Рабочая образовательная программа факультатива по математике «В лабиринте задач»
рабочая программа по математике (10 класс) на тему

Курс призван углублять знания учащихся, получаемые ими при изучении основного курса, а также развивать их интерес к предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fakultativ_10_klass34_chasa.docx40.48 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию администрации

МО «Аларский район»

МБОУ Кутуликская СОШ

Рабочая образовательная программа

факультатива по математике

«В лабиринте задач»

10 класс

среднее общее образование

уровень усвоения универсальный

на 2016-2017 уч.год

Составила: учитель математики и информатики, Карачун Вера Валерьевна

«Рассмотрено»

на заседании МО учителей математики и информатики

Руководитель МО

_____/Геворгян И.Т./

протокол № ___

от «____»______ 2016 г.

«Согласовано»

Заместитель

директора по НМР

______/Буентуева Л.А./

от «___»______ 2016 г.

«Утверждено»

Директор школы

_____/Санжихаева О.Д./

Приказ №____

от «___»______ 2016 г.

п.Кутулик, 2016 г.

Пояснительная записка

Курс призван углублять знания учащихся, получаемые ими при изучении основного курса, а также развивать их интерес к предмету.

Темы разделов непосредственно примыкают к основному курсу, углубляя отдельные, наиболее важные вопросы, систематизируя материал, изучаемый на уроках в разное время, дополняя основной курс сведениями, важными в общеобразовательном или прикладном отношении.

Особое внимание следует уделять решению задач повышенной трудности по каждой теме основного курса.

Распределение часов по темам дано из расчёта 34 часа в год.

Цели и задачи курса

  • Формальная цель данного курса – подготовить выпускников средней школы к сдаче ЕГЭ и продолжению образования в вузах.
  • Повысить математическую культуру учащихся.
  • Приобщить школьников к творческому поиску, учить формулировать и исследовать проблему.
  • Формировать у выпускников установки на эффективный труд и успешную карьеру.

Результаты освоения курса:

личностные:

обучающиеся:

- умеют увидеть внутренние связи, соотношение компонентов изучаемого, сходство и различие между известным и вновь усваиваемым;

- умеют работать с учебной и справочной литературой, интернет ресурсами.

метапредметные:

- умеют определить необходимые теоретические сведения и грамотно их применить;

- умеют выполнить необходимые обоснования и вычисления;

- имеют опыт коллективного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- владеют необходимыми умениями организовать учебно – познавательную деятельность и деятельность по выполнению творческих заданий;

предметные:

обучающиеся должны уметь:

- решать задачи на предложенную тематику;

- выполнять необходимые обоснования и вычисления;

обучающиеся должны знать:

- требуемые термины;

- различные методы решения задач курса;

Организация учебного процесса

Программа курса рассчитана на 34 часа. Курс имеет практическую направленность, формы занятий разнообразны: семинары, практикумы. Количество часов и объем изучаемого материала позволяют принять темп продвижения по курсу, который соответствует возрасту учащихся.

Отработка и закрепление основных умений и навыков осуществляется на большом числе доступных учащимися упражнений. В то же время это не означает монотонной и скучной деятельности, так как курс наполнен заданиями, разнообразными по форме и содержанию, позволяющими применять получаемые знания в большом многообразии ситуаций.

Формирование важнейших умений и навыков происходит на фоне развития умственной деятельности – дети учатся анализировать ситуации, замечать существенное, подмечать общее и делать обобщения, переносить известные приемы в нестандартные ситуации, находить пути их решения.

Условием, позволяющим правильно построить учебный процесс, является то, что изучение каждой темы начинается с проведения установочных занятий, выделяется главное и, исходя из этого, дифференцируется материал: выделяются те задачи, в которых происходит отработка знаний, умений и навыков, и те - которые служат развитию, побуждению интереса, творческому подходу и др., а в соответствии с этим они не дублируются.

Чтобы усвоение материала было более эффективным, происходит опора на особенности соотношения конкретного и абстрактного мышления учащихся данного возраста.

Уделяется внимание развитию речи: учащимся предлагается объяснять свои действия, вслух высказывать свою точку зрения, ссылаться на известные правила, факты, высказывать догадки, предлагать способы решения, задавать вопросы, вести переговоры, публично выступать.

Оценка за курс не ставится, поэтому мотивация учения – не страх получить плохую отметку, а поощрение, похвала за малейшее продвижение, чувство удовольствия от преодоления препятствия, чтобы школьники поверили в свои силы, испытали успех, не разочаровались.

