его названия | |
36 | отбор пословиц, соответствующих тексту | |
37 | написание собственного текста по образцу | |
38 | составление схем, таблиц, анкет по тексту | |
39 | задание «верно / неверно» |
Приемы повышения мотивации при обучении устной речи
Монологическая речь | 1 | высказывание своего мнения по изучаемой теме |
2 | описание иллюстрации с опорой на ключевые слова, план, тезисы | |
3 | «снежный ком» | |
4 | «сломанный телефон» | |
5 | пересказ текста от лица одного из героев | |
6 | составление рассказа по ключевым словам, иллюстративному материалу | |
7 | устное сообщение, доклад по теме | |
8 | ораторское выступление (критическое, агитационное и т.д.) | |
9 | ролевые игры | |
10 | проведение «аукциона знаний» | |
Диалогическая речь | 11 | «Опросник». Каждый учащийся имеет свой вопрос по теме урока, который он должен задать всем присутствующим. Дети ходят по классу и спрашивают друг друга. Далее ответы анализируются и отражаются в устном сообщении. |
12 | запрос недостающей информации | |
13 | разыгрывание диалога по ролям с использованием жестикуляции, мимики, интонации | |
14 | активизации использования эмоционально-окрашенных выражений взаимодействия и личностно-ориентированных вопросов | |
Полилогическая речь | 15 | дискуссия, усиление аргументации, доведение ее до драматизма, конфликта, борьбы мнений |
16 | пресс-конференция | |
17 | круглый стол | |
18 | постановка спектаклей | |
19 | реализация сказочного сюжета в рамках урока | |
20 | проведение КВН |
Приемы повышения мотивации при обучении письму и письменной речи
Графика и орфография | 1 | ведение словарей с синонимами, антонимами |
2 | запись рифмованных слов | |
3 | группировка слов на основе фонемных соответствий | |
4 | вставка пропущенных букв в слова | |
5 | «незаконченное» слово | |
6 | нахождение ошибок в словах, предложениях, тексте | |
7 | соединение разронненых частей слова, фразы, предложения | |
8 | кроссворд | |
9 | загадки | |
10 | цветное лото | |
11 | техника синквейна | |
12 | списывание с дополнительным заданием | |
13 | тренировочный диктант по словам, фразам, предложениям (материал демонстрируется на слайде, учащиеся запоминают его, далее пишут по памяти или под диктовку учителя, затем слайд показывают вновь и дети проверяют себя сами) | |
Письменная речь | 14 | завершение фразы, предложения, текста |
15 | составление ответов к вопросам | |
16 | составление вопросов к ответам | |
17 | сжатие предложения, текста | |
18 | расширение предложения текста | |
19 | запись плана-конспекта ответа | |
20 | трансформация диалога в монолог и монолога в диалог | |
21 | составление анкеты, автобиографии, резюме, заявления о приеме на работу | |
22 | написание личного или официального письма, поздравительной открытки, рецензии, аннотации, доклада | |
23 | написание эссе, сочинения, записки |
Приемы, которые можно использовать на разных этапах урока
Приемы повышения учебной мотивации в рамках начального этапа урока
организационный момент | 1 | определение темы урока учащимися на основе ключевых слов, фраз, речевой ситуации, стихотворения, пословицы |
2 | «Да-нетка» [А. Гин, 2004]. Учащиеся задают учителю вопросы для определения темы урока, на которые он отвечает «да / нет» | |
3 | организация коллективной работы по планированию и выполнению совместной деятельности | |
4 | Удивляй! Отсроченная отгадка [А. Гин, 2004]. В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом | |
5 | Фантастическая добавка [А. Гин, 2004]. Необходимо дополнить реальную ситуацию фантастикой.Можно переносить учебную ситуацию на фантастическую планету и т.д. | |
«речевая зарядка» | 6 | Интеллектуальная разминка [А. Гин, 2004]. Таблички с понятиями и терминами вывешиваются на доске или демонстрируются на экране и ребятам задаются вопросы. |
7 | в данном случае может быть использован любой прием, соответствующий цели речевой зарядки (проговаривание диалога, фонетическая игра и т.д. |
Приемы повышения учебной мотивации при введении нового материала
учебные приемы, основанные на содержании учебного материала | 1 | показ новизны содержания |
2 | обновление и углубление уже усвоенных знаний | |
3 | раскрытие практической и научной значимости знаний и осваиваемых способов деятельности | |
4 | учет межпредметных, внутрипредметных и межцикловых связей | |
