«Мотивация школьников к учению» (на материале английского языка)
статья по английскому языку
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний? Эти вопросы волнуют многих педагогов и родителей.
Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Есть древняя мудрость: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Пути повышения мотивации к изучению английского языка | 62.97 КБ |
Предварительный просмотр:
«Мотивация школьников к учению»
(на материале английского языка)
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.
В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний? Эти вопросы волнуют многих педагогов и родителей.
Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Есть древняя мудрость: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности.
Изучением мотивации занимались многие отечественные и зарубежные ученые, психологи и классики педагогики (Божович Л.И., Гальперин П.Я., Леонтьев А.Н., Маркова А.К., Эльконин Д.Б., Выготский Л.С. и др.). Психолог А.К. Маркова выделяет три уровня развития познавательной мотивации школьников: широкий познавательный мотив, то есть направленность на усвоение новых знаний, который характерен для младшего школьника, учебно-познавательный мотив, побуждающий к овладению способами добывания знаний, соответствующий подростковому возрасту, и мотив самообразования, этот зрелый познавательный мотив должен проявляться в старшем школьном возрасте.
В педагогической литературе определяются три основных источника формирования положительных познавательных мотивов деятельности:
- Содержание учебного материала
- Характер и уровень учебно-познавательной деятельности
- Отношение учителя с учащимися.
Итак, в формировании мотивации учения важную роль играет содержание учебного материала. Необходимо понимать, что содержание каждого урока, каждой темы может быть мотивировано только при выполнении следующих условий:
- учитывать характер потребностей учащихся;
- быть доступным, но и достаточно сложным и трудным;
- опираться на прошлые знания, нести новую информацию;
- направлено на решение проблем познания явлений и объектов окружающего мира, овладение методами этого познания.
Содержание учебного материала усваивается учащимися в процессе учебной деятельности. Какие же средства необходимо использовать учителю для развития мотивации учения у школьников?
Большая роль в поддержании и сохранении интереса к предмету, развитию познавательной деятельности, переводу обучения с преподавания на управление самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся принадлежит нестандартным формам урока. Нестандартный урок включает самые разнообразные, эмоционально-яркие, нетрадиционные методы и приёмы обучения, которые не просто повышают мотивацию обучения детей, но и служат развитию тех или иных способностей: умения декламировать стихотворения, развивая произносительные навыки, инсценировать ту или иную ситуацию, как литературную, так и жизненную, петь на иностранном языке, умения реагировать и давать свою оценку в разговоре, сообщать информацию о событиях и фактах, соблюдать речевой этикет, широко знакомиться с традициями, обычаями и культурным наследием англоговорящих стран. Вся деятельность учащихся на уроке подчинена главной коммуникативной цели преподавания английского языка. Данные уроки проводятся в рамках тем школьной программы, но включают самый разнообразный дополнительный материал, тем самым, расширяя лексическую и речевую базу учащихся. В работе можно использовать урок - КВН, урок-соревнование, урок - смотр знаний, урок - путешествие. Такие уроки не требуют изменения программы, они являются логическим завершением той или иной темы. Такая работа позволяет:
- формировать у учащихся целостное представление об изучаемой теме;
- активизировать познавательную деятельность учащихся;
- повышать интерес учащихся к изучению английского языка.
Неотъемлемой частью проведения таких уроков является использование игр.
По мнению психологов (А.А.Леонтьев), мотивация, создаваемая игрой, т.е. игровая мотивация, должна быть представлена в учебном процессе наряду с коммуникативной, познавательной и эстетической мотивацией. Игра является действенным инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность обучаемых, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным, заставляет учащихся волноваться и сопереживать. Это мощный стимул к овладению языком. Д.Б. Эльконин считает, что игра выполняет четыре важнейшие для человека функции: средство развития мотивационной сферы, средство познания, средство развития умственных действий, средство развития произвольного поведения. Игра, как говорил А.С. Выгодский, ведёт за собой развитие. Развивающее значение игры заложено в самой её природе, ибо игра – это всегда эмоции, а там, где эмоции – там активность, внимание и воображение.
Игра – это:
- деятельность;
- мотивированность;
- обучение и воспитание в коллективе и через коллектив;
- развитие психических функций и способностей;
- "учение с увлечением" (С.Л. Соловейчик).
Таким образом, игра позволяет организовать деятельность учащихся, сделать ее более активной, заинтересовать их в изучении предмета и в поиске дополнительных средств для получения информации – то есть создать мотивацию, которой так часто не хватает нашим ученикам. Игра способствует развитию таких качеств как самостоятельность и инициативность. Таким образом, игра представляет собой ситуативно-вариативное упражнение, где создается возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реальному речевому общению с присущими ему признаками – эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью воздействия.
