Интегрированный урок открытия новых знаний по информатике и математике "Кодирование информации. Метод координат" в 5 классе
план-конспект занятия по математике (5 класс) на тему

Кобзарь Татьяна Владимировна

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

Данные об учителях:   Алдобаева Елена Владимировна, учитель математики и информатики.

     Кобзарь Татьяна Владимировна, учитель математики

Предмет: математика и информатика

Класс: 5

Раздел программы: Информация вокруг нас

Тема урока: «Метод координат»

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Оборудование: интерактивная доска; задания для выполнения на уроке; задания для домашней работы

Планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

  • устанавливать причинно-следственные связи;
    – выявлять в тексте слова и выражения, значение которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла;
    – отвечать на вопросы по содержанию словами текста.
  • Знать, что такое координатный угол, как называются координатные прямые, образующие этот угол, как называется точка пересечения этих прямых и пара чисел, определяющих положение точки на плоскости;

3 - 4 уровень — понимание, адекватное употребление в речи, выборочно — воспроизведение  

  • уметь в процессе реальной ситуации использовать понятие координаты

3 - 4 уровень — понимание, адекватное употребление в речи, выборочно — воспроизведение

Регулятивные

  • самостоятельно ставят новые учебные задачи путем задавания вопросов о неизвестном

2 уровень — самостоятельное действие учащихся по заданному алгоритму

  • планируют собственную деятельность, определяют средства для ее осуществления

2 уровень— совместное с учителем действие учащихся на основе знания видов источников информации и способов работы с ними

Познавательные

  • перерабатывают и преобразовывают информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); строят рассуждения.

3 уровень — самостоятельное действие учащихся по применению математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач

Коммуникативные

  • умение слушать и вступать в диалог; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе.

2 уровень — совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля

Личностные

  • формировать внимательность и аккуратность в вычислениях; требовательное отношение к себе и своей работе.

2 уровень — самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм

Список литературы

  1. Босова, Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. / Л.Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,. 2013-184 с.: ил.
  2. Босова, Л.Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса. / Л.Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. - 144 с.: ил.
  3. Л.Л. Босова, А.Ю. Босова - Информатика. Методическое пособие для 5-6 классов (ФГОС) .-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014 - 386 стр.: ил.
  4. Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г., .Математика. 5 класс. Учебник в 2 ч.   2-е изд., перераб. - М.: 2011;  Ч.2 - 240с. 

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Время (мин)

Формируемые УУД

Организационный этап

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Включаются в деловой ритм урока.

1

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности

Личностные: мотивация учения

Актуализация знаний

Актуализация опорных знаний и способов действий.

Актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: кодирование, координатная прямая, прямой угол; актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: сравнение, анализ; зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее на личностно значимом уровне недостаточность имеющихся знаний.

Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы.

3

Познавательные: структурирование собственных знаний.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. 

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. 

Личностные:  оценивание усваиваемого материала.

Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели деятельности учащихся. Выявление причин затруднения

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.

Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; организовывает коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется новое понятие: координатный угол; акцентирует внимание учащихся на значимость темы.

Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока.

4

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание. 

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

Построение проекта выхода из затруднения

Организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения;

зафиксировать выбор нового способа деятельности и средств для его реализации.

Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего диалога, а затем и с помощью исследовательских методов.

  1. Учащиеся ставят цель, что нужно сделать, чтобы решить эту проблему.
  2. Учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.

2

Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование.

Познавательные УУД: общеучебные: знаково-символические – моделирование; выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий.

Реализация построения проекта выхода из затруднения

Переход нового знания в сознание учащихся и сохранение его там в некоторой форме:

применение нового способа (обозначение точек) для решения задачи, вызвавшей затруднение;

зафиксировать в обобщенном виде построенный способ обозначение точек в речи и знаках, и зафиксировать преодоление трудностей.

Организовывает реализацию учащимися построенного проекта в соответствии с планом.

Для успешного результата на данном этапе возможна как фронтальная форма работы, так и групповая. Результатомданного этапа является фиксация решения поставленной учебной задачи, вербальная и знаковая фиксация нового способа действия.

Обсуждают в группах варианты ответов. Обосновывают выбор общего решения или несогласия с мнением других. Оценивают правильность своих выводов, решений. Осуществляют самопроверку, самооценку полученных результатов.

5

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи , выполнение логических операций, самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.
Коммуникативные: уметь выражать свои мысли, формулировать своё мнение, допускать возможность существования у людей различных точек зрения; уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Регулятивные: оценивать уровень владения тем или иным учебным действием( что я знаю и умею)

Первичное закрепление во внешней речи.