5 | прием апперцепции, т.е. связи знаний с интересами учащихся | |
6 | историзм, показ достижений современной науки | |
приемы семантизации новой лексики | 7 | определение значения слова через его дефиницию, синонимы, антонимы |
8 | определение значения слова посредством реализации принципа наглядности (картинки, карточки) | |
9 | определение значения слова посредством контекста | |
10 | определение значения слова посредством языковой догадки | |
11 | определение значения слова при демонстрации жестов, действий | |
12 | разработка семантического поля изучаемой темы | |
приемы, основанные на структурировании, упорядочивании излагаемого материала | 13 | подробное резюмирование учителем каждого отдельного законченного этапа изложения |
14 | сопровождение обобщенных выводов учителя приведением конкретных примеров | |
15 | предъявление учащимся готового плана в ходе изложения | |
16 | предъявление учащимся переформулированных вопросов, текстов заданий, облегчающих понимание их смысла | |
17 | намек-подсказка, содержащая готовую информацию | |
приемы, основанные на проблемном характере изложения материала | 18 | контрдоводы учителя предполагаемому оппоненту в процессе изложения |
19 | предъявление учащимся преднамеренно нарушенной логики изложения, доказательства и анализ учителем полученных при этом результатов | |
20 | обсуждение учителем возможных последствий, сделанных из неверных предположений | |
21 | членение излагаемого учителем материала на развивающиеся смысловые моменты | |
22 | установка учителя на мысленное решение учениками логического задания, выдвинутого в ходе изложения | |
23 | включение учащихся в аргументацию выдвинутой учителем гипотезы | |
24 | наводящие вопросы учащимся, помогающие выбору правильных путей решения задачи, одновременно указывающие на различные подходы к ней | |
25 | задание учащимся на выдвижение очередного шага рассуждения в логике, заданной учителем | |
26 | задание с избыточными данными | |
27 | задание учащимся на сущностное описание какого-либо явления без использования инструкций |
Игровые приемы учебной работы при отработке, тренировке, повторении, систематизации, обобщении изучаемого материала
Игры на развитие памяти и внимания | 1 | Ход игры: учитель на короткое время показывает детям какой – либо предмет, затем убрав его, просит кого – либо описать его на английском языке по памяти, называя его цвет и размеры. |
2 | Ход игры: двое учеников выходят к доске, на которой в беспорядке написаны числа. Учитель называет определенное число, ученики должны быстро показать указкой и повторить числительное. | |
3 | Ход игры: учитель называет английское слово, ученики должны придумать слово, начинающееся на последнюю букву предложенного слова. | |
4 | Ход игры: учитель в воздухе “пишет” простые слова. Ученики “читают” и записывают их в тетради. Выигрывает тот, кто справился с заданием лучше других | |
5 | Ход игры: ученик показывает перед классом какое – либо движение (имитирует танец, ходьбу, написание буквы и т.д.), ученики должны назвать глагол на английском языке, обозначающий это движение | |
Игры на развитие мышления | 6 | Ход игры: на доске пишутся несколько слов, нужно назвать лишнее |
7 | Ход игры: учитель читает несколько раз небольшой связный текст, основанный на знакомом материале. Ученики слушают и делают небольшие рисунки. Затем по рисункам воспроизводят текст. Выигрывает тот, кто сделает это лучше всех | |
8 | Ход игры: дается ряд признаков, нужно подобрать какое – либо слово (или несколько слов), обладающее данными признаками. Данная игра может быть проведена и в обратном порядке (от предмета к признаку) | |
9 | Ход игры: учитель предъявляет несколько картинок. Ученик должен установить последовательность событий, изображенных на них, разложить их в логическом порядке и составить по каждой картинке предложение, попытаться составить небольшой рассказ | |
10 | Ход игры: из нескольких карточек, на которых написаны отдельные буквы, слоги, слова, знаки препинания, нужно сложить законченное по смыслу предложение и назвать его. | |
11 | Ход игры: учитель задумывает какой – либо предмет (по определенной теме) и просит детей отгадать, что он задумал, задавая по пять вопросов. | |
