Реализация системно-деятельностного подхода для развивающей образовательной среды на уроках математики.
статья
«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились
самостоятельно, а учитель руководил этим
самостоятельным процессом и давал для него материал»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
realizatsiya_sist.-deyat._podhoda_na_urokah_matematiki.docx | 31.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация системно-деятельностного подхода для развивающей образовательной среды на уроках математики.
«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились
самостоятельно, а учитель руководил этим
самостоятельным процессом и давал для него материал»
К.Д. Ушинский
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы.
Перед современным учителем в условиях внедрения новых образовательных стандартов стоит задача использовать системно-деятельностный подход в обучении школьников. Реализация деятельностного подхода на уроке заставляет учителя перестроить свою деятельность, уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые знания. Именно ученики являются главными «действующими героями» на уроке. И, безусловно, их деятельность на уроке должна быть осмыслена и значима: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал. Но для математиков так было всегда. Такое обучение встроено в наш предмет. Чем лучше мы учим детей решать конкретные уравнения, чем больше даем им технических умений, тем труднее им решать задачи нестандартные и новые. Ученики пасуют перед новым. Эту проблему можно решить, если формировать универсальные учебные действия. Если у ученика сформирована «стратегия поиска ошибок», он сможет разобраться в любой жизненной ситуации, он сможет критично оценить свои действия, самостоятельно расставить приоритеты и определить цели. Сегодня, чтобы быть успешным, ребёнок, кроме определённой суммы знаний, умений, навыков, должен овладеть умением самостоятельно планировать, анализировать, контролировать свою деятельность, самостоятельно ставить перед собой новые учебные задачи и решать их. Всему этому ученик может научиться на уроке. А учитель должен соответствующим образом организовать учебную деятельность, создать условия для превращения ребёнка в субъекта, заинтересованного в самоизменении и способного к нему. Требования к уроку при реализации системно-деятельностного подхода:
∙ Самостоятельная работа учащихся на всех этапах урока.
∙ Учитель выступает в роли организатора, а не информатора.
∙ Обязательная рефлексия учащихся на уроке.
∙ Высокая степень речевой активности учащихся.
Требования к учителю:
∙ Чётко и точно формулирует задания.
∙ Не даёт новые знания ученикам в готовом виде.
∙ Не комментирует ответы учеников и не исправляет их, предлагая это сделать самим ученикам.
∙ Не повторяет то, что уже сказали ученики.
∙ Предугадывает затруднения учеников и меняет по ходу урока задание, если дети не смогли его выполнить с первого раза.
∙ Подбирает комплексные задания.
Деятельностный подход на уроках осуществляется через: 1. Моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях. 2. Использование активных и интерактивных методик. 3. Участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности. 4. Вовлечение учащихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность, а также проектную деятельность – обеспечивающих свободный поиск эффективного, отвечающего индивидуальности ребёнка, подхода к решению задачи.
В процессе применения инновационных технологий происходит формирование и развитие всех видов универсальных учебных действий учащихся, поскольку в основе лежит системно-деятельностный подход, являющийся основой разработки стандартов второго поколения
В своей работе постоянно пытаюсь найти ответ на вопрос «Как учить?» Как учить детей, чтобы они могли в дальнейшем самостоятельно развиваться, были готовы к решению многих задач, которые приготовит им жизнь. Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников? Как вовлечь учеников в образовательный процесс? Как научить учиться? Эти вопросы ежедневно задает себе каждый учитель. Понятно, что решить данные проблемы, опираясь только на традиционную классно-урочную систему нельзя. Пришло время изменить подход к обучению, в центре которого должен стоять не учитель, а сам ученик. Ориентируясь на современные требования к процессу обучения, я часто задумываюсь о том, как построить урок так, чтобы каждый ребёнок продвинулся в развитии . Поэтому хороший современный урок – это, время когда ученик познаёт себя, делает открытия, ищет верные решения, сомневается, радуется, это кусочек его жизни, это урок, проводимый по системе Л. Занкова.
Только грамотное использование различных способов обучения позволит создать условия, которые будут побуждать самих школьников к получению знаний.
На уроках я решаю с учениками следующие задачи:
- способствую эффективному накоплению каждым учеником собственного личного опыта;
- развиваю творческие способности;
-применяю системно-деятельностный подход;
- предлагаю разноуровневые учебные задания и формы работы,
- осуществляю личностно-ориентированную направленность;
- помогаю ученику самостоятельно планировать свою деятельность;
- побуждаю детей к самооценке, анализу и исправлению ошибок.
Чем более разнообразна структура урока тем эффективнее дети включаются в учебную деятельность и тем она результативнее.
В своей работе я применяю различные методы работы в зависимости от уровня мотивации класса.
Так в 5-6 классах я даю задания на исправление преднамеренных сделанных ошибок в решении, на восстановление частично стертых записей. Неописанная фраза. Недорешенная задача, недоказанное условие в задаче стимулирует работу учащихся.