Игра посильна даже слабым ученикам. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий - все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, и вместе с этим возникает чувство удовлетворения - «оказывается, я уже могу говорить наравне со всеми».
Примеры:
1.Scrambles.Данное упражнение помогает запомнить правописание изучаемых лексических единиц.
Make up words out of the letters :( нужно правильно расставить буквы, чтобы получились слова)
- chtaritce = architect
- donsu = sound.
- dale = lead. Ect.
2. Угадай слово.
Ученик загадывает слово. Остальные задают вопросы.
Is it …? (Yes it is/No it isn’t). Кто угадывает – становится ведущим.
3. Игры-загадки.
Учитель: У меня есть хорошие друзья. Это особенные друзья. Они пришли к нам из сказок. Вы их тоже знаете, а вот сможете ли угадать, о ком я рассказываю?
- I have a friend. Не is a small boy. Не can read, write and count, but not well. He can run and jump and play. He cannot draw and he cannot swim. /Незнайка/.
- I have a friend. Не is a big fat boy. He cannot read and write, but he can run, sing, dance and play. He can fly! /Карлсон/
- I have a friend. He is not a boy. He is not a girl. He is green. He can swim. He cannot jump and he cannot fly. /Крокодил Гена/.
4. Word-building
Учитель записывает на доске длинное слово. Ученики должны составить (за определенный промежуток времени) слова из букв этого слова. Побеждает тот ученик, который составил наибольшее количество слов. Например, из слова personal учащиеся могут составить слова: son, are, so, rose и т. д.
5. What do you like to do? (Цель – активизация в речи общих вопросов.
Один из учащихся загадывает, что он любит делать, остальные задают ему вопросы: Do you like to swim? Do you like to play football? До тех пор, пока не отгадают. Отгадавший становится водящим).
Итак, использование различных игр на уроках иностранного языка, особенно в начальной школе, способствует овладению языком в занимательной форме, развивает память, внимание, сообразительность, поддерживает интерес к иностранному языку.С помощью игры хорошо отрабатывается произношение, активизируется лексический и грамматический материал, развиваются навыки аудирования и устной речи.
Использование современных образовательных технологий, форм и методов обучения способствуют формированию и развитию мотивации учения. Перед учителем всегда встаёт вопрос: что должно быть во внутреннем плане учащегося после урока – весь урок в виде его слепка или «знания, приведённые в систему»? Как они должны выглядеть, эти «системы знаний»? Как достигнуть «единства формы и содержания», чтобы учащиеся не потеряли интерес к изучению английского языка? Память и мышление опираются на то, что происходило на уроке, а это зачастую и есть слепок урока. Но результатом урока должен быть некий сгусток, экстракт знаний в виде свёрнутого образа, способного к развёртыванию. Таким образом, сам урок и его образ – это форма, а упомянутое «нечто» - его сущность, образ знаний. Обеспечить единство формы и содержания урока можно с помощью дидактической многомерной технологии (ДМТ) В. Э. Штейнберга. Технология объединяет в себе вербальную и визуальную подачу учебного материала. При этом производится структурирование содержания, связывание элементов структуры и свертывание их обозначений. Она обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом уровня обученности, интересов и склонностей детей. Посредством ДМТ реализуется личностно – ориентированный подход к обучению, соблюдается основной принцип этого подхода: в центре процесса обучения находится ученик, его учебная деятельность.
Основными инструментами ДМТ являются дидактические многомерные инструменты (ДМИ). Они определяются как логико-смысловые модели (ЛСМ) представления и анализа знаний на естественном языке. По мнению В.Э.Штейнберга ЛСМ представляют собой комбинацию опорно-узловых каркасов с нанесённой на них свёрнутой закодированной информацией об учебном процессе и учебном материале. Они содержат два компонента:
-логический – в виде порядка расстановки координат и узлов (представлен координатно-матричной графикой);
-смысловой – в виде содержания координат и узлов (представлен ключевыми словами).
Включение логико-смысловых моделей в технологию обучения:
-активизирует мышление, высвобождает его ресурсы для оперирования дополнительными объёмами информации, ведения поиска;
-мышление приобретает свойства системности благодаря запрограммированной системной переработке информации;
-поддерживаются механизмы памяти и улучшается контроль информации благодаря наглядному представлению знаний на естественном языке в свёрнутой форме; лучше работает интуитивное мышление
Пример ЛСМ по теме «Сравнение настоящего совершенного и простого прошедшего времён»:
ЛСМ используется на трех уровнях:
1.Освоение знаний на репродуктивном уровне с использованием дидактического материала. При объяснении нового материала на уроках первичного предъявления знаний или в классах с низким уровнем обученности на уроках систематизации знаний.