Критериями эффективности изучения программы считать выработку адекватных представлений, умения выносить аргументированные суждения, обретение опыта в анализе конкретных ситуаций и выработка практических навыков принятия решений, аналитически проверенных средствами математики.

Программа содержит список литературы по предложенным темам.

Содержание курса

  1. Единый государственный экзамен по математике. Базовый и профильный уровень. Кодификатор и спецификация (1 ч)

Что нужно знать для успешной сдачи ЕГЭ. Порядок подготовки, общая характеристика типов заданий экзаменационной работы, структура КИМ. Образцы вариантов. Уровни сложности. Критерии оценивания заданий.

2. Вычисления (3 ч)

Базовые знания и понятия. Действительные числа. Дроби. Действия с дробями. Проценты. Степень с рациональным показателем. Преобразование и вычисление выражений, содержащих степень.

3. Преобразование выражений (1 ч)

Базовые знания и понятия. Действия с формулами. Решение задач из открытого банка ЕГЭ.

4. Вычисления и преобразования (7 ч)

Алгебраические выражения и дроби. Числовые и буквенные иррациональные выражения. Числовые и буквенные тригонометрические выражения: вычисление и преобразование. Преобразование буквенных показательных выражений. Преобразование числовых и буквенных логарифмических выражений.

5.Прикладная геометрия (2 ч)

Базовые знания и понятия. Типовые задачи из открытого банка ЕГЭ.

6.Размеры и единицы измерения (1 ч)

Задачи на соответствие величин. Типовые задачи из открытого банка ЕГЭ.

7. Выбор оптимального варианта (2 ч)

Подбор комплекта или комбинации. Выбор варианта из 2,3,4 возможных.

8. Неравенства (1 ч)

Числовая ось. Числовые промежутки.

9. Анализ утверждений (1 ч)

Базовые знания и понятия. Типовые задачи из открытого банка ЕГЭ.

10. Числа и их свойства (5 ч)

Цифровая запись числа. Признаки делимости. Числовые наборы на карточках и досках. Последовательности и прогрессии. Сюжетные задачи: кино, театр, мотки веревки.

11. Задачи на смекалку (2 ч)

Базовые знания и понятия. Типовые задачи из открытого банка ЕГЭ.

12. Финансовая математика (8 ч)

Базовые знания и понятия. Понятие «процент», коэффициент увеличения и уменьшения. Арифметическая и геометрическая прогрессия, основные формулы. Базовые задачи. Банки, вклады, кредиты. Задачи на оптимальный выбор.

Календарно-тематическое планирование

п / п

Название

разделов и тем

Количество часов

Форма

проведения

Образовательный

продукт

Основные виды деятельности обучающихся

всего

теории

практики

1.

Единый государственный экзамен по математике. Базовый и профильный уровень. Кодификатор и спецификация.

1

1

Р (прогнозирование; умение использовать различные средства самоконтроля; коррекция; оценка; способность к волевому усилию).

П(выдвижение гипотез и их обоснование; формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера).

К (умение определять наиболее рациональную последовательность действий по коллективному выполнению учебной задачи; умение самостоятельно оценивать свою деятельность и деятельность членов коллектива посредством сравнения с деятельностью других; умение использовать монолог и диалог для выражения и доказательства своей точки зрения, толерантности, терпимости к чужому мнению, к противоречивой информации; формирование умений выбора, построения и использования адекватной информационной модели для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

формирование умений использования иронии, самоиронии и юмора в процессе общения).

Л (формирование понятия связи различных явлений, процессов, объектов с информационной деятельностью человека; актуализация сведений из личного жизненного опыта информационной деятельности; формирование готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ; освоение типичных ситуаций управления персональными средствами ИКТ; формирование критического отношения к информации и избирательности её восприятия, уважения к информации о частной жизни и информационным результатам деятельности других людей;

формирование навыков создания и поддержки индивидуальной информационной среды, навыков обеспечения защиты значимой личной информации, формирование чувства ответственности за качество личной информационной среды; формирование умения осуществлять совместную информационную деятельность).

1.1.

Что нужно знать для успешной сдачи ЕГЭ. Порядок подготовки, общая характеристика типов заданий экзаменационной работы, структура КИМ. Образцы вариантов. Уровни сложности. Критерии оценивания заданий.

1

1

лекция

конспект

2.

Вычисления.

3

1

2

2.1.

Базовые знания и понятия. Действительные числа. Дроби. Действия с дробями. Проценты.

1,5

0,5

1

лекция

практикум

конспект

решение задач

2.2.

