Урок по теме :"Прямоугольный параллелепипед" 5 класс Мордкович
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему

Федорова Елена Анатольевна

Технологическая карта урока с презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.pptx2.67 МБ
Microsoft Office document icon tehnologich._karta.doc123 КБ
Файл ustnyy_schet.docx14.18 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРЯМОУГОЛЬНЫЙ ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕД. 5 класс

Слайд 2

«Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом» (А. Франц)

Слайд 3

Устный счет 140 : 7 = 4,6 + 3,8 = 4,65 * 1 = 10 – 1,6 = 0 * 124 = 27 – 27 = 54 : 2 = 0 : 145 = 3 3 = 60 – 40 = 2 3 = 5 2 - 5 = 3 2 + 18 = 6 2 + 12 = А 8,4 И 8 Р 4,65 М 18 Д 48 П 20 Т 45 З 9 Е 27 Ж 41 Л 0

Слайд 4

ПРЯМОУГОЛЬНЫЙ ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕД.

Слайд 5

1 7 4 3 10 8 5 6 2 9

Слайд 7

Прямоугольный параллелепипед

Слайд 8

Сегодня на уроке вы узнаете: Что такое прямоугольный параллелепипед? Сколько ребер, вершин и граней у параллелепипеда? Их свойства. Как изобразить прямоугольный параллелепипед?

Слайд 10

Прочитайте текст учебника на страницах 232-233 и составьте описание прямоугольного параллелепипеда Работаем в парах

Слайд 11

Вершины: 8(точки) Ребра: 12(отрезки) Грани: 6(прямоугольники)

Слайд 12

ВЕРШИНЫ A B C D К F М H

Слайд 13

РЁБРА A B C D К F М H

Слайд 14

ГРАНИ

Слайд 15

Учимся изображать ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕД Задание №1 Алгоритм построения Скопируйте в тетрадь параллелепипед, изображенный на рисунке, следующим образом: н ачертите переднюю(видимую) грань параллелепипеда; п роведите видимые и невидимые ребра боковых граней; н ачертите заднюю(невидимую) грань.

Слайд 17

Учимся изображать ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕД Задание №2 Достройте куб:

Слайд 18

Задача Маша сказала: « Я думаю, не обязательно пересчитывать ребра и вершины прямоугольного параллелепипеда, чтобы узнать их число. Можно рассуждать так: Параллелепипед имеет 6 граней, каждая грань имеет 4 стороны, значит п араллелепипед имеет 6*4=24 ребра. Рассуждая точно так же по поводу вершин, получаем, что параллелепипед имеет 6*4=24 вершины.» Найдите ошибки в рассуждениях Маши.

Слайд 19

Возьмите карандаш и закрасьте свой прямоугольный параллелепипед на столько процентов, на сколько вы усвоили материал этого урока: Зеленым- мне было комфортно и спокойно, я поглощал знания с аппетитом; Желтым- мне было скучно и не интересно; Красным- мне было тревожно и волнительно

Слайд 20

РЕФЛЕКСИЯ НА УРОКЕ Я узнал… Я научился… Мне понравилось… Я затруднялся… Моё настроение…

Слайд 21

СПАСИБО ЗА УРОК ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ п.50 -чит., учить определения.; №911, №913, или Вычислите, сколько бумаги потребуется для оклеивания вашего прямоугольного параллелепипеда, чтобы придать ему эстетичный нарядный вид. Как называется вычисленная величина?

Слайд 22

Подведем итоги - Как вы понимаете понятие «геометрические тела»? -Чем отличаются многогранники от круглых тел? -Какую фигуру называют параллелепипедом? -Почему он называется прямоугольным? -Почему параллелепипед получил такое название? -Что называется гранями прямоугольного параллелепипеда? -Какими фигурами являются вершины? Ребра?



Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                               Федорова Е. А. учитель математики

                                                                                                                                                                                                                                                             МБОУ «СШ №10»

г. Нижневартовск

Технологическая карта урока по учебному предмету «Математика» в 5-ом классе на тему «Прямоугольный параллелепипед»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Тема

Прямоугольный параллелепипед.

Цели темы:

Дидактическая цель: сформировать наглядное  представление о пространственных фигурах: прямоугольный параллелепипед и куб, их элементов;  выработать первичное умение выполнять изображения пространственных фигур

Цели по содержанию:

 - Обучающие: ввести понятие прямоугольного параллелепипеда, его элементов; научить распознавать прямоугольный параллелепипед среди окружающих нас предметов,  учить изображать прямоугольный параллелепипед.

 - Развивающие: способствовать развитию логического, аналитического, критического мышления; интереса к математике; развивать грамотную математическую речь; работать с текстом

- Воспитательные: воспитывать культуру математических записей, воспитывать активность, аккуратность, воспитывать культуру поведения при фронтальной, парной и индивидуальной работе.

Основное содержание темы, термины и понятия

Наглядные представления о пространственных фигурах: куб, параллелепипед, их элементов. Изображение пространственных фигур.

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Планируемый результат:

Предметный: совершенствовать вычислительные навыки, изучить элементы прямоугольного параллелепипеда;

Личностные УУД: формировать учебную мотивацию, адекватную самооценку, необходимость приобретения новых знаний;

Познавательные УУД: формировать понятие прямоугольного параллелепипеда, его элементов, способ построения прямоугольного параллелепипеда, развивать умение работать с текстом

Регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения;

Коммуникативные УУД: воспитывать любовь к математике, коллективизм, уважение друг к другу, умение слушать, дисциплинированность, самостоятельность мышления.

Организация пространства

 Учебный кабинет

Межпредметные связи

 Формы работы

 Ресурсы

1.УМК И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович Математика:

  • учеб. для 5 кл. для учащихся общеобразоват. учреждений / И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович,  – М.: Мнемозина, 2012. ;
  • компьютер, медиапроектор, интерактивная доска 
  • карточки-задания,
  • каркасные модели геометрических тел: куб, прямоугольный параллелепипед.

2. Презентация к уроку.        


СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап

урока

Решаемая задача

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Название используемых ЭОР, гиперссылка

УУД

1

2

3

4

5

6

1

Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности

(ИКТ, здоровьесберегающаятехнологии)

Включение учащихся в учебную деятельность

  • Здравствуйте, ребята!
  • Я рада приветствовать Вас на уроке математики.
  • Сегодня мы с вами отправимся в путь за знаниями.
  • В дорогу мы возьмем только самое необходимое: хорошее настроение и наши знания.
  • Прочитайте известное высказывание Анатоля Франца, которое и будет девизом нашего урока. Как Вы понимаете эти слова?
  • Мы будем мыслить, рассуждать, исследовать и, думаю, с удовольствием получать новые  знания по математике.

  • А начнем мы с устного счета?                                     

Приветствие.

Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом.

(А. Франц).

Выслушиваются ответы учеников.

Слайд  №1

Слайд №2

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности.

Личностные: самоорганизация, мотивация учения.

2

Актуализация знаний и проверка д/з

(ИКТ, здоровьесберегающая технологии)

Актуализация знаний, фиксирование индивидуальных затруднений, организация коммуникативного взаимодействия

Устный счет

  • Мы будем решать примеры, ответы записывать на листочках, а набор букв запишите в тетрадь. В конце мы получим слово.
  • Оцените свою работу, поставьте отметку
  • Какое слово мы получили?
  • Давайте проговорим это слово по слогам все вместе.

Включаются в деловой ритм урока.

 

Учащиеся отвечают на вопросы.

