Интегрированный урок открытия новых знаний по информатике и математике "Кодирование информации. Метод координат" в 5 классе
план-конспект занятия по математике (5 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka.docx | 56.12 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
Данные об учителях: Алдобаева Елена Владимировна, учитель математики и информатики.
Кобзарь Татьяна Владимировна, учитель математики
Предмет: математика и информатика
Класс: 5
Раздел программы: Информация вокруг нас
Тема урока: «Метод координат»
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Оборудование: интерактивная доска; задания для выполнения на уроке; задания для домашней работы
Планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:
Вид планируемых учебных действий | Учебные действия | Планируемый уровень достижения результатов обучения |
Предметные |
| 3 - 4 уровень — понимание, адекватное употребление в речи, выборочно — воспроизведение |
| 3 - 4 уровень — понимание, адекватное употребление в речи, выборочно — воспроизведение | |
Регулятивные |
| 2 уровень — самостоятельное действие учащихся по заданному алгоритму |
| 2 уровень— совместное с учителем действие учащихся на основе знания видов источников информации и способов работы с ними | |
Познавательные |
| 3 уровень — самостоятельное действие учащихся по применению математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач |
Коммуникативные |
| 2 уровень — совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля |
Личностные |
| 2 уровень — самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм |
Список литературы
- Босова, Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. / Л.Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,. 2013-184 с.: ил.
- Босова, Л.Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса. / Л.Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. - 144 с.: ил.
- Л.Л. Босова, А.Ю. Босова - Информатика. Методическое пособие для 5-6 классов (ФГОС) .-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014 - 386 стр.: ил.
- Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г., .Математика. 5 класс. Учебник в 2 ч. 2-е изд., перераб. - М.: 2011; Ч.2 - 240с.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Этап урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Время (мин) | Формируемые УУД | |
Организационный этап | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. | Включаются в деловой ритм урока. | 1 | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности Личностные: мотивация учения | |
Актуализация знаний | Актуализация опорных знаний и способов действий. | Актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: кодирование, координатная прямая, прямой угол; актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: сравнение, анализ; зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее на личностно значимом уровне недостаточность имеющихся знаний. | Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы. | 3 | Познавательные: структурирование собственных знаний. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: оценивание усваиваемого материала. | |
Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели деятельности учащихся. Выявление причин затруднения | Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. | Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; организовывает коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется новое понятие: координатный угол; акцентирует внимание учащихся на значимость темы. | Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока. | 4 | Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. | |
Построение проекта выхода из затруднения | Организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения; зафиксировать выбор нового способа деятельности и средств для его реализации. | Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего диалога, а затем и с помощью исследовательских методов. |
| 2 | Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование. Познавательные УУД: общеучебные: знаково-символические – моделирование; выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий. | |
Реализация построения проекта выхода из затруднения | Переход нового знания в сознание учащихся и сохранение его там в некоторой форме: применение нового способа (обозначение точек) для решения задачи, вызвавшей затруднение; зафиксировать в обобщенном виде построенный способ обозначение точек в речи и знаках, и зафиксировать преодоление трудностей. | Организовывает реализацию учащимися построенного проекта в соответствии с планом. Для успешного результата на данном этапе возможна как фронтальная форма работы, так и групповая. Результатомданного этапа является фиксация решения поставленной учебной задачи, вербальная и знаковая фиксация нового способа действия. | Обсуждают в группах варианты ответов. Обосновывают выбор общего решения или несогласия с мнением других. Оценивают правильность своих выводов, решений. Осуществляют самопроверку, самооценку полученных результатов. | 5 | Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи , выполнение логических операций, самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. | |
