Рабочая образовательная программа спецкурса по математике «Математика плюс»
рабочая программа по математике (10 класс) на тему
Курс призван углублять знания учащихся, получаемые ими при изучении основного курса, а также развивать их интерес к предмету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika_plyus_10_klass51_chas.docx | 38.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию администрации
МО «Аларский район»
МБОУ Кутуликская СОШ
Рабочая образовательная программа
спецкурса по математике
«Математика плюс»
10 класс
среднее общее образование
общеобразовательный уровень освоения
на 2016-2017 уч.год
Составила: учитель математики и информатики, Карачун Вера Валерьевна
«Рассмотрено» на заседании МО учителей математики и информатики Руководитель МО _____/Геворгян И.Т./ протокол № ___ от «____»______ 2016 г. | «Согласовано» Заместитель директора по НМР ______/Буентуева Л.А./ от «___»______ 2016 г. | «Утверждено» Директор школы _____/Санжихаева О.Д./ Приказ №____ от «___»______ 2016 г. |
п.Кутулик, 2016 г.
Пояснительная записка
Курс призван углублять знания учащихся, получаемые ими при изучении основного курса, а также развивать их интерес к предмету.
Предлагаемый курс состоит из семи основных разделов.
Темы разделов непосредственно примыкают к основному курсу, углубляя отдельные, наиболее важные вопросы, систематизируя материал, изучаемый на уроках в разное время, дополняя основной курс сведениями, важными в общеобразовательном или прикладном отношении.
Особое внимание следует уделять решению задач повышенной трудности по каждой теме основного курса.
Распределение часов по темам дано из расчёта 51 час в год.
Цели и задачи курса
- Формальная цель данного курса – подготовить выпускников средней школы к сдаче ЕГЭ и продолжению образования в вузах.
- Повысить математическую культуру учащихся.
- Приобщить школьников к творческому поиску, учить формулировать и исследовать проблему.
- Формировать у выпускников установки на эффективный труд и успешную карьеру.
Результаты освоения курса:
личностные:
обучающиеся:
- умеют увидеть внутренние связи, соотношение компонентов изучаемого, сходство и различие между известным и вновь усваиваемым;
- умеют работать с учебной и справочной литературой, интернет ресурсами.
метапредметные:
- умеют определить необходимые теоретические сведения и грамотно их применить;
- умеют выполнить необходимые обоснования и вычисления;
- имеют опыт коллективного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- владеют необходимыми умениями организовать учебно – познавательную деятельность и деятельность по выполнению творческих заданий;
предметные:
обучающиеся должны уметь:
- решать задачи на предложенную тематику;
- выполнять необходимые обоснования и вычисления;
обучающиеся должны знать:
- требуемые термины;
- различные методы решения задач курса;
Организация учебного процесса
Программа курса рассчитана на 51 час. Курс имеет практическую направленность, формы занятий разнообразны: семинары, практикумы. Количество часов и объем изучаемого материала позволяют принять темп продвижения по курсу, который соответствует возрасту учащихся.
Отработка и закрепление основных умений и навыков осуществляется на большом числе доступных учащимися упражнений. В то же время это не означает монотонной и скучной деятельности, так как курс наполнен заданиями, разнообразными по форме и содержанию, позволяющими применять получаемые знания в большом многообразии ситуаций.
Формирование важнейших умений и навыков происходит на фоне развития умственной деятельности – дети учатся анализировать ситуации, замечать существенное, подмечать общее и делать обобщения, переносить известные приемы в нестандартные ситуации, находить пути их решения.
Условием, позволяющим правильно построить учебный процесс, является то, что изучение каждой темы начинается с проведения установочных занятий, выделяется главное и, исходя из этого, дифференцируется материал: выделяются те задачи, в которых происходит отработка знаний, умений и навыков, и те - которые служат развитию, побуждению интереса, творческому подходу и др., а в соответствии с этим они не дублируются.
Чтобы усвоение материала было более эффективным, происходит опора на особенности соотношения конкретного и абстрактного мышления учащихся данного возраста.
Уделяется внимание развитию речи: учащимся предлагается объяснять свои действия, вслух высказывать свою точку зрения, ссылаться на известные правила, факты, высказывать догадки, предлагать способы решения, задавать вопросы, вести переговоры, публично выступать.
Оценка за курс не ставится, поэтому мотивация учения – не страх получить плохую отметку, а поощрение, похвала за малейшее продвижение, чувство удовольствия от преодоления препятствия, чтобы школьники поверили в свои силы, испытали успех, не разочаровались.