Игры на развитие звукового и буквенного анализа слов, двигательных функций руки, пространственной ориентировки | 12 | Ход игры ученики слушают учителя, объясняющего написание буквы, и стараются изобразить ее в своих тетрадях по образцу. |
13 | Ход игры: ведущий шепчет сидящему с краю на ухо слово на английском языке. Следующий игрок шепчет это слово своему соседу и т.д. Игра ведется на две команды. | |
14 | Ход игры: учитель предъявляет набор букв и картинку с изображением какого – нибудь предмета. Ученики должны выбрать те буквы, которые необходимы для составления слова, обозначающего предмет на картинке, и записать его. | |
15 | Ход игры: ученики должны найти в нижнем ряду звук, соответствующей букве в верхнем ряду и соединить их линией | |
16 | Ход игры: учитель произносит по-английски слово, затем делается короткая пауза. Ученики должны в это время сосчитать, сколько в слове звуков (букв) и по хлопку сообщить ответ. | |
орфографические игры | 17 | Алфавит |
18 | Пчелиные соты. Класс делится на две – три команды. В зависимости от числа команд на доске два или три раза пишется какое – нибудь длинное слово Представители команд по очереди подбегают к доске и пишут слова, начинающие с букв, составляющих слово exercise, по вертикали | |
19 | Лестница. Участники игры выстраивают на классной доске «лестницу» из слов. Каждое слово должно начинаться с последней буквы предыдущего | |
20 | Поменяй букву. На доске пишутся два слова с одинаковым количеством букв. Задача учеников – превратить кратчайшим путем одно слово в другое, изменяя каждый раз только одну букву | |
21 | Лесенка. Учитель пишет на доске короткое слово. Следующее написанное под ним слово должно быть длиннее на одну букву. При этом в каждом последующем слове разрешается заменять любые буквы, кроме первой | |
22 | Придумай слово. Выбирается буква, которой отводится точное по счету место в слове. Например, «The letter «i» is the second in the words». Ученики по очереди пишут на доске слова, где буква «i» стоит второй по счету | |
23 | Анаграммы. В игре используются слова, при изменении порядка букв в которых получается новое слово. Играющие получают от учителя карточку с такими словами. | |
24 | Добавь согласны. Учитель пишет на доске гласные буквы. Добавив недостающие согласные, ученики получают слово. Выигрывает ученик, написавший последнее слово ряда | |
25 | Наборщик. Учитель пишет на доске слово, например «representative». Учащиеся составляют новые слова из букв данного слова. Слова учащихся записываются на доске. Выигрывает предложивший последнее слово | |
26 | Две первые буквы. Учитель просит учащихся придумать слова, у которых первые две буквы одинаковы с написанным на доске слогом. | |
грамматические игры | 27 | «По цепочке. Ученики по цепочке продолжают сказанное предыдущим человеком, тем самым составляя рассказ. Необходимо повторить концовку последнего говорящего и добавить свое |
28 | «Бременские музыканты». Ход игры: двум командам играющих предлагается серия картинок «Бременские музыканты», на которых изображены герои известной сказки. Играющие находят такие картинки и говорят, в чем состоят их различия, употребляя предлоги | |
29 | Дворец. Ход игры: командам предлагаются картинки, иллюстрирующие какую – либо сказку, где нарисованы дворец, персонажи, по-разному расположенные относительно дворца и друг друга. | |
30 | Снежный ком Ход игры: участникам игры предлагается, например, такое задание: Расскажите, над какими объектами может пролетать самолет (город, деревня, лес, река и пр. Каждый ученик составляет предложения, повторяя то, что было сказано до него, и добавляя новое слово. | |
31 | Домино Ход игры: участникам игры предлагаются карточки, на которых написаны незаконченные предложения типа «Hamlet» is written by…… или Furniture is made by……, на других карточках – фамилии писателей или названия профессий. Играющие находят окончания своих предложений, соединяя карточки, как это делается при игре в домино | |
ролевые игры | 32 | «Обучение Незнайки» (учащийся в роли учителя) |
33 | «Магазин». На прилавке «магазина» разложены различные предметы одежды, которую можно купить. Учащиеся заходят в «магазин» и покупают то, что им нужно | |
34 | «Разговор по телефону». Игра проводится в группах из трех человек. Каждый ученик получает карточку с ролевым заданием | |