Работа в микрогруппах и парах.

Применение новых знаний в разных учебных ситуациях.

Организовать усвоение детьми новых знаний с их проговариванием во внешней речи

Организация и контроль за процессом решения задач.

Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

4

Познавательные: формирование интереса к данной теме.

Личностные: формирование готовности к самообразованию.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

Включение в систему знаний и повторение; работа за компьютером.

Тренировать навыки использования нового содержания совместно с ранее изученным: кодирование информации.

1) выявить и зафиксировать границы применимости нового знания;

2) организовать выполнение заданий, в которых новое знание связывается с ранее изученными;

3) организовать тренировку ранее сформированных умений, требующих доработки или доведения до уровня автоматизированного навыка;

4) при необходимости организовать подготовку к изучению следующих разделов курса.

Работают за нетбуками

9

Познавательные: формирование интереса к данной теме.

Личностные: формирование готовности к самообразованию.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

Самостоятельная работа с самопроверкой

Проверить умение применять новое учебное содержание в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с образцом для самопроверки и с эталоном для самопроверки.

Организация и контроль за процессом решения задач.

Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения и им предстоит их доработать.

7

Познавательные: извлечение из математических текстов необходимой информации; использование знаково-символических средств; выполнение действий по алгоритму; осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

Регулятивные: контроль; коррекция; оценка; волевая саморегуляция в ситуации затруднения;

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; использование критериев для обоснования своего суждения.

Физкультминутка

Смена деятельности.

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу.

2

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых.

Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок.

Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач.

4

Личностные: формирование позитивной самооценки

Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

Рефлексия (подведение итогов урока)

Дать количественную оценку работы учащихся

 Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; оценить собственную деятельность на уроке; обсудить и записать домашнее задание.

Учащиеся сдают карточки самооценивания.

3

Коммуникативные: умение выражать свои мысли

Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания

Дает комментарий к домашнему заданию

Учащиеся записывают в дневники задание.

1

ХОД УРОКА

1. Самоопределение к учебной деятельности

Цель этапа: 1) включить учащихся в учебную деятельность;

  1. определить содержательные рамки урока: кодирование информации, координатный угол, точка, координат. 

Организация учебного процесса на этапе 1:

Учитель информатики

–Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Мы очень рады вас видеть. Сегодня у нас необычное занятие, мы изучали с вами способы кодирования информации.

Учитель математики

А на математике мы закончили тему «Углы и многоугольники».

Воспользуемся нашими знаниями по информатике для изучения новой темы по математике

Учитель информатики

И применим знания по математике для изучения новой темы по информатике.

Сегодня у нас урок открытия нового знания.

Учитель математики

Что ж начинаем? Откройте, пожалуйста, ваши тетради. Запишите число, «Классная работа».

2. Актуализация знаний и фиксирование затруднения в деятельности

Цель этапа: 1) актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала:  кодирование, координатная прямая, прямой угол;

2) актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: сравнение, анализ;

4) зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее на личностно значимом уровне недостаточность имеющихся знаний.

Организация учебного процесса на этапе 2:

Учитель информатики

Все новое отпирается на старое, а значит, нам необходимо повторить. Назовите виды информации по способу представления. (Приложение 1)

  • В каком виде представлена информация. (в графическом)
  • Как она представлена? (закодирована)
  • Что такое кодирование?
  • Как называется процесс, обратный кодированию? (декодирование)
  • Декодируйте изображения (угол, прямая, координата)
  • Составьте словосочетания из полученных слов.

Учитель математики

  • Обобщим наши словосочетания:
  • Что такое прямой угол?
  • Координатная прямая – это…
  • Определите, истинно высказывание или ложно.
  • Выделите тему и рему в последнем высказывании.
  • Выделите тему и рему в следующем отрывке о французском математике Рене Декарте :

Учителя математики и информатики

Однажды в незнакомый город

Приехал молодой Декарт.

Его ужасно мучил голод.

Стоял промозглый месяц март.

Решил к прохожей обратиться

Декарт, пытаясь,  дрожь унять:

Где тут гостиница, скажите?

И дама стала объяснять:

- Идите до молочной лавки,

Потом до булочной, за ней

Цыганка продает булавки

И яд для крыс и для мышей,

А дальше будут магазины,

Найдете в них наверняка

Сыры, бисквиты, фрукты

И разноцветные шелка…

Все объяснения эти слушал

Декарт, от холода дрожа.

