«Эффективное использование цифровой образовательной среды на уроках математики»
учебно-методический материал

Неганова Ольга Викторовна

Интернет все больше входит в нашу жизнь. В эпоху общества информационных технологий государство заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны грамотно работать с информацией, самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_gmo_25.02.2021.docx202.41 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на городском семинаре

учителей математики

по теме «Эффективное использование цифровой образовательной

 среды на уроках математики»

(Слайд 1)

 Древняя китайская мудрость гласит:

«Расскажи мне -  и я забуду, покажи мне - и я запомню,

вовлеки меня – и я пойму».

Салман Хан,

руководитель Khan Academy – платформы для образования,

Всемирного сервиса для получения знаний.

Входит в список 100 самых влиятельных людей планеты:

 «В вихре информационной революции жизнь меняется с молниеносной скоростью, поэтому способность к творчеству и аналитическое мышление не являются больше дополнительными опциями, они более не роскошь, а средство выживания.

Слайд 2

Интернет все больше входит в нашу жизнь. В эпоху общества информационных технологий государство заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны грамотно работать с информацией, самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

Использование электронных образовательных ресурсов значительно облегчает и сокращает время подготовки учителя к уроку. Более того, дает возможность «конструировать» школьные уроки и другие учебные занятия, определяя их оптимальное содержание, формы и методики обучения; способствует организации учебного процесса не только в традиционно-урочной, но и в проектной, дистанционной формах обучения. Это особенно важно для обучения одаренных детей, детей с ограниченными физическими возможностями, детей, пропустивших большое количество занятий из-за болезни.

Слайд 3

Внедрение средств ИКТ в учебный процесс неразрывно связано с информационно-техническим оснащением образовательного учреждения. Сегодня существует достаточно большой набор средств информационных технологий, доступных школьному учителю. Мы в своем выступлении остановимся на одном средстве: использование в образовательном процессе Школьной Цифровой Платформы.

В Перечне поручений Президента РФ от 30.01.2019 читаем:

Правительству РФ с участием ПАО «Сбербанк» и АСИ принять решения:

а) о проведении в 2019/2020 учебном году апробации цифровой платформы персонализированного обучения, обеспечивающей реализацию индивидуальных траекторий обучения и оценки результатов, на базе организаций, реализующих программы основного общего образования, не менее чем в 5 субъектах РФ. Срок – июль 2019 г.

Были определены этапы работы:

2018-2019 учебный год

ПРОЕКТИРОВАНИЕ

РАЗРАБОТКА АЛЬФА-ВЕРСИИ ЦИФРОВОЙ ПЛАТФОРМЫ

ВНЕДРЕНИЕ ПМО В 3ШКОЛАХ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

2019-2020 учебный год

АПРОБАЦИЯ

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ И УСТАНОВКА АЛЬФА-ВЕРСИИ ЦИФРОВОЙ ПЛАТФОРМЫ

РАЗРАБОТКА КОНТЕНТА

АПРОБАЦИЯ ПМО В 5 РЕГИОНАХ, 15 ШКОЛ

2010-2021 учебный год

МАСШТАБИРОВАНИЕ

РАЗРАБОТКА, ВНЕДРЕНИЕ И МАСШТАБИРОВАНИЕ БЕТА-ВЕРСИИ ЦИФРОВОЙ ПЛАТФОРМЫ 100+ ШКОЛ

Слайд 4

С 1 сентября 2019 года наша школа приступила к апробации персонализированной модели образования (ПМО) с использованием школьной цифровой платформы.

Научным руководителем программы «Цифровая платформа для персонализированного образования в школе» является Елена Ивановна Казакова, доктор педагогических наук, профессор ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»

Слайд 5

Когда мы с детьми начали осваивать персонализированную модель образования, то в первую очередь установили общие правила работы, был создан, так называемый, Кодекс взаимодействия. В последствии, при переходе на дистанционное  обучение, данный кодекс был трансформирован применительно к ситуации. Обучающиеся были ознакомлены со структурой  построения модуля, учились ставить учебные цели и производить отбор заданий под поставленные цели.

(Переход на платформу)

Образовательный процесс строится по модульному принципу. Основную работу обучающийся выполняет в классе в своем индивидуальном темпе. Нет строгого деления на классную и домашнюю работу. Обучающийся всегда может вернуться к заданию, в котором допущены ошибки, и выполнить его заново. Ориентация на цели, выбор учебных целей, уровня их достижения самим обучающимся – системообразующий фактор ПМО. Все это положительно влияет на мотивацию обучающегося.

.

Выстраивая логику модулей, разработчики продумывали, как постепенно, от класса к классу, развивать математические и геометрические способности. Материалы Платформы можно по-разному соединять с работой по учебникам: — можно дополнять учебники и программу заданиями модулей; — можно создавать свои модули и задания, если вам привычно двигаться в своей логике, опираясь лишь на часть материалов Платформы; — можно отказаться от учебника и работать целиком по модулям Платформы  — их хватит для полноценного изучения математики, алгебры, геометрии в 5–9-х классах; — можно свободно менять программу модулей, переставлять их местами, брать что-то из других классов, добавлять свои модули.