Критериями эффективности изучения программы считать выработку адекватных представлений, умения выносить аргументированные суждения, обретение опыта в анализе конкретных ситуаций и выработка практических навыков принятия решений, аналитически проверенных средствами математики.
Программа содержит список литературы по предложенным темам.
Содержание курса
- Единый государственный экзамен по математике. Базовый и профильный уровень. Кодификатор и спецификация (1 ч)
Что нужно знать для успешной сдачи ЕГЭ. Порядок подготовки, общая характеристика типов заданий экзаменационной работы, структура КИМ. Образцы вариантов. Уровни сложности. Критерии оценивания заданий.
2. Текстовые задачи (4 ч)
Базовые знания и понятия. Вычисления. Округление с избытком и недостатком. Проценты. Проценты и округление.
3. Чтение графиков и диаграмм (1 ч)
Определение и вычисление величины по графику или диаграмме.
4. Планиметрия: вычисление длин и площадей (8 ч)
Треугольники, параллелограммы, трапеции: базовые знания и понятия. Типовые задачи ЕГЭ. Задачи на квадратной решетке: вычисление длин и углов, вычисление площадей. Круг и его элементы. Вписанная и описанная окружности. Координатная плоскость.
5. Начала теории вероятностей (5 ч)
Классическое определение вероятности. Теоремы о вероятностях событий.
6. Планиметрия: задачи, связанные с углами (10 ч)
Треугольники, параллелограммы, трапеции: базовые знания и понятия. Типовые задачи ЕГЭ. Центральные и вписанные углы. Касательная, хорда, секущая. Вписанные и описанные окружности.
7. Текстовые задачи (12 ч)
Проценты, сплавы, смеси. Движение по прямой, по окружности. Движение по воде. Совместная работа. Задачи на прогрессии.
8. Простейшие уравнения (10 ч)
Базовые знания и понятия. Линейные, квадратные, кубические уравнения. Рациональные и иррациональные уравнения. Показательные, логарифмические, тригонометрические уравнения.
Календарно-тематическое планирование
№ п / п | Название разделов и тем | Количество часов | Форма проведения | Образовательный продукт | Основные виды деятельности обучающихся | ||
всего | теории | практики | |||||
1. | Единый государственный экзамен по математике. Базовый и профильный уровень. Кодификатор и спецификация. | 1 | 1 | 0 | Р (прогнозирование; умение использовать различные средства самоконтроля; коррекция; оценка; способность к волевому усилию). П(выдвижение гипотез и их обоснование; формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера). К (умение определять наиболее рациональную последовательность действий по коллективному выполнению учебной задачи; умение самостоятельно оценивать свою деятельность и деятельность членов коллектива посредством сравнения с деятельностью других; умение использовать монолог и диалог для выражения и доказательства своей точки зрения, толерантности, терпимости к чужому мнению, к противоречивой информации; формирование умений выбора, построения и использования адекватной информационной модели для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с задачами и условиями коммуникации; формирование умений использования иронии, самоиронии и юмора в процессе общения). Л (формирование понятия связи различных явлений, процессов, объектов с информационной деятельностью человека; актуализация сведений из личного жизненного опыта информационной деятельности; формирование готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ; освоение типичных ситуаций управления персональными средствами ИКТ; формирование критического отношения к информации и избирательности её восприятия, уважения к информации о частной жизни и информационным результатам деятельности других людей; формирование навыков создания и поддержки индивидуальной информационной среды, навыков обеспечения защиты значимой личной информации, формирование чувства ответственности за качество личной информационной среды; формирование умения осуществлять совместную информационную деятельность). | ||