Ему хотелось очень кушать,

Но звонкий голос продолжал:

- За магазинами – аптека

(аптекарь там – усатый швед),

И церковь, где в начале века

Венчался, кажется, мой дед…

Когда на миг умолкла дама,

Вдруг произнес ее слуга:

- Идите три квартала прямо

И два направо. Вход с угла.

Обучающиеся

Тема «Местоположение гостиницы»

Рема «Как пройти»

Учитель математики

Попробуйте изобразить путь Декарта на числовой прямой

Определите и изобразите местоположение гостиницы, назовем её G, с помощью числовой прямой. (работа в тетради)

3. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности

Цель этапа: 1) организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется новое понятие: координатный угол.

2) согласовать цель урока.

Организация учебного процесса на этапе 3:

Учитель математики

Узнаем, какие у вас получились варианты решения.

(к доске выходят два человека, с разными результатами)

Почему у вас получился разный результат, ведь математика наука точная, хотя способов решения может быть много, а ответ один.

- Какая у нас возникает проблема?

Дети

Поставить точку, если она имеет 2 измерения и не лежит на числовой прямой.

Закодировать точку математическим языком.

Учитель математики

А из проблемы вытекает цель:

Дети

Научиться отмечать точки по измерениям, т.е. кодировать и декодировать информацию

Учитель

Молодцы! Попробуйте сформулировать тему урока.

Метод координат.

4. Построение проекта выхода из затруднения

Цель этапа: 1) организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения;

2) зафиксировать выбор нового способа деятельности и средств для его реализации.

Организация учебного процесса на этапе 4:

Учитель математики

Запишите тему урока в тетрадях.

Добавим к данной числовой прямой ещё одну.

Проведём таким образом: вертикально имеющейся прямой и проходящую через начало координат, т.е. точку О.

  • Почему именно так?
  • Нельзя ли по диагонали?
  • На что похоже?
  • Какая фигура получилась? (прямой угол)
  • В математике у каждого элемента, геометрической фигуры есть свое название, имя.
  • Давайте попробуем дать название этой фигуре.
  • Как назовем, что получилось?

Дети

Предлагают свои названия

Учитель математики

Дает название, которое принято в математике: координатный угол.

- Какой первый вопрос нашей темы? (Координатный угол)

ОХ и ОУ, начало, направление, единичный отрезок.

5. Реализация построения проекта выхода из затруднения

Цель этапа: 1) переход нового знания в сознание учащихся и сохранение его там в некоторой форме:;

2) применение нового способа (обозначение точек) для решения задачи, вызвавшей затруднение;

3) зафиксировать в обобщенном виде построенный способ обозначение точек в речи и знаках, и зафиксировать преодоление трудностей.

Организация учебного процесса на этапе 5:

Учитель математики

? У нас был координатный луч, а теперь координатный угол? В чем сходство? Различие?
Начало координат Совпадает с началом координат первой прямой
Единичный отрезок Выбираем такой же, как на первой прямой
Направление. Принято, что направление идет вверх
-Назовите координаты точки G. Как вы будете действовать? Какую координату вначале, затем?
-Запишите координаты точки G. Как прочитать эту запись? Эту запись можно прочитать так:

  1. Точка G с координатами 2 и 3;
  2. Координаты точки G – пара чисел 2 и 3.

Учитель математики

Как же определить координаты точки на плоскости?

Дети

Чтобы определить координаты точки на плоскости, нужно провести вертикальную ось Y, с началом в точке О, и на пересечении найти координаты, определить координаты на каждом из числовых (координатных) лучей

Учитель математики

Как называется такой угол?

Дети

прямой

Учитель математики

Какой получается угол по величине? Как можно проверить?

Дети

90°, угольником

Учитель математики

Тогда координата точки G будет записана таким образом: (2;3 )

На первом месте записывается координата по оси X, на втором – по оси Y.

 Переставлять координаты точки местами нельзя!

6. Первичное закрепление во внешней речи. Работа в микрогруппах и парах.

Цель этапа: зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи, проверить своё умение применять новое учебное содержание в типовых условиях.

Организация учебного процесса на этапе 6:

Учитель математики

Научиться кодировать точки и декодировать координаты точки должны уметь все. - Что вам необходимо выполнить сейчас?

Дети

Потренироваться всем вместе.

Работа в группах Игра «Из рук в руки» (Приложение 1 слайд 5)

Задача

На острове сокровищ была пещера, в которой Флинт спрятал свои сокровища. Вход в пещеру был тщательно замаскирован, и найти его мог только старый пират Бен Ган. Он оставил для потомков шифрованное письмо с описанием системы координат, где спрятан клад.  Нанесите на карту объекты: А – форт, N – наблюдательная вышка, В – бухта, С – склад, D – водопад, Е – гора.

А сосед по группе восстановит координаты и нанесет на карту следующий объект. (Приложение 2)

Учитель математики

Я вижу, что вы закончили данную работу, проверим ее.

Динамическая пауза

Дети

Проводит дежурный в классе.

7. Включение в систему знаний и повторение работа за компьютером.

Цель этапа: тренировать навыки использования нового содержания совместно с ранее изученным: кодирование информации;

Организация учебного процесса на этапе 7:

Учитель информатики

В раздаточном материале представлена информация. «Треугольник» (Приложение 3)

 Какая информация представлена в задании?

Дети

Графическая

Учитель информатики

Можно ли ее закодировать?

Дети

Как?

Дети

Координатами

Учитель информатики

Как назовем такой метод?

Дети

Метод координат.

Учитель информатики

Работаем в парах. На нетбуках наносим отрезки: один ученик ставит точку, второй ученик записывает координаты и ставит новую точку и т.д.

8. Самостоятельная работа с самопроверкой

Цель этапа:   проверить своё умение применять новое учебное содержание в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с образцом для самопроверки и с эталоном для самопроверки.

Организация учебного процесса на этапе 8:

Учитель информатики

Вы работали все вместе, в парах? Что нужно сделать вам на следующем этапе?

Выполнить самостоятельную работу

Учитель информатики

Откройте РТ на странице 69 Прочитайте задания самостоятельной работы. Есть ли вопросы? Выполните на выбор 1 или 2 вариант.

Учителя матем. и инф

Проверяют правильность выполнения задания.

9. Рефлексия деятельности на уроке

Цель этапа:   1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

2) оценить собственную деятельность на уроке;

3) обсудить и записать домашнее задание.

Организация учебного процесса на этапе 9:

Учитель информатики

Наш урок подходит к концу подведет его итоги.

Учитель математики

Какую цель мы ставили на уроке?

Учитель информатики

Нашли способ решения задачи? Какой?

Учитель математики

Что нового вы сегодня узнали? Какие знания вам помогли в работе сегодня на уроке?

Учитель информатики

Как вы думаете, а где в жизни нам может пригодиться такое кодирование и декодирование?

Учитель математики

Проанализируйте свою работу на уроке, ответив на вопросы, поднимая руку, если для вас высказывание является истинным.

  1.  Я смогу отметить любую точку на координатной плоскости.
  2. Я смогу сам найти координаты точки.
  3. Я могу ориентироваться в координатной плоскости.
  4. В самостоятельной работе у меня все получилось.

В самостоятельной работе у меня были ошибки, но я их нашел, понял причину и исправил.

Большинство поднятых рук на первые 4 высказывания говорит нам о том, что вы сегодня на уроке поработали очень хорошо. Молодцы!

10. Информация о домашнем задании

Цель этапа:  осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Организация учебного процесса на этапе 10:

Учитель математики

Посмотрите на доску и запишите номера заданий для домашней работы.

Найдите их в учебнике. Понятны они вам?

Всем спасибо. Собирайтесь. Урок закончен. Желаем вам удачи на следующих уроках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 5 классе в технологии деятельностного метода "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями" (урок открытия новых знаний)

Стандарты второго поколения предполагают переход с объяснительного на деятельностный метод обучения, в основе которого лежит "рефлексия самоорганизации" - возникло затруднение, значит надо прекратить ...

Урок "открытия" нового знания по теме "Книга-это друг,советчик" 5 класс

Презентация к уроку по литератруре в 5 классе "Книга-это друг,советчик"...

Урок математики в 5 классе в технологии системно-деятельностного метода "Объем прямоугольного параллелепипеда" (урок открытия новых знаний).

Стандарты второго поколения предполагают переход с обьяснительного на деятельностный метод обучения, в основе которого лежит "рефлексия самоорганизации"-возникло затруднение, значит надо  прекрат...

Урок математики в 6 классе в технологии деятельностного метода «Умножение дробей» (урок открытия новых знаний)

Урок математики в 6 классе в технологии деятельностного метода«Умножение дробей»(урок открытия новых знаний)...

Конспект урока открытия новых знаний по теме "Уравнение cos x = a" 10 класс

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды...

Конспект урока открытия новых знаний по теме "Уравнение cos x = a" 10 класс

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды...

Урок открытия нового знания по теме: «Внутренняя политика Екатерины II», 8 класс

Цель урока: узнать об особенностях и содержании мероприятий внутренней политики Екатерины II;- продолжить развитие у учащихся различных УУД в соответствии с запланированными предметными, метапред...