Урок по теме: "Прямоугольный треугольник. Свойства прямоугольного треугольника."
план-конспект урока по геометрии (7 класс) на тему

Гузь Татьяна Львовна

Первый урок по теме "Прямоугольный треугольник". Урок - исследование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya.pptx980.77 КБ
Файл hod_uroka.docx20.84 КБ
Файл zadanie_dlya_issledovaniya.docx17.33 КБ
Файл list_samootsenki.docx14.68 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Прямоугольные треугольники Свойства прямоугольных треугольников. Решение задач Учитель Гузь Т.Л. ГБОУ школа №3 Санкт-Петербурга

Слайд 5

Тест 1. Треугольник, у которого стороны имеют разные длины, называют А. прямоугольным В. равносторонним С . разносторонним

Слайд 6

1. Треугольник, у которого стороны имеют разные длины, называют А. прямоугольным В. равносторонним С . разносторонним

Слайд 7

2. Треугольник, у которого две стороны равны, называют А. равносторонним В. равнобедренным С . разносторонним

Слайд 8

2. Треугольник, у которого две стороны равны, называют А. равносторонним В. равнобедренным С . разносторонним

Слайд 9

3. Треугольники по виду углов различаются А . прямые, острые, тупые В. остроугольные, прямоугольные, тупоугольные С . равносторонние, разносторонние, равнобедренные

Слайд 10

3. Треугольники по виду углов различаются А . прямые, острые, тупые В. остроугольные, прямоугольные, тупоугольные С . равносторонние, разносторонние, равнобедренные

Слайд 11

4. Треугольник, у которого один угол прямой, называется А . прямосторонним В. прямоугольным С . разносторонним

Слайд 12

4. Треугольник, у которого один угол прямой, называется А . прямосторонним В. прямоугольным С . разносторонним

Слайд 13

5. Сумма внутренних углов треугольника равна А . 180° В. 280° С . 360°

Слайд 14

5. Сумма внутренних углов треугольника равна А . 180° В. 280° С . 360°

Слайд 15

6. Угол, смежный с внутренним углом треугольника называется А . внутренним В . внешним С . близким

Слайд 16

6. Угол, смежный с внутренним углом треугольника называется А . внутренним В . внешним С . близким

Слайд 17

7. Углы при основании равнобедренного треугольника А . равны 90° В . равны одному тупому углу С . равны

Слайд 18

7. Углы при основании равнобедренного треугольника А . равны 90° В . равны одному тупому углу С . равны

Слайд 19

8. Какой угол равен сумме двух внутренних углов, не смежных с ним А . тупой В . внешний С . внутренний

Слайд 20

8. Какой угол равен сумме двух внутренних углов, не смежных с ним А . тупой В . внешний С . внутренний

Слайд 21

Треугольник, который может быть равнобедренным, но не может быть равносторонним Треугольник, сумма двух углов которого равна 90° Треугольник, стороны которого имеют особые названия

Слайд 22

Прямоугольный треугольник А С В катет катет гипотенуза

Слайд 23

Исследование свойств прямоугольного треугольника

Слайд 24

Результаты исследования №1 Сумма острых углов прямоугольного треугольника равна 90°

Слайд 25

Результаты исследования №2 В прямоугольном треугольнике напротив угла в 30° лежит катет равный половине гипотенузы

Слайд 26

Результаты исследования №3 В прямоугольном треугольнике против катета, равного половине гипотенузы лежит угол равный 30°

Слайд 27

Физкультминутка

Слайд 28

Решение задач по готовым чертежам

Слайд 29

Задача №1 38 ° А С В Найти В

Слайд 30

Задача №2 Найти ВС 15 см 30 ° А С В

Слайд 31

Задача №3 Найти АС 4 см В А С 30 °

Слайд 32

Задача №4 А В С 42 см 84 см Найти С , угол А.

Слайд 33

Оценка за работу на уроке Баллы 20-19 18-15 14-10 9-0 Оценка 5 4 3 2

Слайд 34

Задание на дом 1. стр.75 п.35 Выучить доказательства свойств прямоугольного треугольника 2. стр. 80 №256, 257



Предварительный просмотр:

ГБОУ школа №3 Красногвардейского

р–на С-Петербурга

учитель математики Гузь Т.Л.

_____________________

Тема «Прямоугольные треугольники. Свойства прямоугольных треугольников. Решение задач» 8 класс.

( по линии Л. С. Атанасяна)

Цель:

- обучающая: узнать свойства прямоугольного треугольника, уметь применять эти свойства при решении задач; формировать представление о математике как о необходимой для каждого человека составляющей общих знаний о мире и понимание значимости математических знаний для активного использования человеком в быту, в профессиональной деятельности;

- развивающая: развитие логического мышления, математической речи, умение найти закономерности, делать выводы; развивать интерес учащихся к предмету через, использование исторического и познавательного материала;

- воспитательная: воспитывать взаимоуважение, доброжелательное отношение друг к другу,умение работать в группе; уважение к мнению других людей.