1.1. | Что нужно знать для успешной сдачи ЕГЭ. Порядок подготовки, общая характеристика типов заданий экзаменационной работы, структура КИМ. Образцы вариантов. Уровни сложности. Критерии оценивания заданий. | 1 | 1 | 0 | лекция | конспект | |
2. | Текстовые задачи. | 4 | 1 | 3 | |||
2.1. | Базовые знания и понятия. Вычисления. Округление с избытком и недостатком. Проценты. Проценты и округление. | 1 | 1 | 0 | лекция | конспект | |
2.2. | Решение типовых задач из открытого банка ЕГЭ. | 3 | 0 | 3 | практикум | решение задач | |
3. | Чтение графиков и диаграмм. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
3.1. | Определение и вычисление величины по графику или диаграмме. | 1 | 0,5 | 0,5 | лекция практикум | конспект решение задач | |
4. | Планиметрия: вычисление длин и площадей. | 8 | 4 | 4 | |||
4.1. | Треугольники, параллелограммы, трапеции: базовые знания и понятия. Типовые задачи ЕГЭ. | 2 | 1 | 1 | лекция практикум | конспект решение задач | |
4.2. | Задачи на квадратной решетке: вычисление длин и углов, вычисление площадей. | 2 | 1 | 1 | лекция практикум | конспект решение задач | |
4.3. | Круг и его элементы. Вписанная и описанная окружности. | 2 | 1 | 1 | лекция практикум | конспект решение задач | |
4.4. | Координатная плоскость. | 2 | 1 | 1 | лекция практикум | конспект решение задач | |
5. | Начала теории вероятностей. | 5 | 2 | 3 | |||
5.1. | Классическое определение вероятности. | 2 | 1 | 1 | лекция практикум | конспект решение задач | |
5.2. | Теоремы о вероятностях событий. | 3 | 1 | 2 | лекция практикум | конспект решение задач | |
6. | Планиметрия: задачи, связанные с углами. | 10 | 4 | 6 | |||
6.1. | Треугольники, параллелограммы, трапеции: базовые знания и понятия. Типовые задачи ЕГЭ. | 3 | 1 | 2 | лекция практикум | конспект решение задач | |
6.2. | Центральные и вписанные углы. | 3 | 1 | 2 | лекция практикум | конспект решение задач | |
6.3. | Касательная, хорда, секущая. | 2 | 1 | 1 | лекция практикум | конспект решение задач | |
6.4. | Вписанные и описанные окружности. | 2 | 1 | 1 | лекция практикум | конспект решение задач | |
7. | Текстовые задачи. | 12 | 6 | 6 | |||
7.1. | Проценты, сплавы, смеси. | 2 | 1 | 1 | лекция практикум | конспект решение задач | |
7.2. | Движение по прямой, по окружности. | 4 | 2 | 2 | лекция практикум | конспект решение задач | |
7.3. | Движение по воде. | 2 | 1 | 1 | лекция практикум | конспект решение задач | |
7.4. | Совместная работа. | 2 | 1 | 1 | лекция практикум | конспект решение задач | |
7.5. | Задачи на прогрессии. | 2 | 1 | 1 | лекция практикум | конспект решение задач | |
8. | Простейшие уравнения. | 10 | 4 | 6 | |||
8.1. | Базовые знания и понятия. Линейные, квадратные, кубические уравнения. | 4 | 2 | 2 | лекция практикум | конспект решение задач | |
8.2. | Рациональные и иррациональные уравнения. | 3 | 1 | 2 | лекция практикум | конспект решение задач | |
8.3. | Показательные, логарифмические, тригонометрические уравнения. | 3 | 1 | 2 | лекция практикум | конспект решение задач |
Используемая литература
Основная литература
- А.Н.Роганин, И.В.Лысикова, Ю.А.Захарийченко, Л.И.Захарийченко Эффективная подготовка к ЕГЭ. ЕГЭ неделя за неделей. Математика: пошаговая подготовка. М.: Эксмо, 2015.
- А.Г.Мордкович, В.И.Глизбург, Н.Ю.Лаврентьева Математика. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ, 10-11 классы. М.: АСТ-Астрель, 2016.
- В.Б.Некрасов, Д.Д.Гущин ЕГЭ. Математика. Контрольно-измерительные материалы. М.: Просвещение, 2010.
- А.В.Семенов, Е.В.Юрченко Система подготовки к ЕГЭ по математике. Дистанционный курс повышения квалификации. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010.
- И.Н.Сергеев, В.С.Панферов Математика. ЕГЭ. Практикум С. Подготовка к выполнению части С. М.: Экзамен, 2014.
- В.Н.Студенецкая Математика. Система подготовки к ЕГЭ (пособие для учителя). Волгоград «Учитель», 2004.
- А.В.Белошистая Математика. ЕГЭ. Поурочное планирование. М.: Экзамен, 2005.
- Т.А.Корешкова, Ю.А.Глазков, В.В.Мирошин, Н.В.Шевелева Математика. ЕГЭ. Методическое пособие для подготовки. КИМ. М.: Экзамен, 2006.