Первичное закрепление во внешней речи. Работа в микрогруппах и парах. | Применение новых знаний в разных учебных ситуациях. Организовать усвоение детьми новых знаний с их проговариванием во внешней речи | Организация и контроль за процессом решения задач. | Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух. | 4 | Познавательные: формирование интереса к данной теме. Личностные: формирование готовности к самообразованию. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. | |
Включение в систему знаний и повторение; работа за компьютером. | Тренировать навыки использования нового содержания совместно с ранее изученным: кодирование информации. | 1) выявить и зафиксировать границы применимости нового знания; 2) организовать выполнение заданий, в которых новое знание связывается с ранее изученными; 3) организовать тренировку ранее сформированных умений, требующих доработки или доведения до уровня автоматизированного навыка; 4) при необходимости организовать подготовку к изучению следующих разделов курса. | Работают за нетбуками | 9 | Познавательные: формирование интереса к данной теме. Личностные: формирование готовности к самообразованию. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. | |
Самостоятельная работа с самопроверкой | Проверить умение применять новое учебное содержание в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с образцом для самопроверки и с эталоном для самопроверки. | Организация и контроль за процессом решения задач. | Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения и им предстоит их доработать. | 7 | Познавательные: извлечение из математических текстов необходимой информации; использование знаково-символических средств; выполнение действий по алгоритму; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; Регулятивные: контроль; коррекция; оценка; волевая саморегуляция в ситуации затруднения; Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; использование критериев для обоснования своего суждения. | |
Физкультминутка | Смена деятельности. | Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. | Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу. | 2 | ||
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. | Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых. | Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок. | Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач. | 4 | Личностные: формирование позитивной самооценки Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы. | |
Рефлексия (подведение итогов урока) | Дать количественную оценку работы учащихся | Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; оценить собственную деятельность на уроке; обсудить и записать домашнее задание. | Учащиеся сдают карточки самооценивания. | 3 | Коммуникативные: умение выражать свои мысли Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование. | |
Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания | Дает комментарий к домашнему заданию | Учащиеся записывают в дневники задание. | 1 |
ХОД УРОКА
1. Самоопределение к учебной деятельности Цель этапа: 1) включить учащихся в учебную деятельность;
Организация учебного процесса на этапе 1: | ||
Учитель информатики | –Здравствуйте, ребята! Садитесь. Мы очень рады вас видеть. Сегодня у нас необычное занятие, мы изучали с вами способы кодирования информации. | |
Учитель математики | А на математике мы закончили тему «Углы и многоугольники». Воспользуемся нашими знаниями по информатике для изучения новой темы по математике | |
Учитель информатики | И применим знания по математике для изучения новой темы по информатике. Сегодня у нас урок открытия нового знания. | |
Учитель математики | Что ж начинаем? Откройте, пожалуйста, ваши тетради. Запишите число, «Классная работа». | |
2. Актуализация знаний и фиксирование затруднения в деятельности Цель этапа: 1) актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: кодирование, координатная прямая, прямой угол; 2) актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: сравнение, анализ; 4) зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее на личностно значимом уровне недостаточность имеющихся знаний. Организация учебного процесса на этапе 2: | ||
Учитель информатики | Все новое отпирается на старое, а значит, нам необходимо повторить. Назовите виды информации по способу представления. (Приложение 1)