 

ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕД

Слайд №3

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание самооценка.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

3

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

 (проблемно-диалогического обучения, ИКТ, здоровьесберегающая технологии)

  • Кто уже догадался и  может мне сформулировать тему нашего урока?
  • Тема нашего урока «Прямоугольный параллелепипед».
  •  Это слово очень сложное, поэтому запишите его без ошибок, проговаривая его про себя. Здесь у нас две буквы Л

  • Сегодня на уроке вы узнаете:…

Ученики формулируют тему урока, записывают её в тетрадь:

Прямоугольный параллелепипед

Читают задачи урока по слайду:

  1. Что такое прямоугольный параллелепипед?
  2. Сколько ребер, вершин и граней у параллелепипеда? Их свойства.
  3. Как построить прямоугольный параллелепипед?

Слайд №4

Познавательные: анализируя и сравнивая выбираемые задания, извлекают необходимую информацию для подведения под новое понятие

Регулятивные: в ситуации затруднения регулируют ход мыслей,планирование

Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументируют свое мнение

4

Открытие нового знания.

  • Разделите фигуры на группы. Признак, по которому вы разделите фигуры определите самостоятельно.
  • Давайте обратим внимание на группы: плоские и объемные фигуры.
  • Чем отличается плоские фигуры от объемных? Какие еще фигуры вы можете назвать?

Сегодня мы подробнее познакомимся с одним из многогранников- прямоугольным параллелепипедом.

Посмотрите вокруг- какие предметы имеют форму этой фигуры?

Лабораторная работа – исследование

Давайте поработаем с моделями многоугольных параллелепипедов, которые лежат у вас на столах - вы заготовили их дома.

Задание № 1. 

  • Рассмотрите свои модели и покажите ребра, грани, вершины.
  • Возьмите  карандаш и отметьте на вашей модели многогранника все вершины.

Если вам сложно, давайте обратимся к учебнику.

Задание № 2.

  • -Прочитайте текст учебника на страницах 232-233 и составьте описание прямоугольного параллелепипеда
    Работаем в парах

  • Помогайте друг другу. Посмотрите на соседа по парте – если у него не получается – помогите ему.
  • Давайте заслушаем описание нашего нового знакомого- параллелепипеда, а вы задавайте вопросы.
  • Кто может дополнить информацию?
  • Молодцы!
  • А теперь вы можете ответить ,  сколько было вершин? Граней , ребер?
  • Как можно назвать грани?
  • Хорошо! Приготовьте опять цветные карандаши.
  • Следующее задание.

Задание № 3. 

  • Закрасьте равные грани одним цветом.
  • Сколько граней вы закрасили?
  • Кому трудно – посмотрите на экран.

  • Берем карандаш другого цвета и закрашиваем еще другие равные грани. Сколько будет их?
  • При затруднении можете взглянуть на экран.

  • Хорошо. Сколько граней у нас осталось не закрашено?

  • Молодцы! У нас с вами был целый цех по определению граней многогранника. А теперь уберите карандашики!

  • Посмотрите на экран. Принято грани еще называть:
  • Красные – верхние и нижние
  • Зеленые – передние и задние
  • Желтые – боковые или левая и правая.
  • Сколько всего граней у нас получилось?

  • А теперь вам такое задание:

Задание: 

Найдите значение выражения

Г+В-Р

  • Что это за выражение, кто догадался?
  • Что означают буквы Г, В и Р?
  • Хорошо вычисляем…
  • Кто не понял, что нужно сделать? Сколько у нас граней…

  • А как вы думаете, если взять другой многогранник, то получится такой же ответ?

  • Например, если взять пирамиду?

ВЫВОД: Какой бы мы многогранник не взяли – результат не изменится!

  • Вы можете это проверить дома. Например, взять изображение многогранника из Интернета – посчитать количество граней, вершин и ребер и попробовать найти значение выражения по выражению Г+В-Р.

Делят фигуры на группы.

(По цвету, по размеру, по объему)

- это геометрические тела,

- …у которых много граней…

- …тела вращения…

- нет ребер…

Пытаются найти элементы.