35 | «Друзья». Задание первому партнеру: вы - барон Мюнхгаузен. Вы всем интересуетесь. Задание второму партнеру: вы- ближайший друг барона. Вы во всем подражаете ему.(упражнение в имитации) | |
36 | «Помогите мне найти». Задание первому партнеру: вы потеряли свою книгу и спрашивайте, где она, используя грамматическую структуру «there is a ..». Задание второму партнеру: вы даете подсказки | |
37 | «Первый визит в Лондон». Задание первому партнеру: Скажите, чтобы вы хотели увидеть в Лондоне в первую очередь? Задание второму партнеру: Скажите, что вам хотелось бы посетить в Лондоне нечто другое. | |
38 | «Приглашение на экскурсию». Задание первому партнеру: Вы предлагаете своему другу отправиться на экскурсию. Задание второму партнеру: Примите приглашение вашего друга | |
39 | «В Москве». Задание первому партнеру: Вы в Москве впервые и не знаете, с чего начать осмотр достопримечательностей столицы. Выразите нерешительность. Задание второму партнеру: Уточните детали, чтобы дать вашему другу совет. | |
40 | «У кассы». Задание первому партнеру: Вы - пассажир. Попросите в соответствующей кассе нужные Вам билеты. Задание второму партнеру: Вы - кассир. Выясните у диспетчера, есть ли билеты. | |
41 | «Реклама». Работа проводится в парах. Учитель просит ребят встать в два ряда лицом друг к другу. В одном ряду- работники книжных магазинов, в другом- покупатели. | |
42 | «Читательская конференция» по теме «Библиотека». Участники конференции задают друг другу вопросы о писателях, книгах, журналах и газетах, обмениваются репликами. |
Приемы развития учебной мотивации при контроле за овладением материала
устный опрос | 1 | Щадящий опрос Формула: учитель проводит тренировочный опрос, сам не выслушивая ответы учеников. Класс разбивается на две группы по рядам-вариантам. Учитель задает вопрос. На него отвечает первая группа. Затем на этот же вопрос отвечает учитель или сильный ученик. Учащиеся второй группы, прослушав ответ учителя, сравнивают его с ответом товарища и выставляют ему оценку или просто «+» или «-». |
2 | Взаимо-опрос Формула: ученики опрашивают друг друга по базовым вопросам | |
3 | Опрос по цепочке Формула: рассказ одного учащегося прерывается в любом месте и передается другому жестом учителя, и так несколько раз до завершения ответа | |
4 | Тихий опрос Формула: беседа с одним или несколькими учениками происходит полушепотом, в то время как класс занят другим делом. | |
письменный опрос | 5 | индивидуальный контроль |
6 | групповой контроль | |
диктант | 7 | слуховой диктант |
8 | предупредительный диктант | |
9 | зрительный тренировочный диктант по словам, фразам, предложениям с самопроверкой | |
10 | объяснительный диктант | |
11 | парный диктант с взаимопроверкой | |
тестирование | 12 | задания закрытого, запрограммированного типа: |
13 | задания дополнения | |
14 | свободного изложения | |
15 | задания открытого типа со свободными ответами | |
взаимооценка | 16 | «Светофор» При опросе учащиеся поднимают «светофор» красной или зеленой стороной к учителю. |
17 | общественная оценка знаний, умений и навыков учащегося в рамках данной темы |
Приемы развития учебной мотивации в рамках завершающего этапа урока
разъяснение домашнего задания | 1 | Совместное обсуждение домашнего задания |
2 | Три уровня домашнего задания | |
3 | Идеальное задание Учитель предлагает школьникам выполнить дома работу по их собственному выбору и пониманию. | |
подведение итогов урока, рефлексия | 4 | проведение коллективного обсуждения итогов работы |
5 | общественная оценка действий каждого учащегося, взаимооценка | |
6 | Идеальный опрос Вопрос: кто сегодня чувствует себя готовым на «5» (ученики поднимают руки) на «4», на «3»? | |
7 | Опрос-итог | |
8 | «Самооценка» Учащимся предлагается оценить свою работу на уроке. |
Технология «Эдьютейнмент» - актуальные способы повышения мотивации для современных детей
Технология Эдьютейнмент (название образовано от сочетания слов education (образование) и entertainment (развлечение) предполагает сочетание обучения и реализации творческого потенциала учащихся, развлечения. Она не противоречит традиционной методике, а помогает реализовать системно-деятельностный, личностно-ориентированный и коммуникативный подходы.