| |
Учитель математики |
| |
Учителя математики и информатики | Однажды в незнакомый город Приехал молодой Декарт. Его ужасно мучил голод. Стоял промозглый месяц март. Решил к прохожей обратиться Декарт, пытаясь, дрожь унять: Где тут гостиница, скажите? И дама стала объяснять: - Идите до молочной лавки, Потом до булочной, за ней Цыганка продает булавки И яд для крыс и для мышей, А дальше будут магазины, Найдете в них наверняка | Сыры, бисквиты, фрукты И разноцветные шелка… Все объяснения эти слушал Декарт, от холода дрожа. Ему хотелось очень кушать, Но звонкий голос продолжал: - За магазинами – аптека (аптекарь там – усатый швед), И церковь, где в начале века Венчался, кажется, мой дед… Когда на миг умолкла дама, Вдруг произнес ее слуга: - Идите три квартала прямо И два направо. Вход с угла. |
Обучающиеся | Тема «Местоположение гостиницы» Рема «Как пройти» | |
Учитель математики | Попробуйте изобразить путь Декарта на числовой прямой Определите и изобразите местоположение гостиницы, назовем её G, с помощью числовой прямой. (работа в тетради) | |
3. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности Цель этапа: 1) организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется новое понятие: координатный угол. 2) согласовать цель урока. Организация учебного процесса на этапе 3: | ||
Учитель математики | Узнаем, какие у вас получились варианты решения. (к доске выходят два человека, с разными результатами) Почему у вас получился разный результат, ведь математика наука точная, хотя способов решения может быть много, а ответ один. - Какая у нас возникает проблема? | |
Дети | Поставить точку, если она имеет 2 измерения и не лежит на числовой прямой. Закодировать точку математическим языком. | |
Учитель математики | А из проблемы вытекает цель: | |
Дети | Научиться отмечать точки по измерениям, т.е. кодировать и декодировать информацию | |
Учитель | Молодцы! Попробуйте сформулировать тему урока. Метод координат. | |
4. Построение проекта выхода из затруднения Цель этапа: 1) организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения; 2) зафиксировать выбор нового способа деятельности и средств для его реализации. Организация учебного процесса на этапе 4: | ||
Учитель математики | Запишите тему урока в тетрадях. Добавим к данной числовой прямой ещё одну. Проведём таким образом: вертикально имеющейся прямой и проходящую через начало координат, т.е. точку О.
| |
Дети | Предлагают свои названия | |
Учитель математики | Дает название, которое принято в математике: координатный угол. - Какой первый вопрос нашей темы? (Координатный угол) ОХ и ОУ, начало, направление, единичный отрезок. | |
5. Реализация построения проекта выхода из затруднения Цель этапа: 1) переход нового знания в сознание учащихся и сохранение его там в некоторой форме:; 2) применение нового способа (обозначение точек) для решения задачи, вызвавшей затруднение; 3) зафиксировать в обобщенном виде построенный способ обозначение точек в речи и знаках, и зафиксировать преодоление трудностей. Организация учебного процесса на этапе 5: | ||
Учитель математики | ? У нас был координатный луч, а теперь координатный угол? В чем сходство? Различие?
| |
Учитель математики | Как же определить координаты точки на плоскости? | |
Дети | Чтобы определить координаты точки на плоскости, нужно провести вертикальную ось Y, с началом в точке О, и на пересечении найти координаты, определить координаты на каждом из числовых (координатных) лучей | |
Учитель математики | Как называется такой угол? | |
Дети | прямой | |
Учитель математики | Какой получается угол по величине? Как можно проверить? | |
Дети | 90°, угольником | |
Учитель математики | Тогда координата точки G будет записана таким образом: (2;3 ) На первом месте записывается координата по оси X, на втором – по оси Y. Переставлять координаты точки местами нельзя! | |
6. Первичное закрепление во внешней речи. Работа в микрогруппах и парах. Цель этапа: зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи, проверить своё умение применять новое учебное содержание в типовых условиях. Организация учебного процесса на этапе 6: | ||
Учитель математики | Научиться кодировать точки и декодировать координаты точки должны уметь все. - Что вам необходимо выполнить сейчас? | |
Дети | Потренироваться всем вместе. | |
Работа в группах Игра «Из рук в руки» (Приложение 1 слайд 5) | ||
Задача | На острове сокровищ была пещера, в которой Флинт спрятал свои сокровища. Вход в пещеру был тщательно замаскирован, и найти его мог только старый пират Бен Ган. Он оставил для потомков шифрованное письмо с описанием системы координат, где спрятан клад. Нанесите на карту объекты: А – форт, N – наблюдательная вышка, В – бухта, С – склад, D – водопад, Е – гора. А сосед по группе восстановит координаты и нанесет на карту следующий объект. (Приложение 2) | |
