План-конспект урока математики в 6 классе по теме "Осевая симметрия"
план-конспект урока по математике (6 класс) на тему
Урок объяснения нового материала в 6 классе по учебнику А.Г.Мордковича
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_6.docx | 35.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
План-конспект урока математики в 6 классе
«Осевая симметрия»
Составитель: учитель математики
Мурылева М.В.
Городской округ Орехово-Зуево
2013 г.
Цель урока: ввести понятие симметрии, познакомить с видами симметрии, дать определение осевой симметрии, показать применение симметрии в жизни.
Задачи:
- обучающие: создать организационные и содержательные условия для формирования умений учащихся строить симметричные точки и симметричные фигуры относительно прямой (оси симметрии), определять симметричны ли точки (фигуры) или нет, формировать навыки самостоятельного приобретения знаний;
- развивающие: развитие логического мышления, умения сопоставлять, сравнивать, анализировать, делать выводы;
- воспитательные: воспитание трудолюбия, целеустремлённости, любви к предмету.
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в группах.
Необходимое техническое оборудование:
- компьютер, мультимедийный проектор, устройство для воспроизведения звука
(колонки);
- раздаточный материал;
- презентация Microsoft PowerPoint.
Структура и ход урока.
1.Организацинный момент.
Приветствие. Мотивация (самоопределение) к деятельности. Сообщение целей и задач урока.
2.Повторение изученного материала.
Тесты на сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел с последующей проверкой в парах. (Слайд)
3.Изучение новой темы.
Учитель: Трудно найти человек, который не имел бы хоть какого-то представления о симметрии. Мы живём с Вами в прекрасном гармоничном мире. Нас окружают предметы, которые радуют глаз. Всё живое в природе обладает свойством симметрии
Симметрия! Я гимн тебе пою!
Тебя повсюду в мире узнаю.
Ты в Эйфелевой башне, в малой мошке,
Ты в ёлочке, что у лесной дорожки
С тобою в дружбе и тюльпан, и роза
И снежный рой, творение мороза.
Итак, тема урока «Осевая симметрия»
Эпиграфом к уроку будут служить слова немецкого математика Г. Вейля:
«Симметрия – это идея, с помощью которой человек веками пытался объяснить и создать порядок, красоту, совершенство» (Слайд)
Существует 3 вида симметрии: осевая, центральная, зеркальная. Сегодня на уроке мы познакомимся с осевой симметрией, симметричными фигурами, будем учиться строить симметричные точки и симметричные фигуры относительно прямой.
С симметрией вы уже встречались на уроках окружающего мира, ИЗО, трудах, мтематики и даже русского языка. Симметрия – слово греческого происхождения, в переводе звучит как «гармония». А в словаре С.И. Ожегова написано: «Симметрия – соразмерность, пропорциональность в расположении частей чего-нибудь.
3. Усвоение новых знаний. Чтобы лучше усвоить новую тему проведем эксперимент.
Моделирование с помощью нелинованной бумаги.
- Возьмите в руки лист бумаги, проведите на нем прямую, перегните лист по этой прямой и проткните его иглой.
- Разверните лист и обратите внимание на полученные точки.
- Такие точки называют симметричными относительно проведенной прямой.
- Внимательно рассмотрите полученную вами модель.
- Мысленно повторите проделанные действия.
- Продолжим работу с полученной моделью.
- Проведите прямую через две симметричные точки.
- Как расположены проведенная прямая и линия сгиба? (Перпендикулярно)
- Проверьте свое предположение с помощью угольника.
- Как расположены точки? (На одинаковом расстоянии до линии сгиба)
- Проверьте свое предположение с помощью линейки.
- Каким образом можно построить точку, симметричную данной относительно проведенной прямой, не прибегая к перегибанию? (Можно провести через данную точку прямую, перпендикулярную заданной прямой, и по другую сторону от нее отметить точку – на том же расстоянии от прямой, что и данная точка.)
- Микропаузы при утомлении глаз:
- ϖ Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на такое же время. Повторять 6-8 раз.
ϖ Быстро моргать в течение 10-12 секунд.открыть глаза, отдыхать 10-12 секунд. Повторять 3 раза.
ϖ Исходное положение: сидя, закрыть веки, массировать их с помощью легких круговых движений пальца. Повторять в течении 20-30 секунд. - Дальше продолжаем слушать новый материал.
- Две точки А и А' плоскости называются симметричными относительно прямой с, если эта прямая проходит через середину отрезка АА' и перпендикулярна к нему. Каждая точка прямой c считается симметричной самой себе.