- А.В.Шевкин, Ю.О.Пукас ЕГЭ. Задание С6 с решениями и ответами. Математика. М.: Экзамен, 2012.
- В.В.Вавилов, И.И.Мельников, С.Н.Олехник, П.И.Пасиченко Задачи по математике. Уравнения и неравенства. М.: Наука, 1987.
- С.Н.Олехник, М.К.Потапов, П.И.Пасиченко Уравнения и неравенства. Нестандартные методы решения, 10-11 класс. М.: Дрофа, 2001.
- Степанова Н.И. Метод замены переменной при решении алгебраических уравнений. Методические рекомендации. ИГПУ, Иркутск, 2001.
- В.Н.Студенецкая, Л.С.Сагателова Сборник элективных курсов. Математика, 8-9 классы. Волгоград, «Учитель», 2006.
- Н.И.Степанова Функциональный метод решений уравнений и неравенств. ИГПУ, Иркутск, 1999.
- Н.И.Степанова, Т.С.Курьякова Применение векторно-координатного метода в школьном курсе алгебры. ИГПУ, Иркутск, 2000.
- Е.Д.Куланин, В.П.Норин, С.Н.Федин, Ю.А.Шевченко 3000 конкурсных задач по математике. М.: «Айрис Пресс» Рольф, 1998.
- И.А.Никифорова, О.А.Крутикова Варианты конкурсных задач по математике на вступительных экзаменах в БГУЭП. БГУЭП, Иркутск, 2003.
- Программа и методические указания для подготовки к вступительным испытаниям на математический факультет. ИГУ, Иркутск, 1995.
- Математика. Задачи вступительных экзаменов в ИМЭ ИГУ с ответами и решениями в 2000-2004 годах. ИГУ, Иркутск, 2005.
- Л.О.Денищева, К.А.Краснянская, В.В.Кочагин, А.Р.Рязановский Сдаем ЕГЭ. Математика. М.: Дрофа, 2007.
- В.Н.Студенецкая, З.С.Гребнева Решение задач и выполнение заданий по математике с комментариями и ответами для подготовки к ЕГЭ. Волгоград, «Учитель», 2008.
- Г.М.Якушева, О.А.Смирнова Решение задач по математике. Справочник школьника. М.: «Слово», 1996.
Дополнительная литература
- Дорофеев Г.В., Седова Е.А. Процентные вычисления. СПб.: Специальная литература, 1997.
- Симонов А.С. Некоторые приложения геометрической прогрессии в экономике // Математика в школе, 1998. № 3.
- Симонов А.С. Проценты и банковские расчеты // Математика в школе, 1998. № 4.
- Шевкин А.В. Текстовые задачи. М.: Просвещение, 1997.
- Кочагин В.В., Кочагина М.Н. Единый государственный экзамен: Математика. – М.: Просвещение, Эксмо, 2005.
- Е. и Н. Винокуровы. Экономика в задачах. – “Математика”. Еженедельное учебно-методическое приложение к газете “Первое сентября”, № 34, сентябрь 1998 г.
- Симонов А.С. Экономика на уроках математики. – М.: Школа-Пресс, 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по математике "Математика в твоей профессии"
Рабочая программа элективного курса «Математика в твоей профессии» для учащихся 9 классов предпрофильных классов общеобразовательных школ составлена учителем математики первой квалификационной к...
Рабочая программа учебного курса по математике "Математика в архитектуре"
Рабочая программа курса "Математика в архитектуре" составлена в соответствии с требованиями к составлению рабочих программ. Курс расчитан на учащихся 11 класса, проявляющих интерес к математике и жела...
Рабочая программа факультативного курса по математике "Математика за страницами учебника" 5-6 класс
Рабочая программа факультативного курса по математике "Математика за страницами учебника" 5-6 класс...
Рабочая образовательная программа факультатива по математике «В лабиринте задач»
Курс призван углублять знания учащихся, получаемые ими при изучении основного курса, а также развивать их интерес к предмету....
Рабочая образовательная программа по предмету математика 6 класс
Рабочая образовательная программа по предмету математика 6 класс...
Рабочая образовательная программа по предмету математика 5 класс
Рабочая образовательная программапо предмету математика5 класс...
Рабочая образовательная программа по предмету «Математика» для 6 класса на 2019-2020 учебный год
Рабочая программа по математике ориентирована на учащихся 6 класса. Уровень изучения предмета - базовый. Тематическое планирование рассчитано на 5 учебных часов в неделю, что составляет 175 учебных ча...