Задания со сменой установки помогает мне на уроке не только проверить знания детей по теме, но и развивать зрительную память, быстроту реакции, внимание. В таких случаях я говорю, что будет выполняться тест, проверяющий и развивающий зрительную память. Детям надоедают одни и те же слова: " Решим задачу, выполним упражнение и т.д." Я меняю формулировку задания, зная, что кроме развития памяти одновременно проверяю качество усвоения программного материала. Суть приёма в следующем: на доске заранее пишу задание (несколько чисел, фигур). Учащимся предлагаю запомнить их в том же порядке. Затем задание убираю, а дети должны постараться ответить на вопросы учителя устно или письменно. Например, 52; 0; 45; 248; 1941.
1. Сколько всего чисел?
2. На каком месте стоит число, которое не является натуральным?
3. На каком месте стоит трёхзначное число?
4. Назовите первое число.
5. Какому историческому событию соответствует последнее число?
Ведущей целью школьного математического образования является интеллектуальное развитие и формирование качеств мышления учащихся, необходимых для полноценной жизни в обществе. В то же время увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься еще и над тем, как поддержать у детей интерес к изучаемому материалу и их активность на протяжении всего урока. Среди различных активных методов обучения я использую игровую деятельность. Часто на уроках использую занимательный и исторический материал, задачи повышенной сложности для сильных ребят
Часто в работе на уроках практикую взаимопроверку. Определение и объяснение ошибки сильными учащимися. Я считаю, что когда один ученик объясняет материал другому, у обоих происходит более глубокое понимание темы (речь идет о темах повторения)
Есть темы, изучение которых проходит интереснее, если ученики сами выделяют круг вопросов, позволяющих её изучить. Выделенные главные этапы изучения новой темы помогают осознать ученикам цель урока. С этого момента начинается творческий настрой.
Например, после объявления темы «Измерение углов», ученикам предлагаю решить: «На какие вопросы мы должны сегодня дать ответ?». Они поставили следующие проблемы: 1. Что значит измерить угол? 2. Как измерить? 3. Чем будем измерять? 4. Какие единицы измерения углов есть? Отвечая на эти вопросы, ученики учатся отстаивать свою точку зрения, привыкают более требовательно относиться к услышанному и результатам своего труда.
Известный учёный-педагог А. И. Маркушевич писал, что человек, не воспитывающийся на сказках, труднее воспринимает мир идеальных стремлений, что благодаря сказкам ребёнок начинает отличать реальное от необычного. Поэтому иногда в качестве домашнего задания на выходные, на каникулы предлагаю сочинять математические сказки. Особенно нужны сказки в 5-6 классах. Они готовят к изучению курса геометрии, которая требует развитого воображения, умения обдумать предложенную ситуацию. Сказки часто помогают понять, чем живёт твой ученик, о чём думает. Сказка позволяет ворваться на урок выдумке, творчеству. А самое главное, дети учатся быть добрыми, справедливыми. Сама по себе сказка – непривычное явление на уроках, тем более при изучении математики Сказка всегда вызывает у ребёнка радость и интерес.
Сказка «Две прямые». Жили-были две прямые. Поспорили они, кто первый добежит до бесконечности. И побежали. Бегут-бегут и никак добежать не могут. Вот столкнулись, пересеклись и побежали в разные стороны искры-лучи из точек пересечения.
Для меня в процессе обучения важным моментом является постановка перед обучающимися маленьких проблем: «Что бы это значило?». Без проблемной составляющей урока личностно–ориентированного образования не бывает. Проблема – это всегда препятствие. Преодоление препятствий – движение, неизменный спутник развития.. В своей педагогической деятельности при структурировании лично-ориентированного урока организую проблемную ситуацию, формирую проблему, при этом в случае необходимости оказываю ученикам необходимую помощь в решении проблем и осуществляю проверку этих решений, при этом даю возможность учащимся сопоставить решение каждого, выполнить самоанализ правильности решения. Приведу пример фрагмента урока в 6 классе «Решение уравнений». На доске приведено решение уравнения, где допущена умышленная ошибка:
(3х+7)∙2-3=17;
(3х+7)∙2=17-3; (умышленная ошибка)
3х+7=7;
х=0.
Естественно, при поверке ответ не сходится. У них и в мыслях нет, что учитель может допустить такую грубую ошибку. В результате все до единого решают самостоятельно данное уравнение и с восторгом находят ошибку, которую я допустила.
Рассмотрим следующий пример. Можно предложить учащимся прочитать определение параллелограмма. Призыв: «Вдумайтесь!» - для большинства бесполезен. Чтобы в действительности побуждать учащихся к вдумчивому чтению, создадим проблемную ситуацию. Прочитайте в учебнике определение прямоугольника и установите, можно ли его видоизменить таким образом: «Параллелограмм, у которого есть прямой угол, называется прямоугольником».
При системно-деятельностном подходе учащиеся овладевают умением формулировать и анализировать факты, работать с различными источниками, выдвигать гипотезы, осуществлять доказательства правильности гипотез, формулировать выводы, отстаивать свою позицию при обсуждении учебной деятельности и при этом главная роль отводится формированию ключевых компетентностей обучающихся: предметных, метапредметных, личностных. Важной составляющей математической компетентности обучающихся является сформированность универсальных учебных действий (УУД), овладение которыми происходит в контексте разных учебных предметов и, в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения , включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться.