(Показываем работу учителя с планом, как элементом рабочей программы учителя)

Что важно? Во-первых, у модулей Платформы есть пересечения со всеми ведущими УМК. Во-вторых, мы понимаем, что цель изучения математики, алгебры, геометрии в школе — не «вызубрить все формулы, определения, теоремы», а научиться понимать и анализировать, применять полученные знания в повседневной жизни, создавать и творить новое.

Цифровая платформа позволяет учителю как использовать готовый модуль, так и добавлять свой материал в модуль или полностью создать свой модуль Учитель может создать авторский модуль на школьном уровне и работать по нему, для этого можно сделать копию существующего модуля на ШЦП и внести в него необходимые правки.

Слайд 6

Раздел мы называем модулем, и в ПМО именно модуль, а не урок  является основной дидактической единицей. Как правильно спланировать изучение того или иного модуля учителю, чтобы предоставить детям возможность двигаться к цели в своем темпе? Для этого составляется Карта модуля.   В отличие от ежедневных планов-конспектов и технологических карт уроков, технологическая карта модуля пишется одна для нескольких уроков. Учебный модуль содержит основных 4 компонента: мотивирующий этап, этап планирования, этап реализации и этап подведения итогов. 

(Пример технологической карты модуля «Проценты», 5 класс)

Каждый модуль начинается с мотивирующего и проблемного задания. Мотивирующие задания позволяют обучающимся понять зачем изучать данный модуль, увидеть его связь с ключевыми идеями, определить свою готовность к изучению модуля. Кто-то из учеников сможет ответить на поставленный вопрос сразу, для кого-то это будет сделать сложно. Учитываются все мнения учащихся, но при этом никогда не говорим, кто из учеников прав. В момент дискуссии мы выясняем какие дополнительные знания надо получить, чтобы мы могли однозначно ответить на поставленную проблему. И обязательно в конце модуля, подводя итоги, с учащимися возвращаемся к проблемному вопросу. Как правило, практически все обучающиеся в этом случае уже могут дать правильный ответ на этот вопрос. Задания в модуле формируем по целям обучающихся:

 (Смотрим фрагмент урока: постановка учебных целей)

(Работаем с модулем)

Задания внутри модуля разбиты на уровни:

Уровень 1.0 служит в основном для информирования и диагностирования обучающихся и ориентирован на освоение цели уровня 2.0.

Уровень 2.0 – это уровень простейшего понимания. Задания данного уровня подобраны таким образом, чтобы при решении обучающийся показал свое понимание изучаемого материала и его применение на базовом уровне.

Уровень 3.0 – целевой уровень. Учащиеся должны уметь анализировать и применять изученное к различным примерам. Синтез нескольких простых элементов.

Уровень 4.0. На этом уровне обучающийся показывает умение исследовать, проектировать, переносить достигнутые образовательные результаты в другую область. Применение знаний в практических ситуациях. На данном уровне обучающийся демонстрирует углубленные знания и умения за пределами содержания изучаемой темы, применяет полученные знания в новом контексте.

Большой плюс в данной модели, что разработчики предусмотрели различные формы оценивания выполнения заданий: самопроверка учащимся по ключам, проверка учителем, автоматическая проверка, проверка работы одноклассником.

– Задания базового уровня проверяются автоматически, и учителю не нужно тратить на это время, он может уделить больше внимания оценке проектных и творческих заданий, обратной связи для ученика.

Важно, что задания на автопроверку формируются таким образом, что их нет в знаменитых ГДЗ (готовые домашние задания, популярные ресурсы в интернете, где есть ответы на задачи из популярных учебников.— это позволяет с высокой степенью уверенности делать вывод об освоении ребёнком базового материалы.

- Проверка работ по ключам дает учащимся возможность проверить свои работы самостоятельно, увидеть свои ошибки и провести работу над ними.

- На платформе представлены задания для взаимопроверки. Учащийся самостоятельно выбирает кому отправить работу на проверку.

- Проверка учителем.

На платформе предусмотрена обратная связь с учителем.

Использование платформы, как инструмента персонализированного образования, комбинированного обучения позволяет уделять обучающимся более индивидуальный подход, чем обычно дает традиционное обучение.

Стоит отметить, что цифровая платформа - инструмент персонализированной модели образования, ее можно использовать не на каждом уроке.

Сочетание модулей по математике и разнообразие задач в них обеспечивает необходимую степень гибкости и свободы учеников в отборе учебного материала, что делает возможным персонализированное образование в условиях классно-урочной системы.

На платформе учащийся не работает целый урок. Работа с цифровой платформой строго регламентируется нормами САНПиН.

Часть урока учащийся занят самостоятельной работой по индивидуальному маршруту.  При этом учитель организует работу детей и мониторинг учебной деятельности.

(показываем на платформе как отслеживается выполнение заданий)

Наличие индивидуального учебного маршрута не означает, что учащийся находится на уроке без внимания, а если необходимо, помощи учителя.