2. Составление логико-смысловых моделей совместно с учащимися при повторении или изучении нового материала. Каждая ветка отрабатывается в серии упражнений. При отработке ученики пользуются ЛСМ. В дальнейшем учащиеся с высокими и средними способностями не смотрят на модель. У учащихся с низкими способностями она всегда перед глазами.
3.Самостоятельная разработка ЛСМ по ключевой модели или выделенным координатам.
ЛСМ позволяет одновременно увидеть всю тему целиком и каждый её элемент в отдельности, на ней легко показать сравнительную характеристику нескольких видовременных форм глагола, найти сходства и различия между ними.
Итак, что же даёт ученикам построение ЛСМ на уроках?
Ученику – поддерживает теоретические формы мышления, улучшает процесс запоминания учебного материала, заставляет работать оба полушария головного мозга, развивает опережающее представление, стимулирует творческое воображение.
Таким образом, ЛСМ открывает возможности значительно повысить эффективность обучения, устранить недостатки традиционной наглядности, позволяет управлять, моделировать, приводить знания, умения, навыки в логическую систему, повысить мотивацию к изучению английского языка.
Прекрасные возможности для поисковой и исследовательской деятельности школьников дает метод проектов. Метод проектов – технология, которая включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Она придает процессу обучения личностно-ориентированный и деятельностный характер и в полной мере соответствует стандартам нового поколения. Данная технология дает возможность:
- не столько передавать ученикам сумму знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;
- развивать умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения;
- приобретать и совершенствовать коммуникативные навыки и умения, расширять человеческие контакты, знакомство с людьми и новыми объектами исследования;
- познакомиться с разными культурами, разными точками зрения на одну и ту же проблему и т.д.
Проектная технология обучения может быть использована в изучении любого предмета, может применяться на уроках и во внеклассной работе. Проект ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Проект дает столь необходимый школьникам опыт деятельности, и поэтому он незаменим. Никто не утверждает, что проектная работа поможет решению всех проблем в обучении ИЯ, но это эффективное средство от однообразия, скуки, оно способствует развитию учащегося, осознанию себя как члена группы, расширению языковых знаний. Ученик учится продуктивно и много узнает, если он учится свободно, без принуждения, испытывая радость. Развлекательность – это одна из особенностей проекта. Часто задания могут оформляться в виде шутки, головоломки, загадки и т.п., иметь музыкальное сопровождение, шумовые эффекты, иллюстрации. Проект – это также реальная возможность использовать знания, полученные на других предметах, средствами иностранного языка. Общеизвестно, что язык выступает как средство хранения и передачи от поколения к поколению всех знаний, а не только лингвистических. Поэтому иностранный язык в школе интегрирует со всеми остальными учебными предметами. Интегрированные уроки являются нетрадиционной формой обучения, они вызывают повышенный интерес у обучающихся, стимулируют их мотивацию.
Дополнительный резерв времени для успешного усвоения и поддержания интереса к английскому языку – это кружковая работа. Она позволяет создать речевую среду для совершенствования речевых навыков и умений учащихся, способствует улучшению качества их знаний. Участие в кружковой работе развивает творчество и фантазию школьников, дает им возможность практически применить знания, полученные на уроках.
Театральные постановки являются важным и необходимым элементом в процессе изучения иностранного языка. Такое серьёзное препятствие, как «языковой барьер», становиться легко преодолимым, как только учащиеся попадают в ситуацию игры, ролевого взаимодействия, оказываются вовлечёнными в общий творческий процесс. Театр превращает неуверенного в себе, запинающегося на каждом слове «вечного троечника» в сказочного героя, произносящего монологи на одном дыхании. Английский язык становится не просто предметом изучения, а необходимым средством для выражения мыслей, чувств, эмоций героя. Немаловажным является и то, что совместная работа над спектаклем развивает у участников умение слушать партнёра, создаёт условия для взаимопонимания и взаимовыручки, укрепляет чувство ответственности за успех общего дела.
В то же время для учителя работа над сценарием, репетиции помимо дополнительного времени для отработки произношения, введения и закрепления лексических единиц предоставляют уникальную возможность общения с учениками, причём в новом для обеих сторон контексте. Привычные роли учитель – ученики преобразуются в иную модель отношения режиссёра и актёров. Основной целью кружка является создание условий для активного и творческого развития личности и стимулировании интереса учащихся к изучению английского языка. Главное в работе кружка – коллективное творчество детей, их инициативность и самостоятельность.
Воспитанию положительной мотивации учения способствует общая атмосфера в школе и классе: включенность ученика в разные виды деятельности, отношения сотрудничества учителя и учащегося, помощь учителя в виде советов, направляющих самого ученика на правильный путь решения, привлечение учащихся к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки. Языковой портфель для начальной школы представляет собой пособие – иллюстрированный Дневник, который красочно и ярко оформлен и содержит ясные и занимательные задания, понятные и интересные детям; при этом удовлетворяется потребность младших школьников в изобразительной деятельности. В этом своеобразном Дневнике Успехов ученик фиксирует свои достижения и опыт в овладении английским языком.