Успешность формирования УУД зависит от многих факторов, один из них: благоприятная развивающая образовательная среда, созданная учителем. И сегодня очень актуально звучат слова В.П. Вахтерова о том, что «образован не тот, кто много знает, а тот, кто хочет много знать, и умеет добывать эти знания. Он подчеркивал исключительную важность мыслительных умений школьников – умения анализировать, сравнивать, комбинировать, обобщать и делать выводы; «важность умения пользоваться приемами научного исследования, хотя бы и в самой элементарной форме.
В известной японской пословице сказано: «Налови мне рыбы – и я буду сыт сегодня; научи меня ловить рыбу – так я буду сыт до конца жизни».
Урок, основанный на принципах системно – деятельностного подхода прививает такие навыки учащимися, которые дают возможность использовать их при последующем обучении и в дальнейшей жизни.
В результате такого урока у учащихся формируются универсальные
учебные действия:
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая его с реальными жизненными целями и ситуациями. Это творческие задания, имеющие практическое применение, участие в проектах, подведение итогов урока
Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.
Например такие задания, найти отличия, поиск лишнего, цепочки, лабиринты, составление и распознавание диаграмм, работа с разными видами таблиц, работа со словарями
Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Это, например составить задание партнеру, составить отзыв на работу товарища. Полготовить рассказ на тему…, объясни…, групповая работа по составлению кроссворда
Регулятивные учебные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.
Например, такие как нахождение преднамеренных ошибок, взаимоконтроль, диспут
Большинство личностно – ориентированных технологий обучения направлены на развитие универсальных способностей учащихся. От выпускников современной школы требуется умение решать ряд актуальных проблем, вызванных динамикой развития нашего общества. Выпускник, по сути, должен обладать множеством компетенций, таких как самоопределение, целеполагание, принятие решений, умение вести диалог, умение работать в команде и т.д. Одной из основных таких компетенций является рефлексия, те есть осознание смысла, способа собственной деятельности, объективная оценка своих результатов, обнаружение проблем. Чаще всего провожу рефлексию в конце урока, организую эвристическую беседу, используя вопросы на восстановление исполненной деятельности, критическое отношение к ней. Предлагаю оценить результаты и ответить на следующие вопросы:
- Что вы ожидали от урока и что получилось (не получилось)?
- Какие этапы урока вы считаете более удачными и почему?
- Перечислите в порядке убывания основные проблемы и трудности, которые вы испытали во время урока? Какими способами вы их преодолевали.. Рефлексивную деятельность можно проводить на различных этапах урока, организуя рефлексивные паузы.
Итак, важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является ориентация на результаты образования на основе системно – деятельностного подхода. Результаты должны продемонстрировать сами дети в созданных для них условиях. Задача учителя – помочь детям найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себя людьми. А как говорил К.Д.Ушинский «Только творческий учитель, личность может воспитать такого же ученика»
Литература
1. Брошюра «Федеральные Государственные Образовательные стандарты»; Просвещение, 2011г. стр.3
2. Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе http://festival.1september.ru/articles/527236 /
3. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г., стр. 9-11
4. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 - №4. - С18-22.
5. Сухов В.П. Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников. СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация системно-деятельностного подхода в образовательном процессе. Использование проектного обучения и ИКТ на уроках химии и во внеурочное время как средство активизации мыслительной деятельности обучающихся
Работа по использованию проектного обучения и ИКТ на уроках химии как средства активизации мыслительной деятельности обучающихся охватывает период с сентября 2012 года по сентябрь 2015 год....
Применение нового педагогического инструментария при реализации системно-деятельностного подхода на уроках математики
В статье приводятся ряд приемов работы на каждом этапе урока....
Формирование адаптивной образовательной среды на уроках математики через призму здоровьесберегающих технологий
Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном пространстве, проявлять свои творческие способности, а учителю э...
Презентация мастер - класса «Компетентностно - орентированные задания в структуре современного урока как средство реализации системно – деятельностного подхода на уроках математики».
laquo;Компетентностно - орентированные задания в структуре современного урока как средство реализации системно – деятельностного подхода на уроках математики» В современных ус...
«Построение образовательной среды на уроках математики»
Образовательное пространство – это та самая развивающая среда, которая предоставляет ребенку всестороннее развитие, и она представлена многоступенчатой системой связей и отношений, направленных на осу...
«Эффективное использование цифровой образовательной среды на уроках математики»
Интернет все больше входит в нашу жизнь. В эпоху общества информационных технологий государство заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны грамотно работать с информацией, самостоятельно, ...
Использование инновационных технологий смешанного обучения «Ротация станций» и «Перевернутый класс» в условиях цифровой образовательной среды на уроках математики
Данная работа представляет собойметодическое пособие прежде всего для учителей математики, но будет полезна и преподавателям других предметных областей. Работа выполнена на основе опыта разработ...