внеурочная деятельность
рабочая программа по математике (5 класс) по теме

Голышева Надежда Геннадьевна

программа по внеурочной деятельности 5 класс "Наглядная геометрия"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_klass_naglyadnaya_geometriya.doc111 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда

средняя общеобразовательная школа № 12

Рассмотрено на заседании

МО учителей точных наук

МАОУ СОШ № 12

Протокол №6  от 30.05.2015г.

Утверждена на заседании МС

МАОУ СОШ № 12

Протокол

№    16    от 26.05.2015 г.

Утверждена

педагогическим советом

протокол №9  от 26.05.2015 г.

Приказ № 113/2 от 29.05.2015

Директор МАОУ СОШ № 12

Лопатин А.В.

_____________________        (подпись)

М.П.            

                                       

Рабочая программа

«Наглядная геометрия»

(внеурочная деятельность), 5 класс

Составитель:  Голышев Н.Г.,

учитель математики  

МАОУ СОШ № 12,

первая квалификационная категория

Калининград, 2015 год

Введение

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности.

Приоритетной целью российской системы образования является развитие учащихся: личностное, познавательное, общекультурное. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности.

В проекте образовательных стандартов внеурочная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части образовательного плана. И если внеурочная деятельность определена образовательным планом, то школа должна заняться тем, как организовать эту деятельность, предоставляя ребенку выбор, чем он хотел бы и мог заниматься.

Пояснительная записка

Данная программа разработана на основе Примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального, среднего образования и сборника заданий для развития познавательных способностей учащихся 5 – 8 классов.

Необходимость включения во внеурочную работу по математике учащихся 5 классов обусловлена повышением интереса к школьному курсу математики. Необходимость внеурочной работы по математике с учащимися вызвана еще и тем, что общество ждет от школы всесторонней подготовки подрастающего поколения к жизни. Внеурочная работа по математике – органичная часть учебного процесса, она дополняет, развивает и углубляет его. На внеурочной работе несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные запросы школьника, стремится к их удовлетворению, требует дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.

Актуальность данной программы определена тем, что пятиклассники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами геометрии на начальном этапе обучения, выходящими за рамки программы 5 класса, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение геометрических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развивать у учащихся умения самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников этого возраста и предоставляет возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Содержание занятий представляет собой введение в мир геометрии, что является очень важным и необходимым для учащихся 5 класса, а так же расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Эти занятия должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы, основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная программа помогает успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах. Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Программа рассчитана на 1 год. Занятия 1 раз в неделю. Продолжительность каждого- 40 минут. Название программы: программа «Наглядная геометрия» ( 5 класс )

 Цель:

1. развивать математический образ мышления, геометрическую интуицию, пространственное воображение, глазомер, изобразительные навыки;

2.научить конструировать, наблюдать.

Задачи:

-расширять кругозор учащихся в различных областях геометрии;

-содействовать умелому использованию символики;

-научить делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Сроки реализации программы: 2015-2016 учебный год.

Работа с учащимися во внеурочное время направлена на достижение следующих результатов:

1) в направлении личностного развития: формирование представлений о геометрии как части общечеловеческой культуры, о ее значимости в развитии цивилизации и современного общества; развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;

2) в метапредметном направлении: формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;

3) в предметном направлении: создание фундамента для математического (геометрического) развития, формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

Планируемые результаты:

первый уровень:

-уметь находить в пространстве разнообразные геометрические фигуры, понимать размерность пространства;

-уметь строить плоские и пространственные фигуры, вычислять площади и объемы некоторых из них.

второй уровень:

-научиться слушать других, уважать друзей, считаться с мнением одноклассников;

-уметь работать в группе;

-уметь оценивать свою работу.

третий уровень:

-приобретенные учащимися знания использовать при дальнейшем изучении геометрии и в повседневной жизни.

Календарно - тематическое планирование

Тема занятия

УУД

Дата по плану

Дата по факту

1.

Первые шаги в геометрии

Регулятивные УУД:

контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталоном.

Познавательные УУД:

логические — анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные УУД: построение речевых высказываний, постановка вопросов.

4.09

(7.09)

2.