- коррекционные: расширять и обогащать словарный запас; учить детей давать полный ответ на вопросы учителя и грамотно выражать словами свои мысли.

Основные технологии и методы: технология проблемного обучения; словесные методы (рассуждение, обоснование своего мнения); исследовательские.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: мультимедийная презентация; листы для исследовательской работы; лист самооценки.

Ход урока:

I. Оргмомент (2 мин.) Учитель проверяет готовность учеников к уроку.

II. Основная часть (25 мин.).

ПРЕЗЕНТАЦИЯ (Слайд 1)

Учитель: Сегодня на уроке геометрии вам не понадобятся тетрадь и учебник. Вы будете работать индивидуально и в группе со своим соседом по парте. У каждого из вас на парте лежит лист самооценки в который вы внесете результаты своего труда и выставите себе оценку. В синей папке задания для вашей маленькой группы.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Мотивация

Учитель. В геометрии очень важно уметь смотреть и видеть, замечать и отмечать особенности геометрических фигур.

То, о чем мы с вами сегодня будем говорить на уроке геометрии, заинтересовало людей еще в VI веке до нашей эры.

Самая простая замкнутая прямолинейная фигура, одна из первых, свойства которых человек узнал еще в глубокой древности, т. к.  эта фигура всегда имела широкое применение в практической жизни.

Что вы видите на экране? Как связаны друг с другом эти, такие разные, изображения? Что их объединяет?

ПРЕЗЕНТАЦИЯ (Слайды 2 и 3)

Какая геометрическая фигура в основе всех этих вещей?

Это ТРЕУГОЛЬНИК

Вы уже немало знаете об этой фигуре.

  1. Актуализация знаний

Учитель: Предлагаю вам проверить ваши знания о треугольниках, выполнив тест. Отвечая на вопросы, вы вписываете букву верного ответа под номером задания.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ (Слайды 4-19)

Учитель: Давайте проверим ответы теста.

При проверке ответов повторяют определения по теме урока.

Учитель: Молодцы. Посчитайте и запишите свой итоговый балл в лист самооценки.

Учитель: Согласитесь, вы действительно много знаете о треугольниках. О чем же пойдет разговор сегодня? Вам помогут определить следующие утверждения.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ (Слайд 20)

  1. Треугольник, который может быть равнобедренным, но не может быть равносторонним
  2. Треугольник, сумма двух углов которого равна 90°;
  3. Треугольник, стороны которого имеют особенные названия.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ (Слайд 21)

Учитель: Правильно, это прямоугольный треугольник. Прямоугольный треугольник имеет замечательные свойства, которые вы узнаете, проведя исследовательскую работу. Работать вы будете в паре со своим соседом. Помогайте друг другу. Не забывайте – вы команда!

  1. Исследовательская работа

ПРЕЗЕНТАЦИЯ (Слайд 22)

Учитель: Учитель проходит по классу, дает пояснения к заданиям, если это необходимо.

Учитель наблюдает за работой учащихся. Просматривает получившиеся результаты. Корректирует их при необходимости.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ (Слайды 23-25)

Учитель: Давайте проверим какие выводы вы сделали , выполнив исследование.

Учитель: Молодцы. Строгое доказательство этих свойств вы самостоятельно изучите дома по учебнику. Посчитайте и запишите свой итоговый балл в лист самооценки.

  1. Физкультминутка

Учитель: А сейчас давайте немного отдохнем. Вы видите на стенах класса треугольники с номерами. Они помогут нам провести гимнастику для глаз.

Я буду называть вид треугольника, а вы находить соответствующий ему номер. Верных ответов может быть несколько.

Учитель: Мы отдохнули и теперь решим несколько задач, применив свойства прямоугольного треугольника.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ (Слайд 26)

  1. Первичное закрепление

ПРЕЗЕНТАЦИЯ (Слайды 27-30)

Учитель: Каким свойством прямоугольных треугольников мы можем воспользоваться для решения этих задач? Предлагаю вам решить задачи самостоятельно. Ответы внесите в лист самооценки.

Учитель: Проверим вашу работу.

Учитель: Молодцы. Давайте подведем итоги урока и оценим свою работу.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ (Слайд 31)

  1. Домашнее задание

ПРЕЗЕНТАЦИЯ (Слайд 32)

П.35 №256, 257, 260

  1. Рефлексия

  1. Учитель: Что заинтересовало вас на уроке, что удивило? Что понравилось больше всего? Пожалуйста заполните лист самооценки.

Учитель: Сдайте свои работы и листы самконтроля. Давайте обсудим, кто из вас сегодня за активную работу на уроке заслуживает  высокие оценки.

Учитель выставляет оценки.

Учитель: Спасибо за урок, ребята.

Отвечают:

Катафот – простейший уголковый отражатель. Устанавливается на заднем крыле велосипеда для того, чтобы «возвращать» свет автомобильных фар.

Опоры линий электропередач и мостов.

Дают определение треугольника.

Приступают к выполнению теста, заполняя бланки самоконтроля.

Осуществляют взаимопроверку ответов.

Записывают свои баллы.

Читают вопросы. Выдвигают свои предположения. Дают ответ: прямоугольный треугольник.

Получают листы с заданиями. Работают в парах. Ученики в группах думают, предполагают, высказывают своё мнение, обсуждают получившиеся результаты. Делают выводы о свойствах прямоугольного треугольника. Записывают свои выводы в листах с заданиями.

Рассказывают о полученных результатах и сделанных каждой парой выводах. Обсуждают их. Отвечают на вопросы учителя и одноклассников.

Заносят баллы за выполненную работу в лист самооценки.

Все ищут нужный треугольник и называют цифру, которой он обозначен.

Отвечают на вопрос учителя. Решают задачи. Вносят ответы в лист самооценки.

Устно объясняют ход решения.

Заполняют лист самооценки. Оценивают свою работу.

Записывают домашнее задание.

Обсуждают и оценивают свою работу. Сдают работы и листы самооценки.



Предварительный просмотр:

Задание для исследования №1

По рисунку найдите неизвестные углы. Заполните таблицу. Запишите вывод.

  1.                                                                                                                                        

2.                                                                     3.                                                                    

С

А

В

А + В

1

50°

2

25°

3

45°

Сделайте вывод о сумме острых углов прямоугольного треугольника.

Сумма острых углов прямоугольного треугольника ______________________________

____________________________________________________________________________

Задание для исследования №2

Измерьте катет напротив угла в 30° и гипотенузу. Заполните таблицу. Запишите вывод.

  1.                                                                                                                                                    

  1.                                                                                            

С

А

BC

AB

1

2

Сделайте вывод: какая взаимосвязь между сторонами прямоугольного треугольника, у которого один из острых углов 30°

В прямоугольном треугольнике напротив угла в 30° лежит________________________

_____________________________________________________________________________

Задание для исследования №3

Измерьте гипотенузу и меньший из катетов. Заполните таблицу. Запишите вывод.

  1.                                                                                                                                                    

  1.                                                                                            

С

BC (мм)

AB (мм)

A

1

2

Сделайте вывод: какая особенность у острого угла прямоугольного треугольника, в котором один из катетов равен половине гипотенузы.

В прямоугольном треугольнике против катета равного половине гипотенузы лежит______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Лист самооценки

Фамилия, Имя:

Тест

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

Общий балл

Ответ

Балл

0; 1

Исследовательская работа

№ задания

1

2

3

Общий балл

Балл

0; 2

Решение задач

№ задания

1

2

3

4

Общий балл

Балл

0; 1

Моя активность на уроке (обвести нужный балл)

Балл

0

1

2

Итоговый балл

Мое настроение на уроке (обвести нужное)

Лист самооценки

Фамилия, Имя:

Тест

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

Общий балл

Ответ

Балл

0; 1

Исследовательская работа

№ задания

1

2

3

Общий балл

Балл

0; 2

Решение задач

№ задания

1

2

3

4

Общий балл

Балл

0; 1

Моя активность на уроке (обвести нужный балл)

Балл

0

1

2

Итоговый балл

Мое настроение на уроке (обвести нужное)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические материалы для 7 класса к урокам геометрии по теме "Медианы, биссектрисы, высоты треугольника. Свойства равнобедренного треугольника".

Методические материалы содержат конспект к урокам по геометрии в 7 классе по теме "Медианы, биссектрисы, высоты трекгольника. Свойства равнобедренного треугольника"....

Урок геометрии 7 класс Некоторые свойства прямоугольных треугольников

Разработка и презентация к уроку геометрии по теме "Некоторые свойства прямоугольных треугольников"...

Конспект урока по математике по теме "Свойства прямоугольных треугольников" 7 класс

Данный урок предназначен для закрепления некоторых свойств прямоугольных треугольников, а также для показа их применения при решении задач....

Технологические карта урока геометрии по теме "Некоторые свойства прямоугольных треугольников. Решение задач". Геометрия. 7 класс

Технологическая карта урока геометрии 7 класса по теме "Некоторые свойства прямоугольных треугольников. Решение задач". Урок проведен в форме игры "Математические бои"....

Технологическая карта урока геометрии 7 класс " Применение свойств прямоугольных треугольников при решении задач."

Технологическая карта урока геометрии 7 класс по теме " Применение свойств прямоугольных треугольников при решении задач"...

Обобщающий урок по решению задач на свойства прямоугольного треугольника 7 класс

Данная презентвция развивает познавательную активность,творческие способности и интере к предмету, развивает логическое мышление ,умение сравнивать,анализировать,обобщать,решать проблемные ситуации,де...

Контрольная работа по теме "Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника. Решение прямоугольного треугольника", 8 класс.

Контрольная работа по теме "Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника. Решение прямоугольного треугольника", 8 класс....