Урок открытия нового знания по теме: «Внутренняя политика Екатерины II», 8 класс
план-конспект урока по истории (8 класс)

Шалашова Марина Александровна

Цель урока: узнать об особенностях и содержании мероприятий внутренней политики Екатерины II;

- продолжить развитие у учащихся различных УУД в соответствии с запланированными предметными, метапредметными, личностными результатами;

- создать условия для воспитания у учащихся мировоззрения, направленного на ответственное отношение к труду, образованию на основе информации о личности и деятельности Екатерины II.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок открытия нового знания по теме: «Внутренняя политика Екатерины II»

8 класс

Цели: узнать об особенностях и содержании мероприятий внутренней политики Екатерины II;

- продолжить развитие у учащихся различных УУД в соответствии с запланированными предметными, метапредметными, личностными результатами;

- создать условия для воспитания у учащихся мировоззрения, направленного на ответственное отношение к труду, образованию на основе информации о личности и деятельности Екатерины II.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

-смогут назвать основные мероприятия внутренней политики Екатерины II;

- сформулируют и выскажут мнение о необходимости в реализации преобразований эпохи « Просвещенного абсолютизма»;

- смогут правильно использовать исторические термины («Просвещенный абсолютизм», Уложенная комиссия, кодификация, секуляризация, «Устав благочиния»).

Регулятивные УУД:

- примут участие в планировании собственной деятельности на уроке;

- самостоятельно оценят достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

- научатся находить информацию в тексте;

- научатся вести самостоятельный отбор информации, ее преобразование в опорный конспект;

- научатся сравнивать информацию, полученную из разных источников (из текста, презентации, кластера);

- сформулируют и проаргументируют мнение по проблеме.

Коммуникативные УУД:

-примут участие в обсуждении в ходе дискуссии.

- смогут задуматься о важности для себя учебы и познания нового, ценности труда, образования, необходимости просвещения народа;

Личностные УУД:

сумеют проявить самостоятельность в высказывании и отстаивании собственной точки зрения;

- смогут научиться понимать и принимать точки зрения окружающих;

- сумеют применять исторические знания для оценивания собственного поведения и поведения окружающих (на основе информации о личности и деятельности Екатерины II).

Словарь урока: «Просвещенный абсолютизм», Уложенная комиссия, кодификация, секуляризация.

Ресурсы урока:

  • компьютер, телевизор;
  • презентация;
  • карточки для кластера по теме «Дворцовые перевороты»;
  • рабочие листы с заданиями;
  • портреты исторических деятелей XVIII века.

1.ОРГ. МОМЕНТ

  • Учитель: Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас

на уроке, надеюсь, что вы активно будете работать и реализуете все свои возможности. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь, посмотрите на своих одноклассников и подарите им свои положительные эмоции.

2.АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

- Давайте вспомним, какую главу вы уже изучили? ( Дворцовые перевороты)

- Назовите дату этой эпохи? (1725-1762 гг.)

- Предлагаю вам вспомнить события данной эпохи и составить кластеры, связанные с правителями эпохи Дворцовых переворотов. Вы видите портреты правителей, подберите даты правления, развешенные на карточках в классе. Определите, что относится к правителям и приведите в соответствие карточки и исторические факты (работа по группам)

Слова к кластеру.

Екатерина I ( 1725-1727)

- Создание Верховного Тайного совета

- Влияние А.Д. Меньшикова

- Открытие Академии наук и художеств

- Жена Петра I

Пётр II ( 1727-1730)

- Ссылка Меньшикова в г. Берёзов

- Перенос столицы из Санкт-Петербурга в Москву

- Влияние Долгоруких

- Несостоявшаяся свадьба

Анна Иоанновна ( 1730-1740)

- «Бироновщина»

- Курляндия

- Кабинет министров

-Кондиции

-Измайловский гвардейский полк

Иван Антонович (1740-1741)

- Анна Леопольдовна

-Регент

-Ссылка Бирона

-Шлиссельбургская тюрьма

-Убийство в 23 года

Елизавета Петровна (1741-1761)

- Семилетняя война

- Московский университет 1755 г.

-Конференция при Высочайшем дворе

- Русско-шведская война

Пётр III ( 1761-1762)

- Немецкая принцесса София Фредерика Августа

-Манифест о вольности дворянской

-Фридрих II

-Союз с Пруссией

3.МОТИВАЦИЯ

Учитель:

Императрица, о которой мы будем говорить сегодня, при рождении получила имя Софья Фредерика Августа, ее родители: Христиан-Август Ангальт-Цербстский и Иоганна-Елизавета Гольштейн-Готторпская

 -Посмотрите на портрет императрицы. Вы можете назвать её имя? (Екатерина II).

Историческая справка:

Годы правления:

1762 — 1796

Годы жизни:

2 мая 1729 г. –

 6 ноября 1796 г. (67 лет)

Коронация:

1 (12 сентября) 1762

Предшественник: Петр III

Преемник: Павел I

Сегодня мы проводим урок, который связан с эпохой, наступившей после Дворцовых переворотов. Как она называется? (Эпоха Екатерины II.) Вам предстоит изучить материал по данной теме. Определите тему урока.  Тема урока: «Внутренняя политика Екатерины II».

- Запишите дату и тему урока в тетради. Записывают дату и тему урока

4.ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ

Определите цели урока, используя алгоритм определения целей урока.

Сегодня на уроке мы сможем:

- узнать: что такое «Просвещённый абсолютизм», Уложенная комиссия, секуляризация, кодификация, реформы в России Екатерины II .

понять: все новые термины, содержание реформ Екатерины II, их влияние на общество.

усвоить: материал урока.

- умения: работа с текстом, наглядностью, династической схемой «Династия Романовых», дополнительными рубриками, со словарём, схемой, создание опорного конспекта.

  • Работать будем по этому плану:

1. Екатерина II – правительница России.

2. «Просвещённый абсолютизм».

3. Уложенная комиссия.

4. Реформы Екатерины II.

5. Итоги урока.

6. Домашнее задание.

По ходу урока вам предстоим сделать опорный конспект из этих элементов.

5.ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ.

1вопрос. Екатерина II– правительница России.

Екатерина поставила себе цель завоевать расположение императрицы, своего мужа и русского народа. На странице 9, параграфа 18 прочитайте 1 абзац, и назовите черты, которые помогали ей реализовывать свои цели. (Трудолюбие, воля, упорство, любознательность найдите в тексте пункта 1 те качества, которые характеризуют психологический портрет Екатерины II (воля, терпение, гибкость ума, чувство меры в действиях, умела выбирать и привлекать на службу лично неприятных людей, но умных и способных, щедро их награждала, хладнокровие сочеталось с честолюбием, фаворитам находила применение с пользой для государства: Григорий Орлов подавил Чумной бунт в Москве в 1771 г., Григорий Потёмкин стал генерал-губернатором Новороссии, президентом военной коллегии, патриотизм и обаяние сочетались с отсутствием угрызений совести, к соперникам была беспощадна.)

С необычным упорством Екатерина изучает язык, нравы, культуру, встает по ночам. «Слишком умна», - говорит о неё Елизавета I и приказывает прекратить занятия

- Скажите при каких обстоятельствах Екатерина II стала императрицей? ( Во время дворцового переворота 1762 г., когда в пьяной драке её муж Пётр III был убит графом Орловым, фаворитом Екатерины II). Недовольство было связано с многими причинами, одна из которых: Желание императора избавится от супруги

2 вопрос. «Просвещённый абсолютизм».

Учитель: Эпоху Екатерины II называю эпоха просвещенного абсолютизма. Как мы понимаем этот термин? Что он означает? Когда мы не знаем слово, где мы можем в учебнике его найти? (Словарь урока) Найдите определение в рубрике «Запоминаем новые слова» и запишите его.

«Просвещенный абсолютизм» – государственная политика в XVIII веке, направленная на преобразование наиболее устаревших сторон жизни общества.

- Какие? (упадок крестьянского хозяйства, мануфактурное производство развивалось медленно, рынок рабочей свободной силы для развития промышленности отсутствовал, постоянно не хватало денег в казне). Екатерина II,  хорошо знавшая труды французских просветителей Вольтера, Дидро, Руссо, Монтескье, Аламбера, пыталась воплотить в жизнь их некоторые идеи политики «Просвещенного абсолютизма». Такое общее направление внутренней политики было характерно для ряда европейских монархий: Дании, Австрии, Пруссии, Испании.

Главными мероприятиями в рамках «просвещенного абсолютизма» были реформы Екатерины II, 3 вопрос. Уложенная комиссия.

Екатерина II имела свое видение политики «Просвещенного абсолютизма», которое изложила в «Наказе» Уложенной комиссии.

Учитель: Что означает этот термин? Найдите определение в рубрике «Запоминаем новые слова».

Уложенная комиссия (1767-1769) – временный коллегиальный орган в истории России XVIII в., созываемый для кодификации законов, вступивших в силу после Соборного уложения 1649 г.

Колесо истории задаёт нам вопросы. Давайте ответим на некоторые из них при помощи викторины « Колесо истории». Ответы найдёте в учебнике п.2 с.10-11

1? Кто участвовал в Уложенной комиссии? ( 564 представителя российского общества – 223 дворянина, 192 выборных от городов, депутаты от казаков и народов Поволжья, Приуралья, Сибири. Интересы помещичьих крестьян представляли господа, черносошным крестьянам отведено 20 мест).

2? Что говорилось в «Наказе», составленной Екатериной II , с которым познакомили собравшихся?

3? Почему не удалось создать свод новых законов?

4 вопрос. Реформы Екатерины II.

Внутреннюю политику Екатерины II характеризуют многочисленные реформы.

Реформы Екатерины II

1763г.- Реформа Сената.

1764 г.- Секуляризация церковных земель.

1775 г.-Губернская реформа.

1782 г.-Полицейская реформа.

1785 г.- Жалованная грамота дворянству.

1785 г. - Жалованная грамота городам.

1786 г.- Школьная реформа.

А сейчас давайте найдём содержание этих реформ в тексте учебника п.3. (работа по группам)

1763г.- Реформа Сената (Сенат был разделён на 6 департаментов, которые ведали определёнными сферами управления, изъятие законодательных функций, которые сохранялись у монарха).

1764г.- Секуляризация церковных земель (сделала государственными 910 тыс. церковных и монастырских душ; при этом церковь сохранила право владеть недвижимостью, но потеряла землю, обрабатывавшиеся подневольным трудом).

1775г.-Губернская реформа (« Учреждения для управления губерний» ввела новую систему местных органов власти. Вместо 15 было создано 50 губерний; вместо 3-х уровнего административно - территориального устройства (губерния –провинция- уезд) вводилось 2-х уровневое ( губерния - уезд: 300-400 тыс. душ, 20-30 тыс. душ. Многие функции перешли от центральных коллегий к губернским органам- Казённая палата и Казначейство занималась финансами, Палата уголовного и гражданского суда-судебными делами, административно -полицейская власть в уезде передавалась нижнему земскому суду во главе с капитаном – исправником, в городах - городничему, в губерниях - губернатору. 2-3 губернии объединялись под властью наместников – генерал- губернаторов. Суд отделялся от администрации: дворян судили уездный и верхний земский суды, горожан – губернский и городовой магистраты, государственных крестьян- нижняя и верхняя расправы. В губерниях были созданы приказы общественного призрения, ведали народными училищами, сиротскими домами, больницами, богадельнями, аптеками).

1782 г.-Полицейская реформа ( Был издан «Устав благочиния» - закон о полиции, которой поручались воспитание и контроль за выполнением поданными своих обязанностей).

1785г.- Жалованная грамота дворянству (Было создано дворянское самоуправление: в губерниях и уездах избирали губернских и уездных предводителей дворянства, обсуждали дворянские «нужды и пользы», ходатайства и жалобы губернатору).

1785г. - Жалованная грамота городам ( вводила городское самоуправление. «Собрание градского общества» избирало городского голову и городскую думу. Они ведали благоустройством города, городским хозяйством, «заведением» нужных городу зданий, пристаней, амбаров, магазинов и их санитарным состоянием, но под контролем городничего из дворян. Дума была шестигласная по количеству выборных от 6-ти групп. Избирательным правом обладали лишь обыватели, достигшие 25 лет и имеющие годовой доход не менее 50 рублей).

1786 г.- Школьная реформа (создала систему бессословного среднего образования. В губернских городах открылись главные( 4-годичные), а в уездных-малые (2-годичные) народные училища. В классы набирались ученики одного возраста, уроки велись по одним программам и типовым государственным учебникам. Впервые появились сохранившиеся до нашего времени настенная доска, классный журнал, обязательные экзамены и регулярные каникулы. Впервые открылись учебное заведение для дворянских девушек – Смольный институт в Петербурге(1764) и Коммерческое училище в Москве(1772).

- Что ещё нового появилось в стране? (В 1773 году указ Синода провозгласил принцип веротерпимости, особое значение он имел для мусульман, которые могли строить мечети ранее строительство было запрещено, в 1788 году по указу Екатерины II было разрешено создание Уфимского Духовного Магометанского закона Собрания- первого муфтията в России).

Из интересного: 19 мая1768: указом Екатерины II были введены таблички с названиями городских улиц в России. 4 января1772: в Эрмитаж были доставлены 158 картин, купленных по указанию Екатерины II в Париже и послуживших основой для знаменитой картинной галереи. 27 мая 1795 была основана Императорская Публичная библиотека

- Какой вывод вы можете сделать по теме урока?

Вывод: Таким образом, чтобы выглядеть достойно в глазах просвещённой Европы Екатерина II писала Вольтеру, французскому мыслителю, что каждый крестьянин в её стране ест на обед курицу, а по праздникам –индейку. Её политика была серьёзнее, чем простое лицемерие, так как её целью было создание централизованной монархии с эффективной системой управления и законами, определявшими права сословий. Реформы были нацелены на подъём промышленности и торговли, развитие городов и просвещения – но при сохранении прежнего общественного устройства и дворянских привилегий.

Царствование Екатерины II стало «золотым веком» российского дворянства, наделив его большими почестями и привилегиями. За годы её правление дворянам было роздано более 50 млн га земли и 425 тыс. душ дворцовых и государственных крестьян.

Однако, «вольности» в конце царствования Екатерины стали выходит за рамки допустимого государыней. Найдите факты этого утверждения (п.3, с. 13)

6.ЗАКРЕПЛЕНИЕ. СОЗДАНИЕ НОВОГО ПРОДУКТА.

Сделать мини-тест по теме урока, за который вы получите оценки.

3 простых вопроса (да-нет)

1 сложный вопрос (требует  развернутого ответа)

7. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

1. § 18, вопросы и задания.

2. Сочинение «Почему эпоху Екатерины II называют «Золотым веком дворянства?»

3.Документ « Из Указа Екатерины II. 1767 г.», ответы на вопросы, с.14-15

8.РЕФЛЕКСИЯ И ОЦЕНИВАНИЕ -

Наш урок подошёл к концу. Давайте подведём итоги. Что для вас сегодня было важным и нужным в теме урока? Оценки получают ученики, которые приняли участие в работе на уроке.

В конце урока заполните карты самоконтроля учащихся.

Карта самоконтроля

ФИО _______________________________

Класс ______________________________

Тема урока

Момент урока, вызвавший интерес

Что бы я изменил в уроке.

Моя активность

( по 5-ти бальной системе)

Самооценка

( по 5-ти бальной системе)



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Родители Христиан-Август Ангальт-Цербстский Иоганна-Елизавета Гольштейн-Готторпская

Слайд 3

13 февраля 1744 София Фредерика Августа приехала в Петербург по приглашению Елизаветы Петровны , перешла из лютеранства в православие и получила имя Екатерины Алексеевны в честь Екатерины I , матери императрицы

Слайд 4

Екатерина II Великая Годы правления: 1762 — 1796 Годы жизни: 2 мая 1729 г. – 6 ноября 1796 г. (67 лет) Коронация: 1 (12 сентября) 1762 Предшественник: Петр III Преемник: Павел I

Слайд 5

1 сентября 1745 года Екатерина была обвенчана с Карлом Петром-Ульрихом (Петром Феодоровичем) — будущим императором Петром III

Слайд 6

1 октября 1754 у великого князя Петр Федоровича и его супруги Екатерины Алексеевны родился сын — будущий император Павел I

Слайд 7

5 января 1762 c мерть Елизаветы Петровны и восшествие на престол Петра III Н.Н. Ге. Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы

Слайд 8

Причины свержения Петра III «Чудачества» Петра III отталкивали дворянство Нелепое завершение Войны с Пруссией Введение новых мундиров прусского образца Слухи о войне с Данией за присоединение Шлезвига к Голштинскому герцогству Желание императора избавится от супруги

Слайд 9

Внутренняя политика Екатерины II

Слайд 10

План: 1. Екатерина II – правительница России. 2. «Просвещённый абсолютизм». 3. Уложенная комиссия. 4. Реформы Екатерины II. 5. Итоги урока. 6. Домашнее задание.

Слайд 11

Психологические черты воля, терпение, гибкость ума, чувство меры в действиях, умела выбирать и привлекать на службу лично неприятных людей, но умных и способных, щедро их награждала, хладнокровие сочеталось с честолюбием

Слайд 12

Письмо Екатерины II Вольтеру «Просвещённый абсолютизм» - это

Слайд 13

Письмо Екатерины II Вольтеру «Просвещённый абсолютизм» — политика абсолютизма второй половины XVIII в., которая выражалась в преобразовании наиболее устаревших сторон жизни общества по инициативе монарха-реформатора.

Слайд 14

В своих мемуарах Екатерина так характеризовала состояние России в начале своего царствования: Финансы были истощены. Армия не получала жалованья за 3 месяца. Торговля находилась в упадке, ибо многие ее отрасли были отданы в монополию. Не было правильной системы в государственном хозяйстве. Военное ведомство было погружено в долги; морское едва держалось, находясь в крайнем пренебрежении. Духовенство было недовольно отнятием у него земель. Правосудие продавалось с торгу, и законами руководствовались только в тех случаях, когда они благоприятствовали лицу сильному

Слайд 15

Уложенная комиссия (1767-1769) – временный коллегиальный орган в истории России XVIII в., созываемый для кодификации законов, вступивших в силу после Соборного уложения 1649 г.

Слайд 16

Колесо истории задаёт нам вопросы. Давайте ответим на некоторые из них при помощи викторины « Колесо истории». Ответы найдёте в учебнике п.2 с.10-11 1? Кто участвовал в Уложенной комиссии? 2? Что говорилось в «Наказе», составленной Екатериной II , с которым познакомили собравшихся? 3? Почему не удалось создать свод новых законов?

Слайд 17

Реформы Екатерины II 1763г.- Реформа Сената. 1764 г.- Секуляризация церковных земель. 1775 г.- Губернская реформа. 1782 г.- Полицейская реформа. 1785 г.- Жалованная грамота дворянству. 1785 г. - Жалованная грамота городам. 1786 г.- Школьная реформа.

Слайд 18

Закрепление Сделать мини-тест по теме урока: 3 простых вопроса (да-нет) 1 сложный вопрос (требует развернутого ответа)

Слайд 20

О нравстенности и жизненных идеалах Меня обворовывают так же, как и всех, но это хороший знак и показывает, что есть что воровать . Бранныя слова оскорбляют уста, из которых исходят,столько же, сколько и уши, в которыя входят. Буде увидишь пороки ближняго, — не оказывай ему свои осуждения. Мелкие слабости проходят сами собою. Человек только тогда счастлив, когда занят. Во всяком возрасте почитай родителей. Ложь изо всех вреднейших есть порок. Я хвалю громко, а порицаю вполголоса Народ, который поет и пляшет, зла не думает

Слайд 21

В период ее правления значительно увеличилась государственная территория России. Из 50 губерний 11 были приобретены в годы ее царствования. Население страны увеличилось с 19 до 34 миллионов человек. Сумма государственных доходов выросла с 16 до 68 миллионов рублей (население увеличилось - вдвое, а доходы - более, чем в четыре раза). Были построены 144 новых города (более 4 городов в год на протяжении всего царствования). Было издано более 200 законодательных актов. В Россию хлынул поток переселенцев из Европы. Почти вдвое увеличилась армия, количество кораблей российского флота выросло с 20 до 67 линейных кораблей, не считая других судов. Армией и флотом было одержано 78 блестящих побед, упрочивших международный авторитет России.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Актуализация Прием: группировка

Слайд 2

Родители Христиан-Август Ангальт-Цербстский Иоганна-Елизавета Гольштейн-Готторпская

Слайд 3

13 февраля 1744 София Фредерика Августа приехала в Петербург по приглашению Елизаветы Петровны , перешла из лютеранства в православие и получила имя Екатерины Алексеевны в честь Екатерины I , матери императрицы Прием: домысливание

Слайд 4

Екатерина II Великая Годы правления: 1762 — 1796 Годы жизни: 2 мая 1729 г. – 6 ноября 1796 г. (67 лет) Коронация: 1 (12 сентября) 1762 Предшественник: Петр III Преемник: Павел I

Слайд 5

1 сентября 1745 года Екатерина была обвенчана с Карлом Петром-Ульрихом (Петром Феодоровичем) — будущим императором Петром III

Слайд 6

1 октября 1754 у великого князя Петр Федоровича и его супруги Екатерины Алексеевны родился сын — будущий император Павел I

Слайд 7

5 января 1762 c мерть Елизаветы Петровны и восшествие на престол Петра III Н.Н. Ге. Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы

Слайд 8

Причины свержения Петра III «Чудачества» Петра III отталкивали дворянство Нелепое завершение Войны с Пруссией Введение новых мундиров прусского образца Слухи о войне с Данией за присоединение Шлезвига к Голштинскому герцогству Желание императора избавится от супруги

Слайд 9

Внутренняя политика Екатерины II Прием: подводящий диалог

Слайд 10

План: 1. Екатерина II – правительница России. 2. «Просвещённый абсолютизм». 3. Уложенная комиссия. 4. Реформы Екатерины II. 5. Итоги урока. 6. Домашнее задание. Прием: работа по шаблону узнать: что такое «Просвещённый абсолютизм», Уложенная комиссия, секуляризация, кодификация, реформы в России Екатерины II . - понять: все новые термины, содержание реформ Екатерины II, их влияние на общество. - усвоить: материал урока. умения: работа с текстом, наглядностью, дополнительными рубриками, со словарём, схемой, создание опорного конспекта.

Слайд 11

Психологические черты воля, терпение, гибкость ума, чувство меры в действиях, умела выбирать и привлекать на службу лично неприятных людей, но умных и способных, щедро их награждала, хладнокровие сочеталось с честолюбием

Слайд 12

терпение воля чувство меры в действиях Прием: анализ текста

Слайд 13

Письмо Екатерины II Вольтеру «Просвещённый абсолютизм»

Слайд 14

«Просвещённый абсолютизм» — политика абсолютизма второй половины XVIII в., которая выражалась в преобразовании наиболее устаревших сторон жизни общества по инициативе монарха-реформатора. Прием: работа с понятием

Слайд 15

В своих мемуарах Екатерина так характеризовала состояние России в начале своего царствования: Финансы были истощены. Армия не получала жалованья за 3 месяца. Торговля находилась в упадке, ибо многие ее отрасли были отданы в монополию. Не было правильной системы в государственном хозяйстве. Военное ведомство было погружено в долги; морское едва держалось, находясь в крайнем пренебрежении. Духовенство было недовольно отнятием у него земель. Правосудие продавалось с торгу, и законами руководствовались только в тех случаях, когда они благоприятствовали лицу сильному

Слайд 16

Уложенная комиссия (1767-1769) – временный коллегиальный орган в истории России XVIII в., созываемый для кодификации законов, вступивших в силу после Соборного уложения 1649 г. Прием: работа с понятием

Слайд 17

Колесо истории задаёт нам вопросы. Давайте ответим на некоторые из них при помощи викторины « Колесо истории». Ответы найдёте в учебнике п.2 с.10-11 1? Кто участвовал в Уложенной комиссии? 2? Что говорилось в «Наказе», составленной Екатериной II , с которым познакомили собравшихся? 3? Почему не удалось создать свод новых законов?

Слайд 18

Реформы Екатерины II 1763г.- Реформа Сената. 1764 г.- Секуляризация церковных земель. 1775 г.- Губернская реформа. 1782 г.- Полицейская реформа. 1785 г.- Жалованная грамота дворянству. 1785 г. - Жалованная грамота городам. 1786 г.- Школьная реформа. Прием: работа в группе (учимся сообща)

Слайд 19

Закрепление Сделать мини-тест по теме урока: 3 простых вопроса (да-нет) 1 сложный вопрос (требует развернутого ответа) Прием: толстые и тонкие вопросы

Слайд 20

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 1. § 18, вопросы и задания. 2. Сочинение «Почему эпоху Екатерины II называют «Золотым веком дворянства?» 3.Документ « Из Указа Екатерины II. 1767 г.», ответы на вопросы, с.14-15

Слайд 21

Момент урока, вызвавший интерес Чтобы я изменил в уроке Моя активность ( по 5-ти бальной системе) Самооценка ( по 5-ти бальной системе) План 1. Екатерина II – правительница России. 2. «Просвещённый абсолютизм». 3. Уложенная комиссия. 4. Реформы Екатерины II. 5. Итоги урока. 6. Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "открытия" нового знания по теме "Книга-это друг,советчик" 5 класс

Презентация к уроку по литератруре в 5 классе "Книга-это друг,советчик"...

Урок открытия новых знаний по теме "Координатная плоскость". Математика 6 класс. Учебник Петерсон Л.Г.

Материал содержит конспект урока математики 6 класса по теме "Координатная плоскость". Первый урок в теме - урок открытия новых знаний....

Конспект урока "открытия" нового знания по теме: "Прямоугольный параллелепипед" 5 класс

Представлен конспект урока "открытия" нового знания по теме: "Прямоугольный параллелепипед" (с УУД)...

Урок открытия нового знания по теме "Измерение углов" 5 класс по учебнику И.И.Зубаревой

При разработке урока учтены требования ФГОС к современному уроку...

Урок открытия новых знаний по теме "Умножение десятичных дробей"(5 класс,учебник Н.Я. Виленкина)

Урок первый в системе уроков по теме «Умножение десятичных дробей». Урок тесно связан с предыдущим материалом и работает на последующие уроки.Класс:     5Тип урока: Урок откр...

Урок открытия нового знания по теме "Измерение углов.Транспортир."5 класс.

Предлагаемый мной материал будет интересен коллегам,работающим по ФГОС-он содержит технологическую карту урока открытия нового знания по теме"Измерение углов.Транспортир".Цель урока-формирование общег...

Урок открытия нового знания по теме "Задачи на движение по реке", 5 класс

Урок открытия нового знания по теме "Задачи на движение по реке", 5 класс...