Степень с рациональным показателем. Преобразование и вычисление выражений, содержащих степень.

1,5

0,5

1

лекция

практикум

конспект

решение задач

3.

Преобразование выражений.

1

1

3.1.

Базовые знания и понятия. Действия с формулами. Решение задач из открытого банка ЕГЭ.

1

1

практикум

решение задач

4.

Вычисления и преобразования.

7

7

4.1.

Алгебраические выражения и дроби.

1

1

практикум

решение задач

4.2.

Числовые и буквенные иррациональные выражения.

1

1

практикум

решение задач

4.3.

Числовые и буквенные тригонометрические выражения: вычисление и преобразование.

2

2

практикум

решение задач

4.4.

Преобразование буквенных показательных выражений.

2

2

практикум

решение задач

4.5.

Преобразование числовых и буквенных логарифмических выражений.

1

1

практикум

решение задач

5.

Прикладная геометрия.

2

2

5.1.

Базовые знания и понятия. Типовые задачи из открытого банка ЕГЭ.

2

2

практикум

решение задач

6.

Размеры и единицы измерения.

1

1

6.1.

Задачи на соответствие величин. Типовые задачи из открытого банка ЕГЭ.

1

1

практикум

решение задач

7.

Выбор оптимального варианта.

2

2

7.1.

Подбор комплекта или комбинации. Выбор варианта из 2,3,4 возможных.

2

2

практикум

решение задач

8.

Неравенства.

1

1

8.1.

Числовая ось. Числовые промежутки.

1

1

практикум

решение задач

9.

Анализ утверждений.

1

1

9.1.

Базовые знания и понятия. Типовые задачи из открытого банка ЕГЭ.

1

1

практикум

решение задач

10.

Числа и их свойства.

5

1

4

10.1.

Цифровая запись числа. Признаки делимости.

2

1

1

лекция

практикум

конспект

решение задач

10.2.

Числовые наборы на карточках и досках.

1

1

лекция

практикум

конспект

решение задач

10.3.

Последовательности и прогрессии.

1

1

лекция

практикум

конспект

решение задач

10.4.

Сюжетные задачи: кино, театр, мотки веревки.

1

1

лекция

практикум

конспект

решение задач

11.

Задачи на смекалку.

2

1

1

11.1.

Базовые знания и понятия. Типовые задачи из открытого банка ЕГЭ.

2

1

1

лекция

практикум

конспект

решение задач

12.

Финансовая математика.

8

2

6

 

12.1.

Базовые знания и понятия. Понятие «процент», коэффициент увеличения и уменьшения. Арифметическая и геометрическая прогрессия, основные формулы. Базовые задачи.

2

2

лекция

конспект

12.2.

Банки, вклады, кредиты. Задачи на оптимальный выбор.