Работают в парах

Описывают параллелепипед  по тексту учебнику-1 у доски, демонстрирует на своей модели.

Работают с моделями

Работа в парах

Закрашивают

 

Г – грани, В – вершины, Р - ребра

6+12-8=2

  • Необязательно…
  • Не изменится…

Слайд №5

Слайд №6

Слайд № 7

Слайд №9

Слайд №6

Слайд №10

Слайд №7-9

Слайд № 11

Слайд №12-14

Познавательные: структурирование собственных знаний,классификация.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные: оценивание усваиваемого материала.

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

5

Первичное закрепление

Применение  полученных знаний в процессе работы  

А теперь давайте посмотрим на свои фигурки и попробуем изобразить их на плоскости тетради.

Алгоритм построения прямоугольного параллелепипеда.

  • Прочитайте данный алгоритм.

---Почему добавлено слово видимая грань?

--Что мы ей изображаем?

  • Выполняем задание в рабочих тетрадях. Вам потребуется простой карандаш и линейка.
  • Изобразите видимую (переднюю) грань. Какую форму она имеет?

  • Проводим. Как мы проводим видимее грани?
  • А не видимые?
  • Правильно говорят – штриховой линией.

  • Итак, вам нужно скопировать картинку себе в тетрадь. Что это значит?
  • У вас должна получиться такая картинка как на слайде.
  • У кого так - поднимите руку.
  • У кого почти так – поднимите руку

  • Давайте познакомимся с еще одним многогранником, о котором сегодня не было еще сказано ни одного слова.

  • Что это за многогранник? Кто знает?

  • У кого на столе модель многогранника – куб. Покажите.

Читают алгоритм со слайда:

  • Начертите переднюю (видимую) грань параллелепипеда.

- Чтобы показать объем геометрического тела нужно использовать пунктирную линию.

- Невидимые грани.

- Форму прямоугольника.

  • Проведите видимые и невидимые ребра боковых граней.

- Сплошной линией.

- Пунктирной.

  • Начертите заднюю (невидимую) грань.

- Начертить точь-в-точь.

Куб

Слайд №15,16

Слайд №17

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: формирование умения оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

6

Физкультминутка.

Снять мышечное статическое напряжение, закрепление знаний по пройденной теме.

-Проверим умеете ли вы считать.

-Сжать кисти рук столько раз, чему равна площадь прямоугольника со сторонами 3см и 2см.

--Вращаем туловищем столько раз, чему равен периметр этого прямоугольника.

-Приседаем столько, чему равна площадь квадрата со стороной 3см.

- 6 раз

 10 раз

- 9 раз

Личностные: отдых, активизация деятельности на уроке.

7

Применение новых знаний

Применение  полученных знаний в процессе работы  

Прочитайте задачу и найдите ошибки в рассуждениях Маши

8

Итог урока (рефлексия)

(здоровьесберегающая технология)

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности

  • Ребята оцените свою работу на уроке

Возьмите карандаш и закрасьте свой прямоугольный параллелепипед на столько процентов, на сколько вы усвоили материал этого урока:

  • Зеленым- мне было комфортно и спокойно, я поглощал знания с аппетитом;
  • Желтым- мне было скучно и не интересно;
  • Красным- мне было тревожно и волнительно

 и продолжите фразу на листочках

  • Было интересно….
  • Какое открытие мы сегодня сделали….
  • Как нам удалось открыть правила…
  • Что понравилось на уроке…
  • В чём затруднение…
  • Не бойтесь говорить, как есть. У вас ещё всё впереди, это первый урок по этой теме.
  • Спасибо ребята за урок.

Ученики отвечают на  вопросы,  задают вопросы, если они есть, анализируют свою работу на уроке.