Задание по технологии «Эдьютейнмент» должно соответствовать трем педагогическим принципам: связь теории с практикой, последовательность и доступность.
•Для достижения принципа связи теории с практикой рекомендуется изучение практико-ориентированных тем, обеспечение диалогичности общения. Проблемно-поисковые и исследовательские задания являются действенным средством связи теории с практикой. Теоретические проблемы могут быть дополнены примерами из действительности.
•Принцип последовательности требует, чтобы знание доводилось до уровня системности, поэтому следует возвращаться к изученному материалу и на его основе изучать новые темы.
•Принцип доступности предполагает, что сложность заданий соответствует возрасту, навыкам и умениям учащихся. Представление материала должно проходить от простого к более сложному.
Ученики всех возрастов любят играть в интерактивные игры, такие как «Кто хочет стать миллионером», «Скачки», «Найди пару», «Классификация», «Хронологическая линейка», «Викторина» и т.п. Легко создавать разнообразные игры помогают приложения http://learningapps.org и https://kahoot.com. Лексические игры, созданные в этих приложениях, помогают формировать орфографические навыки, расширять лексический запас учащихся. Приложение kahoot позволяет проводить соревнования между учащимися с использованием их собственных смартфонов. Кроме того, приложения содержат большой банк готовых игр и заданий. Составлять различные кроссворды от простых до сложных можно с помощью приложения «Фабрика кроссвордов». Это способствует расширению словарного запаса, умения давать определения словам на английском языке.
Многие наверняка сталкивались с проблемой, что некоторые дети не любят высказывать мысли вслух, им легче написать, чем сказать. Реализоваться ученикам-интровертам, а также всем творческим и активным школьникам помогает программа www.voki.com. Это программа для создания мини-анимации, которая не требует специальных знаний и опыта в мультипликации. Каждый ребенок может почувствовать себя режиссером-аниматором. Voki-персонажи – так называемые «живые головы». Дети сами создают персонажей, выбирают сцену, пишут монолог, подбирают музыкальное сопровождение. А в классе можно посмотреть готовый продукт и обсудить его. Это увлекательно и стимулирует не только развитие творческих способностей учащихся и повышение мотивации к изучению языка, но и развивает критическое и системное мышление, учит анализировать, высказывать свою точку зрения, уважая при этом мнения других, способствует формированию коммуникативной компетенции. Кроме того, дети с большим энтузиазмом высказывают свое мнение, если вопрос задан не учителем, а забавным персонажем, говорящим, кстати, на хорошем английском языке. В программе существуют несколько вариантов акцентов и диалектов, которые можно выбрать при озвучивании персонажа.
Web-квесты – один из самых увлекательных и любимых учениками приемов. Они могут быть долгосрочными и мгновенными. Второй вариант прекрасно подходит для проведения игр и соревнований. Класс делится на команды, каждая из команд должна иметь минимум один смартфон с выходом в Интернет. Дается ряд вопросов по изучаемой теме, задача команд как можно быстрее найти ответы в Интернете, записать на листе бумаги (при этом роли в команде делятся). Далее ответы проверяются и выявляется победитель. Долгосрочные web-квесты помогают реализовать исследовательский потенциал учащихся и стимулируют развитие коммуникативных умений. Как это работает? В рамках коммуникативной темы учитель формулирует 4–6 микротем (чем интереснее и оригинальнее темы, тем лучше). Ученики самостоятельно решают, с какой темой они будут работать в течение недели. Задача – найти в Интернете интересные факты по своей теме и записать их в тетрадь или на карточках. На уроке дети объединяются в группы по своим микротемам, обсуждают найденную информацию и докладывают самое интересное классу. Остальные ученики могут задавать группе вопросы. Чтобы проверить, все ли внимательно слушали, выступающая группа должна задать три вопроса по содержанию своего доклада.