Простейшие геометрические фигуры

Регулятивные УУД: прогнозирование в виде предвосхищения результата, контроль в форме сличения способа действия и его результата.

Познавательные УУД: логические – синтез как составление целого из частей.

Коммуникативные УУД:

договариваться и приходить к общему решению

совместной деятельности.

.11.09

(14.09)

3.

Пространство и размерность

Коммуникативные УУД:

формировать коммуникативные действия, направленные на структуирование по данной теме.

Регулятивные УУД: формировать целевые

установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий.

Познавательные УУД:

уметь строить рассуждения в форме связи

простых суждений об объекте, его строении,

свойствах и связях.

18.09

(21.09)

4.

Решение олимпиадных

геометрических задач

Коммуникативные УУД:

управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия).

Регулятивные УУД: осознавать

учащимися уровень и качество усвоения

результата.

Познавательные УУД: произвольно и осознано владеть общим приемом решения задач.

25.09

(28.09)

5.

Геометрия в стихах

Коммуникативные УУД:

воспринимать текст с учетом поставленной

учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения проблемы.

Регулятивные УУД: проектировать траектории развития через включение в новые виды

деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные УУД: уметь

осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям.

2.10

(5.10)

6.

Конкурс знатоков

« Математические горки»

Коммуникативные УУД:

слушать других, пытаться принимать другую

точку зрения, быть готовым изменить свою

точку зрения.

Регулятивные УУД: осознавать самого себя как движущую силу своего научения,

к преодолению препятствий и самокоррекции.

Познавательные УУД: уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным

критериям.

9.10

(12.10)

7.

Конструирование из бумаги геометрических фигур

Коммуникативные УУД:

развивать умение обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

Регулятивные УУД: формировать целевые

установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий.

Познавательные УУД: уметь осуществлять синтез как составление целого из частей.

16.10

(19.10)

8.

Выставка поделок геометрических фигур

Коммуникативные УУД: управлять своим

поведением (контроль, самокоррекция, оценка

своего действия).

Регулятивные УУД:

проектировать траектории развития

через включение в новые виды

деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные УУД:

уметь выделять существенную информацию

из текстов.

23.10

(26.10)

9.

Прямоугольный параллелепипед

Коммуникативные УУД:

способствовать формированию научного мировоззрения учащихся.

Регулятивные УУД:

формировать постановку учебной задачи

на основе соотнесения того, что уже

известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.

Познавательные УУД:

уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

30.10

(9.11)

10.

Куб и его свойства

Коммуникативные УУД:

формировать коммуникативные действия, направленные на структурирование

информации по данной теме.

Регулятивные УУД:

осознавать учащимся уровень и качество усвоения результата.

Познавательные УУД:

ориентироваться на разнообразие

способов решения задач.

13.11

(16.11)

11.

Измерение площади и объема

Коммуникативные УУД: построение речевых высказываний, постановка вопросов.

Регулятивные УУД: формировать целевые

установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий.

Познавательные УУД: произвольно и осознано владеть общим приемом решения задач.

2011

(23.11)

12.

Игра «Веришь не веришь»

Коммуникативные УУД:

организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные УУД:

проектировать маршрут преодоления

затруднений через включение в новые виды деятельности.

Познавательные УУД:

уметь осуществлять сравнение и классификацию

по заданным критериям.

27.11

(30.11)

13.

Треугольник

Коммуникативные УУД:

формировать коммуникативные действия, направленные на структуирование по данной теме.

Регулятивные УУД:

осознавать учащимися уровень и

качество усвоения результата.

Познавательные УУД:

ориентироваться на разнообразие

способов решения задач

4.12

(7.12)

14.

КВМ «Царица наук»

Коммуникативные УУД:

формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Регулятивные УУД:

осознавать самого себя как движущую

силу своего научения, к преодолению

препятствий и самокоррекции.

Познавательные УУД:

ориентироваться на разнообразие способов.

решения задач.

11.12

(14.12)

15.

Практическая работа «Сумма углов треугольника»

Коммуникативные УУД:

организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные УУД:

контролировать в форме сравнения способа

действия и его результата с заданным

эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и внесения необходимых корректив.

Познавательные УУД:

уметь устанавливать аналоги.

18.12

(21.12)

16.

Новогодние забавы

Коммуникативные УУД:

управлять своим

поведением (контроль, самокоррекция, оценка

своего действия).

Регулятивные УУД:

оценивать уровень владения действием

( отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею ?» )

Познавательные УУД:

уметь выделять закономерность.

25.12

(28.12)

17.

Геометрические головоломки

Коммуникативные УУД:

формировать коммуникативные действия, направленные на структурирование

информации по данной теме.

Регулятивные УУД:

осознавать учащимися уровень и качество усвоения результата.

Познавательные УУД:

ориентироваться на разнообразие

способов решения задач.

11.01

(15.01)

18.

Игра « Поле чудес»

Коммуникативные УУД:

управлять своим

поведением (контроль, самокоррекция, оценка

своего действия).

Регулятивные УУД:

оценивать уровень владения действием

( отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею ?» )

Познавательные УУД:

уметь выделять закономерность.

18.01

(22.01)

19.

Математическая конференция

Коммуникативные УУД:

слушать других, пытаться принимать другую

точку зрения, быть готовым изменить свою

точку зрения.

Регулятивные УУД:

формировать целевые установки учебной деятельности.

Познавательные УУД:

ориентироваться на разнообразие способов.

25.01

(29.01)

20.

Периметр и площадь треугольника

Коммуникативные УУД:

Уметь находить в тексте информацию,

необходимую для решения проблемы.

Регулятивные УУД:

осознавать учащимся уровень и качество усвоения результата.

Познавательные УУД:

использовать знаково-символические средства.

1.02

(5.02)

21.

Оформление математических газет к декаде математики

Коммуникативные УУД:

организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные УУД:

осознавать самого себя как движущую

силу своего научения, к преодолению

препятствий и самокоррекции.

Познавательные УУД:

уметь осуществлять синтез как

составление целого из частей.

8.02

(12.02)

22.

Четырехугольники

Коммуникативные УУД:

учитывать разные мнения и стремиться

к координации

различных позиций в сотрудничестве.

Регулятивные УУД: 

контроль в форме сличения способа действия и его результатов.

Познавательные УУД :

логические — анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков.

15.02

(19.02)

23.

Экскурсия в компьютерный класс.

Коммуникативные УУД:

способствовать формированию научного мировоззрения учащихся.

Регулятивные УУД: 

самостоятельно выделять и

формулировать познавательные цели; искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные УУД :

уметь выделять существенную информацию.

22.02

(26.02)

24.

Периметры и площади четырехугольников

Коммуникативные УУД:

организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные УУД:

контролировать в форме сравнения способа

действия и его результата с заданным

эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и внесения необходимых корректив.

Познавательные УУД:

уметь устанавливать аналоги.

29.02

(4.03)

25.

Фокусы с геометрическими

фигурами

Коммуникативные УУД:

организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные УУД:

формировать целевые установки учебной деятельности.

Познавательные УУД: уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным

критериям.

7.03

(11.03)

26.

Окружность

Коммуникативные УУД:

Уметь находить в тексте информацию,

необходимую для решения проблемы.

Регулятивные УУД:

осознавать учащимся уровень и качество усвоения результата.

Познавательные УУД:

использовать знаково-символические средства.

14.03

(18.03)

27.

Геометрический тренинг

Коммуникативные УУД:

слушать других, пытаться принимать другую

точку зрения, быть готовым изменить свою

точку зрения.

Регулятивные УУД: 

определять последовательности

промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план

последовательности действий.

Познавательные УУД:

выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения.

21.03

(25.03)

28.

Конкурс знатоков

Коммуникативные УУД:

развивать умение точно и грамотно

выражать свои мысли, отстаивать свою

точку зрения в процессе дискуссии.

Регулятивные УУД: 

самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

Познавательные УУД:

сопоставлять характеристики объектов

по одному или нескольким признакам; выявлять сходства и различие объектов.

4.04

(8.04)

29.

Прямоугольный треугольник

Коммуникативные УУД:

управлять своим

поведением (контроль, самокоррекция, оценка

своего действия).

Регулятивные УУД:

оценивать уровень владения действием

( отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею ?» )

Познавательные УУД:

уметь выделять закономерность.

11.04

(15.04)

30.

Игра «Цифры в буквах»

Коммуникативные УУД:

развивать умение точно и грамотно выражать

свои мысли, отстаивать свою точку зрения.

Регулятивные УУД: 

удерживать цель деятельности до получения ее результата.

Познавательные УУД: уметь устанавливать причинно-следственные связи.

18.04

(22.04)

31.

Задачи со спичками

Коммуникативные УУД:

слушать других, пытаться принимать другую

точку зрения, быть готовым изменить свою

точку зрения.

Регулятивные УУД: 

определять последовательности

промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план

последовательности действий.

Познавательные УУД:

выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения.

25.04

(29.04)

32.

Пифагор и его школа. Упражнения, задачи

Коммуникативные УУД:

способствовать формированию научного мировоззрения учащихся.

Регулятивные УУД: 

самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели; искать и выделять

необходимую информацию.

Познавательные УУД: уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным

критериям, слушать других, пытаться

принимать другую

точку зрения, быть готовым изменить свою

точку зрения.

6.05

(10.05)

33.

Зашифрованная переписка

Коммуникативные УУД:

слушать других, пытаться принимать другую

точку зрения, быть готовым изменить свою

точку зрения.

Регулятивные УУД:

осознавать учащимся уровень и качество усвоения результата.

Познавательные УУД:

использовать знаково-символические средства.

13.05

(16.05)

34.

Решение задач повышенной

трудности.

Коммуникативные УУД:

управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия).

Регулятивные УУД: осознавать

учащимися уровень и качество усвоения

результата.

Познавательные УУД: произвольно и осознано владеть общим приемом решения задач.

20.05

(23.05)

35.

Интеллектуальный марафон.

Коммуникативные УУД:

слушать других, пытаться принимать

другую точку зрения, быть готовым

изменить свою точку зрения.

Регулятивные УУД: 

формировать способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию в преодолении препятствий

Познавательные УУД: уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным

критериям.

27.05

(30.05)

Литература

1).Шарыгин И.Ф. ,Ерганжиева Л. Н. «Наглядная геометрия». Москва, Дрофа,2012.

2).В.В. Трошин «Занимательные дидактические материалы по математике»

Глобус ,Москва ,2008 .

3).М.И. Башмаков «Математика в кармане «Кенгуру». Москва, Дрофа.2011

4).Е.Л. Мардухаева « Занятия математического кружка, 5 класс».

5). Ануфриев А. Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей: Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – М.: Ось – 89, 2001. – 272 с.

6).Епишева О.Б. Крупин В.И. Учить школьников учиться математике: Формирование приемов учебной деятельности: кн. Для учителей. – М.: Просвещение,2000. – с. 102-136.

7). Кулагина И. Ю. Возрастная психология: Развитие ребёнка от рождения до 17 лет: Учебное пособие третье издание. – М.: УРАО, 1997. – 176с.

8).Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности. М.: Центр пед. поиск, 2002. – с. 160.

9). Мельник Н.В. Развитие логического мышления при изучении математики.// М.: «Просвещение», 1997 г. – с. 21.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация внеурочной деятельности: модель организации работы школы по реализации внеурочной деятельности в 5-х классах»

В рамках перехода на новые образовательные стандарты актуальным является вопрос  формирования модели построения внеурочной деятельности, ее специфики, основанной на   взаимосвязи внутре...

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Основные задачи внеурочной деятельности

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется обра...

"Приемы формирования исторического мировоззрения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности "городской семинар «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности»

Презентация к выступлению на городском семинаре «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках  и во внеурочной деятельности» в рамках инновационной площад...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности. Формирование УУД в художественном обрвзовании, во внеурочной деятельности духовно-нравственной и направленности. Используемые педагогические методики.

Представление опыта рабботы на уроках изобразительного искусства. Доклад включает в себя примеры практического применения современных педагогических технологий на уроках и во внеурочной деятельности. ...

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности».

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по  теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности"Тема: "Экология Земли"На своем занятии, я решила связать 2 предмета: информатик...