Слайд №18

Слайд №19

Регулятивные: зафиксированное учебное действие, оценка собственной деятельности

9

Подача домашнего задания

(здоровьесберегающая технология)

Закрепление знаний, умений, полученных на уроке;

Воспитание ответственного отношения к учебному труду.

Краткое пояснение домашнего задания.

                                                   

                                               

Записывают домашнее задание, задают вопросы по выполнению домашнего задания.

  1. п.50 -читать., учить определения.;
  2. №911, №913,

 или

 Вычислите, сколько бумаги потребуется для оклеивания вашего прямоугольного параллелепипеда, чтобы придать ему эстетичный нарядный вид. Как называется вычисленная величина?

Слайд №20



Предварительный просмотр:

Ф.И.

Ф.И.

Ф.И.

Ф.И.

Ф.И.

Ф.И.

140 : 7 =

140 : 7 =

140 : 7 =

140 : 7 =

140 : 7 =

140 : 7 =

4,6 + 3,8 =

4,6 + 3,8 =

4,6 + 3,8 =

4,6 + 3,8 =

4,6 + 3,8 =

4,6 + 3,8 =

4,65 * 1 =

4,65 * 1 =

4,65 * 1 =

4,65 * 1 =

4,65 * 1 =

4,65 * 1 =

10 – 1,6 =

10 – 1,6 =

10 – 1,6 =

10 – 1,6 =

10 – 1,6 =

10 – 1,6 =

0 * 124 =

0 * 124 =

0 * 124 =

0 * 124 =

0 * 124 =

0 * 124 =

27 – 27 =

27 – 27 =

27 – 27 =

27 – 27 =

27 – 27 =

27 – 27 =

54 : 2 =

54 : 2 =

54 : 2 =

54 : 2 =

54 : 2 =

54 : 2 =

0 : 145 =

0 : 145 =

0 : 145 =

0 : 145 =

0 : 145 =

0 : 145 =

33 =

33 =

33 =

33 =

33 =

33 =

60 – 40 =

60 – 40 =

60 – 40 =

60 – 40 =

60 – 40 =

60 – 40 =

23 =

23 =

23 =

23 =

23 =

23 =

52 - 5 =

52 - 5 =

52 - 5 =

52 - 5 =

52 - 5 =

52 - 5 =

32 + 18 =

32 + 18 =

32 + 18 =

32 + 18 =

32 + 18 =

32 + 18 =

62  + 12 =

62  + 12 =

62  + 12 =

62  + 12 =

62  + 12 =

62  + 12 =

Отметка

Отметка

Отметка

Отметка

Отметка

Отметка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План урока по теме "Дроби". 5 класс, УМК Мордкович А.Г.

План открытого урока по теме " ДРОБИ", 5 класс, УМК Мордкович А.Г....

Тема: Прямоугольный треугольник. (второй урок по теме «Прямоугольный треугольник»)

Тема: Прямоугольный треугольник. (второй урок по теме «Прямоугольный треугольник») Приложение Презентация Цели урока: •    сформировать понятия: прямоугольный треугольник, его кат...

Урок по теме: «Прямоугольный параллелепипед» 5 класс

Первый урок по данной теме. Конспект урока+презентация...

Открытый урок по теме: "Прямоугольные треугольники. Решение задач" для 7 класса

Презентация к открытому уроку по теме: "Прямоугольные треугольники. Решение задач"....

Урок по теме: "Прямоугольный треугольник. Свойства прямоугольного треугольника."

Первый урок по теме "Прямоугольный треугольник". Урок - исследование....

Урок геометрии 7 класс. Разработка, технологическая карта урока по теме " Прямоугольные треугольники и некоторые их свойства".

Разработка, технологическая карта урока по теме " Прямоугольные треугольники и некоторые их свойства"....

Урок геометрии 7 класс. Разработка и технологическая карта урока по теме : "Прямоугольные треугольники. Решение задач".

Разработка и технологическая карта урока по теме : "Прямоугольные треугольники. Решение задач"....