Изученная литература
- Гин А.А. Приемы педагогической техники: Пособие для учителя – 6-е изд., М.: Вита-Пресс, 2004. – 112 с.11.
- Гребенюк О.С. Педагогика индивидуальности. – Калининград: Калининградский ун-т, 1995. – 94 с.
- Дьяконова О.О. Понятие «Эдьютейнмент» в зарубежной и отечественной педагогике. Сибирский педагогический журнал, 2012, № 6
- Журавлев Д. Мотивация и проблемы в обучении // Народное образование. – 2002. – № 9. – С. 123–130.
- Заир-Бек С.И. Критическое мышление. Критическое мышление: технология развития. [Текст] – СПб: Альянс-Дельта, 2003.- 156 с.
- Казанская Г.В. Педагогическая психология. – СПб.: Питер, 2003. – 323 с.
- Кобзева Н.А. Edutainment как современная технология обучения. Ярославский педагогический вестник. 2012 –№ 4 –Том II (Психолого-педагогические науки)
- Лукьянова М. Учебная мотивация как показатель качества образования // Народное образование. – 2001. – № 8. – С. 77–89.
- Методы и приемы актуализации субъектного опыта учащихся на уроках литературы. Панова Т.С.[Электронный ресурс]-Российский общественный портал
- Приемы технологии РКМЧП. Информационный банк современного учителя [Электронный ресурс]
- Смолеусова Т.В. «Этапы, методы и способы решения задачи» - Начальная школа, №12. 2003г.
- Смолеусова Т.В. Состояние профессиональной готовности учителей начальной школы к внедрению инноваций// Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2012. Т. 7. № 3. С. 5-17.
- Смолеусова Т.В. Время методических инноваций // Начальная школа. 2014. № 2. С. 78 - 83.
- Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. – М.: Просвещение, 2003. – 239
- Ф. Стронин – «Обучающие игры на уроке английского языка»[Текст] : пособие для учителя - 2-е изд. - М. : Просвещение, 1984. - 112 с
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. / М-во образования и науки РФ – М.: Просвещение, 2011. – 33 с.
- Электронное периодическое издание «Эффективные образовательные технологии». [Электронный ресурс] Выпуск 2008 г. Главный редактор, д.п.н. профессор Гузеев В.В
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение мотивации школьников на уроках истории и обществознания
Тема мотивации очень актуальна сейчас, т. к. одна из проблем, стоящих перед современной школой, - снижение мотивации. В планах второго стандарта образования введение обязательного предмета, непосредст...
Повышение мотивации школьников к изучению художественного произведения на уроке литературы.
Сидорова Ольга Юрьевна МОУ СОШ№ 31Повышение мотивации школьников к изучению художественного произведения на уроке литературы.Повышение мотивации школьников к предмету «ли...
Методическая проблема«Пути повышения мотивации школьников в овладении русским языком».
Методическая проблема«Пути повышения мотивации школьников в овладении русским языком»....
Химическая мнемоника как способ повышения мотивации школьников к учению
Каждый учитель заинтересован в повышении мотивации школьников к учению, формировании их логического мышления, интеллектуальных ресурсов личности. Одно из условий успешного развития учащихся – хорошая ...
"Изучение фразеологизмов как средство повышения мотивации интереса к учению"
Понятие фразеологической единицы и ее признаки...
«МОТИВАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ К УЧЕНИЮ»
Тема «Мотивация школьников к учению» широка и многообразна, она включает в себя множество других тем, в которых переплетаются воспитание и искусство, обучение и осмысление места искусства в жизни дете...
«Мотивация школьников к учению» (на материале английского языка)
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением ...