внеурочная деятельность
рабочая программа по математике (5 класс) по теме
программа по внеурочной деятельности 5 класс "Наглядная геометрия"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_klass_naglyadnaya_geometriya.doc | 111 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда
средняя общеобразовательная школа № 12
Рассмотрено на заседании МО учителей точных наук МАОУ СОШ № 12 Протокол №6 от 30.05.2015г. | Утверждена на заседании МС МАОУ СОШ № 12 Протокол № 16 от 26.05.2015 г. | Утверждена педагогическим советом протокол №9 от 26.05.2015 г. Приказ № 113/2 от 29.05.2015 |
Директор МАОУ СОШ № 12 Лопатин А.В. _____________________ (подпись) М.П. |
Рабочая программа
«Наглядная геометрия»
(внеурочная деятельность), 5 класс
Составитель: Голышев Н.Г.,
учитель математики
МАОУ СОШ № 12,
первая квалификационная категория
Калининград, 2015 год
Введение
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности.
Приоритетной целью российской системы образования является развитие учащихся: личностное, познавательное, общекультурное. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности.
В проекте образовательных стандартов внеурочная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части образовательного плана. И если внеурочная деятельность определена образовательным планом, то школа должна заняться тем, как организовать эту деятельность, предоставляя ребенку выбор, чем он хотел бы и мог заниматься.
Пояснительная записка
Данная программа разработана на основе Примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального, среднего образования и сборника заданий для развития познавательных способностей учащихся 5 – 8 классов.
Необходимость включения во внеурочную работу по математике учащихся 5 классов обусловлена повышением интереса к школьному курсу математики. Необходимость внеурочной работы по математике с учащимися вызвана еще и тем, что общество ждет от школы всесторонней подготовки подрастающего поколения к жизни. Внеурочная работа по математике – органичная часть учебного процесса, она дополняет, развивает и углубляет его. На внеурочной работе несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные запросы школьника, стремится к их удовлетворению, требует дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.
Актуальность данной программы определена тем, что пятиклассники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами геометрии на начальном этапе обучения, выходящими за рамки программы 5 класса, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение геометрических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развивать у учащихся умения самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников этого возраста и предоставляет возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Содержание занятий представляет собой введение в мир геометрии, что является очень важным и необходимым для учащихся 5 класса, а так же расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Эти занятия должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы, основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная программа помогает успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах. Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Программа рассчитана на 1 год. Занятия 1 раз в неделю. Продолжительность каждого- 40 минут. Название программы: программа «Наглядная геометрия» ( 5 класс )
Цель:
1. развивать математический образ мышления, геометрическую интуицию, пространственное воображение, глазомер, изобразительные навыки;
2.научить конструировать, наблюдать.
Задачи:
-расширять кругозор учащихся в различных областях геометрии;
-содействовать умелому использованию символики;
-научить делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Сроки реализации программы: 2015-2016 учебный год.
Работа с учащимися во внеурочное время направлена на достижение следующих результатов:
1) в направлении личностного развития: формирование представлений о геометрии как части общечеловеческой культуры, о ее значимости в развитии цивилизации и современного общества; развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
2) в метапредметном направлении: формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
3) в предметном направлении: создание фундамента для математического (геометрического) развития, формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Планируемые результаты:
первый уровень:
-уметь находить в пространстве разнообразные геометрические фигуры, понимать размерность пространства;
-уметь строить плоские и пространственные фигуры, вычислять площади и объемы некоторых из них.
второй уровень:
-научиться слушать других, уважать друзей, считаться с мнением одноклассников;
-уметь работать в группе;
-уметь оценивать свою работу.
третий уровень:
-приобретенные учащимися знания использовать при дальнейшем изучении геометрии и в повседневной жизни.
Календарно - тематическое планирование
№ | Тема занятия | УУД | Дата по плану | Дата по факту |
1. | Первые шаги в геометрии | Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталоном. Познавательные УУД: логические — анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные УУД: построение речевых высказываний, постановка вопросов. | 4.09 (7.09) | |
2. | Простейшие геометрические фигуры | Регулятивные УУД: прогнозирование в виде предвосхищения результата, контроль в форме сличения способа действия и его результата. Познавательные УУД: логические – синтез как составление целого из частей. Коммуникативные УУД: договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности. | .11.09 (14.09) | |
3. | Пространство и размерность | Коммуникативные УУД: формировать коммуникативные действия, направленные на структуирование по данной теме. Регулятивные УУД: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий. Познавательные УУД: уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. | 18.09 (21.09) | |
4. | Решение олимпиадных геометрических задач | Коммуникативные УУД: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Регулятивные УУД: осознавать учащимися уровень и качество усвоения результата. Познавательные УУД: произвольно и осознано владеть общим приемом решения задач. | 25.09 (28.09) | |
5. | Геометрия в стихах | Коммуникативные УУД: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения проблемы. Регулятивные УУД: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные УУД: уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям. | 2.10 (5.10) | |
6. | Конкурс знатоков « Математические горки» | Коммуникативные УУД: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Регулятивные УУД: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, к преодолению препятствий и самокоррекции. Познавательные УУД: уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям. | 9.10 (12.10) | |
7. | Конструирование из бумаги геометрических фигур | Коммуникативные УУД: развивать умение обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. Регулятивные УУД: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий. Познавательные УУД: уметь осуществлять синтез как составление целого из частей. | 16.10 (19.10) | |
8. | Выставка поделок геометрических фигур | Коммуникативные УУД: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Регулятивные УУД: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные УУД: уметь выделять существенную информацию из текстов. | 23.10 (26.10) | |
9. | Прямоугольный параллелепипед | Коммуникативные УУД: способствовать формированию научного мировоззрения учащихся. Регулятивные УУД: формировать постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно. Познавательные УУД: уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | 30.10 (9.11) | |
10. | Куб и его свойства | Коммуникативные УУД: формировать коммуникативные действия, направленные на структурирование информации по данной теме. Регулятивные УУД: осознавать учащимся уровень и качество усвоения результата. Познавательные УУД: ориентироваться на разнообразие способов решения задач. | 13.11 (16.11) | |
11. | Измерение площади и объема | Коммуникативные УУД: построение речевых высказываний, постановка вопросов. Регулятивные УУД: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий. Познавательные УУД: произвольно и осознано владеть общим приемом решения задач. | 2011 (23.11) | |
12. | Игра «Веришь не веришь» | Коммуникативные УУД: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные УУД: проектировать маршрут преодоления затруднений через включение в новые виды деятельности. Познавательные УУД: уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям. | 27.11 (30.11) | |
13. | Треугольник | Коммуникативные УУД: формировать коммуникативные действия, направленные на структуирование по данной теме. Регулятивные УУД: осознавать учащимися уровень и качество усвоения результата. Познавательные УУД: ориентироваться на разнообразие способов решения задач | 4.12 (7.12) | |
14. | КВМ «Царица наук» | Коммуникативные УУД: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные УУД: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, к преодолению препятствий и самокоррекции. Познавательные УУД: ориентироваться на разнообразие способов. решения задач. | 11.12 (14.12) | |
15. | Практическая работа «Сумма углов треугольника» | Коммуникативные УУД: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные УУД: контролировать в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и внесения необходимых корректив. Познавательные УУД: уметь устанавливать аналоги. | 18.12 (21.12) | |
16. | Новогодние забавы | Коммуникативные УУД: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Регулятивные УУД: оценивать уровень владения действием ( отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею ?» ) Познавательные УУД: уметь выделять закономерность. | 25.12 (28.12) | |
17. | Геометрические головоломки | Коммуникативные УУД: формировать коммуникативные действия, направленные на структурирование информации по данной теме. Регулятивные УУД: осознавать учащимися уровень и качество усвоения результата. Познавательные УУД: ориентироваться на разнообразие способов решения задач. | 11.01 (15.01) | |
18. | Игра « Поле чудес» | Коммуникативные УУД: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Регулятивные УУД: оценивать уровень владения действием ( отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею ?» ) Познавательные УУД: уметь выделять закономерность. | 18.01 (22.01) | |
19. | Математическая конференция | Коммуникативные УУД: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Регулятивные УУД: формировать целевые установки учебной деятельности. Познавательные УУД: ориентироваться на разнообразие способов. | 25.01 (29.01) | |
20. | Периметр и площадь треугольника | Коммуникативные УУД: Уметь находить в тексте информацию, необходимую для решения проблемы. Регулятивные УУД: осознавать учащимся уровень и качество усвоения результата. Познавательные УУД: использовать знаково-символические средства. | 1.02 (5.02) | |
21. | Оформление математических газет к декаде математики | Коммуникативные УУД: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные УУД: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, к преодолению препятствий и самокоррекции. Познавательные УУД: уметь осуществлять синтез как составление целого из частей. | 8.02 (12.02) | |
22. | Четырехугольники | Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результатов. Познавательные УУД : логические — анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков. | 15.02 (19.02) | |
23. | Экскурсия в компьютерный класс. | Коммуникативные УУД: способствовать формированию научного мировоззрения учащихся. Регулятивные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели; искать и выделять необходимую информацию. Познавательные УУД : уметь выделять существенную информацию. | 22.02 (26.02) | |
24. | Периметры и площади четырехугольников | Коммуникативные УУД: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные УУД: контролировать в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и внесения необходимых корректив. Познавательные УУД: уметь устанавливать аналоги. | 29.02 (4.03) | |
25. | Фокусы с геометрическими фигурами | Коммуникативные УУД: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные УУД: формировать целевые установки учебной деятельности. Познавательные УУД: уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям. | 7.03 (11.03) | |
26. | Окружность | Коммуникативные УУД: Уметь находить в тексте информацию, необходимую для решения проблемы. Регулятивные УУД: осознавать учащимся уровень и качество усвоения результата. Познавательные УУД: использовать знаково-символические средства. | 14.03 (18.03) | |
27. | Геометрический тренинг | Коммуникативные УУД: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Регулятивные УУД: определять последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план последовательности действий. Познавательные УУД: выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения. | 21.03 (25.03) | |
28. | Конкурс знатоков | Коммуникативные УУД: развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии. Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Познавательные УУД: сопоставлять характеристики объектов по одному или нескольким признакам; выявлять сходства и различие объектов. | 4.04 (8.04) | |
29. | Прямоугольный треугольник | Коммуникативные УУД: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Регулятивные УУД: оценивать уровень владения действием ( отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею ?» ) Познавательные УУД: уметь выделять закономерность. | 11.04 (15.04) | |
30. | Игра «Цифры в буквах» | Коммуникативные УУД: развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения. Регулятивные УУД: удерживать цель деятельности до получения ее результата. Познавательные УУД: уметь устанавливать причинно-следственные связи. | 18.04 (22.04) | |
31. | Задачи со спичками | Коммуникативные УУД: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Регулятивные УУД: определять последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план последовательности действий. Познавательные УУД: выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения. | 25.04 (29.04) | |
32. | Пифагор и его школа. Упражнения, задачи | Коммуникативные УУД: способствовать формированию научного мировоззрения учащихся. Регулятивные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели; искать и выделять необходимую информацию. Познавательные УУД: уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям, слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | 6.05 (10.05) | |
33. | Зашифрованная переписка | Коммуникативные УУД: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Регулятивные УУД: осознавать учащимся уровень и качество усвоения результата. Познавательные УУД: использовать знаково-символические средства. | 13.05 (16.05) | |
34. | Решение задач повышенной трудности. | Коммуникативные УУД: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Регулятивные УУД: осознавать учащимися уровень и качество усвоения результата. Познавательные УУД: произвольно и осознано владеть общим приемом решения задач. | 20.05 (23.05) | |
35. | Интеллектуальный марафон. | Коммуникативные УУД: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Регулятивные УУД: формировать способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию в преодолении препятствий Познавательные УУД: уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям. | 27.05 (30.05) |
Литература
1).Шарыгин И.Ф. ,Ерганжиева Л. Н. «Наглядная геометрия». Москва, Дрофа,2012.
2).В.В. Трошин «Занимательные дидактические материалы по математике»
Глобус ,Москва ,2008 .
3).М.И. Башмаков «Математика в кармане «Кенгуру». Москва, Дрофа.2011
4).Е.Л. Мардухаева « Занятия математического кружка, 5 класс».
5). Ануфриев А. Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей: Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – М.: Ось – 89, 2001. – 272 с.
6).Епишева О.Б. Крупин В.И. Учить школьников учиться математике: Формирование приемов учебной деятельности: кн. Для учителей. – М.: Просвещение,2000. – с. 102-136.
7). Кулагина И. Ю. Возрастная психология: Развитие ребёнка от рождения до 17 лет: Учебное пособие третье издание. – М.: УРАО, 1997. – 176с.
8).Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности. М.: Центр пед. поиск, 2002. – с. 160.
9). Мельник Н.В. Развитие логического мышления при изучении математики.// М.: «Просвещение», 1997 г. – с. 21.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация внеурочной деятельности: модель организации работы школы по реализации внеурочной деятельности в 5-х классах»
В рамках перехода на новые образовательные стандарты актуальным является вопрос формирования модели построения внеурочной деятельности, ее специфики, основанной на взаимосвязи внутре...
программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"
Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Основные задачи внеурочной деятельности
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется обра...
"Приемы формирования исторического мировоззрения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности "городской семинар «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности»
Презентация к выступлению на городском семинаре «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности» в рамках инновационной площад...
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности. Формирование УУД в художественном обрвзовании, во внеурочной деятельности духовно-нравственной и направленности. Используемые педагогические методики.
Представление опыта рабботы на уроках изобразительного искусства. Доклад включает в себя примеры практического применения современных педагогических технологий на уроках и во внеурочной деятельности. ...
План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности».
План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности"Тема: "Экология Земли"На своем занятии, я решила связать 2 предмета: информатик...