Работа с Языковым Портфелем важна для детей, поскольку
- маленькому ученику важно осознание успеха – причем такого успеха, который может быть «осязаем», который можно подержать в руках;
- младшие школьники стремятся получить оценку себе и своей деятельности со стороны взрослых – только так развивается их самооценка: ЯП предоставляет возможность взаимодействия ребёнка со взрослыми (учителем, родителями) в оценке своих результатов;
- помогает маленькому ученику увидеть смысл в том, что он делает, и развивать свою ответственность;
- работа с ним развивает все психические процессы детей – восприятие, мышление, внимание, память и воображение.
Работа с ЯП позволяет ученику:
– повысить свою мотивацию в изучении английского языка и осознать ценность межкультурного общения в своём регионе, своей стране и за её пределами;
– правильно организовать самостоятельную работу по овладению иностранными языками;
– оценить свой уровень владения языком и сопоставить его с европейскими нормами;
– определить (вместе с учителем) наиболее рациональные способы совершенствования своих знаний и умений. Важно отметить, что роль ЯП заключается не в формировании коммуникативной и межкультурной компетенций учащихся. Он не заменяет деятельность по обучению английским языкам, но сопровождает её и является очень важным в повышении мотивации к учению.
В. А. Сухомлинский справедливо отмечал, что, если нормальный ребенок ни в одном предмете не достиг успехов, если у него нет любимого предмета или занятия, значит, школа не выполнила своей задачи. Задача состоит в том, чтобы добиться положительной мотивации при изучении английского языка через развитие интереса к нему.
Все выше перечисленные средства повышения мотивации к изучению английского языка способствуют реализации цели и задач ФГОС второго поколения, используются мной на уроках и во внеурочной деятельности. Это способствует созданию ситуации успеха для любого ученика, а особенно адаптации и социализации детей мигрантов нашей школы.
Список источников
- Аминова, Э.А. Использование логико-смысловых моделей при обучении грамматики английского языка // Знаменские чтения: Филология в пространстве культуры: Материалы III Международной научно-практической конференции – Тобольск: ТГСПА им. Д.И.Менделеева, 2011 – с. 176-178.
- Ерхова, Е.Л., Захаркина, С.В., Атаманчук, Е.С. Английский язык. 5-11 классы: театрально-языковая деятельность: технология, сценарии спектаклей – Волгоград: Учитель, 2009. – 111с.
- Кулясова, Н.А. Алфавитные и тематические игры на уроках английского языка: 2-4 классы. – М.: ВАКО, 2010. – 144с. – (Мастерская учителя иностранного языка)
- Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. М: НИИ школьных технологий 2006. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»).
- Забродина, Е. В. Метод проектов на уроках английского языка.
http://odiplom.ru/pedagogika/metod-proektov-v-obuchenii-angliiskomu-yazyku
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Лингвострановедение в преподавании иностранных языков в старших классах средней школы для развития социокультурной компетенции (на материале английского языка)».
Одной из актуальных проблем в преподавании иностранного языка в средней школе сегодня является необходимость более глубокого изучения мира носителей языка. Без понимания социально-экономических ...
Развитие языковых способностей детей дошкольного возраста на материале английского языка
Выпускная квалификационная работа посвящена решению проблем связанных с преодолением языкового барьера детей дошкольного возраста при обучении английскому языку. Данная работа состоит из введения, т...
Электронный учебник в обучении лексике (на материале английского языка)
Использование компьютерных программ в обучении...
Ролевая игра как прием интенсификации процесса развития умений в иноязычном устно-речевом общении у учащихся средней общеобразовательной школы (на материале английского языка)
Ролевая игра как прием интенсификации процесса развития умений в иноязычном устно-речевом общении у учащихся средней общеобразовательной школы(на материале английского языка). Теоретические основы....
Программа дополнительного образования детей Учение с увлечением (английский язык).
Программадополнительного образования детей «Учение с увлечением»(Взгляд на мир через культуры)Культурологическая направленностьВозраст учащихся - 11-14 летСрок реализации программы ...
формирование мотивации учения на уроках английского языка
в данной презентации говориться о благоприятных мотивационных характеристиках школьников, о способах формирования положительной мотивации к обучению иностранного языка...
Организация педагогической помощи учащимся с заниженной мотивацией к учению при изучении английского языка
laquo;Увидеть и понять проблему – наполовину решить её, если же не видишь проблему, это значит, что она в тебе самом». Древняя мудрость...