Учитель математики | Я вижу, что вы закончили данную работу, проверим ее. | |
Динамическая пауза | ||
Дети | Проводит дежурный в классе. | |
7. Включение в систему знаний и повторение работа за компьютером. Цель этапа: тренировать навыки использования нового содержания совместно с ранее изученным: кодирование информации; Организация учебного процесса на этапе 7: | ||
Учитель информатики | В раздаточном материале представлена информация. «Треугольник» (Приложение 3) Какая информация представлена в задании? | |
Дети | Графическая | |
Учитель информатики | Можно ли ее закодировать? | |
Дети | Как? | |
Дети | Координатами | |
Учитель информатики | Как назовем такой метод? | |
Дети | Метод координат. | |
Учитель информатики | Работаем в парах. На нетбуках наносим отрезки: один ученик ставит точку, второй ученик записывает координаты и ставит новую точку и т.д. | |
8. Самостоятельная работа с самопроверкой Цель этапа: проверить своё умение применять новое учебное содержание в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с образцом для самопроверки и с эталоном для самопроверки. Организация учебного процесса на этапе 8: | ||
Учитель информатики | Вы работали все вместе, в парах? Что нужно сделать вам на следующем этапе? | |
Выполнить самостоятельную работу | ||
Учитель информатики | Откройте РТ на странице 69 Прочитайте задания самостоятельной работы. Есть ли вопросы? Выполните на выбор 1 или 2 вариант. | |
Учителя матем. и инф | Проверяют правильность выполнения задания. | |
9. Рефлексия деятельности на уроке Цель этапа: 1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; 2) оценить собственную деятельность на уроке; 3) обсудить и записать домашнее задание. Организация учебного процесса на этапе 9: | ||
Учитель информатики | Наш урок подходит к концу подведет его итоги. | |
Учитель математики | Какую цель мы ставили на уроке? | |
Учитель информатики | Нашли способ решения задачи? Какой? | |
Учитель математики | Что нового вы сегодня узнали? Какие знания вам помогли в работе сегодня на уроке? | |
Учитель информатики | Как вы думаете, а где в жизни нам может пригодиться такое кодирование и декодирование? | |
Учитель математики | Проанализируйте свою работу на уроке, ответив на вопросы, поднимая руку, если для вас высказывание является истинным.
В самостоятельной работе у меня были ошибки, но я их нашел, понял причину и исправил. | |
Большинство поднятых рук на первые 4 высказывания говорит нам о том, что вы сегодня на уроке поработали очень хорошо. Молодцы! | ||
10. Информация о домашнем задании Цель этапа: осознание метода построения и границ применения нового способа действия. Организация учебного процесса на этапе 10: | ||
Учитель математики | Посмотрите на доску и запишите номера заданий для домашней работы. | |
Найдите их в учебнике. Понятны они вам? | ||
Всем спасибо. Собирайтесь. Урок закончен. Желаем вам удачи на следующих уроках. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики в 5 классе в технологии деятельностного метода "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями" (урок открытия новых знаний)
Стандарты второго поколения предполагают переход с объяснительного на деятельностный метод обучения, в основе которого лежит "рефлексия самоорганизации" - возникло затруднение, значит надо прекратить ...
Урок "открытия" нового знания по теме "Книга-это друг,советчик" 5 класс
Презентация к уроку по литератруре в 5 классе "Книга-это друг,советчик"...
Урок математики в 5 классе в технологии системно-деятельностного метода "Объем прямоугольного параллелепипеда" (урок открытия новых знаний).
Стандарты второго поколения предполагают переход с обьяснительного на деятельностный метод обучения, в основе которого лежит "рефлексия самоорганизации"-возникло затруднение, значит надо прекрат...
Урок математики в 6 классе в технологии деятельностного метода «Умножение дробей» (урок открытия новых знаний)
Урок математики в 6 классе в технологии деятельностного метода«Умножение дробей»(урок открытия новых знаний)...
Конспект урока открытия новых знаний по теме "Уравнение cos x = a" 10 класс
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды...
Конспект урока открытия новых знаний по теме "Уравнение cos x = a" 10 класс
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды...
Урок открытия нового знания по теме: «Внутренняя политика Екатерины II», 8 класс
Цель урока: узнать об особенностях и содержании мероприятий внутренней политики Екатерины II;- продолжить развитие у учащихся различных УУД в соответствии с запланированными предметными, метапред...