На уроках мы предоставляем ученикам возможность к взаимодействию.  А задания в модуле подбираются таким образом, чтобы их выполнение предусматривало коммуникацию между учениками. Здесь и работа в парах, группах, осуществление взаимопроверки или взаимопомощи, решение исследовательских и проектных задач.

Хочется остановиться на такой форме работы, как парковка идей

(Смотрим фрагмент урока)

 Парковка идей, проводимая в конце урока или на этапе подведения итогов модуля, также способствует развитию коммуникативных навыков, критического мышления и эмоционального интеллекта. Парковка идей — рефлексивная техника, представляющая собой письменное выражение идей, предложений, вопросов, озарений и выводов учеников, родителей. «Парковка идей» позволяет ученикам высказать свое мнение, а учителю — получить обратную связь, корректировать преподавание в соответствии с предложениями или объяснить детям, почему конкретное предложение не удастся реализовать.

Парковка идей: визуализируется на большом листе бумаге или досках и располагается на видном месте в классе таким образом, чтобы каждый имел к нему доступ, куда можно наклеивать стикеры Лист флипчарта или доска делится  на 4 поля.

К каждой области прикрепляется стикер с ответом на вопрос:

+  Что у меня получается хорошо?

Δ  Что хотелось бы изменить и сделать иначе?

?  Какие у меня есть вопросы?

!  Что я сегодня узнал/узнала?

●Что у меня сейчас получается хорошо?

●Что хотелось бы поменять и сделать иначе?

●Какие у меня есть вопросы?

●Что я сегодня удивительного узнал(а)?

Вы можете придумать для каждого вопроса знаки и визуализировать их.

Например +, Δ, ?, !.

Для оценки работы в группе учащимся предлагается Чек-лист

Работа в группах

 Самооценка

+/-

Взаимооценка

+/-

 Я  всегда активно участвовал во  всех заданиях группы (пары).  

 

Он всегда участвовал во всех заданиях группы (пары).  

Я брал на себя руководство группой в случае необходимости, чтобы мы создали хорошую работу

 

Он брал на себя руководство группой в случае необходимости, чтобы мы создали хорошую работу.  

 

 Я внимательно выслушал то, что говорили (предлагали) другие члены группы.  

 

Он внимательно выслушивал то, что говорили (предлагали) другие члены группы

 

Я подавал группе правильные ответы.  

 

 Он давал группе правильные ответы.  

 

Я работал не только индивидуально, но и совместно с другими членами группы.  

 

 Он  работал не только индивидуально, но и совместно с другими членами группы.  

 

 Я выполнял не только свое задание, но и помогал другим.    

 

Он выполнял не только свое задание, но и помогал другим.  

 

Я общался с членами моей группы с уважением, даже если был не согласен с ними.  

 

Он общался с членами группы с уважением, даже если был не согласен с ними.  

 

Какие же преимущества платформы мы видим?

В заключении хотелось отметить, что как и у многих образовательных платформ, так и у ШЦП есть свои достоинства и недостатки. Но платформа постоянно совершенствуется, исправляются ошибки, меняется содержание заданий.

Используя активно в своей работе цифровые ресурсы, мы в то же время глубоко убеждены в том,  что никакой цифровой сервис не сможет заменить учителя, эта профессия остро востребована сейчас и останется такой в будущем. Да, у нас появляется множество дополнительных ресурсов для обучения и источников информации, но роль учителя главная, только он может направлять ребёнка, прививать ему любовь к саморазвитию, обеспечивать, несмотря ни на что, получение им полезных навыков.

И в заключение хотелось бы сказать «Учитель школы востребован временем только тогда, когда он сам на острие этого времени». Удачи всем нам на этом пути!.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание и эффективное использование цифрового образовательного ресурса учителя английского языка

Цифровой образовательный ресурс – это инструмент, без которого невозможен труд учителя, стремящегося к повышению качества знаний учащихся, отвечающего требованиям современной педагогики, запроса...

Эффективное использование цифровых образовательных ресурсов на уроке английского языка

Эффективное использование цифровых образовательных ресурсов на уроке английского языка...

Использование компьютерных технологий на уроках математики с целью повышения эффективности урока

Использование компьютерных технологий на уроках математики с целью повышения эффективности урока...

Эффективное использование цифровых образовательных ресурсов на уроке английского языка.

В работе рассматривается роль ИКТ в обучении иностранному языку на современном этапе, виды ИКТ, преимущества использования цифровых образовательных ресурсов при обучении иностранному языку,этапы...

Эффективность использования цифровых образовательных ресурсов на уроках русского языка и литературы

В своей работе автор статьи изучает электронные и цифровые образовательные ресурсы, определяет их значение и роль для учителя и обучающихся в соответствии с задачами, которые ставит перед государством...

Эффективное использование цифровых образовательных ресурсов на уроках иностранного языка в условиях традиционной системы и при организации дистанционного обучения

Режим социальной изоляции, связанный с пандемией COVID-19, оказал существенное влияние на образование в целом и обучение иностранным языкам, в частности. Использование дистанционных форм работы явилос...