- Соответствие, при котором каждой точке А сопоставляется симметричная ей относительно прямой с точка А', называется осевой симметрией. Прямая с называется осью симметрии.
- Две фигуры F и F' называются симметричными относительно оси с, если каждой точке одной фигуры соответствует симметричная точка другой фигуры.
- Фигура F называется симметричной относительно оси с, если она симметрична сама себе.
- Примем без доказательства, что при симметрии прямые переходят в прямые, причем сохраняются расстояния и углы.
- Представление об осевой симметрии дает перегибание листа бумаги. При этом линия сгиба будет осью симметрии, а каждая точка листа совместится с симметричной точкой.
- В природе оси симметрии имеют листья деревьев, лепестки цветов, бабочки, стрекозы и многое другое. (Слайд)
- 4. Решение задач.
- Задание 1. Учащимся демонстрируется вырезанный из бумаги прямоугольник. Требуется указать оси симметрии этой фигуры.
- Учитель, перегибая прямоугольник, показывает, как проходят его оси симметрии. Затем он изображает прямоугольник на доске и проводит оси симметрии. Такие демонстративные методы способствуют лучшему усвоению материала.
- Аналогичное задание учащиеся выполняют с такими геометрическими фигурами, как ромб, квадрат, правильный треугольник, равнобедренный треугольник, круг, и обсуждают, какую из этих фигур можно назвать «самой симметричной».
- Задание 2. Решение упражнений из учебника: №310(а), 311(а).
- Задание 3. Нарисуйте от руки фигуру, симметричную
- одной из данных относительно вертикальной оси (рис. 3).
- Класс делится на две команды. Каждый участник эстафеты выходит к доске и делает изображение, симметричное одной фигуре из тех, что предложены его команде. Выигрывает та команда, которая первая справится без ошибок со всеми своими заданиями.
- Команда победит, если каждый ее участник не только выполнит свое построение, но и проверит работу своих товарищей – вдруг где-то вкралась ошибка, тогда ее нужно будет исправить.
- Дополнительное задание. На доске изображена ломаная АВС и прямая m (рис. 2). Требуется построить ломаную, симметричную ломаной АВС относительно оси m.
- Один из учащихся выполняет построения у доски, по ходу
- комментируя свои действия: «Сначала строю точку,
- симметричную точке А; затем строю точку, симметричную
- точке В. Точка С лежит на оси, значит, она симметрична
самой себе. Последовательно соединяю построенные IX.
5. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Вопросы учащимся:
- Как построить точку, симметричную данной относительно проведенной прямой, не прибегая к перегибанию? (Можно провести через данную точку прямую, перпендикулярную заданной прямой, и по другую сторону от нее отметить точку – на том же расстоянии от прямой, что и данная точка.)
- Что необходимо помнить при выяснении симметричности фигур относительно прямой? ( Равенство симметричных фигур, равноудаленность фигур от прямой, расположение фигур относительно прямой.)
Учитель: Докажите, что Вы не просто присутствовали на уроке
У Вас есть 3 смайлика. Покажите смайлик, отражающий результат урока лично для вас.
6. Домашнее задание.
- № 310 (б, в), 311 (б).
Дополнительно № 319
Творческая работа: сделать симметричные фигуры своими руками: склеить, нарисовать, сделать аппликацию и т.п.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока математики в 6б классе по теме «Решение уравнений» в рамках методической недели МБОУ «Гимназия №12» г. Белгорода
Разработка урока по математике 6 класс...
План-конспект к уроку математики на тему: "Применение производной к исследованию функции на монотонность, экстремумы"
План-коснпект к уроку математики в 11 классе на тему: "Применение производной к исследованию функции на монотонность, экстремумы". Решение задач на нахождение наибольших и наименьших значений фун...
Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке
В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...
План-конспект открытого урока математики в 6 классе коррекционной школы "Сложение и вычитание смешанных чисел"
План-конспект урока + Презентация...
План - конспект открытого урока математики в 6 классе по теме "Координатная плоскость"
Данная разработка предназначена для проведения урока открытия новых знаний в 6 классе по теме "Координатная плоскость".Структура урока соответствует требованиям ФГОС....
Урок математики 7 класс адаптивной школы "Симметрия"
Разработка современного урока математики в адаптивной школе по теме Симметрия", 7 класс....
План-конспект открытого урока в 8 классе по 1 теме "Schön war es im Sommer" Thema der Stunde: " Планы на отдых у молодёжи разные."
1. Учить читать короткие тексты с полным пониманием прочитанного и определять содержание текста с ситуацией. ...