6

6

практикум

решение задач

Используемая литература

Основная литература

  1. А.Н.Роганин, И.В.Лысикова, Ю.А.Захарийченко, Л.И.Захарийченко Эффективная подготовка к ЕГЭ. ЕГЭ неделя за неделей. Математика: пошаговая подготовка. М.: Эксмо, 2015.
  2. А.Г.Мордкович, В.И.Глизбург, Н.Ю.Лаврентьева Математика. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ, 10-11 классы. М.: АСТ-Астрель, 2016.
  3. В.Б.Некрасов, Д.Д.Гущин ЕГЭ. Математика. Контрольно-измерительные материалы. М.: Просвещение, 2010.
  4. А.В.Семенов, Е.В.Юрченко Система подготовки к ЕГЭ по математике. Дистанционный курс повышения квалификации. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010.
  5. И.Н.Сергеев, В.С.Панферов Математика. ЕГЭ. Практикум С. Подготовка к выполнению части С. М.: Экзамен, 2014.
  6. В.Н.Студенецкая Математика. Система подготовки к ЕГЭ (пособие для учителя). Волгоград «Учитель», 2004.
  7. А.В.Белошистая Математика. ЕГЭ. Поурочное планирование. М.: Экзамен, 2005.
  8. Т.А.Корешкова, Ю.А.Глазков, В.В.Мирошин, Н.В.Шевелева Математика. ЕГЭ. Методическое пособие для подготовки. КИМ. М.: Экзамен, 2006.
  9. А.В.Шевкин, Ю.О.Пукас ЕГЭ. Задание С6 с решениями и ответами. Математика. М.: Экзамен, 2012.
  10. В.В.Вавилов, И.И.Мельников, С.Н.Олехник, П.И.Пасиченко Задачи по математике. Уравнения и неравенства. М.: Наука, 1987.
  11. С.Н.Олехник, М.К.Потапов, П.И.Пасиченко Уравнения и неравенства. Нестандартные методы решения, 10-11 класс. М.: Дрофа, 2001.
  12. Степанова Н.И. Метод замены переменной при решении алгебраических уравнений. Методические рекомендации. ИГПУ, Иркутск, 2001.
  13. В.Н.Студенецкая, Л.С.Сагателова Сборник элективных курсов. Математика, 8-9 классы. Волгоград, «Учитель», 2006.
  14. Н.И.Степанова Функциональный метод решений уравнений и неравенств. ИГПУ, Иркутск, 1999.
  15. Н.И.Степанова, Т.С.Курьякова Применение векторно-координатного метода в школьном курсе алгебры. ИГПУ, Иркутск, 2000.
  16. Е.Д.Куланин, В.П.Норин, С.Н.Федин, Ю.А.Шевченко 3000 конкурсных задач по математике. М.: «Айрис Пресс» Рольф, 1998.
  17. И.А.Никифорова, О.А.Крутикова Варианты конкурсных задач по математике на вступительных экзаменах в БГУЭП. БГУЭП, Иркутск, 2003.
  18. Программа и методические указания для подготовки к вступительным испытаниям на математический факультет. ИГУ, Иркутск, 1995.
  19. Математика. Задачи вступительных экзаменов в ИМЭ ИГУ с ответами и решениями в 2000-2004 годах. ИГУ, Иркутск, 2005.
  20. Л.О.Денищева, К.А.Краснянская, В.В.Кочагин, А.Р.Рязановский Сдаем ЕГЭ. Математика. М.: Дрофа, 2007.
  21. В.Н.Студенецкая, З.С.Гребнева Решение задач и выполнение заданий по математике с комментариями и ответами для подготовки к ЕГЭ. Волгоград, «Учитель», 2008.
  22. Г.М.Якушева, О.А.Смирнова Решение задач по математике. Справочник школьника. М.: «Слово», 1996.

Дополнительная литература

  1. Дорофеев Г.В., Седова Е.А. Процентные вычисления. СПб.: Специальная литература, 1997.
  2. Симонов А.С. Некоторые приложения геометрической прогрессии в экономике // Математика в школе, 1998. № 3.
  3. Симонов А.С. Проценты и банковские расчеты // Математика в школе, 1998. № 4.
  4. Шевкин А.В. Текстовые задачи. М.: Просвещение, 1997.
  5. Кочагин В.В., Кочагина М.Н. Единый государственный экзамен: Математика. – М.: Просвещение, Эксмо, 2005.
  6. Е. и Н. Винокуровы. Экономика в задачах. – “Математика”. Еженедельное учебно-методическое приложение к газете “Первое сентября”, № 34, сентябрь 1998 г.
  7. Симонов А.С. Экономика на уроках математики. – М.: Школа-Пресс, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронный образовательный ресурс по математике "Решение комбинаторных задач с помощью графов"

Электронный образовательный ресурс "Решение комбинаторных задач с помощью графов" предназначен для обучающихся 5 - 6 классов. Он может быть использован как пособие для дистанционного обучения по этой ...

Рабочая программа дополнительных образовательных занятий по математике для 8 класса «Решение задач с параметром и модулем»

Программы дополнительных занятий включают углубление отдельных тем общеобразовательных программ по математике, а также изучение некоторых тем, входящих за их рамки. Поэтому считаю целесообразным включ...

Рабочая тетрадь к уроку математики на тему «Задачи линейного программирования»

Рабочая тетрадь к уроку математики на тему «Задачи линейного программирования» разработана мною для одноимённого урока математики (повышенный уровень). может быть использована как на уроке, семинарско...

Рабочая образовательная программа по математике 5-6 классы ФГОС

Данная программа расчитана на учащихся 5, 6 классов, занимающихся по УМК:1) Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика, 5 класс. Учебник.2) Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультатива по математике «Решение нестандартных задач по математике»

    Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необхо...

Рабочая программа кружка по математике " Решение сложных задач по математике"

Рабочая программа кружка по математике " Решение сложных задач по математике"...

Рабочая образовательная программа по математике (алгебра и начала анализа и геометрия) 10 - 12 класс (базовый уровень) на 2021-2024 учебные года (3 года)

Программа соответствует образовательному минимуму содержания основных образовательных программ и требованиям к уровню подготовки учащихся, позволяет работать без  перегрузок в классе с детьми раз...